Напиток который пили предки на руси

  • Все (3)


До появления обычного чая, в России, как и в других странах Европы был в большом почете русский чай, или Иван-чай, сырьем для которого служили листья кипрея. Такой чай поставляли к императорскому столу и широко экспортировали за границу. Еще одним названием - копорский, наградили чай из кипрея в честь деревни Копорье, что под Санкт-Петербургом, где его делали особенно умело. Кипрей известен тем, что его листья являются отличным сырьем для изготовления русского, копорского чая. Чай из кипрея обладает хорошими вкусовыми и лечебными качествами. В отличие от обычного чая его употребление не ведет к бессоннице, а наоборот успокаивает и обеспечивает хороший сон, недаром, в старину кипрей называли дремлюгой. Помогает кипрейный чай и при головных болях, нормализует деятельность кишечника. Прежде чем в Россию был завезен чай из растения Thea Sinensis , чаепитие как процесс потребления напитка из заваренных трав и листьев уже существовало. Именно поэтому китайская, индийская, цейлонская и другие разновидности чудо-напитка - зеленый, черный, красный, желтый чаи - вошли в нашу жизнь столь органично и плавно. В значительной мере это случилось благодаря Иван-чаю, который к тому времени на Руси был очень хорошо освоен. Еще в XIII веке, когда князь Александр Невский разрушил одну из крепостей рыцарей-крестоносцев и построил новую, вокруг нее возникло поселение Копорье. Жители этого поселения занялись промыслом русского чая - Иван-чая, который еще имеет и другое название - Кипрей.


Название кипрей "узколистная ива, Epilobium angustifolium", из греч. κύπριος, прилаг. от Κύπρος "Кипр"; ср. Маценауэр, LF 8, 165. •• [Более вероятна исконнославянская этимология этого названия растения – от кипе́ть. См. Меркулова, "Этимология. 1964", М., 1965, стр. 84. – Т.]

Упоминание о Кипрее встречается в древних рукописях; Иван-чай нахваливали первые строители Москвы, его знала Европа, пили англичане. Позднее, в силу различных причин, Иван-чай утратил свою популярность. Однако и по сей день, он растет на просторах нашей родины, и не утратил свои уникальные свойства.


Иван-чай - растение, которое дает человеку не только целебный напиток - чай, из этого растения можно приготовить суп, испечь хлеб, настоять вино, изготовить подушки, веревки, ткань. Корневища Иван-чая содержат крахмал, слизь, сахар, белок (почти как у бобовых). Их употребляют как овощ, сушеные корневища размалывают в муку, которую можно добавлять в хлеб, печь из нее лепешки. Из корневищ можно готовить спиртной напиток. Молодая зелень Иван-чая используется в свежем виде в салатах, ее можно также варить и жарить.

Грубые волокна стеблей Иван-чая использовались нашими предками для выделки веревок и мешковины. Пухом с семенами набивали подушки и матрацы, а из более тонких и нежных волокон стеблей изготавливали нитки и ткани, производили ламповые и лампадные фитили.

* Нормализация сна при отсутствии побочных явлений и без формирования зависимости.
* Снижение повышенного давления, снятие головной боли любого происхождения (гипотоникам рекомендуется слабая заварка Иван-чая).
* Нормализация состояния слизистой оболочки, способность остановить (но не вылечить!) пародонтоз.
* Облегчение состояния при интоксикации различного рода: алкогольной, бытовой, вызванной раковыми заболеваниями.

При регулярном употреблении Иван-чая происходит глубокая очистка организма от шлаков и низких энергий, устраняется иммунодефицит. Иван-чай наряду с черным и зеленым чаем, способен служить пропаганде здорового образа жизни, быть напитком, располагающим к общению, приносящим человеку умиротворение и жизненную силу.

Иван-чай (кипрей) — самое первое растение, приходящее на помощь человеку в восстановлении природы. После естественных и искусственных экологических катастроф — пожаров, вырубок леса, на месте вымерших деревень и поселений иван-чай разрастается огромными чашами.

По географии и мощности такой экспансии с ним не сравним ни один сорняк, ни крапива, ни белоус, ни осока. И растет он от экватора до тундры. Кипрейный луг в окрестности пасеки позволяет получать до 12 килограммов меда на один улей.

Все части растения пригодны в пищу. Сладкие корневища можно есть сырыми, а после сушки из них готовят муку. Первые побеги идут на отменные салаты, по вкусу напоминающие спаржу, но только более нежные и пикантные. А листья - это и есть знаменитый, неповторимый и ароматный иван-чай, не содержащий кофеина, алкалоидов и пуриновых кислот — первейших загрязнителей организма.

Он успокаивает, отрезвляет, снимает боли и даже укрепляет волосы. Регулярное его питье избавляет от мигреней, помогает при бессоннице, малокровии, при белой горячке, инфекциях и простудах, а в целом поднимает иммунитет, являясь мощнейшим природным очистителем. В старину недаром о нем говорили, что он не только излечивает тело, но и просветляет ум и поднимает дух.


Недавно выяснено, что Иван-чай повышает потенцию у мужчин. Известны и его жаропонижающие свойства. И еще одно из примечательных достоинств растения в том, что оно ощелачивает кровь и тем самым восстанавливает силы при разного рода истощениях и даже уменьшает интоксикацию при раковых заболеваниях.

Эти сведения об Иван-чае подтверждены огромным народным опытом и исследованиями ученых. Недаром же пуританская Англия потребляла Иван-чай тысячами пудов. Почему же мы должны стесняться своего исконного замечательного напитка и пить привозную кока-колу, если отечественный, закатанный в бутылки стимулятор из кипрея может заменить любой фирменный иностранный напиток?!

Иван-чай был восстановлен строго по старинным рецептурам. Сегодня имеется сертификат его качества. И не сделать этого было нельзя, ведь это настоящий кладезь здоровья и бодрости. Неспроста же русские купцы сами первыми применяли его как отрезвляющее и противоотравляющее средство.

После радиационной разведки, в июне начинается сбор ИВАН-ЧАЯ, в основном молодые листья и соцветия. В течение двух часов сырье должно быть доставлено к месту переработки. Используются измельчители и сушилки, в том числе и СВЧ. За несколько лет кропотливой работы найден наиболее емкий вариант переработки и получения нескольких сортов настоящего русского чая. Практически на все вкусы! Расфасовка в основном в пачки по 100 г., и в очень красивые сувенирные, деревянные и берестяные коробочки и короба. Эти упаковки хороши для представительских целей и для заграничных потребителей.

Уникален спектр микроэлементов. В 100 гр. зелёной массы Иван-чая содержится:

  • железа -2,3 мг.
  • никеля - 1,3 мг.
  • меди - 2,3 мг.
  • марганца - 16 мг.
  • титана - 1,3 мг.
  • молибдена - 0,44 мг.
  • бора - 6 мг.

и в значительном количестве наличествует калий, натрий, кальций, магний, литий и др.

В 100гр. листьев Иван-чая содержится от 200 до 400 мг. аскорбиновой кислоты, т.е. в 5-6 раз больше, чем в лимонах.

Наличие в растении железа, меди, марганца позволяет считать его средством, способным улучшать процесс кроветворения, повышать защитные функции организма.
Кроме того, Иван-чай обладает ярко выраженным успокаивающим действием.

Иван-чай мягко нормализует деятельность кишечника. Благодаря богатому содержанию танинов, слизи и витамина С, Иван-чай обладает хорошими противовоспалительными и обволакивающими свойствами при язвенной болезни желудка, гастритах, колитах. И ещё при энтероколитах, дизентерийной диарее, при метеоризме и анемии.

Иван-чай рекомендуется при головных болях, облегчает симптоматику эпилепсии.
А также при катарах верхних дыхательных путей и в отоларингологии.

В кардиологии Иван-чай используется при кардионеврозах нейроциркулярной дистонии.

Иван-чай исследовали в клинике неврологии НИИ экспериментальной медицины РАМН.

Заключение:
"Иван-чай показан, прежде всего, при различных формах неврозов и неврозоподобных состояниях при посттравматических стрессорных расстройствах (последствия афганского, чеченского и т.п. синдромов). Его использование позволяет избежать риска возникновения токсикомании.

В стрессорных ситуациях, уменьшая тревожно-депрессивные расстройства и напряжения. Приём Иван-чая способствует сокращению потребления спиртных напитков".

А лкалоиды чая и кофе усиливают сердечную деятельность, процессы возбуждения в коре головного мозга и повышают двигательную активность.
Благодаря этому, ко всем тканям притекает больше крови, в результате человек ощущает как бы прилив сил, у него улучшается настроение, обостряются все органы восприятия.

Однако, ещё Академик И.П. Павлов установил, что большие дозы алкалоидов приводят к истощению нервных клеток, т.к. подобные подъёмы духа сопровождаются усилением расхода носителей энергии, что чаем, не компенсируется.

И сегодня все знают, что такое кофеин. К сожалению, не все знакомы с его противопоказаниями. А кофеин противопоказан при повышенной возбудимости, бессоннице, выраженной гипертонии и атеросклерозе, при глаукоме, органических заболеваниях сердечно-сосудистой системы и просто в старческом возрасте.

У обычного чая есть, конечно, и некоторые достоинства, он способен поддерживать здоровье. Но надо признать, что у него есть и существенные недостатки, о которых никто в интересах коммерции не упоминает!

Обычные чаи подвергаются сушке при температуре от 65 градусов до 85 градусов, а Иван-чай получен в результате мягкой сушки до 65 градусов с максимальным сохранением полезных микроэлементов и витаминов.
Таким образом, потребитель получает максимально естественный, правильно обработанный свой продукт. А чисто биологические и географические причины не позволяют воспроизвести настоящий русский чай Иван-чай вне пределов России.

В Иван-чае отсутствует кофеин, пуриновые основания и щавелевая кислота, один из основных виновников нарушения обмена веществ.
Все пьющие Иван-чай отмечают в своем состоянии легкость и спокойствие.

В магазине обычный чай, который считают элитным, не превосходный по качеству, а тот на который установлены рекордно высокие цены. Купленный чай, часто не даёт нам должного удовлетворения по отношению к затраченной сумме денег.

Иван-чай с удовольствием и пользой пьют дети, бабушки и дедушки, люди напряженного умственного и физического труда, высококлассные спортсмены.

Через некоторое время, употребляя свой настоящий отечественный чай, Вы заметите существенную разницу между ним и другими напитками.


ЦАРСКОЕ РАЗДОЛЬЕ ИВАН-ЧАЯ.

1. Выраженное успокаивающее
воздействие. С незапамятных времен на Руси Иван-чай использовали как
снотворное.

2. Мощный противовоспалительный напиток.

3. По профилактике и лечению простатита и аденомы простаты ему
равных нет. (Иван-чай не позволяет аденоме простаты
переродиться в ее раковое состояние.

4. По антиоксидантным свойствам Иван-чай является признанным лидером.


Дореволюционная Россия немыслима без чая, современная — без кофе. Эти два напитка очень прочно вошли в нашу жизнь, и сейчас уже невозможно представить, как обойтись без них, особенно с утра. Тем не менее без чая и кофе, которые появились у нас только в XVII веке, тоже была жизнь. Что же пили наши предки до них? Рассказываем о старинных горячих напитках.

Кипрей

Он же иван-чай. Напиток из кипрея пили на Руси с давних пор. Это растение было очень популярно, мед его цветов очень ценился, считался целебным. Летом кипрей не только заваривали, но и употребляли в пищу. Из корней делали сладковатую муку, стебли жарили. Использовали даже пух от завядших цветов: им набивали подушки и матрасы.

Когда в России появился китайский чай, популярность кипрейного чая не уменьшилась, наоборот, он будто бы обрел второе дыхание. В XIX веке это был даже один из самых востребованных в Европе экспортных продуктов из России.


До появления китайского чая кипрей немного подвяливали и просто сушили. Поэтому напиток больше напоминал травяной чай. А в XVIII-XIX веках иван-чай ферментировали подобно китайскому чаю. Листья перетирали, чтобы они дали сок, потом подвяливали, сок начинал потихоньку ферментировать листы, наконец, чай ошпаривали и подсушивали на раскаленных камнях. Похожим способом обрабатывали в Китае красный чай. Напиток из кипрея назвали копорским чаем, по имени села Копорье рядом с Санкт-Петербургом, где первые производители ферментированного чая собирали растения.

Такой чай очень полезен. Он обладает бактерицидным действием, нормализует пищеварение, артериальное давление, способствует расширению сосудов, обладает лёгким мочегонным действием, стимулирует работу почек, оказывает благотворное воздействие на обмен веществ.

Сбитень

Горячий, пряный, сладкий. Сбитень очень хорошо согревает и бодрит не хуже чашки кофе. Этот напиток делали на основе трав, пряностей и с добавлением меда. Последний клали всегда, а вот травы и пряности могли быть совершенно разными. Использовали мяту, бадьян, корицу, гвоздику, душицу и так далее. Иногда в сбитень добавляли вино или водку, тогда напиток становился хмельным.

Сбитни были очень востребованы, об этом можно судить даже по наличию на ярмарках, рынках и просто на улицах сбитенщиков, торговцев горячим напитком. Они носили напиток в чайниках, сверху утепленных тканью.


Душистый сбитень

Пряности: хмель, гвоздика, корица, мята, душица

3-4 стакана воды

Шаг 1. Воду вскипятить, добавить мед и довести до кипения. Снять пену.

Шаг 2. Пряности и травы завернуть в марлю, опустить в чай.

Шаг 3. Прокипятить еще 2 минуты, снять с огня, разлить по жаропрочным стаканам.

Травяные чаи

Русские чаи до появления китайских готовили из трав и листьев. Заваривали цветы липы, побеги гречихи, листья брусники, смородины, вишни, плоды облепихи, черники, шиповника и боярышника. Из разных трав составляли травяные сборы, богатые по вкусу и очень полезные по содержанию. Пили чаи из ромашки, душицы, зверобоя, делали отвары из шиповника и других сушеных трав.


Овощные и фруктовые чаи

Летом можно было засушить ломтики яблок, ягоды, даже овощи, чтобы зимой заваривать из этих запасов чай. Очень был популярен морковный чай, корнеплод строгали и сушили тонкие ломтики. Потом из них делали отвар.

Цикорий

Пока не появился кофе, на Руси знали напиток из цикория. Это небольшое растение с острыми листьями и толстым корнем, который содержит до 60% инулина, вещества, близкого к крахмалу.

Как и кипрейный чай, напиток из цикория не исчез с появлением кофе. Даже наоборот. К примеру, в конце XIX века в Петербурге посмеивались над купчихами, подражавшими бомонду и устраивавшими подобие салонов, где подавали напиток из цикория вместо кофе, любимого аристократами. Натуральный кофе стоил очень дорого и не всем был доступен.


Взварец

Это густой отвар, довольно похожий на кисель. Для него использовали ягоды малины, клюквы и другие. Готовили взварец долго, его могли томить в печи в течение суток.

Сыть (сыта)


Ягодная сыта

  • 3 ст. л. меда
  • 500 мл воды
  • 100 мл клюквенного или брусничного сока

Шаг 1. Мед растворить в воде, поставить вариться (до закипания).

Шаг 2. Пока варится, снимать пену.

Шаг 3. Добавить ягодный сок, профильтровать напиток. Пить горячим или охлажденным.

Он же иван-чай. Напиток из кипрея пили на Руси с давних пор. Это растение было очень популярно, мед его цветов очень ценился, считался целебным. Летом кипрей не только заваривали, но и употребляли в пищу. Из корней делали сладковатую муку, стебли жарили. Использовали даже пух от завядших цветов: им набивали подушки и матрасы.

Когда в России появился китайский чай, популярность кипрейного чая не уменьшилась, наоборот, он будто бы обрел второе дыхание. В XIX веке это был даже один из самых востребованных в Европе экспортных продуктов из России


До появления китайского чая кипрей немного подвяливали и просто сушили. Поэтому напиток больше напоминал травяной чай. А в XVIII-XIX веках иван-чай ферментировали подобно китайскому чаю. Листья перетирали, чтобы они дали сок, потом подвяливали, сок начинал потихоньку ферментировать листы, наконец, чай ошпаривали и подсушивали на раскаленных камнях. Похожим способом обрабатывали в Китае красный чай. Напиток из кипрея назвали копорским чаем, по имени села Копорье рядом с Санкт-Петербургом, где первые производители ферментированного чая собирали растения.

Такой чай очень полезен. Он обладает бактерицидным действием, нормализует пищеварение, артериальное давление, способствует расширению сосудов, обладает лёгким мочегонным действием, стимулирует работу почек, оказывает благотворное воздействие на обмен веществ.

Горячий, пряный, сладкий. Сбитень очень хорошо согревает и бодрит не хуже чашки кофе. Этот напиток делали на основе трав, пряностей и с добавлением меда. Последний клали всегда, а вот травы и пряности могли быть совершенно разными. Использовали мяту, бадьян, корицу, гвоздику, душицу и так далее. Иногда в сбитень добавляли вино или водку, тогда напиток становился хмельным.

Сбитни были очень востребованы, об этом можно судить даже по наличию на ярмарках, рынках и просто на улицах сбитенщиков, торговцев горячим напитком. Они носили напиток в чайниках, сверху утепленных тканью.


Пряности: хмель, гвоздика, корица, мята, душица

3-4 стакана воды

Шаг 1. Воду вскипятить, добавить мед и довести до кипения. Снять пену.

Шаг 2. Пряности и травы завернуть в марлю, опустить в чай.

Шаг 3. Прокипятить еще 2 минуты, снять с огня, разлить по жаропрочным стаканам.

Травяные чаи

Русские чаи до появления китайских готовили из трав и листьев. Заваривали цветы липы, побеги гречихи, листья брусники, смородины, вишни, плоды облепихи, черники, шиповника и боярышника. Из разных трав составляли травяные сборы, богатые по вкусу и очень полезные по содержанию. Пили чаи из ромашки, душицы, зверобоя, делали отвары из шиповника и других сушеных трав.

Овощные и фруктовые чаи

Летом можно было засушить ломтики яблок, ягоды, даже овощи, чтобы зимой заваривать из этих запасов чай. Очень был популярен морковный чай, корнеплод строгали и сушили тонкие ломтики. Потом из них делали отвар.

Пока не появился кофе, на Руси знали напиток из цикория. Это небольшое растение с острыми листьями и толстым корнем, который содержит до 60% инулина, вещества, близкого к крахмалу.

Как и кипрейный чай, напиток из цикория не исчез с появлением кофе. Даже наоборот. К примеру, в конце XIX века в Петербурге посмеивались над купчихами, подражавшими бомонду и устраивавшими подобие салонов, где подавали напиток из цикория вместо кофе, любимого аристократами. Натуральный кофе стоил очень дорого и не всем был доступен.


Это густой отвар, довольно похожий на кисель. Для него использовали ягоды малины, клюквы и другие. Готовили взварец долго, его могли томить в печи в течение суток.

100 мл клюквенного или брусничного сока

Шаг 1. Мед растворить в воде, поставить вариться (до закипания).

Шаг 2. Пока варится, снимать пену.

Шаг 3. Добавить ягодный сок, профильтровать напиток. Пить горячим или охлажденным.

Автор Мария Тихменева

Еженедельник "Аргументы и факты"

Окей. Напишите, пожалуйста, что курили на Руси до завоза табака?

Вот эти "фруктовые чаи" имеют вполне себе название "взвар". Тот же компот, только с мятой и без сахара.

:) не согласен, ученые которых я слышал говорят что очень полезно а лично я поспорил бы что не особо - пьем постоянно

:) надо не верить а знать

а - разделительный союз

Деликатес из-под земли. Блюда со всего мира, которые закапывают перед едой

Методов приготовления пищи достаточно много: продукты варят, жарят, томят, запекают в углях, а иногда — закапывают в земле. Чаще всего для того, чтобы они ферментировались, постепенно меняя свои свойства под действием времени и среды. Рассказываем о блюдах, которые перед употреблением выдерживали в течение длительного времени.

Гренланлия. Птицы в тюлене

Северные народы очень любят что-то прикапывать. Вот еще одно такое блюдо — кивиак. В шкуру тюленя заворачивают много ощипанных тушек небольших птиц, до 300-500 штук. После чего заготовку закапывают в землю и оставляют томиться сроком до полутора лет.

После такого приготовления есть это блюдо можно только на открытом воздухе, потому что запах кивиака сшибает с ног.

Но при этом ферментированные птички становятся съедобными в сыром виде после длительного пребывания в земле и взаимодействия с ферментами кишечника тюленя.

Корея. Гниющий скат

У скатов нет почек и мочевого пузыря, поэтому все отходы жизнедеятельности выделяются через кожу. И, как следствие, их кожа и мясо пропитываются ужасным запахом. Для приготовления хонгео туши скатов закапывают в землю и оставляют там до тех пор, пока они не начнут гнить, а мочевая кислота не превратится в аммиак. Когда деликатес приобретает невыносимую вонь, его нарезают на кусочки и сразу же съедают. Те, кто пробовал это неземное блюдо, говорят, что пахнет сгущенным тысячу раз нашатырем.


Чукотка. Олень в болоте

На Чукотке в болоте закапывают оленей. Это блюдо называют копальхем, и есть его неподготовленному человеку просто опасно. Сначала оленя не кормят несколько дней, чтобы прочистить его кишечник, потом убивают, топят в болоте и забрасывают торфом. Закладка остается на несколько месяцев. После чего ненцы его едят. Следовать их примеру опасно — концентрация трупного яда может убить неподготовленного к нему человека.

Китай. Столетние яйца

Шотландия. Болотное масло

Его делали в Ирландии и Шотландии. Масло клали в деревянные контейнеры и зарывали в торфяниках. Сейчас обнаруживают множество таких тайников. Исследователи спорили, зачем делались такие закладки, имели ли они ритуальный смысл. Скорее всего, кельты таким образом консервировали масло. Залежи торфа не дают размножаться патогенным бактериям, которые приводят к порче продуктов. Поэтому масло смогло сохраняться в течение сотен лет. Хотя и приобрело специфический вкус, несколько напоминающий сыр с плесенью.

Скандинавия. Соленый лосось

Грузия. Выдержка вина

Древний способ выдержки вина в Грузии — закопанные в землю квеври. Это длинные глиняные сосуды с узким горлышком. Квеври могут быть очень большими, до нескольких тысяч литров объемом.

Для квеври выкапывают в земле яму, устанавливают сосуд вертикально, затем заливают виноградную массу со жмыхом и косточками. И оставляют бродить на 10-14 дней, в это время вино перемешивают. А после истечения первой ферментации сосуды запечатывают светлой глиной и оставляют на 6-9 месяцев. В результате такого приготовления из квеври выходят очень мощные вина с сильными танинами и сложным ароматом.

Исландия. Протухшая акула

Еще одно северное блюдо, придуманное не от хорошей жизни и доставшееся Исландии в наследство от викингов. Когда-то выловить в местных водах проще всего было полярную акулу, мясо которой в естественном виде не годилось в пищу из-за высокого содержания мочевины. Поэтому пойманных акул разделывали и закапывали в камнях на пару месяцев, в течение которых мочевина покидала подгнивающее мясо вместе с вытекающими из него соками. Затем мясо еще 2-4 месяца вялилось на свежем воздухе. Точно так же хаукарль готовят и в современной Исландии, правда, теперь это можно оправдать разве что уважением к традициям — как ни крути, а вкусом и запахом блюдо по-прежнему напоминает тухлую акулу.


Какие безалкогольные напитки были у наших предков? Что им заменяло чай и кофе? Какие ингредиенты требовались для приготовления старинных лимонадов? И как они влияли на здоровье?

Каждый день мы выпиваем уйму жидкости: кофе по утрам, чай в обеденное время, лимонад днём, а вечером что-нибудь покрепче. У каждого из нас разные предпочтения и разные возможности. Но никто из нас явно никогда не задумывался над тем, а что пили наши предки в далёкую старину? Ведь у них не было ни кофе, ни лимонада, ни даже чая. Что же им это всё заменяло?
Было бы наивно предполагать, что сообразительные славяне пили только воду, отвары трав или что-нибудь в этом роде. Нет, наши находчивые предки, пусть и не имели зёрен кофе и листьев чая, зато у них под рукой всегда были мёд, пряности, ягоды и хлеб. И из этих, простых на первый взгляд, ингредиентов они умели сотворить восхитительные на вкус и очень полезные для организма напитки. При этом их было большое разнообразие: охладительные для летней жары, согревающие для зимнего холода и, конечно же, алкогольные для праздников в любое время года. Итак, начнём знакомство со старинными безалкогольными напитками славян.

И пусть наступление настоящего лета сейчас затягивается, всё равно мы все ждём много солнечного света и жары. А в жаркий солнечный день, что может быть лучше, чем стакан освежающего лимонада с газом? Примечательно, но у славян тоже были свои охладительные напитки, не хуже современных. Знакомьтесь: это квас, морс, узвар и кисель.

Морс.
Это – безалкогольный народный напиток, известный ещё с 16-го века. В старину его называли брусничная водица, так как чаще всего для его приготовления брали бруснику. Но также использовали вишню, малину, клюкву, смородину и другие ягоды. Их разминали, заливали колодезной водой, добавляли пряности и мёд, и спускали в холодный погреб. Настаивался морс около 2-х недель. Морс прекрасно утолял жажду и был полезен содержащимися в нём витаминами и органическими кислотами.

Узвар или взвар.
Для приготовления этого напитка сухофрукты или свежие ягоды заливали водой и варили. Готовое питьё подавали охлаждённым. Сейчас этот напиток называется просто компотом, а раньше он считался праздничным десертным напитком, который чаще всего варили в зимние праздники. Для приготовления узвара годились любые ягоды или фрукты, а иногда в него добавляли дольки арбуза и дыни. В зимнее время он с лихвой восполнял нехватку витаминов.

Лесное питьё.
Так называли отвар именно из трав, а не из ягод. Наши предки знали множество сочетаний и способов заваривания лесных и садовых растений: кипрея, брусники, ежевики, малины, мяты, черники, крапивы и других. Для заварки годились их листья и цветки: свежие летом и засушенные зимой. Иногда в лесной чай добавляли мёд и ягоды – получался невообразимо богатый аромат! Такие отвары были не только вкусными, но и полезными и даже лечебными.

Кроме этих напитков славяне варили и другие отвары, подававшиеся к столу холодными. Для их приготовления использовали всё, что можно заварить: варенье, хвою, свеклу, ягоды и фрукты.

Горячие напитки

Кисель.
В старину он имел кислый вкус (о чём говорит его название) и служил полноценным студенистым блюдом, так как его варили не на крахмале, как сейчас, а на муке. Но иногда киселю придавали более жидкую консистенцию, и тогда его можно было пить. И этот кисельный напиток обладал исключительно сладким вкусом! Его готовили точно также, но щедро добавляли мёд.
Жидкий кисель позволял не только получить полезные витамины и органически кислоты, но и лечить органы пищеварения от язвы – он обладал обволакивающим действием.
Правда, в старину кисельный напиток варили изредка, а вот кисельное блюдо было традиционным обрядовым кушаньем. Зато, когда в 19-ом веке в России появился картофельный крахмал, всё стало наоборот, и мы до сих пор пьём жидкий крахмальный кисель.

Термины спиртных напитков в Древней Руси с IX по XIV век


В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица.

Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий - березовица - уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной. Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет более понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни. Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа - водка - был назван по имени столь безобидного питья, как вода.

Нет никакого сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина "живая вода" хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия "воды жизни" и "живой воды", как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые "водки", то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название "аквавита" (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское "одеви" (eau-de-vie), английское "виски" (whisky), польское "оковита" (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.

В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник - отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин "живая вода" на русском языке относился только к питьевой воде.

Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после принятия христианства, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малом Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: "Месят воду в вино", то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин "вино" был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова "винум" (vinum), а не от греческого "ойнос".

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. "Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды". А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины "оцьтьно вино", то есть вино кислое, сухое; "вино осмрьнено", то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: "вино церковное", то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин "вино твореное".

Здесь отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что здесь мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Таким образом, термин "твореное вино" не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мед. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. - mel), и как алкогольный напиток (лат. - mulsum). Мед не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы - между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus). Основа слова "мед" вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово "мэду" означало "хмельной напиток", то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении "чистое вино", то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же "мэдэе" означало по-гречески "пьянство". Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам. В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мед был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники гово-рят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии - под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке - в XI веке, в Болгарии - в XII веке, в Киевской Руси - только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше - с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) - арабский путешественник в начале Х века (921 г.) - упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а "питным" медом.

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой - новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мед как напиток был более низкого качества по сравнению с медом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мед 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление медов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мед, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изы-скивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мед, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого меда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий - вареный мед. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы меда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше меда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово "квасник" употреблялось в значении "пьяница".

В XI веке квас варили, как и мед, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. "Вина и творена кваса не имать пити", говорится в одном из церковных предписаний. "Горе квас гонящим", - читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым "крепким", дурманящим был "квас неисполненный", который весьма часто сопровождается эпитетом "погибельный". На старославянском языке слово "неисплънены" означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому - perfect). Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду "кваса" относилось и редко встречающееся в источниках слово "кисера" как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово "квас" означало "кислое" и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово "кисера" можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера - искажение слова "сикера", также означающего один из древних алкогольных напитков.

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках, на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово "сикера" вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке. Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. "Вина и сикеры не имать пити". В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, "сикера" также означала искусственный "хмельной напиток" вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - "шекар" ("шехар") и "шикра".

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало "сикеру". Шекар (Schekar) на древнееврейском - "всякий пьяный напиток, кроме лозного вина". Это слово дало в русском "сикер". Поэтому в одних источниках встречается "сикера", в других - "сихер". Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков "сикер" изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие "сикера" означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, меда, кваса и сикеры - в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. "Благослави пищу нашу и пиво", - читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин "твореное пиво", то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино. Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток - ол. Таким образом, термин "пиво" сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино - все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение - ол.

В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка "ол", или "олус". Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название "олуй", что, по всей видимости, означало то же самое, что и "ол". Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный совре-менному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем. Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин "ол" давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в "Номоканоне" указывается, что ол может быть принесен в храм "в вина место", то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино.

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Читайте также: