Посуда для напитков на руси

старорусская посуда для вина

Альтернативные описания

• округлая циркообразная вершина балок и оврагов

• большая открытая посуда для питья, использовавшаяся в крестьянском быту

• древнерусский деревянный сосуд для разлива спиртного, вытесненный графином

• котловина, яма, карстовая воронка

• небольшое болотистое круглое углубление на заливном лугу в пойме реки, поросшее талок, камышем, кугой и другой болотной растительностью

• пространство между двумя скатами крыши, которые образуют входящий угол

• старинная русская металлическая или деревянная посуда для разлива вина, пива, браги в виде округлой чаши с широким горлом и носиком

• традиционный большой широкий округлый сосуд с носиком для разливания вина, пива, браги, меда, могла быть деревянной, оловянной или медной

• медная луженая посуда с носком на кораблях русского флота

• старинный сосуд для вина

• сосуд ладьевидной формы, для разлива напитков на Руси

• чара для Ильи Муромца

• котловина, воронка, овраг

• кубок для браги

• сосуд для браги

• сосуд для браги на Руси

• чаша при царе Горохе

• сосуд для вина на пиру

• сосуд ладьевидной формы

• древнерусский винный сосуд

• сосуд в виде ладьи

• циркообразная вершина оврага

• старорусский кухонный сосуд

• яма, котловина (устар.)

• ладья для медовухи

• старорусский низкий ковшеобразный сосуд

• сосуд для вина (стар.)

• старорусский сосуд в виде ладьи

• степное блюдце, котловина

• чаша добрых молодцев

• сосуд на пирах в старину

• чарка при царе Горохе

• округлая вершина балки, обрага

• сосуд в виде утки

• ладья для браги

• сосуд для вина на Руси

• округлая вершина балки, оврага

• винный черпак (устар.)

• Старинный русский сосуд для вина, пива, меда

• Котловина, яма, степное блюдце, карстовая воронка

• ж. широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем. Небольшой, круглый залив, связанный проливом с рекою или с озером. Котловина, небольшое округлое и крутоберегое озерко или ямина, провал. Разделка на кровле, сток с двух скатов, отвод для стока в воронку, в желоб, и самая воронка, водоем. Ендовы по углам кровли. Коли крыша вплоть к стене, то водоотвод делается ендовой, двускатный. Супроти ендовы (по ендове) и чарка. Иное от книг, иное от ендовы, вина. Ендову на стол, а ворота на запор! поле враг, дома гость: садись под святые, починай ендову! Ендовина ж. пенз. округлый раздол, котловинка в горах. Ендовище ср. костр. впалая поляна или луговина, обширная плоская впадина. Ендовочник м. пск. охочий до пива, браги, попоек.ЁНКА ж. вор. однодворка, баба или девка из однодворцев; вероятно от говора их: ен вм. он. Однодворец, бранно, талагай


Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

ПОЛЕВИК ГОРШОК

Полевик горшок – полевик, поленик, польник, полюх, полюшек, кувшинчик – керамический сосуд для носки питья в поле.

Умывальник – керамическая посуда для умывания. Подвешивалась на кожанный ремешок. Изготавливалось в двух вариантах: с одним горлышком и с двумя.

Черепушка – керамическая миска малого размера. Предназначалась для второстепенных блюд – салатов, соленьев и приправ в древней Руси.


ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла – специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

Гусятница – керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

Ендова – низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

Жаровня – печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

Кондюшка, кондея – то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

Канопка – глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

КАШНИК ГОРШОК

Кашник – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

Кисельница – большая миска с носиком. Кисельница – кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КРЫНКА (КРИНКА)

Крынка – линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

Кувшин – кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

КУВШИН КРУПНИК

Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

Кубышка – то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, небычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.

Особенности древней посуды

Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием – это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.


Какой использовался материал

Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной – такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна – это древесина ствола, а коренной сосуд – это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево – и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобны плести. А самой дорогой считалась посуда из капа – нароста на дереве.

Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья – в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.


Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту посуду с двумя рукоятками, которые напоминали голову и хвост утки. Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые крестьянские атрибуты быта. В Тверской губернии местные мастера создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, куда он попал во время Великой Отечественной войны.

Ковши разных регионов

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Эти изделия имели форму ладьи, плоское дно, заостренный носик и короткую горизонтальную рукоять. Сосуды имели плотные и прочные стенки, а как дополнительный декор использовалась серебряная оправа. Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Изготовленные тверскими мастерами ковши выдалбливались из корней деревьев чаще всего в форме вытянутой ладьи. А в северных регионах создавались ковши-скопкари – сосуды в виде ладьи с двумя рукоятками, одна из которых обязательно выполнялась в виде головы птицы или лошади.

Хлебница и солоница


Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба – слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах – в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы. Очень красиво и необычно выглядела древнерусская посуда – картинки показывают, насколько большое внимание уделялось элементам росписи и резьбы.

Братина, плошки и веко


Если названия "ковш" и "солоница" (правда, мы чаще называем ее "солонкой") знакомы каждому, то со словом "братина" все гораздо сложнее. Скорее всего, название этой посуды происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.

Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в монастырях даже пекли караваи. Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Ендова и кубки


Если с кубками все понятно, то ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел – они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.

Ставцы и ложки


Необычна и очень колоритна древнерусская посуда из дерева, да и названия у нее иногда очень неожиданные. Например, для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши – одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих – красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов – лимонник, овощник, огуречник.

Большое количество видов деревянных ложек было в Новгороде-Великом. Особенно красиво выглядели изделия, которые имели как бы приподнятый черенок. Чаще всего в качестве орнамента использовалась плетенка, которая выполнялась техникой контурной резьбы. А в северных областях создавались шадровые ложки с инкрустацией костями или клыками. Кроме того, в каждом регионе ложки имели свою уникальную форму. Например, в Горьковской области создавали уполовники, салатные, рыбацкие, тонкие ложки, которые отличались округлой и ограненной ручкой-черенком. Кировская ложка отличалась яйцевидным черпачком и плоской ручкой.

Сосуды для питья

В Древней Руси вся посуда, использовавшаяся для питья, называлась питейной или распивочной. При этом название практически каждой из них интересное и оригинальное с точки зрения происхождения. Пожалуй, самым простым и понятным сосудом является кувшин – в нем напитки хранились и подавались на стол. Разновидностью кувшина был кумган, позаимствованный у восточных соседей, выделяющийся узким горлышком, длинный носиком и ручкой. В кумганах чаще всего хранили воду, поэтому они были большого объема. Оловянники – это также разновидность кувшина. В нем хранились и подавались к столу разные напитки. А вот со стеклянными изделиями на Руси дело обстояло очень интересно. Так, уже в XII веке было известно слово "стеклянцы", но привозились они из других стран.


Очень интересно выглядят и стеклянная утварь, и древнерусская посуда из дерева. Картинки из летописей и древних записей показывают, что большинство этих атрибутов были простыми, лаконичными, а отличались только рисунками и орнаментами. Кухонная посуда называлась по внешнему виду или материалу, который использовался для ее создания.

Кандидат биологических наук Б. КАЗАЧЕНКО (НИИ и Музей антропологии МГУ).

В Древней Руси вплоть до XIV века существовали следующие напитки: живая вода , сытa , березовица , вино , мед , квас , сикера и ол . Грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма условна. Безалкогольными являлись лишь первые два: вода и сытa (смесь воды и меда) , да и последняя могла забродить и превратиться в слабоалкогольный напиток. Уже березовица (березовый сок) могла быть простой и пьяной . То же самое относится и к квасу .

Вино стало известно на Руси с IX века, а после принятия христианства, в конце X века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Нужно сказать, что ввозимое из-за границы красное ритуальное вино 8-12° разбавлялось перед употреблением водой в два раза согласно греческой традиции.

Мед как алкогольный напиток был более всего распространен в лесистой части Древней Руси. Расцвет медоварения в XII - XV веках связан с сокращением привоза греческого ритуального (красного церковного типа кагора) вина вследствие начала монголо-татарского нашествия, а затем упадка и крушения Византийской империи. Торговая стоимость одного литра ставленного меда доходила до 4 рублей серебром по ценам того времени. Крепость меда была довольно высокой (около 15-17°), а опьяняющее воздействие - сильным. Однако пили на святой Руси, по свидетельству князя Владимира (Мономаха), не для того, чтобы напиться до положения риз, а лишь для повышения настроения и общего увеселения.

Сикера и ол были хмельными напитками, приготовляемыми по технологии, близкой к медо- и пивоварению. Интересно, что в названии опьяняющего напитка сикеры присутствует одна и та же смысловая нагрузка, что и в названии боевого топора - секиры: "то, что способно отсечь голову от тулова".

Довольно долго в средневековой Руси брагу , пиво и их разновидности: пивной квас , жидкое пиво , твореное пиво , суслану , полпивцо с хмелем или солодом , бравнду , ол и т.д. - называли жидким хлебом.

Что касается водки, то как лекарство, спиртовая настойка, предназначенная для медицинских нужд, она впервые упоминается в новгородской летописи 1533 года. Название "водка" произошло от слова "вода", поскольку в процессе приготовления получаемый в русских монастырях напиток крепостью порядка 14-18°, точно так же, как вино, разбавлялся пополам водой.

ПИТЕЙНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РУСИ

Устраивая пиры княжеские, братские между семьями, соседями или одними мужчинами (так называемые братчины) и отдельно между девицами (складчины), на свадьбах или похоронных обрядах пили свои старинные напитки: брагу, пиво, квас и бархатный мед, которые каждая семья непременно варила к празднику. В больших городах напитки продавались в корчмах, питейных и съестных домах.

Со второй половины XVI века, после взятия Иваном Грозным Казани, в Москве появляются первые кабаки, например "большой царев кабак", располагавшийся у Каменного моста. Позднее даже в Кремле был открыт кабак, который назывался "Неугасимая свеча". В 1651 году "царевы кабаки" велено было называть "кружечными дворами", переименованными в 1765 году в "питейные дома".

С XVIII века в Москве наблюдается расцвет питейных заведений, появляются фартины, трактиры, герберги, ресторации, ренсковые погреба. С этого времени прекращается массовое изготовление домашнего пива, медоварение, и потребление спиртных напитков перемещается в кабаки.

Благодаря первому "Питейному уставу", изданному царем Иваном Васильевичем Грозным, в России во всех питейных домах впервые появились заорленные (заклейменные знаком орла), то есть застандартизованные питейные меры: ведро , осьмуха , полуосьмуха , стопа и кружка . Вместе с тем у целовальников (людей, давших присягу с целованием креста служить казне честно и верно) на полках всегда находилась разнообразная посуда: ендовы , ковши , ставцы , стопки , а для мелкой продажи - крюки - чарки с длинным крючком на конце вместо ручки, висевшие по краям ендовы . Нужно отметить, что в старорусских мерах и в посуде, используемой для питья, заложен один и тот же принцип - квартальное, или четверичное , соотношение объемов (1:2:4:8:16).

Уместно вспомнить, что непременным атрибутом каждого кружечного двора XVII века являлся струганый деревянный клин с тесемками, который особо буйным пьяницам - "ревунам" вставляли в рот, завязывая тесемки на затылке.

При Петре I в России появились две новые питейные меры: штоф и мерзавчик , а также ведро указное, равное 200 чаркам . Устав о вине 1781 года устанавливал в каждом питейном заведении иметь "засвидетельствованные и клейменные в Казенной палате меры", а в магистрате предписывалось хранить контрольные меры, для того чтобы " … покупщик вина … мог той мерою поверить объем …" купленного товара.

Посудный ряд, состоящий из "засвидетельствованных и заклейменных мер" казенного вина, допустимых к открытой продаже в питейных заведениях России (в образцовом царевом кабаке XVI-XVIII веков), мог выглядеть примерно так: шкалик - чарка - стакан - бутылка - штоф - осьмуха - полведра - ведро .

ПО НАПИТКУ И ПОСУДА

Питейная посуда служила мерилом любой жидкости. За истекшее тысячелетие происходило постоянное уменьшение размеров питейных посудин, использовавшихся в быту россиян, и, как следствие, дробление питейных мер, что связано, по-видимому, с увеличением крепости потребляемых напитков.

У нынешних чашек, бокалов, фужеров и рюмок немало предшественников среди старорусской питейной посуды - кубков, рогов, чар и чарок, братин, чаш, ковшей-скопкарей, крючков, стопок, стаканов (досканцов), лафитников и ставёшек - вот далеко не полный перечень посуды, из которой наши предки пили в основном хмельные напитки. Например, современный граненый стакан состоит "в родстве" с досканом, название которого происходит от обычной строганой доски. Древнерусский стакан представлял собой деревянный сосуд мерою около 1 / 3 бутылки, состоящий из обвязанных веревкой снаружи деревянного круглого донца ладов-дощечек.

Емкости для хранения жидкости достаточно разнообразны. Это и кожаные мешки ( козевки , бурдюк ) вместимостью до 60 л, и деревянные досканцы , ставцы , жбаны , ковши-скопкари , чарки , ведра и бочки (вместимостью от 123 г до полутонны и более), и глиняные амфоры , корчаги , крынки , кувшины и чашки от 143 г до 40 л, и хорошо знакомые всем стеклянные бутыли , бутылки , графины , кружки , рюмки , стопки , пузырьки (от 61,4 г до 20 л) и даже разнообразные аптекарские и парфюмерные склянки .

До введения метрической системы мер и весов в России в качестве крупной меры объема жидкости (например, казенного вина, пива и т.д.) использова лись ведра московские приимочные и отдаточные и деревянные бочки , которые делились на 5-, 10-, 20-, 30- и 40-ведерные.

Ведро мерное , например, равное 12,229 л, начиная с XV века подразделялось на полведра , четверть , осьмую ведра , шестнадцать " кружек " (или штофов по 1,23 л, что соответствовало 4 косушкам или 10 чаркам ) и бутылки двух видов: мерные и торговые.

Первые отечественные винные и мерные бутылки, выпускаемые с 1635 года Истринским стекольным заводом в Подмосковье, были равны одной шестнадцатой части ведра, тогда как бутылки торговые, получившие название водочных или пивных, равные полуштофу, соответствовали одной двадцатой части ведра = 0,6115 л. А современная "поллитровка" появилась уже в Советской России только в конце 20-х годов XX века.

Бочарная посуда, употребляемая в различных местностях России, отличалась разнообразием названий в зависимости от этнографических особенностей ( баклажка , баклуша , барилка , бочаты ), от размера и объема ( ангал , анкер , бадия , бочонок беременный , пудовка , радовка , сороковка ), своего основного назначения ( смоляная , солевая , ворванная , винная , дегтярная ) и используемой для их изготовления древесины (дуб, сосна, липа, осина). Наконец, готовая бочарная продукция подразделялась на ведра , кадки , чаны , бочонки и бочки .

Независимо от своего названия и назначения слово бочка , с этимологической точки зрения, представляет собой явное заимствование из древнерусского языка и, по мнению лингвистов, восходит к животу , слова кадка и кадушка были преобразованы из горла и гортани , а слово чан означает просто " большую дощатую кадку ".

Изучение старорусской питейной посуды и анализ разнообразных форм емкостей для хранения жидкости убеждают нас в том, что в представлениях наших предков явно присутствовали и доминировали одновременно две основные формы сосудов для жидкостей, условно названные нами: мужеподобные и женоподобные. Мужеподобными , по старорусской логике, являются такие сосуды, в форме которых как бы заложено мужское начало, особенности строения мужского тела. Например, к мужеподобным формам сосудов относятся: стройные, как юноши-подростки, бутыли и бутылки , туеса и бурачки , кружки и жбаны , а также широкоплечие и подтянутые, как русские воины, стаканы и стопы , ведра и бокалы , чаши и чарки . Тогда женоподобными сосудами будут крынки и кувшины , рюмки и братины , горшки и горланы , ендовы и ставцы и т.д.

Бочарная посуда в представлениях наших предков была похожа на беременную женщину. Например, во времена царствования Ивана Грозного для хранения хмельных напитков высшего качества использовались бочки "винные беременные" вместимостью по 10 ведер или по 4 новгородские насадки . А вот бочка "винная полубеременная" служила торговой мерой алкогольной продукции в 5 ведер, которая отпускалась с "государева отдаточного двора" для мелкооптовой продажи в государевых кабаках, пополняя тем самым запасы казны. Беременным именовали также специально изготовленный 30-литровый бочонок, предназначенный для хранения высших сортов хлебного вина, которое курили из ржи, пшеницы и ячменя и т.д.

Для кругового заздравного пития использовались большие рога быка, вола или барана, которые, однако, нельзя было поставить на стол; наполненный вином рог непременно нужно было держать в руках и выпить его до конца. Возможно, этот застольный обычай был унаследован нашими предками от викингов.

МЕРЫ ВОДЯНЫЕ, ЧАЙНЫЕ, СБИТЕННЫЕ…

Традиция пития на Руси предусматривала использование специальной посуды для каждого напитка.

Для воды и сыта, березовицы и морса, зельевых настоев и других безалкогольных русских фруктовых и ягодных напитков обычно использовалась любая подручная емкость вместимостью от 200 мл до 1,5 л.

В особой посуде подавался сбитень - народное горячее обильное питье из воды, меда и пряностей, в состав которых нередко входили лечебные травяные сборы. Горячий сбитень, пряные и лесные чаи с медом обладали согревающим и противовоспалительным действием, поэтому их преимущественно пили в зимний период из чар , стаканов , ставешек или любых других емкостей, вместимость которых не превышала 1 / 30 - 1 / 40 ведра. Обычно сбитень был не крепче 4-7°, но иностранным морякам и состоятельным людям могли подавать и более крепкий напиток.

Другой разновидностью этого напитка был холодный "збитень" (на букву "з"), который был не менее популярным питьем у древних русичей при утолении жажды в русской бане или летом в жаркий день. Освежающий и тонизирующий збитень пили ковшами , чюмами и жбанами по нескольку раз в день, особенно утром.

Самым известным атрибутом русского стола конечно же являлся блестящий и пышущий самовар, который, как "водогрейный для чаю сосуд с медной трубой", по своим размерам мог быть большим (на несколько ведер), средним (около ведра) и маленьким (на 1-2 стакана).

Самовар вносил в чаепитие праздничность и располагал к неспешной застольной беседе. Во время вечернего чаепития домохозяин с полотенцем на шее выпивал по 20-25 чашек чая. Согласно питейным традициям того времени первые 5 чашек домочадцы пили вприглядку (то есть глядя на сахарную голову, выставленную на средину стола), затем вприлизку (облизывая свой сектор 7-килограммовой сахарной головы), потом впригрызку (отгрызая свою часть сахара от головы) и лишь под конец чаепития - вприкуску (откусывая по маленькому кусочку от большого куска сахара, завернутого в тряпицу).

В трактирах, расположенных вдоль почтовых трактов, ямщиков потчевали двумя кусками колотого сахара и парой чая, выставляя на стол перед посетителем трактира два чайника: большой - с крутым кипятком, налитым из самовара, и маленький - со свежезаваренным чаем или зельем: морковным либо травяным сбором.

Собственные названия имела и молочная посуда. Замороженный и выставленный на продажу "круг молока" в Сибири объемом примерно в три малых питейных стакана фактически всегда был гораздо меньше пары молока - торгово-бытовой меры молока в ряде городов центральной части России. В юго-восточных и лесостепных областях России для временного хранения молока и переноса на небольшие расстояния (например, косцам, работающим в поле) использовался балакирь - долбленая деревянная посудина, объемом в 1 / 4 - 1 / 5 ведра.

Любопытно, что балакирем в Древней Руси называли еще и весьма упитанного человека небольшого роста, склонного к полноте.

Как правило, в центральной и западной частях России мерные емкости для хранения молока были пропорциональны суточным потребностям семьи и представляли собой разнообразные глиняные горшки, корчаги, подойники, крынки, кувшины, горланы, дойницы, берестяные бурачки с крышками, туеса, вместимость которых составляла примерно 1 / 4 - 1 / 2 ведра (около 3-5 л). Емкости же махоток, ставцов, туесков, в которых держали кисломолочную продукцию - сметану, простоквашу и сливки, примерно соответствовали 1 / 8 ведра.

В центральных областях России издревле были широко распространены разнообразные сорта хлебного кваса. Фруктовые и пенные квасы любили, их готовили и пили в огромных количествах; квас для великорусов был таким же национальным напитком, как питейный мед, хмельная бражка, а позднее и водка.

Обычно квас готовили на всю семью в чанах, кадках, бочках и кадушках ( лагушках , ижемках и т.д.) вместимостью до 20 ведер, а на свадьбу - на 40 и более пудов. В питейных заведениях России квас обычно подавали в квасниках, графинах и кувшинчиках, вместимость которых колебалась в разных местностях от 1 / 8 - 1 / 16 до примерно 1 / 3 - 1 / 4 ведра. Торговой мерой кваса центральных областей России служили большой глиняный (питейный) стакан и кувшин.

Культура пития продолжает изменяться. За последние столетия и без того многочисленные ряды питейной посуды умножились чрезвычайно, явив отдельные семейства бокалов винных, коньячных, ликерных, многие из которых вышли из рук хрустальных дел мастеров и стеклодувов настоящими шедеврами, не говоря уже о поистине драгоценных фарфоровых чайных и кофейных сервизах. Но эта тема лежит уже за пределами данной статьи.

Подробности для любознательных

Кабак - слово, заимствованное из татарского языка; в XII-XIII веках наименование дешевого, легкого, небьющегося сосуда, удобного для кочевой жизни; сосуд из тыквы, кабачка, "кабака".

Приимочное ведро - это стандартная мера заорленного (то есть узаконенного царским указом с рельефным изображением двуглавого орла) ведра, которым с 1681 года измеряли привезенную с винокурень помещиков и крупных вотчинников на государственный склад - государев отдаточный двор - питейный мед, водку 18 _ 24°и и, звинь 70°, предназначенные для пополнения запасов казны. Государево приимочное ведро соответствовало ведру торговому объемом примерно в 14 л.

Отдаточное ведро , с помощью которого измеряли отпускаемые с государева отдаточного двора хмельные напитки, предназначенные для выплат служилым людям - казакам, подчиненной непосредственно царю вооруженной военной охране, духовенству на строительство храмов, а также для продажи в царских кабаках и прочих государственных расходных статей, всегда было существенно меньше ведра приимочного, приближаясь по своему объему к 8 л.

Пришедший к нам из Европы бокал отличался по форме от всех известных видов питейной посуды; кстати, при Петре I он произносился как "покал" (от фр. bocal или boccalle). Любопытно, что классические бокалы изготавливались по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты, обезглавленной в Париже в 1793 году. Соответствующие размеру "В" по международной классификации размеров женских бюстов и объему в 200 мл, согласно метрической системе, эти бокалы благополучно дожили до нашего времени.

Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Правда, в те времена он назывался переваром, а позднее - взваром или просто варом. До появления чая в России сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком россиян.

В качестве мерной емкости питий бутыль впервые была завезена в Россию Петром I в 1694 году, а в XIX веке она зачастую имела торговое название "гусь" - крупной меры водки, бутилированной в стеклянные сосуды с очень длинной горловиной, вместимость которых составляла 3,057 л. Бутылочная торговля водкой была введена в России с 1885 года.

С 1648 по 1701 год в царских кабаках хмельные напитки продавались ведрами и только на вес, например, вес ведра водки во всех кабаках России должен был быть неизменным и составлять 30 фунтов на всей территории до Урала и 40 фунтов в Сибири. Превышение веса свидетельствовало о том, что водка разбавлена.

СРАНИТЕЛЬНУЮ ТАБЛИЦУ СТАРОРУССКИХ МЕР СМ. В РИСУНКАХ К СТАТЬЕ.

Читайте также: