Поговорка хлеб и каша наша

Пословицы и поговорки о хлебе говорят о его ценности, важности. Хлеб в народе — это кормилец, без хлеба не обходится кушанье. Слагал русский народ пословицы и поговорки также про щи, кашу.

Был бы хлеб, а каша будет.

Хлеб в пути — не тягость.

Хлебом люди не шутят.

Горох да репа — животу не укрепа.

Горох — не рябина, а все едино.

Поел бы редьки, да зубы редки.

Репу есть — невеликая честь.

За обедом хлеб — всему голова.

Без труда хлеб не родится никогда.

Аппетит приходит во время еды.

Кашу маслом не испортишь.

Хлеб — всему голова.

Хлеб да вода — крестьянская еда.

Хлеб на ноги ставит, а вино валит.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска.

Хлеба не ест, вина в рот не берёт, а завсегда сыт и пьян живёт.

Хлеба нет — друзей и не бывало.

Хлебал бы молоко, да рыло коротко.

Хлебом не корми, только с печи не гони.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

— Хлеб, да соль!
— Ем да свой, а ты рядом постой.

Человек хлебом живёт, а не промыслом.

Что нам хлеб — были бы пироги.

Щи да каша — пища наша.

Щи хоть кнутом хлещи: пузыри не вскочат, брюха не обкормят.

Щи — хоть портянки полощи.

Без отрубей хлеба не бывает.

— русская пословица, означающая: 1) Основной пищей на Руси были щи (суп) и каша 2) Мы люди простые, едим только простую пищу.

"Щи да каша — мать наша"

"Где щи да каша, там и место наше"

Действительно, основной пищей на Руси были первое блюдо (щи) и второе блюдо — каша.

На изображении Вы видите посуду, которую часто использовали на Руси. Сосуд состоит из двух спаянных горшочков. В один наливали щи, а в другой кашу. Сосуд использовался чтобы в нем доставить еду работникам на пашню.

Щи да каша пища наша

Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 определяет щи, как — жидкое кушанье, суп с рубленой капустой. Разновидностей щей было много. Только в вышеупомянутом словаре указаны — Кислые щи (из квашеной капусты); Свежие щи (из свежей капусты); Зеленые щи (из шпината, щавеля и т. п.); Ленивые щи; Суточные щи и т.д.

Самыми вкусными на Руси считались суточные щи, которые долго готовили, а потом замораживали. Считалось, что после заморозки щи становятся "ядреными" — приобретают более острый вкус. Зимой щи замораживали и в таком виде брали с собой в дальнюю дорогу. В дороге щи разрубали топором и разогревали. К щам на Руси подавали хлеб, сметану, крутую гречневую кашу, крупеники и ватрушки с творогом.

Щи на Руси появились в 9 веке, когда в к нам завезли капусту из Византии. Щи стали популярными у русских людей, так как их разновидность — пустые щи, широко использовалась во время христианского поста.

Щи часто упоминаются в русских пословицах. Так, в книге "Пословицы русского народа" (1853 г.) В.И. Даля указаны пословицы:

"Для щей люди женятся, а от добрых жен постригаются", "Для щей люди женятся, а для мяса (во щах) замуж идут" (раздел "Жених - Невеста").

"Твоя воля во щах (т. е. хозяина)" (раздел "Гость - Хлебосольство")

"Жгуча крапива родится, да во щах уварится" (раздел "Забота - Опыт")

"Что мне чины, коли во щах нет ветчины?" (раздел "Звания - Сословия")

"Лук добр и к бою и во щах (игра слов)" (раздел "Помощь - Кстати")

Примеры

"Внизу была столовая, где подавался за пятнадцать копеек в два блюда мясной обед — щи и каша, бесплатно раз в день давали только чай с хлебом. "

В романе "Гипсовый трубач, или конец фильма" перефразировал пословицу на вариант советского периода - "Хлеб да каша - пища наша", назвав так 12-ю главу.

"Многие люди проходили по коридору мимо Ипполита Матвеевича, но от них пахло табаком, или водкой, или аптекой, или суточными щами."

"— При господах лучше было, — говорил старик, мотая шелк. — И работаешь, и ешь, и спишь, все своим чередом. В обед щи тебе и каша, в ужин тоже щи и каша."

"Горшков не водится в хозяйстве Григория, а два чугунчика, для щей и каши, постоянно проживают в печи, или по крайней мере с шестка не сходят."

"В батарейной палубе привешиваются большие чашки, называемые "баками", куда накладывается кушанье из одного общего, или "братского", котла. Дают одно блюдо: щи с солониной, с рыбой, с говядиной или кашицу; на ужин то же, иногда кашу. Я подошел однажды попробовать. "Хлеб да соль", - сказал я. Один из матросов, из учтивости, чисто облизал свою деревянную ложку и подал мне. Щи превкусные, с сильною приправой луку. Конечно, нужно иметь матросский желудок, то есть нужен моцион матроса, чтобы переварить эти куски солонины и лук с вареною капустой - любимое матросами и полезное на море блюдо. "Но одно блюдо за обедом - этого мало, - думалось мне, - матросы, пожалуй, голодны будут". "А много ли вы едите?" - спросил я. "До отвалу, ваше высокоблагородие", - в пять голосов отвечали обедающие. В самом деле, то от одной, то от другой группы опрометью бежал матрос с пустой чашкой к братскому котлу и возвращался осторожно, неся полную до краев чашку."

Пословицы о каше будет интересно почитать всей семье. Каши на Рузи занимали почетное место и были включены в ежедневный рацион. Это было основное блюдо и бедных и богатых людей того времени. Даже на праздник обязательно готовили кашу. А как часто вы употребляете каши?

Где блины, там и мы;где с маслом каша, там и место наше


Пословицы о каше для детей

Горе наше - гречневая каша: есть не хочется, да и покинуть жаль


Пословицы о каше в картинках

Узнаешь вкус березовой каши


Пословицы это мудрость народа

Заварили кашу, что и в рот не лезет

В чистом поле теснота: один кашу варит, да и ту пролил


Пословицы о каше для школьников

Заварил кашу, так не жалей и молока (и масла)


Пословицы о каше для вас

Не осудишь - и лапшицу удишь; а прозеваешь - и кашицу хлеб


Пословицы это мудрость наших предков

Из краденой крупы вкусной каши не сваришь

У каши привал, так дотянемся


Посмотрите пословицы в картинках о каше


Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.


ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА.

БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.

БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ.

БЫЛА БЫ МУКА ДА СИТО, И САМА Б Я БЫЛА СЫТА.

ГОРЬКАЯ РАБОТА, ЗАТО СЛАДОК ХЛЕБ.

ГРЕЧНЕВАЯ КАША – МАТУШКА НАША, А ХЛЕБЕЦ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ.

ДОПЛЯСАЛИСЬ, ЧТО БЕЗ ХЛЕБА ОСТАЛИСЬ.

ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА.

ИЗ ОДНОЙ МУКИ ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ.

КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.


ПОКУДА ЕСТЬ ХЛЕБ И ВОДА, ВСЁ НЕ БЕДА.

ПОТ НА СПИНЕ, ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ.

СЫТЫЙ СЧИТАЕТ ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ, А ГОЛОДНЫЙ ДУМАЕТ О ХЛЕБЕ.

У КОГО ХЛЕБУШКО, У ТОГО И СЧАСТЬЕ.

ХЛЕБ – БАТЮШКО, ВОДА – МАТУШКА.

ХЛЕБ В ЧЕЛОВЕКЕ – ВОИН.

ХЛЕБ ВСКОРМИТ, ВОДА ВСПОИТ.

ХЛЕБ ДА ВОДА – МОЛОДЕЦКАЯ ЕДА.

ХЛЕБ НА СТОЛ, И СТОЛ – ПРЕСТОЛ.


ХЛЕБА НИ КУСКА, И СТОЛ – ДОСКА.

ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ: ХОТЬ ЧЕРНЫЙ, ДА ВКУСНЫЙ.

ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.

ХЛЕБОМ ЛЮДИ НЕ ШУТЯТ.

БЕЗ УМА ПРОКОЛОТИШЬСЯ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВЕШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА ВСЁ ПРИЕСТСЯ.

БЕЗ ХЛЕБА И МЕДОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА И У ВОДЫ ЖИТЬ ХУДО.

БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.

БЛЮДИ ХЛЕБ НА ОБЕД, А СЛОВО – НА ОТВЕТ.


БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ЗУБЫ СЫЩУТСЯ.

НЕТ ХЛЕБА – КЛАДИ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А КАША БУДЕТ.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ПИРОГ ДАРОМ.

ВОДА ВЫМОЕТ, А ХЛЕБ ВЫКОРМИТ.

ГОЛОДНОЙ КУМЕ ВСЁ ХЛЕБ НА УМЕ.

ДЕШЕВ ХЛЕБ, КОЛИ ДЕНЬГИ ЕСТЬ.

ЗА ХЛЕБОМ – СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША.

И ПЕС ПЕРЕД ХЛЕБОМ СМИРЯЕТСЯ.

КАК ХЛЕБ ДА КВАС, ТАК И ВСЕ У НАС.


КАК ХЛЕБА КРАЙ, ТАК И ПОД ЕЛЬЮ РАЙ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И ВЕЗДЕ ТОСКА.

КАК ХЛЕБА КУСОК, ТАК И РАЗИНУЛ РОТОК.

ЛИХА БЕДА ХЛЕБ НАЖИТЬ, А С ХЛЕБОМ МОЖНО ЖИТЬ.

МАТУШКА РОЖЬ КОРМИТ ВСЕХ ДУРАКОВ СПЛОШЬ, А ПШЕНИЧКА - ПО ВЫБОРУ.

НА СОЛЬ ПЬЕТСЯ, НА ХЛЕБ СПИТСЯ.

НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.

НЕ ДАВАЙ ГОЛОДНОМУ ХЛЕБ РЕЗАТЬ.

НЕ ОТ ХЛЕБА ХОДЯТ, А КО ХЛЕБУ.

ОКОЛО ХЛЕБА И МЫШИ ВОДЯТСЯ.

ОТ ХЛЕБА - СОЛИ НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ.


ОТ ХЛЕБА ХЛЕБА НЕ ИЩУТ.

РЖАНОЙ ХЛЕБУШКО - КАЛАЧУ ДЕДУШКА.

РЫБА НЕ ХЛЕБ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.

СВОЙ ХЛЕБ СЫТНЕЕ.

СВОЙ ХЛЕБ ХОТЬ НОЧЬЮ ЕШЬ.

СКОЛЬКО НИ ДУМАЙ, А ЛУЧШЕ ХЛЕБА - СОЛИ НЕ ПРИДУМАЕШЬ.

У ХЛЕБА НЕ БЕЗ КРОХ.

УМНЫЙ ДЕТИНА ЗНАЕТ, ЧТО ХЛЕБ – НЕ МЯКИНА.

ХЛЕБ В ПУТИ – НЕ ТЯГОСТЬ.


ХЛЕБ ДА ВОДА – ТО НАША ДВОРЯНСКАЯ ЕДА.

ХЛЕБ ДА СОЛЬ – И ОБЕД ПОШЕЛ.

ХЛЕБ ДОРОГОЙ, ДА НЕ ДОРОЖЕ НАС С ТОБОЙ.

ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДИТ.

ХЛЕБ - СОЛЬ ЕСТЬ, ДА НЕ ПРО ВАШУ ЧЕСТЬ.

ХОТЬ ПО - СТАРОМУ, ХОТЬ ПО - НОВОМУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИТЬ.

ХОТЯ ПАЛАТА БЕЛА, ДА БЕЗ ХЛЕБА СКУЧНА.

ЧЬЯ ЗЕМЛЯ, ТОГО И ХЛЕБ.

БАЛОВСТВОМ ХЛЕБА НЕ ДОБУДЕШЬ.

БЕЗ ДЕНЕГ ПРОЖИВУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВУ.


БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО.

БЕЗ ХЛЕБА, ДА БЕЗ КАШИ – НИ ВО ЧТО И ТРУДЫ НАШИ.

БЕЗ ХЛЕБА ЖИВОТ НИКОГДА НЕ ЖИВЕТ.

БЕЗ ХЛЕБА И С МЕДУ ТОШНИТ.

БЕЗ ХЛЕБА НА ВОДЕ НОГИ ЖИДКИ.

БЕЗ ХЛЕБА НЕТ ОБЕДА.

БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ; ПРО ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО, ПЕСНЮ НЕ СПОЁШЬ.

БЕЗ ХЛЕБА – ПОЛОВИНА ОБЕДА.

БЕЗ ХЛЕБА – СМЕРТЬ, БЕЗ СОЛИ – СМЕХ.

БЕЗ ХЛЕБНОГО КОРМУ ЛОШАДЬ НА КНУТЕ ЕДЕТ.

БЕСЕДА БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРИГОЖА.


БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ И ОБЕД.

БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ.

ВРЕМЕНАМИ И ЛОМОТЬ ЗА ЦЕЛЫЙ ХЛЕБ.

ГОРЕК ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА.

ЕШЬ ПИРОГИ, А ХЛЕБ ВПЕРЕД БЕРЕГИ.

ЕШЬ ХЛЕБ, КОЛИ ПИРОГА НЕТ.

ЛУЧШЕ ХЛЕБ С ВОДОЮ, ЧЕМ ПИРОГ С БЕДОЮ.

ТОЛЬКО АНГЕЛЫ С НЕБА НЕ ПРОСЯТ ХЛЕБА.

ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.

ХЛЕБ ВЕЗДЕ ХОРОШ, И У НАС И ЗА МОРЕМ.


ХЛЕБА ЛОМОТЬ – И РУКАМИ ПОДЕРЖАТЬСЯ, И В ЗУБАХ ПОМОЛОТЬ.

ГЛУБЖЕ ПАХАТЬ, БОЛЬШЕ ХЛЕБА ЖЕВАТЬ.

ДАДУТ ХЛЕБЦА, ДАДУТ И ДЕЛЬЦА.

НАЕЗДОМ ХЛЕБ НЕ НАПАШЕШЬ.

ГДЕ КОВЫЛЬ, ТАМ И ХЛЕБ.

МНОГО СНЕГУ - МНОГО ХЛЕБА, МНОГО ВОДЫ - МНОГО ТРАВЫ.


Классный час и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
hleb_i_kasha-pishcha_nasha.doc 55.5 КБ
hleb_i_kasha-pishcha_nasha.ppt 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Цели: рассказать историю происхождения хлеба; раскрыть его значение для нашего народа; воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду; расширить кругозор обучающихся. Сформировать представления о принципах рационального питания, об их значении для развития здоровья человека. Дать понятие о составных компонентах хлеба, о его ценности в рационе питания, вариантах сочетания хлеба с другими продуктами; закрепить представления детей о соблюдении режима питания, основных принципах гигиены питания; развивать активность, самостоятельность, умение подбирать необходимый материал, анализировать свою деятельность, высказывать свою точку зрения.

Задачи: 1) рассказать о значении хлеба в жизни человека ;

3)проверить самостоятельную работу учащихся по поиску

1.Организация класса к уроку.

Вы готовы к разговору?

На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс

И всё получится у нас!

(на слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле картинки) (1слайд)

Удивителен запах хлеба!

Этот запах нам с детства знаком.

Пахнет хлеб и степью, и небом,

И травой, и парным молоком.

-Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет, спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня. (пожимает руку одному из детей, ребёнок передает пожатие по кругу).

-Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия (Дети садятся).

-Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение?

-Настроение, как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.

2.Введение темы и цели занятия.

-Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)

-Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? (хлебе, о блюдах из зерна)

-Отгадайте загадки? (2 слайд)

-Давайте определим цели занятия: (4слайд)

Узнать…(новое по теме, полезность данных продуктов, когда появился хлеб)

Повторить…(какие бывают хлебобулочные продукты, виды каш)

Помнить! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу).

3.Работа по теме урока.

-Что вы знаете о хлебе? (ответы детей)

-Много труда вложено, чтобы хлеб пришёл на стол.

-Какие труды? (ответы детей)

Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек.

Пекарь. Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе? (ответы детей)

-Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.

Детям раздает рисунки, на которых изображены выпахивание поля, высевание зерен, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. Их нужно расставить в правильном порядке. ( 6 слайд)

-Один хлеб белый, другой черный. Белый - пшеничная мука, чёрный – ржаная мука. Хлеб является одним из самых главных продуктов питания. Дорогих гостей встречают хлебом – солью.

-Я надеюсь, что ваши знания сегодня пополнятся

Пекарь . Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта.

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.

Дети представляют свои проекты по группам.

-Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали то, что земля сама для них припасла; ягоды, грибы, сочные стебельки. Случилось так, что вместе с грибами человек случайно приносил в корзинке зёрнышки. Упадут они на землю возле дома – на этом месте вырастет несколько колосков. Попробовал человек зёрнышки – они оказались вкусными, а позже они научились и кашу из них готовить. И вот однажды человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Человек увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусок в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр научил печь хлеб.

-А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, кто хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу.

(артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр, механизатор, мельник, кондитер, портной)

-Какие хлебобулочные изделия вы знаете? (пироги, пирожные, торты, пряники, печенье, крендели )

-Что добавляют в муку, чтобы получились вкусные булочки, мягкие плюшки? (вода, соль, дрожжи, сахар).

-Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Посушить сухарики, сделать гренки).

-А вы знаете, какие питательные вещества содержатся в хлебе и пирожных?

-Слово дается второй группе

-Хлеб богат белками и витаминами, а пирожное жиром.

Хлеб никогда не приедается и не надоедает – таково его удивительное свойство. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что в хлебе много питательных веществ - белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

-Молодцы, ребята ! Слово берет третья группа.

Третья группа - составляют альбом, подбирают пословицы о хлебе, загадки, стихи о хлебе.

-О хлебе написаны стихи, песни, рассказы. Давайте, послушаем ребят.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

1) Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

2) Птица Юрица на ветер глядит,

Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

3) У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени. (Мука)

4) Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)

5) Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Ставни заколочены. (Зерно)

Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда.

-Недаром народ создал пословицы:

Земля матушка, а хлеб батюшка.

Хлеб - это жизнь.

Без золота проживешь, а без хлеба – нет.

-Как нужно относиться к хлебу?

-Отношение к хлебу должно быть бережное.

-Нельзя бросать хлеб, где попало.

-Хлеба к обеду в меру бери.

Хлеб - драгоценность, им не сори.

Эти замечательные слова мы подарим нашей школьной столовой. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.

Я предлагаю вам памятку.

ЗАПОМНИТЕ И СКАЖИТЕ ВСЕМ! (8 слайд)

1.В хлебе – душа твоей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд.

2.Не бросай где попало недоеденный хлеб!

3.Смолоду научись ценить труд других.

4.Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт!

5.Берегите хлеб, люди!

Научитесь хлеб беречь!

6.Хлеба к обеду в меру бери!

-Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей. Труд хлебороба тяжелый и длительный труд. Учитесь ценить труд других.

- А какими качествами на ваш взгляд должен обладать человек, который печёт хлеб? (ответы детей)

- Да, ребята, я с вами согласна: плохой человек не может быть хорошим пекарем. И на Руси пекари пользовались особым почётом, величали их только уважительно.

-Кто из вас сможет объяснить это выражение? (Мать всех хлебов)

-А вы не догадались, что говорили?

-Названия каш вы знаете? (ответы детей: рисовая, манная, гречневая, пшеничная)

-А сможете ли назвать - какая каша из зёрен, каких растений готовится?

-Кто из вас любит кашу?

-Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу любят все

Самые любимые каши рисовая - 6 у., гречневая- 3 у., манная- 5 у., пшеничная- 1у.

-Кто знает, как варят кашу?

(молоко, вода, соль, сахар, крупа, масло)

-Как кашу можно сделать ещё вкуснее?

(Можно добавить варенье, сухофрукты)

-В какой приём пищи лучше употреблять каши?

-Кто из вас слышал о Гурьевской каше?

-Гузель нам расскажет, как готовят эту кашу.

-Казалось бы, что может быть проще манной каши. Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить, засыпать манную крупу, и через несколько минут блюдо готово. Фантазия и мастерство кулинаров позволили превратить это кушанье в шедевр. Название каши связывают с именем графа Гурьва. Для этой каши берут манную крупу, молоко, измельчённый грецкий орех, сахар, масло, 2 яйца, соль и ванилин по вкусу. Приятного аппетита.

-Спасибо, Гузель! Ты очень хорошо готовилась. А сейчас поиграем.

-Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На одних карточках записано начало пословицы, на других продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать другая группа. Эту игру нам приготовила третья группа.

Без хлеба - не будет и обеда.

Если про кашу не забудешь - здоровым будешь.

Гречневая каша – матушка наша.

Без печки холодно – без хлеба холодно.

Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе стоит.

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Кашу маслом не испортишь.

Нет хлеба – нет обеда.

- Ребята, наша встреча подходит к концу. Какой она запомнится мне и вам, что ценного вы унесёте с собой, изменилось ли ваше отношение к хлебу. Высказать своё мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз. Но сначала, посмотрите на этот сноп добра. А у вас на столах лежат колоски добра. И, чтобы сноп всегда был большим, наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте, и мы с вами внесём свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви, добра, сколько есть у нас с вами.

И начну я. Я увожу с собой ваше тепло, ваши улыбки. Я расскажу своим детям, с какими чудесными ребятами я работала на протяжении 30 минут.


Без соли, без хлеба — половина обеда.

Без соли и хлеб не естся.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Будет день — будет и хлеб.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Был бы хлеб, а каша будет.

Был бы хлеб, а пирог даром.

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Вода вымоет, хлеб выкормит.

Голодной куме все хлеб на уме.

Горькая работа, зато сладок хлеб.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Дешев хлеб, коли деньги есть.

Добра соль, а переложишь — рот воротит.

Доплясались, что без хлеба остались.

Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Ешь пироги, а хлеб вперед береги!

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

И пес перед хлебом смиряется.

Из одной муки хлеба не испечешь.

Как хлеб да квас, так и все у нас.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.

Как хлеба кусок, так разинул роток.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.

Матушка рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка — по выбору.

Раньше говорили, хлеб да каша - пища наша,
А теперь, мамалыга, крапива да горох.
На днях прозвучало в российском Сенате,
Что в наших сёлах едят комбикорм.

Что там, комбикорм, давно едят полову,
А с весны переходят на подножный корм,
И не знает народ, куда преклонить голову,
Ждёт, не дождётся от государя реформ,

Чтоб раскрепостили хоть немножко.
Фигу с постным маслом вам, селяне.
Почему, мол, так-то о народе, разве ж можно?!
Он не перекрестится, пока гром не грянет.

Ты скажи, господь, за что ты нас пытаешь? -
Аль, за убиенного царя?
Почему в Европе всех подряд прощаешь,
А с нас дерёшь шкуру почём зря.

Чтобы, где ни приключилось - мы виновны,
Кто-то назначил Россию стрелочником.
А в России у руля всё пришлые, да полукровки,
Воруют миллиардами, не размениваются на мелочи.

В детстве говорила мне когда-то мама,
/Я, быть может, вольно интерпретирую её речь/,
Вспомнишь, сын, и скажешь, что была, мол, права,
Смолоду необходимо честь беречь,

Совестливым быть, не понарошку, а взаправду,
Берегись людей, которые отводят взгляд,
Если уж такие вам на шею сядут,
То пиши - пропало, всё полетит к чертям.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

Хлеб всему голова.

Чья земля, того и хлеб.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Там и рай, где хлеба край.

Хлеб - батюшко, вода - матушка.

Свой хлеб сытнее.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Без хлеба сыт не будешь.

Горек обед без хлеба.

Доплясались, что без хлеба остались.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеб греет, не шуба.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Голодной куме всё хлеб на уме.

Хлеб ногами топтать - народу голодать.

Вода вымоет, хлеб выкормит.

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Хлеб в человеке воин.

Волк рыщет - хлеба ищет.

Хлеба ни куска - везде тоска.

Был бы хлеб, а каша будет.

Свой хлеб хоть ночью ешь.

Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

Без хлеба и у воды жить худо.

Хлеб за солью не ходит.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Хлеба ни куска, и стол - доска.

Пот на спине - так и хлеб на столе.

Пот по спине - так и хлеб на столе.

Хлебом люди не шутят. хлебосольство

Хлеба край, так и под елью рай.

И беду можно с хлебом съесть.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.

Ответ

1)Тем что лодыря едой заставить работать нельзя,и вот людей этим и заманивают всякими росказнями,но всё же это место будет плохим для самого человека.

2)Хлеб всему голова и поэтому его едят повсеместно и используют в каждом блюде,ведь в нём много питательных свойств.

3)Так же это благоприятные условия для человеческой деятельности.

4)Ещё что это основные продукты России.

5)Про кисель же-тем что он очень полезный и можно есть не только хлеб,но и его он никогда не повредит.

Читайте также: