Контрольные знаки на напитки

Импортерам необходимо знать, что законодательством определен ряд товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками. Основополагающие документы по данному вопросу:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 г. № 243 "О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками".
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 г. № 1030 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь № 243".

Перечень подконтрольных товаров утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 г. № 1030 (изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2014 г. № 87, Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2016 г. № 115). На сегодняшний день в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными знаками, входят:

масло растительное, разлитое в тару* любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу

в герметичной потребительской таре (упаковке): икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы; консервы рыбные в жестебанке

соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ в потребительской таре

воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, в потребительской таре

пиво солодовое, разлитое в тару любой вместимости

Из 2204-2206 00, из 2208

слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов

Из 2710 19, из 3403

масло моторное, разлитое в тару любой вместимости

моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей порошкообразные, жидкие и пастообразные в потребительской таре, стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол в таре любой вместимости

кофе, жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской таре (упаковке); кофейная шелуха и оболочки зерен кофе нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской таре (упаковке); заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции, нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской таре (упаковке)

чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской таре (упаковке)

Из 0903 00 000 0

мате, или парагвайский чай, нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской таре (упаковке)

кофе растворимый нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской таре (упаковке); растворимый чай нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской таре (упаковке)

Из 3820 00 000 0

антифризы (в том числе тосолы) и жидкости антиобледенительные готовые в таре любой вместимости

обувь, за исключением обуви, бывшей в употреблении

Из 8443 32 100 9

принтеры для вычислительных машин, за исключением принтеров, бывших в употреблении

Из 8471 30 000 0,
из 8471 41 000

вычислительные машины (ноутбуки, планшетные компьютеры), за исключением бывших в употреблении

Из 8517 12 000 0

мобильные телефоны в потребительской таре (упаковке), за исключением бывших в употреблении

материальные носители (аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и др.), содержащие фонограммы и (или) аудиовизуальные произведения, в потребительской таре (упаковке)

мониторы (в том числе дисплеи, видеомониторы) для вычислительных машин, за исключением бывших в употреблении

телевизоры, за исключением телевизоров, бывших в употреблении

Из 9101, из 9102, из 9105

часы, за исключением часов, бывших в употреблении

Также импортерам изделий из меха следует учесть, что данные товары маркируются контрольными (идентификационными) знаками с радиочастотной меткой - RFID-метка и соответствующие сведения о таких товарах, а также сведения об импортере (производителе) вносятся в межведомственную распределительную информационную систему "Банк данных электронных паспортов товаров".

Стоимость контрольных (идентификационных) знаков зависит от вида товаров и утверждена Постановлением Минфина РБ от 05.02.2014 г. № 3.

Далее в нашей статье рассмотрим порядок и особенности маркировки товаров контрольными марками.

Нормативный документ по данному вопросу – Указ президента Республики Беларусь от 10.06.2011 г. № 243 (изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 28 июля 2014 г. № 380, Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2015 г. № 462, Указ Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 30).

Важно! На территории Республики Беларусь запрещены:

  • приобретение,
  • хранение,
  • использование,
  • транспортировка,
  • реализация,

юрлицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в перечне, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.

  • в отношении товаров, на которые, в соответствии с законодательством, не совершаются таможенные операции и не проводится таможенный контроль, – за пределами Республики Беларусь либо на территории уполномоченных складов;
  • в отношении товаров, на которые, в соответствии с законодательством, совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль, – за пределами Республики Беларусь либо на таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. В случае маркировки за пределами Республики Беларусь контрольные знаки подлежат таможенному оформлению в установленном законодательством порядке в таможенной процедуре экспорта.

В определенных Указом № 243 случаях товары не маркируются контрольными знаками. К таким случаям относятся:

  • транспортировка товаров при их вывозе за пределы Республики Беларусь;
  • транспортировка товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Евразийского экономического союза для размещения на складах, перечень которых определяется Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством по налогам и сборам (далее – уполномоченные склады), а также на хранение указанных товаров на территории уполномоченных складов;
  • транспортировка товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • транспортировка и хранение проб и образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в необходимых количествах, установленных техническими нормативными правовыми актами;
  • транспортировка, хранение, реализация и использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
  • транспортировка, хранение и использование товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, представительствами либо органами международных организаций, межгосударственных образований;
  • транспортировка, хранение, реализация и использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы, а также в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе-барах поездов, выполняющих международные рейсы, формируемых за пределами Республики Беларусь;
  • транспортировка, хранение и использование товаров, являющихся иностранной безвозмездной помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством;
  • транспортировка и хранение товаров, возвращенных продавцам покупателями, осуществляемые в порядке, определяемом Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством по налогам и сборам, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;
  • хранение и использование товаров их производителями;
  • хранение товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, на складах временного хранения и таможенных складах;
  • хранение товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю непродовольственными товарами, на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, осуществляемое в порядке, определяемом Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством по налогам и сборам, до предложения таких товаров для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи;
  • хранение и реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;
  • приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которые обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;
  • розничная торговля товарами в розлив или вразвес из тары, маркированной контрольными (идентификационными) знаками.

Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

Краткое наименование товара

масло растительное, разлитое в упаковку* любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу

в герметичной потребительской упаковке: икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы; консервы рыбные в жестебанке

соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ в потребительской упаковке

воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, в потребительской упаковке

пиво солодовое, разлитое в упаковку любой вместимости

Из 2204-2206 00, из 2208

слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов

Из 2710 19, из 3403

масло моторное, разлитое в упаковку любой вместимости

моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей порошкообразные, жидкие и пастообразные в потребительской упаковке, стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол в упаковке любой вместимости

кофе, жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке; кофейная шелуха и оболочки зерен кофе нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке; заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции, нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке

чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке

Из 0903 00 000 0

мате, или парагвайский чай, нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке

кофе растворимый нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке; растворимый чай нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке

Из 3820 00 000 0

антифризы (в том числе тосолы) и жидкости антиобледенительные готовые в упаковке любой вместимости

обувь, за исключением обуви, бывшей в употреблении

Из 8443 32 100 9

принтеры для вычислительных машин, за исключением принтеров, бывших в употреблении

Из 8471 30 000 0,
из 8471 41 000 0

вычислительные машины (ноутбуки, планшетные компьютеры), за исключением бывших в употреблении

Из 8517 12 000 0

мобильные телефоны в потребительской упаковке, за исключением бывших в употреблении

материальные носители (аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и др.), содержащие фонограммы и (или) аудиовизуальные произведения, в потребительской упаковке

мониторы (в том числе дисплеи, видеомониторы) для вычислительных машин, за исключением бывших в употреблении

телевизоры, за исключением телевизоров, бывших в употреблении

Из 9101, из 9102, из 9105

часы, за исключением часов, бывших в употреблении

жидкости для использования в электронных системах курения

В Беларуси установлена обязанность маркировать определенную продукцию контрольными (идентификационными) знаками (далее — контрольные знаки). Каких производственных организаций касается эта обязанность? Как приобрести контрольные знаки и использовать их для маркировки? Ответить на вопросы поможет алгоритм.

Шаг 1. Определяем, обязана ли организация маркировать свою продукцию контрольными знаками

Обязанность есть, если организация производит продукцию, включенную :

  • в перечень товаров, информация о производстве и (или) ввозе которых в Беларусь подлежит внесению в банк данных электронных паспортов товаров ;
  • перечень товаров, за исключением товаров, поименованных в вышеназванном перечне (далее — перечень) . Именно его мы и будем рассматривать далее.

В перечне выделяют две группы:

  • продовольственную продукцию. В частности, масло растительное, кофе, чай, соки фруктовые, пиво солодовое, слабоалкогольные напитки;
  • непродовольственную продукцию. К примеру, часы, обувь, ноутбуки, принтеры, мобильные телефоны, моторное масло.

На заметку
Если в перечень будет включена новая группа продукции, производящая ее организация сможет реализовать остатки, не маркируя. Однако порядок реализации установит МАРТ по согласованию с МНС .

Шаг 2. Приобретаем контрольные знаки

Чтобы приобрести контрольные знаки, производственной организации надо:

1) заплатить за них. По общему правилу контрольные знаки выдаются только после их оплаты. Оплата производится в установленном порядке .

Возможна отсрочка платежа, но не больше чем на 60 календарных дней со дня выдачи контрольных знаков. В таком случае следует обеспечить оплату контрольных знаков банковской гарантией ;

Справочная информация
Производственная организация рассчитывает подлежащую уплате сумму с учетом стоимости контрольных знаков .

2) подать в инспекцию МНС по месту постановки на учет заявление о размещении в электронном банке данных (ЭБД) заявки на реализацию контрольных знаков (далее — заявление). Его форма установлена законодательством . По общему правилу производственная организация может подать заявление по своему выбору на бумажном носителе или в виде электронного документа на интернет-портале МНС .

Справочная информация
Интернет-портал МНС размещен здесь.

На заметку
В заявлении надо указать коды необходимых видов контрольных знаков. Ознакомиться с кодами можно на информационных стендах в инспекциях МНС и в интернете .

К заявлению прилагают :

  • оригинал и копию инвентаризационной описи — если необходимо маркировать остатки продукции;
  • банковскую гарантию — чтобы обеспечить оплату контрольных знаков с отсрочкой платежа. В таком случае заявление подается только на бумаге .

Обратите внимание!
Если стоимость контрольных знаков увеличится после их оплаты, но до размещения заявки в ЭБД, производственной организации надо доплатить разницу .

Решение о размещении заявки принимают в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления. Если решение положительное, одновременно размещают заявку в ЭБД . Минфин организует изготовление и выдачу контрольных знаков в срок не более трех дней со дня размещения заявки .

  • ее руководитель. Чтобы подтвердить статус, он представляет, например, приказ о назначении на должность руководителя или трудовой договор (выписку из него);
  • любой другой работник либо иной представитель — по доверенности на получение контрольных знаков.

Кроме того, лицо, получающее контрольные знаки, должно иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

Шаг 3. Маркируем продукцию контрольными знаками

Организация маркирует произведенную ею в Беларуси продукцию до начала транспортировки и (или) реализации в местах :

— ее упаковки (переупаковки);

Обратите внимание!
Требований к местам, где происходит маркировка, не установлено. Для сравнения: маркировать товары, ввозимые в Беларусь, надо за пределами Беларуси либо :
— на территории складов по перечню, определенному МАРТ по согласованию с МНС , — если в отношении таких товаров не совершаются таможенные операции и не проводится таможенный контроль;
— таможенном складе после помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада — если в отношении таких товаров совершаются таможенные операции и проводится таможенный контроль.

Место нанесения контрольных знаков зависит от многих факторов. В частности, от вида продукции, наличия тары (упаковки), ее вида. Порядок нанесения определен законодательством.

К примеру, контрольный знак может наноситься:

  • на любое место поверхности тары;
  • на наружную упаковку — если она двойная (тройная);
  • с захватом поверхности тары и крышки — таким образом, чтобы при вскрытии крышки контрольный знак разрушался.

Обратите внимание!
Нанесенный контрольный знак не должен скрывать информацию о потребительских свойствах продукции. А реквизиты контрольного знака (его серия и номер, сокращенное наименование маркируемой продукции) должны четко просматриваться .

Производственная организация не может реализовывать, транспортировать продукцию, подлежащую маркировке контрольными знаками :

  • если такие знаки не нанесены;
  • если маркировка произведена с нарушением порядка их нанесения. Например, контрольный знак не соответствует продукции, на которую нанесен.

За это производственной организации может грозить административная ответственность. А именно штраф в размере до 50% от стоимости предмета административного правонарушения.

Шаг 4. Представляем отчетность

Производственная организация подает в инспекцию МНС в виде электронного документа или на бумажном носителе :

  • отчет об использовании контрольных знаков;
  • отчет об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными знаками. Такой отчет не представляется, если в отчетном квартале продукция не производилась.

Срок сдачи отчетов — раз в квартал не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом .

Обратите внимание!
Производственную организацию могут привлечь к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, если отчеты :
— не представлены в установленный срок,
— содержат заведомо недостоверные сведения.

С начала 2018 года государство проводит поэтапный переход на новую систему контроля производства и сбыта фармпродукции. С целью отслеживания передвижения лекарственных препаратов вводится идентификация по штрих-коду. Благодаря этому надзорные органы смогут отслеживать, в каком объеме производственные концерны выпускают и реализуют фармпродукцию.

Контрольный идентификационный знак (КИЗ) для лекарственных средств — это информационный носитель, который наносится на упаковку. Нанесение специального знака позволит производить мониторинг движения фармпродукции от производственного концерна до покупателя. Идентификация препаратов позволит противодействовать незаконному производству и сбыту лекарств, а также поможет произвести стандартизацию процедуры учета поставок и распределения продукции.

Особенности фиксации контрольных идентификационных знаков

  1. Вторичная упаковка. Наносят двухмерный штриховой код DataMatrix ISO ЕСС-200. Первая линия должна содержать международный код маркировки и учета логистических единиц, разработанный GS1. Вторая линия — индивидуальные серийные данные. Третья — номер серии производства ЛП. Четвертая — период срока годности. Пятая — код ТН ВЭД.
  2. Третичная упаковка. Фиксируют штриховой код в виде Code 128. В этом случае возможны три модификации структуры кода. Первая для изготовителей и оптовых компаний в форме Serial Shipping Container Code. Вторая только для производителей в виде sGTIN. Третья для компаний, занимающихся оптовым сбытом, с кодом SSCC.

Более подробную информацию о методических рекомендациях по идентификации лекарственных препаратов можно получить на веб-портале Росздравнадзора. Надзорное подразделение утвердило категорию класса качества и точности при нанесении кода. Техоборудование для изготовления фармацевтической продукции должно соответствовать положениям утвержденных российских и международных стандартов.

Виды КИЗ

Идентификация лекарственных средств может осуществляться тремя методиками. В первом случае код фиксируется на сам фармпродукт. Во втором встраивается в товар на стадии изготовления. В третьем фиксируется на наклейки и всевозможные бирки. Степень защищенности КИЗ может быть открытой и скрытой. В первом случае проверка может быть произведена визуально. Во втором только при помощи специального техоборудования. Средство идентификации лекарственных препаратов должно включать в себя как минимум три элемента защиты.

Методика нанесения КИЗ

В согласии с методическим руководством, распространены два вида фиксации маркировки на вторичную упаковку. Печать на этикетке и упаковке с последующим переносом на упаковочную часть при помощи специального принтера. Обычно применяют термоструйное оборудование, термотрансферную печать и систему лазерной маркировки. Печать специального знака на упаковке будет служить дополнительной защитой от вскрытия. Хотя использование КИЗ в качестве пломбы пока остается на усмотрение руководства фармацевтического производственного предприятия.

Фиксация данных не касается фармпрепаратов медицинского применения, не подлежащих официальной госрегистрации. К ним относятся лекарства, изготовленные аптечными учреждениями по требованиям больниц, фармпрепараты, приобретенные за рубежом в личных целях, а также ЛС, которые экспортируются в страну для оказания профессиональной медпомощи пациенту.

Оглавление:

В декабре 2017 года президент одобрил создание Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Распоряжение от 28.04.2018 №791-р определило базовые принципы в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации. Эти базовые принципы предусматривают:

  • идентификацию каждой единицы товара — присвоение товарам уникальных кодов;
  • создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
  • создание Единого каталога товаров.

Что такое маркировка

Товары, маркированные средствами идентификации, — это товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки — уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки.

В Концепции маркировка определяется как комплекс действий по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации. Она необходима для обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети.

Зачем в России внедряется маркировка

К 2024 году по поручению правительства должна быть создана сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. То есть предполагается, что к этому времени основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.

По словам Андрея Кириллова, операционного директора Центра развития перспективных технологий, основная задача, которую ставит перед собой государство в рамках этого проекта, — это защита жизни и здоровья граждан, повышение уровня их безопасности. Так, например, сегодня шансов купить легальную воду, кроме как в крупных сетях в крупных городах, у людей фактически нет — 60 % бутилированной воды является поддельной.

В результате внедрения системы маркировки с рынка уйдут предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, — те, что конкурируют с остальными участниками рынка недобросовестно. Честные производители в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка.

Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель. Помимо возможности приобретать только легальный и качественный товар он будет иметь возможность давать прямую обратную связь по нелегальным товарам контролирующим органам. Инструмент общественного контроля будет реализован в виде специального приложения, и им можно будет пользоваться с помощью смартфона.

Какие товары участвуют в системе маркировки

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке.

  1. Табачная продукция
  2. Духи и туалетная вода
  3. Шины и покрышки пневматические резиновые новые
  4. Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  5. Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  6. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
  7. Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  8. Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  9. Обувные товары
  10. Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки

В настоящее время уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий. Они продемонстрировали эффективность. Так, например, благодаря запуску обязательной маркировки шуб в 2016 году только за год доля легального оборота изделий выросла в 10 раз. А в рамках эксперимента по маркировке лекарств было выявлено нарушений на полмиллиарда рублей и пресечены случаи вторичной продажи дорогостоящих препаратов.

На сегодняшний день в пилотных проектах участвуют следующие товарные группы:

Осуществляется подготовка проектов по маркировке шин, молока.

Оператор системы маркировки

ЦРПТ самостоятельно генерирует код маркировки, обеспечивает его защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы. Также центр работает над созданием единого каталога товаров, занимается локализацией производства оборудования для маркировки.

Этапы внедрения маркировки

Чтобы подключиться к пилотному проекту, достаточно подать заявку на участие. Для полноценного участия также необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Если у вас есть такая подпись для торгов, ЕГАИС, ЭДО, отчетности, то можно использовать ее. Также для подключения к пилоту вам потребуется обновить прошивку онлайн-кассы, то есть обратиться к поставщикам соответствующих решений и оборудования, настроить систему электронного документооборота (ЭДО), обновить товароучетную программу и купить 2D-сканер для считывания кода.

Если исходить из сроков, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р, то переход на маркировку товаров начнется с 2019 года.

В таблице указаны даты эксперимента и даты перехода на систему:

Товар Старт эксперимента Обязательное использование
Лекарства С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2020 года
Табак С января 2018 года С 1 июля 2019 года
Обувь С 1 июня 2018 года С 1 июля 2019 года
Шины и покрышки Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Духи и туалетная вода С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье Нет официальной информации С 1 декабря 2019 года
Фотоаппараты и лампы-вспышки С 1 марта по 30 ноября 2019 года С 1 декабря 2019 года
Пиво С 1 июля 2018 года Нет официальной информации

Через приложение потребитель может сообщить контролирующим органам об обнаружении контрафакта. Чтобы мотивировать граждан участвовать в процессе общественного контроля, инициаторы внедрения системы маркировки планируют вознаграждать активных участников бонусными программами за помощь в борьбе с контрафактом.

Андрей Кириллов, операционный директор Центра развития перспективных технологий, подчеркивает, что ФНС выступает за уведомительный порядок контроля. Это значит, что и покупателя, и продавца система уведомляет о том, что совершается сделка с продуктом, который выглядит как контрафактный, но не запрещает им совершить эту сделку.

Что такое Национальный каталог товаров?

Предполагается, что все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. При этом производители, дистрибьюторы и розничные сети, как обещает ЦРПТ, не будут нести затраты на управление данными.

С учетом тех категорий товаров, для которых система маркировки станет обязательной уже в 2019 году, каталог сначала будет интегрирован с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения.

Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

Data Matrix код и его криптозащищенность

Система маркировки товаров предполагает, что на упаковке каждой бутылки, пачки сигарет, лекарства будет размещаться Data Matrix код, что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • код идентификации: определяет позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Как работает система маркировки

Процесс включает следующие этапы:

Если соединить все перечисленные этапы, то получится следующая схема:


Оператор маркировки ЦРПТ генерирует коды и ведет список всех участников оборота. Это значит, что каждая организация, участвующая в обороте (передача товара путем купли-продажи, импорта, экспорта), должна будет зарегистрироваться в системе маркировки. Далее производитель товара или импортер должен заказывать коды и, соответственно, уметь их наносить на товар до момента передачи и до момента провоза через границу (товар должен быть маркирован до момента попадания на территорию РФ).

После этого каждый раз при передаче товара другому юрлицу необходимо будет уведомлять оператора маркировки о том, что товар был отгружен (это делает отправитель) или что товар быть получен (это делает получатель). Например, в табаке такая передача регистрируется путем формирования электронного первичного документа, то есть стороны между собой подписывают первичный документ, в котором перечислены все коды маркируемого товара, и дальше этот первичный документ представляется ЦРПТ. На основании первичного документа ЦРПТ переносит коды от одного собственника другому.

После того, как производитель заказал код, нанес и зарегистрировал в системе, что он ввел его в оборот, можно прослеживать, через кого и куда он был перемещен, до самого конца, когда происходит продажа через кассу и код выбывает из оборота.

Схема может усложняться, например, если код выбывает из оборота не через кассу: списание товара, хищение, брак, порча, возвраты и т.д.

Как бизнес должен подготовиться к маркировке

Прежде всего бизнесу нужно смириться с мыслью о том, что маркировка неизбежна. Начиная с 2019 года придется озадачиться ее внедрением и подготовиться к определенным финансовым затратам, которые будут сильно зависеть от степени вовлеченности в процесс маркировки и уровня автоматизации в компании.

Нужно оценить ситуацию и ответить на ряд вопросов. Потребуются ли вам онлайн-кассы? Придется ли менять оборудование? Нужен ли будет электронный документооборот (ЭДО)? Так, если у компании уже есть ЭДО, то достаточно будет только доработать процессы и подключить систему маркировки.

Чек-лист: что нужно для внедрения системы маркировки

  • ЭДО

Лучше уже сейчас изучить эту тему, чтобы определиться с оператором и обсудить с ним варианты налаживания бизнес-процессов в компании и подключения контрагентов.

  • Новое оборудование, которое умеет работать с кодами маркировки

Поскольку на упаковку товара будет наноситься Data Matrix код, то необходимо иметь оборудование, умеющее этот код считывать. Например, 1D-сканер с этой задачей не справится.

Если вы работаете с табаком и используете слабые 2D-сканеры, то будьте готовы к тому, что такие сканеры тоже не смогут считать Data Matrix код. Поэтому обратите внимание на поставщиков оборудования и их возможности.

  • Касса и кассовое ПО

Обратите внимание на то, какие касса и кассовое ПО у вас установлены: умеют ли они сейчас работать с маркированным товаром? Поинтересуйтесь об этом у своего поставщика.

  • Подключение к ОФД

Удостоверьтесь в том, что оператор фискальных данных умеет взаимодействовать с ЦРПТ и передавать необходимые сведения.

  • Учетные системы

Проанализируйте их состояние и возможности. Если вы до сих пор пользуетесь старой самописной системой, то нужно озаботиться вопросом хранения и учета кодов маркировки.

Нужно определиться, каким решением вы будете пользоваться: разработаете собственное или воспользуетесь тем, что предлагают профильные IT-компании.

Пока у бизнеса есть время на то, чтобы подключиться к пилотным проектам, посмотреть, как устроена система маркировки в их отрасли, и решить существующие проблемы.

Участие СКБ Контура в системе маркировки

Компания СКБ Контур является оператором ЭДО и фискальных данных, ее системы интегрированы с информационной системой регулятора, что исключает необходимость прямого взаимодействия клиента с регулятором и позволяет клиенту оперативно решать свои задачи.

Обратите внимание на то, что для соблюдения правил оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней, в том числе и вывода кода маркировки из оборота, необходимо подключение ОФД.

Контур.ОФД отправляет с кассы данные о продаже маркированного товара единому оператору по маркировке — ЦРПТ. Благодаря этому уникальный идентификационный знак выводится из оборота, и оператор маркировки сразу же получает сведения о продаже данного товара. Контур.ОФД взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.


Онлайн-кассы для торговли маркированными товарами

Торговым сетям и крупному бизнесу (оптовики, дистрибьюторы, производители) необходимы другие возможности: ЭДО, автоматизированный учет и обработка входящих и исходящих документов, интеграционные решения, позволяющие автоматизировать бизнес-процессы. Для таких клиентов решения подбираются с учетом их процессов, желаний, степени автоматизации и текущих систем. Они получают работающий и связанный комплекс инструментов для работы.

Торговым сетям подойдет Контур.EDI. Это решение ускоряет процесс обработки заказов, избавляя от ошибок ручного ввода наименования и количества номенклатуры, сокращает время создания документов в учетной системе, формирует электронные юридически значимые документы.

Кроме того, требуется подключение ОФД — это позволит соблюдать правила оборота маркированной продукции на всех этапах работы с ней. Данные о продаже маркированного товара ЦРПТ отправляет Контур.ОФД, оператор взаимодействует со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.


Оставить заявку на подключение торговых сетей

Для крупного бизнеса есть Диадок. Сервис позволяет отправлять и получать электронные документы, хранить документы в электронном архиве, приглашать к работе контрагентов, производить сверку взаиморасчетов и многое другое.

Если компания самостоятельно разрабатывает решение под себя, то ей могут потребоваться услуги по его интеграции с информационной системой ЦРПТ. СКБ Контур может предложить API для взаимодействия с ЦРПТ. Имея опыт работы с большим количеством клиентов, компания располагает всеми необходимыми ресурсами для оказания необходимой техподдержки в таких случаях.

Для соблюдения правил оборота маркированной продукции необходимо подключить ОФД, чтобы данные о продаже маркированного товара отправлялись ЦРПТ. Контур.ОФД выполняет эту задачу, взаимодействуя со всеми видами онлайн-касс и товароучетных систем.


Оставить заявку на интеграцию для крупного бизнеса

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: