Какой напиток у моряков

Крепкие напитки и мореходство шагают нога в ногу испокон веков. Вряд ли найдется такой вид алкоголя, который бы никогда не употреблялся на борту. Мы отобрали самые знаменитые морские напитки и узнали, как получить от них наибольшее удовольствие




Текст Александра Вормса

С разу оговоримся: пить на борту уместно только в порту или на якоре. Вопрос: что пить? Помимо знакомых вина и пива всегда уместно иметь при себе что-нибудь покрепче, и обычно у каждого моряка есть свой излюбленный напиток. Среди особо популярных – джин и ром, которые можно найти практически в каждом портовом баре, от них не отстают виски, аквавит и херес.

Пристрастие моряков именно к этим напиткам не случайно. Зачастую бочки, в которых выдерживался виски, аквавит Linie и некоторые сорта рома использовались для хранения хереса. И хотя документальных подтверждений тому нет, несложно предположить, что раньше – исключительно в целях освобождения бочек для других напитков, – моряки могли завершать маневры глотком хереса. Капитаны не могли этого не заметить и быстро смекнули, что.

Если пообещать команде по окончании работы
по стаканчику чего-нибудь крепкого, то и дело лучше ладится, и боевой дух никуда не пропадает.

Этот обычай настолько вошел в привычку моряков, что команды, обозначающие особо сложные маневры, со временем приобрели несколько иное значение. Так, услышав от англоязычных спутников призыв Splice the mainbrace!, следует озаботиться поиском стаканов, а не разорванных концов, которые непременно нужно сплесневать.

Многие коктейли тоже появились не случайно. Знаменитый джин с тоником, например, был создан не гурманами, искавшими изысканного вкуса, а английскими моряками, которых заботило состояние своего здоровья. Можжевельник, на котором настаивается джин, издавна известен как отличное средство против изжоги, а это было особенно актуально для англичан, совершенно не готовых к острой пище дальневосточных колоний. Что до тоника, то хинин, содержащийся в нем, долгое время использовался для лечения малярии. К сожалению, пить тоник сам по себе не самое приятное занятие, так что моряки быстро нашли приятное решение: смешать тоник с джином, добавить лимонного сока для защиты от цинги, и – вуаля – идеальное лекарство готово. Сегодня яхтсмены, в сердце своем всегда немного старомодные, продолжают традиции, начатые моряками Ост-Индской компании. Коктейль, впрочем, получился не только полезным, но и действительно вкусным.

Каждый морской напиток – это захватывающая история, и с некоторыми из них мы сможете ознакомиться на следующих страницах. А если при чтении у вас пересохнет в горле, обратите внимание на специально подобранные рецепты коктейлей. Ваше здоровье!

Джин – прямой наследник нидерландского женевера. При приготовлении обоих используют можжевеловые ягоды, которые и придают этим напиткам их уникальный вкус. Кроме того, оба отлично сочетаются с тоником.

Джин и тоник – они как дым и огонь, одного без другого не бывает, не так ли? Как ни странно, в последнее время появилась мода пить джин сам по себе. Причина, возможно, кроется в том, что сегодня многие производители свой продукт дистиллируют не так сильно, как классический лондонский сухой джин.

В итоге получается изысканный джин типа шварцвальдского Monkey 47, который Роберт Паркер, влиятельнейший дегустатор и создатель всемирно признанной системы оценки вин, назвал лучшим джином, который он пробовал в своей жизни. И никто из тех, кому пришлось испытать неповторимый вкус шварцвальдского напитка, не может с ним не согласиться.

Вернемся, однако, к джину: как известно, королева-мать Елизавета Боуслайон, мать нынешней королевы Англии, вплоть до самого преклонного возраста не отказывала себе в стаканчике джина за обедом. В высших кругах, впрочем, этот напиток долгое время не имел особого авторитета – изначально популярность он получил среди простого люда. Джин, который делали из легко доступных злаков и первоначально не облагали налогом, был дешевой и эффективной (опьянение наступает уже через пару глотков) альтернативой более дорогим видам выпивки.

Статус напитка изменился в конце XVIII века, когда британское правительство приняло акт о продаже алкоголя, по сути отрезавший нижним слоям общества доступ к джину. Напиток стал гораздо дороже и как следствие популярнее среди аристократов. Впрочем, не стоит недооценивать и тот факт, что с ростом цены винокурни смогли значительно улучшить качество своего продукта.

Сегодня бутылка действительно хорошего джина может обойтись в 50 евро и больше. Вместе с тем до сих пор существует бренды, которые, как и раньше, предлагают хороший напиток за небольшие деньги.

Овощи вместо фруктов
Попробуйте закусить стаканчик мягкого Hendrick’s не традиционным лимоном, а огурцом или перцем.

Тоник вместо тоника
Schweppes не единственный тоник в мире, ему есть целый ряд альтернатив, которые различаются главным образом содержанием хинина. Но имейте в виду – тоники запрещается употреблять при беременности и тиннитусе (звон или шум в ушах).

Джин, просто джин
Джин без особых проблем можно пить в чистом виде, просто заранее попробуйте разные сорта, чтобы найти тот, который придется вам по вкусу.

Последнее слово
Last Word – так называется коктейль, состоящий из одинаковых долей джина, зеленого шартрёза и мараскина. Лед добавляется только при приготовлении, а после выцеживается.

Hot and Cold
Листья мяты, клюквенный сироп, лимонный сок, джин и горячая вода. Подается в чашке. Освежающий коктейль с остринкой, который отлично подойдет прохладной осенью или весной.

Как говорят бывалые моряки, бутылка хорошего рома должна быть на борту каждой лодки. Но как найти хороший ром? И как получилось, что именно этот напиток так плотно вошел в историю мореплавания?

Впервые на борту корабля ром появился несколько столетий назад. Боевой дух в то время команда обычно поддерживала с помощью пива и вина, которые были обязательной частью рациона. Однако в Карибском бассейне ни один из этих напитков долго не хранился: пиво скисало, а вино и вовсе превращалось в уксус. Решение проблемы нашли там же, на Карибах, и им оказался как раз ром. Тогда его еще вполне заслуженно называли Kill Devil.

К середине XVII века карибские фермеры наладили производство высоко ценимого в Европе сахара. Вскоре они заметили, что черная патока, которая оставалась после его производства, прекрасно ферментировалась и отлично поддавалась дистилляции. Именно это и было нужно капитанам во время долгих переходов: долговечный и крепкий напиток прекрасно поддерживал моральный уровень команды.

В результате королевский флот долгие годы активно закупал ром у местных производителей, а рядом с винокурнями всегда дежурил военный корабль. Такое положение дел было выгодно для обеих сторон: производители могли не опасаться нападений пиратов, а капитаны не сомневались в боевом духе своих подопечных.

Винокурня Mount-Gay-Destille, находящаяся на Барбадосе, и по сей день регулярно спонсирует парусные регаты. Один из самых уважаемых сортов рома можно получить, только закончив гонку Mount-Gay.

На флоте же ром не употребляют с 1970 года – было решено, что на кораблях с ядерным оружием лучше всегда быть трезвым.

Неразбавленный ром
Ром вполне можно пить сам по себе – многие качества напитка можно оценить лишь в чистом его виде.

Куба-Либре
Классика № 1: ром, кола, лайм, лед. Просто и со вкусом.

Мохито
Классика № 2: мята, дробленый лед, 60 мл рома, лайм, тростниковый сахар и газировка по вкусу. Очень освежает!

Ромовый пунш
Классика № 3: традиционно рецепт запоминали по следующей фразе: one of sour, two of sweet, three of strong, four of weak. Иначе говоря: 10 мл лаймового сока, 20 мл сахарного сиропа, 30 мл барбадосского рома, 40 мл воды. При желании можно добавить сок красных апельсинов и щепотку корицы или муската.

Грог
Классика № 4: ром – обязательно, сахар – можно, вода – по желанию. Напоследок немного лимона (от цинги!). Некоторые считают, что грог помогает против простуды. Правда ли это, судить сложно, но согревает он отлично.

Каждая бочка Linie совершает едва ли не кругосветное путешествие, что положительно сказывается на процессе созревания напитка. Бочки-путешественницы, кстати, начинают жизнь в качестве тары для хереса.

Аквавит пьют холодным, причем некоторые любители даже стаканы предварительно охлаждают в морозилке. Таким образом они стремятся несколько приглушить вкусовые рецепторы, что позволяет наиболее полно оценить оттенки вкуса довольно крепкого напитка.

Кроме того, аквавит известен своими целебными свойствами – после плотного ужина он поможет облегчить работу желудка. Благодарить здесь следует тмин, на котором настаивается напиток. В народной медицине тмин, обычно в сочетании с капустой, часто применяется для улучшения пищеварения.

Фернандо
Несколько резкий, но очень освежающий коктейль, для приготовления которого потребуется 40 мл аквавита, 40 мл джина (и без того небесполезного на борту), лед, 30 мл лимонного сока, ломтик лимона и немного горькой настойки, например ангостуры.

Для многих херес не более чем аперитив, но он способен на много большее, чем просто разжигать аппетит. Как и родственные ему портвейн и мадера, херес на удивление многогранный напиток.

При разливе хереса обычно смешивают вина разных урожаев, которые хранятся в бочках, расположенных друг над другом в несколько ярусов. Самое старое вино находится в нижних бочках, его при разливе берут не более трети. После этого в смесь добавляют более молодое вино из второго ряда бочек, затем из третьего – и так до верха, где хранится самый свежий урожай. Таким образом, каждый год винокурни выпускают однородные партии вина, которые практически не отличаются по вкусу. Как и мадера, херес – белое вино. Сладким он становится после добавления сусла.

Амонтильядо
Херес обычно пьют сам по себе – белый, сухой, прохладный. После первого же прикосновения вина на языке начнется настоящий фейерверк ощущений.

На десерт
Попробуйте портвейн в сочетании с кофе по-турецки.

Виски неразрывно связан с морем – практически весь шотландский виски готовится на маленьких островках или на побережье, а Болсвард многие века был крупным портом, так что дух мореплавания этому напитку отнюдь не чужд. Пьянеют от виски быстро и сильно, поэтому его перед употреблением лучше разбавить водой. Мы советуем за виски приниматься после холодного дня на борту. Теплый, приятный напиток – и никакого льда.

Таковых нет. Тем, кому нравится пить виски, только смешав его с каким-нибудь другим напитком, лучше его вообще не пить.

Вода
Стоит добавить, если вы пьете виски в первый раз. Лучше всего подходит негазированная вода с как можно меньшим содержанием минеральных веществ, бренд выбирайте по вкусу. Вода снижает содержание алкоголя, который в неразбавленном виски может сильно обжечь вкусовые рецепторы.

Моряки стоят в очереди, с нетерпением ожидая своей порции грога

В течение XVIII и XIX веков жизнь на борту корабля Королевского флота включала в себя жестокие сражения, неминуемые болезни и огромное количество алкоголя, чтобы справиться со всем этим. Для того чтобы моряки были сыты, напоены и в приподнятом настроении, Комитет снабжения заботился о том, чтобы флоту предоставляли солёное мясо, сыр, печенье и выпивку.

Смерть в море не была редкостью для моряков Королевского флота XVIII века

Изначально пиво было любимым напитком моряков. Вода портилась в море, поэтому морякам ежедневно выдавали целый галлон (1 галлон = 3,78 литра) пива. Комитет снабжения владел собственными пивоварнями и экспериментировал с различными сортами пива, включая более крепкий эль, который можно было разбавить водой в море, и "spruce beer" (напиток из патоки с хвойным экстрактом), который, как считалось, помогал от цинги. Но даже пиво не выдерживало жуткой жары. В таких условиях бочки покрывались плесенью, и пиво становилось прогорклым. Военно-морской флот нуждался в более стойком алкогольном напитке, который смог бы выдержать время и температуру – и, конечно же, повысить храбрость моряков.

Рому было отдано предпочтение не сразу. Королевский флот экспериментировал с коньяком и араком, крепким дистиллированным напитком с Ближнего Востока, поставляемый Британской Ост-Индской компанией. Однако когда Треугольная торговля и рабский труд в Карибском бассейне сделали ром более доступным и превратили его в предмет бизнеса, моряки стали отдавать предпочтение именно ему.

Канадским морякам выдают дополнительную порцию грога в рамках так называемого ритуала "splicing the mainbrace" (прим. splice the mainbrace – мор. жарг. а) выдавать спиртные напитки; б) много пить, напиваться)

Тем не менее, моряки больше беспокоились о том, что они мало пьют, нежели об опасностях. Полагая, что старший стюард подаёт разбавленный водой ром, они решили найти простой способ проверки алкоголя на крепость.

Портрет адмирала Эдварда Вернона в его любимом пальто из грогрэма

В течение столетий матросы британского королевского флота выстраивались на палубе около полудня в ожидании адмиралтейской чарки. Но 40 лет назад этой традиции пришел конец.

31 июля 1970 года, в день, который вошел в историю флота под названием День черной чарки, в последний раз матросы следили, как солнце прошло над ноком реи и выдача рома перестала быть частью морских традиций.

"Это была настоящая смена эпохи, чертовски болезненная, - рассказывает коммандер Дэвид Оллсоп, который впервые попробовал чарку с ромом в 1955 году, еще когда был рядовым матросом. - Люди встретили ее в штыки. Матросы были очень этим недовольны".

Адмиралтейство пошло на отмену ежедневной выдачи рома в силу опасений, что матросы под воздействием спиртного не смогут на должном уровне управлять все более сложными системами вооружения и навигации.

Но к 1970 году этот ритуал полуденной выдачи боцманом восьмой части пинты (70 мл) рома, который разбавлялся водой для рядовых матросов, превратился скорее в повод для отдыха и общения.

"В мое время это была возможность пообщаться с друзьями в тихую минуту, - рассказывает коммандер Оллсоп. - Можно было угостить своей чаркой друга в знак благодарности за оказанную услугу".

Былая слава

Однако далеко не всегда эта флотская традиция выглядела так мирно. До конца XVII века морякам ежедневно выдавалось пиво, которое было легче сохранить в бочках, чем пресную воду.

Морской слэнг о роме

  • Кровь Нельсона - так называли ром в память о легенде, согласно которой, тело адмирала Нельсона было законсервировано в роме после его гибели в битве при Трафальгаре. На самом деле его законсервировали в бочке с коньяком
  • Чарка - так называлась порция спиртного, полагавшаяся рядовому составу флота
  • Грог - смесь рома и воды, введенная на флоте в 1740 году
  • Вязать шкоты - назначать дополнительный паек по особым случаям

Но с расширением Британской Империи пива требовалось все больше - рацион составлял 8 пинт (4,5 литра) на человека в день. Кроме того, в жаркую погоду и в тропиках пиво легко скисало, и в дальние походы брать его было бесполезно.

Постепенно янтарный напиток стали заменять вином, а в 1655 году, когда Британия отобрала Ямайку у Испании, роль морского снадобья окончательно отошла к рому.

Удивительно, но до 1740 года рацион выдачи рома составлял по одной пинте дважды в день (пинта равна 568 мл). При этом в те времена отсутствовали способы определения крепости спиртных напитков, поэтому трудно сказать, насколько крепким был этот ром.

Сами моряки проверяли выдаваемый ром на крепость, смешивая его с порохом и поджигая; считалось, что смесь загорается при крепости не менее 57,15%.

На ровном киле

Понятно, что потребление столь крепкого напитка в таких количествах не могло пройти безнаказанным. В 1740 году адмирал Эдвард Вернон, известный под прозвищем Старый Грог (по названию ткани грограм, из которой шились в то время морские камзолы, - по-русски она также называется фай) издал свой печально знаменитый указ.

"Зловредный обычай матросов распивать ромовую пайку немедленно после выдачи ведет к множеству роковых последствий в рассуждении их морального уровня и здоровья, - говорится в этом историческом документе. - Это ведет к укорочению их века, а кроме того, к притуплению их рационального мышления и превращению в рабов своих низменных страстей".

Адмирал повелел разбавлять ром подслащенной водой в пропорции две пинты воды на полпинты рома. Получившийся коктейль назвали прозвищем флотоводца - и так появился напиток грог.

Как рассказывает историк доктор Питер ван дер Мерве из Национального морского музея в Гринвиче, даже эти меры не привели к прекращению массового алкоголизма на флоте, несмотря на то, что вплоть до конца XIX века за пьянство наказывали плетьми.

"Тогдашние моряки жили в условиях, которые сейчас представляются нам невыносимыми, - говорит историк. - Часто единственным их утешением был грог. Нам трудно представить, что выносили эти люди. Они принадлежали к особому племени. Они по-другому говорили, по-другому ходили, одевались не как все. Да и телосложение у них было бычьим. Они знали, что за пьянство положено наказание в виде порки, но это не могло их остановить".

Кровь Нельсона: Краткая история грога

С первых дней мореплавания люди всегда нуждались в напитках во время рейса. Наиболее подходящими напитками были вода и пиво. Так как методы дистиллирования и сохранения воды были неизвестны, она хранилась в бочках и пополнялась во время заходов в порты. Та же картина была и с пивом. Вода зацветала и становилась мерзкой, пиво прокисало, поэтому, как правило, сначала пили пиво и затем обращались к воде. Затхлую воду, чтобы сделать ее более сносной, разбавляли пивом или вином.

Первоначально дневной рацион пива составлял 1 галлон на моряка - значительное количество для большого рейса. По мере роста Британской империи длинные рейсы становились все более обычным делом, и проблемы порчи и недостатка (напитков) обострялись.

Происхождение грога связано с именем вице-адмирала Уильяма Пенна, отца основателя Пенсильвании. В 1655 году, находясь в кампании в Вест-Индии, Пенн прибыл на Барбадос и захватил Ямайку. К сожалению, на Ямайке был ограниченный запас пива и вина. Однако там был ром. Поэтому Пенн в качестве рациона стал использовать ром.

Во времена Елизаветы I пираты и каперы торговали ромом, и этот крепкий напиток был хорошо известен морякам. После 1655 года, по мере увеличения рейсов в Вест-Индию, потребление рома увеличивалось. Несмотря на повсеместное распространение, употребление рома отсутствовало в "Правилах и инструкциях, касающихся службы Его Величеству на море" вплоть до 1731 года, когда полпинты рома были приравнены галлону пива. На первых порах это относилось только к кораблям, пребывающим в Вест-Индии; ром не разводился.

Вице-адмирал Эдуард Вернон известен как "отец" грога. Вернон был известным моряком, победителем при Портобелло. Он также постоянно критиковал Адмиралтейство и ратовал за улучшение условий на кораблях. Он порицал насильственную вербовку и выступал за более гуманное обращение с матросами, которые прозвали его "Старым Грогом" из-за носимого им непромокаемого плаща. Этот плащ был сделан из грогэма - толстого материала, представляющего собой комбинацию шелка, мохера и шерсти, зачастую пропитанного смолой. Ко времени Вернона выдача матросам неразбавленного рома была обычным явлением на борту, а пьянство и недисциплинированность были повсеместной проблемой. 21 августа 1740 года Вернон издал приказ о разбавлении рома водой. Кварта воды смешивалась с пол-пинтой рома на палубе в присутствие вахтенного лейтенанта.

Матросам полагалось две выдачи в день: одна между 10 - 12 часами утра и вторая между 4 - 6 пополудни. Для придания лучших вкусовых качеств предлагалось добавлять в эту смесь сахар и лимонный сок. В 1756 году смесь воды и рома была узаконена правилами, и сигнал "Up Spirits" звучал на борту британских кораблей в течение более чем двух столетий. Хотя использование грога было узаконено, состав смеси не был стандартизован: по приказу Вернона разводили 4 к 1, другие разрешали 3 к 1, а адмирал Кейт позднее разводил 5 к 1. Различные смеси грога матросы называли по картушке компаса. Норд обозначал чистый ром, а вест - чистую воду. Вест-норд-вест соответственно представлял собой одну треть рома и две трети воды, норд-вест - ром и вода пополам, и т.д.

Если говорили, что матрос принял два "норд-вестика", это означало два стакана наполовину разбавленного рома. После Трафальгарского сражения у рома появилось название "Кровь Нельсона". Дело в том, что тело Нельсона было помещено в бочку рома для сохранности во время транспортировки его на родину. По легенде, когда матросы узнали об этом, они выпили этот ром. С этого времени грог тоже стал называться "Кровью Нельсона".

Разбавление рома до грога не решило проблемы отсутствия дисциплины. В 1823 году Адмиралтейство провело эксперимент, урезав наполовину рацион рома (до ¼ пинты - джилла). В качестве компенсации выдавались чай и какао, денежное довольствие было увеличено на два шиллинга в месяц. В 1824 году эксперимент стал постоянным правилом с дополнительным бонусом в виде увеличенного мясного рациона. Все же это была довольно большая доза (один джилл того времени равняется современным четырем двойным виски). В 1850 году комитет Адмиралтейства по грогу, призванный расследовать проблемы рациона, выпустил доклад, подтверждающий связь между пьянством и проблемами дисциплины, и рекомендовал исключить грог из рациона.

Как и прежде, комитет рекомендовал компенсацию путем увеличения денежного содержания. Однако Адмиралтейство 1 января 1851 года распорядилось не отменять ром, а уменьшить его рацион до ½ джилла, или 1/8 пинты. В связи с уменьшением количества были приложены усилия к улучшению качества напитка. Производители рома экспериментировали с блендингом и постепенно бленд-формулы превратились в строго охраняемые секреты производителя. Хотя в американском флоте выдача рациона рома прекратилась в 1862 году, в британском флоте ром продолжали выдавать.




Временем появления грога можно считать середину XVIII века, а местом – несомненно, Англию.





Раздача грога на корабле




По другой версии, грог зародился в те времена, когда английский королевский флот захватил Ямайку в 1655 году.

�?спытывая крайнюю нужду в крепких напитках, моряки попробовали местный ром, который им, несомненно, понравился. Позже, когда английский флот всё чаще отправлялся в продолжительные рейсы, моряки по достоинству оценили согревающие свойства рома и всё чаще стали брать его в путь. В этот период ром стал невероятно популярным напитком среди мореплавателей. Его продавали пираты и каперы, он ценился не ниже золота и был своеобразной валютой в среде моряков, которые знали, что запасенная бутылка рома может иной раз спасти жизнь после страшной бури, когда на корабле не остаётся ничего сухого, и мощный ветер делает холод ещё мучительнее.

В те времена ром редко разводили горячей водой, и для такой операции должна быть веская причина, например быстрое согревание без опьянения во время штормовой вахты на штурвале. Ром весьма высоко ценился в чистом виде, и питьё рома было показателем того, что моряк сейчас при деньгах. Полпинты (280 мл) рома приравнивались к галлону (4,54 л) пива.



Джеймс Пакк
Кровь Нельсона: Краткая история грога

С первых дней мореплавания люди всегда нуждались в напитках во время рейса. Наиболее подходящими напитками были вода и пиво. Так как методы дистиллирования и сохранения воды были неизвестны, она хранилась в бочках и пополнялась во время заходов в порты. Та же картина была и с пивом. Вода зацветала и становилась мерзкой, пиво прокисало, поэтому, как правило, сначала пили пиво и затем обращались к воде. Затхлую воду, чтобы сделать ее более сносной, разбавляли пивом или вином.

Первоначально дневной рацион пива составлял 1 галлон на моряка - значительное количество для большого рейса. По мере роста Британской империи длинные рейсы становились все более обычным делом, и проблемы порчи и недостатка (напитков) обострялись.

Происхождение грога связано с именем вице-адмирала Уильяма Пенна, отца основателя Пенсильвании. В 1655 году, находясь в кампании в Вест-�?ндии, Пенн прибыл на Барбадос и захватил Ямайку. К сожалению, на Ямайке был ограниченный запас пива и вина. Однако там был ром. Поэтому Пенн в качестве рациона стал использовать ром.

Во времена Елизаветы I пираты и каперы торговали ромом, и этот крепкий напиток был хорошо известен морякам. После 1655 года, по мере увеличения рейсов в Вест-�?ндию, потребление рома увеличивалось. Несмотря на повсеместное распространение, употребление рома отсутствовало в "Правилах и инструкциях, касающихся службы Его Величеству на море" вплоть до 1731 года, когда полпинты рома были приравнены галлону пива. На первых порах это относилось только к кораблям, пребывающим в Вест-�?ндии; ром не разводился.

Вице-адмирал Эдуард Вернон известен как "отец" грога. Вернон был известным моряком, победителем при Портобелло. Он также постоянно критиковал Адмиралтейство и ратовал за улучшение условий на кораблях. Он порицал насильственную вербовку и выступал за более гуманное обращение с матросами, которые прозвали его "Старым Грогом" из-за носимого им непромокаемого плаща. Этот плащ был сделан из грогэма - толстого материала, представляющего собой комбинацию шелка, мохера и шерсти, зачастую пропитанного смолой. Ко времени Вернона выдача матросам неразбавленного рома была обычным явлением на борту, а пьянство и недисциплинированность были повсеместной проблемой. 21 августа 1740 года Вернон издал приказ о разбавлении рома водой. Кварта воды смешивалась с пол-пинтой рома на палубе в присутствие вахтенного лейтенанта.

Матросам полагалось две выдачи в день: одна между 10 - 12 часами утра и вторая между 4 - 6 пополудни. Для придания лучших вкусовых качеств предлагалось добавлять в эту смесь сахар и лимонный сок. В 1756 году смесь воды и рома была узаконена правилами, и сигнал "Up Spirits" звучал на борту британских кораблей в течение более чем двух столетий. Хотя использование грога было узаконено, состав смеси не был стандартизован: по приказу Вернона разводили 4 к 1, другие разрешали 3 к 1, а адмирал Кейт позднее разводил 5 к 1. Различные смеси грога матросы называли по картушке компаса. Норд обозначал чистый ром, а вест - чистую воду. Вест-норд-вест соответственно представлял собой одну треть рома и две трети воды, норд-вест - ром и вода пополам, и т.д.

Если говорили, что матрос принял два "норд-вестика", это означало два стакана наполовину разбавленного рома. После Трафальгарского сражения у рома появилось название "Кровь Нельсона". Дело в том, что тело Нельсона было помещено в бочку рома для сохранности во время транспортировки его на родину. По легенде, когда матросы узнали об этом, они выпили этот ром. С этого времени грог тоже стал называться "Кровью Нельсона".

Разбавление рома до грога не решило проблемы отсутствия дисциплины. В 1823 году Адмиралтейство провело эксперимент, урезав наполовину рацион рома (до ¼ пинты - джилла). В качестве компенсации выдавались чай и какао, денежное довольствие было увеличено на два шиллинга в месяц. В 1824 году эксперимент стал постоянным правилом с дополнительным бонусом в виде увеличенного мясного рациона. Все же это была довольно большая доза (один джилл того времени равняется современным четырем двойным виски). В 1850 году комитет Адмиралтейства по грогу, призванный расследовать проблемы рациона, выпустил доклад, подтверждающий связь между пьянством и проблемами дисциплины, и рекомендовал исключить грог из рациона.

Как и прежде, комитет рекомендовал компенсацию путем увеличения денежного содержания. Однако Адмиралтейство 1 января 1851 года распорядилось не отменять ром, а уменьшить его рацион до ½ джилла, или 1/8 пинты. В связи с уменьшением количества были приложены усилия к улучшению качества напитка. Производители рома экспериментировали с блендингом и постепенно бленд-формулы превратились в строго охраняемые секреты производителя. Хотя в американском флоте выдача рациона рома прекратилась в 1862 году, в британском флоте ром продолжали выдавать.

К концу 19 века движения трезвости начали изменять отношения к потреблению спиртного. Дни грога медленно подходили к концу. 28 января 1970 года палата общин провела большие дебаты по проблеме рациона рома ("Great Rum Debate") и 30 июля 1970 года наступил "день черного глотка" ("Black Tot Day"), когда последний раз в британском флоте прозвучал сигнал "Up Spirits". Но история грога на этом не закончилась. Американцы приобрели права на формулу грога и отчисляют роялти от продажи грога в Матросский Фонд Королевского Флота.

Читайте также: