Овощной логистический центр это

Логистические центры – это предприятия, которые занимаются обработкой и хранением грузов, а также их таможенным оформлением при наличии необходимости. Помимо этого, они могут оказывать информационные услуги, а также предлагать универсальные грузовые решения. Подобные центры имеют немало особенностей, о которых речь пойдет ниже.


Описание

Логистические центры – это целые комплексы. Для них отводятся отдельные участки, на которых располагаются различные здания, а также оборудование, предназначенное для оказания соответствующих услуг.

Открытие подобных предприятий – одно из современных направлений в развитии складской инфраструктуры. Занимаются их запуском различные компании. Например, это могут быть:

  • Розничные сетевые магазины.
  • Производственные компании.
  • Транспортно-экспедиционные организации.
  • Дистрибьюторы.

Вакансии в логистическом центре преимущественно ориентированы на квалифицированных специалистов. Вот почему подобные предприятия нередко сталкиваются с дефицитом кадров, что делает данный вид бизнеса в целом менее привлекательным для потенциальных предпринимателей.


Задачи

Логистические центры – это предприятия, благодаря которым удается сократить количество участников в цепи поставок, а значит, в конечном счете снизить стоимость продукта для конечного потребителя и одновременно увеличить скорость поставок.

Данные компании выполняют сразу несколько основных задач:

  • Сокращение материальных затрат на транспортировку товаров.
  • Повышение эффективности бизнес-процессов.
  • Оптимизация информационных потоков.

По сути, логистические центры – это предприятия, которые позволяют с минимальными издержками доставлять товары от производителей и распределять их по розничным торговым точкам в соответствии с уровнем спроса. Максимальный эффект создается при объединении отдельных компаний в целые сети.

Особенности

Логистические центры области представляют собой объединение нескольких компаний, занятых в сфере грузоперевозок, по территориальному признаку. При этом внешне они могут быть похожими на единый терминал, а не на разрозненные компании, объединенные лишь одним общим признаком.


Логистические центры мира могут отличаться структурой или другими особенностями. Однако все они выполняют одну и ту же функцию, которая заключается в том, чтобы максимально быстро доставлять товары от производителей к потребителям при наименьших затратах.

Строительство логистических центров должно учитывать некоторые особенности еще на этапе планирования:

  • Какой транспорт будет использоваться.
  • Какими особенностями будут обладать обрабатываемые товары.
  • Какие объемы товарных потоков сможет обрабатывать логистический центр.
  • Сколько точек будет обслуживать предприятие и где они будут располагаться.

Если учитывать вышеперечисленные особенности, удастся грамотно спроектировать логистический центр. Как ни странно, основная сложность, с которой можно столкнуться в данном вопросе, - дефицит квалифицированных кадров. В зависимости от структуры и масштабов предприятия справиться с ним может даже пара квалифицированных сотрудников, если среди сотен резюме вам удастся найти таких специалистов. Однако если речь идет о крупном логистическом центре, людей в штате будет намного больше. При этом рабочие компьютеры сотрудников обычно объединяют в локальную сеть для удобства взаимодействия.


Отраслевые центры

Несмотря на то что в транспортной науке до сих пор нет единой классификации логистических центров в зависимости от структуры и назначения, однако все же есть некоторые условные разделения. Например, некоторые центры могут отраслевыми или региональными. Первые обычно создаются для предприятий, объединенных общей деятельностью. Вторые – для компаний, расположенных в пределах одного региона.

Отраслевые центры более крупные и нередко выполняют закупочно-распределительные функции. Количественное преимущество также находится на стороне отраслевых центров. Их создают предприятия, которые заняли довольно устойчивое положение на рынке и планируют в дальнейшем развивать собственный бизнес. Их основные преимущества – это низкие затраты на содержание, совмещенные с высокой доходностью, так как один и тот же центр может быть открыт в интересах сразу нескольких предприятий.

Региональные центры

Отличаются от отраслевых тем, что создаются не для собственных нужд, а для оказания коммерческих услуг другим предприятиям. Обычно они могут похвастаться довольно широким спектром услуг, что вполне обосновано. Ведь чем больше количество предоставляемых услуг на платной основе, тем выше потенциальная прибыль предприятия.

Региональные центры сосредоточены на количестве выполняемых операций. Чем их больше, тем ниже себестоимость каждой отдельно взятой операции, вот почему в конечном счете это снижает стоимость товаров для потребителей. Кроме того, размещают их, как правило, неподалеку от крупных производителей или потребителей, что сокращает транспортные издержки.

Некоторые оптовые компании не открывают собственные логистические подразделения, а заключают договора со специализированными предприятиями.


Есть более глобальная классификация, согласно которой выделяют следующие виды центров:

  • Транспортно-логистические.
  • Оптово-логистические.
  • Многофункциональные.

Давайте о каждом из них расскажем подробнее.

Транспортно-логистические

Подобные предприятия оказывают комплекс различных услуг, необходимость в которых возникает при транспортировке грузов. Транспортно-логистический центр позволяет оптимизировать грузопотоки и в результате сократить затраты на перевозку товаров.

Важная функция данного предприятия состоит в обработке транзитных грузопотоков. Помимо этого, в его задачи входят разработка, организация, а также реализация наиболее рациональной схемы движения товаров.

Основные функции транспортно-логистического центра:

  • подготовка груза к дальнейшей транспортировке;
  • погрузка грузов;
  • оформление необходимой для транспортировки документации, включая страхование груза;
  • сопровождение груза или обеспечение его сохранности иными способами.


Оптово-логистические

Специализируются на крупных партиях потребительских и других товаров, которые реализуются посредством розничных сетей. Второе название подобных предприятий - торгово-логистические центры.

Создаются с целью повышения эффективности продажи товаров благодаря ускоренным темпам товарооборота, а также повышения скорости и качества обслуживания.

В отличие от транспортного, оптово-логистический центр предоставляет услуги, связанные преимущественно с обработкой, а не хранением товаров. Предприятие комплектует партии товаров по направлениям перевозки.

В связи с расширенным объемом услуг на территории, принадлежащей центру, могут быть сосредоточены торговые и транспортные компании.

Оптово-логистические центры показывают высокую эффективность, которая достигается благодаря расширенному комплексу предоставляемых услуг. В частности, их созданию способствует повышение доходов населения, которое, в свою очередь, повышает потребительский спрос.

  • обработка оптовых партий товаров;
  • улучшение складской инфраструктуры;
  • разработка новых программных продуктов, способных упростить и ускорить складской учет;
  • отслеживание качества товаров и т. д.

Многофункциональные

Такие предприятия создаются с целью эксплуатации товаропроводящими сетями. Подобные центры позволяют оказывать торговые, таможенные, а также информационные услуги. Таким образом удается управлять сразу несколькими направлениями при оказании соответствующих услуг.


Функции

Как и любое предприятие, логистический центр выполняет несколько важных функций. Во многом они зависят от специализации компании. В частности, транспортно-логистический центр предоставляет другим предприятиям площадки и стоянки для грузовых автомобилей. Помимо этого, логистические компании оказывают дополнительные услуги, связанные с ремонтом транспортных средств, таможенным оформлением товаров и т. д.

Если более глобально рассказывать о функциях подобных центров, давайте представим, какой колоссальный путь проделывает тот или иной товар, прежде чем попасть к конечному потребителю. Сначала он производится на предприятии, затем происходит проверка качества, упаковка, комплектация и отгрузка. Далее товары, как правило, проходят целую цепочку дистрибьюторов, каждый из которых закладывает собственную прибыль в конечную стоимость товара. Только после этого он поступает в розничные сети, где его может приобрести потребитель.

Логистические центры способны значительно сократить количество посредников и одновременно ускорить поступление товаров от производителей к потребителям. Это не только повышает качество обслуживания, но и позволяет снижать конечную стоимость продукции. Недовольными в такой ситуации остаются только дистрибьюторы-посредники, которые имели возможность зарабатывать, выступая в роли связующего звена между производителем и потребителем.


Современная оптовая торговля овощами и фруктами основана на использовании технологий маркетинга и логистики. Интеграция информационных систем позволяет отслеживать и прогнозировать конъюнктуру рынка, контролировать товарные потоки на всем протяжении цепи поставок, гибко реагировать на изменения в спросе, обеспечивать снижение уровня рисков в отрасли и повышение устойчивости ее развития.

Основополагающим элементом логистической системы является информационно-аналитический центр, осуществляющий логистические, административно-управленческие, организационно-методологические, маркетинговые, информационно-консалтинговые, коммуникационные, сервисные и инновационные функции.

Современные логистические центры представляют собой интегрированную систему, объединяющую услуги по хранению, транспортировке, оформлению и дистрибуции овощной продукции, выполняют функции по накоплению, переработке и распределению товаров между потребителями, оказывают комплексные логистические (и частично маркетинговые) услуги сельхозтоваропроизводителям и поставщикам овощей.

Помимо экономии на коммерческих расходах существенно минимизируются маркетинговые риски сельхозпроизводителей, которые получают возможность пользоваться маркетинговыми услугами центра, что снижает вероятность маркетинговых ошибок и просчетов и особенно важно с учетом практически полного отсутствия маркетинговых подразделений в самих сельскохозяйственных предприятиях. Кроме того комплексный характер оказываемых услуг во многом будет способствовать снятию логистических, транспортных и инфраструктурных ограничений в развитии регионального рынка овощной продукции, минимизируя тем самым связанные с этими ограничениями риски его субъектов.

Особенности складской логистики

Склады являются одним из важнейших элементов логистической цепи, которая формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Эффективная работа складского помещения является главной составляющей его рентабельности.

Современный крупный склад является сложным техническим сооружением, предоставляющим услуги по целому ряду направлений: организационно-коммерческое (составление сопроводительных документов, заключение договоров, реализация излишков материальных запасов), складское (прием, сортировка, хранение товаров, сдача в аренду свободных площадей), материальное (фасовка, упаковка, маркировка товарных ценностей), транспортно-эксплуатационное (погрузо-разгрузочные и экспедиторские услуги).

Для обеспечения ответственного хранения логистика и склад должны обеспечивать такую последовательность операций, при которой возможно достижение определенного экономического эффекта. Таким результатом служит сбалансированный процесс работы хранилища и его налаженное взаимодействие с различными элементами системы. Все логистические операции условно делят на три направления: координацию деятельности службы закупок, работу с грузами и их документальным оформлением, эффективность функционирование службы продаж.

Первое направление регулирует снабжение, формирование запасов и обеспечивает контроль поставок. Второе – предполагает координацию действий по приемке, разгрузке, перевалке, транспортировке и логистике ответственного хранения грузов. Третье направление включает операции контроля выполнения заказов и качества оказываемых услуг.

Для получения решающих конкурентных преимуществ в современных условиях необходимо рассматривать всю цепочку поставки: производители и дистрибьюторы товаров, провайдеры логистических услуг, оптовые и розничные покупатели. Автоматизация управления цепочками поставок при этом может включать в себя следующие функции.

Взаимодействие с поставщиками

  • Передача поставщикам консолидированных планов и прогнозов продаж.
  • Оперативный доступ к информации о запасах, имеющихся у поставщиков.
  • Оперативный мониторинг движения товаров по заказам поставщикам до момента приемки.
  • Планирование и проведение совместных маркетинговых акций и мероприятий по продвижению товаров и т. д.

Взаимодействие с провайдерами логистических услуг

  • Передача провайдеру консолидированных прогнозов исходящего, входящего и внутреннего товародвижения.
  • Оперативный мониторинг товародвижения.

Взаимодействие с покупателями

  • Получение от покупателей планов и прогнозов потребления товаров.
  • Предоставление покупателям информации об имеющихся запасах.
  • Предоставление покупателям оперативной информации о движении товаров по их заказам.
  • Предоставление услуг по планированию потребления для покупателей и оптовиков, снабжающих мелкорозничных торговцев.


Логистические услуги обычно выходят за пределы технологических складских операций и могут включать:

Поддержание складских запасов овощной продукции на уровне соответствующем емкости регионального рынка и обеспечивающем равномерное удовлетворение потребностей торговых (перерабатывающих) организаций а течение года;

Контроль поставок (поступлений и отгрузки) для обеспечения ритмичности грузопотоков, рациональной загрузки овощехранилищ с соблюдением условий хранения;

Разгрузку транспортных средств, контроль документального и физического соответствия поступающей продукции с учетом качественных параметров, оформление поступающих партий через информационную систему комплекса с формированием складской грузовой единицы, принадлежащей конкретной сельскохозяйственной организации;

Внутрискладскую транспортировку между различными зонами складских помещений и овощехранилищ, ответственное хранение, включающее закладку овощей в овощехранилища, хранение с соблюдением соответствующих режимов температуры, влажности, газовой среды и прочих условий, контроль наличия запасов овощей через информационную систему;

Комплектацию (комиссионирование) и отгрузку заказов включая получение заказов клиентов (отборочных листов), отбор овощей каждого наименования по заказу клиента, комплектацию отобранного товара для конкретного клиента и подготовку к отправке, документальное оформление подготовленного заказа и контроль за его подготовкой, объединение заказов в партию для отправки и оформление транспортных накладных, отгрузку в транспортные средства;

Транспортировку и экспедицию (по сравнению с самовывозом клиентом централизованная доставка заказов более оправдана экономически –благодаря унитизации грузов и оптимизации маршрутов доставки минимизируются транспортные расходы и появляется возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что особенно актуально для овощной продукции с особыми условиями и ограниченными сроками хранения);

Информационное обслуживание, предполагающее логистику информационных потоков – обработку входящей документации, предложения по заказам поставщиков, их прием и оформление документации отправки, управление приемом и отправкой, мониторинг наличия продукции, диспетчерскую помощь (оптимизацию партий отгрузки, маршрутов доставки, обработку счетов клиентов, обмен информацией, внутреннюю статистику);контроль за выполнением заказов;

Продажное (сортировка, первичная подработка, фасовка и упаковка овощей, проверка качества поставляемой продукции, экспедиторские и транспортные услуги) и послепродажное (прием и замена некондиционной продукции) обслуживание покупателей.

Особенности автоматизации холодильного склада

Холодильные склады представляют собой специально оборудованные помещения, предназначенные для хранения продукции в условиях низких температур от +8 °C до -24 °C, и являются гарантом сохранности продуктов питания. Особенно остро потребность в низкотемпературных складских комплексах ощущается в мегаполисах, где активное развитие торговли приводит к формированию больших товарных запасов, основная часть которых требует соблюдения особых условий хранения.

Благодаря наличию современного холодильного оборудования, в помещении склада всегда поддерживается постоянная влажность и температурный режим, поэтому клиент может быть спокоен за сохранность своих товаров. Техническое обслуживание склада осуществляется в соответствии с международными нормами и стандартами работы, что обеспечивает кондиционную сохранность груза и его потребительских качеств.

Низкотемпературные склады с хорошей транспортной доступностью, удобными подъездными путями и большим количеством погрузочно-разгрузочных зон обеспечивают:

  • Четкое соблюдение температурных режимов хранения охлажденных и замороженных продуктов;
  • Учет товара в разрезе сроков годности, партий ;
  • Контроль отгрузки товара в соответствие с требованиями сетевых клиентов к остаточному сроку годности (с учетом времени на доставку);
  • Штучный, коробочный и паллетный подбор товара по заявкам;
  • Ограничения по хранению разных групп товаров в соседних ячейках;
  • Разнообразные алгоритмы при работе с весовым товаром;
  • Соблюдение очередности подбора: охлажденный/замороженный товар подбирается в последнюю очередь, чтобы избежать порчи.

Кроме того, большинство складов-холодильников предоставляют услуги ответственного хранения и 3PL-оператора, что накладывает дополнительные требования к обработке товара и взаиморасчетам с клиентами, обеспечивая прозрачность системы отчетности и взаиморасчетов с клиентами.

Контроль ведения учета на складе-холодильнике осуществляется автоматически, что позволяет эффективно использовать складские площади, увеличивая пропускную способность склада.

Основной функционал WMS системы для автоматизации холодильного склада

  • Приемка (по плану, по факту): разгрузка, маркировка, размещение;
  • Отгрузка: подбор, комплектация, переупаковка, выходной контроль;
  • Работа с сертификатами;
  • Работа с бракованным товаром: отбраковка, перемещение, возвраты;
  • Учет возвратной тары (термобоксы, паллеты);
  • Инвентаризация (по ячейкам, уровням, зонам, общая по складу);
  • Система мотивации персонала (KPI);
  • Перемещение товара между зонами хранения;
  • Модуль биллинга для взаиморасчетов с контрагентами;
  • Управление очередью заказов.


ТАСС, 10 декабря. Якутия планирует получить бюджетный кредит в размере 750 млн рублей для развития сети торгово-логистических центров (ТЛЦ), чтобы снизить цену продуктов и круглогодично обеспечивать овощами арктические районы республики. Об этом сообщил ТАСС заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера Якутии Михаил Погодаев.

"Наш проект - создание сети торгово-логистических центров для обеспечения арктических районов социально-значимыми продовольственными товарами и овощами. Сеть ТЛЦ будет работать в двух направлениях: доставка указанных товаров в районы и организация централизованного закупа и вывоза местной продукции в Якутск или в другие места сбыта", - сказал Погодаев.

В настоящее время для реализации данного проекта прорабатывается вопрос о займе в размере 750 млн рублей с Фондом развития Дальнего Востока и Арктики, отметил собеседник агентства. При условии своевременного финансирования ведомство планирует начать реализацию проекта в арктических районах с 2020 года.

"Строительство подобных ТЛЦ должно удешевить цены на продукты, обеспечить круглогодичное наличие овощной продукции в Арктике и сократить операционные расходы. Планируется применить собственные речные суда с низкой осадкой, что обеспечит более длительный период навигации и удешевление транспортной составляющей северного завоза (доставка продуктов, медикаментов и топлива в труднодоступные поселки и целые регионы, в том числе арктические, которые зимой на несколько месяцев остаются отрезанными от большой земли из-за сложных климатических условий). ТЛЦ будут оснащены современным оборудованием, предназначенным для закупа и переработки местной продукции, - овощехранилищами и морозильными камерами", - добавил Погодаев.

В настоящее время население труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Якутии обеспечивает необходимыми социально-значимыми продовольственными товарами (мука, сахар, крупы, соль и другое) акционерное общество "Якутоптторг".

- потребность региона в плодоовощной продукции составляет 4252 тыс. тонн в год, в том числе для личного потребления населением и отдыхающими — 3928 тыс. тонн, для переработки — 310 тыс. тонн;

- в 2016 году в сельхозорганизациях и КФХ Краснодарского края произведено 338 тыс. тонн плодово-ягодной продукции, в ЛПХ — 128,7 тыс. тонн; производство овощей составило 399 тыс. тонн;

- производством плодов на территории Краснодарского края занимается 70 крупных и средних предприятий, а также 300 КФХ и ИП, производством
овощей — более 220 сельхозорганизаций, КФХ и ИП.


Готова ли логистическая инфраструктура Кубани к интенсивному росту объемов сельхозпродукции? По мнению вице-губернатора Краснодарского края Андрея Коробки, чтобы обеспечить скачок в овощеводстве, нужно увеличить площади единовременного хранения овощной продукции в 3 — 4 раза по отношению к нынешним объемам!
Еще одна проблема — разрозненность, несогласованность связей внутри системы товародвижения. Иллюстрацией могут служить «завалы» рынка то луком, которого не хватало в предыдущем году, то дешевым картофелем, завезенным из других регионов. Заготовители зачастую не предусматривают отсрочку реализации овощей и фруктов в зависимости от повышения спроса. Производители торопятся побыстрее сбыть скоропортящийся урожай, объединяясь для организации оптово-розничных рынков.
Частично функции логистических центров выполняют торгово-закупочные кооперативы. Однако в большинстве случаев у них нет необходимых капитальных строений и оборудования. Имея в собственности или арендуя склад, отвечающий всем требованиям хранения продукции, фермеры могли бы самостоятельно реализовывать свой товар в сезон его дефицита по цене, соответствующей спросу. По мнению главы крестьянско-фермерского хозяйства «Промогород» Бузиновского сельского поселения Выселковского района Сергея Огая, у кубанских хозяйств есть все ресурсы, чтобы «завалить страну овощами», но без организации хранения и обработки наша продукция останется неконкурентоспособной, а овощной рынок — нестабильным.

«Предлагать покупателям продукцию в непривлекательном виде — вчерашний день. Ту же морковку, будь она хоть трижды экологически чистая, никто не берет, если она в комьях грязи, к тому же кривая или разного размера»,— говорит фермер, построивший у себя в хозяйстве овощехранилище с линиями мойки и фасовки. При этом заниматься мониторингом овощного рынка и организацией сбыта продукции руководителю КФХ приходится самому.

В интересах производителя
Не имея возможности отправить продукцию на хранение, фермеры, владельцы ЛПХ и индивидуальные предприниматели вынуждены продавать ее за бесценок оптовикам-перекупщикам прямо с полей. И потому цена закупки зачастую не перекрывает затрат на производство. По словам господина Огая, «разница между оптом и розницей — как минимум три цены, а фермерские хозяйства 90% продукции продают непосредственно на краю полей». Его мнение подтверждает и председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Виктор Сергеев: «В основном реализация идет через приезжих посредников. Такая ненадежная система сбыта негативно влияет на развитие производства овощей в КФХ».
Именно спонтанным сбытом сельхозпродукции можно объяснить низкую рентабельность хозяйств, неконтролируемое качество продовольствия, скачки цен. Негативную ситуацию, по мнению практиков, может переломить единая система заготовки, переработки и хранения сельхозпродукции в регионе.

По данным регионального минсельхоза, на сегодняшний день в Краснодарском крае имеется 8 оптово-распределительных центров (ОРЦ), из них — два кооператива, три — общества с ограниченной ответственностью (ООО) и три — частных (ИП, КФХ).
Строительство логистических центров в последнее время называют одним из главных способов решения фермерских проблем со сбытом. Объединившись, фермеры смогут поставлять в оптово-распределительные центры большие объемы однородной продукции, которые затем попадут в торговые сети при минимизации затрат. Среди удачных проектов господин Сергеев называет снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Ейский Агросоюз». Фермеры-учредители на собственные средства и кредитные ресурсы построили овощехранилище, которое используется как логистический центр. Есть собственный цех по переработке овощей и фруктов. Продукцию поставляют в социальные учреждения, санатории района.
«Безразлично, кто будет владельцем таких центров, главное — чтобы производитель мог участвовать в процессе ценообразования»,— считает господин Сергеев.
Однако, по мнению председателя cовета Агропромышленного союза Кубани Игоря Лобача, оптово-распределительные продовольственные комплексы, созданные без участия государственных структур, не заинтересованы в поддержке фермеров. Есть примеры превращения логистических центров в арендные объекты, где успешно работают филиалы производственных предприятий, функционируют офисы и магазины, не имеющие никакого отношения к овощам и фруктам.

«Как только начинается создание логистического центра, его владельцы сразу начинают думать, как на нем заработать, причем интересы малого производителя ими во внимание не принимаются»,— отмечает эксперт.

В логистической цепочке (закупка — транспортировка — хранение — торговая сеть) не должно быть излишних посредников, иначе оптово-распределительные центры могут стать лишь дополнительным звеном для накрутки необоснованной маржи на плоды крестьянского труда, предупреждает господин Лобач.

Аналитики отмечают, что кубанские сельхозпроизводители готовы увеличивать объемы производства плодов и овощей, если будут уверены, что выращенную продукцию они смогут полностью сохранить и реализовать.


Оптово-распределительным центрам нашли землю
Что предпринимают региональные власти для решения «плодоовощной» проблемы? «Логичным итогом станет возникновение в Краснодарском крае крупнейшей на юге страны системы транспортных терминалов и логистических центров», говорится в «Инвестиционной стратегии Краснодарского края до 2025 года».
Как сообщили в краевом минсельхозе, в прошлом году на территории Краснодарского края построены и введены в эксплуатацию оптово-распределительные центры в шести муниципальных образованиях: Ейском, Усть-Лабинском, Кореновском, Динском, Брюховецком, Калининском районах и в г. Краснодаре. В Кореновском районе в ноябре 2017 года завершено строительство пищевого элеватора ООО «Овощевод» мощностью 10 тыс. тонн. Подобный объект будет сдан в эксплуатацию в конце года и в Лабинском районе. В Гулькевичском и Павловском районах подготовлены площадки по 10 га для размещения на них пищевых элеваторов. Общая мощность единовременного хранения, введенная в 2016 — 2017 годах, составляет 65,5 тыс. тонн.

Как пояснили в краевом минсельхозе, на сегодняшний день в рамках создания ОРЦ в крае предусмотрены меры господдержки. В частности, возможно предоставление субсидии на возмещение части прямых затрат в размере 20% в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Кроме того, поддержка строительства ОРЦ возможна при участии в конкурсе на получение гранта на развитие семейной животноводческой фермы или на развитие сельхозкооператива. «Средства могут быть направлены на строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы, а также картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки»,— пояснили в региональном отраслевом ведомстве.

Согласно принятой в 2015 году Концепции строительства сельскохозяйственных логистических центров и модернизации производственно-заготовительной отрасли в Краснодарском крае определены земельные участки для размещения логистических центров и в курортных районах края (Геленджик, Анапа, Сочи, Туапсинский район). Проекты по строительству логистических центров на Кубани ежегодно представляются на Международном инвестиционном форуме в Сочи. Кроме того, на конкурсный отбор инвестпроектов по созданию и модернизации объектов АПК в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в прошлом году было направлено восемь бизнес-планов по строительству плодохранилищ и один — по созданию овощехранилища в Краснодарском крае, претендующих на предоставление субсидий из федерального бюджета.

Логично предположить, что государственное партнерство должно выражаться прежде всего в создании условий для инвестиционной привлекательности проектов: предоставлении земельных участков с подготовленной инфраструктурой для строительства логистических центров, упрощении механизма согласований документации и т. д.

От поля до прилавка — коротким путем
Роль единого государственного оператора на кубанском продовольственном рынке отводится ГУП Краснодарского края «Кубанские продукты», подведомственной организации регионального минсельхоза. Компания нацелена на прямую работу с сельхозпроизводителями: закупку плодоовощной продукции, обеспечение ее хранения, сортировки, упаковки и поставки в торговые сети. Закупленные у фермеров овощи и фрукты реализуются оптом — гипермаркетам, перерабатывающим предприятиям в качестве сырья и в розницу — через сеть магазинов под брендом «Кубанские продукты». Практикуется организация поставки местных плодов и овощей через электронные торги на объекты социальной и курортной сферы.

Задача «Кубанских продуктов» как управляющей компании — создание в крае четко работающей схемы «ЛПХ — приемно-сортировочные пункты (ПСП) — ОРЦ», позволяющей отследить каждый этап движения сельхозпродукции от поля к потребителю. В сельских поселениях скомплектованные на ПСП малые партии продукции с местных полей, садов и огородов, минуя неконтролируемую сеть посредников, доставляются в ОРЦ. Оттуда кубанские овощи и фрукты попадают в магазины, на объекты санаторно-курортного комплекса и в социальную сферу. Сокращение цепочки ценообразования делает продукцию максимально доступной для местного потребителя, в том числе для людей с низким достатком. Повышение спроса увеличит и объемы производства, что будет выгодно инвесторам. В результате расширения сбыта продукции увеличатся и налоговые поступления в бюджет края, что повысит уровень жизни населения, пояснили в ГУП «Кубанские продукты».
Схема «поле — ОРЦ — торговая сеть» уже успешно работает и в частных логистических центрах. Так, в создание открытого в 2015 году в Краснодаре многофункционального логистического комплекса «Дары Кубани» вложено более $20 млн частных инвестиций, которые должны окупиться в течение 8 — 10 лет. Комплекс занимает площадь около 70 тыс. кв. м и способен единовременно хранить до 50 тыс. тонн продукции. На его площадках за 40 минут могут разгрузиться 150 фур одновременно. Помещения для приемки товаров, склады оснащены холодильными камерами, имеют централизованную систему кондиционирования. Цеха предпродажной подготовки оборудованы специализированными линиями сортировки, чистки, мойки, фасовки и упаковки овощей и фруктов.

Складские помещения предоставляются фермерам и предпринимателям в аренду. При этом гарантируется сохранение качества принятой продукции. Многочисленные хранилища изолированы, их открывают только по требованию владельца находящегося там товара. Важно, что логоцентр не только принимает продукцию на хранение, но и занимается ее закупкой и сбытом. Цена овощей и фруктов в оптово-розничной торговле на территории комплекса на 25 — 30% ниже рыночной. Кроме того, себестоимость товаров снижается за счет сокращения транспортных расходов на доставку к местам продажи в краевом центре и курортной зоне.

Крупные компании также уделяют большое значение развитию логистики. Как сообщили в департаменте по связям с общественностью АО «Тандер» (владельца сети «Магнит»), собственная логистическая система компании позволяет контролировать доставку продукции покупателям на всех этапах, используя для этого современное оборудование и технику. В Краснодарском крае работают три распределительных центра компании: в Краснодаре (площадью 67 тыс. кв. м), Славянске-на-Кубани (20 тыс. кв. м) и Кропоткине (30 тыс. кв. м).

Отбор поставщиков для сети «Магнит» происходит через специальный портал «Система взаимодействия с партнерами». Коммерческое предложение рассматривается по многим критериям. Если все устраивает, то потенциальный поставщик присылает образцы на дегустацию. Специалисты сети оценивают товар по органолептическим показателям и в целом по соотношению цены и качества. Приоритет в отборе продукции отдается местным поставщикам, предлагающим более низкую цену при сопоставимом качестве.

Надо заметить, что не все кубанские поставщики стремятся конкурировать на местном рынке. Так, фермер-органик из Крымского района Иван Новичихин, член известного кооператива «ЛавкаЛавка», объединяющего экофермеров по всей России, считает, что выгоднее продавать кубанскую продукцию в других регионах, заключая прямые договоры с клиентами.

«Сезон мы планируем заранее, собираем предварительные заказы, под которые выращиваем нужный объем тех или иных овощей. Свежую продукцию собираем с полей в день отгрузки, перебираем, упаковываем и доставляем нашим заказчикам в Москве и Санкт-Петербурге, меньшую часть — частным клиентам в Сочи и Краснодаре»,— рассказал господин Новичихин.

Фермер убежден, что появление крупных логистических центров ситуацию на рынке сельхозпродуктов глобально не изменит. По его мнению, в современных условиях гораздо важнее развитие интернет-сервисов для быстрого поиска информации об объемах предложения и спроса, создание и постоянное обновление баз данных всех игроков отраслевого рынка.

Читайте также: