Консультация для родителей блюда для детей из овощей и фруктов

Галина Карпенко
Консультация для родителей «Овощи и фрукты — полезные продукты!»

"Овощи и фрукты- полезные продукты!"

О пользе овощей и фруктов знают все. Их биологическая ценность для организма неоспорима. Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших нутриентов, от которых напрямую зависит здоровье человека.

Сегодня давайте выясним, какие самые распространенные мифы существуют о фруктах и овощах, и попытаемся их развеять.

Миф №1: Фрукты и овощи в свежем виде более питательны, нежели измельченные и замороженные.

Правда: В замороженном виде овощи и фрукты не менее питательны свежих. В измельченном виде они упаковываются и подвергаются заморозке непосредственно сразу же после сбора. Благодаря специальным современным технологиям в таких продуктах питания сохраняется большинство полезных веществ.

Миф №2: Ананасы, грейпфруты, сельдерей, капуста, кофе и некоторые другие продукты сжигают жир и снижают вес

Правда: Нет таких продуктов. Некоторые фрукты, овощи и даже кофеин действительно способны ускорят скорость метаболизма (то есть скорость, с которой организм сжигает калории или энергию, но лишь на некоторое время. Сами по себе же они не являются природными жиросжигателями, в каком большом количестве вы бы их не употребляли

Миф №3: В моркови содержится много сахара

Правда: Одна чашка сырой моркови равна 52 ккал и 12 граммам углеводов, причем половина из них – простые сахара, а остальные полезная для организму клетчатка и сложные сахара. Сахар в моркови идет как бы «в комплекте» с огромным количеством витаминов и минералов (бета-каротином, витамином А, фалкаринолом и др.) и уж совсем не является вредным для фигуры.

Миф № 4 Фруктовые соки низкокалорийные.

Правда: Фруктовые соки, хоть и обеспечивают наш организм необходимыми витаминами и минералами, весьма калорийны. Современный человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, медицина предлагает нам самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях. Однако не будем забывать, здоровье – это то, что едим мы и наши дети.

Какие же продукты необходимо употреблять в питании детям и чем богаты эти продукты?

Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно- зелёные овощи с листьями.

Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее.

Цельные зёрна: входят рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа.

Цельные зёрна содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка.

Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.

Приятного аппетита и здоровья Вам и вашим деткам!


Беседа с детьми «Овощи и фрукты — полезные продукты!» Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами.


Фотоотчёт. Пособия к проекту «Овощи и фрукты — полезные продукты» Предлагаю посмотреть, какие пособия приготовили родители для детей к проекту «Овощи и фрукты – полезные продукты». «Что растёт на дереве?».


Калейдоскоп проектов. Презентация проекта «Овощи и фрукты — полезные продукты» Одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения значился «Калейдоскоп проектов для педагогов ДОУ». И вот он состоялся. Необходимо было.

Конспект НОД по экологии «Овощи и фрукты, полезные продукты» в младшей группе Конспект НОД по экологии в младшей группе «Овощи и фрукты, полезные продукты» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по.


" Овощи и фрукты в рационе ребёнка"

ВложениеРазмер
polezye_svoistva_ovoshchey.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей
«Овощи и фрукты в рационе ребёнка».

Свежие фрукты, ягоды, овощи и зелень выгодно отличаются от других продуктов. Они относительно бедны жирами (0,5—0,6%) и белками (1—5%), но содержат широкий комплекс витаминов и минеральных веществ, большое количество углеводов и ряд других соединений, необходимых для нормального роста и развития детского организма.

Еще одно из достоинств свежих овощей, фруктов и ягод — высокое содержание пектиновых веществ и пищевых волокон, нормализующих процессы пищеварения. Попадая в желудочно-кишечный тракт, они обволакивают вредные вещества и предохраняют слизистую оболочку от воздействия различных микробов и токсинов. А пищевые волокна (клетчатка) способствуют развитию полезной микрофлоры в кишечнике и регулируют продвижение пищи по пищеварительному тракту. Но все полезно в меру. При беспорядочном употреблении свежих фруктов, ягод и овощей организм получает избыточное количество пищевых волокон. В результате резко ускоряется прохождение пищи через кишечник и у ребенка может начаться диарея.

Лучше всего кормить малышей овощами и фруктами, выращенными в собственных садах и огородах. В этом случае можно быть уверенным, что они не содержат вредных для ребенка веществ. Но меню детского рациона нередко приходится пополнять и за счет продуктов, купленных на рынке. Для того, чтобы не ошибиться в выборе, хорошо бы иметь специальные тесты на наличие нитратов и бытовые приборы для проверки на радиацию. Известны случаи, когда даже на колхозных рынках обнаруживались зараженные продукты. Приобретая овощи или фрукты, нет смысла отдавать предпочтение самым отборным, красивым и крупным плодам. Прекрасный товарный вид может свидетельствовать как раз о том, что они выращены с использованием химических удобрений. Иной раз мелкие размеры и изъяны, придающие неприглядный вид, являются косвенным доказательствам их экологической чистоты. От плохой экологии никуда не денешься, в любой местности может оказаться зараженными и земля, и вода, и воздух.

Чем толще кожура у плодов, тем больше в них грубой клетчатки, которая очищает организм. Поэтому не всегда стоит обрезать их жесткую оболочку. Красивые заморские яблоки стоит почистить, потому что их для лучшей сохранности обрабатывают химическими средствами. А отечественные детям надо есть обязательно с кожурой.

Взрослые часто навязывают детям свои вкусовые пристрастия. Они привыкли к сладкому, и кислый плод кажется им невкусным. Ребятишки с неизвращенным вкусом с удовольствием едят смородину или крыжовник. Эти ягоды полезны в натуральном виде, со шкурками и семечками. Ребенку первого года они тоже не повредят, но надо отбирать самые спелые и мягкие плоды.

Лесные ягоды – черника, брусника и земляника – содержат целый букет полезных веществ. Они заслужено считаются лечебными и особенно полезны ослабленным детям, а также страдающим диабетом и ожирением. Какой бы сладкой ни была, скажем, черника, для диабетиков она не опасна, так как содержит фруктозу, которая хорошо усваивается при этом заболевании. А земляника вовсе не страшна для детей-аллергиков, как это принято считать. Просто каждый новый растительный продукт надо давать сначала маленькими порциями. С одного года до 3 лет по чайной ложке, потом – по столовой. Если на следующий день у малыша на коже не появилась сыпь, не расстроился желудок, нет тошноты, не покраснели щечки, нет шелушения на руках и ногах, то на следующий день можно дать порцию побольше, на третий день при отсутствии реакции добавить еще одну, а уже потом – сколько он захочет.

Обычно считается, что в свежевыжатых соках больше витаминов, чем в самих плодах. Действительно, в соках они содержатся в более концентрированном виде. Исключение составляет витамин С, который большей счастью разрушается под воздействием воздуха и света, как бы быстро ни готовились соки в домашних условиях.

В соках гораздо меньше и других полезных компонентов, необходимых для детей – минеральных веществ, пектинов, пищевых волокон. Они обычно содержатся в оболочке и прилегающей к ней мякоти. Поэтому в детском питании соки должны равномерно чередоваться с цельными плодами и ягодами.

Мамам всегда хочется продлить фруктово-ягодное изобилие, поэтому они консервируют для детей и фрукты, и ягоды, и овощи. У каждой имеется и свой рецепт, и свой секрет. В вареньях, пюре, ягодах, измельченных с сахаром, как правило, остается большинство витаминов и минеральных веществ, но витамин С сохранить полностью не удается. Надо избегать длительного воздействия на смесь трех вредных для витамина С факторов – света, воздуха и тепла.

Протирать плоды для консервирования надо быстро, маленькими порциями, обязательно в эмалированной посуде деревянной ложкой. Затем их следует сразу же переложить в стерилизованную банку, плотно ее закрыть и поместить в холодное темное место. Для ребенка полезней, если в пюре кладется как можно меньше сахара. В варенье максимум витамина. С сохраняется в пятиминутке. Самым лучшим способом сохранения компонентов в плодах остается глубокая заморозка. Нельзя лишать детей с аллергическими проблемами или каким-то неблагополучием в работе желудочно-кишечного тракта удовольствия есть свежие фрукты и ягоды. В этих случаях их надо слегка обработать, например, фрукты чуть запечь, а ягоды обдать кипятком.

Для ребенка можно приготовить кисель. Сначала нужно отжать ягоды и, закрыв их крышкой, поставить на холод. Затем отварить выжимки в кипятке, процедить и заварить в них крахмал. Не следует использовать готовый концентрат киселя, в котором есть добавки, способные вызвать дополнительные проблемы у малышей. Перед тем, как дать кисель ребенку, в готовую остывшую массу надо добавить отжатую мякоть плодов.

Также нужно использовать полноту ассортимента овощей и готовить из них для ребенка разнообразные салаты и всевозможные овощные блюда. Хорошо, если малыш постоянно грызет морковку или репку, которые укрепляют его жевательный аппарат и очищают его пищеварительный тракт. Но в этом их значительно превосходит капуста. Капуста активно освобождает организм от «мусора». Однако детям не стоит давать капустные кочерыжки и толстую, мясистую часть листьев, так как именно в этих частях накапливаются нитраты.

Помидоры, огурцы принесут больше пользы, если они выращены в огороде, а не на гидропонике. Детей раннего возраста не следует кормить помидорами. После 3 лет уже можно, но некоторое время надо счищать шкурку. Огурцы можно есть всем малышам вместе с кожицей.

Черная редька также обладает целебными свойствами. Она содержит грубую клетчатку, фитонциды, дезинфицирующие кишечник, и массу витамина С. В старину соком редьки лечили простудные заболевания. Однако у маленьких детей редька может вызвать повышенное газообразование, поэтому им лучше давать ее сок, и приучать к нему постепенно, начиная с 1 чайной ложки. Начиная с 5 лет, из натертой редьки можно делать салаты.

Для малышей должно стать привычкой есть как можно больше зелени. Она замечательно нормализует работу желудка и кишечника, помогает избавиться от метеоризма. С 3 лет в детский рацион можно добавлять чеснок – сначала растолченный, потом мелко нарезанный. Репчатый лук, в отличии от чеснока, способен накапливать из почвы вредные вещества. Для детей надо выбирать тот, у которого хорошо сохранена плотная шелуха. В сыром виде малышам лучше давать зеленый лук, который надо очень тщательно мыть, особенно у основания, где скапливается грязь.

Перед приготовлением овощи следует тщательно вымыть (при сильном загрязнении их моют щеткой). Кожуру снимают тонким слоем, т.к. в наружных частях максимальное количество витаминов и минеральных веществ. Очищенные, а тем более нарезанные овощи нельзя оставлять на длительное время в воде (даже до 1 часа), происходит вымывание витаминов. Очищенные овощи лучше варить на пару. Варить следует под крышкой и только до готовности, не переваривая. Так картофель, капуста, морковь варятся не более 25-30 минут, свекла 1-1,5 часа. Овощное пюре протирают в горячем виде и доводят до кипения, масло добавляют после снятия с огня. Не используйте картофель с зеленоватой окраской, в нем содержится соланин - ядовитое вещество.

Помните, как в стихотворении Юлиана Тувима «Вот овощи спор завели на столе — кто лучше, вкусней и нужней на земле. » Как вы думаете, все ли дары огорода одинаково полезны? Давайте подробно рассмотрим некоторые овощи, фрукты и ягоды, наиболее популярные среди садоводов-огородников.

Источник провитамина А (бетакаротина). Также богата витамином. С, калием и железом. Детям с 4—5 месяцев дают морковный сок, а затем добавляют этот корнеплод в овощное пюре. Чтобы достичь максимального усвоения бетакаротина, морковное пюре желательно давать с растительным маслом или со сметаной.

Богата органическими кислотами, калием, магнием, кальцием и железом. Кроме того, она отличается высоким содержанием углеводов и клетчатки. Но из-за высокого содержания красящих веществ свекольные блюда следует очень осторожно вводить в детский рацион не ранее 9—10 месяцев.

Эти овощи еще называют носителями экологически чистой жидкости. Ведь огурец на 95% состоит из воды и растворенных в ней минеральных веществ и витаминов. В них содержатся ферменты, способствующие усвоению белков животного происхождения. Поэтому салат из огурцов полезно сочетать с мясными блюдами. А с 6 месяцев ребенку можно давать полумалосольный ломтик свежего огурца (им удобно чесать зубки).

Содержат мало клетчатки и много пектиновых веществ и органических кислот. Отличаются высоким содержанием железа, калия, витамина. С и провитамина А. Сок из свежих помидоров можно давать детям с 5—6 месяцев. А с 8—9 месяцев в овощное пюре можно добавлять свежие томаты, предварительно очищенные от кожицы.

Молодой картофель является ценным источником витаминов группы В, а также Р и С. Но из-за того, что содержит слишком много крахмала, особой пользы не приносит детям. С 4—5 месяцев ребенку можно давать картофельное пюре.

Богата солями фосфора, калия, железа, витаминами РР и С и содержит большое количество сахаров при относительно низком содержании крахмала. В детском питании, как правило, используется белокочанная и цветная капуста. С 6—7 месяцев ребенку можно давать пюре, сок и отвар из свежей капусты. Кроме того, квашеная белокочанная капуста хорошо сохраняет витамин С и уже с 1—1,5 лет ее можно вводить в детский рацион.

В зелени петрушки, укропа, зеленого лука, щавеля, сельдерея и чеснока содержатся фитонциды, обладающие антимикробными свойствами. Употребление в пищу таких продуктов показано для профилактики респираторных заболеваний и дезинфекции ротовой полости ребенка. Уже с 8—9 месяцев зелень необходимо добавлять в детскую еду. Лишь при употреблении щавеля нужно соблюдать осторожность. В нем содержится много щавелевой кислоты и давать его детям следует очень осторожно. То же самое касается и блюд, приготовленных с его содержанием: щи, рагу.

Отличается высоким содержанием минеральных солей, органических кислот и сахаров. Кроме того, эта ягода (особенно черная) — одна из самых богатых витамином С. Но до 8 месяцев давать ее детям в свежем виде не рекомендуется. А вот сок и компот из смородины можно предлагать малышам уже с 6—7 месяцев.

Слива, алыча, вишня, черешня, крыжовник содержат довольно много легкоусвояемых сахаров, калия, каротина, железа, органических кислот, растительных волокон и пектиновых веществ. Сок и пюре из этих ягод можно давать детишкам начиная с 6—8 месяцев.

Клубника, земляника, малина богаты витамином С, клетчаткой и содержат много сахаров. Но эти ягоды обладают выраженным аллергенным действием, поэтому давать их детям следует с большой осторожностью и потому вводить их в рацион малыша следует не ранее 9—10 месяцев.

Содержат много сахаров, пектина, железа, витамина С и яблочной кислоты. Наиболее богаты витамином С и железом кислые сорта яблок (особенно антоновка). Яблочная кислота усиливает выделение пищеварительных соков, улучшает двигательную функцию кишечника и тем самым ускоряет процессы пищеварения. Кроме того, яблочная кислота благотворно действует на обмен жиров и уменьшает содержание холестерина в крови.

Помните! Аллергическая реакция бывает не только врожденной, но и приобретенной. Ежегодно меняется состав почвы, воды, используемой для полива, экологическая обстановка и многие другие факторы. Даже если в прошлом году ребенок мог без ущерба для здоровья съесть целую тарелку смородины, в начале нового сезона будьте аккуратны.


Далеко не каждый ребенок с превеликим удовольствием кушает овощи. А кушать их надо! Что же делать? Не сдаваться!

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Овощи детям»»

Консультация для родителей


Воспитатель Кривцева А.В.

Я игрушки покажу,

Как оформить расскажу.

Материал мой не простой,

А расскажу я вам, как можно сделать самые обычные блюда из овощей необычными и привлекательными для глаза ребёнка.

Начнём с того, что рацион детей должно быть сбалансированным , полезным и питательным, что гарантирует здоровое умственное и физическое развитие, - об этом знает каждая мама.

Чтобы быть уверенной в том, что ваш ребенок получает необходимые ему вещества и витамины, нужно ежедневно обеспечивать его организм пятью главными продуктами: фруктами, овощами, злаками, белком и водой. Это необходимый минимум, и на нём ни в коем случае нельзя экономить!

Далеко не каждый ребенок с превеликим удовольствием кушает овощи. А кушать их надо! Что же делать? Не сдаваться!

Применяйте принцип радуги в овощном меню, причем интереснее и полезнее будет умещать несколько цветов на одном блюде.

Активно привлекайте ребенка к процессу приготовления овощей – попросите помыть их, очистить от легкоснимаемой кожуры или шелухи, ребенка постарше можно даже попросить их порезать (при этом лучше, чтобы овощи были варёными).


Еще один способ заинтересовать малыша овощами – превратить их в праздник. Подавайте овощи в качестве угощения на праздничном столе или предложите ребёнку в качестве перекуса свежие овощи, но, ВНИМАНИЕ, по-разному нарезанные. Есть такое слово «КАРВИНГ», что в переводе с любого языка принято понимать, как – декоративное вырезание из овощей и фруктов. Это настоящее искусство! Для детей этот способ подачи овощей особенно интересен, ведь, как мы уже говорили чуть выше , подчас бывает очень трудно заставить ребёнка съесть хоть немного овощей. Но одно дело съесть обычную морковку и совсем другое – шишку из морковки или, к примеру, экзотический цветок. Научить карвингу можно и самого ребёнка. Это занятие поможет развить в нём не только усидчивость и умение готовить, но и привить прекрасное чувство вкуса! С самыми маленькими начните с простого – вырезайте фигурки из вареных овощей вместе с детьми, используя формочки для выпечки печенья.

Но и это ещё не всё. Подавать овощи детям можно в красивой посуде, на дне которой могут быть изображены, к примеру, любимые сказочные герои малыша. Приобретите несколько тарелок с различными изображениями. Ребёнок с удовольствием будет поглощать суп или картофельное пюре, чтобы поскорее узнать, кто же сегодня прячется на дне.

Ну а если, перепробовав все возможные варианты, вам так и не удалось подружить малыша и овощи, не отчаивайтесь, попробуйте увеличить порцию съедаемых фруктов – они обладают практически теми же питательными свойствами.


VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Консультация для родителей

«Овощи и фрукты »


Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка .

О пользе овощей и фруктов знают все. Их биологическая ценность для организма неоспорима. Овощи и фрукты не обладают большой энергетической ценностью, но являются поставщиками важнейших нутриентов, от которых напрямую зависит здоровье человека. Кроме того, овощи и фрукты имеют превосходный вкус и аромат, никакая другая еда не приносит большего удовольствия и пользы. Это настоящий подарок природы, позволяющий обеспечить организм жизненно необходимыми полезными веществами .

Какие же продукты необходимо употреблять в питании детям и чем богаты эти продукты?

Овощи: содержат витамин С, бета-каротин, железо, кальций, клетчатку. Особенно богаты ими тёмно- зелёные овощи с листьями.

Фрукты: содержат витамин С и бета-каротин, большое количество пищевого волокна. Цельные фрукты предпочтительнее.

Цельные зёрна: входят рис, хлеб, макароны, кукуруза, просо, ячмень, гречневая крупа.

Цельные зёрна содержат большое количество пищевого волокна и других сложных углеводов, белка, витамина В и цинка.

Бобовые: горох, бобы, чечевица богаты источником клетчатки, белка, железа, кальция, цинка и витамина В.


Яблоко – витамин С, укрепляет стенки сосудов, уменьшает проницаемость токсинов ( не пропускает яд в организм), способствует быстрому восстановлению сил после болезни.

Яблоки содержат много железа, их справедливо считают хорошим помощником при анемиях у детей, взрослых и особенно беременных.

Калия в яблоках примерно в 11 раз больше, чем натрия. А это значит, что яблоки обладают мочегонным эффектом.

Груши – хороший информатор пектина. Уникальные эфирные масла помогают укреплять иммунитет и самое интересное – бороться с депрессией.

Бананы – витамин В позволяет сохранить здоровыми кожу, волосы и ногти. Витамин Е является антиоксидантом.

Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.

Малина б огата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Абрикосы содержат в себе кальций, железо, витамины А и С, цинк и фолиевую кислоту, тут много каротина, калия и клетчатки.

Апельсины, лимоны и грейпфруты богаты на витамин С, но маленьким детям их давать не рекомендуется по причине высокого риска аллергических реакций.

Мандарины уступают по количеству витамина С, фолиевой кислоты, но опережают по витамину А . Ну и чистятся они легче, а это удобнее.



Картофель – содержит множество полезных веществ, оздоравливающих организм: витамин В, который нужен для здорового метаболизма; калий, который выводит жидкость из организма, витамин С стимулирующий иммунитет. Укрепляет сердечно-сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.

Капуста – благодаря клетчатке (содержание составит 15 %) обеспечивается нормальная работа желудочно – кишечного тракта. Азотистые соединения необходимы людям, у которых есть поражение мочевыделительной системы, больным с сахарным диабетом. Калий выводит из организма лишнюю жидкость, укрепляет сердечно – сосудистую систему. За счет высокого содержания витаминов группы В, капуста полезна людям с заболеваниями нервной системы. Один из главных витаминов капусты – это витамин U метилметионин или противоязвенный фактор.

Свекла – сок свеклы является хорошим средством для выведения токсинов из организма человека. Если вы страдаете болезнями сердца, то содержание витаминов группы В, будет способствовать образованию гемоглобина в крови, а также предотвратит лейкемию и анемию. С помощью свеклы можно чистить не только кишечник, но почки и печень.

Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.

Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.

Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.

Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.

Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню.

Загадки для детей.

Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?…
(Свекла)

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)

Это вовсе не игрушка — Ароматная…
(Петрушка)

В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных.
(Кукуруза)

я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)

Пословицы и поговорки

За ягодами пойдешь – здоровье найдешь,
Зелень на столе – здоровье на сто лет,
Лук от семи недуг.

Яблоко на ужин – и врач не нужен.

Без картошки жить на свете
Очень даже грустно дети.
Выручает нас всегда
Эта скромная еда:
И в пюрешке, и в мундирах,
В первых блюдах, и в гарнирах,
И вареной, и печеной,
И хрустящей, и толченой.
Про нее сказать не грех,
Что картошка лучше всех!

Наши чудо – помидоры
Созревают, но нескоро
И мы будем есть их вволю,
Посыпая крупной солью.
Угощать друзей, подруг
Помидор наш лучший друг!

Нам по вкусу кукуруза
Сочная и молодая
Ее дети обожают,
Мама с папой уважают.
Бабушка, наверно б, ела,
Если б зубы все имела.
С нее блинчики и кашки
Дарят радость детям нашим.
В остальном она скромна
И на корм идет она.

От морковки толку больше,
Чем от пепси и конфет.
Всем она приносит пользу
И цены ей просто нет.

Уважаемые родители! Овощи и фрукты имеют большое значение в здоровье ребенка. Детям полезно есть фрукты даже в промежутках между приемами пищи. Это необходимо их растущему организму, улучшает внимание и помогает развитию. Вот несколько простых способов приучить ребенка есть больше фруктов.

Покупайте фрукты. Всегда держите дома запас фруктов! Дети любят перекусывать между основными приемами пищи, причем едят они то, что попадается им под руку. Если на кухне им подвернутся чипсы, то они будут есть чипсы. Если найдут фрукты, будут есть фрукты. Виноград, мандарины, бананы и яблоки дети выбирают чаще всего, потому что эти фрукты удобны: их легко взять и унести с собой.

Поставьте на виду вазу с фруктами. Итак, покупайте виноград, мандарины, бананы и яблоки, а также другие сезонные фрукты и ягоды, выкладывайте их в вазу и оставляйте ее в доступном для ребенка месте, чтобы он всегда мог взять фрукты, когда голоден. В идеале ваза должна стоять на виду, в том месте, мимо которого ребенок регулярно проходит и куда ему легко дотянуться.

Перекусы между едой — не такая уж хорошая привычка, но фрукты между приемами пищи полезны для здоровья, и фруктовая ваза на видном месте — хороший способ приучить ребенка «правильно» перекусывать, когда он голоден.

Используйте «бездумную» еду с пользой. Попробуйте дать ребенку миску с нарезанными фруктами, когда он смотрит телевизор. Скорее всего, ваш ребенок сметет с тарелки все и даже не заметит. Люди склонны к «бездумной» еде, когда они едят что-то, не осознавая, что делают. Это может привести к перееданию. Но в случае с детьми «бездумную» еду можно использовать в благих целях. Давать им тарелку с фруктами, пока их внимание занято телевизором или компьютерной игрой, — хороший способ оздоровить их питание.

Сделайте фрукты десертом. Старайтесь не заканчивать десертом каждый прием пищи, но иногда, примерно два раза в неделю, устраивайте особое пиршество со сладким. И лучше, чтобы это сладкое было фруктовым: фруктовый крамбл или торт, фрукты с кремом или йогуртом, ну или просто нарезанный ананас или манго. Только постарайтесь сделать это блюдо красивым и изысканным, чтобы фрукты воспринимались как лакомство.

Давайте фрукты с собой. Если ваш ребенок берет с собой в школу упакованный обед или завтрак, обязательно кладите ему в пакет немного фруктов. Проще всего положить виноград в небольшой коробочке, мандарин, яблоко или банан. Даже если ребенок не будет съедать их каждый день, у него в голове отложится: на обед обязательно должны быть фрукты.

Вот несколько способов, как убедить детей есть больше овощей.

Покупайте овощи. Вы, а не дети отвечаете в семье за финансы, покупку продуктов и приготовление еды. Поэтому каждый раз покупайте овощи, все время держите их дома и кормите ими ребенка. Если не предлагать ему овощные блюда, то он и не полюбит их.

Всегда держите в морозилке запасы замороженного горошка, стручковой фасоли и брокколи, а в холодильнике — огурцы, морковь и помидоры. Мои дети, например, предпочитают именно эти овощи и охотно их едят. Если хотите ввести в детский рацион новый овощ, предложите его вместе с той едой, которую ребенок уже знает и любит. Это поможет ребенку побороть недоверие к новому продукту и, возможно, подтолкнет его попробовать незнакомое.

Проявляйте настойчивость. Обязательно дополняйте каждый прием пищи овощами. Даже если ребенок отказывается от овощей, проявляйте настойчивость и продолжайте предлагать их ребенку. В конце концов, он сдастся и станет есть их. А со временем ему даже начнет казаться, что в блюде чего-то не хватает, если там не будет овощей. Когда ребенок говорит: «Я не люблю брокколи», все равно кладите кусочек ему на тарелку. Рано или поздно он этот кусочек съест.

Будьте хорошим образцом для подражания. Ешьте вместе с ребенком и обязательно говорите во время обеда, как вам нравятся овощи, насколько они вкусные. Вместо фразы: «Ешь фасоль, она полезна для здоровья» скажите: «Положить тебе фасоли? Попробуй, какая она сочная». Сядьте вместе с ребенком за столи с удовольствием съешьте свою порцию фасоли.

Давайте сырые овощи. Многим детям нравятся хрустящие овощи. Поэтому давайте им сырую морковь или перец, даже если сами едите их приготовленными.

Маскируйте овощи. Многие мамы «прячут» овощи в аппетитных блюдах, и дети съедают их, не замечая подвоха. Готовьте соусы на томатной основе, добавляйте тертую морковь в соус болоньезе, а мелко нарезанный лук и перец — в пастуший пироги т.д.

Пусть он выберет сам. Если вы берете ребенка в магазин за покупками, позвольте ему самому выбрать овощ, который он хочет попробовать. Пусть это станет развлечением для ребенка. Потом приготовьте из нового овоща что-нибудь вкусненькое — причем это лучше сделать вместе — и ребенок наверняка согласится попробовать то, что получилось: ведь он сам выбрал этот овощ.

Используйте момент, когда ребенок голоден. Перед ужином мои дети становятся «магнитами на холодильник» и начинают рыскать по кухне в поисках, чем бы перекусить. Воспользуйтесь этим моментом и дайте им миску с замороженным горошком или сырую морковку.


Советы родителям по теме " Овощи и фрукты"

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Тема «Овощи. Фрукты».


Дети должны знать:

  • • названия овощей, фруктов и их частей;
  • • что овощи растут в огороде, в земле, на грядках, на кустиках, фрукты растут в саду, на деревьях;
  • • сходство и различие (уметь сравнивать овощи и фрукты по цвету, форме, величине, вкусу, запаху);
  • • как овощи и фрукты собирают (выкапывают, срывают, срезают, выдёргивают, обрабатывают (моют, режут, чистят, трут, как их готовят и как употребляют в пищу (в солёном, сыром, сушёном, варёном виде, что готовят из овощей, фруктов;
  • • что овощи и фрукты полезны, в них много витаминов.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: огурец, помидор (томат, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, патиссон, кабачок, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, полив, компот, джем, варенье, сок;

Прилагательные: красный, зелёный, жёлтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, солёный, маринованный, консервированный, сырой, варёный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной, фруктовый, шершавый, мягкий, твёрдый;

Глаголы: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, собирать, поспевать, брызгать, выкапывать, выдёргивать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, резать, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить, ухаживать, выжимать, сушить, вынимать, окапывать.

Грамматический строй речи

• Д/упр. «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
огурец – огурчик – огурчики,
перец – перчик – перчики,
яблоко – яблочко – яблочки,
груша – грушка – грушки,

• Д/упр. «Один – много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах) :
помидор – помидоры – помидоров,
тыква – тыквы – тыкв,
сливы – сливы – слив,
апельсин – апельсины - апельсинов и т. д.

• Д/упр. «Назови, какой? » (образование относительных прилагательных) :
сок из помидоров – томатный,
сок из яблок – яблочный, (из слив, апельсин, винограда, персика)
сок из моркови – морковный,
варение из персиков – персиковое,
варение из абрикосов – абрикосовое.

• Д/упр. «Согласование существительных с прилагательными»:

помидор вкусный, морковь вкусная, бобы вкусные, мандарин вкусный, яблоко вкусное, слива вкусная и т. д.

• Д/упр. «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :
один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов;
одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок и т. д.

• Д/упр. «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов):
картофель крупный, а редис - (мелкий,
перец внутри пустой, а морковь - (полная,
помидор мягкий, а огурец -. (твёрдый,
персик большой, а абрикос - (маленький,
апельсин круглый, а банан - (длинный,
лимон кислый, а персик - (сладкий).

Советы родителям

Хотите, чтобы дети лучше запомнили названия овощей, фруктов, их цвет, форму и вкус? Дайте им возможность ухаживать за овощами и фруктами в огороде и в саду: сажать, поливать, рыхлить, окапывать и белить деревья, собирать урожай. Можно поиграть с овощами и фруктами дома, щупать их, мыть, резать, тереть на тёрке, выжимать сок, сортировать.

Усвоить материал по теме вам помогут игры:
• Игра «Узнай на вкус». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый кладёт ему в рот кусочек морковки, огурца или другого овоща. Такая же игра проводится с фруктами. Ребёнок должен угадать, что это.
• Игра «Узнай на ощупь». Ребёнок ощупывает овощ или фрукт, находящийся в непрозрачном мешочке.
• Лепка и рисование овощей, фруктов, штриховка контуров в различных направлениях.
• Игра «Придумывание загадок об овощах и фруктах». Взрослый описывает какой-либо овощ или фрукт, например: этот овощ зелёный, овальный, твёрдый, сочный. Ребёнок угадывает, что это. Затем загадывать учится сам ребёнок, а угадывает взрослый. Объясните ребёнку, что нужно указать, какой овощ или фрукт по вкусу, форме, цвету, на ощупь.
• Д/упр. «Четвёртый лишний» (выделение лишнего предмета из группы предметов). Например: яблоко, груша, ваза, лимон (ваза) ; лимон, персик, помидор, абрикос (помидор) ;лук, репа, крапива, чеснок (крапива) .Обязательно спросите ребёнка, почему он выбрал в качестве лишнего тот или иной предмет.

«Человек рождается, здоровым,

а все его болезни приходят к нему через рот с пищей» Гиппократ

Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека.

Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье. Важно правильно организовать питание детей.

Все процессы, протекающие внутри человеческого организма – носят ритмичный характер. Режим питания важен в любом возрасте, особенно велико его значение для детей и подростков.

Регулярное питание призвано обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня. Вот почему в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 разовый приём пищи через каждые 3-4 часа.

Питание должно быть разнообразным, это служит основой его сбалансированности. Важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор.

  • В рацион ребёнка необходимо включать все группы продуктов – мясные,молочные, рыбные, растительные;
  • Еда ребёнка должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Надо помочь ребёнку “распробовать” вкус разных блюд. Проявите фантазию, боритесь с возникновением у ребёнка консервативностью к еде. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, возможную непереносимость продуктов.

Количество энергии, поступающей в организм с продуктами, равно количеству энергии, затраченной ребёнком.

Еда должна приносить радость! Она служит важным источником положительных эмоций. Замечено, что больше всего наслаждения получает не обжоры, а гурманы, для кого еда – приключение, кто любит пробовать диковинные блюда, знакомится с кухнями разных народов, осваивать новые рецепты и необычные блюда.

Удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом. Во время еды категорически не рекомендуется обсуждать, любого рода проблемы особенно семейного характера. Все негативные эмоции должны быть забыты, за столом должен царить мири покой. Помните: “Когда я ем- я глух и нем” и “Лучше молчать, чем говорить”. Последнее касается такого объекта семейной любви, как телевизор.

Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление: семейный стол – место, где всем уютно, тепло и, конечно вкусно!

Родителям на заметку:

  • Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню , его ежедневно вывешивают в ДОУ;
  • Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
  • Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
  • Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
  • В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.

Знание правил этикета всегда отличает воспитанного, культурного, достойного человека, а именно таким мы хотим видеть наших малышей. Соблюдение правил поведения за столом также важно и с точки зрения правильного питания. Чем раньше ребёнок узнает правила поведения за столом, тем скорее они будут выполняться автоматически, легко и свободно. Чему вы научите ребёнка в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете мягко, но настойчиво объяснять ребёнку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть развалившись, то прольёшь на себя суп из ложки…

Этикету сложно научить лишь постоянным повторением правил поведения. Ребёнок смотрит, как ведут себя взрослые.

Как правильно сидеть за столом:

  • Садиться за стол можно только с чистыми руками;
  • Сидеть надо прямо, не раскачиваясь;
  • На стол можно положить только запястья, а не локти;
  • Руки следует держать как можно ближе к туловищу;
  • Сидя за столом, можно лишь слегка наклонить голову над тарелкой;
  • Разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

Во время еды следует:

  • Есть размеренно, а не торопливо или чересчур медленно;
  • Ждать, пока горячее блюдо или напиток остынут, а не дуть на них;
  • Есть беззвучно, а не чавкать;
  • Съедать всё, что лежит на тарелке; оставлять пищу некрасиво, но и вытирать тарелку хлебом досуха не следует;
  • Набирать соль специальной ложечкой или кончиком ножа;
  • Насыпать сахарный песок в чай или другой напиток специальной ложкой.

Не забывайте пользоваться салфетками!

О правилах гигиены питания.

“Чистота – залог здоровья!”, “Мойте руки перед едой!” - старые призывы многих поколений. Показывайте ребенку хороший пример, заботясь о себе, поддерживая себя в ухоженном состоянии и следуя тем же самым привычкам, которые вы хотите научить своего ребенка. Лучшим средством от микробов является регулярное мытьё рук. Научите вашего ребёнка мыть руки каждый раз, когда он приходит с улицы, после пользования туалетом и перед едой, после того, как он поиграет с животными. Когда детям нравится содержать себя в чистоте, они приобретают эту привычку на всю жизнь. Ежедневно помогайте своему ребенку приобретать и закреплять навыки безопасного питания.

Научите вашего ребёнка:

  • .Соблюдать правила личной гигиены;
  • Различать свежие и несвежие продукты;
  • Осторожно обращаться с незнакомыми продуктами.

Крепкие зубы – это не только красивая улыбка, это – здоровье ребёнка. Значение здоровых зубов трудно переоценить. Они нужны, чтобы пережевывать пищу.

Вот что надо делать, чтобы зубы у ребенка оставались как можно более здоровыми.

  1. ежедневно чистить зубы утром и вечером не менее двух минут. Чистить зубы надо начинать с того момента, как прорезался первый зуб.
  2. после вечерней чистки зубов ребенку в рот не должно попасть ни молоко, ни какая-либо другая пища, иначе смысл чистки теряется. Допустима только вода,естественно без сахара.
  3. увеличить количество твердой пищи (яблоки, морковь, груши и т.д.). Лучше предложить ребёнку кусочек яблока, чем пюре. Яблоко и очистит зубы, и помассирует десны.
  4. Снизить количество поступаемых углеводов. Гораздо лучше для зубов, если ребенок сразу съест целую шоколадку и сразу после этого почистит зубы, чем если он растянет эту шоколадку на целый день.

Игры по питанию для детей и родителей.

Игра – это наиболее действенный для ребёнка способ познания и взаимодействия с окружающим миром.

“Каши разные нужны”. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие крупы он знает, и ответить, как будут называться вкусные каши из этих круп?(Каша из гречи – гречневая; каша из риса – рисовая и т.д.)

“Магазин полезных продуктов”. «Покупатель загадывает любой полезный продукт, затем, не называя, описывает его (называет его свойства, качества, то, что из него можно приготовить, чем он полезен) так, чтобы продавец сразу догадался, о каком продукте идет речь.

Например:

Покупатель. Дайте мне жидкость белого цвета, которая очень полезна для костей и зубов человека. Её можно пить просто так или варить на ней кашу.

Продавец. Это молоко!

Далее пары «продавец – покупатель» меняются ролями и игра продолжается.

Игры-загадки.

  • Придумай фрукты (овощи) на заданную букву.
  • Назови овощи только красного цвета.
  • Посчитай фрукты (овощи) (одно яблоко, два яблока…пять яблок…).
  • Какие продукты понадобятся для того, чтобы приготовить… (борщ, пюре, запеканку, омлет, компот…).
  • Назови 5 полезных продуктов и 5 вредных продуктов. Объясни, в чем их польза, а в чем вред.
  • Вспомни и назови 5 разных… (овощей, фруктов, круп, молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т.д.)
  • Назови, какие блюда можно приготовить из …(черники, яблока, капусты…).

Например: из черники можно приготовить черничный пирог, черничное варенье, черничный сок.

Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка.

Рекомендация для родителей

«Правильное питание для дошкольников»

Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка.

Чем кормить детей дома? Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого "организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в детском меню вывешивается ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он не получил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения. Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. Несколько слов об аппетите. Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Почему важно не спешить во время еды? Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легчепроходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. Откажитесь от фаст-фуда! Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Стремление ребенка быть "как все" в большинстве случаев подавляет голос разума. Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются "на бегу", заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст- фуда», например чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок отказывается от основного блюда. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды.

Не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке). Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму ягоды клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно. Основные принципы питания дошкольников. Принципы питания остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.

  1. Питание должно быть разнообразным. Независимо от вкусовых пристрастий ребенка, его нельзя кормить на протяжении нескольких дней однообразной пищей. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основных пищевых веществах, витаминах, микроэлементах и формируя тем самым правильный стереотип питания.
  2. 2. Пища должна быть безопасной. В детских учреждениях, в домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности, условияхранения и целостность упаковки. Недопустимо покупать продукты у случайных лиц, в местах не установленной торговли.
  3. 3. Необходимо обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. Со временем ребенок привыкнет к такой пище, что поможет сохранить ему здоровье во взрослой жизни. Из специй лучше использовать лавровый лист, душистый перец в небольших количествах.
  4. 4. Пища должна химически "щадить" ребенка. Жареное не рекомендуется детям до 6 лет, но многие врачи рекомендуют расширять эти границы максимально.
  5. 5. Для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.

Необходимо соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов.

Ребенок должен иметь хороший аппетит и не переедать! При соблюдении этих простых правил родители помогут своему ребенку вырасти здоровым, счастливым и научат правильно относиться к еде как основному источнику энергии для жизнедеятельности и хорошего настроения. Рацион дошкольника: В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры. Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы. Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.

Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами: — адекватная энергетическая ценность, — сбалансированность пищевых факторов, — соблюдение режима питания. На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм. Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно должен включать: мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища. Можно и нельзя. Источником белка − строительного материала для быстро растущего организма − являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольниковлучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша. Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам − они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют. Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно − жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе. Что и сколько? Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты − кефир, ряженку, нежирный творог и йогурт. Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах. Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка. Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел. Соблюдаем режим. Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво. Дети любят интересно оформленные блюда из разнообразных продуктов. Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться. Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов − на обед, 15 процентов − на полдник и 20 процентов − на ужин. Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что в этот день ребенок уже ел. Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло,хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, сметану и твердый сыр достаточно получать раз в два-три дня. Желания и безопасность. Маленьким детям следует готовить пищу так, чтобы она была безопасна для них. Малыш может подавиться куском мяса, поэтому его лучше готовить, предварительно нарубив или размолов в фарш. Овощи можно отварить и измельчить, приготовить из них запеканку, котлеты или оладьи. Из рыбы при готовке нужно тщательно выбрать все кости, чтобы малыш не подавился.

А что делать, если ребенок не предпочитает какие-то продукты? Для начала попробуйте выяснить, почему он не хочет их есть. Перед тем, как предложить еду малышу, попробуйте ее сами. Возможно, она просто не кажется ему вкусной. Измените рецептуру, добавьте в продукт чего-нибудь еще, или, наоборот, добавьте его в какое-нибудь другое блюдо. Не заставляйте ребенка есть уговорами и тем более угрозами − этим можно добиться только полного отвращения. Вывод. Нельзя обойти вниманием и напитки. Ребенку можно предложить чай, компот, кисель, фруктовые и овощные соки и нектары, отвары ягод и молоко. Однако следует контролировать состав всех напитков – за исключением разве что чистой питьевой воды. Особенно тщательно надо следить за количеством сахара. Для дошкольника дневная норма составляет 50 г. В стандартной банке сладкого газированного напитка содержится примерно недельная норма сахара, поэтому такие напитки лучше исключить или разрешать в небольших количествах и очень редко. В заключение можно сказать, что готовить ребенку отдельно − зачастую означает делать двойную работу. Так что соблюдение принципов рационального питания для малыша − хороший повод употреблять здоровую пищу и для взрослых. Сокращайте на столе долю острых, жареных и жирных блюд в пользу овощей, фруктов и полезных напитков.


Как приготовить вкусно овощи для ребенка?

Как приготовить вкусно овощи для ребенка? Предлагаем приготовить овощные блюда для детей, от которых не откажутся даже самые большие привереды! Придется искать, фантазировать, выкручиваться, а может быть и маскировать.

Блюда с секретом

К овощам, имеющим пресный, невыраженный вкус, относятся кабачок и картофель. Их легко замаскировать в

, добавив в него немного масла, зелени, сливок. Также можно приготовить оладушки из кабачка и яблок с добавлением муки, манки, перепелиных яиц.

Насыщенный, узнаваемый вкус имеют брокколи, цветная капуста, баклажаны, морковь, перцы. В принципе и омлеты их побеждают, но бывают чувствительные дети, вычисляющие вкус перца и в малой толике. Цветная капуста «прячется» в картофельном пюре, остальные овощи скроются в мясных тефтельках и котлетах. Давняя идея из форума для экстремалов: пастой из овощей с помощью кондитерского шприца начинить широкие макароны (каннеллони). Если ребенок любит каши, добавляйте в них овощи в небольшом количестве. Тыква до неузнаваемости маскируется в борще и в других блюдах со свеклой и морковкой. Также овощи гармонируют с творогом — идеи разноцветных творожков с морковью, тыквой.
Нет смысла цитировать рецепты, которые без труда вы найдете в интернете в любом количестве. Обратите внимание на идею с силиконовыми формочками, в которых можно запекать овощи с творогом или делать овощные маффины с разнообразным составом. Возможно, оценят привлекательность порционной еды в формочках.


Популярные рецепты для детей

300 г кабачков, 2/3 стакана муки, 2 яйца, 1,5 ч.л. разрыхлителя, 1 ч.л. сахара — по желанию. Кабачки натереть на крупной терке, посолить и отжать. Смешиваем все ингредиенты. Выкладываем тесто в силиконовые формочки, время выпечки — в зависимости от вашей духовки, обычно: 20 минут, 210 градусов.


350–400 г тыквы, 0,5 ст. коричневого сахара, 2 яйца, 200 г муки, ваниль, корица — по желанию, 1 ч.л. разрыхлителя, растительное масло — 50 мл.
Тыкву режем на кусочки, тушим или запекаем до мягкости. Превращаем блендером в пюре. Добавляем масло и яйца, осторожно перемешиваем венчиком. В отдельной емкости соединяем сухие ингредиенты. Соединяем влажную и сухую часть, можно добавить изюм или цукаты. Выпекаем 30–40 минут в формочках при температуре 170 градусов (проверяем готовность зубочисткой).


Булочки из цветной капусты, исключительно полезный рецепт без муки из просторов интернета

Для теста: 600 г цветной капусты, 10 г миндальной муки, 15 г дрожжевых хлопьев, щепотка розовой гималайской соли, щепотка чесночного порошка, 1 яйцо, ½ ст л луковых хлопьев, ½ ст л мака (или кунжутных семечек), ½ ст. л шелухи оболочек семян подорожника.
Порежьте цветную капусту на большие кусочки, перемелите в кухонном комбайне и переложите в большую миску. Добавьте все оставшиеся ингредиенты кроме яйца. Яйцо взбейте в отдельной чашечке и затем добавьте в миску, перемешав тщательно со всеми ингредиентами. Слепите шарики в желаемой форме для «булочек», выложите на бумагу для выпечки на противень. Запекайте в духовке в течение 20–30 минут при температуре 200С. Когда «хлебушек» готов, выложите его на решетку для гриля, чтобы немножко остудить.


Творожная запеканка с цветной капустой

200 г цветной капусты, 2 яйца, 200 г творога, 1 ч. ложка сливочного масла.
Капусту мелко порубите, смешайте с протертым творогом и яйцами, взбейте массу до однородной консистенции. Смесь выложите в смазанную форму и запекайте 20 минут.


Оладушки из брокколи

500 г брокколи, 1 яйцо, 4 ст.л. молока, 6 ст.ложек муки, 10 г разрыхлителя.
Брокколи отварить до мягкости и перемолоть блендером. Смешать с остальными ингредиентами. Пусть тесто постоит несколько минут. Сформируйте оладушки и жарьте их на сковородке до получения золотистой корочки (или запеките).


Паровые котлеты с зеленью

200 г измельченного куриного фарша, 1 картофелина, маленькая луковица, 1 ст.ложка манки и любая зелень. Картофель, лук и зелень измельчите в блендере, добавьте куриный фарш и манку. Оставьте на 15 минут. Сформируйте котлеты и готовьте их на пару. В этот простой рецепт можно замаскировать любые овощи — морковь, цветную капусту, брокколи, кабачок.


Ленивые вареники с капустой

Мука 500 г., яйцо — 1 шт., вода — 1 ст., капуста свежая — 500–600 гр., морковь — 1–2 шт., лук репчатый — 1–2 шт., соль, перец — по вкусу.
Тушим мелко нарезанные овощи, добавляем соль. На стол горкой высыпаем муку, посередине делаем лунку, а в нее разбиваем яйцо. Берем стакан теплой воды, в нем растворяем щепотку соли и постепенно добавляя к муке, замешиваем тесто, чтобы оно стало эластичным. Кладем тесто в целлофановый пакет и убираем в холодильник на полчаса. Когда тесто постоит, выкладываем его на стол и раскатываем тонко, сверху распределяем начинку. Делаем рулет: берем обеими руками за середину, подкручивая тесто с начинкой во внутрь. И так весь пласт. Нарезаем его на порционные кусочки шириной 3–5 см. Выкладываем готовые рулетики на сковородку, заливаем водой, закрываем крышкой. Когда вода вскипит, убавляем огонь и оставляем тушиться 20–25 минут. Подавать со сметаной.


Эти напитки имеют спорную привлекательность, но дети их могут оценить в оригинальной подаче: с зонтиками, соломинками, в красивом стакане или модной банке с ручкой. И помните, что возрастная потребность ребенка в овощах невелика. Хватит и полстакана смузи для дозы витаминов и минералов. Составы для смешивания в блендере: морковь+апельсин, томат+сладкий перец, морковь+яблоко, тыква+морковь, и так далее. Можно добавить немного сливок, йогурта, мёд, зелень — в зависимости от отсутствия аллергии на эти компоненты. Свекольный сок детям не дают, он токсичен и для взрослых, особенно свежий.


Любим и заботимся

Одна из длинного списка материнских задач — как можно дольше противостоять появлению в рационе ребенка «упаковочной» еды. Еды пустой, с разнообразными заменителями в составе. Именно на это направлены методы маскировки овощей, фруктов, кисломолочных продуктов. Тех, что еще можно предложить ребенку в относительно натуральном виде. Поэтому — да, будем маскировать, если нужно. И делать это с достоинством без оглядки на чужие мнения и с разумным подходом. Сейчас много говорят о том, какие разные дети. Но не надо забывать, что матери — тоже разные. И полстакана тыквенного пюре, гармонично и незаметно вписавшегося в суп, мясные котлеты или любимую кашу, обогащают блюдо, витаминизируют его, а не подавляют многогранную личность ребенка, к которому прежде всего проявляют любовь и заботу.

Как накормить нехочуху? И надо ли?

Стоит ли маме переживать, что ребенок не ест полезное? Надо ли кормить его насильно? Или хитрить, «пряча» нелюбимые продукты в другие блюда? Давайте разберемся!

Наступил последний месяц лета, а значит, в магазинах и на рынках изобилие сезонных фруктов и овощей. Всякий родитель стремится увеличить их количество в рационе ребенка. Но что делать, если ребенок не любит их? На этот вопрос ответит врач-педиатр Елена Мотова и, как всегда, даст полезные советы.


Обычно трудности с овощами и фруктами возникают там, где взрослые не понимают, насколько важен пример, который они подают детям в формировании пищевых привычек. Например, в семье, где папа питается «заморозкой» и фаст-фудом, а мама постоянно сидит на диете, покупая только обезжиренные продукты, у ребенка нет шансов полюбить овощи. Он видит, что ест папа, как мама вынужденно питается сельдереем и морковкой, и сколько бы малышу не твердили о пользе фруктов и овощей, вряд ли он усвоит это.

Почему дети не едят овощи и фрукты?
Помните, в книге Астрид Линдгрен о Карлсоне есть Малыш, типичный худенький ребенок с плохим аппетитом? Он никогда не хочет есть, но родители, прилагая массу усилий, пытаются накормить его правильно. «Лучше умереть, чем есть капусту», – не сдается Малыш. «Цветная капуста очень полезна», – объясняют родители. Ребенок возражает: «Я давно заметил, что полезно только то, что невкусно». Эту точку зрения родители, сами того не желая, сформировали у ребенка, и он ее понесет дальше по жизни. Его уже не переубедишь, что еда может быть и вкусной, и полезной.

Не заставляйте ребенка есть конкретные продукты, а спокойно и мягко, не настаивая, предлагайте ребенку овощи снова и снова, когда он голоден и готов съесть все. И не старайтесь любой ценой впихнуть «самые полезные», потому что это их просто нет в природе. Поймите, это продукты одной группы, они взаимозаменяемы. Пусть ребенок ест любые овощи, фрукты и ягоды, которые ему нравятся.

Почему растительная пища важна?

  • Растительная пища дает нам водорастворимые витамины, минеральные соли, сахара и сложные углеводы – крахмал и растительные волокна.
  • Овощи и фрукты содержат ряд веществ (далеко не все они открыты, многие изучаются), которые выполняют защитные функции в организме.
  • Глобальная стратегия по питанию подчеркивает, что недостаточное количество в диете овощей и фруктов является причиной примерно 19% заболеваний раком желудочно-кишечного тракта и 31% ишемической болезни сердца.
  • Современные научно обоснованные диетологические рекомендации, например MyPlate (USDA, 2011 год), определяют, что растительная пища должна составлять примерно ¾ всего рациона. Половина детской и взрослой тарелки при этом отдана овощам и фруктам.

По рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) здоровые дети и взрослые в развитых странах должны получать витамины и микроэлементы естественным образом из продуктов.

Неверная стратегия родителей
Самая частая родительская стратегия по части питания после заставить или уговорить – это обмануть. Замаскировать полезную еду среди того, что любит ребенок, даже если это не лучший выбор. Да, прямо сейчас маффины с кабачком, кекс с морковкой и шоколадный пирог со шпинатом заставят ребенка съесть больше овощей!
Задумайтесь, что в долговременной перспективе ребенок не научится выбирать и есть овощи и фрукты, а когда вас не будет рядом, он предпочтет то, к чему привык – выпечку с жиром и сахаром. Только вот овощей в ней не будет.

Готовьте овощи правильно
Если ребенок неохотно ест вареные или тушеные овощи, можно предложить их в каком-то другом виде, а еще лучше научиться их готовить.

  • Например, нежные овощи повсеместно готовят слишком долго, от этого они не только теряют витамины и вкус, но и приобретают незаслуженно дурную репутацию.
  • Часто мамы готовят овощи на пару, не предлагая к ним ни специй, ни соуса, а ведь однообразная, пресная еда быстро надоедает.
  • Мне кажется, запекание в духовке сильно недооценено, а ведь этот метод позволяет добиться более яркого вкуса овощей и экономит время.
  • Проявляйте фантазию! Вот я не могу сказать, что являюсь фанатом цветной капусты, однако существуют способы приготовить ее так, чтобы есть с удовольствием: крем-суп медленной варки, гратен из цветной капусты, капуста с заправкой из греческого йогурта или обжаренная в панировочных сухарях, да просто сырая или слегка бланшированная с любым соусом — сколько всего прекрасного можно сделать из скучного овоща!

Предложите сырые овощи и фрукты
Дети, которые не едят салаты, с радостью хрустят овощами, нарезанными палочками, которые так приятно обмакнуть в самодельный соус, например, в цацики или в молочный майонез. А дольки фруктов в качестве перекуса любят почти все.
Хорошая идея – положить сырые овощи и фрукты в ланч-бокс ребенка.

Покажите пример: приготовьте для себя большую красивую тарелку с нарезанными фруктами на полдник или сделайте десерт в виде густого фруктово-овощного сока. Не проявляет интереса? Ничего, вам больше достанется, но только в этот раз. Убеждают не нотации, а родительский пример. Если вы любите овощи и фрукты, с удовольствием их выбираете и покупаете, с радостью готовите и едите, ваш образ действий будет усвоен.

Полезные советы родителям:

  • Нужно предлагать ребенку овощи и фрукты разных цветов,
  • Овощи, фрукты или ягоды должны входить практически в каждый прием пищи, рекомендуемое количество для взрослых – более 600 г, для детей – более 400 г ежедневно (картофель не считается).
  • Предпочтительнее использовать местные и сезонные плоды,
  • Овощи и фрукты, привезенные издалека, нужно тщательно мыть.
  • Если ребенок ест 4-5 любых овоща и столько же фруктов, значит, и проблемы никакой нет. Можно постепенно расширять этот список, без нажима, спокойно предлагая попробовать что-то новое. Огорчаться, что ребенок не пьет соки, если он любит и ест фрукты, как это случилось во время одной из моих консультаций, совершенно незачем.

Читайте также: