Медовый напиток для кроноса


Античные боги иногда производят странное впечатление на современного человека: они изменяли супругам, подсиживали и даже поедали друг друга. Похоже на сериал из жизни студенческого общежития. Мифы отражают остатки очень древнего мышления, более старого, чем остатки рукописи самого древнего писателя.

Что Зевс добавил в медовый напиток Кроноса, чем спас пятерых своих братьев и сестер, является не самым вкусным рецептом. Горчица с солью не улучшили вкус вина, а вызвали сильную рвоту отца-каннибала. Сначала он изрыгнул камень, который супруга Рея подложила в колыбель много лет назад вместо Зевса, а потом всех ранее проглоченных детей.

Это сильно напоминает сказку о волке и семерых козлятах. Козлята выходят из волчьего чрева живыми и здоровыми, а затем брюхо злыдня набивают камнями. Волк был одним из тотемных славянских животных (наравне с медведем), то есть обладал функциями божества. Такие совпадения не бывают случайными. В сказку о том, как нельзя открывать двери незнакомцам, просочились остатки древних верований, смысл которых частично объясняет греческий миф. Ответ: горчица.

. братьев и сестер.


Вообще в мире Древней Греции, а точнее в жизни ее мифологических героев было очень много всего запутанного и нереального, отношения отцов и детей иногда просто шокируют. Есть много версий и разночтений, но по некоторым из них в медовый напиток были подмешаны соль и горчица, из-за этого Кронос "изрыгнул" проглоченных старших братьев и сестер Зевса. Получается, что ответ - горчица.

Доброго времени суток.

Зевс добавил в напиток Кроносу горчицу и соль.

После чего Кроноса, скажем так, стошнило всеми проглоченными братьями и сестрами Зевса. =)

Последние, кстати, были видимо трудно усвояемы и оказались все живы и здоровы. =)

Думаю в вашем случае, учитывая количество букв, правильным ответом будет - горчица.


Кроносу было предсказание, что он умрет от своих детей. Поэтому он их проглатывал.

Рея, которая была беременна Зевсом , не хотела терять последнего ребенка и родила его тайно в пещерах. Когда об этом узнал Кронос, он начал охоту на Зевса. Зевс в свою очередь объявил войну отцу. Ему удалось напоить Кроноса медовым напитком, который заставил Кроноса изрыгнуть своих детей. А добавил он в этот напиток не что иное как горчицу.

ГОРЧИЦА

Что значит слово ГОРЧИЦА в словарях:

  • "Коллега" хрена по застолью
  • "Сердитая" приправа
  • Гудковский псевдоним Валентина Катаева
  • Какую приправу в носки при простуде насыпают?
  • Лекарственное растение
  • Любимая приправа героя бунинского рассказа "Оброк"
  • Овощ семейства крестоцветных
  • Острая приправа к пище
  • Приправа с несладким названием
  • Приправа, которую в шутку называют тёщиным повидлом
  • Растение семейства крестоцветных, масличное, медоносное, кормовое
  • Соус
  • Техническая культура (получают масло)
  • Трава для приправы и жгучего пластыря
  • Трава-медонос и острая приправа
  • Что Зевс добавил в медовый напиток Кроноса, чем спас пятерых своих братьев и сестёр?
  • Что холодцу "к лицу"?
Зевс для эллинов

. братьев и сестер.


Вообще в мире Древней Греции, а точнее в жизни ее мифологических героев было очень много всего запутанного и нереального, отношения отцов и детей иногда просто шокируют. Есть много версий и разночтений, но по некоторым из них в медовый напиток были подмешаны соль и горчица, из-за этого Кронос "изрыгнул" проглоченных старших братьев и сестер Зевса. Получается, что ответ - горчица.


Доброго времени суток.

Зевс добавил в напиток Кроносу горчицу и соль.

После чего Кроноса, скажем так, стошнило всеми проглоченными братьями и сестрами Зевса. =)

Последние, кстати, были видимо трудно усвояемы и оказались все живы и здоровы. =)

Думаю в вашем случае, учитывая количество букв, правильным ответом будет - горчица.


Отца Зевса звали Кронос и ему, согласно древнегреческой мифологии, на роду было написано погибнуть от рук собственного ребенка. Поэтому, во избежание этого случая, он принялся проглатывать своих детей. Только одного из них Рея, мать, смогла спрятать, Зевса. Который, когда вырос, сделал зелье, выпив которое Кронос отрыгнул всех проглоченных детей. В состав его входила ГОРЧИЦА.


Кроносу было предсказание, что он умрет от своих детей. Поэтому он их проглатывал.

Рея, которая была беременна Зевсом , не хотела терять последнего ребенка и родила его тайно в пещерах. Когда об этом узнал Кронос, он начал охоту на Зевса. Зевс в свою очередь объявил войну отцу. Ему удалось напоить Кроноса медовым напитком, который заставил Кроноса изрыгнуть своих детей. А добавил он в этот напиток не что иное как горчицу.


Мифы о великом титане Кроносе, который опасаясь конкуренции глотал всех своих детей, но был все-таки повержен Зевсом, которого вовремя спрятали, известны даже школьникам. Но вот способ, которым Зевс освободил своих богов-братьев и сестер менее известен. Хитроумный Зевс добавил в питье своего отца горчицу, и тот был вынужден отрыгнуть детей. Ответ ГОРЧИЦА.


Многие легенды и мифы очень красивы и поучительны. По одной из легенд Древней Греции, Зевс, для спасения своих братьев и сестричек добавил горчицу в напиток своему отцу Кроносу, что бы тот срыгнул проглоченных детей и таким образом их спас. А проглотил свое потомство Кронос, из за боязни гибели от руки собственного ребенка.

Ответ на задание викторины - ГОРЧИЦА.



Согласно греческой мифологии, в зелье была подсыпана корица. Именно она помогла отрыгнуть Кроносу съеденных до этого детей. Именно так Зевсу громовержцу удалось высвободить из чрева Кроноса своих сестер и братьев.

Кроме того, было принято оставлять умершим все, в чем он мог нуждаться: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам – драгоценности.


Откуда, по мнению древних греков, дуют ветры?


Однажды громовержец Зевс заключил все ветры за отвесными скалами плавучего острова Эолия, поскольку опасался, что, дай им полную волю, они поднимут на воздух и землю, и море.

Присматривать за ними он поручил Эолу, царю острова Эолии.Обязанностью Эола было выпускать ветры по одному в соответствии с желанием богов или собственным. Когда нужна была буря, Эол бросал в скалу копье, и из образовавшегося отверстия начинали дуть ветры до тех пор, пока Эол не закрывал его. Эол так хорошо справлялся со своими обязанностями, что, по мнению Геры, заслужил чести присутствовать на пирах богов. Недоволен был один только Посейдон, который считал море и воздух над ним



Как Зевс наказал людей за кражу Прометеем огня?


Чтобы наказать людей за кражу Прометеем огня, Гермес по повелению Зевса вылепил из
глины женщину – Пандору, сделав ее глупой, злой, ленивой, хитрой и лживой.

Афина вдохнула в Пандору жизнь, после чего Афродита одарила ее неотразимой прелестью.


В сопровождении Гермеса громовержец отправил Пандору к титану Эпиметею, который сразу же пленился ее красотой и взял ее в жены.

В доме Эпимитея хранился оставленный ему на

хранение Прометеем, его братом, сосуд, в который Прометей ранее с большим трудом заключил все досаждающие человечеству невзгоды: старость, родовые муки, болезнь, безумие, порок и страсть. Однажды Пандора, не устояв перед естественным женским любопытством (на это и рассчитывал Зевс), открыла сосуд. Мгновенно из него вылетели тысячи бед и стали жалить Пандору и Эпиметея, а затем напустились на смертных. Несбыточная мечта, которую Прометей также спрятал в сосуд, не дала людям покончить с собой.

Есть и такие, кто утверждает, что в принадлежавшем Прометею сосуде хранились все добрые дары, которыми он намеревался осчастливить человечество. Когда Пандора открыла крышку, они разлетелись, чтобы никогда больше не вернуться, и лишь медлительная надежда осталась на дне.

Кто возглавлял мятеж богов‑олимпийцев против Зевса?


Однажды высокомерие и капризность Зевса стали настолько несносны, что Гера, Посейдон, Аполлон и другие боги‑олимпийцы восстали против него.

Зевс возмужал среди пастухов Иды, живя в пещере. Потом он стал домогаться титанида Метида, жившего у потоков Океана. По его совету он посетил своего отца Рея и попросил сделать его виночерпием Кроноса. Рей изъявил готовность помочь ему в деле отмщения. Он достал горчицу и соль, которые Метид посоветовал подмешать в медовый напиток Кроноса. Хлебнув напиток, Кронос сначала изрыгнул из уст камень, а потом всех старших братьев Зевса. Все были целы и невредимы и в благодарность предложили Зевсу возглавить их в борьбе с титанами, которые избрали своим предводителем огромного Атланта; Кронос к этому времени миновал пору своего расцвета.
Война длилась 10 лет, пока Гея-Земля не предсказала победу своему внуку Зевсу при условии, что тот возьмет себе в союзники тех, кого Кронос заточил в Тартар. Поэтому он тайно пришел к Кампу, хранителю Тартара, убил его и, взяв ключи, освободил киклопов и сторуких, подкрепив их силы божественной едой и питьем. За это киклопы вручили Зевсу молнию как оружие нападения, Аид дал ему шлем, делающий его невидимым, а Посейдон трезубец. Когда военный совет трех братьев закончился, Аид незаметно проник в обитель Кроноса, чтобы похитить его оружие, а пока Посейдон размахивал своим трезубцем и отвлекал внимание Кроноса, Зевс поразил его молнией. Тогда трое сторуких схватили камни и стали забрасывать ими оставшихся титанов, которые обратились в беспорядочное бегство после неожиданного крика козлоного Пана. Боги бросились их преследовать. Кронос и все побежденные титаны, кроме Атланта были заключены в Тартар и оставлены там под охраной сторуких. Атланту, как военачальнику, было назначено примерное наказание: держать на своих плечах небо.

  • Все (3)
  • Все (2)
  • Все (46)

2.2. Изготовление медового напитка во время предутреннего появления Сириуса

2.3. Пробуждение пчел

В эпоху поздней античности с этим некогда столь значительным периодом был связан один удивительный рецепт, в котором следует видеть не что иное, как еще один способ мифологизации медового напитка. Отождествление меда с Зевсовой кровью служило приспособлению медовых культов к мифологии греческого бога неба с ее мифом о сияющем Зевсе. Однако естественный процесс, о котором здесь идет речь, совершенно непосредственно и без всякого приспособления стал поводом для возникновения мифа о ζωή — жизни, которая в брожении, и даже в разложении, обнаруживает свою неиссякаемость. Между брожением и разложением было установлено родство. Притязание этого мифа на истинность было столь велико, что он лег в основу практического руководства по применению особого рецепта.

Согласно Вергилию, Аристей принес в жертву четырех быков и четырех телиц. Через девять дней, в течение которых туши животных оставались нетронутыми, он увидел, что в их загнивших утробах завелись пчелы. Число четыре, бесспорно, имеет здесь космическое значение. Оно соответствует четырем сторонам света; в том же смысле появляется оно и у Кассиана Басса. Согласно указаниям этого автора, составляющим, между прочим, первое описание древнесредиземноморского кубовидного дома, сначала требовалось возвести особую постройку в форме куба, с одним входом и тремя окнами, расположенными по четырем сторонам света. В этой постройке дубиной умерщвляли тридцатимесячного быка, причем не проливалось ни капли его крови, хотя все внутренности оказывались раздробленными. Естественные отверстия в туше закупоривались, и она превращалась в сосуд для брожения. Согласно Кассиану Бассу, по истечении четырех недель и десяти дней, то есть примерно через сорок дней, как и при традиционном изготовлении медового напитка — в помещении гроздьями кишели пчелы. От быка оставались только рога, кости и шкура. Этот обычай, служивший подготовкой к большому празднеству в ознаменование предутреннего восхода Сириуса — древнему празднеству Нового года, — был возвышен до мифа о ζωή, пробуждающей пчел из мертвой плоти.

2.4. Рождение Ориона

2.5. Мифология кожаного мешка

[5] Antoninus Liberalis. Ор. cit. XIX. 2: τὰ τοῦ Διὸς εἶδον σπάργανα — они увидели пеленки Зевса

[7] Позднее название Киликии сохранилось только за узкой полосой прибрежной территории. (Garstang J. The Hittite Empire. L., 1939. Р. 167).

[11] Золотая статуя Аполлона стояла в святая святых храма (Павсаний. Х. 24. 5). Считалось, что могила Диониса представляет собой βάθρον своего рода порог или ступень перед треножником.


_______________________________

Все классические мифы Древней Греции и Рима

Штоль Г.В. Мифы классической древности = [Die Sagen des klassischen Altertums]. Пер. с немецкого В.И.Покровского и П.А.Медведева.

Под редакцией Вл. Южина

Вступительная статья В. Лукьянской

Том первый. Истории богов и героев

Давным-давно, на юге Балканского полуострова и прилегавших к нему многочисленных островах, разбросанных в Средиземном море зародилась уникальная цивилизация. Благодатная эта страна, казалось, была просто создана для любви, красоты и процветания. С трех сторон полуостров окружает спокойное синее море; далеко-далеко раскинуло это море свои глубокие воды, а над водой раскинулось необъятное синее небо, и где кончается море и начинается небо – различить трудно.


Греческий акрополь сегодня

По морю раскинулись острова; некоторые из них очень велики; все они заросли лаврами и кипарисами и зеленеют точно плавучие сады посреди синего моря.

С трех сторон окружило Грецию море, а с четвёртой стороны по самой ее границе тянутся горы) и они отрезали эту маленькую землю от всех других земель.

Длинные ряды невысоких гор тянутся и по самой Греции; они изрезали всю страну вдоль и поперек. Между горами лежат тихие, ровные долины; светлые ручьи и реки сбегали сюда с гор в старину и катили по ним свои воды. По склонам гор высятся леса; велики и дремучи были эти леса в старину, и высокие дубы и буки росли в них.

Хороша Греция еще и теперь, хотя местность ее сильно выжжена солнцем и покрылась слоем сыроватой земли, выветрившейся из скал; леса и рощи большей частью повырублены, многие ручьи и реки, когда-то весело сбегавшие с гор и пробегавшие по долинам иссякли и исчезли с лица земли, но чудо как хороша была эта страна в старину, когда по берегам ее вечно зеленели лавровые рощи, серебрились серо-зеленые оливы, черно-зеленые кипарисы, точно громадные свечи, поднимали к синему небу свои острые верхушки. Каме плоды там зрели, какие прекрасные цветы цвели и благоухали!

Климат в Греции здоровый; по краям страны, у моря, никогда не бывает зимы со снегом, деревья вечно зелены; нет там и зноя, потому что от моря постоянно дует освежающий ветер. Чуть дальше от моря – и зимою уже выпадает снег, и деревья на зиму теряют зелень, но и там зима не суровая, а лето не очень знойное.

Теперь Греция – одно из небольших государств Европы; жизнь населяющего ее народа сравнительно мало чем отличается от жизни других народов, но когда-то, очень давно, эта небольшая страна выделялась из ряда других стран своей культурой, развитием науки и искусства – которые позже легли в основу развития всей европейской цивилизации. От греков поздние и другие народы переняли не только науки, но и законы, обычаи, порядки, ремесла и искусства, которые дошли и до нашего времени. Уже в очень далекие времена, за много лет до Рождества Христова, среди греков были удивительные мудрецы и замечательные поэты, от которых и теперь по их книгам узнать можно много истинного и прекрасного.

Но не всегда, разумеется, были греки такими мудрыми и просвещенными – сначала и они были людьми темными, дикими, и лишь мало-помалу, спустя многие тысячи лет воспитания собственной культуры, после долгих трудов стали они людьми искусными и светлыми разумом.

О древнейшем периоде развития эллинской цивилизации нам рассказывают классические мифы Эллады.

Мало-помалу вся страна изменилась: болота сделались редкими, леса остались только по горам. а долины превратились в луга и в пашни.

Прошло около 500 лет, и в Грецию пришли новые азиатские выходцы – эллины и, покорив их, поселились тут же. Эллины говорили на том же языке, что и пеласги; у них было много сходных порядков и обычаев, и поэтому эти два народа скоро смешались между собою в один народ, и все стали называться эллинами, а страну свою стали называть Элладой. Разумеется, это было не первое и не единственное государство на свете.

К тому времени в некоторых местах земли люди уже давно и крепко осели на одном месте, основали города и большие государства с городами и селами: Египет, Ассирия, Финикия и другие.

Финикия находилась в Азии, у самого Средиземного моря. Финикияне издавна были хорошими мореходами; они с незапамятных времен начали делать корабли и плавать в них по морю. Финикияне были торговым народом; они возили свои товары по морям и заезжали с ними в разные земли. В больших царствах, египетском и ассирийском, они скупали ткани, цветную посуду и прочие товары и возили все это продавать в другие земли, где не умели делать таких вещей. Там они меняли товары на металлы, ценный лес или же на шкуры зверей и другое сырье.

После того, как в Грецию пришли эллины, стали и сюда приезжать финикийские купцы с своими товарами и торговать с греками, и между финикиянами и греками завязались постоянные торговые сношения. Греки покупали у финикийских торговцев разные вещи, каких до того не знали, а потом стали и сами пробовать себя в ремеслах. Скоро они стали и сами строить себе корабли на манер финикийских и плавать по морю.

Сначала финикийцы только изредка приезжали в Грецию, но потом некоторые из них стали селиться на полуострове и соседних островах, и так образовались целые поселения финикийцев. Греки стали присматриваться к жизни финикийцев, к их порядкам и обычаям, стали у них многое перенимать и по их примеру устраивать свою жизнь. В ту пору— у финикийцев уже существовали разные науки; они умели уже прокладывать по морю путь по звездам, умели читать, писать, знали счет и вес товаров, и греки переняли у них все это.

Мы уже говорили, что вся Греция пересечена вдоль и поперек горами. Хоть горы эти и невысоки, но все же переходить через них из одной долины в другую было непросто, и люди, жившие в разных долинах, редко общались между собой. Каждая долина жила своей отдельной жизнью, в каждой долин было все, что нужно для жизни: свои леса, свои реки, свои поля и свои пастбища для скота. Но, несмотря на это, все греки считали себя одним народом, потому что они говорили на одном языке, имели одну религию, одни предания и много общих обычаев.

Греки того времени вели очень простую, незатейливую жизнь: их одежда, жилище, пища, домашняя утварь, – все было очень просто.

Вся одежда грека состояла из туники – недлинной широкой белой рубахи с короткими рукавами, перехваченной поясом, или из хитона, то есть просто из куска материи без рукавов, окутывавшего всего человека, с ног до головы, и из гиматиона – длинного темного плаща, накидывавшегося сверху. Гиматион этот больше надевали, когда выходили на улицу, вместо верхней одежды.

Женщины носили такие же туники, только длинные, до земли, а выходя из дома, накидывали сверху плащ-гиматион, или пеплос. Голову греки обыкновенно ничем не покрывали и только в дальний путь надевали круглую войлочную шляпу. Обувь греков состояла из одной подошвы, привязанной к ноге ремнями; такая обувь называлась сандалиями.


Гера — в древнегреческой мифологии богиня, покровительница брака, охраняющая мать во время родов. Гера, третья дочь Кроноса и Реи, является женой Зевса, своего брата. Сестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона.

Родилась на острове Самос у реки Имбраса, под ивой, которую показывали еще во II в. н. э.. Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин.
Показать полностью…

Гера — самая могущественная из богинь Олимпа, но и она подчиняется своему мужу Зевсу. Часто она вызывает у мужа гнев, в основном своей ревностью. Сюжеты многих древнегреческих мифов строятся вокруг бедствий, которые Гера насылает на любовниц Зевса и их детей. Так, она наслала ядовитых змей на остров, где жила Эгина и её сын от Зевса, Эак. Гера также погубила Семелу, родившую бога Диониса от Зевса.
Кормила своим молоком Гермеса, не зная, кто это, а затем оттолкнула, и из молока возник Млечный Путь.
Усыпила Зевса и напустила бурю на Геракла, отбросившую его к Косу, за что Зевс привязал её к небу и подвесил. Цепь, которую надел Зевс на Геру для её усмирения, показывали в Трое. Гера была ранена Гераклом под Пилосом.
________________________________________________
Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей. Второй сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Геры, Деметры, Гестии и Аида. При разделении мира ему досталось море. Постепенно Посейдон оттеснил древних местных богов моря: Нерея, Океана, Протея и других. Посейдон со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитал в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и других обитателей моря, мчался по морю на колеснице, запряженной длинногривыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники и т. д.

Когда Рея родила его, то положила у источника Арна в Аркадии, чтобы он воспитывался вместе с овцами, Крону же сказала, что родила жеребенка, и дала ему проглотить его. По версии, Крон бросил его в море. Воспитан на Родосе тельхинами.

Изготовил медную дверь для Тартара. По словам критян, впервые занялся морскими трудами и создал корабли.

Посейдон был вынужден признать главенство Зевса, но, считая себя равным ему, выступил против вместе с Герой и Афродитой (или в заговоре участвовали Гера, Посейдон и Афина), но потерпел поражение и был спасён Фетидой.

Священными животными Посейдона были конь, дельфин, бык; священным деревом — сосна. Изображали его могучим мужем, как правило, с трезубцем в руке. У римлян отождествлялся с Нептуном, у филистимлян с Дагоном.

По одной из версий, Деметра какое-то время была замужем за критским богом земледелия Иасионом. От их союза, заключенного на трижды вспаханном поле, родился Плутос и Филомел. По Диодору была матерью Эвбулея.
У орфиков она отождествляется с Реей как матерью Зевса, от которой он родил Персефону. Зевс соблазнил ее в образе змеи. Согласно фригийскому мифу, Зевс в образе быка соблазнил свою мать Деметру, которая получила имя Бримо. Посейдон соблазнил ее в образе коня.

Получила от Аида как брачный дар Сицилию (её могут также называть родившейся на Сицилии).
Учредила в честь Геракла Малые мистерии для его очищения от убийства кентавров.
В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.

Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра.
Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и ее странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нем участие позволяли даже рабам.
О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.
Фесмофории — празднества в честь Деметры.

Также другие еще родились у Геи с Ураном трое огромных и могучих сыновей– Котт, Бриарей и суровый Гиес. Они были просто несказанно ужасны, поскольку каждый обладал полусотней крепких голов и целой сотней чудовищных рук, которые росли между плеч этих великанов. Они обладали просто неподступной силой и гигантским ростом.

После всех родился самый ужасный из детей Геи – хитроумный Кронос. Полный ненависти ко всем своим браться и сестрам, он более остальных ненавидел своего всемогущего отца.

Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном, были ужасны и стали ненавистны даже своему отцу. С первого взгляда, едва лишь появлялся кто-либо из детей его на свет, Уран каждого прятал в недрах Земли, не выпуская на белый свет и наслаждаясь собственным злодейством.

Великанша Земля тяжко стонала с полной утробой. И тогда ей пришло на ум весьма коварное дело.

Вначале она произвела на свет само железо, затем выковала из него огромный серп и показала его своим детям.

И, возбуждая в них смелость, сказала Гея, преисполненная печали:

– Дети мои и нечестивого вашего отца! Если хотите быть мне послушными, мы сможем справедливо воздать отцу вашему за его злодеяния: поскольку он замыслил против вас ужасные вещи.

Так говорила Гея, но объятые страхом дети ее молчали и ни один из них не проронил ни звука, страшась гнева всесильного отца. Лишь хитроумный Крон набрался смелости и немедленно отвечал милой матери:

– Мама, я с возьмусь за такое дело с величайшей охотой и меня при этом мало огорчает жребий нашего злодея-отца, раз уж он первым против нас такое задумал.

Услышав эти слова, обрадовалась исполинская Гея. Запрятав сына в укромное место, она дала ему в руки острозубый серп и обучила его коварству.

И вот, ведя за собою Ночь, появился Уран, и возлег он около пышнотелой свой Геи, пылая любовным желанием, и мигом распространился повсюду. Неожиданно его сын вытянул из засады левую руку, а правой взмахнул огромным серпом и мигом лишил милого родителя плодородия.

Однако ни одна из кровавых капель не пропала даром – все их приняла Земля и с годами из них произошли мощные богини мести Эринии и великие соперники богов – воинственные гиганты и нимфы-мелиады, которыми позже был воспитан Зевс.

Около одной из капель взбилась пышная морская пена, и внезапно в той пене зародилась прелестная девушка. Сначала она подплыла к священным Киферам, но там ей не понравилось, и она пристала к омытому морю Кипру. И вот на берег вышла прекрасная богиня. Стоило ей ступить своей стройной ножкой на землю, как из земли тут же пробивалась трава, стоило ей взять руку ветку – и самая сухая ветвь расцветала. Боги и люди прозвали ее Афродитой, "Пенорожденной", еще "Прекрасновенчанной Кифереей" – потому, что вначале она пристала к Киферам, "Кипророжденной" (или Кипридой) также ее зовут, поскольку родилась она все же на Кипре. Богиня родилась – и тут же отправилась к племени вечных блаженных богов.

Деве сопутствовал бог любви Эрос, за нею же следовал и бог любовного желания прекрасный Гимер. С самого начала ей в удел были даны во владение: любовный девичий шепот, и улыбки, и смех, и любовные обманы, и сладкая нега любви, и пьянящая радость объятий – и этой силе подчинялись как земные люди, так и бессмертные боги.

Проклял своих детей-титанов некогда великий, а ныне повергнутый Уран-повелитель за то, что они посмели простереть руку к нечестивому делу и совершили злодеяние, – будет им кара за это, и победителю своему Кроносу предрек он, что будет он свергнут с небес своими же собственным сыном.

Ночь родила еще и ужасного бога смерти Танатоса с черными богинями бед и страданий Керами. Она также родила она и бога сна – Гипноса и толпу Сновидений.

Ночью было порождено божество сплетен и злословия по имени Мом, а потом родила она и Печаль, источник страданий; Ночью же были рождены и очаровательные сестрички-Геспериды, – они с давних пор живут далеко за океаном и холят и лелеют в своем саду золотые, прекрасные яблоки.

Кстати та же Никта-Ночь родила и богинь судьбы – Мойр. Всего их три древних сестры – Клото, Лахезис и Атропос. Людям они при рождении определяют несчастье и счастье. Клото из перепутанной пряжи вытягивает и скручивает нитку человеческой судьбы, Лахезис протягивает ее столько, сколько жизни этой суждено продлиться, а Атропос большими железными ножницами обрезает ее.

2. Кронос и Зевс

Победитель Кронос взял себе в жены Рею, и та родила ему светлых детей – вечную деву-Гестию, богиню плодородия Деметру и Геру, которая в знак своего высокого достоинства обувалась в золотые сандалии. Могучий и не знающий жалости в сердце Аид отправился под землю и воссел в царстве мертвых – Тартаре.

Затем Рея произвела на свет "колебателя волн" – шумного Энносигея, который позже был прозван богом морей Посейдоном и тогда же проведающего мысли людей Зевса, который стал владеть громами и молниями.

Но ужасы, которым подвергал детей своих Кронос, были пострашнее Урановых, поскольку Кронос, боясь соперничества, не запирал своих детей в застенки, а опасаясь соперничества, попросту пожирал их, стоило лишь младенцу попасть ему на колени – очень уж боялся он, как бы царская власть не досталась кому-то из более сильных, чем он потомков Урана. Помнил он проклятие Урана, что суждено ему быть свергнутым его же собственным сыном. Так что приходилось Кроносу быть вечно начеку и проглатывать каждого произведенного на свет ребенка.

А мать богов Рею охватило неизбывное горе. И вот как-то раз, когда она как раз собиралась родить Зевса, будущего владыку, отца смертных и бессмертных, взмолилась она к своим родителям – великой Гее и бесплодному, но все еще могучему звездному Небу-Урану.

– О милые родители мои! Подайте совет, как бы мне после рождения спрятать милого сына, чтобы не попал он в пасть Кроноса, но чтобы смог вырасти и отомстить отцу за злодеяния?

Гея с Ураном вняли молитвам любимой дочери и точно сообщили ей, какая судьба ожидает и могучего Кроноса-царя и его сына. А затем они послали ее в плодородную критскую область Ликтос, на покрытую диким лесом Эгейскую гору. Там, посреди тенистой чащи, когда наступило время родить, Гея восприняла у матери младенца. А дочь она надоумила завернуть в пеленки большущий камень и подать Кроносу. И повелитель богов, не глядя, схватил завернутый в пеленки валун и без зазрения совести проглотил его!

Вот ведь злобный нечестивец! Не ведал он, и в мыслях своих не держал, что остался невредимым его сынишка, что растет он у бабки в полной безопасности, и что скоро предстоит ему взять верх над отцом, свергнуть его с трона и самому стать владыкой над богами. Нимфа Адрастея воспитывала его и кормила сладким молоком волшебной козы Амалфеи. Золотая колыбелька младенца-Зевса висела на дереве, чтобы Кронос не сумел его найти ни на земле, ни на воде, ни в небесах, а служители Реи куреты денно и нощно плясали вокруг колыбельки и пели громкие воинственные песни, ударяя мечами и копьями о щиты. И тем самым заглушали они могучий плач божественного малютки.

У юного Зевса начали быстро прирастать силы – мчались года за годами. Перехитрил он отца, послушавшись предписаний Геи. А вышло так. Когда Зевс стал юношей, он по совету титаниды Метиды, попросил мать назначить его виночерпием во дворце Кроноса. Рея замолвила за него словечко, а потом еще и достала для сына соль и горчицу. Их Зевс подмешал в медовый напиток Кроноса и тот… моментально изрыгнул наружу вначале проглоченный им камень (позже этот камень поставили в городе Пифоне, в долине под самым Парнасом, "чтобы всегда там стоял он как памятник, смертным на диво"), а потом всех проглоченных им ранее детей – братьев и сестер Зевса. Все они сплотились против Кроноса, но победить его было непросто – ведь за ним было целое племя титанов.

Благодарные за свое спасение братья и сестры Ураниды, которых отец буздумно вверг в заключение и которых вывел на свободу Зевс, вручили брату гром и палящую молнию, которые до той минуты скрывала великанша-Земля.

Так началась великая война богов-олимпийцев с титанами, которая продолжалась долгие десять лет и была прозвана людьми "титаномахией". Прежде всего сами титаны отстранили от руководства Кроноса, как бездарно упустившего пленников, и назначили своим руководителем титана Атланта. Затем они привлекли к битве гигантских чудовищ-гекатонхейров. Но не все было ладно в стане титанов, были среди них и такие, которые не одобряли соперничества с Зевсом

3. Прометей

Когда Зевс начал борьбу с верховным богом Кроносом и титанами, чтобы вырвать у них власть над миром, титан Прометей советовал своим родственникам-титанам покориться Зевсу, далеко превосходящему их мудростью. Но дикие и могучие титаны, полагаясь на свою великую силу, со смехом отвергли совет своего родича, понадеявшись на то, что им легко будет устоять против Зевса. Отважно вступили они с ним в борьбу. Тогда Прометей отделился от своих и вместе с матерью, титанидой Фемидой, перешел на сторону Зевса. Заранее предупрежденный предсказанием матери, которая могла провидеть будущее, он знал, что победа останется на той стороне, где вместе с силой будет и мудрость. После страшной борьбы, продолжавшейся десять долгих дет, Зевс, благодаря всего поддержке Прометея, одержал победу над Кроносом и надменными титанами и низверг их, по совету Прометея, в глубокий тартар. Однако Кронос во время падения произнес над сыном проклятие, какое когда-то изрек над ним самим низверженный им самим отец его Уран. Поэтому и Зевсу надлежало ждать участи, подобной участи отца его Кроноса. Однако никто этого проклятия не услышал – никто, кроме Прометея.

Читайте также: