Не хочу кашу кричит коля и отталкивает от себя тарелку

Страниц: 101

Глава 1 Психическое развитие детей от рождения до года 1
Контрольные вопросы и задания 13
Темы рефератов 13
Тестовые задания 13
Глава 2 Психическое развитие детей от года до 3 лет 13
Контрольные вопросы и задания 36
Темы рефератов 37
Тестовые задания 37
Глава 3 Психическое развитие детей дошкольного возраста 38
Темы рефератов и курсовых работ 87
Тестовые задания 87
Словарь терминов 89
Литература 97
Приложение 1 Закономерности успешного общения 98
Приложение 2 Рекомендации родителям 101

Только взрослые могут помочь ребенку в решении его задач. Здесь им необходимо проявить мудрость и чуткость, любовь к детям и не стараться демонстрировать свою принципиальность, настойчивость и силу.

Сила взрослого в пластичности, гибкости, в умении руководить активностью ребенка. Не надо обращаться с малышом так, будто он взрослый.

! Если не сможет взрослый направить активность ребенка в нужное русло, лучше ничего не сказать, а миролюбиво промолчать.

2.74

? Проанализируйте действия взрослых.

? Правильно ли оценивают взрослые поведение Вареньки, ее сестренки?

? Какие черты характера могут сформироваться у девочки в данной ситуации?

Решение. Взрослые неправильно оценивают поведение Вареньки и ее сестры. У Вареньки могут сформироваться жадность, эгоизм, стремление переложить свою вину на другого. А у сестры – чувство ревности, отрицательное отношение к сестренке и взрослым.

! Поведение взрослых, их взаимоотношения с близкими и знакомыми, отношение к незнакомым людям – образец для подражания детей.

2.75

? Дайте психологический анализ поведения мамы.

Решение. Робость малышей – явление распространенное. Можно даже сказать, что это закономерная стадия детского развития.

Спустя какое–то время малыш понемногу будет освобождаться от опеки мамы, расширять свое индивидуальное пространство, приобретать социальный опыт.

! С робкими, боязливыми детьми родителям надо быть неторопливыми, спокойными, терпеливыми, поощрять их самостоятельность и активность.

2.76

? Проанализируйте поведение бабушки.

? Назовите причину такого поведения Коли.

? Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста?

Решение. Такая позиция бабушки вызывает у внука дух противоречия (стремление все сделать наоборот). При общении с трехлетним ребенком взрослые часто испытывают трудности из–за упрямства малыша. Проявление упрямства, негативизма в основном направлено против тех взрослых, которые за ним ухаживают. К другим взрослым или к своим сверстникам негативное отношение малыш проявляет редко.

! Необходимо изменить способы общения взрослого с ребенком: постараться понять его, предоставить ему разумную самостоятельность.

2.77

Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова

Детская психология: от рождения до школы

Психическое развитие детей от рождения до года

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:

♦ определять уровень развития ребенка до 1 года;

♦ создавать условия для правильного развития ребенка;

♦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.

Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

? Назовите причину данного явления.

Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.

Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

? Объясните это явление.

? Как в этом случае должна мама одевать малыша?

Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.

Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.

Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.

Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.

Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.

Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?

? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?

Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.

Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?

Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша

на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.

? Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?

Решение. Нет, не все равно. Новорожденный ребенок, еще не отделяющий себя от матери, находит у нее под грудью абсолютное убежище, защиту от всех несчастий, что постепенно формирует у малыша уверенность в окружающем мире, в матери и в самом себе.

Появление молочной бутылочки, пустышки полностью меняет процесс формирования сознания ребенка, замещая опыт общения с человеком на опыт общения с предметом. Ребенок постарше, получая в качестве утешения пустышку, а не материнскую грудь, находится на пути разобщения с близкими людьми, на пути усугубления одиночества. Кроме того, соска заставляет ребенка уйти в себя и отвлечься от окружающего мира, что замедляет его психическое развитие.

Ситуация. В большинстве семей родители создают для детей до 3 лет режим наибольшего благоприятствования: занимаются гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание) и физическим здоровьем своих малышей, предоставляют им множество игрушек.

хочу кашу”, – кричит Коля и отталкивает от себя тарелку. “Может быть, картошки поешь?” – услужливо спрашивает бабушка. “Хочу картошки”, – кричит Коля. Бабушка подает ему картошку, но внук снова отталкивает тарелку, кричит и не ест. Проанализируйте поведение бабушки. Назовите причину такого поведения Коли. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста? Решение. Бабушка своим действием способствует развитию у

внука негативизма (стремления все сделать наоборот). При общении с трехлетним ребенком взрослые часто испытывают трудности из-за упрямства малыша. Проявление упрямства, негативизма в основном направлено против тех взрослых, которые за ним ухаживают. К другим взрослым или к своим сверстникам негативное отношение малыш проявляет редко. Необходимо изменить способы общения взрослого с ребенком. Тактичное поведение,

предоставление ребенку разумной самостоятельности могут смягчить поведение малыша. 4.76 Ситуация. Яна \3 г.\ не хотела поделиться игрушкой \ совочек \ со сверстницей. Бабушка пыталась напомнить ей как было ей неприятно, когда приятель не давал ей покататься на велосипеде. Надеясь вызвать чувство сострадания к сверстнице бабушка напомнила то состояние обиды и как может тоже обидно девочке, которой она не дала совочек. Внучка

сказала,что она помнит свою обиду. И также обидно твоей подружке ,сказала бабушка. На что Аня ответила: “Ну и что”. Хотя в общем девочка Аня общительная и добрая. Проанализируйте эту ситуацию с точки зрения развития самооценки детей трёх лет. Решение Трёхлетний ребёнок не может ещё осознавать состояние другого и переносить своё состояние на другого. Формирование чувства эмпатии проходит длительно и непросто. Об этом должны

помнить взрослые, имеющие дело с 3 –х летними детьми. 4.77 Ситуация. Мама говорит сыну, что нельзя брать в рот снег. А малыш, зная это, продолжает это занятие и, хитро улыбаясь, говорит: “Моззя, моззя”. Чем объяснить такое поведение ребенка? Решение. В подобных реакциях ребенка на просьбу родителей проявляется стремление к самостоятельности, желание быть как взрослые. Дети специально проделывают то, что им запрещают наиболее

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема 9. Психологические аспекты развития речи дошкольников.

Развитие речи существенно перестраивает деятельность и все психические процессы ребенка. Речь лежит в основе развития знаково-символической функции сознания. С помощью речи ребенок познает общественно исторический опыт, самого себя, осваивает социальные способы взаимодействия, овладевает собственным поведением.

Вопросы для подготовки

Подготовительный этап развития речи ребенка.

Развитие функций и форм речи у ребенка дошкольника.

Речь и её роль в преобразовании психики ребенка.

Активная, пассивная речь. Функции речи: сигнификационная, коммуникативная, эмоциональная, регулирующая, обобщающая. Формы речи: автономная, ситуативная, контекстная, монологическая, диалогическая, объяснительная, эгоцентрическая. Знаково-символическая функция сознания.

1. Подберите примеры, иллюстрирующие особенности познавательной и речевой деятельности ребенка раннего возраста. Дайте объяснение этим особенностям.

2 . Проанализируйте ситуацию.

Мише (1 г. 3 м.) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его жел ание.

Как влияет такое поведение матери на развитие речи ребенка?

3 . Проанализируйте ситуацию.

Объясните это явление с учетом особенностей развития речи ребенка. Можно ли на основе этого говорить об одаренности ребенка?

4 . Проанализируйте пример и ответьте на вопросы.

Как называется такая речь? Как вы определили? Какие признаки данного вида речи Вы знаете? Является ли она возрастной особенностью дошкольников?

5 . Проанализируйте ситуацию.

Правильно ли поступает бабушка, повторяя в речи ошибки произношения ребенка?

6 . В виде логической схемы раскройте роль речи в преобразовании психики ребенка.

Библиограф ический список

Арушанова А. Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. № 9, 1993.

Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. Под ред . М.И. Лисиной. М., 1985.

Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

Тема 1 0. Развитие личности ребенка раннего возраста.

Идентификация и обособление являются механизмами становления социализации и индивидуализации личности, которые представлены в диалектическом единстве противоположностей. Уже на ранних этапах развития у ребенка стихийно складываются или сознательно конструируются взрослыми ситуации отождествления себя с близким взрослым или отделения от него при проявлении самостоятельности.

Начало раннего детства характеризуется отсутствием волевого поведения. Эмоции (аффекты) ребенка слиты с его желаниями и побуждают его к действию. При этом поведение малыша связано с конкретной ситуацией.

На протяжении раннего возраста, при овладении предметной деятельностью, ребенок начинает различать правильность (или неправильность.) совершаемых действий. На этой основе начинает складываться произвольность поведения, которая освобождает ребенка от давления наличной ситуации. Решающим условием произвольного поведения является развитие речи. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевой инструкции взрослого.

Ребенок раннего возраста очень эмоционален. Легко заражается эмоциями взрослого или сверстника (синтония). Волевая регуляция преобразует эмоции малыша: от непроизвольных к произвольным; от неустойчивых к устойчивым. Устойчивость и осознанность эмоций изменяет поведение ребенка, дает начало развитию социальных чувств. Развиваются чувства любви и привязанности, чувства гордости и стыда, познавательные и нравственные чувства.

Вопросы для подготовки

Идентификация и обособление как механизмы социализации и индивидуализации личности.

Характеристика личности ребенка раннего возраста. Развитие элементов самосознания.

Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка раннего возраста.

4. Психологическая сущность кризиса развития в раннем возрасте и особенности его проявления у детей. Новообразования кризиса. Психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми раннего возраста в кризисный период их развития.

Личность. Идентификация. Интериоризационная, экстериоризационная идентификация. Обособление. Подражание. Социализация. Индивидуализация. Самосознание. Я-концепция. Образ-Я. Автономия. Самостоятельность. Синтония. Рефлексия. Произвольность. Произвольное поведение. Мотив. Симптомы кризиса. Негативизм. Непослушание. Упрямство. Настойчивость. Своеволие. Деспотизм. Притязание на признание. Самооценка

1 На основе изучения периодической психологической литературы (за последние 5 лет) выполните аннотацию научной статьи, посвященной исследованию психики ребенка раннего возраста. Обратите внимание на методики, используемые автором для изучения психических особенностей ребенка.

2 .Что лежит в основе поведения 3-х летних детей в данном примере?

Никита перевернул маленький коврик и сел на него. Тут же Настя, Дима и Катя подбежали и сели на этот коврик, стали бить ногами. Потом Дима встал на четв ереньки, в руки взял по кубику, пошёл кубиками, а ноги подтягивал. Никита тут же подхватил такой способ передвижения. Потом к ним присоединилась Катя.

3 . Проанализируйте пример и ответьте на вопросы.

Дайте характеристику действий ребенка. Взаимодействие каких психических процессов наблюдается в данном случае?

4 . Проанализируйте пример и ответьте на вопросы.

О какой возрастной особенности свидетельствует этот факт? Какое значение имеет данное событие в формировании личности ребенка?

Чем объяснить такое поведение ребенка?

6 . Проанализируйте следующий пример и ответьте на вопросы.

Назовите причину такого поведения ребенка. Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста?

8 . Дайте психологическое обоснование поведению ребенка в следующем примере.

Миша (4 г. 5 мес.) только что поделился гостинцем с Витей, а сейчас уже отн имает у него игрушку.

9 . Какие личностные новообразования возникают у ребенка в период кризиса трех лет?

10 . Как изменяется отношение к себе и взрослому у ребенка в период кризиса?

11 . Какие новообразования появляется в предметной деятельности ребенка к 3-м годам?

12 . Подумайте и дайте предложения а) по развитию самостоятельности у детей раннего возраста; или б) по предотвращению конфликтов кризисного поведения ребенка раннего возраста.

Библиограф ический список

Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие.- Ярославль,1998.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1979.

Бережковская Е. О кризисах в развитии детей // Дошкольное воспитание. 1991. -№ 3.

Выготский Л.С. Кризис 3-х лет. Ранний возраст. Собр. соч. Т.4. М., 1982.

Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопр. психол. - 1987. - №5.

Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. –Л.: Истоки, 1978.

Захаров А.И., Харчев А.Г. Развитие личности ребенка. М., 1982.

Модина А.И.Развитие эмоций у детей раннего возраста. – М.: Педагогика,1971.

Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М., 1985.

Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., 1994.

Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1991.

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 3

Тема 1 1. Дошкольный возраст. Развитие деятельности ребенка.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, т.к. в этой деятельности зарождаются новообразования возраста. Игра является особой, социальной по происхождению и содержанию деятельностью.

Зарождается игровое действие в ходе овладения предметными действиями. Но уже в раннем детстве действия становятся условными, а их результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры. В сюжетно-отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. Ребенок вовлекает в игру предметы-заместители, действия обобщаются и отделяются от предмета, ребенок стремится действовать самостоятельно, начинает развиваться взаимодействие со сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в дошкольном детстве. Д.Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, что центральным компонентом её выступает роль и связанные с нею действия. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В ролевой игре дети отражают многообразие окружающей действительности, что и становится сюжетом ролевой игры. Наряду с сюжетом, ролевая игра имеет свое содержание, т.е. то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. В ролевой игре дети воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

В старшем дошкольном возрасте особую роль приобретают игры с правилами, которые имеют особое значение в развитии психики ребёнка.

Особую роль в психическом развитии ребенка имеют продуктивные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность. Кроме развития познавательной сферы данные виды обеспечивают творческое, эмоциональное и нравственное развитие, развитие адекватной самооценки и самосознания в целом.

Трудовая деятельность и учение требуют организации и руководства со стороны взрослых. В целом деятельность дошкольника начинает обретать целеполагающий и планомерный характер. Произвольность в поведении и мотивационной сфере обеспечивает удержание цели и достижение результата деятельности.

Вопросы для подготовки

1. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста.

Игра и её признаки. Виды игр. Развитие игровой деятельности дошкольников.

Структурные элементы сюжетно-ролевой игры. Развитие сюжетно-ролевой игры.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Продуктивные виды деятельности, их роль в психическом развитии ребенка.

6. Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте.

7. Трудовая деятельность, её особенности в дошкольном детстве, и значение для развития психики ребенка.

8. Особенности общения ребенка в дошкольном возрасте.

Основные п онятия

Игра. Самостоятельные и организованные игры. Образная игра. Режиссёрская игра. Сюжетно-ролевая игра. Игры с правилами: подвижные и дидактические. Структурные элементы сюжетно-ролевой игры: содержание, роль, действия, правила. Тема и сюжет игры. Ролевые и реальные отношения. Игрушка. Действия замещения. Предметы-заместители.

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Элементы учебной деятельности: познавательные интересы, умения учиться. Учебная задача. Начальные формы трудовой деятельности. Формы общения со взрослым: внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Формы общения со сверстником: ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Межличностные отношения.

? Какой должна быть реакция психолога на такую просьбу?

Должны быть подвергнуты анализу: возрастные особенности, частота и интенсивность проявлений упрямства. Также психологу понадобится выяснить, когда и в каких ситуациях ребенок упрямится, становится несговорчивым, что предшествует этому. Ведь ребенок через выражение несогласия может заявлять о своих желаниях.

? Проанализируйте действия мамы.

? На какие качества развивающейся личности ребенка опирается мама?

Решение. Мама поступает правильно. Она опирается на такие качества развивающейся личности ребенка, как проявление самостоятельности, основанной на осознании ребенком своих возможностей, на его стремлении стать большим, хорошим и получить признание взрослых.

? Проанализируйте действия мамы.

? Как отражается на поведении ребенка оценка его действий взрослыми, их отношение к тем или иным поступкам малыша?

Решение. Мама поступает правильно, поощряя стремление сына самоутвердиться. Положительные оценки взрослых помогают развить у ребенка самостоятельность и активность.

! Помогайте ребенку самоутверждаться в его умениях.

– Оля, давай я тебя одену?

Бунт? Но бунт – это желание добиться чего–то большего, а в данном случае – свидетельство пробуждения новых потребностей ребенка 3 лет. Он переживает прилив собственных сил и возможностей, а это предпосылки роста, развития малыша.

Родители чаще всего не испытывают восторга от своего бунтующего ребенка, от его упрямства, непослушания, и это понятно: ведь родители сталкиваются с реальными трудностями воспитания, они в растерянности.

? Как родители должны строить свои взаимоотношения с ребенком в кризисный период 3 лет?

Решение. Главная трудность для взрослых заключается в том, что ребенок упорно сопротивляется их воздействию, используя весь запас своей жизненной активности. Налицо главное противоречие: ребенок полон сил и активности, восторженно переживает свои новые возможности, что является естественным для его нормального развития, но при столкновении с окружающим миром встречается с препятствиями и активным ограничением взрослыми его возможностей (например, нельзя бегать, когда кто–то отдыхает, и т. д.).

Перед родителями встает трудная задача – осознать и принять позицию собственного ребенка как особую, не совпадающую с позицией взрослого. Упрямство и негативизм малыша – это испытание для всех: и для ребенка, и для родителей. Ребенок настроен отвоевать свое психологическое пространство, и родители должны с пониманием отнестись к этой возрастной задаче развития малыша.

Только взрослые могут помочь ребенку в решении его задач. Здесь им необходимо проявить мудрость и чуткость, любовь к детям и не стараться демонстрировать свою принципиальность, настойчивость и силу.

Сила взрослого в пластичности, гибкости, в умении руководить активностью ребенка. Не надо обращаться с малышом так, будто он взрослый.

! Если не сможет взрослый направить активность ребенка в нужное русло, лучше ничего не сказать, а миролюбиво промолчать.

? Проанализируйте действия взрослых.

? Правильно ли оценивают взрослые поведение Вареньки, ее сестренки?

? Какие черты характера могут сформироваться у девочки в данной ситуации?

Решение. Взрослые неправильно оценивают поведение Вареньки и ее сестры. У Вареньки могут сформироваться жадность, эгоизм, стремление переложить свою вину на другого. А у сестры – чувство ревности, отрицательное отношение к сестренке и взрослым.

! Поведение взрослых, их взаимоотношения с близкими и знакомыми, отношение к незнакомым людям – образец для подражания детей.

? Дайте психологический анализ поведения мамы.

Решение. Робость малышей – явление распространенное. Можно даже сказать, что это закономерная стадия детского развития.

Спустя какое–то время малыш понемногу будет освобождаться от опеки мамы, расширять свое индивидуальное пространство, приобретать социальный опыт.

! С робкими, боязливыми детьми родителям надо быть неторопливыми, спокойными, терпеливыми, поощрять их самостоятельность и активность.

? Проанализируйте поведение бабушки.

? Назовите причину такого поведения Коли.

? Как предотвратить такое поведение у детей раннего возраста?

Решение. Такая позиция бабушки вызывает у внука дух противоречия (стремление все сделать наоборот). При общении с трехлетним ребенком взрослые часто испытывают трудности из–за упрямства малыша. Проявление упрямства, негативизма в основном направлено против тех взрослых, которые за ним ухаживают. К другим взрослым или к своим сверстникам негативное отношение малыш проявляет редко.

! Необходимо изменить способы общения взрослого с ребенком: постараться понять его, предоставить ему разумную самостоятельность.

? Проанализируйте эту ситуацию с точки зрения развития самооценки детей 3 лет.

Решение. Трехлетний ребенок не может еще осознавать состояние другого и переносить на него свое состояние. Формирование чувства эмпатии проходит длительно и непросто. Об этом должны помнить взрослые, имеющие дело с трехлетними детьми.

Вопрос. Что является основой эмпатийного общения?

Ответ. Основой эмпатийного общения является:

♦ умение слышать партнера, отмечать, что сказано и как;

♦ наличие положительных установок к собеседнику;

♦ развитие внимания, памяти и особенностей воображения.

Вопрос. Чем определяется развитие эмпатийных способностей?

Ответ. Развитие эмпатийных способностей определяется:

♦ условиями, в которых воспитывается человек;

♦ числом содержательных коммуникативных связей человека в семье;

♦ культурными традициями той среды, в которой вырос человек.

Вопрос. Как развивается эмпатия в процессе взросления человека?

Возрастные особенности процесса развития эмпатии



Но когда Дима смотрел на маму, то четко видел холодные, отстраненные глаза, и голос ее тогда казался ему суровым. Мальчик ощущал какую–то тревогу.

? Как влияет на личность ребенка такое противоречивое поведение матери?

Решение. У Димы возникал внутриличностный конфликт как результат противоречия между позитивным содержанием, которое он слышит из уст матери, и тем, что он видит неприятное выражение ее лица. Противоречия и несовпадение проговариваемого и демонстрируемого ребенок чувствует и при наблюдении за действиями и поступками матери. Эта противоречивость может выражаться и в том, что когда–то она – спокойная и любящая, все понимает и все прощает, а иногда – нервная, отчужденная, ничего понимать и прощать не хочет.

? Чем объяснить такое поведение ребенка?

Решение. В подобных реакциях ребенка на просьбу родителей проявляется стремление к самостоятельности, желание быть взрослым. Дети специально проделывают то, что им запрещают наиболее близкие взрослые: бабушка, мама.

Это явление называется кризисом 3 лет. Кризис 3 лет пройдет, но связанные с ним изменения (отделение себя от окружающих и сравнение с ними) – важный шаг в развитии ребенка.

Ситуация. Мама научила сына Вадика (2,5 года) надевать шапочку. Но сын не довольствуется только этим. Он то надвигает шапочку на глаза, то задвигает на макушку, а сам смотрит на взрослого и смеется.

? В чем смысл ориентированных на взрослого действий ребенка?

! Игры в непослушание взрослый должен воспринимать с пониманием. Постоянные запреты и наказания способствуют продолжению шалостей и возрастанию степени их изобретательности.

? С каким явлением в развитии ребенка связано поведение Нины?

? Какова роль взрослого в этот период развития ребенка?

Решение. Поведение девочки – характерный пример кризиса 3 лет, который выражается в стремлении ребенка делать то, что делают взрослые.

В данном случае маме следовало включиться в игру и вместе с дочкой сварить кашу. Мама должна понимать, что удовлетворение потребностей ребенка в ранний период может быть только в игре.

! Взрослый должен поощрять разумную самостоятельность и активность ребенка.

? Знает ли Митя, что такое стыд?

? Есть ли с рождения у ребенка чувство вины?

? Чувство вины, которое не связано со страхом наказания, – первый признак пробуждения совести. Совесть, без сомнения, – великое благо.

? Какова должна быть тактика поведения взрослого?

! Если малыш вынужден действовать вопреки указаниям взрослого, то у него может сформироваться чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь.

? Объясните поведение девочки.

? Проведите психологический анализ данной ситуации.

Решение. К 3 годам обычно проявляются признаки негативизма. Надя учится оценивать ситуацию в свою пользу. Она так хочет!

? Как повлияет на формирование психики Миши такая позиция его мамы?

Решение. Поведение Миши – проявление кризиса 3 лет. Позиция его мамы лишь усугубляет кризисное состояние Миши, ведет к непослушанию, может снизить его активность, самооценку, ограничить его самостоятельность. Но и вседозволенность может также способствовать формированию у него упрямства, даже агрессивности и злобы.

! Усугубляет кризис 3 лет отсутствие единых последовательных требований со стороны взрослых.

? С чем связана агрессивность ребенка?

Решение. Полное отсутствие агрессивности – скорее недостаток, чем достоинство. Агрессивность обычно связана с активностью, напористостью. А это необходимо для познания окружающего мира, достижения результатов, защиты, конкуренции. Поэтому нужно беспокоиться по поводу правильного эмоционального развития ребенка тогда, когда агрессия становится немотивированной, беспричинной. А причин такой агрессии может быть много. Вот ряд из них.

♦ Малыш видит, как бьют, добиваясь послушания. Он понял, что, ударяя владельца игрушки, можно ею завладеть.

♦ Ребенок, не владея каким–либо умением (петь, рисовать, строить и т. д.), может разрушать что–либо, например постройку. Такими действиями ребенок привлекает к себе внимание.

♦ Малыш завидует сверстнику, обладающему красивой игрушкой. В такой ситуации ребенок отнимает игрушку не для того, чтобы играть с ней, а для того, чтобы бросить, сломать. Тем самым он уничтожает превосходство сверстника.

♦ В семье нет четкой линии поведения мамы, определенной стратегии воспитания. Отсюда – непредсказуемость реакций малыша. Например, когда мама пытается просто поправить воротник куртки, то ребенок бьет ее по руке. Откуда ему знать, что последует за первым ее движением – шлепок или ласка?

? Как реагировать на детские вспышки агрессивности?

Сам малыш пока (до 4–5 лет) не способен анализировать свои переживания. Нельзя добиться того, чтобы ребенок не испытывал агрессии. С ней надо не бороться, а направлять агрессию в другое, полезное русло.

! Учите малыша выражать словом то, что он чувствует.

Ситуация. Петя (2 года) рвет газету, которую папа еще не прочитал. Увидев это, папа сразу же отнял у сына газету, да еще и прочитал нотацию о том, что этого делать нельзя.

? Дайте психологическое обоснование поступка папы.

? Как следовало бы поступить в данной ситуации?

Решение. В данном случае нужно было дать мальчику старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать газету, в ребенке подавляется очень важный импульс – интерес, стремление к деятельности.

Если вы не можете предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить, почему этого делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но услышит ноту доброжелательности в вашем голосе, и это на него подействует положительно.

! Не оставляйте малыша наедине со своими переживаниями.

Ситуация. Митя (2 года) не умеет считать. Но мама учит его узнавать время по часам.

? Правильно ли делает мама?

! Жизнь ребенка должна проходить по четко установленному распорядку. Порядок в жизни – порядок во всем.

Ситуация. Соня (2 года 3 месяца) любит детские телепередачи. Мама регулярно смотрит с ней телевизор, чтобы лучше знать интересы дочери, установить более тесный контакт с ней.

? Какую еще положительную роль играет телевидение в жизни ребенка?

? Правильны ли действия мамы?

? Какими должны быть действия мамы в этом случае?

Вопрос. Каковы основные положения овладения ребенком активной речью?

Ответ. Основные положения можно сформулировать таким образом.

2. Развитие речевого слуха столь значимо, что именно речевые звуки, как приоритетные, ребенок выделяет из музыки и из всех шумов окружающего мира.

3. Дети любой национальности заговорят на том языке, на котором общаются в их младенчестве с ними взрослые.

4. Можно предположить (согласно исследованиям ученых), что ребенок генетически предрасположен к своему родному языку (языку своего народа, своей национальности).

5. Если в семье взрослый будет говорить на двух языках (например, мать на украинском, а отец на английском и т. п.), то ребенок овладеет двумя языками одновременно.

а) освоение родного языка является для ребенка сложнейшим процессом;

б) успешность зависит от физиологического и социального факторов: здоровой нервной системы ребенка и целенаправленного развивающего общения со взрослым.

? Какие критерии должны быть использованы в воспитании детей?

Решение. Ориентирами в воспитании должны быть конкретные случаи, их последствия и оценки, а не общие призывы. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.

Ситуация. Коля (3 года) мешает сверстнику Саше играть. Он отбирает у него игрушки. Одна воспитательница говорит ему, что он плохой и жадный мальчик. Другая же обращает внимание Коли на то, как хорошо играл Саша, затем она советует играть вместе, сказав, что вдвоем будет веселее и интереснее.

? Проанализируйте действия воспитателей.

Решение. Первая воспитательница не права в том, что заострила внимание на отрицательных моментах в поступке Коли, которые впоследствии могут проявиться в качестве его поведения со сверстниками.

Подход второй воспитательницы к решению проблемы предпочтительнее, так как она обратила внимание Коли на игру Саши, заинтересовала его, отвлекла от негативного настроя, создала доброжелательную атмосферу.

Ситуация. Ребенок постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора. Поступить хорошо, так, как требует взрослый, – нравственно, но при этом нужно в чем–то отказать себе. А поступить плохо – безнравственно, но зато можно удовлетворить свое желание.

? Как воспитывать ребенка так, чтобы он, сталкиваясь с необходимостью выбора, поступал правильно?

Решение. Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Нельзя учить его быть добрым, не проявляя самому это качество.

Нужно помогать ребенку поступать нравственно:

а) с помощью прямых оценок;

б) с помощью косвенных оценок, сравнивая с поступками героев сказок, литературных произведений.

Легче осуществлять нравственный выбор в игре. В игре ребенок наиболее самостоятелен:

♦ сам выбирает, во что будет играть;

♦ сам действует в соответствии с замыслом и своей фантазией.

Насильственное вмешательство взрослого в игру лишает ребенка радости от нее.

? Какое обращение вы выберете как наиболее предпочтительное и почему?

Решение. Предпочтительнее второе обращение, так как на первое ребенок не сможет ответить что–либо вразумительное. Второе же обращение напоминает ему о правилах поведения.

? Почему то, что с точки зрения Саши хорошо, с точки зрения мамы плохо и наоборот?

? Как должна была повести себя мама в этой ситуации?

Решение. Взгляд на одни и те же вещи, явления субъективен. Каждый из субъектов воспринимает их по–своему, вкладывая при этом свой смысл. Так и в этой ситуации. С точки зрения Саши, построить железнодорожную станцию – прекрасная идея, интересная игра. А с точки зрения мамы, главное – порядок, который должен быть в комнате.

Мама должна была посмотреть на ситуацию с позиции сына, его интересов. Стена непонимания между ребенком и родителями возникает уже с детского возраста. Если мама продолжит в том же духе, то все, что ребенку будет интересно, он будет делать втайне от нее.

Читайте также: