Как приучить ребенка кушать с ложки овощное пюре


Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому – шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

  1. Приучаем малыша к новой пище
  2. Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм
  3. Не хочет есть с ложки
  4. Не хочет есть кашу
  5. Секреты и хитрости первого прикорма

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый “пищевой интерес”, он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.

Приучаем малыша к новой пище

Начинать прикорм ребенка лучше с овощного пюре. Оно обладает всеми необходимыми достоинствами для нового питания младенца:

  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм – кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной – двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Рекомендуем. Подробно о том, когда начинать первый прикорм грудного ребенка и чем начинать прикармливать. Много полезных советов и рекомендаций

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.

  1. Во-первых, рвотных рефлексов не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания – малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное – никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: режутся зубки или болит животик поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Не хочет есть с ложки


Начинать кормить малыша твердой пищей нужно с использованием ложечки. Хорошо если это будет серебряное изделие (серебро препятствует развитию микробов), но подойдет и ложечка пластмассы (пластмассовые ложки безопасны для ребенка, а благодаря ярким расцветкам, привлекают внимание, поэтому малыш будет с удовольствием с нее есть).

По размеру лучше взять сначала кофейную, затем перейти к чайной.

Чем раньше малыш познакомится со столовыми приборами, тем меньше возникнет проблем с прикормом. Желательно с третьего месяца водичку давать пить только с ложки. Если ребенок не хочет есть прикорм с ложки, то во время приучения к ложке не стоит кормить его из соски, лучше позволить малышу сначала взять еду руками, пусть попробует есть сам. Затем дать ложку. Ребенок и все вокруг будет измазано, но очистить все гораздо легче, чем потом мучиться дальше. Постепенно малыш привыкнет к ложке и будет прекрасно с нее кушать.

См видео:

Не хочет есть кашу

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 – 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.


Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм – это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 “взрослой” пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.

По теме прикорма:

Секреты и хитрости первого прикорма

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен - присоединяйтесь!


Первые четыре месяца малыш питался исключительно грудным молоком или смесями. Настало время первого прикорма, так как к пятому – шестому месяцу малышу для полноценного роста уже не хватит питательных веществ молока. К первому полугодию слизистая оболочка горлышка малыша уже может приспособиться к проглатыванию твердых частичек пищи.

  1. Приучаем малыша к новой пище
  2. Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм
  3. Не хочет есть с ложки
  4. Не хочет есть кашу
  5. Секреты и хитрости первого прикорма

Вводить первый прикорм для ребенка стоит лишь тогда, когда он наберет вес вдвое больший, чем при рождении и будет устойчиво сидеть. Обязательно у малыша должен появиться так называемый “пищевой интерес”, он должен интересоваться едой, которую потребляют остальные члены семьи.

Приучаем малыша к новой пище

Начинать прикорм ребенка лучше с овощного пюре. Оно обладает всеми необходимыми достоинствами для нового питания младенца:

  1. Разнообразный состав минеральных солей, необходимых для растущего скелета малыша.
  2. Большое количество витаминов и биостимуляторов.
  3. Растительная клетчатка, которая регулирует работу кишечника.
  4. Содержание щелочных солей необходимых для хорошего обмена веществ, улучшению дыхания, тонизированию нервной системы и выведению излишков воды.
  5. Отсутствия сладости поможет малышу лучше воспринимать второй прикорм – кашу.
  6. Содержание плотных комочков в пюре подготовит глотку к проглатыванию твердой пищи.

Приучать ребенка к прикорму надо постепенно. Начинаем с одной – двух ложечек перед вторым или третьим кормлением грудью. В пюре помимо овощей можно добавить половинку желтка и немного растительного масла. За месяц количество пюре доводится до 150 г. (три четверти стакана) и полностью заменяется одно кормление грудью. Можно и разделить прикорм на несколько приемов. Важно чтобы малыш получил от еды удовольствие.

Рекомендуем. Подробно о том, когда начинать первый прикорм грудного ребенка и чем начинать прикармливать. Много полезных советов и рекомендаций

Нововведения в питании зачастую не проходят гладко, бывает ребенок не хочет есть прикорм. Конечно, не все детки с охотой приобщаются к новой пище. Вкусовые рецепторы у младенцев отлично развиты и с самого рождения они привыкают к сладковатому вкусу молока. Важно сразу в отношении еды установить контакт с малышом, иначе дальнейшие кормления превратятся в пытку с обеих сторон.

Что делать, если ребенок отказывается есть прикорм

Итак, первая и вторая попытка накормить малыша не удалась. Ребенок не хочет есть прикорм и что же делать, если он выплевывает еду или его даже начинает рвать.

  1. Во-первых, рвотных рефлексов не стоит бояться. В это время они имеют функциональное происхождение. Чаще всего рвотные позывы возникают при затягивании периода грудного вскармливания.
  2. Во-вторых, с желаниями и вкусами малыша надо считаться, но все-таки ласково настаивать на своем. Вкус можно развить не принуждением, а применением маленьких педагогических хитростей.

Вот несколько практических советов, если ребенок не хочет есть прикорм:

  • давать новый вид питания на голодный желудок;
  • соблюдать режим питания – малыш должен захотеть есть;
  • вначале чуть-чуть подсластите пюре грудным молоком или смесью;
  • выясните вкусовые пристрастия малыша: одни детки лучше едят картофельное пюре, другие из брюссельской капусты, а третьим подавайте микс из разных овощей;
  • если новое блюдо малышу не понравилось, не настаивайте, попробуйте предложить другое блюдо, а к этому вернитесь дней через десять;
  • вводить новые продукты постепенно, неделю кормят одним видом пюре и потом пробуют новый;
  • сажайте малыша за стол во время семейной трапезы, покажите и расскажите, как вы с удовольствием кушаете. Дайте ему несколько крупинок со своей тарелки, пусть попробует;
  • самое главное – никакого насилия, не страшно, если один раз ребеночек останется голодным, пусть лучше съест мало, но с удовольствием;

Бывает просто, ребенок плохо себя чувствует: режутся зубки или болит животик поэтому он отказывается есть прикорм.

Не надо отвлекать малыша игрушками или пытаться кормить незаметно. В первом случае начнется формирование неправильной привычки есть за игрой. Незаметное кормление не принесет маленькому организму никакой пользы. Когда малыш не хочет есть, то слюноотделение во рту и выработка желудочного сока понижены, и пища плохо переваривается.

Отличным способом приучить малыша к новой пище является методика педагогического прикорма. Ребеночка просто сажают за общий стол и дают ему попробовать то, что он захочет в мизерных количествах: кусочек размером с горошину или глоток жидкости.

Не хочет есть с ложки


Начинать кормить малыша твердой пищей нужно с использованием ложечки. Хорошо если это будет серебряное изделие (серебро препятствует развитию микробов), но подойдет и ложечка пластмассы (пластмассовые ложки безопасны для ребенка, а благодаря ярким расцветкам, привлекают внимание, поэтому малыш будет с удовольствием с нее есть).

По размеру лучше взять сначала кофейную, затем перейти к чайной.

Чем раньше малыш познакомится со столовыми приборами, тем меньше возникнет проблем с прикормом. Желательно с третьего месяца водичку давать пить только с ложки. Если ребенок не хочет есть прикорм с ложки, то во время приучения к ложке не стоит кормить его из соски, лучше позволить малышу сначала взять еду руками, пусть попробует есть сам. Затем дать ложку. Ребенок и все вокруг будет измазано, но очистить все гораздо легче, чем потом мучиться дальше. Постепенно малыш привыкнет к ложке и будет прекрасно с нее кушать.

См видео:

Не хочет есть кашу

Кашу маленькому члену семьи начинают давать с 6 – 7 месяцев. Сначала по одной чайной ложке гречневой, рисовой или кукурузной. Постепенно объем прикорма увеличивается до 150 г, а ассортимент круп расширяется. Варить кашу для полугодовалого малыша надо на воде или отваре овощей, без добавления молока и сахара.


Как и с овощным пюре, случается то, что ребенок не хочет есть кашу. В таком случае стоит также немного схитрить. В готовое блюдо добавить немного грудного молока. Вкус станет более знакомым малышу, что позволит быстрее ему привыкнуть к новому питанию.

Прикорм – это не всегда замена грудного вскармливания, а лишь необходимая добавка к полноценному питанию малыша. Это как бы знакомство с0 “взрослой” пищей. Ничего страшного если ребенок наотрез отказывается от пюре и каши. Наберитесь терпения. Наблюдайте за малышом, ведь в этом случае самый главный советчик именно он.

По теме прикорма:

Секреты и хитрости первого прикорма

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен - присоединяйтесь!


Мы с вами подробно разобрались в пользе овощей для питания детей, но не всегда дети с удовольствием готовы их есть, так как вкус овощей отличается от привычной для ребенка пищи, и дети могут просто отказаться есть овощи. Что тогда делать? Совсем отказаться от овощей в питании никак не получится, но и заставлять детей силой покушать овощи - возможности нет. Кроме того, именно в детском возрасте закладываются общие вкусовые предпочтения и любовь и нелюбовь к тем или иным продуктам.

Изначально дети кормятся грудным молоком или адаптированными смесями, и приучать детей по мере возраста к новому питанию даже проще, чем тех детей, кто уже постарше. Измельченное овощное пюре можно добавить к грудному молоку или смеси, сделав его жиденьким и предложив на один из приемов пищи. Так малыш будет постепенно привыкать к новым вкусам и консистенции пищи. По мере расширения рациона и введения более значительных объемов прикорма, малыши получают овощи в виде пюре на тарелочке, а потом уже и мелкими кусочками. Дети едят овощи в их натуральном виде и по вкусу и по виду, при этом овощные пюре более нежные и легкие, чем свежие овощи.

Истинный вкус и цвет овощей дети постепенно узнают по мере взросления, но часто новые продукты могут испугать детей непривычным видом или необычным вкусом, и поэтому, ребенок может отказаться их кушать. Это нормальное явление, и нужно показать ребенку, что новая еда не опасна и она вкусная. Такие познавательные пищевые моменты стоит сочетать с играми, ненавязчиво показывая карапузу, что эти продукты очень вкусные. Помните, в детстве все пищевые привычки формируются как результат подражания родительскому примеру. Если родители будут помнить об этом, тогда дети, даже если они изначально отказывались есть овощи, все равно рано или поздно начнут их пробовать вместе с родителями.

Веселые овощные игры

Чтобы ребенок не боялся кушать овощи, чтобы он хорошо их знал по цвету и по вкусу, нужно его этому учить. Ребенку все интересно, в том числе и откуда этот овощ взялся в его тарелочке, откуда мама взяла картошку, морковку, свеклу и т.д. Расскажите ребенку, как растут овощи и покажите это на картинках, почитайте с ребенком сказки об овощах или сочините сами различные истории про жителей грядок и огорода, и предложите малышу отведать путешественников на вкус. Играйте с овощами, ищите их на картинках, расспрашивайте ребенка про их вкус – тогда будет стимул их пробовать. Особенно хорошо, если у вас есть свой огород – можно привлечь ребенка к посадке овощей и уходу за ними, такие овощи кушать будет гораздо вкуснее. Если же у вас нет возможности самим выращивать овощи, берите ребенка с собой в овощные магазины или на рынки, дайте ему возможность принять участие в покупках, организуйте покупки так, чтобы ребенок выбрал себе те овощи, которые бы он хотел приготовить и скушать. Пробуйте и экспериментируйте, у вас найдется свой работающий способ.

Для того, чтобы малыш полюбил овощи, неплохо привлекать его к работе на кухне, даже совсем малыши могут мыть овощи, рвать салатные листья, помогать маме в приготовлении. Гораздо интереснее есть самому то, что ты помогал приготовить. Также стоит подумать над способом приготовления овощей – если малышу не нравится кабачок кусочками, можно приготовить его в пюре или в запеканке. Если детям не нравится хрустящий и резкий вкус сырых овощей, можно приготовить их на пару, они не будут хрустеть и станут более мягкими. Если же, наоборот, малышу по вкусу свежие овощи, не стоит насильно навязывать ему отварные и приготовленные. В таких и витаминов больше, и вкус более насыщенный. Кроме того, дети любят яркость и разнообразие – продумайте оформление подаваемого блюда, пусть оно выглядит как съедобная игрушка.

Также достаточно действенным методом для приучения ребенка к овощам становится их маскировка в салатах, запеканках, пудингах или соках. Резковатый вкус можно смягчить растительным маслом, сливками, сыром или сметаной. Овощи можно сочетать с блюдами из сыра, с хлебными гренками, с рыбой и мясом. Для любителей пиццы после 4-5 лет можно сделать полезную овощную пиццу. Важное значение придается консистенции блюд – детям не нравится похожее на кашу разваренное блюдо, многие не любят перемешанных салатов, приготовьте блюдо соответственно вкусу ребенка, посоветуйтесь с ним.

Если малыш капризничает?

Иногда бывает так, что никакие уговоры и игры за столом, угрозы и подкупы не помогают в борьбе за аппетит к овощам, тогда стоит разобраться, почему же так происходит. Зачастую малыш может просто капризничать, устав от однообразия приемов пищи, или ему откровенно наскучили мамины кулинарные шедевры. Проявите смекалку и поиграйте с ребенком, хотя мы и привыкли к тому, что еда – не игрушки, но иногда это вполне допустимо. Можно сделать из овощей лес, кораблик или зверюшку, на такое произведение искусства скорее возникнет аппетит. Можно нарезать салат из разных форм и играть в цвета и формы, можно предложить выбирать из тарелки овощи по цвету или считать кусочки. Все ограничивается вашими фантазией и желанием. Можно делать из овощей мозаику и даже пазлы, собрать причудливые бутерброды.

Будет вкуснее и веселее

Дети «едят глазами», и только потом уже они едят традиционным способом. Для них важен внешний вид блюд и их консистенция, их привлекательность, запах и даже ассоциации с другими продуктами. Не стоит разваривать овощи в кипящей воде до кашицы. Это не очень вкусно и внешне не привлекательно, приготовьте овощи кусочками на пару, в микроволновой печи или дайте ребенку их сырыми (если это допустимо). Часто дети отказываются есть овощи просто потому, что они им банально надоели, от однообразности меню. Позвольте ребенку самому выбрать, что для него вкуснее, положите на тарелку на выбор несколько видов овощей, пусть он лучше съест по ложке каждого вида, чем несколько ложек одно и того же продукта. Многие дети просто не любят смесь овощей, им нравится каждый овощ в отдельности, съеденный один за другим.

Чтобы овощи были еще и полезными детям, их нужно очищать и нарезать непосредственно перед тем, как ребенок будет кушать, а свеклу, морковь и картофель для салатов и других блюд нужно отваривать в неочищенном виде. Любую зелень, которую вы добавляете в блюда, необходимо добавлять в уже приготовленные блюда, непосредственно перед тем, как подавать их ребенку (кроме супов, там можно закинуть под крышку за 1-2 минуты до выключения). Полезными могут стать овощи и в виде соков, в смеси с фруктами. Фруктовый сахар плодов (фруктоза) при питье сока из фруктов дает энергию, но ее хватает на непродолжительное время. А вот добавление к соку овощей повышает питательную ценность соков и дает энергию на более длительное время.

Позволяйте ребенку кушать свежие овощи прямо с грядки, естественно, предварительно их тщательно вымыв и очистив. Морковка с хвостиком будет гораздо вкуснее для малыша, чем такая же морковка, натертая в тарелку со сметаной или маслом. Это же еще и игра – «как зайчик ест морковку». Если это еще незнакомые ребенку овощи, которые вы только планируете вводить ребенку, давайте их понемногу – для ребенка одна ложка нового продукта может показаться «целой горой». Если новый продукт пока не понравился, не нужно заставлять ребенка доедать все до конца, не стоит возмущаться и настаивать, лучше предложить этот же овощ в другой раз и в другом виде, через одну-две недели, дайте время «раскушать» новый вид продуктов. Со временем малыш все научится есть. Например, помидор можно тонко порезать и предложить с бутербродом, положив сверху на сыр, приготовить омлет с помидором и зеленью, дать попробовать не обычные помидоры, а черри.

Хорошо подавать овощи на закуску перед основными блюдами, особенно если малыш проголодался, а вы еще готовите суп или второе. Дайте ему тарелочку с нарезанными овощами, и пусть жует, это хорошо простимулирует аппетит, пока вы все приготовите. Согласитесь, такой вариант перекуса гораздо лучше, чем конфеты, но не увлекайтесь особенно сладкими видами овощей – они могут перебить аппетит. Если малыш не хочет есть просто нарезанные овощи, выложите из них фигурку зверюшки, так кушать овощи будет вкуснее и интереснее. У ребенка всегда должны быть в доступности свежие и тщательно вымытые овощи, которыми он мог бы перекусить в ожидании приема пищи. Овощи полезны и для зубов, при жевании овощей фруктовые кислоты нормализуют кислотность в полости рта и не дают размножаться вредным микробам.

Крайне полезно устраивать семейные выезды и пикники с приготовлением шашлычков из овощей – эти блюда вкусные, помогают расширять вкусовые границы, и сама процедура очень интересна детям. Можно поджарить на шампурах помидоры, кусочки баклажанов и цуккини, лук и болгарский перчик. Можно сделать и овощи гриль – они не менее полезны.


Чтобы научить малыша самостоятельно есть ложкой, потребуется несколько месяцев. Даем инструкцию для каждого этапа и самые полезные советы для родителей.


Каждой маме хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой — это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить ребенку. Мы расскажем, как сделать, чтобы этот процесс обучения прошел легко и весело.

Когда начинать уроки


Простой ответ — как только ты заметишь, что малыш готов для этого. Есть два основных признака:

  1. Он берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит — есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки — положил в рот».
  2. Он интересуется ложкой: указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

1 Как научить ребенка есть ложкой самому: 3 этапа обучения


Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый ребенок развивается в своем темпе.

6 месяцев

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, если он только знакомится с твердой пищей? Позволяй изучать еду, брать ее пальцами. Конечно, такое разрешение чревато тем, что пюре или кусочки овощей будут размазана по лицу, волосам и столику. Давай прибор в руки, если карапуз ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовой к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.


7 месяцев

Как научить ребенка держать ложку? Демонстрируй, что еда находится именно в ложке, что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривай что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволяй пользоваться прибором самостоятельно, если он хочет. Устраивай семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев

Продолжи применять метод копирования, но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с младенцем. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что он наверняка начнет капризничать. Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

Конечно, нет взрослых, которые бы совершенно не умели пользоваться столовыми приборами. Так что, по большому счету, переживать не о чем – однажды ваш малыш непременно возьмет в руку ложку и начнет есть самостоятельно.

Однако если в ваших планах посещение ребенком детского сада, или вы хотите освободить себе немного времени, или вам просто неловко от того, что у всех знакомых дети уже едят самостоятельно, а вы пока «в отстающих» - знайте, что научить ребенка пользоваться ложкой можно быстро и легко!

Знакомься, это ложка!

Умение пользоваться ложкой состоит из двух важных составляющих: способности манипулировать ложкой (то есть крепко держать ее определенным образом и доносить из точки А в точку Б без существенной потери содержимого) и способности «снимать» губами, деснами и зубами содержимое ложки в рот.

В зависимости от того, какой тактики введения прикорма придерживаются родители, малыш осваивает один из этих навыков раньше другого. Если мама знакомит ребенка с детскими пюре и творожками месяцев в шесть (многие педиатры считают, что именно после полугода стоит разнообразить меню младенца), то сперва она кормит ребенка ложкой сама.

Ложку – в рот!

Хотя большинство мам легко справляются с задачей кормления, в этом вопросе тоже есть свои маленькие хитрости. Не надо позволять ребенку сосать ложку, словно грудь или бутылочку, а малыш непременно попробует это сделать. Поэтому действуем быстро: ложкой слегка нажимаем на нижнюю губу ребенка и, когда он приоткроет рот, «снимаем» содержимое ложки о его верхнюю губу.

Важно: Первый прикорм в этом случае должен быть полужидкий, без комочков. Набирать пюре сперва нужно на самый кончик ложки и следить, чтобы ребенок не подавился едой непривычной консистенции.

Ложку – в руку!

Если родители остановили свой выбор на педприкорме, то никакого пюре, скорее всего, ребенок не увидит, а первую не-жидкую еду будет держать в руке: сушка, печенье, корочка хлеба, кусочек яблока…

В этом перечне к году должна появиться и ложка, пусть даже к ней не будет прилагаться тарелка с содержимым, а ребенок воспримет ее как игрушку. Пусть сидя у вас на коленях за обеденным столом он поиграет ложкой – попробует взять в руку, донесет до рта.

Важно: Лучше выбрать ребенку ложку из плотного и мягкого качественного пластика или силикона – не будет риска случайно пораниться. Черенок ложки должен быть толстым, удобным для захвата как ручка погремушки, и коротким. Малыш подносит ко рту не ложку, так точно оперировать предметами он еще не умеет, а кулак – чем короче черенок, тем больше вероятность, что содержимое ложки окажется во рту. Сама ложка не должна быть глубокой.




Антошка, Антошка, готовь к обеду ложку!

Важно, чтобы столовые приборы, даже любимые, не переходили в разряд игрушек, с которыми ребенок имеет дело и в других местах, кроме кухни. Если вы начали кормить малыша с ложки сами, обратите внимание, чтобы у него образовался четкий ассоциативный ряд: «вижу ложку – открываю рот – глотаю еду».

Если ребенок на педприкорме, давайте ложку только тогда, когда находится вместе с вами за обеденным столом. Пусть возьмет ее в руки, попробует обмакнуть в вашу тарелку, укусить, пососать, словом, глядя на вас, освоится с новой вещью.

Наконец, между 9 месяцами и годом наступает момент, когда к ложке может прилагаться тарелка, а в тарелке – еда. Предупреждаем сразу, чисто и аккуратно ребенок есть не будет, поэтому никаких свекольных и тыквенных пюре, если ремонт кухни и смена гардероба ребенка не входят в ваши планы. Тарелка должны быть с достаточно высокими бортиками, легкой, небьющейся и устойчивой (можете опробовать посуду на присосках). Еды в ней должно быть немного – буквально несколько ложек, но, в то же время, столько, чтобы малыш мог ее зачерпнуть, а не просто размазать по дну.

Важно: Это не трапеза, а тренировка навыка! Поэтому не ставьте тарелку перед голодным ребенком – он не сумеет полноценно поесть, раскапризничается, скорее всего, вся порция полетит на пол. Но не надо пытаться учить уже насытившегося ребенка – он воспримет это как игру, у него не будет никакой мотивации к обучению.

Нужно выбрать правильно блюдо для первой самостоятельной еды. Это должно быть что-то знакомое и любимое ребенком, так что подумайте о его пищевых предпочтениях. Блюдо не должно быть слишком жидким (еда не должна выплескиваться из ложки) и слишком густым (которое трудно зачерпнуть).

Альтернатива ложке - вилка

Аккуратно и полностью самостоятельно ребенок научится есть только в возрасте около двух лет, так что если ваш годовалый малыш никак не желает дружить с ложкой – не огорчайтесь, успеет! Попробуйте дать ему… вилку! Детские силиконовые вилки иногда продаются в комплекте с ложками. Начать в этом случае можно с нарезанного кусками банана, сложенного в тарелку. Многим детям проще освоить нанизывание на вилку, чем зачерпывание ложкой, к тому же в этом случае можно помочь себе донести кусок фрукта до рта рукой, а это, знаете ли, ободряет. Когда маршрут «тарелка – рот» будет достаточно освоен, предложите ребенку ложку еще раз.

Приятного аппетита вашим малышам!

Читайте также: