Алкогольные напитка у древних славян

Все имеет свое начало и свой конец. Многие явления, которые в современном мире уже являются обыденными, когда-то появились впервые, прошли путь изменений и совершенствования и стали такими, какими мы их знаем. Такая же участь постигла и алкоголь. Это сейчас он представлен во многих вариациях, а когда-то на нашей территории он появился впервые. Конечно, назвать точную дату никто не сможет, но вот добраться до истоков мы все же можем.

Оглянемся назад

Многие исследователи приходят к мнению, что многие первобытные народы, для проведения своих различных ритуалов использовали алкогольные зелья, которые и помогали им общаться с духами, богами, умершими предками, впадать в транс. Причем делали это задолго до того, как начали пользоваться огнем. Так что корни алкогольных снадобий уходят глубоко в древность.


А если говорить непосредственно об алкогольных напитках, то самым давним является пиво. Его производство было освоено еще семь тысяч лет назад в Вавилоне, Египте.

А вот в Древней Греции, помимо пива было распространено и виноделие.

Спирт появился только в начале седьмого века благодаря стараниям арабов. В Европе крепкий алкоголь начали изготавливать в средние века, именно отсюда он и распространился по другим странам.

Пьяная Русь. Или трезвая…

Мнение о том, что русский человек — это пьяница с испокон веков абсолютно ошибочно. На Руси пили мало. По большим праздникам варили брагу, медовуху, пиво. Но это были слабоалкогольные напитки, содержания в них спирта не превышало 10 градусов. Да и процесс пития имел свои обычаи. Собравшиеся за столом пускали чарку с медовухой по кругу и делали не более двух глотков. Поэтому напиться во время таких празднеств было практически невозможно. А в будний день в Древней Руси алкоголь не употребляли, так как это было грешно и позорно.


Мед или медовуха наиболее популярный напиток, но и дорогостоящий. Для его приготовления брали смесь трав, ягодного сока и меда, все это сбраживали, затем переливали в деревянную бочку и закапывали в землю на десять лет. И только по их прошествию напиток подавали к праздничному столу. Как видим процесс приготовления данного алкогольного напитка достаточно длительный и дорогостоящий. Несколько позже, чтобы упростить его, смесь стали разбавлять водой.

Из быстрых и более дешевых напитков на Руси было хмельное пиво, которое изготовляли из ржи или ячменя.

В конце 14 века был завезен виноградный спирт. Однако он не пришёлся по душе русскому народу, в конечном итоге его признали вредным для здоровья и запретили ввозить в Московское государство.

Собственное производство привело к пьянству

Первая водка на Руси была изобретена только лишь в конце 15 столетия. Это было не что иное, как разбавленный хлебный спирт, отсюда соответственно и название – хлебная водка. Вначале это не привело к тотальному пьянству. Ведь русский народ был глубоко религиозный и подчинялся патриархальному укладу жизни.


Но когда государство взяло на себя полный контроль и управление производством и потреблением спиртных напитков, в Русь пришло пьянство. Для простого народа производилась низкокачественная водка, а для высших слоев – элитная. По всей стране появляются кабаки (питейные), заведения где можно было выпить алкоголь, но не закусить. Таким образом развивалась широкомасштабная зависимость. В итоге у бедноты накопились огромные долги, в кабаках стали продавать самый низкопробный спирт, такая ситуация спровоцировала бунты. На их подавления царь использовал воска. И только после этого были приняты соответствующие меры по борьбе с пьянством.

Алкоголь, конечно всегда присутствовал в жизни человека, но его чрезмерное употребление порицалось во все времена у всех народов.

В русской национальной кухне выделяются оригинальные напитки: сбитень, квасы, медки, мёды, морсы, водицы, уваренный капустный, сок, сыворотка с изюмом. Многие из них вышли ныне из употребления. Издавна на Руси использовали эти напитки как застольные, т. е. для запивания блюд из мяса и дичи, сладких каш, а также как десерт. Совершенно самостоятельным напитком является сбитень, заменявший чай до его появления в России.

Древнейшими напитками являются медки, которые не следует путать с так называемыми ставленными мёдами: медки приготовляются на воде с добавлением небольшого количества меда и хмеля, а ставленные меды — это крепкие алкогольные напитки, в состав которых входит ягодный сок, большое количество меда и водка.

Водицы и морсы готовят на основе ягодного сока, смешанного в различных пропорциях с водой, доводя эти смеси до легкого забраживания. Сыворотка настаивается на изюме и также дает легкое сбраживание.

Квасы и сбитни всегда были массовыми напитками. Наибольшее распространение получили квасы, насчитывающие несколько десятков разновидностей. Сущность приготовления квасов состоит в том, что из воды, муки и солода вначале готовят жидкое тесто — затор, который подвергается ферментации, а затем этот ферментированный затор вновь разводят водой, к нему добавляют дрожжи, сахар и другие вкусовые и ароматические добавки, и он подвергается брожению. Чаще всего как вкусовую добавку вносят соки различных фруктов и ягод. Таковы брусничный, вишневый, малиновый, лимонный, смородиновый, изюмный, яблочный, грушевый квасы. Ароматические добавки также можно варьировать (имбирный, мятный, душистый квасы).

Рецепт популярного на Руси хмельного кваса на меду

Ингредиенты:
6 литров воды, 250-270 грамм мёда, 5 грамм хмеля, горошина кардамона, чайная ложка сахара-жжёнки, 10 грамм дрожжей.

Мед прокипятить в 2 л воды, снять пену. Хмель прокипятить отдельно в 0,5 л воды. Соединить вместе, влить остальную воду (кипяток). Охладить до теплого состояния, добавить дрожжи, жженый сахар, кардамон, оставить для открытого брожения (закрыв лишь марлей или бязью) при температуре не выше 8-10°C до появления пены на поверхности. После удаления пены процедить и либо употреблять, либо оставить для хранения в бутылках на 1-2 недели.

Источник:
В.В. Похлёбкин Национальные кухни наших народов. М., 2004

Сбитень.

Рецепт русского сбитеня — традиционного напитка на меду.

Ингредиенты:
150 грамм мёда, 1,5-2 литра воды, 100 грамм сахара, 2-3 чайных ложки сухой травы зверобоя, 2 бутона гвоздики, 5-6 горошин чёрного перца, четверть чайной ложки молотого имбиря, чайная ложка корицы, 2 чайных ложки мяты.
Сбитень (напитки)
Мед прокипятить в сотейнике, разведя 1 стаканом воды, снять пену. Отдельно прокипятить сахар, разведя 1 стаканом воды.
Соединить обе части, проварить вместе в однородную массу так, чтобы выпарилось побольше воды (но на медленном огне, не допуская заметного кипения).
В остальной воде отварить пряности в течение 15-20 мин в закрытом сосуде, дать настояться ещё 10 мин, затем процедить, добавить медовосахарную смесь и подогреть, не доводя до кипения.
Пить только в горячем виде.
Источник:
В.В. Похлёбкин Национальные кухни наших народов. М., 2004

Квас белый окрошечный .

Ингредиенты:
500 грамм ржаного солода, 250 грамм ячменного солода, 2 килограмма ржаной муки, 500 грамм гречневой муки, 500 грамм пшеничной муки, четверть стакана жидких дрожжей свежих, 40 грамм пшеничной муки для закваски, 2 столовых ложки сухой мяты (кудрявой, не перечной).
Приготовить закваску — муку развести в воде, добавить дрожжи, дать смеси подойти.
Солод смешать с теплой водой до получения жидкого теста. Все три вида муки смешать в однородную смесь. Затем добавлять мучную смесь в жидкий солод, небольшими порциями, все время подливая горячую воду и непрерывно размешивая. Воды по объему должно быть вчетверо больше, чем смеси солода и муки. Полученное тесто переложить в другую посуду и поставить в тепло на 5 ч, затем долить к нему 7 л кипятку, тщательно размешивая, чтобы не было комочков, и ввести заранее подготовленную закваску. Одновременно ввести мяту.
Полученное сусло поставить на 12 ч в теплое место для сбраживания. Выбродивший квас процедить и разлить в бутылки.

Квас сухарный домашний (скорый).

Рецепт простого кваса на сухарях.

Ингредиенты:
килограмм ржаных сухарей (лучше всего разных — из орловского, ржаного и бородинского хлеба, но не обдирного), 750 грамм сахара, 50 грамм изюма, 10-15 листьев чёрной смородины; 2-3 столовых ложки жидких пивных дрожжей или 25 грамм хлебопекарных дрожжей; 2 столовых ложки сухой мяты.
Подсушенные в духовке до легкой корочки сухари залить 1 ведром кипятка и настоять в течение 12 ч. Отдельно заварить мяту, отдельно смородиновый лист литром кипятка и настоять 5 ч. Настой кваса перелить в другую посуду после выдержки, добавить к нему сцеженный настой мяты и смородинового листа, сахар, прокипяченный в 0,5 л воды, и дрожжи, размешать и оставить для сбраживания на 4 ч. Затем снять пену, процедить, разлить в бутылки, добавив в каждую по несколько изюминок, и оставить на 2 дня для выдержки.

Весенний мед.

Ингридиенты:
Сок березовый - 3 л.
Хлеб черный - 1 ломтик
Дрожжи пивные - 30 г.
Мед - 500 г.
В глиняную (жаростойкую стеклянную) посуду выложить мед, влить березовый сок, довести до кипения и томить сироп в течение часа на слабом огне. После остудить и в теплый сироп опустить намазанный дрожжами кусок черного ржаного хлеба.
Оставить для брожения в теплом помещении на 1 сутки.
Когда мед начнет бродить, хлеб удалить, емкость накрыть полотном и оставить в теплом помещении до тех пор, пока мед полностью не перебродит.
Затем разлить его в бутылки, закупорить и положить под углом 30-40 градусов в погреб или в холодильник.
Мед будет готов для употребления через 3 месяца.

Вишняк старый .

Мед - 1 кг.
Вода - 400 г.
Вишня - 2 кг.
Мед залить водой, довести до кипения, варить недолгое время - пока весь мед полностью не разойдется. Промытую вишню без косточек (!) засыпать в бутыль, залить остуженным сваренным медом.
Выдержать в теплом месте несколько дней, прикрыв горлышко бутыли влажной тряпицей. Потом убрать бутыль в погреб, заткнув горлышко свернутым куском холста.
Выдержать не менее 3 месяцев.

Древний мед (на много человек).

50 литров воды
15 кг (30ф.) меда
Горсть розмарина
Горсть тимьяна
Горсть лепестков розы
Несколько горстей солода48 грамм гвоздики
31 грамм толченого имбиря
Кипятят 50 литров воды с 15 кг. (30ф.) меда и снимают пену; потом бросают туда горсть розмарина, тимьяна и лепестков розы и приводят жидкость в брожение посредством 2 или 3 горстей солода.
После этого приготовляют мешочек с 48 г. (1.5 унц) гвоздики, мускатного цвета, муската и 31 г. (1 унц.) толченого имбиря. Этот мешочек вешают в жидкость, которая должна находиться в запертой бочке.

Древний русский мёд.

Вишня
Земляника или клубника
Мед
Кусок ржаного хлеба
Вода
Пивные дрожжи
Возьмите поровну вишни и земляники, столько же по весу меда, смешайте с достаточным количеством воды, добавьте кусок ржаного хлеба, вымоченный минут 10 в пивных дрожжах, поставьте бродить на 2-3 недели.
После окончания брожения жидкость слейте в бочонок, поставьте в теплое место до окончания брожения.

Клюквенный мед.

1 кг. меда
2.5 л. воды
1 л. клюквенного сока
5 г. корицы
5 г. гвоздики
100 г. дрожжей
Разведите мед водой и вскипятите. Снимите пену, вылейте напиток в бутыль, добавьте сок, пряности, дрожжи и поставьте на два дня в теплое место. После этого закупорьте бутыль и выдержите 20 дней в холодном месте.
Разлейте напиток по бутылкам и плотно закройте их.
Через неделю напиток готов.

Кpепкий хмельной скандинавский мед .

Мед - 1 кг.
Хмель - 60 гp.
Вода - 8 л.
Вскипятить воду, добавить хмель и мед. Деpжать на огне на гpани кипения около получаса. Пpоцедить, остудить до комнатной темпеpатуpы. Добавить дpожжи.
Полтоpы-две недели деpжать в тепле, затем - pазлить по бутылкам.
Далее хpанить в пpохладном месте, употpеблять не pанее, чем чеpез месяц.

Лёгкий мёд.

5л. воды
1кг. мёда
1 стакан малинового сока
100 гpамм белого хлеба
50 г. жидких дpожжей
Мёд с водой ваpить минут 20, снимая пену. Пpофильтpовать чеpез плотную ткань в эмалиpованную посуду, охладить до темпеpатуpы паpного молока, добавить белый хлеб, дpожжи, оставить бpодить в тёплом месте, снимая пену.
По окончании бpожения (пена пpопадает) хлеб - удалить, влить сок, смесь пеpелить в бочонок и плотно закупоpить, пеpенести в холодное место (2-4°С!) и оставить на 12 дней.

Липовая .

Мед - 500 г.
Вода - 2 стакана
Хмель - 10 г.
Липовый цвет - 15 г.
Водка - 2-3 ст. л.
Дрожжи
Мед размешать в небольшом количестве воды, залить кипятком и кипятить в течение 1 часа. Затем дать раствору немного остыть, добавить дрожжи и оставить на 3-4 дня.
Когда брожение закончится, добавить водку, отвар хмеля и липовый цвет и оставить еще на трое суток.
Полученную смесь процедить, влить проваренный мед и оставить снова для брожения на несколько дней, после чего перелить напиток в бочонок и поставить в холодное место на 4 месяца.

Монастырский мед.

1 кг. меда
3 л. воды
2 чайные ложки хмеля

Мед размешать с водой и прокипятить на слабом огне в течение 3 часов. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее "узелком", опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал).

Мед с хмелем прокипятить в течение часа, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду. Снять мед с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 ее объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день - два после того, как мед сварен.
Когда мед перебродит (перестанет шипеть), влить в него 1/2 стакана хорошего заваренного чая (1 чайная ложка чая на стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).
Процеженный мед уже готов для употребления. Однако особенно превосходный вкус он приобретает через год хранения в прохладном месте.

Старорусский мед .

Мешочек с хмелем
Мёд 660 г. на литр воды
Вода
Дрожжи 1 ст. ложка на 10 литров
Налить воду в глиняную или, что хуже, эмалированную посуду, опустить туда льняной мешочек с хмелем (на литр воды - столовая ложка). Поставьте емкость на огонь и кипятите до тех пор, пока не выкипит половина жидкости. Мешочек с хмелем выньте и положите в миску с холодной водой, через пять-десять минут выжмите мешочек в миску и вылейте воду из миски в кипяток, где варился хмель. Туда же положить пчелиный мед (600 г. на литр жидкости) и тщательно перемешать.
Затем в отдельную большую емкость налейте холодной воды в объеме примерно втрое большем, чем количество кипятка с медом. Вылейте в нее кипяток с медом и начинайте кипячение, тщательно перемешивая. Продолжайте кипятить в течение получаса, Затем процедите содержимое через тонкое сито, вымойте емкость, слейте назад и продолжайте кипячение , пока не выкипит четверть от начального объема. После этого жидкость следует охладить, добавить пивные дрожжи из расчета 1 ст. л. на 10 литров.
Жидкость слить в бочонок с установленным водным затвором и поставить бродить в теплое место. Через неделю перенесите бочонок в холодное место и держите там четыре дня.
После этого разлейте продукт по бутылкам из темного стекла - медготов!

4,5 кг. меда
18 литров чистой (родниковой) воды
400 г. ягодного гриба
2 л. коровьего молока
Настои кореньев
Развести 4 кг. меда в 5 л. слегка подогретой воды, добавить ягодный гриб и остальную воду. Все перелить в стеклянную бутыль и закупорить пробкой так, чтобы углекислота могла выходить в процессе брожения. На три дня поставить бутыль на солнце, а затем убрать в теплое темное место. Через 21 день, когда перестанут идти пузырьки со дна, осторожно слить Сурью, чтобы не возмутить осадок.
Сквасить молоко, а затем осторожно слить пахту, процеживая через овечью шерсть. Её добавляют в Сурью, туда же добавляют коренья и настойки. Потом перелить Сурью в широкую бадью и поставить в ледник на сутки для вымораживания.
Снять корочку образовавшегося льда и добавить 0,5 кг. меда и поставить в холодное место, разлив по бутылкам и закупорив, на 3 месяца. После того, как на дне появится плотный белый осадок, а содержимое станет прозрачнее, Сурья готова к употреблению.
Книга Велеса указывает все то же самое, только, вместо 3-х месяцев, всего 3 дня выдержки!

О рецептах других славянских напитков читайте здесь .


"1) Пили ли славяне-язычники до прихода христианства? И если да, то что и сколько?"

Да. Пили. Мед, пиво, вино. Обычно алкогольные напитки тогда не превышали 12 градусов. Кстати, в ПВЛ Владимир отказывается принять ислам из-за запрета есть свинину и пить алкоголь.

"2) Может ли сейчас пить славянин-язычник? И если да, то что и сколько?"

Естественно может. Это не религиозная догма - пить или не пить. Заметила правда, что если кто-то не пьёт на братчине, то это либо провокатор, либо стукач. Но у нас, украинцев, братчина никогда не превращается в попойку, а вот русские неоднократно на это жаловались, возможно и вправду нужны ограничения.
Опять же, пить напитки более 12 градусов считаю недопустимым.

"3) Вы сами пьете? Если да, то что и сколько?"

Да. В последние пару лет не особо, в основном медовые напитки, раз уж они у нас обрядовые.







#3, По этой самой причине присоединился к так называемым Бегунам =) 8 марта по всей России устраиваются пробежки под девизом "Русский значит трезвый!". Идея мне понравилась.

#9, Не плохая идея =D Представляю как это будет эффектно смотреться когда во время обряда вылить в костер солярку или керосин =)









Пили. В ранние времена медовуху, позже еще пиво. А там и водку.

Медовуха настаивалась очень долго. 25-30 лет в засмоленых бочках в земле. Пили не часто, но пили.
Позже научились варить. Тут и пиво появилось.

Скорей всего было всё так же. Кто то пил, кто то употреблял иногда.
Просто сознание было другое и отношение к пьющем людям тоже другое было. Сейчас вы сами знаете какое. Не пьешь? Ты чё лох? И всё в этом духе.


Медовуха различается по способу приготовления:
В зависимости от стерилизации мёда:
Медовуха ставленная (приготовленная путём брожения без стерилизации мёда кипячением);
Медовуха варёная или сытная (приготовленная путём брожения со стерилизацией мёда кипячением).
В зависимости от времени добавления мёда:
без последующего добавления мёда после приготовления;
с последующим добавлением мёда после приготовления.
В зависимости от дополнительного добавления этилового спирта:
без добавления этилового спирта;
с добавлением этилового спирта.
В зависимости от срока изготовления и крепости:
Медовуха молодая;
Медовуха (обычная);
Медовуха крепкая;
Медовуха ставленная.
В зависимости от ингредиентов:
Медовуха хмельная (с хмелем);
Медовуха подельная (с пряностями).
Существует точка зрения, что медовуха на самом деле являлась сладким напитком состоящим из разведённого в воде мёда (сахара тогда не было).

Основные ингредиенты медовухи:
Мёд пчелиный;
Дополнительные ингредиенты:
Хмель;
Пряности;
Ягоды.

по представлениям древних медовый напиток обладает следующим значением:
это напиток богов;
это напиток бессмертия;
это напиток, дарующий высшую мудрость;
это напиток, дарующий красноречие и способность к чародейству словом.

На закате древних времён медовый напиток остаётся наиболее распространённым у германцев, греков, славян, и финнов и др.

У славян медовый напиток был ритуальным, который они разделяли с богами. Медовый напиток ассоциировался с рекой потустороннего мира, в которой текут медово-молочные воды. Согласно исследованиям, мёд постоянно сопровождал славянские религиозные приношения и пиршества.

На протяжении всего Средневековья на Руси использовали напиток мёд в ритуалах по случаю рождения, в поминальных ритуалах, также он был неизменным во всех крупных семейных праздниках, был постоянным атрибутом гостеприимного хозяина, а также замечен при использовании в домашней волошбе.

Старинные славянские напитки — удивительный кладезь витаминов и полезных веществ, основа долголетия и мудрости.

Фактрум собрал не только интересные факты о всем знакомых квасах и киселях, но и рецепты малоизвестных старорусских напитков.


Конечно, сейчас рецепты сурьи упростили и варят на современный лад, но этот традиционный напиток Древней Руси по-прежнему эффективен для здоровья и бодрости духа.

Медовуха. Славяне считали медовуху поистине божественным напитком — источником долголетия, мудрости, красноречия. Медовухой поили на свадьбе молодожёнов: варево укрепляло мужскую силу.

В отличие от других традиционных славянских напитков, сбитень готовится быстро и просто, а употреблять его можно уже через три-четыре часа.

Медовый сбитень с настоем из лекарственных трав пили не только для того, чтобы согреться и поднять настроение, но и для восстановления здоровья, борьбы с простудными заболеваниями.

Наши предки пили квас как профилактическое средство от цинги и чахотки. Самый традиционный из русских напитков не только бодрит и прекрасно утоляет жажду, но и благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Не случайно русским квасом в своё время сильно заинтересовались итальянцы и американцы, его стали готовить в Германии, Франции и даже Японии. Именно квас лучше всего утоляет голод и жажду, снимает усталость и повышает работоспособность.

Современные исследователи установили, что экстракт ржаного солода, основы кваса, содержит устойчивый состав витаминов группы В и аскорбиновую кислоту, что является отличным стимулятором роста и развития организма.

Так как в любом киселе есть крахмалистые вещества, его советуют употреблять при гастритах, язвах и других заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица.


Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий — березовица — уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.

Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет более понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.

Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа — водка — был назван по имени столь безобидного питья, как вода.


Вино

Здесь отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что здесь мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Мед

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мед. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. — mel), и как алкогольный напиток (лат. — mulsum). Мед не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы — между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой — новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мед как напиток был более низкого качества по сравнению с медом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление медов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мед, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мед, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого меда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий — вареный мед. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы меда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Квас

В XI веке квас варили, как и мед, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Сикера

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Пиво

Ол

Березовица пьяная

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Первое упоминание алкогольных напитков или их терминов
в Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)

Читайте также: