Нижний ярус занимают грядки овощных культур небольшие поля зерновых

2) простые и сложноподчинённое 3)трехъярусная

Также наши пользователи интересуются:

⭐⭐⭐⭐⭐ Лучший ответ на вопрос «А. Нижний ярус занимают грядки овощных культур, небольшие поля зерновых. Б. В иракских деревнях и на плантациях, как правило, используется трёхъярусная система землепользования. В. В её тени укрываются виноградники, апельсиновые, лимонные, гранатовые и фиговые деревья. Г. Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца._______Какое словосочетание слов служит грамматической основой одного из предложений текста? а) ярус занимают( предл.А) в) пальма не боится ( предл.Г)б)ярус образует (предл.Г) г) укрываются виноградники, деревья ( предл.В) Укажите, какие виды предложений представлены в тексте? а)только сложносочиненные предложенияб) только сложноподчинённые предложенияв) простые и сложноподчинённоег) сложноподчинённые и бессоюзные сложные. Укажите в каком предложении есть прилагательное, употребленное в роли существительного? Отметьте словосочитание, в котором вид подчинительной связи определен неверно:а) белый снег (согласование) в) берег моря( согласование) б) клоун из цирка (управление) г) читать книгу (управление)ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ ПРОШУ » от пользователя Лера Боброва в разделе Русский язык. Задавайте вопросы и делитесь своими знаниями.

Открой этот вопрос на телефоне - включи камеру и наведи на QR-код!

трёхъярусная система землепользования.

В. В её тени укрываются виноградники, апельсиновые, лимонные, гранатовые и фиговые деревья.

Г. Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца.
_______
Какое словосочетание слов служит грамматической основой одного из предложений текста?
а) ярус занимают( предл.А) в) пальма не боится ( предл.Г)
б)ярус образует (предл.Г) г) укрываются виноградники, деревья ( предл.В)

Укажите, какие виды предложений представлены в тексте?

а)только сложносочиненные предложения
б) только сложноподчинённые предложения
в) простые и сложноподчинённое
г) сложноподчинённые и бессоюзные сложные.

Укажите в каком предложении есть прилагательное, употребленное в роли существительного?

Отметьте словосочитание, в котором вид подчинительной связи определен неверно:
а) белый снег (согласование) в) берег моря( согласование)

б) клоун из цирка (управление) г) читать книгу (управление)

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ОЧЕНЬ ПРОШУ



2) простые и сложноподчинённое 3)трехъярусная

Другие вопросы из категории

приятно ступать босиком, лежать на ней в тени развесистой старой липы. (4) И вот мы видим из окна, как соседка наша Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. (5) Нюшке понравилась чем-то лужайка, и она каждый день стала носить помои и выливать их на одно и то же место. (6) Зловонная черная язва образовалась на нашей чистой зеленой лужайке. (7) И мы пошли делегацией на другую половину дома. (8) Я и жена говорили о вреде мух, о свирепости летних болезней, о чувстве и значении прекрасного. (9) Нюша слушала молча, пока мы не дошли до ее конкретной помойки. (10) Соседка тут же послала нас довольно-таки далеко, но все же с указанием самого точного, недвусмысленного адреса. (11) Бросив свою энергичную, из четырех слов состоящую фразу, она ушла за перегородку, а мы как ошпаренные выскочили из избы. (12) Между тем события развивались. (13) Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую черную язву дустом: все-таки дезинфекция. (14) Нюша наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы ее увиденное, но совпало так, что у Нюши околел петух. (15) Не думаю, чтобы от дуста. (16) Тогда почему же не передохли все остальные куры? (17) Но в воображении Нюшки факт переломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведется недозволенными химическими средствами. (18) Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили себя ждать долго. (19)В тихий предвечерний час в комнату с рыданием вбежала моя жена и бросилась на кровать. (20) Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила: - Иди и немедленно застрели Рубикона. (21) Оказывается, Нюшка только что, пять минут назад, пришибла палкой нашего Афанасия - прекрасного пушистого котенка. (22) Жена рыдала и требовала немедленной мести. (23) Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшино злодеяние убиваю Рубикона - она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнем истребляю всех ее кур и уток, возможно, поросенка - она ошпаривает кипятком наших детей. (24) Вероятно, так и началась история на земле. (25) Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех - яблоко. (26) И вот в конце концов накопился океан зла, в котором может потонуть все человечество. (27) – Выход есть: возьми пачку дрожжей, что я привез из Москвы, и отнеси ей, - сказал я. (28) Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума, у нее даже слезы высохли. (29) – Да лучше я ее съем за раз всю! – прошептала она. (30) – Скажи, что подарок этот от нас, - твердо проговорил я. (31) – Ни в жизнь! (32) – Возьми и отнеси. (33) И жена пошла. (34) Я понимал, что она сейчас совершает героический поступок, в некотором смысле даже великий, потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место более трудно, чем с сухого места шагнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого человека - переступить через самого себя… (35) Когда она вернулась, глаза ее сияли, а голос прерывался от радостного волнения. (36) Оказывается, соседка, поняв, что к ней пришли с миром, вдруг заплакала и бросилась обнимать жену. (37) А потому обе они плакали на плече друг у дружки. (38) Не успели мы успокоиться, как Нюша появилась на нашем пороге – глаза ее светились счастьем, в руках она держала большое решето, полное отборного репчатого лука.

пожалуйста помогите написать небольшое сочинение

м, то сям публиковались, и, конечно, в таком городке, как К., меня, единственного стихотворца все знали. Во всяком случае, хорошо знали в городской библиотеке. Можно сказать, что с главной нашей библиотекаршей Валентиной Филипповной мы были друзьями. Она даже у нас в гостях бывала, если, скажем, день рождения у моей жены или праздник какой-нибудь. И вот однажды Валентина Филипповна присылает мне записочку и просит прийти в библиотеку. Я пошел. Мы с женой в это утро повздорили в нашей житейской коммунальной тесноте, и настроение у меня было паршивое. Словно глаза бы закрыл и убежал бы куда-нибудь подальше. И в самом деле, когда тесно, да еще ребенок, и невозможно уединиться, чтобы писать.. Пришел я в библиотеку, а Валентина Филипповна меня с ходу и ошарашила. Дело в том, что у них в подвалах бывшего купеческого дома, в котором размещалась теперь городская библиотека, сложенными в штабеля лежали старые книги. Откуда взялись? Очень просто. Когда конфисковались дворянские усадьбы в уезде и такие вот купеческие дома, то, естественно, в каждом доме находили библиотеку. Книги свезли в подвал бывшего купеческого дома, в котором тогда уже решили устроить городскую народную библиотеку. Какая-то часть из свезенных и сваленных в купеческом доме книг была разобрана, систематизирована и составила основу библиотеки, а большая часть так с тех пор и лежала в подвале, Они занимали даже и проходы кое-где, и служебные комнаты. Ужасно мешали. Валентина Филипповна много раз обращалась к своему городскому начальству; что делать с этими книгами? Надоела, должно быть. И вот наконец получила распоряжение: все старые книги, заполняющие подвал, проходы и служебные комнаты, сдать в макулатуру. Решение все же оказалось неожиданным для Валентины Филипповны, она ведь была хорошим библиотекарем и любила книги. Тогда-то она и послала за мной, единственным в городке литератором-профессионалом, с московским литературным образованием. Она объяснила мне, в чем дело, и предложила подогнать грузовик и все, что захочу и выберу, увезти к себе. Какая разница, сколько будет сдано макулатуры: две тонны, тонна с четвертью или семьсот килограммов? А ведь там были первоиздания Радищева и Державина, Баратынского и Батюшкова, там были на французском языке первоиздания Бальзака и Дюма, Мериме и Монтеня, там были Библии с иллюстрациями Доре… – Так у тебя же теперь, наверное, одна из лучших библиотек в Москве! Ты же– миллионер! – Исстари ведется – дуракам клад дается. – Ты что же, эти книги тогда не взял? – В том-то и дело, что не взял. – Но почему?! – Да говорю… вот… с женой поругались… теснота… настроение паршивое… а тут надо грузовик нанимать, возиться. – Значит, попросту говоря, были-с не в настроении» ? – Да. Говорю Валентине Филипповне: делайте что хотите с этими книгами. – И что же Валентина Филипповна? – Поглядела на меня как на чокнутого, а потом сразу же, видимо, осердилась, оскорбилась. КАКАЯ ПРОБЛЕМА ТЕКСТА?

литературу запишите тексты укажите их стиль


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

БЛАНК ОТВЕТОВ А7. ТЕКСТ КЛЮЧ К ОТВЕТАМ А7. ТЕКСТ

СИНТАКСИС ПРИЛОЖЕНИЕ А8

Задание 1. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в одном из предложений?

2) одно из которых

4) лексическое значение

A. Слово же неизгладимое имеет строгие ограничения в воз­можности сочетаться с другими словами и употребляется практически только с существительным впечатление.

Б. Особую группу фразеологизмов представляют фразеоло­гические сочетания — соединения слов, одно из кото­рых несвободно в своём употреблении.

B. Между тем только одно из них — впечатление — мо­жет свободно употребляться в речи и входить в разные словосочетания.

Г. Выражение неизгладимое впечатление, например, со­стоит из двух слов, и каждое из них имеет своё особое лексическое значение.

Задание 2. Какое предложение является односоставным или включает в себя односоставное предложение?

A. Сюда входит внеязыковое содержание текста и сово­купность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

Б. Условно их можно разделить, как это делают психоло­ги, на две группы: объективные и субъективные.

B. Современная психология и психолингвистика опре­деляют ряд факторов, влияющих на восприятие тек­ста.

Г. К объективным относятся свойства и качества самого текста.

Задание 3. Какое слово или сочетание слов является подлежащим в предложении Г?

2) помочь увидеть

3) самое главное

A. Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж.

B. Кажется, что же тут сложного — говори и говори себе!

Г. Но нужно уметь отобрать всё самое главное из того,

что происходит на твоих глазах, нужно помочь тыся­чам любителей спорта, сидящим у радиоприёмников, «увидеть» футбольное поле.

Задание 4. Какое сочетание слов служит грамматической основой в одном из предложений?

1) профессор назвал

2) (не) пытаются объяснить

3) сумевшие долететь

4) стали поправлять

A. Профессор Анри Лот, открывший эту живопись, на­звал, разумеется в шутку, изображённых там людей марсианами.

Б. Странно, что авторы «теории пришельцев» не пытают­ся объяснить, почему «жители Юпитера», сумевшие долететь до Земли, изображены с обыкновенными лу­ками в руках.

B. Среди наскальных рисунков в Сахаре есть изображения людей в странных одеяниях, напоминающих скафандры.

Г. Вскоре, и уже всерьёз, его стали поправлять, утверж­дая, что это не марсиане, а жители Юпитера.

Задание 5. Какое сочетание слов является грамматической основой одном из предложений?

1) поиски могли положить конец

2) которые начал Щербатов

A. Конец кабинетным спорам могли положить лишь прак­тические поиски, которые и начал в конце XIX века князь Щербатов, директор Исторического музея.

Б. Под Тайницкой башней Кремля найдена была большая и высокая подземная палата с прекрасно сохранивши­мися белокаменными сводами, а под Арсенальной баш­ней нашли ход, круто уходивший вниз, разветвляясь в двух направлениях.

B. Больше ста лет идут споры о том, существовала ли библиотека Ивана Грозного и могла ли сохраниться до наших дней.

Г. Книг найти не удалось, но были небезынтересные от­крытия.

Задание 6. Сколько грамматических основ в предложении Д?

А. На Байкале сохранился особый животный и растительный мир.

Б. Приходилось ли вам видеть эдельвейсы на берегах озёр, если, конечно, озёра не распо­лагались где-нибудь высоко в горах?

B. Думаю, едва ли.

Г. А здесь они растут.

Д. Тот факт, что некоторые высокогорные рас­тения — эдельвейсы, кедровый стланик — спустились на уровни байкальских террас, объясняется микроклиматом Байкала, где даже по сравнению с соседним Иркутском лето прохладнее, а зима теплее.

Задание 7. Какое из данных сочетаний слов представляет со­бой грамматическую основу в одном из предложе­ний текста?

1) ярус занимают (предложение А)

2) ярус образует (предложение Г)

3) пальма не боится (предложение Г)

4) которая не боится (предложение Г)

A. Нижний ярус занимают грядки овощных культур, небольшие поля зерновых.

Б. В иракских деревнях и на плантациях, как правило, используется трёхъярусная систе­ма землепользования.

B. В её тени укрываются виноградники, апель­синовые, лимонные, гранатовые и фиговые деревья.

Г. Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца.

Задание 8. Какое сочетание слов служит грамматической ос­новой в предложении Б?

1) дактилоскопия — наука

2) дактилоскопия — наука об узорах

3) наука находила применение

4)дактилоскопия находила применение
A. Оказывается, узоры на кончиках пальцев у каждого народа отличаются своими особен­ностями.

Б. Дактилоскопия — наука об узорах, образуе­мых линиями кожи на кончиках пальцев,— долгое время находила применение лишь в криминалистике.

B. Например, установлено, что на пальцах у пигмеев имеется узор из 9 линий, называемых «дельта», у русских — в среднем из 12, у бурят — из 14—15, у эскимосов — из 18.

Г. Ныне же это и одна из областей этнологии и антропологии.

Задание 9. Сколько грамматических основ в предложении В?

А. Европа – колыбель культуры, а Греция – колыбель европейской цивилизации.

Б. Раздвинулась историческая перспектива, открылось богатство и разнообразие культур.

В. Когда были прочтены египетские и клинописные письмена, когда была открыта цивилизация острова Крит, а в Туркмении, Ираке, Испании, Сахаре были найдены следы одной из величайших технологических революций, в результате которой человечество перешло к оседлому образу жизни, наши представления о прошлом во многом изменились.

Г. Это мнение казалось непоколебимой истиной до тех пор, пока не началась эпоха археологических открытий.

Задание 10. Сколько грамматических основ в предложении Г?

А. Вблизи посмотришь — скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится.
Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.

В. Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.
Г. С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.

БЛАНК ОТВЕТОВ А 8. СИНТАКСИС КЛЮЧ К ОТВЕТАМ А 8. СИНТАКСИС


Ответы на вопрос


2) простые и сложноподчинённое 3)трехъярусная


лекционный, станционный, экскурсионный, традиционный, организационный

государственный, искусственный, жизненный, лиственный, соломенный

убери окончание и добавь -онн или -енн и окончание (г осударство -> государств + суффикс -енн- + окончание -ый = государственный )


1 оживит- гл. (действие предмета)

2 н.ф. (что сделать? ) оживить

3 пост пр: 2 спр переход. возвр. соверш. вид

4 непост пр: изъяв накл. ед ч. буд вр. 3 лицо

5 синт роль. (что сделает? ) оживит (сказуемое)


|) а)опавшие листья уже почернели.

б)прочитанная книга лежала на диване среди других книг.

в)сорванные травы и цветы мы раскладывали и сушили в книгах.

г) лежащая на столе книга заинтересовала меня.

д) набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

||) а) я смотрела на тучи, бегущие по небу.

б) соседка поздоровалась и пошла к такси, стоявшему у подъезда.

в) снеговик, стоящий во дворе, растаял с первыми лучами солнца.

г) он слушал музыку, доносящуюся из радиоприемника.

д) на дереве сидела ворона, громко каркающая куда-то в сторону.

я считаю,что всех нужно ,к какой бы ты национальности и расе не относится, будь ты еврей или татар! мы все живем в одной стране. и не нужно разжигать национальную рознь,это ни к чему хорошему не . и если человек тебе в чем-то ,подсказал,уверил тебя ты должен быть ему,хотя бы за то что он человек,точно такой же как и ты .

каждый человек должен найти свой путь, только тогда он сможет найти то, о чем мечтал и получить удовольствие от своей работы. часто мы мечтаем о счастливой жизни, верим, что добьемся ,а главное, достойны лучшего. так и авдеев ,приехав в дождливый, невзрачный серпухов, разочаровался в том, что подготовила ему судьба и не желал такой унылой работы, унылых красок природы, которые приподнесла ему судьба. с облегчением авдеев ушел добровольцем на фрон, убегая от унылого серпухова. однако, судьба, как заботливая мама, открыла истинну авдееву и показала ему, что же для него действительно важно и в чем он видит свой жизненный путь. именно когда авдеев был лишен зрения, он вдруг вспомнил, совсем недавно, казавшиеся ему унылыми краски серпухова. именно запущенный сад, запущеннве ряской пруды, крыша, позеленелая мхов видились во сне авдееву. только тогда, когда авдеев ослеп, он осознал свое предназначение, осознал каким должен быть его жизненный путь. ведь часто для человека трудно сделать выбор, потому что от этого выбора может зависить будущее человека, поэтому всегда нужно серьезно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу жизнь

2) простые и сложноподчинённое 3)трехъярусная

А. Нижний ярус занимают грядки овощных культур, небольшие поля зерновых. Б. В иракских деревнях и на плантациях, как правило, используется трёхъярусная система землепользования. В. В её тени укрываются виноградники, апельсиновые, лимонные, гранатовые и фиговые деревья. Г. Верхний ярус образует финиковая пальма, которая не боится обжигающих лучей солнца.
_______
Какое словосочетание слов служит грамматической основой одного из предложений текста?
а) ярус занимают( предл.А) в) пальма не боится ( предл.Г)
б)ярус образует (предл.Г) г) укрываются виноградники, деревья ( предл.В) Укажите, какие виды предложений представлены в тексте? а)только сложносочиненные предложения
б) только сложноподчинённые предложения
в) простые и сложноподчинённое
г) сложноподчинённые и бессоюзные сложные.
Укажите в каком предложении есть прилагательное, употребленное в роли существительного? Отметьте словосочитание, в котором вид подчинительной связи определен неверно:
а) белый снег (согласование) в) берег моря( согласование) б) клоун из цирка (управление) г) читать книгу (управление)

  • Вопросы
  • Горячее!
  • Без ответов
  • Теги
  • Категории
  • Пользователи
  • Задать вопрос

Похожие вопросы

  • В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метатели разбор по членам предложения​
  • Спишите вставив пропущенные буквы.Еловый лес сумрачный.В нём всегда стоит запах.
  • Мухи Осы и шмели укрываются в сухие убежища Помогите разобрать
  • Прочитай Запиши тексты загадок вставляя недостающие Буквы напиши отгадки определи и укажи.
  • Сделать схему и характеристику 1. Птичьи голоса звенели всюду: в поле, в лесу,в роще. 2.
  • Морфологический разбор слова укрываются
  • Мухи, осы и шмели укрываются в сухие убежища . разобрать по членам предложениям, выделить.
  • Пожалуйста, помогите! Кто пятый класс? Расставить нехватающие знаки препинания.
  • Почему розы укрываются на зиму
  • Есть многосоставные предложения?? Сколько составов в предложении Мухи, осы и шмели.


Так приятно есть только что сорванные на собственном огороде, особенно пахучие помидоры, огурцы, морковку и другие овощи. Но, с другой стороны, не хочется превращать сад в сельскохозяйственные угодья. Традиционные огородные грядки не так уж эстетичны и занимают много места. Используя новейшие технологии для выращивания овощей, даже самые маленькие клочки земли можно превратить в очень симпатичную овощную клумбу. Компактный огород может быть более продуктивным, чем большой, который требует много внимания, сил и финансовых вложений. Садоводы стараются не просто посадить разные культуры, но и грамотно использовать каждый уголок своего огорода. Поэтому постоянно появляется множество идей, позволяющих достичь максимального количества урожая при минимальных затратах.
Одним из таких усовершенствований является вертикальная грядка. Технология использования высоких грядок была разработана в Канаде.
Сделать их своими руками несложно, для этого можно использовать множество строительных материалов и приспособлений, которые очень часто выкидывают за ненадобностью. Перед тем, как сделать вертикальную грядку, нужно определить, для какого вида растений она будет применяться. От этого может зависеть место расположения такой грядки, так как на каждом участке есть теневые и солнечные места. На таких грядках с удовольствием растут, например, огурцы, а также горох, редис, петрушка, укроп, зеленый лук, фасоль и т. д. При грамотном расположении вертикальных грядок уход за ними не отнимет много времени и сил. Особенно привлекательны такие грядки для детей. Они не только с энтузиазмом помогают ухаживать за ними, но и могут есть ягоды прямо с куста, так как нет необходимости предварительно мыть их.



Плюсы вертикальных грядок

  • Декоративность . Аккуратно сделанная вертикальная конструкция с растениями всегда привлекательна, отлично украшает участок, становится его «изюминкой».
  • Экономия места . Если земли мало, а посадить хочется много, вертикальные грядки очень выручают – ведь площадь при этом используется минимальная, а саму конструкцию можно разместить где угодно: вдоль стен дома, сарая или летней кухни, у забора или на заборе и так далее.
  • Минимум обработки почвы . Следующим достоинством вертикальных грядок служит простой уход за ними. Благодаря тому, что рассада или урожай находятся довольно высоко, при прополке или сборе не потребуется низко наклоняться и «надрывать» спину. В самом деле, копать тут нечего, сорнякам просто места нет.
  • Мобильность . Многие конструкции легко перемещаются; существуют модульные варианты, которые можно комбинировать по своему вкусу, дополнять и перестраивать. Вертикальную грядку очень легко переоборудовать в парник.
  • Сохранность урожая . Обустраивая данные грядки на даче, корни растений и ягоды поднимают высоко от земли, что способствует их сохранности от мелких вредителей и грызунов. А благодаря пирамидальной или цилиндрической форме конструкции птицы не могут приземлиться на них и съесть урожай.
  • Практичность . Соорудить такую грядку достаточно просто и быстро. Ее можно установить в любом солнечном месте огорода, даже там, где земля очень плохая – эта грядка от нее не зависит. Земля в таких грядках прогревается весной значительно быстрее, чем простой грунт, что позволяет использовать их для выращивания ранних овощей, следовательно, возрастает и количество собранных урожаев за один сезон.

Минусы вертикальных грядок
  • Недостаток влаги . Как и любые контейнеры, вертикальные грядки требуют частых поливов. Почва здесь пересыхает значительно быстрее, чем в обычном огороде, и в жару растения могут страдать гораздо сильнее.
  • Ограниченный объем почвы . Большинство конструкций вертикальных грядок, это достаточно небольшие по размеру контейнеры. Следовательно, подойдут они не для всех видов растений, а посаженным будет требоваться дополнительное питание.
  • Промерзание почвы зимой . Многолетние культуры на таких грядках выращивать не рекомендуется, так как в наши суровые зимы мороз погубит корневую систему, потому что почва промерзнет насквозь. Это надо учитывать, выбирая конструкцию грядки, к примеру, для клубники, земляники.

Можно ли избавиться от минусов или уменьшить их значение?

Полностью избавиться от этого нельзя, так как этому способствуют особенности конструкции. Уменьшить – да, вполне реально.
Зимние хлопоты вас не коснутся, если вы намерены выращивать на вертикальных грядках однолетние овощи и зелень. Для земляники и многолетних пряных трав подойдут невысокие конструкции с большим объемом грунта (в виде этажерок или пирамид), хотя и они могут пострадать в малоснежные зимы. Ограниченные объемы грунта не будут проблемой, если выращивать в таких грядках зелень или овощные культуры, не особо требовательные к питанию, с компактной корневой системой. Но подкармливать их все равно придется чаще, чем их собратьев, растущих в традиционном огороде.

Сократить дефицит влаги вам помогут:
  • гидрогель , который добавляется в почву при посадке (он способен накапливать влагу, а потом корешки растений берут воду по мере необходимости);
  • системы капельного полива , такая система в магазинах стоит дорого, но зато эффективна (можно посмотреть в Интернете народные хитрости и приспособления, сделанные своими руками умельцами, это сэкономит ваш бюджет).

Помимо вертикальных, есть еще и другие виды умных грядок.

Высокая грядка . Урожайность овощей может увеличить высокая грядка, которую можно поднять над уровнем почвы на любую удобную для вас высоту от 40 до 100 см. При желании ее можно эффективно задекорировать. В ней растения получают дополнительное тепло и питание за счет нижнего перепревающего слоя, а значит, урожайность повышается. На такой грядке будут замечательно расти не только огурцы, но и кустовые кабачки, томаты, баклажаны, перец, капуста.

На «плоту» . Этот способ конструкции грядок в огороде мы позаимствовали из северных мест. Там под грядкой закапывали бревна, чтобы они служили теплоизолирующим слоем, отсекая мерзлотный слой холода, а сверху насыпали плодородный слой из песка, торфа, навоза и золы. Способ был трудоемкий, зато такой огород, как изба, служил не одному поколению. В нашей климатической зоне весь огород так обустраивать нет необходимости, а можно использовать идею для какой-то избранной грядки, где будут выращиваться только теплолюбивые культуры. Защитный теплоизолирующий слой под землей может состоять из веток, оставшихся от обрезки плодовых деревьев, старых досок, расколотых поленьев – весь этот материал сохраняется в земле много лет. Его надо зарыть достаточно глубоко, иначе при небольшой глубине дерево начнет постепенно выдавливаться из земли морозом. Эффект от такой изолирующей платформы заметен: плоды на ней созревают быстрее. Для томатов, перца, винограда это исключительно важно. Теплица, поставленная над «плотом», окажется в более выигрышном положении, так как не только воздух, но и почва в ней будет теплее, чем в окружающем пространстве. Почва на садовом участке далеко не везде одинаковой температуры, как может казаться на первый взгляд. Самые холодные места на участке – теневые. Растения на них хуже развиваются не только из-за недостатка света, но и из-за низкой температуры почвы. Так, под кронами деревьев и около фундамента строений земля весной долго хранит зимний холод. Соорудив один раз под землей «плот», вы на долгие годы создадите теплое место для избранных культур.

Пирамида . Выращивать землянику можно не только на грядках или ковром, растения размещают, например, на шпалерах в несколько ярусов. На ярусах пирамиды вешают любые контейнеры (банки, нижнюю часть пластиковых бутылок, горшочки и т. п.), заполняют их плодородной почвой. В контейнерах сажают розетки усов, которые в течение недели выбрасывают стрелки усов. Их приживляют в другие контейнеры, и так четыре яруса. От материнского растения усы не отрезают. Затенение с помощью пирамиды сведено к минимуму. Пирамида высотой около 110 см занимает площадь всего около 1 кв. м. На ней можно расположить как минимум 8 материнских кустов и до 50 банок с молодыми плодоносящими кустиками. Ягоды не поражаются серой гнилью, не нужно полоть, рыхлить почву, собирать урожай тоже очень удобно. Особенно ценят эти преимущества люди с больной спиной.


Грядка-бочка . Берут обыкновенную кадку или бочку без крышки, просверливают по длине клепки отверстия. В днище сверлят три-четыре дырочки для стока воды. На дно укладывают дренаж, затем грунт плодородной почвы. По мере заполнения бочки в просверленные отверстия закладывают луковицы. В одну кадку входит до 150 луковиц.


Ярусное решение . Необычно и эффективно будет смотреться многоярусная грядка. Например, грядка в форме лестницы с широкими ступенями. Овощной клумбе можно придать прямоугольную форму, но при возведении каждого следующего яруса разворачивать его на 45 градусов. Борта такой клумбы можно оформить неотесанными бревнами или горбылем, кирпичом или натуральным камнем.

Круглая шпалера . Из обода от велосипедного колеса можно сделать шпалеру для вьющихся растений, посадить горох по кругу рядом с ободом, и растения будут тянуться вверх по шпагату.



Картофель в мешках и в бочках

Выращивать картошку люди привыкли на грядках. Но если дачный участок маленький, на картошку места не хватает. Достаточно распространенным и популярным является выращивание картофеля в мешках. Этот способ существенно экономит место на огороде, поскольку мешки можно разместить где угодно. Главное условие, чтобы место было хорошо освещено солнцем. Это отличное решение для небольших участков, почва на которых непродуктивна. Посадка начинается в мае с установлением теплой погоды.

Существует два очень похожих между собой способа выращивания картофеля в мешках.

1-й способ . Для этого подойдут любые полиэтиленовые мешки. По сторонам и в донышке необходимо сделать небольшие надрезы для хорошего доступа воздуха к корням. Отверните края мешков наружу и в каждый насыпьте 2-3 ведра (30-40 см) питательной почвенной смеси, состоящей из перегноя и обычной земли с грядки в равных пропорциях. Хорошенько полейте водой. Далее не очень густо раскладываются клубни. После этого их необходимо присыпать перегноем (на 15 см) и снова полить. Потом раскладывается второй слой клубней и снова присыпается перегноем. Когда ростки достигнут высоты примерно 8-10 см, их снова необходимо подсыпать перегноем, оставив снаружи только верхушки листиков. По мере подрастания ботвы такая процедура проделывается до тех пор, пока мешок не заполнится на 2/3. После этого картофель можно оставить в покое, больше никаких мероприятий не понадобится, кроме полива.


2 -й способ . Сейчас в магазинах продаются специальные мешки с отверстиями в донышке, рассчитанные на 4-5 клубней. У этих мешков есть ручки, чтобы удобно было переносить на другое место, и клапаны, которые можно открывать после полива для доступа воздуха к корням. В мешок насыпают питательную почвенную смесь на высоту 10 см. Клубни раскладывают «глазками» вверх и поливают. После того как ростки вырастут до 7 см, их засыпают той же смесью, чтобы видны были только кончики листьев. Затем поливают и повторяют процедуру, пока до верхнего края емкости не останется 10-15 см. Вместо мешков можно использовать бочки, ящики, коробы или другие подобные емкости высотой до 50-60 см. В этом случае в боковых стенках емкости проделывают много отверстий диаметром до 2 см, а дно удаляют. В бочку насыпают слой земли и перегноя на высоту до 10 см, на расстоянии 20 см один от другого раскладывают картофельные клубни, присыпают слоем земли (до 10 см) и поливают. После появления ростков их присыпают и проделывают эту операцию, пока бочка не заполнится до самого верха.


Преимущества выращивания картофеля в мешках:

  • существенная экономия места на грядках;
  • такой картофель не поражается жуком, проволочником и иными вредителями;
  • овощ устойчив к множеству болезней;
  • картошка не нуждается в прополке и окучивании;
  • остатки ботвы и перегноя используются как мульча;
  • урожай созревает намного раньше, чем при обычной посадке.

Желаем вам успешных экспериментов в новом дачном сезоне, удовольствия от садово-огородных работ и хорошего урожая!

Севооборот – это очередность выращивания культур по годам на определенной территории. Даже начинающий садовод знает, что на одном и том же месте нельзя долго выращивать одну культуру. Правильно чередуя овощи на грядке, можно добиться отличных результатов: повысить плодородие почвы, защитить растения от вредителей и болезней, улучшить агротехнику. Любому садоводу полезно знать, какие бывают севообороты и как составить собственный план чередования культур.

  • 1 Необходимость смены культур
  • 2 Севооборот в органическом земледелии
  • 3 Особенности монокультур
  • 4 Составление севооборота
    • 4.1 Севооборот по группам культур
    • 4.2 Чередование по требовательности к плодородию почвы
    • 4.3 Севооборот по семействам
    • 4.4 Чередование по степени истощения почвы
    • 4.5 Чередование по предшественникам
  • 5 Картофель в севообороте
  • 6 Совмещение культур

Почва, на которой ежегодно выращивается один и тот же вид растений, утомляется, и урожайность снижается. Севооборот призван предотвратить утомление почвы. Если выращивать культуры несколько лет подряд на одном и том же месте, возникают следующие негативные последствия:

  • Каждый овощ использует для питания определенные вещества, поэтому через несколько лет почва обеднеет, а растения начнут страдать от нехватки необходимых элементов.
  • Вредители, зимующие в почве и поражающие определенную культуру, выйдя весной на поверхность, сразу же обнаружат подходящие именно для них растения и быстро уничтожат посадки. Это же относится и к болезням.
  • Корневая система каждого растения выделяет в почву определенные вещества. Через несколько лет эти соединения накопятся в почве и начнут препятствовать развитию данного вида.

Правильный севооборот позволяет:

  • за один год восстановить микрофлору и естественное плодородие почвы;
  • снять проблему несовместимости культур;
  • повысить водопроницаемость и гигроскопичность почвы;
  • рационально распределить органические удобрения;
  • рационально использовать площадь на протяжении одного сезона, получая с грядки несколько урожаев разных культур;
  • очистить почву от многолетних и однолетних сорняков.


В органическом земледелии севооборот имеет исключительно важное значение, так как в этой системе не используются химические способы защиты и минеральные удобрения. Высокий урожай достигается не за счет применения «химии», а с помощью грамотной и хорошо организованной агротехники.

Для соблюдения севооборота участок делится на три зоны. Первую занимают требовательные к плодородию почвы культуры, для которых необходимо много питательных веществ: капуста, тыквенные, сельдерей. Во второй зоне высаживают бобовые культуры, которые в органическом земледелии должны занимать большие площади. Это горох, фасоль зерновая и спаржевая, бобы, арахис. Третью зону отводят для корнеплодов.

В каждой зоне чередование культур идет в следующем порядке: требовательная культура – бобовые – корнеплоды. Если в оборот нужно включить картофель, чередование будет таким: картофель – требовательная культура – бобовые – корнеплоды. В оборот можно ввести и землянику. Тогда огород придется поделить на 5 зон, а участок, занятый земляникой, на пятый год засадить картофелем.


Встречаются участки, где год за годом выращиваю одну и ту же культуру. Чаще всего это картофельные или капустные наделы.

Поле стоит разделить на 3 части и ежегодно засевать каждую часть по очереди сидератами – травами, очищающими землю от почвенных вредителей и повышающими плодородие. Хороший сидерат для картофеля – озимая рожь. Ее высевают в августе-сентябре, а весной или в середине следующего года заделывают в почву. Часть поля, отдыхающую в текущем году, можно засеять бархатцами, календулой, настурцией. Эти растения оздоравливают почву, угнетают сорняки, украшают участок. Осенью после отцветания их закапывают на глубину 15-20 см.

Если на участке есть сильно заросшие многолетними сорняками зоны, в них можно посадить тыкву. Это агрессивная овощная культура занимает большую площадь и своими большими листьями угнетает сорняки, не давая им пробиться к свету.


Огородник может составить севооборот исходя из собственных потребностей. Это задача несложная, нужно только попробовать.

Для составления севооборота потребуется:

  • составить список культур, которые будут выращиваться на участке;
  • рассчитать количество грядок.

Чтобы упростить работу, стоит завести отдельную папку. В нее вкладывают план огорода с расчерченными грядками. На план накладывают кальку и записывают на ней виды овощных культур. Таким образом можно легко контролировать предшественников и планировать чередование.

Второй способ – сделать таблицу севооборота на огороде в программе Word, проставив в столбцах годы. Количество строк должно соответствовать числу грядок на участке.

Для составления самого простого севооборота можно ориентироваться на принадлежность овощей к ботаническим семействам. Для приусадебного хозяйства этого достаточно, но есть и другие, более сложные варианты.

Овощные культуры разбивают на 4 группы:

  • листовые, включая зеленый лук и белокочанную капусту;
  • плодовые – пасленовые, тыквенные и другие овощи, выращиваемые ради плодов;
  • корнеплоды, включая картофель и редис;
  • бобовые.

Чередование культур на дачном участке будет следующим:

  • грядка 1 – плодовые;
  • грядка 2 – корнеплоды;
  • грядка 3 – бобовые;
  • грядка 4 – листовые.

На следующий год грядки сдвигаются на одну против часовой стрелки, то есть плодовые уходят на четвертую, листовые – на третью и так далее. Получается, что каждая культура возвращается на старое место только через 4 года.

В этом случае овощи делят на группы в зависимости от их потребностей в органике:

  • высокотребовательные – капустные, тыквенные, подсолнечник;
  • умеренно требовательные – пасленовые;
  • малотребовательные – сельдерейные;
  • нетребовательные – бобовые.

В таком севообороте перегной или компост вносят только на грядки с капустными, тыквенными и подсолнечником. В следующем году на этом месте высаживают томаты и другие пасленовые. Эти культуры любят хорошо перепревшую органику. На третий год высаживают культуры, которые не переносят органики. Это в первую очередь морковь. На четвертый год место отдают бобовым культурам – им совершенно не нужна органика, они сами обогащают почву азотом. На пятый год на грядку вносят органику, высаживают капустные или тыквенные культуры, и цикл повторяется.


Требования культур к удобрениям

Это самый простой вариант севооборота. От огородника требуется лишь знание, к какому семейству принадлежит каждый овощ.

Принадлежность огородных растений к ботаническим семействам:

  • Крестоцветные – капуста, хрен, редиска, кресс-салат, репа, листовая горчица;
  • Сельдерейные – морковь, пастернак, сельдерей, петрушка, укроп;
  • Сложноцветные – салаты (кочанный и латук), артишоки, подсолнечник;
  • Маревые – шпинат, свекла;
  • Тыквенные – огурцы, тыквы, кабачки, арбузы, дыни;
  • Луковые – лук, чеснок;
  • Пасленовые – томаты, физалис, баклажаны, перец, картофель;
  • Бобовые – горох, фасоль, бобы, соя;
  • Мятликовые – кукуруза.

Растения возвращают на прежнее место не раньше чем через 3 года.

Культуры высаживают в следующей последовательности: пасленовые – бобовые – капустные – зонтичные.

Подойдут еще две схемы:

  • Тыквенные – бобовые – капустные – маревые.
  • Пасленовые – бобовые – капустные – маревые.

В этих севооборотах луковые высаживают под зиму после пасленовых.


Каждая культура извлекает из почвы необходимые для нее микроэлементы, причем в разных пропорциях.

Таблица: потребности овощных растений в микроэлементах:

Культура

Наиболее интенсивно извлекаемый из почвы элемент

Железо, марганец, кобальт, бор

Цинк, сельдерей, бор

Сильно истощают почву капуста и корнеплоды. Бобовые обогащают почву азотом. Если после сбора зерна заделать стебель и листья гороха, фасоли и других бобовых в почву, земля насытится не только азотом, но и многими микроэлементами. В средней степени истощают почву луковые, помидоры, кабачки, перцы и баклажаны. Шпинат, салат, огурцы почти не истощают почву.

Под самую требовательную культуру вносят полную норму органики. Остальные овощи удобряют с учетом последействия основного удобрения. В первый год растения выносят из почвы 30% внесенного с навозом азота и фосфора и половину калия. Остальная часть питательных веществ остается в почве, поэтому ежегодно вносить навоз нецелесообразно.

Севооборот может выглядеть следующим образом: требовательные к плодородию – среднетребовательные к плодородию – нетребовательные к плодородию – обогащающие почву.

Это самый сложный тип севооборота. При его составлении исходят из того, что у каждого растения есть хорошие и плохие предшественники. Если растения сажать после хорошего предшественника, урожайность возрастет, после плохого – резко снизится. Составить севооборот поможет таблица.

Таблица: выбор предшественников:

Предшественник

Капуста

Морковь

Огурец

Лук

Томат

Свекла

Картофель

Редис, огурец, горох, морковь, однолетние травы

Редис, лук, огурец

Лук, капуста, картофель

Капуста, редис, огурец

Морковь, лук, свекла

Лук, огурец, редис

Лук, чеснок, картофель

Горох, чеснок, морковь, картофель

Редис, свекла, морковь, горох, томат

Свекла, лук, кабачок, картофель, горох

Огурец, чеснок, редис

Горох, чеснок, картофель

Капуста, свекла, томат

Томат, кабачок, свекла, капуста

Томат, кабачок, свекла, картофель, горох, капуста

Капуста, томат, свекла, морковь, кабачок

На небольших участках нерационально включать в севооборот такую важную культуру, как картофель. Картошку выращивают на больших площадях в виде монокультуры. Чтобы почва не истощилась, на поле ежегодно вносят большое количество перепревшей органики и минеральных удобрений. Раз в несколько лет поле засевают сидератами для оздоровления почвы от бактерий и фитопатогенных грибов.

Из севооборота стоит вывести и кукурузу. Маис нетребователен к предшественникам и сам является хорошим предшественником для большинства культур. Однако под кукурузой земля быстро истощается и требуется ежегодное внесение большого количества органики.

Многие культуры имеют короткий вегетационный период. Чтобы рационально использовать площадь, необходимо применять повторные посевы, размещая на одной грядке в течение сезона сразу несколько культур. Нужно знать, какие культуры переносят соседство, а какие нет.

Правила совмещения растений:

  • Горох можно высаживать рядом с кукурузой, морковью, огурцами или земляникой. Горох не переносит близости других бобовых и капусты.
  • Хорошие соседи для баклажанов – фасоль, чеснок, пряная зелень. Баклажаны достаточно хорошо переносят соседство земляники, огурцов и петрушки.
  • Кабачки можно высаживать на одной грядке с кукурузой и любыми бобовыми. Достаточно терпимо кабачки относятся к баклажанам, землянике, подсолнечнику, чесноку и моркови, а вот картофель, помидоры и редиску не переносят.
  • Раннюю капусту можно совмещать с салатом, спаржевой фасолью и морковью. Культура не любит соседство гороха, лука, петрушки и чеснока.
  • Картофель хорошо соседствует с фасолью и шпинатом. Допустимые культуры – капуста, кукуруза, лук, морковь, чеснок. Недопустимые – горох, огурцы, свекла, тыквы и помидоры.
  • Кукуруза – хорошая соседка для большинства культур, кроме свеклы.
  • Репчатый лук хорошо растет рядом с морковью, томатом, свеклой и даже чесноком, а вот на одной грядке с капустой, укропом или фасолью будет чувствовать себя неважно.
  • Лук-порей «любит» землянику и томаты, «не любит» горох и репчатый лук.
  • Многолетний лук можно высаживать на грядки с земляникой, морковкой, огурцами. Нельзя – рядом с бобовыми и чесноком.
  • Морковь – допускается выращивание вместе с томатами, чесноком, шпинатом и капустой. Нельзя высаживать морковь рядом со свеклой, укропом и фасолью.
  • Огурцы хорошо себя чувствуют рядом с капустой, свеклой, фасолью, укропом. Подходящие соседи для огурцов – баклажаны, земляника, лук, морковь, чеснок и шпинат. Недопустимо соседство с картофелем, помидорами и редиской.

Пример севооборота с совмещением культур:

  1. 1. Первый год – капуста+огурцы.
  2. 2. Второй год – томаты.
  3. 3. Третий год – морковь+лук.
  4. 4. Четвертый год – картофель.

Итак, севооборот овощных культур – необходимый агротехнический прием, позволяющий защитить растения от вредителей и болезней, повысить урожайность. При составлении севооборота можно учитывать различные факторы: принадлежность к ботаническому семейству, степень нуждаемости в органике, вынос микроэлементов из почвы. Есть готовые схемы севооборотов, но на небольшом участке лучше составить план чередования самостоятельно исходя из потребностей своей семьи.

Севооборот – это очередность выращивания культур по годам на определенной территории. Даже начинающий садовод знает, что на одном и том же месте нельзя долго выращивать одну культуру. Правильно чередуя овощи на грядке, можно добиться отличных результатов: повысить плодородие почвы, защитить растения от вредителей и болезней, улучшить агротехнику. Любому садоводу полезно знать, какие бывают севообороты и как составить собственный план чередования культур.

  • 1 Необходимость смены культур
  • 2 Севооборот в органическом земледелии
  • 3 Особенности монокультур
  • 4 Составление севооборота
    • 4.1 Севооборот по группам культур
    • 4.2 Чередование по требовательности к плодородию почвы
    • 4.3 Севооборот по семействам
    • 4.4 Чередование по степени истощения почвы
    • 4.5 Чередование по предшественникам
  • 5 Картофель в севообороте
  • 6 Совмещение культур

Почва, на которой ежегодно выращивается один и тот же вид растений, утомляется, и урожайность снижается. Севооборот призван предотвратить утомление почвы. Если выращивать культуры несколько лет подряд на одном и том же месте, возникают следующие негативные последствия:

  • Каждый овощ использует для питания определенные вещества, поэтому через несколько лет почва обеднеет, а растения начнут страдать от нехватки необходимых элементов.
  • Вредители, зимующие в почве и поражающие определенную культуру, выйдя весной на поверхность, сразу же обнаружат подходящие именно для них растения и быстро уничтожат посадки. Это же относится и к болезням.
  • Корневая система каждого растения выделяет в почву определенные вещества. Через несколько лет эти соединения накопятся в почве и начнут препятствовать развитию данного вида.

Правильный севооборот позволяет:

  • за один год восстановить микрофлору и естественное плодородие почвы;
  • снять проблему несовместимости культур;
  • повысить водопроницаемость и гигроскопичность почвы;
  • рационально распределить органические удобрения;
  • рационально использовать площадь на протяжении одного сезона, получая с грядки несколько урожаев разных культур;
  • очистить почву от многолетних и однолетних сорняков.


В органическом земледелии севооборот имеет исключительно важное значение, так как в этой системе не используются химические способы защиты и минеральные удобрения. Высокий урожай достигается не за счет применения «химии», а с помощью грамотной и хорошо организованной агротехники.

Для соблюдения севооборота участок делится на три зоны. Первую занимают требовательные к плодородию почвы культуры, для которых необходимо много питательных веществ: капуста, тыквенные, сельдерей. Во второй зоне высаживают бобовые культуры, которые в органическом земледелии должны занимать большие площади. Это горох, фасоль зерновая и спаржевая, бобы, арахис. Третью зону отводят для корнеплодов.

В каждой зоне чередование культур идет в следующем порядке: требовательная культура – бобовые – корнеплоды. Если в оборот нужно включить картофель, чередование будет таким: картофель – требовательная культура – бобовые – корнеплоды. В оборот можно ввести и землянику. Тогда огород придется поделить на 5 зон, а участок, занятый земляникой, на пятый год засадить картофелем.


Встречаются участки, где год за годом выращиваю одну и ту же культуру. Чаще всего это картофельные или капустные наделы.

Поле стоит разделить на 3 части и ежегодно засевать каждую часть по очереди сидератами – травами, очищающими землю от почвенных вредителей и повышающими плодородие. Хороший сидерат для картофеля – озимая рожь. Ее высевают в августе-сентябре, а весной или в середине следующего года заделывают в почву. Часть поля, отдыхающую в текущем году, можно засеять бархатцами, календулой, настурцией. Эти растения оздоравливают почву, угнетают сорняки, украшают участок. Осенью после отцветания их закапывают на глубину 15-20 см.

Если на участке есть сильно заросшие многолетними сорняками зоны, в них можно посадить тыкву. Это агрессивная овощная культура занимает большую площадь и своими большими листьями угнетает сорняки, не давая им пробиться к свету.


Огородник может составить севооборот исходя из собственных потребностей. Это задача несложная, нужно только попробовать.

Для составления севооборота потребуется:

  • составить список культур, которые будут выращиваться на участке;
  • рассчитать количество грядок.

Чтобы упростить работу, стоит завести отдельную папку. В нее вкладывают план огорода с расчерченными грядками. На план накладывают кальку и записывают на ней виды овощных культур. Таким образом можно легко контролировать предшественников и планировать чередование.

Второй способ – сделать таблицу севооборота на огороде в программе Word, проставив в столбцах годы. Количество строк должно соответствовать числу грядок на участке.

Для составления самого простого севооборота можно ориентироваться на принадлежность овощей к ботаническим семействам. Для приусадебного хозяйства этого достаточно, но есть и другие, более сложные варианты.

Овощные культуры разбивают на 4 группы:

  • листовые, включая зеленый лук и белокочанную капусту;
  • плодовые – пасленовые, тыквенные и другие овощи, выращиваемые ради плодов;
  • корнеплоды, включая картофель и редис;
  • бобовые.

Чередование культур на дачном участке будет следующим:

  • грядка 1 – плодовые;
  • грядка 2 – корнеплоды;
  • грядка 3 – бобовые;
  • грядка 4 – листовые.

На следующий год грядки сдвигаются на одну против часовой стрелки, то есть плодовые уходят на четвертую, листовые – на третью и так далее. Получается, что каждая культура возвращается на старое место только через 4 года.

В этом случае овощи делят на группы в зависимости от их потребностей в органике:

  • высокотребовательные – капустные, тыквенные, подсолнечник;
  • умеренно требовательные – пасленовые;
  • малотребовательные – сельдерейные;
  • нетребовательные – бобовые.

В таком севообороте перегной или компост вносят только на грядки с капустными, тыквенными и подсолнечником. В следующем году на этом месте высаживают томаты и другие пасленовые. Эти культуры любят хорошо перепревшую органику. На третий год высаживают культуры, которые не переносят органики. Это в первую очередь морковь. На четвертый год место отдают бобовым культурам – им совершенно не нужна органика, они сами обогащают почву азотом. На пятый год на грядку вносят органику, высаживают капустные или тыквенные культуры, и цикл повторяется.


Требования культур к удобрениям

Это самый простой вариант севооборота. От огородника требуется лишь знание, к какому семейству принадлежит каждый овощ.

Принадлежность огородных растений к ботаническим семействам:

  • Крестоцветные – капуста, хрен, редиска, кресс-салат, репа, листовая горчица;
  • Сельдерейные – морковь, пастернак, сельдерей, петрушка, укроп;
  • Сложноцветные – салаты (кочанный и латук), артишоки, подсолнечник;
  • Маревые – шпинат, свекла;
  • Тыквенные – огурцы, тыквы, кабачки, арбузы, дыни;
  • Луковые – лук, чеснок;
  • Пасленовые – томаты, физалис, баклажаны, перец, картофель;
  • Бобовые – горох, фасоль, бобы, соя;
  • Мятликовые – кукуруза.

Растения возвращают на прежнее место не раньше чем через 3 года.

Культуры высаживают в следующей последовательности: пасленовые – бобовые – капустные – зонтичные.

Подойдут еще две схемы:

  • Тыквенные – бобовые – капустные – маревые.
  • Пасленовые – бобовые – капустные – маревые.

В этих севооборотах луковые высаживают под зиму после пасленовых.


Каждая культура извлекает из почвы необходимые для нее микроэлементы, причем в разных пропорциях.

Таблица: потребности овощных растений в микроэлементах:

Культура

Наиболее интенсивно извлекаемый из почвы элемент

Железо, марганец, кобальт, бор

Цинк, сельдерей, бор

Сильно истощают почву капуста и корнеплоды. Бобовые обогащают почву азотом. Если после сбора зерна заделать стебель и листья гороха, фасоли и других бобовых в почву, земля насытится не только азотом, но и многими микроэлементами. В средней степени истощают почву луковые, помидоры, кабачки, перцы и баклажаны. Шпинат, салат, огурцы почти не истощают почву.

Под самую требовательную культуру вносят полную норму органики. Остальные овощи удобряют с учетом последействия основного удобрения. В первый год растения выносят из почвы 30% внесенного с навозом азота и фосфора и половину калия. Остальная часть питательных веществ остается в почве, поэтому ежегодно вносить навоз нецелесообразно.

Севооборот может выглядеть следующим образом: требовательные к плодородию – среднетребовательные к плодородию – нетребовательные к плодородию – обогащающие почву.

Это самый сложный тип севооборота. При его составлении исходят из того, что у каждого растения есть хорошие и плохие предшественники. Если растения сажать после хорошего предшественника, урожайность возрастет, после плохого – резко снизится. Составить севооборот поможет таблица.

Таблица: выбор предшественников:

Предшественник

Капуста

Морковь

Огурец

Лук

Томат

Свекла

Картофель

Редис, огурец, горох, морковь, однолетние травы

Редис, лук, огурец

Лук, капуста, картофель

Капуста, редис, огурец

Морковь, лук, свекла

Лук, огурец, редис

Лук, чеснок, картофель

Горох, чеснок, морковь, картофель

Редис, свекла, морковь, горох, томат

Свекла, лук, кабачок, картофель, горох

Огурец, чеснок, редис

Горох, чеснок, картофель

Капуста, свекла, томат

Томат, кабачок, свекла, капуста

Томат, кабачок, свекла, картофель, горох, капуста

Капуста, томат, свекла, морковь, кабачок

На небольших участках нерационально включать в севооборот такую важную культуру, как картофель. Картошку выращивают на больших площадях в виде монокультуры. Чтобы почва не истощилась, на поле ежегодно вносят большое количество перепревшей органики и минеральных удобрений. Раз в несколько лет поле засевают сидератами для оздоровления почвы от бактерий и фитопатогенных грибов.

Из севооборота стоит вывести и кукурузу. Маис нетребователен к предшественникам и сам является хорошим предшественником для большинства культур. Однако под кукурузой земля быстро истощается и требуется ежегодное внесение большого количества органики.

Многие культуры имеют короткий вегетационный период. Чтобы рационально использовать площадь, необходимо применять повторные посевы, размещая на одной грядке в течение сезона сразу несколько культур. Нужно знать, какие культуры переносят соседство, а какие нет.

Правила совмещения растений:

  • Горох можно высаживать рядом с кукурузой, морковью, огурцами или земляникой. Горох не переносит близости других бобовых и капусты.
  • Хорошие соседи для баклажанов – фасоль, чеснок, пряная зелень. Баклажаны достаточно хорошо переносят соседство земляники, огурцов и петрушки.
  • Кабачки можно высаживать на одной грядке с кукурузой и любыми бобовыми. Достаточно терпимо кабачки относятся к баклажанам, землянике, подсолнечнику, чесноку и моркови, а вот картофель, помидоры и редиску не переносят.
  • Раннюю капусту можно совмещать с салатом, спаржевой фасолью и морковью. Культура не любит соседство гороха, лука, петрушки и чеснока.
  • Картофель хорошо соседствует с фасолью и шпинатом. Допустимые культуры – капуста, кукуруза, лук, морковь, чеснок. Недопустимые – горох, огурцы, свекла, тыквы и помидоры.
  • Кукуруза – хорошая соседка для большинства культур, кроме свеклы.
  • Репчатый лук хорошо растет рядом с морковью, томатом, свеклой и даже чесноком, а вот на одной грядке с капустой, укропом или фасолью будет чувствовать себя неважно.
  • Лук-порей «любит» землянику и томаты, «не любит» горох и репчатый лук.
  • Многолетний лук можно высаживать на грядки с земляникой, морковкой, огурцами. Нельзя – рядом с бобовыми и чесноком.
  • Морковь – допускается выращивание вместе с томатами, чесноком, шпинатом и капустой. Нельзя высаживать морковь рядом со свеклой, укропом и фасолью.
  • Огурцы хорошо себя чувствуют рядом с капустой, свеклой, фасолью, укропом. Подходящие соседи для огурцов – баклажаны, земляника, лук, морковь, чеснок и шпинат. Недопустимо соседство с картофелем, помидорами и редиской.

Пример севооборота с совмещением культур:

  1. 1. Первый год – капуста+огурцы.
  2. 2. Второй год – томаты.
  3. 3. Третий год – морковь+лук.
  4. 4. Четвертый год – картофель.

Итак, севооборот овощных культур – необходимый агротехнический прием, позволяющий защитить растения от вредителей и болезней, повысить урожайность. При составлении севооборота можно учитывать различные факторы: принадлежность к ботаническому семейству, степень нуждаемости в органике, вынос микроэлементов из почвы. Есть готовые схемы севооборотов, но на небольшом участке лучше составить план чередования самостоятельно исходя из потребностей своей семьи.

Читайте также: