Суровый военный ужин вареная мороженая картошка или чечевичная каша

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Суровый вое(1)ый ужин — варе(2)ая мороже(3)ая картошка или чечевичная каша с конопля(4)ым маслом.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Гражданские сидели на повозках, груже(1)ых чемоданами, мешками и всякой рухлядью, выставле(2)ой напоказ; в повозки были впряже(3)ы сытые лошади.

3. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Живописным работам А.И. Кравченко свойстве(1)ы тонкая декоративность и богатая колористическая гамма от сдержа(2)ых тонов до звучных, насыще(3)ых светом.

4. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Ра(1)ие картины Сезанна, созда(2)ые им в 1860-е годы, написа(3)ы очень темными красками, с большим количеством черного цвета.

5. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Они привели домой своих кормле(1)ых коров и угощали нас парным молоком, а бургомистр, необыкнове(2)о

вежливый старичок, стал покрикивать на соотечест- ве(3)иков сухим металлическим голосом.

6. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

Наша колонна вливалась в невида(1)о широкую, вы- ложе(2)ую бето(3)ыми блоками красавицу дорогу.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На картине теплые тона желтого, кирпично-красного цветов, оттене(1)ые мягким зеле(2)ым, создают праздничный колорит торжестве(3)ой дворцовой площади.

8. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Люди старшего поколения помнят, как у станций метро стояли деревя(1)ые будки, где мастера, чьи руки были сплошь перепачка(2)ы пастой разных цветов, заправляли использова(3)ые стержни для шариковых ручек.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Доподли(1)о известно, что в благоприятных условиях возможно соединение в определе(2)ом порядке многих тысяч атомов, при этом образуются такие сложные образования, как молекулы наследстве(3)ости ДНК.

10. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

На столе было расставле(1)о так много цветов и на- броса(2)о столько веток, что блюда с закусками и бутылки терялись в их таинстве(3)ой чаще.

11. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В конце XIX века был изобретен метастатический термометр переме(1)ого наполнения. За этим мудре(2)ым названием скрывается устройство, предназначе(3)ое для определения не самой температуры, а лишь ее изменения в небольшом интервале.

12. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В жаркий летний день я сидел у деревя(1)ого лодочного причала и ел мороже(2)ое с толче(3)ым орехом.

13. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В итальянской скульптуре Возрождения снова стали использовать хиазм — то есть такую естестве(1)ую постановку человеческой фигуры, когда основная тяжесть тела перенесе(2)а на одну ногу, плечо опуще(3)о, другая нога согнута и соответствующее плечо поднято.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Застекле(1)ые двери во всех кофейнях были расша- та(2)ы, и постоя(3)ый звон дверей сливался со звоном листовой меди.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В начале нашего дли(1)ого коридора с незапамятных времен была выкрое(2)а каморка, служившая чем-то вроде гости(3)ицы.

16. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В остальное время в каморке обитал лишь стари(1)ый лежанок, испорче(2)ая швейная машинка и кова(3)ый дедом сундук.

17. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Но поразительнее всего было то, что и изба, и все предметы в ней были разрисова(1)ы стра(2)ым и даже дикови(3)ым образом.

18. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

За забором, краше(1)ым, как и дом, ярко-красной краской и утыка(2)ым сверху заточе(3)ыми гвоздями, виднелись верхушки яблонь и груш.

19. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Есть что-то особе(1)ое в маленьком ночном городке, в спящих беле(2)ых домишках, в этой темноте и без- людности, какая-то таинстве(3)ость и первозда(4)ость мира.

20. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Снаряжение и продукты сложе(1)ы в лодку, а сама она, провере(2)ая и смаза(3)ая, подведе(4)а ближе к лагерю, и возле нее поставле(5)ы часовые.


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

Вариант 27 – Незнайка (по Демо 2017)

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, совершенно непереносимы для европейцев. (2)Англичане, колонизировавшие в позапрошлом веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе ни в коем случае нельзя. (3)Между тем огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, _____ чувствует себя в этих краях неплохо.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Прямые солнечные лучи совершенно непереносимы для европейцев.

2. Многие животные сумели приспособиться к условиям тропиков и чувствуют себя, в отличие от европейцев, в этих краях неплохо.

3. Англичане убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе ни в коем случае нельзя.

4. Европейцы не переносят жары экваториальных районов планеты, хотя многие животные сумели приспособиться к этим условиям и чувствуют себя неплохо.

5. Огромное количество животных хорошо чувствует себя в жарких экваториальных районах планеты.

2. Какое из приведённых ниже слов должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

разумеется, порой видимо, по-прежнему хотя

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЯМОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Ровно идущий в каком-н. направлении, без изгибов. П. линия (линия, образом к-рой может служить бесконечная туго натянутая нить). Провести прямую. Дорога идёт прямо (нареч.). П. волосы (не вьющиеся). П. линия родства (родословная от отца к сыну, от сына к внуку). П. наследник (наследник по прямой линии родства).

2. полн. ф. Непосредственно следующий куда-н., соединяющий что-н. без промежуточных пунктов. П. сообщение (беспересадочное). По п. проводу (о непосредственном соединении пунктов связи).

3. полн. ф. Непосредственно относящийся к кому-чему-н., непосредственно вытекающий из чего-н. Иметь п. отношение к делу. П. выборы. П. налог. В п. смысле слова (буквально, не переносно).

4. Явный, открытый . П. вызов. П. насмешка.

5. Правдивый, откровенный, нелицемерный. П. человек. П. ответ.

6. полн. ф. Действительный, настоятельно необходимый, безусловный (разг.). П. расчёт лететь самолётом. П. польза.

7. полн. ф. Полный, совершенный. П. противоположность.

8. Такой, при к-ром увеличение (уменьшение) одного вызывает увеличение (уменьшение) другого. П. пропорциональность.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ловкА ходатАйство кУхонный дешевИзна лЕкторы

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Заседание состоится при НАЛИЧИИ кворума.

2. Паустовский добр к встретившимся ему на ЖИЗНЕННОМ пути людям.

3. Анна ОБХВАТИЛА дочь и закружила по комнате.

4. Мы стояли на высоком берегу и любовались ЦАРСКИМ течением Волги.

5. Как-то отец достал мне АБОНЕМЕНТ на цикл лекций о кино.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

благодаря ПОДДЕРЖКЕ САМОЕ ЦЕННОЕ пять РЕНТГЕН

ПРОСОХ на ветру ТРЕМЬЮСТАМИ читателями

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Революция в науке началась благодаря появления новых статистических методов.

3) Готовясь к экзаменам, мы не один день провели в читальном зале городской библиотеки.

4) Прочитав статью о достопримечательностях Таганрога, возникло желание увидеть всё собственными глазами.

5) Литота — приём внешне противоположный гиперболе, но по сути являющийся её закономерной разновидностью.

6) Фестиваль детских театров, который прошёл в конце прошлого сезона, стал настоящим праздником.

7) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

9) Музеи городов должны не только сохранять квартиры великих людей, но и простых людей.

8 . Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вн..мание ап. лляция патри. тический кр. пива ск..сить (траву)

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе. подобно, и. давна

меж. ярусный, п. янящий

предп. лагать, пр. дед

пр. оритет, пр. ободрённый

ра. писать, во. вести

10 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

стро. вой удачл. вый добр. нький эмал. вый преодол. вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

увид. лись плач. шь зате. те ужал. шь возглавля. мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Еще (не)распустившийся сизый ковыль расстилался по равнине.

2. На Алехине была белая, давно (не)стиранная рубаха с веревочным пояском.

3. Захар прошел мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

4. Солнца (не)было видно.

5. В кювете блестела вода после (не)продолжительного июльского дождя.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Действия героя не вытекают из обстоятельств и в ТО(ЖЕ) время (ПО)ЧЕЛОВЕЧЕСКИ понятны.

2. Алина направилась к матери, и та ТО(ЖЕ) сделала несколько шагов (НА)ВСТРЕЧУ.

3. Тропа была ГДЕ(ТО) совсем рядом: шаг, (ПОЛ)ШАГА от неё.

4. Все звуки большого города удалялись, БУД(ТО) осторожно сносило их ТЕМ(ЖЕ) течением властительного времени.

5. (В)БЛИЗИ было видно, что глаза её блестят ТАК(ЖЕ) озорно, как всегда.

14. Укажите цифру(ы), на месте которой (ых) пишется НН.

Помню суровый вое(1)ый ужин зимой 1942 года: варё(2)ая мороже(3)ая картошка или чечевичная каша с конопля(4)ым маслом, кусочек ржа(5)ого хлеба величиной со спичечный коробок.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. И тогда по отношению к нему не существует ни человечности ни жалости ни пощады.

2. Привычные к горам кони несли молчаливых всадников и не пугались ни крутизны ни обрывов.

3. Она пристала к берегу и неизвестно зачем вскарабкалась на яр.

4. Далёкие края звали и я бросился навстречу скрытым чудодейственным таинствам.

5. Зелень в лесах и травах налилась и загустела до темноты.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди очень высоких и тенистых деревьев (1) росших вокруг дома (2) переходя далее в густой лес (3) мы не сразу были замечены единственным человеком (4) гулявшим здесь.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Ты (1) конёк вороной (2) передай (3) дорогой (4) что я честно погиб за рабочих.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Благодаря теории Бахтина картина мира (1) неотъемлемой частью (2) которой(3) является литература (4) воспринимается целостно.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

По вечерам (1) когда затихал ветерок (2) и от нагретой земли исходило тёплое парение (3) такая наступала кругом благодать (4) и так всё казалось прочным и вечным (5) что ни во что не верилось.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1)Когда солнце растопило чёрный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли, во двор вышел Геня Пирап-летчиков.

(2)Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал её как унижение.

(3)Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

(4)Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.

(5)Губы сохли, и их приходилось часто облизывать.

(6)Помимо этого, у него не было отца. (7)Отцов не было у половины ребят. (8)Но в отличие от других Геня не мог сказать, что его отец погиб на войне: у него отца не было вообще. (9)Всё это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

(10)Геня стоял посреди двора и ошеломлённо вслушивался в поднебесный гул, а толстая кошка, осторожно трогая лапами мокрую землю, наискосок переходила двор.

(11)Первый ком земли упал как раз посередине, между кошкой и мальчиком. (12)Кошка, изогнувшись, прыгнула назад. (13)Геня вздрогнул — брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо. (14)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери.

(15). Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

(16)— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.

(17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, - попросил Геня.

(19)— Надо, — коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули её брови, он понял, что ему не отвертеться.

(20)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. (21)Пригласила всех подряд, без разбора.

(22). Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, весёлые и непримиримые враги. (23)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

(24)Он был великим мастером этого бумажного искусства.

(25)К четырём часам на раздвинутом столе стояла большая суповая миска с мелко нарезанным винегретом, жареный хлеб с селёдкой и пирожки с рисом.

(26)Геня крутил в руках недоделанный кораблик и с ужасом ждал прихода гостей. (27)Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой.

(28)Бритые головы мальчишек, стянутые тугими косичками головки девчонок склонились над столом. (29)Лодка. кораблик. кораблик с парусом. стакан. солонка. хлебница. рубашка. (З0)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука. (31)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили.

(32)Такое чувство он испытывал только во сне. (33) Он был счастлив. (34)Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. (35)Он был ничем не хуже их. (36)И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (37)Он словно впервые увидел их лица: не злые. (38)Они были совершенно не злые.

(39)Мать мыла посуду, улыбалась и роняла слёзы в мыльную воду.

(40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки. (По Л. Улицкой *)

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Геня ходил странной, прыгающей походкой.

2. Отец Гени погиб на войне.

3. Геня был великим мастером бумажного искусства.

4. Геня пригласил на день рождения всех ребят со двора.

5. Приглашённые дети восхищались Гениным талантом.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. Предложение 36 противопоставлено предложениям 34—35.

2. В предложениях 28—31 представлено повествование.

3. В предложении 9 содержится вывод из рассуждения предложений 2—8.

4. Предложение 24 поясняет содержание предложения 23.

5. Предложения 10—14 содержат рассуждение.

22. Выпишите слово, которое имеет разговорную окраску.

кошка (предложение 10) брызги (предложение 13) отвертеться (предложение 19)

селёдка (предложение 25) вражда (предложение 34)

23. Среди предложений 22—27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

5) синтаксический параллелизм

6) риторические вопросы

9) разговорная лексика

25. Напишите сочинение по предложенному тексту.

Вариант 27 – Незнайка (по Демо 2017г.)

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7 — Слитное, дефисное, раздельное написание слов. ЕГЭ Русский язык.

Правописание через дефис

Через дефис пишутся:

— слова, образованные с помощью элементов КОЕ-, -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -КА, -ТАКИ: кое-где, почему-то, куда-либо, дай-ка.

Элемент -ТАКИ пишется через дефис с глаголами, наречиями, частицами (пришел-таки, опять-таки, все-таки), в остальных случаях — раздельно: Он таки опоздал.

— предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и ПО-НАД: из-под снега, из-за горы, по-над рекой.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7 — Слитное, дефисное, раздельное написание слов. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Образуйте новые слова (сочетания слов), используя указанные элементы.


В выделенных словах вставьте, где нужно, дефис.

А. КОЕ ЧТО спросить

КАК БУДТО уверен

ОПЯТЬ ТАКИ опоздал

выбрать КОГО НИБУДЬ

Тестовые задания в формате ЕГЭ 7 — Слитное, дефисное, раздельное написание слов. ЕГЭ Русский язык.

1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Его слова я запомню (НА)ВЕК, ПО(ТОМУ) что еще никому не удавалось так поразить меня.

ЧТО(БЫ) он ни говорил тебе — никогда ему не верь, (ПО)ТОМУ что за всю свою жизнь он не сказал ни единого слова правды.

Именно (ПО)ЭТОМУ мосту он тогда и проезжал, (НЕ) СМОТРЯ даже в нашу сторону.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. ЕГЭ Русский язык.

Правописание —Н- и —НН— в суффиксах различных частей речи — одна из самых сложных орфограмм, изучаемых в школе. Задание, проверяющее умение учащихся правильно употреблять соответствующие суффиксы в прилагательных и причастиях (в том числе и в их кратких формах), наречиях, производных существительных, в действующем плане экзаменационной работы имеет номер 14.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8 — Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. ЕГЭ Русский язык.

Правописание НН/Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

В суффиксе прилагательного пишется НН:

— если оно образовано от существительного с основой на -Н с помощью суффикса -Н-:


— если оно образовано с помощью суффиксов -ЕНН-, -ОНН-:

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8 — Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. ЕГЭ Русский язык.

Упражнения

1. Образуйте от данных существительных прилагательные, используя суффиксы -Н-, -ЕНН-, -ОНН-, -АН-, -ЯН-, -ИН-, -ИЙ.

Искусство, станция, туман, диковина, серебро, эмиграция, торжество, нефть, камень, картина, жизнь, трава, кожа, фазан, гость, осел, мышь, бизон.

2. Выделите в прилагательных суффиксы, с помощью которых они были образованы. Первообразные прилагательные и исключения подчеркните.

Тестовые задания в формате ЕГЭ 8 — Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи. ЕГЭ Русский язык.

1. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Суровый вое(1)ый ужин — варе(2)ая мороже(3)ая картошка или чечевичная каша с конопля(4)ым маслом.

2. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Пунктуация. ЕГЭ Русский язык. Сдаем без проблем! — ЕГЭ 2018

Задание 15 проверяет умение ставить знаки препинания в простом осложненном (с однородными членами) и в сложносочиненном предложениях.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10 — пунктуация — ЕГЭ-2018. Русский язык

I. Знаки препинания в простом предложении

Однородные члены предложения


В ряду однородных членов предложения ставится запятая:

— если они соединены только интонацией:

Это пособие адресовано школьникам, абитуриентам, студентам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10 — пунктуация. ЕГЭ Русский язык.

I. Упражнения

1. Составьте схему однородных членов предложения и объясните расстановку знаков препинания.

1. Я хорошо знаю математику и физику. 2. Я хорошо знаю и математику, и физику. 3. Я хорошо знаю и математику, и физику, и химию. 4. Я хорошо знаю математику, и физику, и химию. 5. Он купил молоко и хлеб и пошел домой. 6. Он любил музыку и живопись, литературу и скульптуру. 7. Он был высокий, стройный и опрятный. 8. Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью. 9. Он читал Пушкина, Лермонтова, и Достоевского, и Толстого. 10. Он купил фрукты и овощи на дачу и хлеб домой.

Свежие записи

  • Нормальная физиология. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М.
  • Наглядная биохимия. Кольман Я., Рём К.-Г.
  • Микробиология. Нетрусов А.И., Котова И.Б.
  • Микробиология. Лысак В.В.
  • Ключ к пониманию физиологии. Леках В.А.

О сайте

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Со временем Пётр привык к скудной пище, научился с удовольствием есть варё(1)ую картошку с постным маслом, а особенно полюбил свежевыпече(2)ый ржа(3)ой хлеб, от которого исходил несказа(4)о вкусный запах.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Со временем Пётр привык к скудной пище, научился с удовольствием есть варёНую картошку с постным маслом, а особенно полюбил свежевыпечеННый ржаНой хлеб, от которого исходил несказаННо вкусный запах.

варёную — отглагольное прилагательное, от глагола несовершенного вида;

ржаной — прилагательное с суффиксом АН, корень рж.

несказанно — наречие от несказанный.

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал "Справки" обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить ( что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый;

от глаголов бросить, забросить ( что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый.

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

Добавляем сюда ещё слова:

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый, вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .

тушЕНое (его тушили) мясо,

стрижЕНые (их стригли) волосы,

варЕНый (его варили) картофель,

ломаНая (её ломали) линия,

морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,

варЕННый на пару(его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра — человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.— нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). — посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) — прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) — сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье ( религиозный праздник)— прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)— пИсанная маслом картина.

В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :

а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.

б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоокрашЕННый (окрасить), свежезаморожЕННый (заморозить) и др.).

Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.

Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:

И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.

Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.

Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.

Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:

1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);

3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).

Краткие причастия Краткие прилагательные
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? мальчик образован (каков?) —от полной формы образованный (какой?)
написана (книга) ж.род; что сделана? кем?девочка образованна (какова?)—от полной формы образованная (какая?)
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем?дитя образованно (каково?) —от полной формы образованное (какое?)
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем?дети образованны (каковы?) —от полной формы образованные (какие?)

В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.

При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.

1) по вопросу: краткие прилагательные — каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие — что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)

3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же

относится к глаголу и является обстоятельством)

НаречиеКраткое причастиеКраткое прилагательное
говорил рассеяннорассеяно по полюего лицо рассеянно
говорить встревоженновсё село было встревожено этим известиемлицо его было встревоженно
провели встречу организованноэкскурсия организована родителямидевушка дисциплинированна и организованна
вести себя воспитанновоспитана бабушкой она воспитанна и начитанна

1. В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:

ННН
пленник (пленный)нефтяник (нефтяной)
образованность (образованный)гостиница (гостиный)
изгнанник (изгнанный)ветреник (ветреный)
лиственница (лиственный)путаница (путаный)
воспитанник (воспитанный)пряность (пряный)
гуманность (гуманный)песчаник (песчаный)
возвышенность (возвышенный)копчёность (копчёный)
уравновешенность (уравновешенный)вкусное мороженое (мороженый)
преданность (преданный)торфяник (торфяной)

От имён прилагательных образованы и слова

родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик ),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.

2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.

бессон/ницауч/е/ник

осин/никбессребр/еник

Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.

Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)

Читайте также: