Постановление главного государственного санитарного врача о тонизирующих напитках

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 19 января 2005 г. N 2
"Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты"

Согласно письму Минюста РФ от 15 февраля 2005 г. N 01/1041-ВЯ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в газете "АКДИ - Экономика и жизнь", март 2005 г., NN 10, 11)

О надзоре за напитками, содержащими тонизирующие компоненты, см. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 июня 2007 г. N 0100/6202-07-32

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел по обороту напитков, содержащих тонизирующие компоненты (далее - энергетические напитки), установлено # следующее.

За последние годы на рынке Российской Федерации появилось большое количество энергетических напитков, в том числе и слабоалкогольных. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12).

Содержание кофеина в безалкогольных энергетических напитках составляет от 150 до 320 мг/л при рекомендуемом верхнем допустимом уровне его потребления 150 мг в сутки. В рецептуру многих видов энергетических напитков включаются несколько биологически активных веществ. Выпуск напитков осуществляется в упаковках объемом от 250 и 330 мл. С учетом возможного потребления более одной упаковки в день безалкогольные энергетические напитки могут оказать негативное влияние на здоровье детей, беременных и кормящих женщин, пожилых людей, лиц, страдающих повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью.

В Российской Федерации прошли санитарно-эпидемиологическую экспертизу три вида слабоалкогольных энергетических напитков, содержащих этиловый спирт в количестве 5,5 и 7,5% об. и энергетические компоненты. При этом в настоящее время нет достоверных научных данных об отсутствии потенциального отрицательного воздействия их на здоровье людей, особенно детей и подростков, о возможных изменениях психофизиологического поведения человека при одновременном потреблении тонизирующих веществ и алкоголя. Не проведена комплексная токсикологическая оценка безопасности рецептур этих напитков, отсутствуют данные об объемах производства и потребления слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Употребление слабоалкогольных энергетических напитков влияет на характер алкогольного опьянения и снижает его выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к повторному употреблению алкоголя.

В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет 12 - 13 лет. В возрастной группе 11 - 24 года потребляют алкоголь более 70%. При этом девушки потребляют алкогольные напитки практически наравне с юношами.

Уровень распространенности алкоголизма среди подростков в 2003 году составил 39,5 больных на 100 тыс. подростков. По сравнению с 1999 г. этот показатель вырос на 65%. Показатель злоупотребления алкоголем в 2003 году составил 1270,9 на 100 тыс. подростков, при этом он в 3,3 раза выше уровня злоупотребления алкоголем всех возрастов и имеет тенденцию к увеличению. Растет показатель первичного выявления алкоголизма среди подростков: в 2003 г. он составил 18,1 на 100 тыс. подростков (1999 г. - 11 на 100 тыс. подростков).

В целях предупреждения неблагоприятного воздействия энергетических напитков на здоровье населения и в соответствии с федеральными законами от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и от 1 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150) постановляю:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона N 29-ФЗ следует читать как "от 2 января 2000 г."

1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Не допускать реализацию слабоалкогольных энергетических напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (дискотеки, ночные клубы и т.д.);

1.2. Исключить безалкогольные энергетические напитки из списка продуктов школьного питания.

2. Организациям, производящим энергетические напитки, рекомендовать:

2.1. Включать в состав безалкогольных энергетических напитков не более двух, а в состав алкогольных энергетических напитков не более одного тонизирующего компонента;

2.2. Использовать при производстве энергетических напитков в качестве источника кофеина только содержащие его растительные экстракты;

2.3. Не допускать содержание кофеина в энергетических напитках свыше 400 мг на литр, содержание тонизирующего компонента из разрешенных лекарственных растений более одной четвертой разовой терапевтической дозы на один литр;

2.4. Включать в противопоказания, наносимые на этикетку энергетических (безалкогольных и слабоалкогольных) напитков надпись: "Не рекомендуется использование детьми в возрасте до 18 лет, беременными и кормящими матерями, лицами пожилого возраста, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью".

3. ГУ НИИ питания РАМН обеспечить совместно с НИИ токсикологии, НИИ наркологии и ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы слабоалкогольных энергетических напитков.

4. Управлению санитарного надзора:

4.1. При рассмотрении проекта технического регламента по безалкогольным напиткам предусмотреть включение в него требований к энергетическим напиткам;

4.2. Организовать работу по подготовке методических указаний о порядке и организации контроля за энергетическими напитками.

5. Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за производством и оборотом энергетических напитков.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Л.П. Гульченко.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Главам администраций субъектов РФ рекомендуется не допускать реализацию слабоалкогольных энергетических напитков в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (дискотеки, ночные клубы и т.д.), а также исключить безалкогольные энергетические напитки из списка продуктов школьного питания.

Производителям энергетических напитков рекомендуется использовать только растительные экстракты кофеина, а также не допускать содержание кофеина в энергетических напитках свыше 400 мг на литр, содержание тонизирующего компонента из разрешенных лекарственных растений более 1/4 разовой терапевтической дозы на один литр. Кроме того, на этикетку рекомендуется наносить надпись: "Не рекомендуется использование детьми в возрасте до 18 лет, беременными и кормящими матерями, лицами пожилого возраста, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, нарушениями сердечной деятельности, гипертонической болезнью".

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 января 2005 г. N 2 "Об усилении надзора за напитками, содержащими тонизирующие компоненты"

Согласно письму Минюста РФ от 15 февраля 2005 г. N 01/1041-ВЯ настоящее постановление не нуждается в государственной регистрации (информация опубликована в газете "АКДИ - Экономика и жизнь", март 2005 г., NN 10, 11)

Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, март 2006 г., N 1


Дата документа19.01.2005
Статус документаДействует
МеткиПостановление

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2005 г. N 2

ОБ УСИЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА НАПИТКАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ТОНИЗИРУЮЩИЕ КОМПОНЕНТЫ


Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, Г.Г. Онищенко, проанализировав положение дел по обороту напитков, содержащих тонизирующие компоненты (далее - энергетические напитки), установлено следующее.
За последние годы на рынке Российской Федерации появилось большое количество энергетических напитков, в том числе и слабоалкогольных. Основными тонизирующими компонентами указанных напитков являются кофеин синтетического происхождения, природные биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений или их экстрактов, оказывающих тонизирующее действие, а также витамины (С, РР, В2, В5, В6, В12).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

от 29 июня 2009 г. N 46

О НАДЗОРЕ ЗА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, проанализировав выполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 7 от 28.02.2007 "Об усилении надзора за производством и оборотом алкогольной продукцией" , состояние заболеваемости и смертности населения Российской Федерации и материалы государственного надзора за выполнением обязательных требований при производстве и обороте алкогольной продукции, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, отмечаю.

Основными задачами Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2007 N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни. Решение задач по укреплению здоровья населения и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя детьми и подростками.

Последние годы в стране характеризуются стабильно высоким уровнем алкоголизма среди населения. Рост числа потребителей алкогольных напитков приводит к ухудшению состояния здоровья населения, определяет высокий уровень смертности, оказывает негативное влияние на социальный климат в семьях и влияет на социально-экономическое развитие страны.

Потребление учтенного алкоголя на душу населения в стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 г. до 10 л в 2008 г. или в 1,8 раза. Однако реальное душевое потребление алкоголя с учетом оборота спиртсодержащей продукции, в том числе парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии и другие виды продукции, в России составляет около 18 л.

В структуре продажи алкогольной продукции и пива населению 80% приходится на пиво, 13% - на водку и ликероводочные изделия, 6% - на вино и 1% - на коньяк. Вместе с тем сложившаяся ситуация не способствует изменению структуры потребляемых алкогольных напитков в сторону уменьшения потребления водки, а напротив, обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий. При этом наблюдается рост производства слабоалкогольных напитков и пива.

Наблюдающийся рост потребления пива и слабоалкогольных напитков происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.

Пиво и слабоалкогольные напитки пользуются большой популярностью у молодежи и женщин, подкрепляемой рекламой. Подростковый возраст является наиболее опасным с точки зрения привыкания к алкоголю и алкоголизации, особенно для девочек. Данные последних лет свидетельствуют, что алкоголизм в юношеском возрасте формируется вследствие приема пива либо слабоалкогольных напитков.

Сочетание алкоголя и тонизирующих веществ (например, кофеина) в составе так называемых энергетических напитков, весьма популярных у молодежи в последнее время, в значительной степени усиливает энергетический обмен в организме, нарушая при этом ассимиляцию других жизненно важных макро- и микронутриентов. Следствием этого является ускорение привыкания к алкоголю. Кроме того, тонизирующие компоненты алкогольных напитков, вызывающие стимуляцию энергетического обмена, усиливают многократно риск токсического, мутагенного и канцерогенного действия алкоголя на человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), употребление алкоголя является причиной почти 2 млн. смертельных случаев и 4% болезней во всем мире ежегодно. По данным медицинской статистики сегодня 2,8 млн. россиян вовлечено в тяжелое, болезненное пьянство, что составляет 2% от всего населения страны.

В 2008 г. смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя (по данным Росстата), составила 76268 человека (алкогольные кардиомиопатии, случайные отравления алкоголем, алкогольные болезни печени, хронический алкоголизм, дегенерации нервной системы, вызванные алкоголем, алкогольные психозы, хронический панкреатит алкогольной этиологии).

Продолжается активная реклама пива и алкогольной продукции.

Согласно оценкам ВОЗ связанные с алкоголем расходы составляют 2 - 5% валового национального продукта.

В рамках осуществления мероприятий по контролю за производством и обращением спиртов, алкогольной продукции организациями Роспотребнадзора в 2008 г. проведено 22 795 проверок организаций, занятых производством и обращением алкогольной продукции, исследовано 79 983 проб по санитарно-химическим показателям, из них 2,58% не соответствовали гигиеническим нормативам. Наибольшее количество образцов алкогольной продукции и пива было исследовано в Центральном федеральном округе (21 654 образцов), тогда как наибольший удельный вес продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечен в Уральском федеральном округе (9,85%).

Наибольший удельный вес алкогольной продукции, не соответствующей гигиеническим нормативам, отмечался в следующих субъектах Российской Федерации: Свердловская (28,7%), Самарская (10,79%), Амурская (10,1%), Орловская (7,93%), Тульская (6,9%), Владимирская (6,48%), Тверская (6,46%) области и Приморский край (7,63%).

По результатам выявленных нарушений выданы предписания о снятии с реализации 13 839 партий алкогольных напитков и пива в объеме 47 491 813,11 л. По результатам проверок вынесено 425 постановлений о приостановлении эксплуатации объектов, осуществляющих производство и обращение алкогольной продукции, наложено 9186 штрафов, 221 дело передано в правоохранительные органы.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации по-прежнему не принимаются действенные меры по предупреждению незаконного производства и оборота алкогольной продукции, заболеваемости алкоголизмом и смертности от отравления алкоголем, проведению разъяснительной работы среди населения о негативных последствиях злоупотребления алкоголем.

Одним из основных направлений налоговой политики и формирования доходов бюджетной системы в 2010 - 2012 годах является повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (ч. I) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; 2007, N 27, ст. 3213; 2007, ст. 3213; 2007, N 46, ст. 5554; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; 2008, N 44, ст. 4984; 2008, N 52 (ч. I), ст. 6223; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) постановляю:

1. Организациям, осуществляющим ввоз в Российскую Федерацию, производство и оборот алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей, обеспечить качество и безопасность алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. При проведении мероприятий по государственному надзору за организациями, осуществляющими производство и оборот алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей, в случаях выявления нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в полной мере использовать меры административного воздействия;

2.2. Провести совместно с заинтересованными организациями и учреждениями всесторонний анализ производства и оборота спиртов, спиртсодержащей и алкогольной продукции, а также состояния здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, и внести соответствующие материалы для рассмотрения и принятия решения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

2.3. Проводить среди населения информационно-образовательную работу по ограничению потребления алкогольной продукции и формированию здорового образа жизни;

2.4. Осуществлять представление отчетов о результатах проведения государственного надзора за алкогольной продукцией в строгом соответствии с установленным порядком.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

3.1. Рассмотреть вопрос о производстве и обороте алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей, состоянии здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя;

3.2. Продолжить работу по борьбе с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции;

3.3. Организовать работу по созданию условий и формированию у населения мотивации по ведению здорового образа жизни.

4. Просить Министерство финансов Российской Федерации при формировании налоговой политики предусматривать соответствующие меры при обороте алкогольной продукции в области охраны здоровья населения.

5. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации предусмотреть в учебных программах образовательных учреждений проведение занятий по формированию у детей и подростков мотивации ведения здорового образа жизни.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Что такое энергетик


К продукции данной категории принято причислять питье, в состав которого входит кофеин и компоненты, стимулирующие работу нервной системы. При попадании в человеческий организм они оказывают тонизирующий эффект.

Состав энергетиков регламентируется ГОСТом Р 52844-2007. По нормам, в питье должно содержать кофеин в дозировке не менее 0,151 мг/см.куб. Максимально допустимое количество вещества составляет 0,4 мг/см.куб.

  • газированные, либо без газа;
  • холодного или горячего разлива;
  • с применением консервантов, либо без них;
  • пастеризованные и не пастеризованные.

Преимущество на продажу реализуется энергетики пастеризованные, не содержащие консервантов. Часто в них добавляют красители и витамины.

Мнение исследователей о влиянии энергетиков на человеческий организм неоднозначно: их считают аналогом обычного кофе, но с более приятным вкусом. Другие относят питье к наркотическому средству: мозг при постоянном употреблении напитка привыкает к искусственной стимуляции выброса гормона эндорфина, что нарушает деятельность нервной системы.

При сравнении с кофе энергетики оказывают влияние на человеческий организм следующим образом:

  • тонизирующий напиток действует быстрее, чем различные виды кофе, эффект отмечается до 4 часов;
  • углеводы и витамины группы В при поступлении в кровеносную систему вступают в процессы окисления, что провоцирует выброс энергии, необходимой для эффективной мозговой деятельности.

В случае передозировки прием тонизирующих напитков влечет нарушение работы в органах и тканях: высок риск сердечного приступа, появления дрожи в руках и ногах, бессонницы.

Вещества, входящие в состав энергетиков как стимулирующие выработку энергии:

  • кофеин (быстро ликвидирует признаки усталости, но эффект быстро проходит, оставляя чувство усталости);
  • углеводы;
  • матеин (является экстрактом чая матэ, подавляет аппетит);
  • женьшень, гуарана (природные стимуляторы растительного происхождения. В малых количествах обладают антитоксическим действием, но при передозировке провоцируют развитие бессонницы);
  • мелатонин (вещество ответственно за регуляцию процесса сна и бодрствования, но при его искусственном введении в организм нарушается работа нервной системы).


С какого возраста можно купить энергетик

Большинство производителей оставляют на упаковке продукта рекомендательную запись: напиток следует принимать лицам, достигшим 18 лет.

В России реализация напитков с тонизирующим эффектом регламентируется властями субъектов федерации. В различных регионах возможно как существование, так и отсутствие ограничения на продажу продукции.

В Московском области реализация питья с тонизирующим эффектом детям ограничена статьей 4 ФЗ № 40/2015, принятого от 30 марта 2015 года. За продавцами закреплено право на требование удостоверяющую личность бумаги. Действует данное ограничение и в Ленинградской области.


Законодательство

Решение о возможности приобретения напитков несовершеннолетними лицами рассматривается и на государственном уровне. В Московской области с марта 2015 года была ограничена продажа питья, в котором содержание спирта составляет менее 9%.

Трудности с принятием закона возникают в связи со спорным мнением ученых о степени нанесения вреда напитком человеческому организму.

Запрет не налагается на кофе, чай и питье, в чьем составе экстракты. Запрещена продажа тонизирующего питья в детских организациях и медицинских учреждениях, спортивных комплексах, в местах организации культурных мероприятий.

Напитки с тонизирующим эффектом имеют привлекательный внешний вид и приятный вкус, аромат. Бодрящий эффект и доступная цена привлекают внимание детей, не достигших 18 лет. Но энергетики неблагоприятно воздействуют на человеческий организм, что и вынудило разработчиков создать ограничивающий их продажу закон.

Анализ последних данных показал, что прием алкогольной продукции в подростковом возрасте способствует формированию впоследствии зависимости от продукции.

По статистическим данным, около 2 млн летальных случаев было зафиксировано как следствие приема алкоголесодержащей продукции.

Запрет реализации энергетиков подросткам


В связи с тем, что на упаковке энергетика отсутствуют данные о вреде продукции, то подростки часто конфликтуют с персоналом магазина, требуя продать товар без паспорта. Спорные ситуации возникают вследствие незнания региональных законодательных актов.

Если в области принят закон о запрете, то несовершеннолетнее лицо не имеет права на приобретение энергетика.


Если продажа энергетиков с содержанием спирта запрещена по всей территории РФ, то реализация безалкогольного питья продолжается. Для решения проблемы представители власти в регионах разработали краевые законы, позволяющие сократить распространение энергетических напитков любого вида.

Разработаны ограничивающие законопроекты в 40 регионах, где подростки обязаны предъявлять паспорт при попытке приобретения продукта. Запрещена реализация товара и через торговые автоматы, так как там невозможно проведение опознавания возраста покупателя. Невозможна продажа напитков и в общественных транспортах.

Пренебрежение законом влечет наказание, описанное в АК РФ. Размеры санкций различны: продавец будет обязан выплатить штраф в сумме до 5000 рублей. Для должностного лица объем выплат составит до 10000 рублей. Юридические лица будут обязаны выплатить до 150 000 рублей. За исполнительными органами закреплено право на конфискацию товара.

С 1 января 2018 г. в РФ полностью запретили производство и оборот слабоалкогольных тонизирующих напитков.

Ограничение реализации напитков было произведено с 2012 года в Литве. Введенный запрет вызвал возмущение среди производителей энергетиков, что вынудило Литву проводить процедуру уведомления путем сбора Еврокомиссии.

В Норвегии, а также Дании и Франции разработали законопроект, согласно которому тонизирующие напитки были отнесены к медицинским средствам, поэтому их приобретение возможно только в аптеке.

В других странах закон об энергетиках не просто ограничивает их реализацию, но полностью выводит данный вид продукции с рынка продаж.

Постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Москве Е.Е. Андреевой с учетом осложнения эпидемиологической ситуации по новой коронавирусной инфекции в городе Москве, роста заболеваемости этой инфекцией за счёт взрослого населения с целью усиления противоэпидемических мероприятий для предупреждения дальнейшего распространения заболеваний среди населения с 21 марта 2020 года на территории города Москвы вводятся дополнительные санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Контроль за исполнением Постановления возложен на начальников территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по г. Москве в административных округах.

В случае невыполнения Постановления в целях предотвращения угрозы жизни или здоровью людей будут применяться меры в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019"

Дата опубликования: 19.03.2020

Согласно нему все пребывающие из за границы обязаны соблюдать режим изоляции 14 дней.

1) С какого числа вступает в силу данное постановление

2) Действует ли на лиц прилетевших из за границы до опубликования этого постановления

3) Что грозит лицам нарушившим это постановление, если с них не брали письменного уведомления о соблюдении карантина.



Постановление вступило в силу со дня опубликования

Постановление не действует на лиц прилетевших из за границы до опубликования этого постановления

За нарушение Постановления тем кто вернулся из за границы после его опубликования грозит административная ответственность по ст.6.3 КоАП вне зависимости от уведомления

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019"

При организации изоляции допускается ее осуществление в домашних условиях (при наличии возможности), либо в условиях обсерватора.

Лицам, прибывшим на территорию РФ:

в случае появления любого ухудшения состояния здоровья незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому, без посещения медицинских организаций;

выполнять требования по изоляции в домашних условиях (нахождение в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) сроком на 14 дней со дня прибытия на территорию РФ.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья обеспечить:

ежедневное медицинское наблюдение за лицами, находящимися в условиях изоляции;

выдачу таким лицам листков нетрудоспособности;

немедленную госпитализацию при появлении любых симптомов инфекционного заболевания у лиц, находящихся в условиях изоляции, и лабораторное обследование контактных с ними лиц.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования

КоАП РФ Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Благодарю за потраченное время!


1) Данное постановление вступило в силу со дня его официального опубликования, то есть с 20 марта 2020 г. (п. 6 Постановления ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РФ ОТ 18 МАРТА 2020 Г. N 7 "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕЖИМА ИЗОЛЯЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-2019").

3) КоАП РФ Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.



Постановление Главного государственного санитарного

врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019"

Дата опубликования: 19.03.2020

1.В пункте 6 этого Постановления сказано:6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

То есть если Постановление опубликовано 19 марта, то оно начинает действовать с 19 марта 2020 года.

2.В этом Постановлении нет пункта о том, что Постановление имеет обратную силу, поэтому оно не распространяется на лиц, прилетевших из за границы до опубликования этого постановления.

3.Ответственность за нарушение этого Постановления наступает по ст.6.3 КоАП РФ не зависимости от того брали ли с лиц письменное уведомление о соблюдении карантина, потому что в данном Постановлении не говорится об обязательном вручении таких уведомлений.

Наоборот, в Постановлении вменено в обязанность: Незамедлительно сообщать о своем возвращении в Российскую Федерацию, месте, датах пребывания за рубежом, контактную информацию, включая сведения о месте регистрации и месте фактического пребывания, на горячую линию, организованную в субъекте Российской Федерации.

КоАП РФ Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Читайте также: