Сказки о каше в русских народных сказках
Библио-S-путник
Гордеева Ольга. Колобок (пластилиновая коллекция)
Когда, как не в детстве, знакомиться со сказками, стихами, произведениями писателей, смотреть хорошие, добрые мультфильмы.
Традиционные сказочные блюда – уха из ершей, каша из топора, кисель с молоком, ржаной пирог, каравай. Пьют в сказках квас, мёд, кисель.
Почитаем народные сказки, посмотрим мультфильмы и приготовим сказочные блюда!
Хлеб в сказках – поистине, всему голова: это самая волшебная и самая желанная пища. Причиной каких только чудес он ни становится!
Самый известный из мучных изделий – колобок .
Обычно колоб, или колобок, пекли не от хорошей жизни, а когда на обычный хлеб не хватало муки. На него шли остатки разной муки и квашни. В итоге получался пышный, ноздреватый, мягкий и долго не черствеющий хлеб – практически чудо из ничего.
Поэтому Колобок стал не просто символом нашей находчивости и смекалки, но настоящим кулинарным брендом на все времена.
Сказки и произведения авторов, где говорится про хлеб:
Царевна-лягушка; Колобок; Легкий хлеб; Волчий хлеб; Старая хлеб-соль не забывается; Как курочка хлеб испекла; Мышкин хлеб (русские сказки); Как волк вздумал хлеб печь (литовская сказка); Гордячка и золотой хлеб (чешская сказка); Хлеб и золото (арабская сказка); Хлеб, вино, соль (итальянская сказка);
Лисичкин хлеб / М. Пришвин; Тёплый хлеб / К. Паустовский; Деревянный хлеб / А. Иванов; Чужой хлеб / А. Анненская; Хлеб великанов / М. Дюричкова; Сказка про каравай : стихотворение / Л. Зилов; Золотой хлеб / Э. Лабулэ; Девочка, которая наступила на хлеб / Г.-Х. Андерсен, Фея хлебных крошек / Ш. Нодье и др.
Русские – большие мастера печь пироги.
Пирожок из ржаной муки прост, но вкусен, особенно в экстремальных ситуациях. Начинки в них могут быть из каш, чаще всего из пшена, из корнеплодов – репы или картофеля. Пекут и сладкие пирожки, добавляя к пшенной каше сухофрукты.
Из одного и того же теста хозяйка можно легко сделать пирожки, оладушки и блины.
Сказки и произведения авторов, где упоминаются блины и пирожки:
Петушок-Золотой Гребешок и Чудо-меленка; Гуси-Лебеди; Маша и медведь; Три зятя; Солнце, месяц да Ворон Воронович; Крылатый мохнатый да масляный (русские сказки); Пирог (норвежская сказка); Колосок (украинская сказка);
Привиредница / В. Даль; Пирог из русской печки, Богатырский каравай / А. Логунов; Красная шапочка / Ш. Перро; Малыш и Карлсон, который живёт на крыше / А. Линдгрен; Тридесятые Сказки, ИЛИ Вот такие пирожки / А. Шер и др.
Каша в сказках
Душистая каша из русской печи да в глиняном горшочке – что может быть питательней и полезней.
Классическим вариантом этого сказочного блюда является всем известная каша из топора. Готовят её специально обученные солдаты-повара и скупые старухи.
Существуют и необычные рецепты каш. Зимой можно приготовить кашу в проруби. Секрет её прост: чтобы проверить готовность блюда, нужно прыгнуть в прорубь. Можно есть кашу в комнате, а за каждой ложкой молока бегать в погреб. Бывает каша семилетней давности или сгоревшая вместе с кошелём, в котором её варили.
Сказки и произведения авторов про кашу:
Лиса и журавль; Сладкая каша; Про кашу; Сказка о гречневой каше Богатырская каша; Каша из топора (русские сказки); Прошлогодняя каша (норвежская сказка);
Мишкина каша / Н. Носов; Про гречневую крупу, которая сидела в банке / С. Рунге, А.Кумма; Про Машу и манную кашу / И. И. Демьянов; Маша ела кашу ложкой, Кушайте кашу / А. М. Измайлов; Как Сорока-Белобока кашу варила / Н. Притулина; Сказка про кота Мурку, да про молочко, да про кашу и кухарку Глашу / А. Гаврон; Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке / Д. Н. Мамин-Сибиряк; Горшочек каши; Сладкая каша / Братья Гримм.
Щи. Ботвинья. Уха. Окрошка. Похлёбка
В исконно русской кухне понятия супа раньше вообще не было.
На Руси существовало несколько основных рецептов жидких кушаний: свекольник, рассольник, ботвинья, холодник, уха, щучина, борщ.
Любая праздничная или ежедневная трапеза обязательно начиналась с сытной похлебки.
Но самыми культовыми на Руси стали щи – наваристый суп из свежей или квашеной капусты.
История щей началась еще с IX века. В блюдо добавляли репу, щавель и другую зелень. С принятием Христианства на русскую землю была завезена из Византии белокочанная капуста. Сначала эта новая культура читалась исключительно целебным овощем. Но русская смекалка быстро сработала и люди научились готовить с ней много вкусных и сытных блюд и капуста навсегда вошла в состав русских щей.
Похлёбка – разновидность супа, лёгкий овощной отвар, называемый по имени основного компонента, например картофельная похлёбка, капустная, щавелевая, луковая.
Основой многочисленных русских похлебок был квас. Сейчас самый известный суп с квасом — окрошка.
Простейшим квасным первым блюдом была тюря. В тарелку крошили черный ржаной хлеб, лук, зелень, редис. Все это заливалось квасом.
Не обходили вниманием русские люди и уху.
Сказки и произведения авторов про щи, похлёбку, окрошку, уху:
Пролитые щи; Крылатый, мохнатый да масляный; Лиса и журавль; Три медведя; Иван Быкович; Уха: присказка (русские сказки) ; Как петух щи варил (латышская сказка); Похлёбка из камней (итальянская сказка);
Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове: сатирическая повесть, Демьянова уха / А. А. Крылов; Профессор кислых щей / В. Драгунский; Стихи и сказки в картинках / И. Гурина; Безрыбья уха / В. Беспалов; Царская уха : сказка в стихах / О. Емельянова и др.
Напитки
Если есть обед – должен быть и напиток.
Широко популярны в русской кухне были кисели. Чтобы сварить кисель требовалось несколько дней. Он ставился на закваске и был действительно кислый.
Сладкие кисели появились позже, когда в России стали выращивать картофель и стали делать крахмал.
Сегодня кисели варят из свежих и сушеных фруктов и ягод, соков, сиропов, молока, преимущественно на сахаре.
Сказки и произведения авторов про кисель:
Два Ивана; Гуси-лебеди (русские сказки); Кисель (белорусская сказка).
Яблоки молодильные, отравленные, лесные, золотые
Сортов яблок в сказках превеликое множество.
Одни яблоки – понежнее да послаще – молодильные или целящие; другие – кислые, дикие – спасительные; есть яблоки-защитники, съев которые, можно укрыться от неприятеля в яблоне; есть сладкие, вкусные, но отравленные; они навевают на съевшего их вечный сон. Лучше воздержаться от употребления их в пищу. Как и от поедания золотых яблок: точно свойства их не известны, но от Бабы-Яги, в гостях у которой ими играл мальчик, ничего хорошего ждать не стоит.
Сказки и произведения авторов про яблоки:
Бабушка, внучка да курочка; Хаврошечка; Гуси-лебеди; Наказанная царевна; Притворная болезнь; Ведьма и Солнцева сестра; Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде; Сказка о трёх королевичах; Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня–богатыри; Заколдованная королевна; Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, а борода на семь верст; Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке; Безручка (русские сказки); Дочь Солнца (грузинская сказка); Иван-царевич и Красная девица (украинская сказка); Смерть судьбичкам (болгарская сказка); Принцесса на Стеклянной горе (латышская сказка); Железный Ганс (немецкая сказка); Волшебный свисток и Золотые яблоки (французская сказка);
Сказке о мертвой царевне и семи богатырях / А. С.Пушкин; Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке / В. А. Жуковский; Мешок яблок / В. Сутеев; Чудесное яблоко / Е. Честняков; Сказка про яблоки / С. Бондарь и др.
Репа, горох, яйцо, рыба, гусь
Из продуктов в сказках встречаются, яйцо, репа, горох, рыба, гусь.
Ели её пареную, жареную, вареную и сырую. Вкусный овощ, ныне незаслуженно забытый из-за широкого распространения картошки, заменившей русскому народу любимый овощ.
У кого есть дача, не забывайте уделить грядочку и посеять репку. Просто, чтобы похрустеть самим и детям, а то и запарить дедовскими методами или салат какой полезный приготовить!
Сказки и произведения авторов про репу, горох, рыбу, гуся, яйцо:
Покати-горошек; Баба сеяла горох, Два весёлых гуся: потешки; Гуси-лебеди; Как мужик гусей делил (русские сказки);
Огородники, Огурцы / Н. Носов; Сказка про славного царя Гороха / Д. Н. Мамин-Сибиряк; Клад царя Гороха / Д. Калинина; Раз – горох, два – горох / А. А. Иванов; Про Машеньку и горошинку / С. Могилевская; Простой горох и чудесная трубка : по мотивам рассказа И.-Л. Переца / Л. Крутицкая; Человек-Горошина и простак / А. Шаров; Сказки горохового чучела / В. Кастрючин; Сказка о горошке / А. Тудораш; Принцесса на горошине / Г. Х. Андерсен;
Сказка о рыбаке и рыбке / А. С. Пушкин; Царь-рыба / В. Астафьев; Поющая рыба / А. Усачёв; Первая рыбка / Е. Пермяк; Медведь-рыбак / Е. Чарушин; Сказка про рыбку / Н. Мигунова; Где спит рыбка / И. Токмакова; Рыбка для Миши / Дж. Эльшнер; Почему кит ест мелкую рыбёшку / Р. Киплинг;
Курочка-ряба (русская сказка); Чужое яичко / К. Д. Ушинский; Волшебное яйцо (румынская сказка); Золотое яйцо / Дж. Адамс; Дракон из голубого яйца / Н. Блазон; Крутые факты о яйцах / Л. Шёберг и др.;
Шадринский гусь / Е. Фёдоров; Гуси в полынье / В. Астафьев; Гуси / К. Д. Ушинский; Как гуси Рим спасли / Л. Н. Толстой; Сказка эта для ребят про гусей и про гусят / М. Лашманов; Белый гусь / Е. Носов; Кот, собака и гусь / О. Надточей; Клетчатый гусь / Р. Баумволь; Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / С. Лагерлёф; Гуси Капитолийского холма / И. Стеллингверфф и др.
Приятного чтения!
Приятного аппетита!
О сказочных блюдах читайте в статьях:
Зайцева, Е. Колобок, колобок, я тебя съем! : волшебное сказочное меню / Екатерина Зайцева // Родина. – 2018. – № 1. – С. 90–93. – (Кухня Родины).
5 блюд из русских сказок, которые существуют на самом деле [Электронный ресурс] // Едальня: готовим сами, готовим вкусно. – Режим доступа: edalnya . com . – Загл. с экрана.
Фёдорова О.Ю.,
ведущий библиограф методико-библиографического отдела Центральной библиотеки им. А.Н. Зырянова (ул. Свердлова,57)
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить нечем.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи.
Возраст: подготовительная группа.
Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Закрепить знания детей о видах сказок, о былинах, о русских богатырях. Расширить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам;положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.
Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.
Словарная работа: Побывка, служивый, сдобрить, притомился, котёл.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему, значок с изображением топора, письмо от Кузи.
Методические приёмы: рассматривание иллюстраций, чтение сказки, обсуждение.
Содержание организованной деятельности детей:
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй -те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
В. : Здравствуйте ладошки!
Д. : Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
В. : Здравствуйте щёчки!
Д. : Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
В. : Здрав-ствуй-те губки!
Д. : Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
В. : Мы с вами поздоровались и теперь можем присесть.
1. Беседа о сказках.
В. : Ребята, мы с вами уже познакомились с былинами про русских богатырей. А что же такое былины?
Д. : Былины – сказания о подвигах богатырей Древней Руси.
В. : А скажите, кто придумывал эти сказания?
Д. : Их придумывал сам народ.
В. : А кто назовёт названия этих былин про русских богатырей?
Д. : Алёша Попович, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.
В. : А какими были русские богатыри?
Д. : Алёша Попович, и Добрыня Никитич были смелыми, сильными, справедливыми, честными.
В. : Правильно. Но события, связанные с богатырями происходили очень много лет назад. А люди сначала сочиняли былины, предания, затем небылицы и сказки.
В. : Ребята, а вы любите сказки?
В. : А почему вы любите сказки?
Д. : Потому, что в них происходят чудеса, добро побеждает зло.
В. : А какие бывают сказки?
Д. : Сказки бывают волшебные, про животных.
В. : Да, но не только русские богатыри были такими отважными и сильными, но и русские солдаты. И вот сегодня я познакомлю вас с ещё одним видом сказок – бытовой. Быт – это повседневная жизнь людей. В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.
И сегодня мы познакомимся с такой сказкой, только с какой - я забыла, но помню, что на значке у одного из наших гостей, нарисован предмет, о чём сказка, и его надо угадать по описанию. Поможете мне найти этого человека?
(Воспитатель описывает гостя, которому вручил значок до начала занятия.
Дети находят гостя по описанию).
В. : А теперь необходимо очень вежливо попросить нашего гостя, чтобы он отдал нам наш значок.
(Дети просят).
Гость отдает значок, на котором изображён предмет – название сказки.
В. : Что здесь нарисовано?
Д. : Топор!
В. : Правильно. А может кто – то из вас и название сказки назовёт?
Д. : Каша из топора.
В. : Угадали, молодцы! Кстати, а почему сказки называются русскими народными?
Д. : Потому, что их сочинил народ.
В. : Молодцы. Но прежде, чем я прочту вам эту сказку, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, давайте я объясню значение некоторых слов.
Побывка – когда военный человек приезжает к кому – то в гости.
Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса.
Котёл – большая чугунная кастрюля без крышки.
Вот сегодня, ребята, я прочту вам эту сказку, а вы внимательно слушайте.
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни,постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещёничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!
Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат. - Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
- Ну, старуха,теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.
Поели вдвоем кашу.Старуха спрашивает:
- Служивый! Когда ж топор будем есть?
- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел, и топор унёс!
В. : Ребята, можно назвать эту сказку волшебной?
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
В. : Волшебства в этой сказке, конечно, нет, топор то не сварился. А назовите главных героев?
Д. : Старуха и солдат.
В. : Опишите, какая старуха?
Д. : Старуха жадная, ленивая, глупая.
Д. : Солдат умный, находчивый, смекалистый.
В. : Кто из героев вам понравился? Почему?
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
В. : Теперь давайте немного отдохнём.
В. : Вставайте. Вместе с солдатом пойдём в поход.
(Дети маршируют, в ритме стихотворения).
Знают все ребята:
Сильного солдата, (руки согнуть в локтях, показывая силача)
Смелого солдата, не сломить (руки на поясе, а затем указательным пальцем правой руки покачать влево-вправо)
Знают все ребята:
Умного солдата (руки на поясе)
Никогда не смогут, победить (указательным пальцем левой руки покачать влево-вправо).
Повторное чтение сказки.
В. : Ребята, расскажите, как солдат обращался к старухе?
Д. : Солдат ничего не просил у старушки, а просто с огорчением говорил, чего не хватает в каше. Например,когда старуха спросила: готова ли каша, солдат ответил, что скоро, только вот бы соли сюда. И старуха сразу принесла соль.
В. : Правильно. А затем?
Д. : Затем солдат сказал, что ежели бы сюда горсточку крупы.
В. : Да, и что старуха сделала?
Д. : Старуха принесла мешочек крупы и сказала заправить, как надобно.
В. : И уже когда каша была почти готова, что солдат сказал?
Д. : Солдат сказал: Ох и каша хороша, сюда бы кусочек масла.
В. : Правильно и нашлось у старухи и масло.
В. : Правильно. А что старуха спросила у солдата, когда они поели кашу?
Д. : Когда топор есть будем?
В. : Молодцы, а солдат ответил, что он не уварился, то есть не сварился.
III. Заключительный этап. Рефлексия.
В. : С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Д. : Каша из топора.
В. : Какая это сказка?
Д. : Эта сказка бытовая.
В. : Почему вы так считаете?
Д. : Потому, что в ней главные герои – люди, и всё происходило на самом деле.
В. : Правильно, а как вы думаете, эта сказка чему то учит?
Д. : Да, учит быть не жадными, добрыми, честными.
В. : Конечно, такие сказки учат нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивыми и относиться к временным невзгодам с юмором. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и, используя свою смекалку, выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес.
В. : Ребята, нам письмо, прочитаем?
В. : Ребята, примем приглашение Кузи и Кузьминишны?
В. : Тогда, сейчас отдохнём и отправимся в гости.
Каша из топора — небольшая сказка об остроумном солдате. Жадная старух не хотела кормить солдата, однако он ее перехитрил и получил кашу с маслом…
Каша из топора читать
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?
— А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
— Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
— Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
— Бери, заправь как надобно.
Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат. — Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Сказка Каша из топора слушать
Каша из топора читать
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?
— А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
— Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
— Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
— Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Мишкина каша
- Саша
- Огурцы
Эти рассказы действительно веселят детей и развивают в них собственное чувство юмора, которое в дальнейшем поможет им легче справляться с трудными жизненными ситуациями.
Герои повествований хотя и ошибаются, и совершают иногда неблаговидные поступки, но все они положительные, т.к. умеют вынести уроки из приключившихся с ними бед.
В центре историй про Мишку – очень деятельные подростки: сам Мишка Козлов и один из его товарищей. Они погружены в повседневную жизнь, типичную для подростка, здесь с ними случаются всевозможные курьезы, они сталкиваются с промахами и неудачами, но решают проблемы с легкостью, свойственной детям.
Во всех ситуациях Мишка ведет себя очень самоуверенно, именно это качество и высмеивает Носов. Бахвальство и пустое хвастовство не приводят к результату. Но при этом автор не отказывает Мишке и в положительных качествах, демонстрирует его выдержку, настойчивость и смелость.
Доброжелательный смех помогает писателю выявить отрицательные черты характера и показать читателю последствия самоуверенного поведения.
Один раз, когда я жил с мамой на даче, ко мне в гости приехал Мишка. Я так обрадовался, что и сказать нельзя! Я очень по Мишке соскучился. Мама тоже была рада его приезду.
— Это очень хорошо, что ты приехал, — сказала она. — Вам вдвоём здесь веселей будет. Мне, кстати, завтра надо в город поехать. Я, может быть, задержусь. Проживёте тут без меня два дня?
— Конечно, проживём, — говорю я. — Мы не маленькие!
— Только вам тут придётся самим обед готовить. Сумеете?
— Сумеем, — говорит Мишка. — Чего там не суметь!
— Ну, сварите суп и кашу. Кашу ведь просто варить.
— Сварим и кашу. Чего там её варить! — говорит Мишка. Я говорю:
— Ты смотри, Мишка, а вдруг не сумеем! Ты ведь не варил раньше.
— Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрёшь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!
Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего. Мы всё слушали, только я ничего не запомнил. “Зачем, — думаю, — раз Мишка знает”.
Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на реку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей.
— Постой, — говорю я. — А обед кто будет варить, если мы на реку уйдём?
— Чего там варить! — говорит Мишка. — Одна возня! Съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. Кашу можно без хлеба есть.
Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. Потом стали рыбу ловить. Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. Целый день мы на реке проболтались. К вечеру вернулись домой. Голодные!
— Ну, Мишка, — говорю, — ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.
— Давай кашу, — говорит Мишка. — Кашу проще всего.
— Ну что ж, кашу так кашу.
Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
— Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.
— Не много ли воды? — спрашиваю. — Размазня получится.
— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.
Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.
Скоро стемнело, мы зажгли лампу. Сидим и ждём, когда каша сварится. Вдруг смотрю: крышка на кастрюле приподнялась, и из-под неё каша лезет.
— Мишка, — говорю, — что это? Почему каша лезет?
— Шут её знает куда! Из кастрюли лезет!
Мишка схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю впихивать. Мял её, мял, а она будто пухнет в кастрюле, так и вываливается наружу.
— Не знаю, — говорит Мишка, — с чего это она вылезать вздумала. Может быть, готова уже?
Я взял ложку, попробовал: крупа совсем твёрдая.
— Мишка, — говорю, — куда же вода девалась? Совсем сухая крупа!
— Не знаю, — говорит. — Я много воды налил. Может быть, дырка в кастрюле?
Стали мы кастрюлю осматривать: никакой дырки нет.
— Наверно, испарилась, — говорит Мишка. — Надо ещё подлить.
Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили — смотрим, опять каша наружу лезет.
— Ах, чтоб тебя! — говорит Мишка. — Куда же ты лезешь?
Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды.
— Вот видишь, — говорит, — ты думал, что воды много, а её ещё подливать приходится.
Варим дальше. Что за комедия! Опять вылезает каша. Я говорю:
— Ты, наверно, много крупы положил. Она разбухает, и ей тесно в кастрюле становится.
— Да, — говорит Мишка, — кажется, я немного много крупы переложил. Это всё ты виноват: “Клади, говорит, побольше. Есть хочется!”
— А откуда я знаю, сколько надо класть? Ты ведь говорил, что умеешь варить.
— Ну и сварю, не мешай только.
— Пожалуйста, не буду тебе мешать. Отошёл я в сторонку, а Мишка варит, то есть не варит, а только и делает, что лишнюю крупу в тарелки перекладывает. Весь стол уставил тарелками, как в ресторане, и всё время воды подливает.
Я не вытерпел и говорю:
— Ты что-то не так делаешь. Так ведь до утра можно варить!
— А что ты думаешь, в хорошем ресторане всегда обед с вечера варят, чтоб наутро поспел.
— Так то, — говорю, — в ресторане! Им спешить некуда, у них еды много всякой.
— А нам-то куда спешить?
— Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро двенадцать часов.
— Успеешь, — говорит, — выспаться.
И снова бух в кастрюлю воды. Тут я понял, в чём дело.
— Ты, — говорю, — всё время холодную воду льёшь, как же она может свариться.
— А как, по-твоему, без воды, что ли, варить?
— Выложить, — говорю, — половину крупы и налить воды сразу побольше, и пусть себе варится.
Взял я у него кастрюлю, вытряхнул из неё половину крупы.
— Наливай, — говорю, — теперь воды доверху. Мишка взял кружку, полез в ведро.
— Нету, — говорит, — воды. Вся вышла.
— Что же мы делать будем? Как за водой идти, темнота какая! — говорю. — И колодца не увидишь.
— Чепуха! Сейчас принесу
Он взял спички, привязал к ведру верёвку и пошёл к колодцу. Через минуту возвращается.
— А вода где? — спрашиваю.
— Вода… там, в колодце.
— Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?
— И ведро, — говорит, — в колодце.
— Ах, ты, — говорю, — размазня! Ты что ж, нас уморить голодом хочешь? Чем теперь воды достать?
— Чайником можно. Я взял чайник и говорю:
— А её нет, верёвки.
— Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
Стали мы другую верёвку искать. Нет нигде.
— Ничего, — говорит Мишка, — сейчас пойду, попрошу у соседей.
— С ума, — говорю, — сошёл! Ты посмотри на часы: соседи спят давно.
Тут, как нарочно, обоим нам пить захотелось; кажется, сто рублей за кружку воды отдал бы! Мишка говорит:
— Это всегда так бывает: когда нет воды, так ещё больше пить хочется. Поэтому в пустыне всегда пить хочется, потому что там нет воды.
— Ты не рассуждай, а ищи верёвку.
— Где же её искать? Я везде смотрел. Давай леску от удочки привяжем к чайнику.
— А леска выдержит?
— Может быть, выдержит.
— А если не выдержит?
— Ну, если не выдержит, то… оборвётся…
— Это и без тебя известно.
Размотали мы удочку, привязали к чайнику леску и пошли к колодцу. Я опустил чайник в колодец и набрал воды. Леска натянулась, как струна, вот-вот лопнет.
— Не выдержит! — говорю. — Я чувствую.
— Может быть, если поднимать осторожно, то выдержит, — говорит Мишка.
Стал я поднимать потихоньку. Только приподнял над водой, плюх — и нет чайника.
— Не выдержала? — спрашивает Мишка.
— Конечно, не выдержала. Чем теперь доставать воду?
— Самоваром, — говорит Мишка.
— Нет, уж лучше самовар просто бросить в колодец, по крайней мере, возиться не надо. Верёвки-то нет.
— Что у нас, — говорю, — по-твоему, кастрюльный магазин?
— Это сколько придётся возиться, пока стаканом воды наносишь!
— Что же делать? Надо ведь кашу доваривать. И пить до зарезу хочется.
— Давай, — говорю, — кружкой. Кружка всё-таки больше стакана.
Пришли домой, привязали леску к кружке так, чтоб она не переворачивалась. Вернулись к колодцу. Вытащили по кружке воды, напились. Мишка говорит:
— Это всегда так бывает. Когда пить хочется, так кажется, что целое море выпьешь, а когда станешь пить, так одну кружку выпьешь и больше уже не хочется, потому что люди от природы жадные…
— Нечего тут на людей наговаривать! Тащи лучше кастрюлю с кашей сюда, мы прямо в неё воды натаскаем, чтоб не бегать двадцать раз с кружкой.
Мишка принёс кастрюлю и поставил на край колодца. Я её не заметил, зацепил локтем и чуть не столкнул в колодец.
— Ах ты, растяпа! — говорю. — Зачем мне кастрюлю под локоть сунул? Возьми её в руки и держи крепче. И отойди от колодца подальше, а не то и каша полетит в колодец.
Мишка взял кастрюлю и отошёл от колодца. Я натаскал воды.
Пришли мы домой. Каша у нас остыла, печь погасла. Растопили мы снова печь и опять принялись кашу варить. Наконец она у нас закипела, сделалась густая и стала пыхтеть: “Пых, пых!”
— О! — говорит Мишка. — Хорошая каша получилась, знатная!
Я взял ложку, попробовал:
— Тьфу! Что это за каша! Горькая, несолёная и воняет гарью.
Мишка тоже хотел попробовать, но тут же выплюнул.
— Нет, — говорит, — умирать буду, а такую кашу не стану есть!
— Такой каши наешься, и умереть можно! — говорю я.
— Чудаки мы! — говорит Мишка. — У нас же пескари есть!
— Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнёт.
— Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро — раз, и готово.
— Ну, давай, — говорю, — если быстро. А если будет, как каша, то лучше не надо.
— В один момент, вот увидишь.
Мишка почистил пескарей и положил на сковородку. Сковородка нагрелась, пескари и прилипли к ней. Мишка стал отдирать пескарей от сковородки ножом, все бока ободрал им.
— Умник! — говорю. — Кто же рыбу без масла жарит! Мишка взял бутылку с подсолнечным маслом. Налил масла на сковородку и сунул в печь прямо на горячие угли, чтоб поскорее зажарились. Масло зашипело, затрещало и вдруг вспыхнуло на сковородке пламенем. Мишка вытащил сковородку из печки — масло на ней пылает. Я хотел водой залить, а воды у нас во всём доме ни капли нет. Так оно и горело, пока всё масло не выгорело. В комнате дым и смрад, а от пескарей одни угольки остались.
— Ну, — говорит Мишка, — что теперь жарить будем?
— Нет, — говорю я, — больше я тебе ничего жарить не дам. Мало того, что ты продукты испортишь, так ты ещё пожар устроишь. Из-за тебя весь дом сгорит. Довольно!
— Что же делать? Есть-то ведь хочется! Попробовали мы сырую крупу жевать — противно. Попробовали сырой лук — горько. Масло попробовали без хлеба есть — тошно. Нашли банку из-под варенья. Ну, мы её вылизали и легли спать. Уже совсем поздно было.
Наутро проснулись голодные. Мишка сразу полез за крупой, чтоб варить кашу. Я как увидел, так меня даже в дрожь бросило.
— Не смей! — говорю. — Сейчас я пойду к хозяйке, тёте Наташе, попрошу, чтобы она нам кашу сварила.
Мы пошли к тёте Наташе, рассказали ей всё, обещали, что мы с Мишкой все сорняки у неё на огороде выполем, только пусть она поможет нам кашу сварить. Тётя Наташа сжалилась над нами: напоила нас молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать. Мы всё ели и ели, так — что тёти Наташин Вовка на нас удивлялся, какие мы голодные были.
Наконец мы наелись, попросили у тёти Наташи верёвку и пошли доставать из колодца ведро и чайник. Много мы провозились и, если бы Мишка не придумал якорёк из проволоки смастерить, так бы ничего и не достали. А якорьком, как крючком, подцепили и ведро и чайник. Ничего не пропало — всё вытащили. А потом мы с Мишкой и Вовкой сорняки на огороде пололи.
— Сорняки — это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!
Читайте также: