Профилактика употребления алкогольных напитков пав

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Важнейшим в профилактической работе является:

  • Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
  • Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.

1. Образовательный компонент

Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.

Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.

Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.

Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.

Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Пример одного цикла занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков.

Цели:

  • оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование навыков принятия и выполнения решений;
  • помочь учащимся определить свои ценности и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
  • Задачи: способствовать

    • осознанию учащимися всей важности проблемы подростковой наркомании;
    • осмыслению подростком личной системы жизненных ценностей;
    • психологической готовности к совершению выбора и умению противостоять негативному давлению сверстников;
    • формированию навыков постановки и удержания цели в рамках совершенного выбора.

    Программа рассчитана на 2 занятий, в объеме 4 часов.

    Этапы проведения:

  • Теоретический блок (2 часа).
  • Развивающий блок – игра “Иной” (2 часа).
  • Предполагаемый психологический результат

    Участники занятия смогут:

    – осознать всю важность проблемы подростковой наркомании;

    – актуализировать возможности в понимании себя и окружающих;

    – обучиться навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ;

    – самоопределение каждого участника в игровой ситуации и совершение личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия;

    – получение нового личного опыта в контексте сделанного выбора.

    Цели – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

    Задачи – познакомить подростка с действием ПАВ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит.

    В своем выступлении психолог или социальный педагог должен обратить внимание подростков на следующие аспекты:

    1. Что такое наркотики и наркомания?

    Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

    Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные в употреблению в ряде стран) и запрещенные.

    Легальные наркотики – к ним относится ряд лекарств, которые выписывают строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни, табак и алкоголь.

    Запрещенные наркотики – особенностью этих веществ является способность очень быстро формировать психическую и физиологическую зависимость от их применения. К ним относятся: марихуана, производные опия, кокаин, ЛСД, амфетамины, эфедрин.

    Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно.

    2. Причины употребления:

    – ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;

    – как протест против родителей: “Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью”;

    – чтобы снять напряжение.

    3. Взаимосвязь уровня самооценки и потребления ПАВ.

    Заниженная самооценка, неуверенность в своих силах является одним из наиболее важных факторов риска употребления ПАВ. Наркотик становится средством защиты от плохого настроения, от боли и унижения.

    Заниженная самооценка способствует тому, что подросток может попасть под дурное влияние сверстников.

    Самооценка – это ваше восприятие или чувства, возникающие у вас по отношению к себе.

    Я красивый.
    Я умный.
    Я веселый.
    Я учусь на своих ошибках.

    Я – уродина.
    Я – тупица.
    Я боюсь ошибиться.
    Я угрюмый.

    Большинство людей периодически плохо себя оценивают. Поэтому, отвечая на вопросы, пишите, как вы себя оцениваете в большинстве случаев.

    Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.

    Если на большую часть этих вопросов вы ответили “да”, вам не помешало бы улучшить самовосприятие.

    Благодаря высокой самооценке вы можете:

    – быть таким, каким вы хотите быть;
    – более полно контактировать с окружающими;
    – быть более открытым миру.

    Последствия низкой самооценки:

    – потеря уверенности в себе;
    – неверное восприятие себя и других;
    – отсутствие упорства в достижении цели.

    4. Как избежать давления сверстников?

    (При употреблении термина “давление сверстников”, имеется в виду негативное давление).

    Отрицательное влияние сверстников может побудить вас:

    – употреблять алкоголь и наркотики;
    – пропускать школу или занятия;
    – воровать;
    – хулиганить;
    – конфликтовать с родителями.

    Чтобы преодолеть давление вы должны знать:

    – кто вы и каковы ваши ценности;
    – как самостоятельно принять решение;
    – как поступать в различных ситуациях.

    Алгоритм действия:

  • Разберитесь, что происходит на самом деле: где вы; с кем вы; что они делают; как они себя ведут; как вы относитесь к тому, что происходит?
  • Подумайте о последствиях: как вы будете относиться к себе завтра; может ли это привести к проблемам; может ли это нанести вред вашему здоровью; будут ли ваши родители разочарованы вами; какие могут быть последствия?
  • Примите свое решение.
  • Сообщите другим о вашем решении.
  • 5. Что происходит после того, как я принял решение?

    Сказав “нет”, вы можете:

    – хорошо к себе относиться;
    – заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
    – сохранить отношения с родителями;
    – сохранить здоровье;
    – оградить себя от несчастья.

    Сказав “да”, вы можете:

    – потерять уважение к себе;
    – позволить другим принимать за вас решение;
    – потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
    – испортить отношения с родителями.

    Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.

    Если вы ответили “нет” на 2-3 вопроса, ваша способность противостоять давлению сверстников может быть самостоятельно преодолена, если на большее количество вопросов, то вам необходимо обратиться за помощью.

    Куда можно обратиться за помощью?

    Есть много людей, которые могут дать вам хороший совет:

    • проверенные друзья;
    • родители – попробуйте поговорить с ними, они тоже были подростками, спросите их, как они противостояли давлению сверстников, когда были молоды;
    • специалисты школьной социально-психологической службы;
    • учителя.

    Не бойтесь просить помощи, это признак силы, а не слабости.

    Развивающий блок – большая психологическая игра “Иной” (под “Иным” подразумевается подросток, злоупотребляющий наркотическими средствами).

    Вид игры – игра-драма.

    Тип сюжета – реальный.

    Время на игру и на обсуждение – 1,5–2 часа

    Участники:

      Возраст участников – 13-16 лет ________________________.
    • Размер группы – 20 человек ___________________________.
    • В качестве ведущих, участвуют педагог-психолог и социальный педагог.
    • Классный руководитель участвует в качестве наблюдателя.

    Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа

    Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

    – снятие эмоционального напряжения в группе;

    Упражнение “Кто Я?”

    – формирование адекватно воспринимать создавшуюся ситуацию;

    – формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы;

    – дать обратную связь другим игрокам;

    Инструкция (работа в 2 подгруппах по 10 человек).

    Представьте себе, что вы пришли к однокласснику на празднование Дня рождения. В гостях у него вы встретились с незнакомым вам сверстником. Ваш одноклассник представил его вам, как своего нового товарища. У него был очень странный неряшливый вид, несмотря на жару, длинные рукава у свитера, сухие волосы, говорил он невнятно и у него были неуклюжие движения. Несмотря на то, что он вам не понравился, вы не подали никакого вида. Про себя вы дали ему имя “Иной”.

    Вы танцуете и веселитесь. В самый разгар веселья, “Иной” подходит ко всем по очереди и предлагает принять химическое вещество, уговаривает попробовать, обещает, что это изменит ощущения, и при этом вы мгновенно получите огромное удовольствие и наслаждение.

    – погрузиться в игровую реальность;
    – попытаться противостоять “Иному”;
    – сделать свой личный выбор;
    – каждой подгруппе презентовать свою игровую ситуацию по ролям.

    Вопросы для обсуждения:

  • что было самым интересным на занятии?
  • тяжело ли было противостоять давлению “Иного”?
  • удалось ли “Иному” уговорить кого-либо попробовать химическое вещество?
  • какие чувства и ощущения вы испытывали?
  • Формы обсуждения игры – групповая дискуссия.

    Возможно продолжение профилактической работы в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя), если в ходе игры будут выявлены дети, которые приняли решение, сказав “да”.

    Буклет по профилактике употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения среди выпускников детского дома

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    vypusknik_18.docx 548.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Жизнь прекрасна, когда у неё есть будущее…

    * Отдел по охране прав детства УО
    администрации МО Кандалакшский район,

    * МБУ ЦССРМ "Гармония",

    * МАОУДОД «Центр детского

    184042, г. Кандалакша

    ГОБОУ «Кандалакшский детский дом

    ГОБОУ для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кандалакшский детский дом

    Профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения

    Употребление любых ПАВ вызывает состояние опьянения, в котором человек может совершать поступки, ведущие к тяжелым последствиям, даже преступлениям. Употребление любых ПАВ раньше или позже может вызывать зависимость, по крайней мере психологическую. ПАВ влияют на многие внутренние органы, в первую очередь на мозг.

    Миф №2 я умею контролировать себя

    Любые психоактивные вещества нарушают функции памяти, мышления, снижают познавательные способности и изменяют эмоциональную сферу.

    Как и другие психоактивные вещества, лишь создают иллюзию улучшения творческих способностей за счет того, что они снижают критичность к собственным действиям и окружающей действительности. Нет критичности – и любое посредственное творение покажется гениальным.

    Попасть в зависимость можно уже после нескольких приемов. Безопасной меры здесь просто не существует.

    МИФЫ ОБ АЛКОГОЛЕ

    Пиво относится к особой категории слабых алкогольных напитков. В нем содержатся вещества, повышающие восприимчивость организма к алкоголю, а также усиливающие его всасывание. Систематическое употребление пива приводит к различным функциональным расстройствам всех органов и систем человека.

    Алкоголь не переваривается в желудке, как пища. Он попадает прямо в кровь, а затем в мозг.

    Это неверно. Использование вина в этих целях ведет к извращению деятельности желудка и кишечника. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит приводит к атрофии желудка.

    Алкоголь и отдых несовместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, но работа его ухудшается.

    Алкоголь не оказывает обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствуя уничтожению этих микробов.

    Подростки могут пристраститься к алкоголю намного быстрее, чем взрослые. Чем раньше ребенок начинает выпивать, тем больше риск того, что он станет алкоголиком.

    Скорее наоборот: препятствует обогащению мозга кислородом, нормальному кровообращению, в результате чего мозг не получает достаточно питания.

    Напротив, оно вызывает нервозность и желание закурить следующую сигарету. Табачный дым не расслабляет, а тормозит работу центральной нервной системы.

    Большая часть человечества не курит. В экономически развитых странах мода на курение постепенно проходит.

    Сегодня доказана прямая связь между курением и раком легких.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с .

    Программа по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни рассчитана на детей коррекционной школы с учебно - тематическим планом и удобным приложением.

    Буклет по профилактике употребления ПАВ, алкоголя и табакокурения.

    Классный час посвящен профилактике вредных привычек.Цель: Расширить знания учащихся о вредном влиянии алкоголя, курения и наркомании на здоровье человека.Задачи:воспитывать чувство ответственности за .

    Авторская программа социального педагога по профилактике вредных привычек несовершеннолетних, приобщению подростков к здоровому образу жизни.

    Психоактивное вещество(ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания. Эти изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер.

    Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества, запрещённые законодательством или вызывающие привыкание, в русском языке часто называются наркотиками.

    Нейротропные средства — обширная группа лекарственных средств, оказывающие действие на нервную систему: центральную и периферическую. Могут угнетать или стимулировать передачу нервного возбуждения в различных отделах (центральной) нервной системы, понижать или повышать чувствительность нервных окончаний в периферических нервах, воздействовать на разные типы рецепторов синапсов.


    Синий: Стимулирующие центральную нервную систему вещества.

    Красный: Депрессанты (успокоительные средства).

    Голубой: Пересечение стимулирующих (Синий) и психоделических галлюциногенов (Зелёный) — Психоделики со стимулирующим эффектом

    Жёлтый: Пересечение депрессантов (Красный) и диссоциативных галлюциногенов (Зелёный) — Диссоциотивы с успокаивающим эффектом

    Светло-фиолетовый: Пересечение стимулирующих (Синий) и нейролептиков (Розовый) — Антидепрессанты без седативного эффекта

    Малиновый: Пересечение депрессантов (Красный) и нейролептиков (Розовый) — Антидепрессанты и антипсихотики с седативным эффектом.

    Пурпурный: Пересечение стимулирующих (Синий) и депрессантов (Красный) — Пример: никотин.

    Белый: Пересечение стимулирующих, депрессантов и галлюциногенов — Пример: ТГК.

    Дымно-голубой: Пересечение стимулирующих, психоделических галлюциногенов и нейролептиков — Пример: эмпатогены-энтактогены.

    Персиковый: Пересечение депрессантов, диссоциативных галлюциногенов и нейролептиков

    Светло-розовый: Центр заключает в себя пересечение всех четырёх секций (стимулирующие, нейролептики, депрессанты, галлюциногены) — Пример — Марихуана, содержащая и ТГК и каннабидиол.

    Чем меньшее количество вещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, тем более сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например, активная доза равна 100 микрограммам, в то время как для этанола доза измеряется десятками граммов. Таким образом, психоактивность ЛСД в десятки тысяч раз выше чем психоактивность этанола. В зависимости от особенностей метаболизма индивида вещество может на него почти не действовать или действовать гораздо сильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах вещества на килограмм веса.

    Деление по силе зависимости неоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ считаются героин, кокаин и никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты и стимуляторы, как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимость могут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различные препараты могут быть очень индивидуальны.

    Физиологическая зависимость формируется, когда организм привыкает к регулярному экзогенному поступлению участвующих в метаболизме веществ в организм и снижает их эндогенную выработку, таким образом при прекращении поступления вещества в организм в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребность в этом веществе. Физическая зависимость от психологической отличается тем, что в результате замещения собственных нейромедиаторов экзогенными снижается их продукция в организме.

    Механизм формирования зависимости может быть связан как с самим веществом, так и с его метаболитами, например героин путём удаления ацетил групп метаболизируется в морфин, воздействующий на опиоидные рецепторы. Алкоголь воздействует на нервную систему, напрямую соединяясь с рецепторами . Никотин и амфетамины стимулируют выброс эндогенного адреналина.

    Психологическая зависимость связывается в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующими человека к повторению опыта их употребления. Под действием опиатов человек может не чувствовать боли и тревог, одним из вариантов действия стимуляторов является повышение самооценки и энергичности. Однако зависимость может формироваться и при употреблении других веществ, например диссоциативов, которые вызывают распад сознания (в трип-репортах сообщается даже о переживаниях смерти под их действием); переживания и визуальные эффекты от психоделиков часто вообще не могут быть описаны как приятные, тем не менее при частом употреблении эти вещества могут вызывать разрыв с реальностью, связанный с эскапистским характером психоделического опыта. Интоксикация каннабисом помогает от депрессии, при этом постоянному употреблению марихуаны или замещающих её смесей сопутствует ряд психосоциальных проблем


    Спайсом называют любой вид растения, обработанный синтетическим канабиойдом JWH-018. Спайс используется в качестве курительных смесей и ароматических трав. Вред, который наносят здоровью курение гашиша и конопли несоизмерим с вредом, который может случиться при курении спайса.

    Наркологи единогласно причисляют спайс к тяжелым наркотикам, потому что это – продукт химии, и он наносит колоссальный вред психическому и физическому здоровью человека. В 2008 году было установлено, что действующим компонентом смесей являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола — основного действующего вещества марихуаны.

    Психика человека. Спайсы имеют очень сильное влияние на психику человека. Их частое и длительное употребление приводит сначала к психическому стационару, а затем в могилу. Вначале пагубного пути курения, постепенно снижаются важные психофизиологические функции: память, интеллект, внимание. В конечном итоге, курение приводит к слабоумию.

    Физическое здоровье курильщика находится в зоне постоянного риска. Страдают все без исключения органы тела и их функции. Но самое губительное действие спайсы оказывают на печень, легкие, сердечно-сосудистую и половую системы. В ходе многолетних опытов и исследований на животных синтетических канабиойдов, было установлено, что в организме неминуемо развиваются раковые клетки. То есть, у человека, в течение 5 лет с момента начала употребления спайса начинает развиваться рак легких. Под действием химических веществ сильно страдает сердце. Нередки случаи сердечных приступов и остановки сердца при передозировке. Также курильщика начинают преследовать постоянные боли и покалывания в сердце.

    Репродуктивная система. Мужчины, употребляющие спайс, страдают импотенцией. Женщины, употребляя данный наркотик, могут стать бесплодными, у них нарушается цикл менструации и происходит гормональный сбой. Поэтому последствия курения спайса страшны в любых проявлениях.

    Мозг. Орган, на который спайс оказывает самое сильное влияние – мозг. Химический яд заставляет резко сужаться капилляры, мозг перестает насыщаться кислородом в нормальном количестве. В результате клетки погибают, а человек ощущает состояние легкости и беззаботности. Практически все последствия употребления спайса становятся хроническими и каждодневными: головные боли, тошнота, рвота, нервозность, тревога, депрессия, приступы страха, галлюцинации.

    В соответствии с описанием на упаковке, в состав курительной смеси Спайс входит композиция из нескольких растений, среди которых есть обладающие психоактивным действием. В частности, это Шалфей Предсказателей, Голубой Лотос, Гавайская Роза.

    Уже позже, когда были проведены исследования, в порошке был обнаружен целый ряд каннабиоидов – синтетических аналогов веществ, которые содержатся в конопле. Оказывается, производитель дополнительно наносил на травяную смесь синтетические психоактивные вещества, запрещенные на территории большинства развитых стран мира.

    Во-первых, синтетические вещества, которые были введены в состав курительной смеси, имели новую химическую формулу. О них попросту не знали. И для того, чтобы их запретить, нужно было разработать новые документы и обновить официальные списки запрещенных средств.

    В-третьих, в составе смеси присутствуют балластные компоненты, которые затрудняют выявление наркотиков. Например, в качестве такого балласта использовался витамин E.

    Если человек курит нерегулярно, принимает наркотик относительно редко и в небольших дозах, то узнать об этом очень сложно. Это можно сделать либо обнаружив у него саму смесь, либо после проведения специальных анализов. Также можно застать человека в состоянии наркотического опьянения.

    Можно проконтролировать сайты, которые посещает человек. Часто спайсы продаются через интернет под видом благовоний, приправ, солей, ароматический смесей и пр.

    При формировании психической зависимости первым тревожным сигналом должна стать повышенная раздражительность и нервозность, которые раньше не отмечались, частые депрессии. Зависимого выдают покрасневшие, как будто после долгой бессонницы, глаза.

    При формировании физической зависимости нарушается мышление и интеллект. Длительный перерыв между приемами вызывает ломку с тяжелыми последствиями: сильная тошнота, рвота, бессонница и отсутствие аппетита и др.

    Признаки употребления Спайса :

    1. Возникают зрительные и слуховые галлюцинации. При закрытых глазах человек, употребляющий СПАЙС, видит различные яркие образы, слышит звуки и речь.

    2. Нарушение сознания и мышления. Человек в состоянии наркотического опьянения после употребления Спайса теряет связь с реальностью, перестает ощущать

    собственное тело. Нередки случаи полной потери сознания.

    3. Неосознанные действия. Например, употребляющий СПАЙС, может ходить кругами или по определенной траектории, натыкается на разные предметы.

    4. Амнезия. После того, как состояние опьянения проходит, человек не может вспомнить, что он делал, и что в это время происходило вокруг.

    5. Красные глаза – также признак человека, употребляющего спайс.

    Спайс, как и конопля, не вызывает моментальной наркотической зависимости.

    Сначала формируется психическая зависимость. Во время употребления курительной смеси человек ощущает чувство эйфории, у него приподнято настроение, ему кажется, что его возможности практически безграничны. Со временем при длительных перерывах между приемами отмечается депрессия, нервозность, сниженное настроение.

    Известны и случаи физической зависимости от Спайса с настоящими ломками, хотя они и встречаются реже, при длительном употреблении больших доз. Спайс действует негативно практически на все органы и системы.

    Вот лишь наиболее серьезные последствия его употребления:

    он вызывает нарушения со стороны сердца и сосудов, со временем развивается сердечная недостаточность;

    нарушение функции печени;

    разрушение клеток головного мозга, нарушение мышления и других функций центральной нервной системы.

    Наркотик спайс был запрещен в России в 2008 году. Он исчез с прилавков магазинов, но его можно приобрести нелегально. Существует множество социальных сообществ, которые пытаются наравне с силами правопорядка искоренить это зло из нашей жизни раз и навсегда. Однако пока предпринятых мер по уничтожению наркотической заразы под именем спайс не достаточно - тысячи молодых людей продолжают губить свои жизни…

    • Скачать документ (формат .doc) (46 КБ)

    действующих методик, технологий и программ по предупреждению употребления несовершеннолетними спиртных (алкогольных) напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, профилактике социально-значимых заболеваний

    С целью уменьшения количества правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, формирования законопослушного поведения в школах разработаны и реализуются целевые программы:

    Данные программы направлены на формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры обучающихся, законопослушного поведения и гражданской ответственности, профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений обучающихся.

    В основу реализации программ заложены разнообразные формы и методы работы с обучающимися и родителями:

    Подготовительная работа – выявление, посещение, диагностика, формирование банка данных и разработка профилактических мероприятий;

    Профилактическая работа – проведение лекций, бесед, конференций, классных часов и вовлечение в общественную работу;

    Информационно-профилактическая работа – разработка памяток, выпуск буклетов, разработка методических рекомендаций и оформление стендов.

    Методические пособия и рекомендации:

    - первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет, тестов;

    - методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации дополнительных мер в рамках работы с обучающимися и их законными представителями по профилактике суицидального поведения, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и повышения уровня компетентности педагогических работников;

    Буклеты и листовки для обучающихся и родителей:

    Беседы и лекции:

    -«Профилактика экстремизма, национализма и ксенофобии в молодежной среде;


    Разберем всё, что Вас волнует.

    19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждения

    Средняя образовательная школа № 1 п.г.т. Забайкальск

    Директор МАОУ СОШ № 1

    ___________В.И. Сигунова

    «Профилактика наркомании, алкоголизма и правонарушений

    п.г.т. Забайкальск, 2014 год

    Пояснительная записка

    Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни.

    В современном мире сложилась ситуация, когда подростки, молодые люди вовлекаются в компании, где подростки злоупотребляют алкоголем, наркотиками.

    Неподготовленность подростков с нарушением слуха к самостоятельной жизни, трудности в выборе активной жизненной позиции в среде слышащих приводят к тому, что инвалидам по слуху нелегко добиваться успеха в современном мире. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. Это приводит к разочарованию, неудовлетворённости, что способствует вовлечению их в значимую для подростка группу, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности.

    Участие в жизни подростковой группы может привести к рискованному поведению подростка, к раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Школа призвана серьёзно противостоять такому негативному явлению. С этой целью и разработана настоящая Программа.

    Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков с нарушением слуха навыков здорового жизненного стиля.

    Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что в подростковом возрасте у обучающихся могут появиться и определиться признаки тех или иных зависимостей.

    Цель программы: Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

    Задачи программы:

    1. Развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    2. Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    3. Обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    4. Привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    5. Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

    Этапы реализации программы:

    Подготовительный этап.

    Ретроспективный анализ литературы по данному направлению.

    Составление программы социальных действий с участниками образовательного процесса.

    II . Основной этап.

    Реализация мероприятий программы.

    Внедрение программы через проведение традиционных мероприятий, направленных на решение задач:

    Декада здоровья (комплекс мероприятий).

    Классные часы, беседы по данной проблеме.

    III . Аналитический этап.

    Анализ реализации программы.

    Механизм реализации программы осуществляется через:

    мониторинговые исследования и определение перспектив.

    взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ПДН, врачом гаркологом.

    внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.

    привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних

    повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, краеведческую работу.

    Участники программы

    Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних

    Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 7 до 16 лет.

    Управление, контроль, мониторинг

    Управление и контроль над реализацией программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в мониторинге программы. Координатором программы являются классные руководители, учителя-предметники, социальный педагог, инспектор по охране прав детства.

    Методы реализации программы:

    Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

    Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

    Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

    Программа предполагает:

    Организацию управления и контроля системы профилактической работы в школе.

    Проведение бесед с учащимися и их родителями о действии наркотических

    веществ, алкоголя на организм человека и его последствиях.

    Деятельность участников образовательного процесса по предотвращению употребления и распространения психоактивных веществ.

    Индивидуальную работу с учащимися.

    Работу с родителями.

    Основные требования к условиям реализации программы:

    - продолжительность одного занятия не более 30 минут;

    - курс занятий краткосрочный, но интенсивный, не увеличивающий учебную нагрузку детей и подростков;

    - группа может быть довольно большой (15-20 человек), объединенной в один класс большей частью случайно, а не только в силу индивидуальных психологических особенностей;

    - занятия может вести классный руководитель

    - один раз в четверть перед учащимися выступает заместитель директора по учебно-воспитательной работе, один раз в полугодие – инспектор по делам несовершеннолетних. Учителя-предметники и классный руководитель проводят беседы не менее чем один раза в четверть (в течение 10-15 минут).

    Занятия не должны напоминать школьникам уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические высказывания ведущего. Целью занятий должно стать не столько получение учащимися определённых знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путём простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации. Помимо психологических тренингов, бесед, классных часов в программу должны быть включены уроки здоровья.

    Организация профилактической работы предполагает:

    Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.

    Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.

    Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.

    Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.

    Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.

    Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании, алкоголизма и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.

    Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.

    Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного гражданина общества.

    Ожидаемые результаты

    В ходе реализации программы, направленной на совершенствование и дальнейшее развитие систем по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, планируется достижение следующих результатов:

    Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

    Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

    Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

    Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

    Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

    1. Паспорт программы

    Наименование программы

    Дата утверждения программы

    Решение педагогического совета МАОУСОШ № 1 Протокол №

    Разработчики программы

    Кленова Юлия Владимировна – инспектор по охране прав детства, вторая квалификационная категория

    Назначение программы

    Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

    Задачи программы

    - развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

    - предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

    - обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

    - привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

    - профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

    Сроки реализации программы

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

    Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

    Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

    Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

    Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

    Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

    Участники реализации программы

    Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги школы, мед. работник, инспектор ПДН, врач нарколог, родители.

    Управление, контроль

    Формы и методы реализации программы

    Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

    Читайте также: