Художник с овощной фамилией

Другие варианты определений к слову :

2. Живописец, представивший убийство Иваном Грозным своего сына на всеобщий суд.

6. Учитель художника Бориса Кустодиева.

7. Пытаясь закончить «Гопак», этот русский живописец уже не мог держать кисть, но привязывал её к руке.

8. Кто из русских художников первым сделал революционеров героями своих картин?

10. Кто из художников продолжил в своём творчестве Некрасовскую тему бурлаков?

12. На полотне «Славянские композиторы» помимо россиян он изобразил поляков Шопена и Манюшко, чехов Сметану и Направника.

14. Какой художник получил фамилию в детстве за успехи в каллиграфии?

15. Свою младшую дочь Веру он увековечил на полотнах «Осенний букет» и «Стрекоза».

16. Он запечатлел крестный ход по случаю переноса иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Коренную пустынь.

17. Этот академик сам создал портрет своего ученика Исаака Бродского, а позже ученик не гнушался ставить подписи на портретах вождей, растиражированных «неграми».

18. Этого художника Павел Третьяков строго-настрого запретил пускать в свою галерею с кистями и красками.

19. Свою последнюю картину «Гопак», посвященную Модесту Мусоргскому, этот художник начал в возрасте восьмидесяти трёх лет.

20. Декабрист, изобразивший виды Читы, Петровского Завода, тюремных камер.

Последняя бука буква "н"

Ответ на вопрос "Великий художник с «овощной» фамилией ", 5 букв:
репин

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова репин

Илья рисовавший бурлаков

Пытаясь закончить «Гопак», этот русский живописец уже не мог держать кисть, но привязывал её к руке

Русский живописец, автор картины "Не ждали"

Декабрист, штабс-капитан лейб-гвардии Финляндского полка

Русский художник (1844-1930, "Бурлаки на Волге")

Русский художник, автор картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Рус. портретист, помогавший Ивану Айвазовскому в работе над картиной "Прощание Пушкина с Черным морем"

Художник, чьи «Пенаты» располагались в посёлке Куоккала

Русский художник, автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Декабрист, член Северного общества (1796-1831)

Примеры употребления слова репин в литературе.

Дирижер - Павел Коган Солист - Вадим Репин В программе: Брамс - Концерт для скрипки с оркестром, Брукнер - Симфония ?

Об этом же говорили Ахматова, Пастернак, Репин, Куприн, Шаляпин, Кустодиев, Капабланка, Раневская и Заболотский, Эйнштейн и Агата Кристи, Ландау и Сименон.

Часто приходили писатели Гаршин, Короленко, Лесков, Засодимский, Станюкович и Немирович-Данченко, художники Репин, Кившенко, Касаткин и другие.

По поводу смерти Костанди Аренберг высказался в том смысле, что Костанди - это, конечно, не Репин.

Это вызвало новый взрыв негодования со стороны Коли Гаджаева, но теперь уже не против Костанди, а против Репина.

Источник: библиотека Максима Мошкова

РЕПИН

Что значит слово РЕПИН в словарях:

  • "Бурлаки на Волге" (художник)
  • "Не ждали" (художник)
  • Автор "Бурлаков на Волге"
  • Автор картины "Бурлаки на Волге"
  • Автор картины "Не ждали"
  • Автор картины о запорожцах
  • Вопрос: Великий художник с "овощной" фамилией - ответ: РЕПИН
  • Декабрист
  • Живописец, представивший убийство Иваном Грозным своего сына на всеобщий суд
  • Известный русский художник
  • Кого Владимир Маяковский нарисовал в "Чукоккале"?
  • Кто вдохновился картиной об Иване Грозном, посетив испанскую корриду?
  • Кто из русских художников первым сделал революционеров героями своих картин?
  • Кто из русских художников стал учителем как для Бориса Кустодиева, так и для Игоря Грабаря?
  • Кто из художников продолжил в своем творчестве Некрасовскую тему бурлаков?
  • Нарисовал пишущих запорожцев
  • Русский художник из передвижников
  • Русский художник, автор картины "Бурлаки на Волге"
  • Русский художник, автор картины "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
  • Русский художник, автор картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года"
  • Русский художник, автор картины "Не ждали"
  • Русский художник, чьё имя приходит на ум при упоминании усадьбы Пенаты
  • С кем из классиков русской живописи дружил Корней Чуковский?
  • Свою последнюю картину "Гопак", посвященную Модесту Мусоргскому, этот художник начал в возрасте восьмидесяти трех лет
  • Художник из Пенатов
  • Художник, воспевший бурлаков на Волге
  • Художник, впрягший бурлаков на Волге
  • Этого художника не пускали в Третьяковскую галерею с кистями и красками: он так и норовил подправить свои уже выставленные картины
  • кто воспел бурлаков
  • русский живописец
Что великому Моцарту заказал его "Черный человек"


ДЖУЗЕППЕ АРЧИМБОЛЬДО (1527-1593).
Прадедушка сюрреализма и «овощной» художник.

Мастер, шокировавший своими богопротивными картинами церковную общественность, был внуком архиепископа, но сыном художника, что и определило всю его дальнейшую жизнь. Джузеппе родился в 1527 году (по некоторым данным в 1530) в Милане, где и начал свою карьеру создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. С 1562 работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии, в Праге, сначала при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I в Вене — как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо - художник при дворе.
С Максимиллианом II (и его сыном Рудольфом) связан расцвет творчества художника и его очень смелые для 16 века живописные эксперименты. Современники отзывались о нем как о человеке с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Он был не только художником, но и своеобразным креативным и event-директором при дворе императора. Он организовывал различные игры, свадьбы, процессии, празднества, турниры, и, к тому же, был инженером – создавал различные конструкции, использовавшиеся в увеселениях, проектировал фонтаны.
В 1570 году художник был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление. И остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти отца. Новый император был так доволен своим придворным художником, что пожаловал тому дворянский титул.
Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы; эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов.
Самыми известными его работами являются «Вертумн» и «Флора», написанные в 1591 году, когда Арчимбольдо уже вернулся в родной Милан. Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей.
В 1593 году Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, были «почечные камни». И сразу после этого Европу наводнил поток неумелых подражателей, именуемых "арчимбольдистами". В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник опять вошёл в моду и его картины оцениваются в миллионы долларов.

Репин - Великий художник с "овощной" фамилией

Разбор по буквам:
  • Репин - Слово на Р
  • 1 - я буква Р
  • 2 - я буква Е
  • 3 - я буква П
  • 4 - я буква И
  • 5 - я буква Н
Варианты вопросов:
translateSpanWord

Кроссворды, сканворды – доступный и действенный способ тренировки интеллекта, увеличения багажа знаний. Разгадывать слова, складывать пазлы – развивать логическое и образное мышление, стимулировать нейронную деятельность мозга и, наконец, с удовольствием коротать свободное время.

Селедка, банка с супом, синяя женщина: известные художники любили не только есть, но и рисовать еду. Рассказываем о 10 самых известных картинах, которые могут вызвать аппетит или наоборот.


Энди Уорхол. «Банка с супом «Кэмпбелл», 1962 г.


Энди Уорхол – американский художник, дизайнер, скульптор, режиссер, писатель и автор работ, которые ярко иллюстрируют понятие коммерческий поп-арт. Благодаря ему искусство стало доступно широким массам: люди начали видеть красоту в простых вещах. Художник пытался раскрыть поверхностную суть предметов и дать понять, что любой из них прекрасен, даже если это обычная консервная банка. Картина «Банка супа «Кэмпбелл», созданная в 1962 году, - его самая известная работа. Вскоре Уорхол создал целую серию подобных холстов. При жизни художник продавал «супы» по 100 баксов, а уже после его смерти одна из этих картин была оценена в 24 миллиона долларов.

Кстати, супы «Кэмпбелл» Уорхолл действительно очень любил и ел их прямо из банки.

2. Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.


Зинаида Серебрякова - одна из первых женщин в истории русской живописи. Уже к 25 годам она стала всемирно известна благодаря автопортрету «За туалетом». Но самое обаятельное произведение Серебряковой - картина «За завтраком», которая является образцом семейного и детского портрета: художница любила писать детей с материнской заботой и бесконечной нежностью.

Многие удивляются, почему на картине подают обед, ведь, судя по названию, речь идет о завтраке. Оказывается, в доме Серебряковых был принят европейский режим питания — утром подавали маленький завтрак, а в полдень — более плотный.

3. Кузьма Петров-Водкин. «Селедка», 1918 г.


Натюрморты Петрова-Водкина – документальная летопись эпохи. Их уникальность заключается в минимальном наборе предметов на столе, в игре с зеркальными поверхностями и ярких красках. На картине «Селедка» изображен скромный обед 1918 года — две картофелины, кусок хлеба и селедка на столе. Искусствоведы полагают, что красная скатерть символизирует «революционные будни».

В натюрмортах художник часто использовал зеркальные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала. Его работы светлые и радостные, в них видно непосредственное восприятие мира и натуры художником. Среди известных работ с изображением еды также «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией», «За самоваром», «Фрукты».

4. Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918 г.


С самого детства Борис был знаком с бытом купцов: его семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. С приходом большевиков закончились и годы счастливой юности, а дородные купчихи теперь жили только в памяти художника: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал уже в 40-летнем возрасте. Изображенная на картине дама — его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас, которая была настоящей баронессой из древнего рода.

5. Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849-1850 гг.


Федотов называл свой жанр живописи «нравственно-критическими сценами из современной жизни». В его работах были важны детали, ведь они раскрывали истинный смысл сюжета. Если хорошо присмотреться, то именно предметы на картине «Завтрак аристократа» раскрывают характер и образ жизни персонажа. Аристократ пускает пыль в глаза: он окружен модными и дорогими вещами, но завтрак его очень скудный. Он впопыхах пытается прикрыть кусок черного хлеба книгой. Кстати, сам художник назвал свою картину «Не в пору гость». А уже после его смерти появилось нынешнее название.

6. Казимир Малевич. «Натюрморт», 1911 г.


Известный русский импрессионист до написания картины «Черный квадрат» долго искал себя и свой стиль. Он считал, что нужно нести искусство в жизнь, а не наоборот, и тогда жизнь станет поистине прекрасной. В исканиях он обращался к импрессионизму и кубизму: он любил яркие цвета, сильные и резкие эмоции. «Натюрморт» – как раз работа периода исканий. Художник выполнил его в технике «клуазоне»: французский стиль росписи, в котором большие пятна цвета замыкаются черными жирными линиями.

7. Илья Машков. «Натюрморт. Фрукты на блюде», 1910 г.


Художника называют «королем натюрмортов», а искусствоведы считают его родоначальником русской колористической традиции. Действительно, любимым жанром Машкова был натюрморт: на холстах можно встретить яркие тыквы, сочные лимоны, апельсины, нежные персики, сочный разрезанный ананас и многое другое.

«Натюрморт. Фрукты на блюде» стал началом его работы в этом жанре. Кстати, в свое время художники Анри Матисс и Валентин Серов рекомендовали эту картину меценату Морозову. Для Машкова это было настоящее признание.

8. Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901 г.


Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.

Картина «Любительница абсента» – портрет души Пикассо. Художник постоянно преодолевал различные испытания: нищету, отсутствие заказов, смерть близкого друга. Именно поэтому тема одиночества и опустошенности отражена во многих его картинах. На время написания «Любительницы абсента» у художника даже не было денег на холст. Для этого Пикассо взял старую работу, закрасил ее и воспользовался обратной стороной. Цвета получились приглушенными, а героиня – зажатой и усмиренной тоской. Она настолько погружена в себя, что безразлична к происходящему. Абсент на столе – это портал в мир забвения, где нет тревог, болезней и страхов.

9. Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866 г.


Картина создана под впечатлением от скандального полотна Эдуарда Мане с одноименным названием. Общего у картин мало, кроме лесного пейзажа.

Для написания леса Клод выезжал на пленэр, а будущих героев рисовал сначала в мастерской, затем еще и на природе в виде этюдов. И только после этого в мастерской художник объединил все в одно целое. В первую очередь, картина завораживает своим солнечным светом, который проникает сквозь зеленое кружево листвы.

Художник расплатился «Завтраком на траве» за квартиру. Новый хозяин потерял часть картины и только спустя шесть лет Моне смог выкупить свою работу, восстановив утерянные фрагменты и переписав какие-то заново.

10. Поль Сезанн. «Натюрморт с бутылкой мятного ликера», 1895 г.


В своих натюрмортах Сезанн часто использовал яблоки, груши, луковицы, бутылки с вином, глиняные кувшины, чашки, корзины, разноцветные драпировки в холодных тонах. А еще французский живописец очень любил рисовать разные бутылки, и его предметы постоянно переходили из одной картины в другую.

Петербургскую предпринимательницу Анну Назарову можно назвать авантюристкой в хорошем смысле слова. Она одной из первых стала участвовать в ресторанных днях в Петербурге с кулинарным проектом "Кура и Греча" ("авторская еда с элементами драмеди", как определен жанр в официальном аккаунте), а после создала мастерскую букетов, которые можно есть. Очень выгодно в кризис. В июне 2015 г. мастерская заработала в Москве и Красноярске.


1 апреля 2014 года Анна Назарова шла на день рождения к своей подруге. По дороге она наткнулась на овощную палатку, где ей приглянулся симпатичный букет редиски. Назарова попросила у продавщицы в цветочном салоне добавить к ней цветов. По дороге получившийся первоапрельский букет сфотографировало 10 человек, каждый третий спросил, где она взяла такой прикольный букет, а улыбались вообще все. Стало понятно, что у идеи есть потенциал.

"После громкого старта "Куры и Гречи" мне написал менеджер Boomstarter (краудфандинговой платформы) и спросил, не нужна ли мне их помощь. На что я ответила, что у меня есть другой интересный проект, которому нужен стартовый капитал, и рассказала ему про идею с овощными букетами. После этого он стал атаковать меня письмами каждый день, и я поняла, что поставила себя в ситуацию дедлайна, но эта ситуация меня заставила что-то делать. До запуска проекта оставалось 5 часов, а я ни разу еще не собирала эти букеты (не считая того случая с редиской) – я поехала на рынок, накупила ингредиентов, собрала букеты, отвезла их на фотосессию и создала группу ВКонтакте".


Так в октябре 2014 г. в Петербурге появилась мастерская "Очень хорошо", у которой сейчас есть отделения в Москве и Красноярске. "Многие пишут - спрашивают про франшизу и сотрудничество, - рассказывает Назарова. - Я решила не отдавать на франшизу Москву – с экономической точки зрения это было бы глупо. Чтобы полноценно работать с регионами по франшизе, нужно предлагать не только схему сборки красивых качественных букетов, но и механизм раскрутки проекта. Сейчас я тренируюсь на Красноярске, чтобы понимать, каким должен быть полный франшизный пакет. Вообще в первый раз про франшизу у меня спросили еще в январе, а после публикации в блоге Ильи Варламова мне написали из 20 городов – от Севастополя до Хабаровска. Проблема в том, что в регионах есть своя специфика, связанная с ограниченным набором используемых в работе овощей, фруктов и пряных трав, и чтобы дело пошло, следует изобретать новые букеты, подстраиваться под ситуацию".

В июне 2015 г. Назарова запустила мастерскую в Москве, куда до этого отправляла букеты "Сапсанами". В столице, признается предпринимательница, есть свои сложности. Цены на исходники выше петербургских, а некоторых ингредиентов вроде перцев болло просто нет в продаже. "Чтобы запустить московскую линейку букетов в полном объеме, мы ждем осени. В столицу должна будет прийти наша петербургская сеть специализированных фруктово-овощных магазинов, которая поставляет органические фрукты и овощи из заграничных фермерских хозяйств. С ними я работаю в Питере".

В Красноярске Назарова и ее партнер намерены активно использовать сибирские продукты - кедровые шишки, заячью капусту, таежные травы и ягоды. "В регионах, конечно, мы будем использовать какие-то локальные продукты вместо артишоков, но человек, глядя на букеты, должен сказать "вау, как красиво!", а не "вау, я могу пойти и собрать такой же, используя то, что выросло у меня на грядке!".

Букеты с иронией

"Овощи во флористике использовались и ранее, - объясняет Назарова. – Как правило, это были настольные композиции (например, осенний интерьерный декор с тыквами и яблоками), которые не предназначены для транспортировки. Наша фишка - ирония. Помимо эстетической составляющей, каждый букет - это своеобразная шутка, и заказчики, как правило, - люди с хорошим чувством юмора и образованием.

Еще одно отличие от традиционной флористики в том, что для крепления элементов мы не используем проволоку, потому что она окисляется внутри овощей, и они становятся несъедобными. Любой наш букет можно разобрать и съесть".

До того, как переехать в Петербург, Назарова, искусствовед по образованию, 11 лет работала в Красноярске журналистом, книжным обозревателем, далее - младшим креативным директором в крупном рекламном агентстве, писала на заказ сценарии полнометражных художественных фильмов.

После переезда в Петербург желание работать в офисе полностью пропало. "Это был сознательный дауншифтинг: у меня оставались фриланс-заказы на работу с текстами, но не хватало двигательной активности. Я начала коллекционировать безумные работы – например, помогала профессиональному кладоискателю. Это совершенно особый мир, с заросшими малиной полями на месте оставшихся после блокады свалок, где среди пластов кожаных подметок и пластмассовых тюбиков помады можно было обнаружить люстру XIX века, фарфоровые статуэтки и золотые империалы. Узнала все про каналы сбыта антиквариата, познакомилась с перекупщиками и изучила жизнь самого большого Петербургского блошиного рынка на Удельной, где самые важные и крупные сделки заключаются в районе 6 утра.

Работала нулевым посетителем в баре, в чьи обязанности входило создавать видимость жизни в пустынном баре, попросту говоря - сидеть с подружкой и пить бесплатное шампанское от заведения. Занималась закупкой винтажной одежды для ретро-магазина – искала ее все на той же Удельной, - гигантском вещевом рынке, где каждый контейнер – это секонд-хенд, в котором среди свадебных платьев 56 размера и полотенец с утятами можно было найти сумку Chanel.

Про "Куру и Гречу"

Питер после Хельсинки занимает второе место в мире по количеству однодневных ресторанов (в праздник их открывается около 300). 4 раза в году любой человек, который любит готовить и мечтает о собственном ресторане, может зарегистрироваться на сайте-организаторе и выйти в люди с собственным проектом про еду. "У нас из-за сложностей с разрешением на уличную торговлю обычно все это проходит на дружественных площадках - в хостелах, лофтах, арт-пространствах. Так появилась моя "Кура и Греча", которая тут же прославилась, потому что невозможно не прославиться с таким названием в Питере. На последнем ресторанном дне я тестировала новое, сумасшедшее меню. В нем был поп-корн с соусом болоньезе, леденцы с курицей и шоколадные конфеты с вяленой олениной (то самое драмеди)", - говорит предпринимательница. Помимо этого, она со своим ресторанным проектом стала работать на мероприятиях. "Сейчас же все мое время уходит на то, чтобы курировать работу букетной мастерской "Очень хорошо" в трех городах. В планах - возобновить работу "Куры&Гречи" в формате летнего ресторана выходного дня, который будет работать по выходным на дружественных площадках. Рассматриваю ли я этот проект как бизнес? И да, и нет. Любое мое хобби приносит мне доход, но в первую очередь кулинария - это для души. Основным источником дохода являются овощные букеты. В "плохой" месяц чистая прибыль петербургского отделения "Очень хорошо" начинается от 100 тысяч рублей", - говорит Назарова. По словам предпринимательницы, сезонного фактора в ее бизнесе нет, просто потому что пользователи соцсетей (ВКонтакте и Instagram) ждут, когда у них появится повод их подарить – на дни рождения, невесты заказывают в качестве свадебных букетов. В общей сложности в трех городах над проектом работают 12 человек.


Антикризисные букеты

Назарова говорит, что на ее милый бизнес кризис особенно не повлиял: "Может быть, у людей и стало меньше денег, но сарафанное радио работает, и про нас узнают все новые и новые люди, т.е. идет органический рост. Раньше, если я видела, что стало меньше заказов – понимала, что надо что-то сделать: написать обещанную статью, посотрудничать с блогерами, проспонсировать букетами городское мероприятие. Теперь мне нужно прилагать гораздо меньше усилий, чтобы был поток клиентов. И это при том, что у нас нет ни одной оффлайн-точки и оплаченной рекламы", - говорит она.

Об отношении к конкурентам и подражателям

"Букеты из овощей - это новый продукт, так что ликбез населения и огласка необходимы. Подражатели в этой ситуации работают на общее благо - чем больше человек узнает о существовании букетов, тем больше потенциальных клиентов будет и у меня. Есть мастера, которые копируют мою бизнес-модель с фиксированными ценами и такими же названиями размерного ряда букетов, но уровень исполнения работ у них, как правило, не дотягивает. Вообще конкуренция - это естественный процесс: ты недолго останешься владельцем идеи, если она действительно хороша. Начнется стандартная рыночная ситуация, и на арену выйдут разные игроки - в любом деле есть профессионалы и те, кто делает дело спустя рукава. В традиционной флористике есть мастера премиум-класса, и те, которые продают розы в ведрах у метро", - объясняет она.

Интересные заказы

Овощные букеты дарят совершенно разным людям: Назарова оформляла банкет для корпоратива банкиров букетами из капусты, делала букет с хреном для вручения коллективом начальнику с созвучной фамилией, собирала букеты для художников, музыкантов, дедушек, хоккеистов и вегетарианцев. Вегетарианцы воспринимают овощные букеты как прекрасный этичный подарок, который говорит: "Я уважаю твой взгляд на мир и твои ценности". Был случай, когда букет из овощей коллеги вручили девушке-вегетарианке, над которой в обычное время подшучивали из-за ее системы питания. Девушка была так растрогана, что расплакалась.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

В ладимир Боровиковский переехал из Миргорода в Петербург и стал известным художником, когда ему был 31 год. Портреты у него заказывали Екатерина II и Павел I, члены императорской семьи, петербургские дворяне. Прославился Боровиковский и как иконописец: он создал образа для Казанского собора и для церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Сын иконописца




Владимир Боровиковский родился 4 августа 1757 года в украинском городе Миргороде. Его отец Лука Боровиковский происходил из казаков. Оставив военную службу, он занялся иконописью, создавал фрески в храмах и монастырях.

Владимир Боровиковский учился рисованию под руководством отца, а потом помогал ему выполнять заказы. На своих первых портретах будущий художник изображал миргородских дворян. Искусствовед Александр Майкапар писал: «Творчество Боровиковского в то время не выходило за рамки полуремесленного искусства».

В 1770-х Боровиковский познакомился с поэтом Василием Капнистом, который тогда был предводителем дворянства Миргородского уезда. В 1787 году Капнист пригласил художника расписать дом в Кременчуге, где должна была остановиться императрица Екатерина II. Она проезжала через этот город по дороге в Крым.

Роспись стен и живописные панно, которые создал Боровиковский, понравились Екатерине II, и она пригласила художника переехать в Петербург. В 1788 году Боровиковский прибыл в столицу. Первое время он жил у архитектора и поэта Николая Львова. Тот познакомил художника со своими друзьями — писателями Гавриилом Державиным и Иваном Хемницером. Кроме того, Львов помог Боровиковскому найти учителей живописи — портретистов Дмитрия Левицкого и Иоганна Лампи.

В 1790-х Владимир Боровиковский стал получать первые заказы. Одной из его ранних работ стал портрет горничных Лизоньки и Дашеньки, которые служили в семье Львовых. Искусствовед Александр Майкапар писал об этой работе: «Брюнетка кажется серьезной и мечтательной, а блондинка — живой и смешливой. Но все это выражено в полутонах, в тонких оттенках».

В эти годы Боровиковский продолжал писать иконы. В начале 1790-х он создал 37 образов для главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке.

Владимир Боровиковский — портретист




В 1794 году Владимир Боровиковский написал «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке». Другие художники обычно изображали императрицу в парадных нарядах и с атрибутами власти — скипетром и державой — или в образе древнегреческой богини правосудия Фемиды. Боровиковский же запечатлел Екатерину II во время прогулки с собакой — на картине императрица была изображена в кружевном чепце и домашней одежде. За этот портрет живописец получил звание «назначенного в академики» — чтобы стать академиком, ему нужно было выполнить задание от Совета Академии.

В середине 1790-х Боровиковский увлекся миниатюрой. Живописец создал небольшие картины, на которых изобразил поэта Василия Капниста и архитектора Адама Менеласа. В эти же годы он написал портрет кормилицы семьи Львовых — крестьянки Христиньи. Боровиковский. Он сделал акцент на наряде героини и детально прописал ее сарафан, рубашку и кокошник.

Боровиковский стал популярным художником. Картины у него заказывали петербургские дворяне, члены императорской семьи. В 1795 году Владимир Боровиковский получил звание академика живописи за портрет великого князя Константина Павловича. В следующем году по просьбе Екатерины II художник изобразил персидского принца Муртазу-Кули-хана, который лишился своих владений после переворота в Иране и бежал в Россию. Екатерина планировала вернуть Муртазу-Кули-Хана на персидский трон и с его помощью подчинить Закавказье.

После смерти Екатерины II картины Боровиковскому заказывал Павел I. В конце 1790-х художник изобразил дочерей императора — Александру и Елену. В 1796 году живописец получил от императора заказ на парадный портрет. Для него Павел I позировал Боровиковскому лично. Второе изображение российского правителя художник создал через четыре года, когда Павел I вступил в Мальтийский орден. В этот раз император уже не позировал живописцу: его лицо Боровиковский писал с портрета Степана Щукина. Искусствовед Михаил Алленов писал об этой картине: «Заказ на портрет от Академии художеств был инспирирован тем обстоятельством, что… Павел в 1799 году произвел в Зимнем дворце церемонию возложения на себя короны великого магистра ордена, что влекло за собой повторение коронационного портрета в новом ранге».




В 1797 году придворный чиновник Степан Лопухин попросил Боровиковского нарисовать его жену — Марию Лопухину. Этот портрет художник написал в стиле сентиментализма. Часто персонажей на таких картинах изображали в спокойных позах на фоне природы.

Позже, в 1885 году, портрет Марии Лопухиной увидел поэт Яков Полонский. Под впечатлением от картины он написал стихотворение «К портрету»:

В 1797 году Владимир Боровиковский написал портрет Елизаветы Тёмкиной — предполагаемой дочери Екатерины II и ее фаворита Григория Потёмкина. Картину живописцу заказал ее опекун — племянник Потёмкина Александр Самойлов. Художнику он писал: «Пускай Елизавета Григорьевна будет написана таким образом, чтоб шея была открыта, а волосы растрепанными буклями лежали на оной без порядку». Через год Боровиковский написал второй портрет Тёмкиной. На овальной миниатюре она была изображена в образе римской богини охоты Дианы. Внук Тёмкиной, Константин Калагеорги, писал о работе художника: «Портрет моей бабушки имеет втройне историческое значение — по личности художника, по личности моей бабушки и как тип красавицы восемнадцатого столетия, что составляет его ценность совершенно независимо от модных течений современного нам искусства».

В конце 1790-х Боровиковский написал портреты дочери директора Императорских театров Елены Нарышкиной и фрейлины Екатерины Арсеньевой. Художник часто заканчивал портреты по памяти, а не с натуры, поэтому изображал героинь в похожих позах.

В 1800–1801 годах Боровиковский работал над портретом князя Александра Куракина, друга Павла I. Художник написал его на фоне Михайловского замка — петербургской резиденции императора. Рядом с Куракиным живописец изобразил бюст Павла I.

В 1800-х Владимир Боровиковский начал создавать семейные групповые портреты. Среди них картины «Портрет Анны Евдокимовны Лабзиной с воспитанницей», «Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой». На каждом полотне художник изображал героинь в похожих позах и подбирал гармоничные цвета для их нарядов. О картине «Портрет сестер княжон Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных» искусствовед Ирина Чижова писала: «Сестры изображены в нерасторжимом единстве, они музицируют на лоне природы в неясных мечтах о любви, красоте, духовных радостях. Поэзия сердец и музыка слились воедино, и имя этому единству — гармония».

«Почтеннейший и великий муж»: религиозный художник и иконописец




Кроме дворян и императорского двора Боровиковский получал заказы от церкви. Несколько раз он изображал духовных лиц: российских митрополитов Михаила и Амвросия, главу Грузинской православной церкви Антония.

Боровиковский создавал картины на религиозные сюжеты, писал иконы. Племянник живописца Иван Боровиковский вспоминал: «Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие святого, которого изобразить предположил, и, остановясь на каком-либо тексте или листе читаемого, прерывал чтение и начинал работать».

По рекомендации графа Александра Строганова Боровиковского пригласили работать над убранством Казанского собора в Петербурге. Там он создавал иконы вместе с художниками Григорием Угрюмовым, Алексеем Егоровым, Василием Шебуевым и Андреем Ивановым. Художник писал своему племяннику Антону Горковскому: «Я занят трудами моими непрерывно. Теперь главная моя обязанность для Казанского великолепно строящегося собора».

Боровиковский преподавал в Академии художеств, где в декабре 1802 года получил звание советника. В числе его студентов были художники Алексей Венецианов и Иван Бугаевский-Благодарный.

С 1802 года Боровиковский состоял в масонской ложе «Умирающий сфинкс», которую создал секретарь Академии художеств Александр Лабзин. В нее, кроме живописца, входили художник Дмитрий Левицкий, писатель Сергей Аксаков, архитектор Александр Витберг. В 1819 году живописец присоединился к мистическому кружку Екатерины Татариновой. В своих записных книжках Боровиковский отмечал, что вступал в тайные общества, чтобы «чувствовать теплоту сердечную». Однако вскоре он разочаровался в кружке Татариновой: «Все мне кажутся чужды… одно высокомерие, гордость и презрение. Ни одного нет ко мне искреннего, и я ни одного и не усматриваю, которому бы я хотел подражать».

В 1820-х Боровиковский написал картины «Бог Отец, созерцающий мертвого Христа», «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов». В то же время он продолжал создавать портреты на заказ.

В последние годы жизни Боровиковский работал над иконостасом церкви Смоленского кладбища в Петербурге, однако закончить его не успел. Он умер 18 апреля 1825 года. Художник Алексей Венецианов писал: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил свои дни, перестал украшать Россию своими произведениями…» Похоронили живописца на Смоленском кладбище в Петербурге. В 1931 году его могилу перенесли в Александро-Невскую лавру.

Боровиковский не был женат и не имел детей. В завещании он просил раздать беднякам свое имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег и в прочих домашних вещах».

В XIX веке картины Владимира Боровиковского хранились в частных коллекциях и украшали дворянские усадьбы. После революции они были национализированы и переданы в Третьяковскую галерею.

Читайте также: