Занятия по развитию речи каше

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель ДОУ №1 г. Феодосия.

Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания;
Закрепить умения называть и различать названия круп и каш.
Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными.
Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.
Продолжать учить детей рисовать прямые линии и круги в пределах заданной формы (тарелки).
Закреплять умение выполнять работу аккуратно.

Различные крупы, листы бумаги в виде тарелки (круг с полями), цветные карандаши, клей, кисточка, подставка для кисточки, подкладные листы.


Ход занятия:

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(Каша)

Все минуточку внимания,
Сейчас проверим ваши знания.
У меня вот здесь крупа,
Да не знаю - какова.
Я хочу у вас узнать.

Все крупы узнали и правильно назвали.
Вы и дальше не зевайте - теперь каши называйте.

Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы:

Каша из риса - рисовая каша;
Каша из гороха - гороховая каша;
Каша из кукурузы - кукурузная каша;
Каша из гречки - гречневая каша;
Каша из овса - овсяная каша ;
Каша из пшена - пшенная каша;
Каша из манки - манная каша ;
Каша из перловки - перловая каша;
Каша из ячменя - ячневая каша.

Ну, а теперь мы расскажем вам про кашу -
И про вашу, и про нашу.
Много разных варят каш -
И рассказ об этом наш!

Гречневая каша

Это гречневая каша.
Эту кашу любит Саша.
Не бывает в поле тихо,
Если там растёт гречиха.
Пчёлки на неё летят,
Взять нектар они хотят.

Пшенная каша

До чего вкусна она,
Эта каша из пшена!
Из чего взялось оно -
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено - крупа из проса!

Манная каша

Наша каша хороша
Для любого малыша.
С маслицем, румяная,
Наша каша манная!

Кукурузная каша

Утром Катю кормят вкусной
Тёплой кашей кукурузной.
Росли в поле не на грядке
Кукурузные початки.
Кукуруза всякий раз
Вырастает выше нас!

Перловая каша

Овсяная каша

Он не в дальних странах рос -
Замечательный овёс!
Рос овёс у нас в округе,
А не где - нибудь на юге!

Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Молоко мы нальем, до кипенья доведем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.
Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды)

Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!

Варись, варись, каша!
Варись поскорее!
(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Будем кушать кашу,
Станем мы сильнее.
(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)

Угостим мы кашей
Мышек под окошком,
(Протягиваем ладошки вниз - в стороны. Показываем ушки)

Песика Аркашку
(Показываем лапки песика).

И кота Тимошку.
(Выставляем лапки вперед по очереди)

Да, да! Да, да!
(4 хлопка)

И кота Тимошку
(Лапки кота)

Кушайте на здоровье!
(Развернутые руки вниз - в сторону)

Детям предлагается готовая форма в виде тарелки с полями. На этих полях дети рисуют узоры (к примеру вертикальные линии, чередующиеся кругами). Затем всю тарелку, кроме раскрашенных полей, ребенок намазывает клеем и посыпает крупой. Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор (к примеру, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .


Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности популярного питания, о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп.

Скачать:

ВложениеРазмер
zan_po_rechev.razv_russkaya_kasha_-_sila_nasha.docx 23.36 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №1 пгт Серышево имени С.Бондарева филлиал ООШ с.Поляна дошкольное отделение

Конспект НОД в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

Цель: Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности популярного питания, о наиболее подходящих блюдах для завтрака, о полезных для здоровья свойствах круп.

Образовательные : Сформировать у детей представления о завтраке как об обязательном компоненте ежедневного меню.Расширять представление детей о крупяных культурах.

Развивающие : Подводить детей к познанию богатств русского языка, развитию мышления и воображения через пословицы, загадки;словарная работа: Русь, витамины, микроэлементы.

Воспитательные : Воспитывать у детей сознательное отношение к выбору продуктов питания, умение анализировать свой выбор.

Методы и приёмы:

-практические: на ощупь определить крупу с закрытыми глазами,перетягивание каната, выполнение физкультминутки.

-наглядные: сюрпризный момент-Карлсен, контейнера с крупами (рис, манка, гречка, геркулес, пшено), канат.

-словесные: отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы; читают стихи, проговаривают пословицы.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: Игрушка - Карлсен, разновидности круп, канат.

Ход непосредственной – образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу делают круг. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам в детский сад прилетел Карлсен.

Карлсен: У меня ухудшилось здоровье. Болит живот, все тело вялое. Я сегодня на завтрак съел: торт с лимоном, чипсы, леденцы, зефир и пепси-кола. Это моя любимая еда на завтрак. Но всё равно я скоро буду совсем здоровым, когда съем баночку малинового варенья.

Карлсен: Ребята у вас есть баночка малинового варенья?Ответы детей:

Воспитатель: Карлесон нет у нас баночки малинового варенья. Ребята как вы думаете, правильно ли Карлсен завтракает?Ответы детей:

2. Основная часть.

Дети проходят на стульчики

Воспитатель: Ребята ответьте на такой вопрос: Что такое завтрак?

Дети: Завтрак - утренний приём пищи.

Воспитатель: А для чего мы должны завтракать? ( Завтракать мы должны, чтоб была сила на целый день).

Воспитатель: Ребята, вы ночью кушаете? Ответы детей:

Воспитатель: Ночью организм не получает пищи, а значит, исчерпывает все запасы и силы.Утром мы просыпаемся, нашему организму нужны новые силы, чтобы двигаться, думать, что-то делать. Завтрак нам нужен для того, чтобы эти силы восстановились.Завтрак должен быть обязательным для каждого человека. А наиболее подходящее блюдо для завтрака это . ?

Воспитатель: Молодцы ребята! А знаете почему?Дети: Нет.

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу одну легенду.Однажды археологи откопали в земле горшочек с зернами пшеницы. Эти зерна пролежали под землёй тысячу лет и не испортились. Из этих зёрен попытались приготовить кашу, и она получились очень вкусная. Оказывается, каши содержат много полезных и питательных веществ, быстро усваиваются.В крупах, ребята меньше всего накапливается вредных веществ.

Воспитатель: Карлсен ты любишь играть?

Карлсен: Да, люблю.

Хомка раненько встает,

Щёки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

(дети имитируют все движения хомячка)

Дети садятся на стульчики.

Ответы детей: Потому что у него нет силы. Каша - полезная еда, которая помогает стать здоровым и сильным.

Воспитатель: А вы знаете из чего варят каши? (Из круп)

Воспитатель: А какие крупы вы знаете? И какие каши из них варят?

Ответы детей: Рисовая, гречневая, пшенная, манная, овсяная.

Воспитатель: Молодцы ребята! быстро вы узнали крупы и правильно их назвали.

Воспитатель: А как вы думаете, какая каша самая полезная? Сейчас мы об этом и узнаем. Дети читают стихи:

Это чудо из чудес!

Кушай - станешь силачом,

Любая гиря нипочём!

2.Каша белая из риса

Полезней всякого ириса.

Зерна белые тверды,

Но налей в чугун воды

Да поставь на огонек,

Да подсыпь-ка сахарок,

И берись за ложку.

3.Каша из гречки

Где варилась? В печке.

На всех разделили!

4.Кашу манную любят малыши!

Белую, пушистую едят от души.

Любят её с маслом,

Любят с молоком.

Станут все красивыми

И сильными потом!

Воспитатель: Так какая каша самая полезная? Ответы детей:

Воспитатель: У нас на Руси народ сложил очень много пословиц про кашу.

Давайте вспомним, пословицы про кашу и попробуем их объяснить.

- Щи да каша - пища наша.

- Русская каша - матушка наша.

- Кашу маслом не испортишь.

- Что за обед, коли каши нет.

- Ешь каши больше - проживёшь дольше.

Воспитатель: Ребята, вы много знаете о кашах, давайте для Карлсена покажем, как правильно можно сварить кашу на завтрак.

Кашу нашу, горшок вари! Дети идут по кругу.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем! Наливаем молоко .

«Молоко входит в круг,

остальные продолжают движение.

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем:

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем:

Мы внимательными будем,

Ничего не позабудем:

В круг входят все остальные дети.

Ничего не позабыли -

Все продукты поместили.

для друзей и для родных

Карлсен: Спасибо ребята! Теперь я смогу себе приготовить на завтрак полезную кашу.

Воспитатель: Скажите, а вы все сегодня ели кашу?Ответы детей:

Воспитатель: Вот мы сейчас и проверим. Вот вам канат, поиграем в игру

Вот и посмотрим, кто из вас больше каши съел.

Воспитатель: Молодцы! Сразу видно, что кашу ели все.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: В перетягивание каната победила дружба! Карлсен ты понял, что на завтрак надо не чипсы и торты кушать, а полезную кашу?

Карлсен:Спасибо ребята, я буду завтракать кашей. И буду сильным и здоровым, как вы.

Дети прощаются с Карлсеном.

- Что нового узнали?

-Что вам сегодня больше всего понравилось?

-Какими мы будем, если будем завтракать кашей?

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим, развитию речи и изобразительной деятельности в средней группе.

Цели :создать условия для развития речи детей с помощью элеметов технологии ТРИЗ.

Формировать у детей знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания;

Способствовать развитию умения соотносить существительные с прилагательными;

Учить понимать смысл пословиц и умение объяснять другим.

Образовывать существительные с помощью суффиксов,

Пополнять словарный запас детей

Образовывать слова противоположные по значению

Уточнить, как и из чего, варят каши,

Учить различать и называть разные виды круп (гречка, рис, манка, пшено) ;

Закреплять умение выполнять работу аккуратно.

1. Экскурсия на кухню детского сада;

2. Знакомство с пословицами и стихами о каше;

3. Рассматривание разных видов круп;

Различные крупы, листы бумаги в виде тарелки (круг с полями, цветные карандаши, клей, кисточка, подставка для кисточки, подкладные листы.

Ход занятия:

Садятся на стульчики и стук в дверь.

1 Сюрпризным момент.

- Ребята, к нам пришла посылка, а как вы думаете, что там лежит?.

Там письмо. Только вот от кого? Это персонаж какой-то сказки?

«…бедная баба одна,

И плачет, и плачет она.

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре (достаем картинку Федоры)

Из какой это сказки? Молодцы ребята, но прежде чем попросить вас помочь бабушке Федоре, она хочет с вами познакомиться.

Бабушка Фёдора обращается к нам с просьбой, помочь разобраться с посудой.

Полная – пустая, старая – новая, целая – разбитая, тяжёлая – лёгкая, тусклая – блестящая, прозрачная – матовая, чистая – грязная, взять – положить, налить – вылить, уронить – поднять, аккуратно – небрежно.

_Ребята вот Федора вам загадку приготовила, если отгадаете, то сможете ей помочь дальше.

Загадка про кашу

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(Каша)

У меня вот здесь крупа,

Да не знаю - какова.

Я хочу у вас узнать. (в тарелочках насыпана крупа,дети угадывают)

Достаю из посылки тарелки с крупами. Федора хочет сварить кашу, она знает что в детском саду варят разные каши из разных крупп. Подскажем бабушке из какой крупы сварена каша.

Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша,приготовленная из этой крупы:

Каша из риса - рисовая каша;

Каша из гороха - гороховая каша;

Каша из кукурузы - кукурузная каша;

Каша из гречки - гречневая каша;

Каша из овса - овсяная каша ;

Каша из пшена - пшенная каша;

Каша из манки - манная каша ;

Каша из перловки - перловая каша;

Каша из ячменя - ячневая каша.

А бабушка Федора хочет сварить рисовую кашу, расскажите ей, какая будет каша).

-Молодцы ребята! А Почему полезно кушать кашу?

– Да, вы правы, так говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каши.

Вспомните, какие вы знаете еще знаете пословицы?

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Щи да каша – пища наша.

4. Хороша каша, да мала чаша.

А какие продукты нужны, для того, чтобы сварить кашу?

Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Молоко мы нальем, до кипенья доведем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим,

И гостей всех угостим.

Каша вышла-то у нас -

Ребята я теперь предлагаю вам самим приготовить тарелочку каши и угостить Федору.

Детям предлагается готовая форма в виде тарелки с полями. На этих полях дети рисуют узоры (к примеру вертикальные линии, чередующиеся кругами). Затем всю тарелку, кроме раскрашенных полей, ребенок намазывает клеем и посыпает крупой. Крупу ребенок выбирает сам, а воспитатель просит объяснить выбор (к примеру, я взял гречневую крупу, потому что больше всего люблю гречневую кашу

Комплексное занятие: социальный и природный мир, развитие речи, познание Конспект комплексного занятия с детьми средней группы «В зоопарке ремонт" Задачи: 1. Расширить представления детей о жизни зверей в зоопарке.

Открытое итоговое интегрированное занятие Развитие речи. Вторая младшая группа Открытое итоговое интегрированное занятие Развитие речи. Вторая младшая группа. Автор – составитель: Сэротэтто Олеся Николаевна Чтение.

Конспект занятия

Формировать у детей представление о пользе каши в рационе детского питания;

Закрепить умения называть и различать названия круп и каш.

Закрепить умение соотносить существительное с прилагательными.

Продолжать учить детей составлять схему слова

Раздаточный материал: картинки схемы слова КАША; красные, синие по 4 шт. на ребенка.

Здравствуйте ребята сегодня мы свами поговорим о здоровом питании. Как вы думаете, что полезно есть?

А что вы сегодня ели на завтрак?

Конечно же каша самое полезное, что мы могли бы съесть на завтрак.

Не зря говорят каша – матушка наша.

Загадка про кашу.

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (Каша)

Все минуточку внимания,

Сейчас проверим ваши знания.

У меня вот здесь крупа,

Да не знаю - какова.

Я хочу у вас узнать.

В специальных баночках для круп разложены разные крупы, дети на ощупь и на вид узнают крупы.

Все крупы узнали и правильно назвали.

Вы и дальше не зевайте - теперь каши называйте.

Я называю крупу, а вы говорите, как называется каша, приготовленная из этой крупы:

Каша из риса - рисовая каша;

Каша из гороха - гороховая каша;

Каша из кукурузы - кукурузная каша;

Каша из гречки - гречневая каша;

Каша из овса - овсяная каша ;

Каша из пшена - пшенная каша;

Каша из манки - манная каша ;

Каша из перловки - перловая каша;

Каша из ячменя - ячневая каша.

Ну, а теперь мы расскажем вам про кашу -

И про вашу, и про нашу.

Много разных варят каш -

И рассказ об этом наш!

Гречневая каша.

Это гречневая каша.

Эту кашу любит Саша.

Не бывает в поле тихо,

Если там растёт гречиха.

Пчёлки на неё летят,

Взять нектар они хотят.

Пшенная каша

До чего вкусна она,

Эта каша из пшена!

Из чего взялось оно -

Проще нет для нас вопроса.

Знай: пшено - крупа из проса!

Манная каша

Наша каша хороша

Для любого малыша.

С маслицем, румяная,

Наша каша манная!

Кукурузная каша

Утром Катю кормят вкусной

Тёплой кашей кукурузной.

Росли в поле не на грядке

Кукуруза всякий раз

Вырастает выше нас!

Перловая каша

Познакомьтесь с кашей новой:

Все зовут её перловой.

Если спросят у меня:

У меня ответ готовый:

Да, зовут её перловой!

Овсяная каша

Он не в дальних странах рос -

Рос овёс у нас в округе,

А не где - нибудь на юге!

Выбираются дети, которые будут молоком, солью, сахаром, крупой, остальные горшочек. Когда называют ингредиент, необходимый для каши, ребенок выходит в центр круга. А когда выйдут все, они берутся за руки и ведут внутри нашего хоровода свой хоровод.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Молоко мы нальем, до кипенья доведем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Кашу нужно посолить, да и сахар положить.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем.

Раз, два, три - ты горшочек наш вари.

Для друзей и для родных.

Мы все дружно поедим,

И гостей всех угостим.

Каша вышла-то у нас -

- А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды)

Лучше каши нет на свете,

Обойди весь белый свет!

Любят взрослые и дети,

Кушать кашу на обед.

В каше много витаминов,

Каша нам всегда нужна,

В каждом доме, в каждой кухне,

Каша быть всегда должна!

Так чем же каша полезна? Почему ее надо есть?

Варись, варись, каша!

(Водим указательным пальцем одной руки по ладони другой)

Будем кушать кашу,

Станем мы сильнее.

(Сгибаем руки в локтях, сжимая пальцы в кулаки)

Станем мы сильнее.

Угостим мы кашей

Мышек под окошком,

(Протягиваем ладошки вниз - в стороны. Показываем ушки)

(Показываем лапки песика).

(Выставляем лапки вперед по очереди)

Кушайте на здоровье!

(Развернутые руки вниз - в сторону)

К нам сегодня давали Кашу. Давайте произнесем слово КАША так, чтобы все мы хорошо услышали в нем первый звук.

Какой первый звук в слове? (К)

Что мешает во рту, когда мы произносим звук (К)? Кокой это звук? (Согласный)

Давайте обозначим наш звук (К) синей фишкой.

Воспитатель произносит слово КАША с интонационным выделением звука (А), синхронно ведя указкой под схемой слова..

Какой второй звук в слове КАША? (А)

Какой это звук? (гласный)

Как вы узнали?( ничего не мешает нам его произносить, голос идет свободно)

Какой фишкой обозначим гласный звук? (красной). Обозначаем на схеме.

Воспитатель предлагает определиться третий звук в слове КАША и произносит слово КАША с интонационным выделением звука (Ш), синхронно ведя указкой под схемой слова.

Дети называют звук.

Что мешает во рту, когда мы произносим звук (Ш)? (зубки) Какой это звук? (согласный) Обозначаем его синей фишкой.

Воспитатель ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой, произносит слово КАША с интонационным выделением звука (А)

Какой четвертый звык? (А)

Какой это звук? (гласный)

Как вы узнали?( ничего не мешает нам его произносить, голос идет свободно).

Какой фишкой обозначим гласный звук? (красной). Обозначаем на схеме.

Дети на ощупь через ткань определяют представленные виды круп (кукуруза, семена подсолнечника, рис, горох, пшено, манка).

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

И вот что взяла:

Парное молоко. (Да)

Куриное яйцо. (Нет)

Крупа манная. (Да)

Капуста кочанная. (Нет)

Соленый огурец. (Нет)

Мясной холодец. (Нет)

Сахар да соль. (Да)

Белую фасоль. (Нет)

Масло топленное. (Да)

Рыбка соленая. (Нет)

Лавровый лист. (Нет)

Чернослив и изюм. (Да)

Перец болгарский. (Нет)

Клубничное варенье. (Да)

Бисквитное печенье. (Нет)

- Какая каша у вас самая любимая?

-Чем полезна каша?( каждая каша по-своему вкусна и полезна, в ней много витаминов полезных для здоровья и роста детей).

А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее? (добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику).

Ребята, а какие пословицы о каше вы знаете?

1. Русская каша – матушка наша.

2. Кашу маслом не испортишь.

3. Что за обед, коли, каши нет.

4. Щи да каша – пища наша.

5. Щи да каша – сила наша.

6. Хороша каша, да мала чаша.

7. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Программное содержание:
Углублять представления о свойствах и качествах злаковых культур
Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте
Учить детей сравнивать путем тактильных ощущений
Учить детей высказываться
Обогащение словаря детей

Интеграции:
Развитие речи, социализация, познание, здоровье

Ход совместной образовательной деятельности:

Воспитатель: Я для вас ребятки приготовила загадку. Кто её отгадает, тот тему нашей беседы узнает. Слушайте внимательно. Кто отгадку знает, тот руку поднимает.
Крупу в кастрюлю насыпают
Водой холодной заливают
Ставят на плиту вариться
И что тут может получиться? (каша)
Молодцы ребята – это каша. Сегодня мы с вами побеседуем о каше.
Воспитатель: Каша с древних времён занимала главное место на столе, как у богатых, так и бедных людей. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке. Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неё говорили: Каша – матушка наша. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для того чтобы сварить кашу, что для этого надо? (сначала нужно вырастить зерно, переработать его в крупу, а потом уже варить кашу).
Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы в поле посадили зерно. Подойдите, к столу на нем лежат разрезные картинки разного цвета. Возьмите каждый по одной картинке и подойдите к соответствующему столу. Соберите картинку и скажите, какое растение выросло на вашем поле.
Ребята скажите, какое злаковое растение выросло у вас в поле? (овёс, пшеница, рис, гречиха).
А какие злаковые растения ещё выращивают в поле? (пшено, ячмень, кукурузу, рожь).
Ребята, а какую кашу можно сварить из вашей крупы? Из риса (рисовую), из гречки (гречневую), из овса (овсяную или геркулесовую), из пшеницы (пшеничную, манную). А какие каши вы ещё знаете? (перловая, кукурузная, каша дружба).

Дети на ощупь через ткань определяют представленные виды круп (кукуруза, семена подсолнечника, рис, горох, пшено, манка).

Парное молоко. (Да)
Куриное яйцо. (Нет)
Крупа манная. (Да)
Капуста кочанная. (Нет)
Соленый огурец. (Нет)
Мясной холодец. (Нет)
Сахар да соль. (Да)
Белую фасоль. (Нет)
Масло топленное. (Да)
Рыбка соленая. (Нет)
Лавровый лист. (Нет)
Чернослив и изюм. (Да)
Перец болгарский. (Нет)
Клубничное варенье. (Да)
Бисквитное печенье. (Нет)

Вот и сварилась наша каша, попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая).

- Какая каша у вас самая любимая?
-Чем полезна каша?( каждая каша по-своему вкусна и полезна, в ней много витаминов полезных для здоровья и роста детей).
А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее? (добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику).

Ребята, а какие пословицы о каше вы знаете?

1. Русская каша – матушка наша.
2. Кашу маслом не испортишь.
3. Что за обед, коли, каши нет.
4. Щи да каша – пища наша.
5. Щи да каша – сила наша.
6. Хороша каша, да мала чаша.
7. Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.

Молодцы ребята! На этом наше занятие закончено. На следующем занятии я расскажу вам, как готовили кашу в старину. Всем спасибо.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по подготовке к письму, а позднее по письму (здесь, говоря о письме, мы имеем ввиду воспитание графических навыков).

Воспитатель присутствует на занятиях логопеда, так как отдельные элементы этого занятия включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время. После десятиминутного перерыва воспитатель проводит (согласно сетке) свои занятия, а логопед, по своему усмотрению, берет одного или нескольких детей на индивидуальную работу в кабинет. Логопед всегда учитывает способности и индивидуальные особенности детей.

После третьего занятия воспитатель ведет большую часть детей на прогулку, остальные остаются на логопедические занятия. Прогулки также могут быть использованы для развития внимания, памяти, закрепления правильного произношения поставленных звуков. С этой целью проводятся разнообразные подвижные игры.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда

На фронтальных занятиях присутствуют все без исключения дети. Занятия проводятся на протяжении всего времени обучения по определенной системе и единому для всех детей плану с обычной индивидуализацией.

Материал фронтальных занятий всегда подбирается так, чтобы он состоял из звуков, правильно произносимых всеми детьми. К участию во фронтальных занятиях дети подготавливаются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Система обучения детей правильному произношению и элементам грамоты предусматривает три последовательных периода, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Первый период обучения длится два месяца. Основное внимание в это время уделяется, во-первых, осознанному овладению детьми наиболее легкими с точки зрения произношения звуками и постановке отсутствующих звуков и, во-вторых, подготовке к звуко-слоговому анализу слов. Одновременно дети знакомятся с некоторыми буквами, овладевают некоторыми навыками чтения и письма.

В качестве опоры при развитии фонематического слуха в этот период обучения служат зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряет свое значение.

Остановимся более подробно на задачах, которые встают в первом периоде обучения.

Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи.

В процессе отработки звуков дети вначале учатся отличать их от звуков, наиболее грубо противопоставленных (например, а – и – у); постепенно осуществляется переход к более тонким дифференцировкам (о – у; к – х; л – йот и др.). Каждый правильно произносимый звук сравнивается как вне речи, так и в составе слогов и слов не только с другими правильно произносимыми звуками (например, при дифференциации к – х), но и с теми, которые ставятся и отрабатываются позднее; так, звук с в процессе его закрепления сравнивается со звуками з, ш, щ.

Постоянное сравнение звуков, наряду с развитием моторики артикуляционного аппарата, дает толчок для завершения задержавшегося по тем или иным причинам процесса фонемообразования. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.

На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки изучаются в следующей последовательности: у, а, и, п, п’, э, т, к, к’, м, м’, л’, о, х, х’, (к – х), йот (л’ – йот), ы (ы – и), с (в скобки взяты пары звуков, дифференциация которых осуществляется и на специальных занятиях) (СНОСКА: В зависимости от конкретных недостатков произношения у детей той или иной группы логопед может несколько изменить последовательность изучения звуков.)

Одновременно (с первых дней пребывания детей в детском саду) в часы индивидуальных занятий и в соответствии с индивидуальными планами начинается постановка неправильного произносимых звуков или их уточнение с таким расчетом, чтобы ко времени изучения того или иного звука на фронтальных занятиях все дети (кроме тех, у кого грубо нарушено строение или подвижность артикуляционного аппарата) умели правильно произносить этот звук.

Надо сказать, что дети шестилетнего возраста с фонематической недостаточностью при произнесении многих звуков речи чаще всего уже не испытывают артикуляционных затруднений. К этим звукам относятся: а, о, у, э, и, ы, м, м’, н, н’, п, п’, т, к, к’, х, х’, ф, ф’, в, в’, л, йот, б, б’, д, г, г’. В то же время нельзя считать, что процесс формирования этих звуков полностью закончен. Нередко многие, а иногда и все эти звуки произносятся детьми в речевом потоке недостаточно отчетливо, смешиваются между собой (к – х; в – б; ф – в; п – б и т.п.) или являются заместителями каких-либо еще не появившихся в речи звуков (п замещает б; т или д – свистящие и шипящие; л’ – л и р и т.п.). Произношение всех этих звуков должно быть уточнено. Некоторые из перечисленных звуков (чаще всего это звуки ы, к, х, л’, йот, б, д, г) иногда произносятся неправильно или вовсе не произносятся некоторыми детьми. По отношению к таким детям задача расширяется: следует исправить неправильное произнесение ими звуков, прежде чем начнутся занятия по закреплению уже правильно произносимых звуков на фронтальных занятиях.

Ко второй группе относятся звуки, которые у большинства детей еще не сформировалось, а у некоторых сформировались дефектно. Сюда относятся р, р’, л, свистящие и шипящие, т’ и д’. Особенно трудны для усвоения свистящие и шипящие звуки. Это большая группа, к которой относятся девять звуков: с, с’, з, з’, ц, ш, ж, ч, щ. Сюда же можно отнести звуки т и д’. В большинстве случаев стоит вопрос о постановке всех этих звуков, реже – только об уточнении артикуляции и о дифференциации.

С целью развития произвольного внимания и совершенствования слуховой памяти в системе обучения предусматриваются специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Первая группа упражнений предусматривает восприятие речи. Дети отвечают жестом, действием, предъявлением картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов слов, специально подобранных инструкций и другого материала. Эти упражнения особенно необходимы в самом начале обучения, когда активный, правильно произносимый словарь весьма ограничен. Вторая группа упражнений предусматривает не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного произношения звуков и т.д.

Для упражнений в произношении слов и предложений логопеду необходимо иметь соответствующий дидактический материал.

Вторая задача, которая решается в первом периоде обучения, - подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.

На первой ступени обучения осуществляется уточнение артикуляции звуков у, а, и. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети произносят указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяют их количество и последовательность.

Вторая по трудности ступень подготовки – это анализ и синтез обратных слогов типа ап, ут, ок (в это время проходятся звуки т, п, м, к). В это же время дети учатся выделять из слов первый и последний согласный.

Следующая ступень подготовки к анализу слова – выделение ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). В это же время проходятся гласные о и ы, повторяются ранее пройденные.

После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа ма.

Итогом первого периода обучения является полный звуковой анализ слов типа суп.

Постепенно, одновременно с уточнением правильного произношения звуков и усвоением указанных форм фонемного анализа, дети знакомятся с буквами у, а, и, п, м, т, к, о, ы, с, учатся читать и писать обратные слоги (типа ап), прямые (типа мо, ми), слова типа мак.

Для проведения занятий по обучению чтению и письму логопеду необходимо иметь следующие пособия.

В первую очередь надо сшить или приобрести кассы букв. Буквы, как строчные, так и заглавные, рекомендуется иметь в достаточном количестве с таким расчетом, чтобы каждый ребенок мог сложить не менее пяти-шести слов или одно-два предложения. Кассы букв используются на всех этапах обучения. Заполняются кассы буквами постепенно.

Для письма используются тетради в две линейки и шариковые ручки двух цветов – синего и красного.

Почти с самого начала обучения понадобятся указки и цветные фишки (квадратики из плотного материала размером 1,5 × 1,5 см): красные – для обозначения гласных звуков, черные – для обозначения твердых согласных звуков, несколько позднее – синие – для обозначения мягких согласных звуков. Наборы фишек и указки вкладываются в индивидуальные конверты.

Кроме того, для составления и чтения слогов и слов используются картонные ленты с напечатанными на них буквами или слогами. Ленты продергиваются в прорези, сделанные в листе плотного материала (рис.

В первую очередь для составления обратных и прямых слогов используются ленты № 1 и № 2. (Буквы можно вписывать постепенно по мере их прохождения.) В конце первого периода обучения добавляется лента № 3, которая используется вместе с лентой № 2 для чтения слов типа мак. В конце первого и начале второго периода обучения добавляются еще две ленты (№ 4 и № 5), с помощью которых дети упражняются в чтении слов типа косы, кони, няня.

Для упражнения в чтении слогов готовится пособие, состоящее из прямоугольника, сделанного из плотного материала (примерно 40 × 30 см), с шестью расположенными вертикально кармашками для гласных букв по обеим сторонам и одним кармашком в центре для согласной буквы (рис. 2).

Таблица слогов – необходимое пособие, используемое в течение всего букварного периода. На таблице пишутся прямые слоги со всеми буквами в последовательности их прохождения.

Что касается развития речи детей, то как это указывалось выше, материал, который служит для закрепления правильного произношения

Как можно раньше следует развивать у детей навык отвечать на вопрос полным предложением. С этой целью, а также с целью развития у детей произвольного внимания и слуховой памяти проводятся упражнения, в процессе выполнения которых дети должны запоминать определенный речевой материал, а затем использовать его при ответах на вопросы (см. упражнения на звуки л’ – йот).

Во второй половине данного периода обучения появляется возможность заучивать наизусть небольшие тексты. В процессе заучивания детям предлагается ответить на вопросы полным предложением. Логопед постоянно следит за тем, чтобы они давали четкие ответы и правильно строили предложения.

С начала первого периода обучения происходит развитие графических навыков. Эти занятия проводятся воспитателями.

В первую очередь логопед подбирает упражнения, цель которых – закрепление произносительных навыков (сюда же относится характеристика звуков – согласный или гласный, если согласный, то твердый или мягкий, позднее глухой или звонкий) и различение звуков. Эти упражнения обязательны на каждом занятии. Наибольший вес они имеют на начальных этапах обучения.

Последующие упражнения, как правило, имеют двойную цель. Так, одни упражнения в произнесении слогов и слов направлены одновременно на развитие слухового (а иногда и зрительного) внимания и произвольного запоминания или совершенствование навыков анализа звукового состава слова. Другие упражнения направлены одновременно на овладение детьми грамматическими нормами языка. С момента усвоения детьми звуков л’ и йот такого рода упражнения, постепенно усложняясь, включаются в большинство занятий.

Упражнения в заучивании наизусть небольших текстов сочетаются с воспитанием умения давать полные ответы на вопросы и развитием произвольного запоминания.

Проводимые в первом периоде обучения упражнения с фишками и буквами в одних случаях органически вплетаются в ткань занятия, когда усвоение звука совпадает с усвоением буквы, в других случаях (например, при изучении звуков х, л’, йот и т.п.) они являются самостоятельной частью занятия.

При планировании каждого занятия логопед указывает, с какой целью проводится занятие. Чаще всего указывается, произношение какого звука, пары или группы звуков предполагается закрепить; какие задачи ставятся в отношении развития слухового восприятия, внимания, памяти; какие формы анализа звукового состава речи предусматривается провести, какие упражнения, направленные на развитие лексико-грамматических навыков, будут включены в занятие.

В течение первого периода обучения фронтальные занятия по произношению проводятся пять раз в неделю. Фронтальных занятий по грамоте не проводится. Усвоение букв в это время сочетается с устными упражнениями, направленными на воспитание четкого и правильного произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Следует отметить, что усвоение звуков не всегда совпадает с усвоением букв. Звуков в первом периоде обучения усваивается детьми больше, чем букв.

С самого начала обучения в слоговой и словарный материал занятий включаются любые звуки, правильно произносимые детьми данной группы. Это, как правило, звуки м, м’, н, н’, ф, ф’, в, в’, п, п’, т, к, реже к, х, х’, л, й, б, б’, д, г, г’.

Первая неделя обучения Звук и буква у – два занятия. Звук и буква а – два занятия.

Звуки и буквы а и у – одно занятие.

Цель занятия: четкое произношение звука у; сравнение звука у с гласными а, ы, и; выделение звука у из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой у.

Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук

Детям предлагается очень четко произносить звук у тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук у – гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.

Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у, т.е. ут, ум, ук; ту, му, ну и т.п.

Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.

Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.

Детям предлагается произнести слово утка; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук у.

Произношение слов паук, муха, пух, туфли, т.е. со звуком у в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук у, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова дуб, буквы, суп, сумка и т.п.).

Детям раздают кассы, в которые вложена буква у. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква у большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.

Повторяется произношение слов со звуком у.

Повторно проводится упражнение на выделение звука у из ряда гласных. На этот раз дети, услышав звук, поднимают букву у.

Логопед предлагает детям определять, есть ли в начале слов, которые он произнесет, звук у; если есть, то надо поднимать букву у. Так как слова детьми не повторяются, то они могут быть любого звукового состава (улица, утюг, утенок, уши и т.п.). Для сравнения можно включить несколько слов, начинающихся на звук и, как наиболее отличный от звука у (ива, Иван, игры).

Физкультминутка. Дети встают и проделывают несколько упражнений – движения руками вверх, в стороны, вниз. При этом они произносят слоги со звуком у.

Запись (повторно) буквы у.

Развитие внимания (проводится как игра).

На звук и букву а материал подбирается примерно так же, как на звук и букву у.

Вслед за занятиями на звук а проводится занятие, во время которого еще раз повторяются оба пройденных звука и обе буквы.

Опишем примерный ход занятия.

Цель занятия: повторение звуков а и у; выделение звуков а и у из начала слова; анализ сочетаний типа ау.

В ходе повторения закрепляется правильное произношение этих звуков. С этой целью логопед спрашивает отдельных детей или дает задание поочередно произносить звуки а и у, четко их артикулируя (один ребенок произносит а, следующий – у, затем опять а и т.д.).

Логопед называет слова, начинающиеся на звук а или на звук у (аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е. а или у, и поднять соответствующую букву.

На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.

В процессе проведения занятий много времени отводится на артикулирование звуков. Намеченные для изучения звуки произносятся как изолированно, так и в составе слогов и слов. При этом обязательным является требование предельно четко произносить речевой материал.

Воспитание произносительных навыков постоянно сочетается с развитием слухового восприятия, фонемного анализа, внимания к речи. Материал для занятий постепенно усложняется. За первую неделю обучения дети овладевают правильным произношением звуков а и у, узнают буквы а и у, учатся сравнивать звуки, выделять их из ряда гласных и из начала слова; позднее знакомятся с тем, что можно сосчитать и определить последовательность произнесенных звуков. Вначале опора на артикулирование помогает справиться с подобными заданиями и тем детям, у которых еще недостаточно развито фонематическое восприятие. По мере развития фонематического восприятия использование артикуляционной опоры сходит на нет.

Занятия, как правило, заканчиваются подведением итогов.

Читайте также: