Цветаева мы ели суп

Август – удивительное время. Это как вечер воскресенья. Еще можно наесться до отвала арбузами, которые так и трескаются от спелости, едва до них докоснется нож. Еще можно налюбоваться звездами, падающими с вышины на нашу грешную землю. Еще можно намечтаться, налюбоваться чудесными астрами, нагуляться теплыми как парное молоко ночами. Но уже близко осень, уже слышится ее дыхание, ее легкая золотая поступь.

Почувствовать и запомнить август очень помогает это стихотворение, которое явилось ответом на ранее написанное Осипом Мандельштамом «С веселым ржанием пасутся табуны». Вообще встреча Мандельштама и Цветаевой очень обогатила русскую поэзию. Великие поэты зачастую переписывались стихотворными посланиями, черпая друг в друге вдохновение.

Для Мандельштама осень – время, когда вся природа замирает и заставляет предаться размышлениям о вечных ценностях. Для Цветаевой же осень – напоминание о цикличности бытия, увядание как предвестник воскресения всего живого в будущем. Оба поэта сходятся во мнении, что август – мост между бесшабашным летом и задумчивой осенью, путешествие по которому играет значимую роль в жизни каждого человека.

Примечательно, что Марина Цветаева принимает решение уйти из жизни именно в последний день августа, дабы в этой жизни уже не встречаться с хмурой и промозглой осенью.

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! — Месяц
Ливней звёздных!

-Рубрики

  • (0)
  • Авторская песня (38)
  • Ада Якушева (1)
  • Александр Дольский (4)
  • Булат Окуджава (12)
  • Вероника Долина (21)
  • Бегущая строка (42)
  • Венок воспоминаний (19)
  • Цветаева А.И. (5)
  • Цветаева М.И. (2)
  • Эфрон С.Я. (1)
  • Дом Кино (14)
  • Дорогой длинною с Александром Вертинским (9)
  • Женские радости (77)
  • ароматные истории (7)
  • господин Буфет (4)
  • земляничная галерея (29)
  • приют грёз (19)
  • счастье есть (4)
  • цветочное (10)
  • шоколадная галерея (5)
  • Живое слово/Зарубежная литература (25)
  • Барбюс А. (1)
  • Бронте Э. (3)
  • Гамсун К. (3)
  • Жид А. (3)
  • Кокто Ж. (3)
  • Коэльо П. (1)
  • Лондон Д. (2)
  • Моруа А. (2)
  • О.Генри (2)
  • Роллан Р. (1)
  • Цвейг С. (2)
  • Шолом-Алейхем (2)
  • Живое слово/Русская литература (77)
  • Булгаков М.А. (5)
  • Бунин И.А. (8)
  • Гиппиус З.Н. (2)
  • Головкина И.В. (3)
  • Гончаров И.А. (3)
  • Грин А.С. (6)
  • Достоевский Ф.М. (1)
  • Каверин В.А. (2)
  • Окуджава Б.Ш. (7)
  • Пастернак Б.Л. (2)
  • Паустовский К.Г. (6)
  • Телешов Н.Д. (2)
  • Тургенев И.С. (8)
  • Чехов А.П. (19)
  • Шмелев И.С. (3)
  • Жизнь и Судьба (30)
  • Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова (27)
  • Великий Князь Сергей Александрович Романов (15)
  • Литературные расследования (2)
  • Литературные фантазии (5)
  • Мой Санкт-Петербург (105)
  • выставки (10)
  • городские прогулки (34)
  • дорога к храму (4)
  • музеи (23)
  • поэт и город (39)
  • Моя Москва (185)
  • вокруг Шехтеля (9)
  • выставки (34)
  • городские прогулки (58)
  • дорога к храму (17)
  • Марфо-Мариинская обитель (35)
  • музеи (18)
  • поэт и город (6)
  • Фотопробы/Крупный план (19)
  • Музыка кино (37)
  • Елена Камбурова (9)
  • О любви (5)
  • Остров Детства (31)
  • книжка с картинками (22)
  • мои сказки (4)
  • семейный круг (4)
  • Открытие книги (32)
  • Письмовник (37)
  • Помню и люблю (8)
  • Путешествия (35)
  • Валуево (1)
  • Введенское (4)
  • Павловск (3)
  • Репино (3)
  • Селигер (1)
  • Таруса (2)
  • Царское Село (7)
  • Ярославль (14)
  • Пушкинский альбом (24)
  • Спаси и Сохрани (46)
  • Иеромонах Роман (Матюшин) (7)
  • Миркина З.А. (21)
  • Праздники и традиции (13)
  • Протоиерей Александр Шмеман (3)
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов) (3)
  • Солодовников А.А. (3)
  • Среди Миров с Иннокентием Анненским (24)
  • Старая пластинка (7)
  • Клавдия Шульженко (7)
  • Стихотворения чудный театр (402)
  • Анненский И.Ф. (6)
  • Апухтин А.Н. (3)
  • Ахмадулина Б.А. (37)
  • Ахматова А.А. (49)
  • Баратынский Е.А. (5)
  • Берггольц О.Ф. (2)
  • Блок А.А. (9)
  • Бродский И.А. (35)
  • Брюсов В.Я. (4)
  • Бунин И.А. (7)
  • Вознесенский А.А. (5)
  • Волошин М.А. (4)
  • Гумилев Н.С. (7)
  • Дон-Аминадо (3)
  • Евтушенко Е.А. (2)
  • Есенин С.А. (8)
  • Жуковский В.А. (2)
  • Заболоцкий Н.А. (3)
  • Иванов Г.В. (16)
  • Инбер В.М. (2)
  • К.Р. (4)
  • Кушнер А.С. (7)
  • Левитанский Ю.Д. (10)
  • Лермонтов М.Ю. (2)
  • Маршак С.Я. (3)
  • Мережковский Д.С. (2)
  • Микушевич В.Б. (2)
  • Миллер Л.Е. (10)
  • Набоков В.В. (14)
  • Пастернак Б.Л. (14)
  • Самойлов Д.С. (10)
  • Саша Чёрный (2)
  • Северянин И.В. (6)
  • Тарковский А.А. (4)
  • Толстой А.К. (3)
  • Тушнова В.М. (3)
  • Тютчев Ф.И. (8)
  • Фет А.А. (3)
  • Ходасевич В.Ф. (3)
  • Цветаева М.И. (82)
  • Ширман Е.М. (2)
  • Творчество и Чудотворство (19)
  • Театр/Концертный зал (21)


День августовский тихо таял
В вечерней золотой пыли.
Неслись звенящие трамваи,
И люди шли.

Рассеянно, как бы без цели,
Я тихим переулком шла.
И — помнится — тихонько пели
Колокола.

Воображая Вашу позу,
Я всё решала по пути:
Не надо — или надо — розу
Вам принести.


И всё приготовляла фразу,
Увы, забытую потом. —
И вдруг — совсем нежданно! — сразу! —
Тот самый дом.

Многоэтажный, с видом скуки…
Считаю окна, вот подъезд.
Невольным жестом ищут руки
На шее — крест.

Считаю серые ступени,
Меня ведущие к огню.
Нет времени для размышлений.
Уже звоню.

Я помню точно рокот грома
И две руки свои, как лёд.
Я называю Вас. — Он дома,
Сейчас придёт.


Пусть с юностью уносят годы
Всё незабвенное с собой. —
Я буду помнить все разводы
Цветных обой.

И бисеринки абажура,
И шум каких-то голосов,
И эти виды Порт-Артура,
И стук часов.

Миг, длительный по крайней мере —
Как час. Но вот шаги вдали.
Скрип раскрывающейся двери —
И Вы вошли.


И было сразу обаянье.
Склонился, королевски-прост. —
И было страшное сиянье
Двух тёмных звёзд.

И их, огромные, прищуря,
Вы не узнали, нежный лик,
Какая здесь играла буря —
Ещё за миг.

Я героически боролась.
— Мы с Вами даже ели суп! —
Я помню заглушённый голос
И очерк губ.

И волосы, пушистей меха,
И — самое родное в Вас! —
Прелестные морщинки смеха
У длинных глаз.


Я помню — Вы уже забыли —
Вы — там сидели, я — вот тут.
Каких мне стоило усилий,
Каких минут —

Сидеть, пуская кольца дыма,
И полный соблюдать покой…
Мне было прямо нестерпимо
Сидеть такой.

Вы эту помните беседу
Про климат и про букву ять.
Такому странному обеду
Уж не бывать.

В пол-оборота, в полумраке
Смеюсь, сама не ожидав:
«Глаза породистой собаки,
— Прощайте, граф».


Потерянно, совсем без цели,
Я тёмным переулком шла.
И, кажется, уже не пели —
Колокола.


Цикл стихотворений Марина Цветаева посвятила брату мужа - Петру Яковлевичу Эфрону. Петр Яковлевич был неизлечимо болен туберкулезом, находился в больнице, где Марина навещала его. Возвращалась в трамвае, а сама была там, рядом.


И полетели вдогонку письма. Вот только несколько отрывков из них, мои вольные выдержки:

". Откуда эта нежность - не знаю, но знаю - куда : в вечность.

. Слушайте, моя любовь легка. Вам не будет ни больно, ни скучно.

. Пламя что сжигает меня, сердце, что при мысли о Вас куда-то падает - вечны. Так неожиданно и бесспорно вспыхнула вера.

. Никогда никуда не уйду от Вас. Началось с минуты очарования - продолжается бесконечностью любви. Завтра достану Вам крестик. "

Вот перечитываю я сейчас эти письма, и снова, как в свои 16 лет, понимаю, понимаю Марину.

И закончить хочу её словами из письма Петру Яковлевичу, каждый раз удивляюсь (как моими собственными).

"ПУСТЬ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО БУДЕТ: ЛЮБЛЮ!"

Дизайнер - Элла Вебер. Блокнот "Hampton court. Little"

Стихи Марины Цветаевой. На фото - Петр Яковлевич Эфрон.

Вот моя рука сама не хочет остановиться, пишет, что думаю, а думаю, понятно, что: "Не полюбить его невозможно".

День августовский тихо таял
В вечерней золотой пыли.
Неслись звенящие трамваи,
И люди шли.

Рассеянно, как бы без цели,
Я тихим переулком шла.
И - помнится - тихонько пели
Колокола.

Воображая Вашу позу,
Я всё решала по пути:
Не надо - или надо - розу
Вам принести.

И всё приготовляла фразу,
Увы, забытую потом. -
И вдруг - совсем нежданно! - сразу! -
Тот самый дом.

Многоэтажный, с видом скуки.
Считаю окна, вот подъезд.
Невольным жестом ищут руки
На шее - крест.

Считаю серые ступени,
Меня ведущие к огню.
Нет времени для размышлений.
Уже звоню.

Я помню точно рокот грома
И две руки свои, как лёд.
Я называю Вас. - Он дома,
Сейчас придёт.
______

Пусть с юностью уносят годы
Всё незабвенное с собой. -
Я буду помнить все разводы
Цветных обой.

И бисеринки абажура,
И шум каких-то голосов,
И эти виды Порт-Артура,
И стук часов.

Миг, длительный по крайней мере -
Как час. Но вот шаги вдали.
Скрип раскрывающейся двери -
И Вы вошли.
______

И было сразу обаянье.
Склонился, королевски-прост. -
И было страшное сиянье
Двух тёмных звёзд.

И их, огромные, прищуря,
Вы не узнали, нежный лик,
Какая здесь играла буря -
Ещё за миг.

Я героически боролась.
- Мы с Вами даже ели суп! -
Я помню заглушённый голос
И очерк губ.

И волосы, пушистей меха,
И - самое родное в Вас! -
Прелестные морщинки смеха
У длинных глаз.

Я помню - Вы уже забыли -
Вы - там сидели, я - вот тут.
Каких мне стоило усилий,
Каких минут -

Сидеть, пуская кольца дыма,
И полный соблюдать покой.
Мне было прямо нестерпимо
Сидеть такой.

Вы эту помните беседу
Про климат и про букву ять.
Такому странному обеду
Уж не бывать.

В пол-оборота, в полумраке
Смеюсь, сама не ожидав:
"Глаза породистой собаки,
- Прощайте, граф".
______

Потерянно, совсем без цели,
Я тёмным переулком шла.
И, кажется, уже не пели -
Колокола.

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! — Месяц
Ливней звёздных!


Статьи раздела литература





  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».


Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных —
Август! — Месяц
Ливней звёздных!

Анализ стихотворения «Август» Цветаевой

Произведение «Август» — типично для ранней лирики Марины Ивановны Цветаевой. Оно сочетает в себе восторженность интонации и эксперименты с формой.

Стихотворение написано в феврале 1917 года. Поэтессе в эту пору исполнилось 25 лет, она уже выпустила несколько сборников стихов, замужем, ждет рождения второй дочери. Ее супруг С. Эфрон в Первую Мировую стал медбратом, однако к 1917 году уже окончил военное училище и отправлен в пехотный полк. В это время как раз и происходит февральская революция. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – напоминает хорей со сложной рифмовкой, построенной на внутренних созвучиях и тавтологической рифме, 3 строфы. Лирический герой – созерцатель, явно себя в тексте не обнаруживает. В первом пятистишии – излюбленное М. Цветаевой тире, анафора с названием месяца (собственно, она же повторится и в последующих строфах, в том числе, уже и как эпифора). Первые строки – сплошь выкликание главных, по мнению поэтессы, примет месяца: яркие звезды, поздние садовые цветы, зреющий виноград. «Рябины»: один из центральных образов поэзии М. Цветаевой. Далее август одушевляется, представлен в виде жизнерадостного ребенка, играющего яблоком. Плод описан с перечислительной градацией. Сквозная тема – имперство, игра слов, где «август» — титул императоров Рима. «Сердце»: в астрономии известны созвездия Льва, одна из звезд которых у арабов зовется сердцем. В последнем пятистишии возникает любовная тема, переплетающаяся с окружающим пейзажем. Так, поздние поцелуи стоят рядом с поздними же розами. «Ливней звездных»: в этот период особенно часты звездопады. Это впечатляющее явление поэтесса выбирает для завершения произведения, более того, делает его лексическим повтором. Интонация размеренная и торжественная со множеством восклицаний. Эпитеты: благосклонным, имперским, полновесным, поздних. Сравнения: как дитя, как ладонью. Инверсия: играешь август. Настойчивые повторы одних и тех же слов – сознательный прием, где само звучание слова выходит на первый план и оттеняет смысл. Следует отметить, что это высокопарное, ликующее стихотворение создано в период тяжелых потрясений в России. Кроме того, в феврале она пишет о лете. Собственные ее обстоятельства также трудны и непрочны, на руках ее двое маленьких детей и, в сущности, никакой поддержки, разве что от сестры, с которой она особенно была дружна. Впрочем, уже скоро поэтесса откликнется и на современные события.

Пейзажная лирика М. Цветаевой – отражение гармонии и полноты природы, соприкосновения ее с миром человеческих чувств.


  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Том 1. Стихотворения 1906-1920 читать книгу онлайн

«Взгляните внимательно и если возможно — нежнее…»

Взгляните внимательно и если возможно — нежнее,
И если возможно — подольше с нее не сводите очей,
Она перед вами — дитя с ожерельем на шее
И локонами до плечей.

В ней — все, что вы любите, все, что, летя вокруг света,
Вы уже не догоните — как поезда ни быстры.
Во мне говорят не влюбленность поэта
И не гордость сестры.

Зовут ее Ася: но лучшее имя ей — пламя,
Которого не было, нет и не будет вовеки ни в ком.
И помните лишь, что она не навек перед вами.
Что все мы умрем…

«В тяжелой мантии торжественных обрядов…»

В тяжелой мантии торжественных обрядов,
Неумолимая, меня не встреть.
На площади, под тысячами взглядов,
Позволь мне умереть.

Чтобы лился на волосы и в губы
Полуденный огонь.
Чтоб были флаги, чтоб гремели трубы
И гарцевал мой конь.

Чтобы церквей сияла позолота,
В раскаты грома превращался гул,
Чтоб из толпы мне юный кто-то
И кто-то маленький кивнул.

В лице младенца ли, в лице ли рока
Ты явишься — моя мольба тебе:
Дай умереть прожившей одиноко
Под музыку в толпе.

«Вы родились певцом и пажем…»

Вы родились певцом и пажем.
Я — с золотом в кудрях.
Мы — молоды, и мы еще расскажем
О королях.

Настроив лютню и виолу,
Расскажем в золоте сентябрьских аллей,
Какое отвращение к престолу
У королей.

В них — демон самообороны,
Величия их возмущает роль, —
И мой король не выдержит корону;
Как ваш король.

Напрасно перед их глазами
Мы простираемся в земной пыли, —
И — короли — они не знают сами,
Что — короли!

«Макс Волошин первый был…»

Макс Волошин первый был,
Нежно Майенку любил,
Предприимчивый Бальмонт
Звал с собой за горизонт,
Вячеслав Иванов сам
Пел над люлькой по часам:
Баю-баюшки-баю,
Баю Майенку мою.

«В огромном липовом саду…»

В огромном липовом саду,
— Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду,
В наряде очень длинном,

Вдыхая теплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины,

Пробором кудри разделив…
— Тугого шелка шорох,
Глубоко-вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах. —

Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень,
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.

Упавшие колчан и лук
На зелени — так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы.

А там, на маленьком холме,
За каменной оградой,
Навеки отданный зиме
И веющий Элладой,

Покрытый временем, как льдом,
Живой каким-то чудом —
Двенадцатиколонный дом
С террасами, над прудом.

Над каждою колонной в ряд
Двойной взметнулся локон,
И бриллиантами горят
Его двенадцать окон.

Стучаться в них — напрасный труд:
Ни тени в галерее,
Ни тени в залах. — Сонный пруд
Откликнется скорее.

«О, где Вы, где Вы, нежный граф…»

«О, где Вы, где Вы, нежный граф?
О, Дафнис, вспомни Хлою!»
Вода волнуется, приняв
Живое — за былое.

И принимает, лепеча,
В прохладные объятья —
Живые розы у плеча
И розаны на платье,

Уста, еще алее роз,
И цвета листьев — очи…
— И золото моих волос
В воде еще золоче.

«О день без страсти и без дум…»

О день без страсти и без дум,
Старинный и весенний.
Девического платья шум
О ветхие ступени…

«Над Феодосией угас…»

Над Феодосией угас
Навеки этот день весенний,
И всюду удлиняет тени
Прелестный предвечерний час.

Захлебываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.

Иду вдоль генуэзских стен,
Встречая ветра поцелуи,
И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.

И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.

Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.

Феодосия, 14 февраля 1914

С.Э. («Я с вызовом ношу его кольцо…»)

Я с вызовом ношу его кольцо
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге. —
Его чрезмерно узкое лицо —
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! —
Под крыльями распахнутых бровей —
Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.
— Всем вам, кто жил и умирал без страху. —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.

Коктебель, 3 июня 1914

«Ты будешь невинной, тонкой…»

Ты будешь невинной, тонкой,
Прелестной — и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.

И косы свои, пожалуй,
Ты будешь носить, как шлем,
Ты будешь царицей бала —
И всех молодых поэм.

И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И все, что мне — только снится,
Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,
И все при тебе — тихи.
Ты будешь, как я — бесспорно —
И лучше писать стихи…

Но будешь ли ты — кто знает —
Смертельно виски сжимать,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.

«Да, я тебя уже ревную…»

Да, я тебя уже ревную,
Такою ревностью, такой!
Да, я тебя уже волную
Своей тоской.

Моя несчастная природа
В тебе до ужаса ясна:
В твои без месяца два года —
Ты так грустна.

Все куклы мира; все лошадки
Ты без раздумия отдашь —
За листик из моей тетрадки
И карандаш.

Ты с няньками в какой-то ссоре —
Все делать хочется самой.
И вдруг отчаянье, что «море
Ушло домой».

Не передашь тебя — как гордо
Я о тебе ни повествуй! —
Когда ты просишь: «Мама, морду
Мне поцелуй».

Ты знаешь, все во мне смеется,
Когда кому-нибудь опять
Никак тебя не удается
Поцеловать.

Я — змей, похитивший царевну, —
Дракон! — Всем женихам — жених! —
О свет очей моих! — О ревность
Ночей моих!

«День августовский тихо таял…»

День августовский тихо таял
В вечерней золотой пыли.
Неслись звенящие трамваи,
И люди шли.
Рассеянно, как бы без цели,
Я тихим переулком шла.
И — помнится — тихонько пели
Колокола.
Воображая Вашу позу,
Я все решала по пути:
Не надо — или надо — розу
Вам принести.
И все приготовляла фразу,
Увы, забытую потом. —
И вдруг — совсем нежданно! — сразу! —
Тот самый дом.
Многоэтажный, с видом скуки…
Считаю окна, вот подъезд.
Невольным жестом ищут руки
На шее — крест.
Считаю серые ступени,
Меня ведущие к огню.
Нет времени для размышлений.
Уже звоню.
Я помню точно рокот грома
И две руки свои, как лед.
Я называю Вас. — Он дома,
Сейчас придет.

Пусть с юностью уносят годы
Все незабвенное с собой. —
Я буду помнить все разводы
Цветных обой.

И бисеринки абажура,
И шум каких-то голосов,
И эти виды Порт-Артура,
И стук часов.

Миг, длительный по крайней мере —
Как час. Но вот шаги вдали.
Скрип раскрывающейся двери —
И Вы вошли.

И было сразу обаянье.
Склонился, королевски-прост. —
И было страшное сиянье
Двух темных звезд.

И их, огромные, прищуря,
Вы не узнали, нежный лик,
Какая здесь играла буря —
Еще за миг.

Я героически боролась.
— Мы с Вами даже ели суп! —
Я помню заглушенный голос
И очерк губ.

И волосы, пушистей меха,
И — самое родное в Вас! —
Прелестные морщинки смеха
У длинных глаз.

Я помню — Вы уже забыли —
Вы — там сидели, я — вот тут.
Каких мне стоило усилий,
Каких минут —

Сидеть, пуская кольца дыма,
И полный соблюдать покой…
Мне было прямо нестерпимо
Сидеть такой.

Вы эту помните беседу
Про климат и про букву ять.
Такому странному обеду
Уж не бывать.

В пол-оборота, в полумраке
Смеюсь, сама не ожидав:
«Глаза породистой собаки,
— Прощайте, граф».

Потерянно, совсем без цели,
Я темным переулком шла.
И, кажется, уже не пели —
Колокола.

День августовский тихо таял

В вечерней золотой пыли.

Неслись звенящие трамваи,

Рассеянно, как бы без цели,

Я тихим переулком шла.

И - помнится - тихонько пели

Воображая Вашу позу,

Я все решала по пути:

Не надо - или надо - розу

И все приготовляла фразу,

Увы, забытую потом. -

И вдруг - совсем нежданно - сразу! -

Многоэтажный, с видом скуки.

Считаю окна, вот подъезд.

Невольным жестом ищут руки

Считаю серые ступени,

Меня ведущие к огню.

Нет времени для размышлений.

Я помню точно рокот грома

И две руки свои, как лед.

Я называю Вас. - Он дома,

Пусть с юностью уносят годы

Все незабвенное с собой. -

Я буду помнить все разводы

И бисеринки абажура,

И шум каких-то голосов,

И эти виды Порт-Артура

Миг, длительный по крайней мере -

Как час. Но вот шаги вдали.

Скрип раскрывающейся двери -

И было сразу обаянье.

И было страшное сиянье

Двух темных звезд.

И их, огромные, прищуры,

Вы не узнали, нежный лик,

Какая здесь играла буря -

Я героически боролась.

- Мы с Вами даже ели суп! -

Я помню заглушенный голос

И волосы, пушистей меха,

И - самое родное в Вас! -

Прелестные морщинки смеха

Я помню - Вы уже забыли -

Вы - там сидели, я - вот тут.

Каких мне стоило усилий,

Сидеть, пуская кольца дыма,

И полный соблюдать покой.

Мне было прямо нестерпимо

Вы эту помните беседу

Про климат и про букву ять.

Такому странному обеду

В пол-оборота, в полумраке

Смеюсь, сама не ожидав:

"Глаза породистой собаки,

Потерянно, совсем без цели,

Я темным переулком шла.

И, кажется, уже не пели -

17 июня 1914

Мелодия-саундтрек к фильму "8 женщин" композитор Кришна Леви

День августовский тихо таял

В вечерней золотой пыли.

Неслись звенящие трамваи,

Рассеянно, как бы без цели,

Я тихим переулком шла.

И - помнится - тихонько пели

Воображая Вашу позу,

Я все решала по пути:

Не надо - или надо - розу

И все приготовляла фразу,

Увы, забытую потом. -

И вдруг - совсем нежданно - сразу! -

Многоэтажный, с видом скуки.

Считаю окна, вот подъезд.

Невольным жестом ищут руки

Считаю серые ступени,

Меня ведущие к огню.

Нет времени для размышлений.

Я помню точно рокот грома

И две руки свои, как лед.

Я называю Вас. - Он дома,

Пусть с юностью уносят годы

Все незабвенное с собой. -

Я буду помнить все разводы

И бисеринки абажура,

И шум каких-то голосов,

И эти виды Порт-Артура

Миг, длительный по крайней мере -

Как час. Но вот шаги вдали.

Скрип раскрывающейся двери -

И было сразу обаянье.

И было страшное сиянье

Двух темных звезд.

И их, огромные, прищуры,

Вы не узнали, нежный лик,

Какая здесь играла буря -

Я героически боролась.

- Мы с Вами даже ели суп! -

Я помню заглушенный голос

И волосы, пушистей меха,

И - самое родное в Вас! -

Прелестные морщинки смеха

Я помню - Вы уже забыли -

Вы - там сидели, я - вот тут.

Каких мне стоило усилий,

Сидеть, пуская кольца дыма,

И полный соблюдать покой.

Мне было прямо нестерпимо

Вы эту помните беседу

Про климат и про букву ять.

Такому странному обеду

В пол-оборота, в полумраке

Смеюсь, сама не ожидав:

"Глаза породистой собаки,

Потерянно, совсем без цели,

Я темным переулком шла.

И, кажется, уже не пели -

17 июня 1914






Ольга, Оленька.
Это настоящий моно-спектакль. ТАКАЯ любовь, ТАКОЕ ожидание встречи и ТАКОЕ опустошение после. И музыка чудесна, и Ваш голос, о стихах я даже не говорю.


Ночь блеск дает и женщинам, и звездам,
А светлым днем они скрываются по гнездам …


RSS-лента комментариев

Литературный сайт Парнас предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Администрация литературного сайта Парнас не несёт ответственности за размещаемые пользователями материалы. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. авторы несут самостоятельно на основании правил сайта и российского законодательства.

Elle etait pâle – et pourtant rose,

Petite – avec de grands cheveux. [1]

Нет, бледности в ней не было никакой, ни в чем, все в ней было – обратное бледности, а все-таки она была – pourtant rose, и это своеместно будет доказано и показано.

Была зима 1918 г. —1919 г., пока еще зима 1918 г., декабрь. Я читала в каком-то театре, на какой-то сцене, ученикам Третьей студии свою пьесу «Метель». В пустом театре, на полной сцене.

«Метель» моя посвящалась: – Юрию и Вере З., их дружбе – моя любовь. Юрий и Вера были брат и сестра, Вера в последней из всех моих гимназий – моя соученица: не одноклассница, я была классом старше, и я видела ее только на перемене: худого кудрявого девического щенка, и особенно помню ее длинную спину с полуразвитым жгутом волос, а из встречного видения, особенно – рот, от природы – презрительный, углами вниз, и глаза – обратные этому рту, от природы смеющиеся, то есть углами вверх. Это расхождение линий отдавалось во мне неизъяснимым волнением, которое я переводила ее красотою, чем очень удивляла других, ничего такого в ней не находивших, чем безмерно удивляли – меня. Тут же скажу, что я оказалась права, что она потом красавицей – оказалась и даже настолько, что ее в 1927 г., в Париже, труднобольную, из последних ее жил тянули на экран.

С Верой этой, Вере этой я никогда не сказала ни слова и теперь, девять лет спустя школы надписывая ей «Метель», со страхом думала, что она во всем этом ничего не поймет, потому что меня наверное не помнит, может быть, никогда и не заметила.

(Но почему Вера, когда Сонечка? А Вера – корни, доистория, самое давнее Сонечкино начало. Очень коротенькая история – с очень долгой доисторией. И поисторией.)

Как Сонечка началась? В моей жизни, живая, началась?

Был октябрь 1917 г. Да, тот самый. Самый последний его день, то есть первый по окончании (заставы еще догромыхивали). Я ехала в темном вагоне из Москвы в Крым. Над головой, на верхней полке, молодой мужской голос говорил стихи. Вот они:


Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных!


Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!

Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август!- Сердце!


Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август!- Месяц
Ливней звездных!

Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы — люди или нелюди, — как мы. Но говорят: что вы есть, что вы — особая порода, еще поддающаяся воздействию.
Потому:
— Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек.
— Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он ее не получит!
— Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.
Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.
Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении: 1) постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно — 2) прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоем глупое положение делится пополам: по половинке на каждого — или же на худой конец — не видьте смешного в смешном!
Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! (NB! ряд примеров, которые сейчас опускаю.) У «всех» есть второе имя — никто, и совсем нет лица — пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает» (не одевается, не думает и т. д.) — отвечайте: «А я — кто!»
Не ссылайтесь на «немодно», а только на: «неблагородно».
Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами и вы будете ими.
Кроме того, для вас они — родители, для самих себя — я. Не исчерпывайте их — их родительством.
Не осуждайте своих родителей нa смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда — рука не поднимется!
Увидя на дороге камень — уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе — в другом!) уберите.
Не стесняйтесь уступить старшему место в трамвае. Стыдитесь — не уступить!
Не отличайте себя от других — в материальном. Другие — это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т. д.)
Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно — сознания. После победы — протяните руку.
Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут — свой останется.
Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз.
Это у вас должно быть в руке — как у меня.
Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть и не на визави, а на собственные колени.

Когда вам будут говорить: «Это — романтизм», вы спросите: «Что такое романтизм?» — и увидите, что никто не знает; что люди берут в рот (и даже дерутся им! и даже плюются! и запускают вам в лоб!) — слово, смысла которого они не знают.
Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского:
— «Романтизм — это душа».

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.06.2015. одним предложением
  • 28.06.2015. БЖ. Я тебя откопаю
  • 23.06.2015. Чудесные стихи.
  • 22.06.2015. Валентин Уруков
  • 21.06.2015. ***
  • 18.06.2015. взять горстку слов
  • 08.06.2015. цитата
  • 05.06.2015. Марина Цветаева. Открытое письмо детям.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: