История о банке супа

Дискуссии, касательно творческих способностей Энди Уорхола идут до сих пор. Самыми известными, но в тоже время самыми неоднозначными стали картины банок супа «Кэмпбелл». Кто-то видит в них лицо современного общества, а кто-то примитивность художника.

Творчество Энди Уорхола носит специфичный характер. Для кого-то он гений, для кого-то бездарь, лишенный таланта. Многие недоумевает «Да где же тут искусство?», «Так и я смогу нарисовать». А смогут ли? Возможно, да. В плане техники действительно ничего трудного. Но будет ли там прослеживаться идея и стиль автора? Считается, что искусство — это то, от чего получаешь эстетическое удовольствие, будь это картины Леонардо да Винчи, Микеланджело или другие великие произведения. Но является ли это константой? Почему нельзя назвать искусством что-то обыденное и повседневное? Энди Уорхол считал, что можно и на примере своих картин доказал, что это может вызвать резонанс.

Слава к Уорхолу пришла не сразу. Ему, как и многим представителям поп-арта пришлось пройти через шквал критики. Основным художественным движением Америки 40–50 годов был абстрактный экспрессионизм. Уорхол же предлагал совсем иной взгляд на искусство. Его работы отражали общество потребления, ценностями, которого были материальные вещи. Критика была направленна на то, что творчество Уорхола лишено изящества и не представляет культурной ценности. Взять хотя бы знаменитые банки супа «Кэмпбелл», которые были представлены в Нью-Йорке в 1962 году. Именно благодаря им Энди Уорхол получил признание. Многие сошлись во мнение, что картины отображают лицо тогдашнего общества, зацикленного на массовом производстве.

Бренд «Кэмпбелл», зародился в XVIII веке и существует по сей день. Его основная деятельность – производство супов быстрого приготовления. В 60х годах супы были дешевыми и привлекали своей практичностью. Нужно всего лишь залить водой и разогреть. Уорхол признавался, что ел их на протяжении 20 лет. Первой картиной стала банка томатного супа, написанная в жанре живописи. В последующим художник отказался от работы кистями в пользу шелкографии. В этом можно отследить некий символизм. Художник создавал картины объектами, которых были продукты массового производства. А последующие картины супа как раз-таки можно назвать производством, потому что наносились методом печати.

За всю жизнь Уорхол нарисовал множество картин, посвященных супу, в разных вариациях. Это были 10,32,100 и даже 200 банок с супом, банка с открывашкой, банка с оторванной этикеткой. Как видите это стало для художника неким фетишом. Он и сам не отрицал этого, называя эти картины своими любимыми работами. Энди Уорхола обвиняли в коммерческих связях с компанией «Кэмпбелл». Кто-то считает, что известный бренд просто заказал у художника рекламу собственной продукции. Основания, конечно, для этого есть, но конкретных доказательств так никто и не предъявил.

На аукционах картины Уорхола оцениваются в миллионы долларов. К художнику можно относиться по-разному. У кого-то он вызывает восхищение, а кто-то считает, что художник почует на лаврах незаслуженно. Но нельзя отрицать, что Уорхол освежил взгляд на искусство и добавил в него разнообразия. Совсем не обязательно делать то, что принято и актуально. Есть те, кто идет против системы и Уорхол как раз относился к таким людям. Он придерживался принципа рисовать то, что нравится даже если это были всего лишь банки с супом.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

  • живопись и художники
  • искусство
  • кражи и ограбления
  • США

Федеральное бюро расследований и полиция США разыскивают семь картин культового американского художника Энди Уорхола, на которых изображены консервные банки супа компании Campbell.

Как следует из опубликованного ФБР заявления, произведения Уорхола были украдены 7 апреля из художественного музея в американском городе Спрингфилд (штат Миссисипи).

Пропавшие работы входят в тематический цикл из 10 картин, стоимость которого оценивается в 500 тысяч долларов. Они находились в собственности музея с 1985 года.

ФБР объявило награду в размере 25 тысяч долларов за информацию, которая поможет найти картины.

«Банки супа Campbell» наряду с «Зелеными бутылками , созданные в 1962 году, принесли Уорхолу славу, после чего он начал активно сотрудничать как фотограф и художник со звездами.


НЬЮ-ЙОРК, 11 сентября. /Корр. ИТАР-ТАСС Александра Бекренева/. На полках американских супермаркетов появились консервные банки с томатным супом, в дизайне которых используются мотивы одного из самых известных в мире произведений искусства в стиле поп-арт - серии картин "Банки супа "Кэмпбелл" Энди Уорхола. Как сообщили сегодня американские СМИ, выпуск ограниченной партии приурочен к 50-летию этой работы, состоящей из 32 сделанных вручную изображений.

Необычные банки продаются только в магазинах сети "Таргет" и, в отличие от работ Уорхола, которые уходят с молотка на аукционах за миллионы долларов, стоят всего 75 центов. В общей сложности выпущено четыре вида юбилейных банок, оформленных в разной цветовой гамме. На каждой из них приведены слова Уорхола, например, "Поп-арт - для всех".

На будущей неделе в нью-йоркском Метрополитен-музее открывается выставка "Уорхол и его влияние на современное искусство: шестьдесят художников, пятьдесят лет", приуроченная к 50-летию первой персональной выставки "короля поп-арта" в Лос-Анджелесе, состоявшейся в 1962 году. Посетители смогут увидеть около 45 работ Уорхола, в том числе "Большую банку супа "Кэмпбелл", 19 центов".

Энди Уорхол /1928-1987/ - культовая фигура в истории поп-арт-движения. В 1962 году он создал свои популярные картины "Зеленые бутылки "Кока-колы" и "Банки супа "Кэмпбелл", после чего начинал активно сотрудничать со звездами как фотограф и художник. Мастер эпатажа и создатель ослепительных портретов Мэрилин Монро, Элвиса Пресли, Лайзы Минелли, Джимми Картера, он остается одним из самых продаваемых художником современности.

Уорхол родился в Питтсбурге /штат Пенсильвания/ в семье словацких эмигрантов. Закончив институт в родном городе, он перебрался в Нью-Йорк. Иллюстрируя журналы и занимаясь рекламой, он воспевал гамбургеры, доллары и банки томатного супа, чем невероятно прославился. О его работах заговорили как о сенсации. Сам же Уорхол считал, что нет искусства "высокого" и "низкого". Он объяснял, почему так часто изображал бутылку кока-колы: "Потому что ее пьют все - и президент страны, и Лиз Тейлор, и нищий, который знает, что его кока-кола не хуже, чем у президента".

Энди Уорхол всегда был востребованным художником. Его коллажи, созданные в детстве, уже тогда умиляли всех вокруг. А повзрослев, Энди стал зарабатывать хорошие деньги в коммерческой рекламе.


Но он был слишком амбициозен, слишком ярок для того, чтобы остаться обычным ремесленником, пусть и отлично зарабатывающим. Уорхол хотел сказать новое слово в искусстве, стать «отцом» целого движения, ввести в моду то и сказать о том, чего никто до него не замечал. И ему это удалось — благодаря тому, что он был настоящим новатором.

Как вам привычка собирать весь мелкий мусор, который вы производите в жизни? Наклейки, бутылки, пачки сигарет, банки супа… А ведь именно этим хламом Энди вдохновлялся, создавая из обычных повседневных предметов произведения искусства.

В июле 1962 года свет увидели 32 картины Уорхола «Банки супа Кэмпбелл». Работы были размещены в горизонтальную линию так, словно изображенные на картинах банки стоят в продовольственном магазине. Критики были в возмущении: что этот Уорхол возомнил о себе? Картины изначально планировалось продавать поодиночке, но к концу выставки покупателей было всего пятеро. Зрители тоже еще не распробовали творчество смелого рекламщика, чего нельзя сказать о хозяине галереи Ирвинге Блуме.

Энди Уорхол, «Банка с супом Кэмпбелл (томатный)», 1961 г.
Фото: artchive.ru

Блум достаточно пообщался с Уорхолом для того, чтобы понять: этот парень не просто делает поп-арт, он делает историю. Ирвинг уговорил Энди представить 32 картины как одно произведение. Проданные пять полотен пришлось выкупать обратно. Это было не так-то просто, но дело того стоило: за рекордный срок банки супа Уорхола стали символом поп-арта и культуры потребления в целом. Этот суперпопулярный образ, рождающий огромный спрос, Уорхол представлял и как клише, и как классику.

Искушенные зрители интерпретировали произведение Уорхола в духе времени: повторяющийся мотив банки супа символизировал навязчивую рекламу, их распространенность бросала вызов искусству в целом — впервые объектом стало не что-то редкое или уникальное, а то, что каждая американская хозяйка могла найти на своей кухне. Энди Уорхол словно говорил: художник — не обязательно всевидящий гений, вдохновение можно черпать и в самом простом.

Все 32 банки казались одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле они отличались, и это был символ рабочего общества, тоже серого и штампованного только на первый взгляд. Ведь одинаковые робы рабочих не значили, что у них одинаковые мысли, стремления и желания.
Колонны Королевской Шотландской академии, украшенные в стиле банок
Фото: SixSigma, ru.wikipedia.org

Банки с супом быстрого приготовления продолжали вдохновлять Энди Уорхола долгие годы. Он создал еще несколько произведений, в которых были представлены эти банки, и все они имели невероятный успех. В настоящее время они оцениваются на аукционах в десятки миллионов долларов, а сам Энди остался в истории как культовая личность, «отец поп-арта» и один из самых известных и высокооплачиваемых художников современности.

А чем вы считаете «32 банки супа Кэмпбелл» — произведением искусства или проделкой ловкого мошенника?

В Архангельск привезли выставку «Поп-арт». Что это — безумие или высокое искусство?


В Архангельск привезли выставку «Поп-арт» — это одно из самых скандальных направлений в искусстве. «Как можно увидеть в жестянке от колы художественную ценность?» — возмущаются одни. «Это революция форм, сюжетов и техник!» — спорят другие. Безумие или философское направление? Живопись или обычная реклама? Псевдокультура или нонконформизм? На поле брани — любители Энди Уорхола и других поп-художников против ценителей традиционной живописи.

1. Поп-художники восхищались гамбургерами

Каждую весну Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» устраивает в залах музея изобразительных искусств настоящую провокацию — здесь горожане знакомятся с самыми яркими, неординарными, противоречивыми течениями в искусстве ХХ века. На этот раз в музей заглянула выставка работ поп-художников, среди которых Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Роберт Индиана, Джеймс Розенквист.

Поп-арт обращался к образам, которые наводнили жизнь людей в середине двадцатого столетия: комиксам, гамбургерам, знаменитостям, холодильникам, кока-коле, автомобилям, политическим деятелям, туфлям. Как говорил один из самых ярких представителей этого направления — художник Энди Уорхол — в центре оказались те классные современные вещи, которые так усердно не хотело замечать абстрактное искусство.

— Не было в истории искусства ни одного течения, которое воспринималось бы всеми с радостью и без критики. Так же как и поп-художников в обществе поначалу не воспринимали импрессионистов, авангардистов, над ними смеялись, но спустя время они стали классиками — сегодня арт-критики зовут поп-арт новым реализмом. Искусство это или провокация? Как бы то ни было, направление оказало влияние на развитие человечества ХХ века и до сих пор оказывает влияние, — считает куратор выставки Валерия Зиновьева. — Кстати, поп-арт зародился не в Америке, а в Англии, и в 1956 году была организована первая выставка «Завтра уже наступило». При этом представители течения не особенно интересовались будущим, им интересно было только то, что происходит прямо сейчас.

2. Отец поп-арта — это не Энди Уорхол

В общей сложности вниманию публики представлено около 80 произведений. Работы, представленные на выставке, выполнены в различных техниках: здесь и графика, и афиши, и постеры, и объекты, собранные от частных коллекционеров и галерей.

Энди Уорхол — художник, о котором слышали, пожалуй, все, и при этом он остался загадкой и для своего поколения, и для последователей. Часто на вечеринки, где его ждали, чтобы, наконец, познакомиться, вместо себя он отправлял двойников — в типичном для него парике и очках, то есть тиражировал себя самого.

Начиная с 1962 года, он много работал с шелкографией. Архангелогородцы могут увидеть его серию Sunday B. Morning (1985): портреты Мэрилин, Банки супа «Кэмпбелл», Цветы. Каждая работа на обороте вместо традиционной подписи имеет шутливый синий штамп автора «Fill in your own signature».

3. Банка супа за пару центов стала в сотни раз дороже

Эту картину Уорхол нарисовал спустя неделю после смерти популярной актрисы. Мэрлин Монро будто рисовал дальтоник — цвета использованы неоновые, контрастные, они смазаны, и ее даже сложно узнать. Считается, что Уорхол первый, кто выпустил в массы новый образ Монро, до которого был только один — секс-символ Америки. По популярности эту работу многие приравнивают к Джоконде. Кстати, на выставке вы тоже можете найти Мона Лизу, только в исполнении архангельского автора — Артема Хазанова.

— Что касается популярной банки супа «Кэмпбелл», во времена Уохола стоила несколько центов, однако после такого пиара ее покупали люди за сотни долларов, — отмечает Валерия Зиновьева. — На Уорхола ходили толпами, не столько ради его картин — образ самого художника, его персона стала символом в искусстве. Когда речь идет о поп-арте, все обычно вспоминают Уорхола, однако отцом направления считается Роберт Раушенберг. Он первый, кто обратился к массовому, и стер грани высокого искусства. И он первый из художников, кто посетил СССР в восьмидесятые, был поражен узбекским шелком и часто внедрял его как фактуру в свои произведения.

Кроме Раушенберга в музее ИЗО также можно увидеть работы и таких художников, как Джеймс Розенквист или Роберт Индиана, они представлены как в оригинальных выполненных художниками и подписных литографиях, так и в афишах и плакатах, поскольку основная идея выставки в том, чтобы рассказать историю поп-арта и сделать это максимально полно.

Также на выставке выставлена работа Мела Рамоса, выполненная в период, когда он увлекся техникой эмали. Она сделана художником на металлической пластине и подписана. Собранная коллекция — это плод более чем полуторалетних переговоров с коллекционерами и галереями. Некоторые доступные для нас плакаты и афиши приобретались в европейских и американских галереях и на аукционах.

4. Художники не писали, а «печатали» картины

Еще один представитель поп-арта — Рой Лихтенштейн, который считал, это направление должно быть понятно всем, — объектами произведений становятся те предметы, которые окружают каждого человека. Этим художникам хотелось сделать искусство ближе к реальности и современности. Лихтенштейн, к примеру, рисовал комиксы, при этом ему интересны были не фантастические сюжеты, а философия жизни. Он считал, что все идеи высокого искусства могут быть переданы в простой графике тиражированных образов. Например, знаменитая работа с несчастной брошенной девушкой, которая держит в руках телефонную трубку — рисунок выполнялся на огромном холсте, затем делался печатный оттиск, цвета использовались машинные — яркие, шрифты — типографские. Так автор добивался, чтобы работа выглядела так, словно только что вышла из-под станка. Говорят, растровые точки на его картинах делала целая команда помощников.

5. Женщина никогда не выйдет из моды

— Чтобы создавать такие божественные работы, какие делали Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, — отмечает куратор выставки Ольга Кулешова. — Нужно было как эти художники жить в гармонии с миром, находиться в полнейшем комфорте с природой и обществом. Эти художники верили, что мир необычайно красив, таким его и рисовали. Почему после них появился другой взгляд? Верят ли наши современники, что мир гармоничен, особенно после криминальной сводки по телевизору? Есть у людей такое же понимание божественной гармонии? Нет. Современники Леонардо да Винчи были очарованы миром. Его Мона Лиза улыбается, потому что ее мир прекрасен. Или давайте вспомним статую Давида — никто из натурщиков сегодня не сможет стоять также. Для нас эта поза неудобна. А для человека той эпохи — раскрепощение. Современного человека от Давида отличает зажатость.

Что остается неизменным во все времена — восторг художника перед женской красотой. Сегодня на нас влияет масс-культура, телевидение, интернет, но некоторые вещи остаются непреклонными: это любовь, мужчина всегда будет восхищаться женщиной вне зависимости от направлений в искусстве, моды и политических перемен. Так будет всегда.

Энди Уорхол – человек, который привел рекламу в галереи. Сегодня он один из самых узнаваемых, популярных и дорогих художников.

Сюжет

Говоришь Уорхол — подразумеваешь бесконечный репринт. История с упаковкой супа Кэмпбелл началась в 1960-м с изображения одной банки и закончилась через два года двумя сотнями картинок. В промежутке был вариант из 32 копий.

Первая работа была посвящена рисово-томатному супу — самому популярному — и выполнена в технике живописи. Все последующие вариации созданы в технике, которая сделала Уорхолу имя, — шелкография. Именно она позволяла ему штамповать за день десятки копий одного сюжета.


Когда Уорхол впервые представил картину, каждое из изображений лежало на полке, как если бы это были настоящие банки в супермаркете. Их количество соответствовало числу вкусов, которые тогда могла предложить компания Кэмпбелл. И каждая картинка обладала своим запахом, который подтверждал название — что на коробке, то и в коробке.

Контекст

Современники назвали работу с упаковкой супов отражением пошлости и бездуховности культуры массового потребления. В это охотно верится, если не знать, что сам Уорхол был фанатом потребления. И его творчество — гимн потребительской эпохе. Селебрити, политики, деньги, товары — все лишь объекты потребления.

Уорхол сам выбирал объекты для тиражирования. Суп Кэмпбелл был дешевым и популярным, особенно в среде бедных людей, откуда вышел и художник. Человек, воспитанный на супах быстрого приготовления, либо сдается, либо протестует. Уорхол дошел до того, что превратил идолов в своего рода суп: многократно повторенный, разжеванный образ быстро готовится, легко продается, с удовольствием потребляется и вызывает привыкание.


Энди создал Джоконду XX века — изображение Мэрилин Монро. Первую работу он выполнил вскоре после ее смерти, а затем сделал многочисленные репринты. Это одновременно возносило ее фото до уровня иконы и низвергало до уровня листовок. Очень дорогих листовок. И так Уорхол поступал со всеми.

Судьба художника

Ненасытная жажда потребления — это отчасти следствие нищего детства. Энди родился в многодетной семье иммигрантов, жизнь была непростой. Ребенком он перенес несколько серьезных болезней, из-за которых был вынужден много времени провести в постели. В результате Уорхол вырос мнительным, закомплексованным, боящимся врачей. В юности он перекрасил волосы в седой: он хотел выглядеть, как старик, думать, как старик, и жить, как старик. Но все вышло с точностью до наоборот.


Отучившись на графического дизайнера, он отправился в Нью-Йорк, где занялся рекламой: рисовал иллюстрации, плакаты, оформлял витрины. Предлагаемые им образы были дерзкими, провокационными и … работающими. Его реклама продвигала товары. Вскоре Уорхол смог от ремесла перейти к творчеству.

Он смог соединить индустрию рекламы и искусство. Шелкография, которую Уорхол стал использовать для создания арт-объектов, позволила реализовать его идею: искусство надо производить массово. Понятия высокого и низкого были нивелированы.


Свою мастерскую он организовал по принципу Содома и Гоморры. Вечеринки с алкоголем, наркотиками, оргиями не прекращались. Контора работал под вывеской «Фабрика» и занимала особняк на Манхэттене. Почти все, кто так или иначе сотрудничали с Уорхолом, подсаживались на наркотики разной степени тяжести. Художник делал это специально: низводил людей до уровня животных, наблюдал за ними и в очередной раз демонстрировал, что те, кто считают себя людьми, личностями, таковыми не являются.

Параллельно с вечным «праздником» «Фабрика» производила искусство. Это была и реализация Уорхола, и его пощечина общественному вкусу, которому привычны уникальные арт-произведения, создаваемые долго и мучительно. Уорхол своим тиражированием запустил новый тренд: искусство всегда должно быть на полке, уникальность больше не интересует, даже упаковка может быть шедевром, стоящим тысячи и даже миллионы долларов.

История супа Campbell's, которого американцы потребляют около 2,5 миллиардов порций в год, а запас банок в каждой семье в среднем составляет 8 штук, началась в 1869 году. Тогда в Камдене, штат Нью-Джерси, торговец фруктами Джозеф Кэмпбэлл и производитель холодильных установок Абрахам Андерсон основали компанию Campbell Preserve Company. Как можно понять из названия, производила она всевозможные консервы. Так, возможно, и осталась бы компания одной из многих подобного рода, если бы в 1897 году в ее ассортименте не появился суп-концентрат. Изобрел его один из сотрудников Campbell – доктор Джон Дорранс.

Это было очень удобно. Разводишь суп горячей водой – и к столу. А кроме того, американцы – люди, умеющие считать деньги, новшество оценили и еще с другой точки зрения: суп помимо хорошего вкуса имел весьма и весьма привлекательную стоимость. И так он стал активно продаваться, что основатели фирмы даже добавили слово Soup в официальное название компании.

Надо сказать, что Джон Дорранс был новатором во всем, в том числе и в промоушене. В конце XIX века реклама не была столь популярна и назойлива, как сейчас. И именно Дорранс первым использовал городской транспорт в качестве рекламной площадки, разместив на трамваях объявления с информацией о консервированном супе. В мгновение ока продажи Campbell's только в Нью-Йорке выросли на 100%.

Успех решили закрепить, и иллюстратор Грейс Уидерзайм создает рекламные персонажи «Campbell Kids» («Детишки Кемпбелл»). Они быстро стали невероятно популярны, их изображения печатались на открытках и значках.

Внешний вид банки тоже был запоминающимся. Красно-белое оформление родилось из любви к футболу еще одного сотрудника – директора Хербертона Уильямса. В 1898 году, посетив футбольный матч между командами Корнелльского и Пенсильванского университетов, он настолько впечатлился новой красно-белой формой корнелльцев, что убедил совет директоров использовать эти цвета в оформлении этикетки банок супа Campbell’s. После того как в 1900 году супы Campbell’s завоевали Золотую медаль за превосходное качество на Парижской выставке, изображение награды навсегда закрепили на этикетках продукции.

А потом суп обрел и мировую славу! Король поп-арта Энди Уорхолл изобразил его на своих полотнах. В 1962 году лос-анджелесская галерея Ferus выставила 32 картины с изображением Campbell’s. Галерейщики повесили их в виде горизонтальной линии, поддерживаемой снизу белой полкой, как если бы банки находились в продуктовом магазине. На первый взгляд все банки выглядят одинаково, но они все разные. Если приглядеться, то станет видно, что мазки на каждом холсте различаются. А если приглядеться еще получше, то окажется, что и дизайн этикетки каждые несколько изображений меняется.


Но на этой серии работ Уорхолл не остановился. Суп Campbell’s продолжал вдохновлять его и дальше. Так появились серии из ста и даже двухсот банок, из разноцветных банок, банок с оторванной этикеткой, с открывашкой и замечательное платье-банка.

А в 1985 году Уорхолл на волне интереса к СССР послал ленинградским художникам и музыкантам подарки. Это были подписанные им портреты Мэрилин Монро, изображения супа Campbell’s, сами банки супа и книги. Именные подарки от Энди Уорхолла тогда получили Сергей Курехин, Виктор Цой, Сергей Бугаев Африка, Борис Гребенщиков.

Сегодня линейка супов Campbell's – это несколько особенно популярных в США вкусов: «Tomato» («Томатный») – тот самый, представленный в 1897 году, а также «Cream of Mushroom» («Грибной крем-суп») и «Chicken Noodle» («Куриная лапша»), появившиеся в 1934 году. Кстати, сейчас суп даже разводить горячей водой не надо – просто подогреть в микроволновке, так что усилий требуется еще меньше.

Мы можем обойтись и без Campbell's, а приготовить такие супы сами!


Самые первые консервы, сделанные человеком, были обнаружены во время раскопок гробницы фараона Тутанхамона в Египте. Продукты находились в глубине земли где-то 3000 лет. Это были зажаренные и забальзамированные оливковым маслом утки в чаше из глины, части которой были скреплены смолистым веществом. Эти консервы, выдержали испытание тысячелетиями и даже были годны в пищу(имеются сведения, что эти утки были годны в корм животным). Данным консервам могут позавидовать многие из современных.

Марк Порций Катон Старший (римский сенатор) был одним из первых «консервщиков». В его труде «О сельском хозяйстве» была заметка: «Если хочешь иметь круглый год виноградный сок, то влей его в амфору, засмоли пробку и спусти амфору в бассейн. Через 30 дней вынь. Сок простоит целый год. »

В 63 году 18 века, Ломоносов, организовывая экспедицию по исследованию полярных областей и Северного морского пути, сделал заказ: «Изготовление сушеного супа со специями и без специй по полтора пуда каждого сорта». Т.е 200 лет назад концентрат супа совершал путешествие по территории России сушей и Северным Ледовитым океаном прямо до Камчатки.

В 1795 году, собираясь захватить всю Европу, Наполеон Бонапарт заявил, что повару, который наёдёт способ надолго сохранять пищу пригодной для упоребления выплатят 12000 франков.

Разногласия 2-ух ученых, Нидгэма и Спалланцани (1-ый настаивал, что микробы появляются из неживой материи, а 2-ой говорил, что все микробы имеют своих прародителей) привели, совершенно далекого от науки как таковой, французского кулинара Никола Франсуа Аппера к идее - продукты, герметически упакованные и подвергнутые термической обработке, можно хранить долгое время. Аппер оказался прав, а его приготовленные специальным способом продукты, испытав длительное хранение, признали качественными.

На доказательство общеизвестного в наши дни факта о том, что содержимое банок, заполненных вареньем, или супом не испортиться и останется годным окала года, если их плотно закупорить и долго кипятить в воде, Аппер потратил 10 лет. Его изобретение было тут же поставлено на поток, для воюющей французской армии.

Аппер был вознагражден за свое изобретение государственной премией в 1809 году и удостоен звания "Благодетель человечества". Позднее он открыл своё дело. Магазин назывался "Разная снедь в бутылках и коробках". Там Аппер продавал сделанные им герметично упакованные. При магазине работала маленькая фабрика по производству консервированных продуктов. Уже после этого, Аппер написал книгу "Искусство консервирования растительных и животных субстанций на долголетний период".

Научное подтверждение идеям Аппера пришло только через 60 лет. В 1857 году на заседании Общества естествоиспытателей Луи Пастер, никому неизвестный тогда учёный, выступил с работой о том, что в мире существуют микробы, вызывающие процессы гниения продуктов. Для поддержания жизни этих микробов нужны определённые условия — уровень температуры, большая влажность, наличие кислорода и, самое основное условие, отсутствие антибиотических веществ в продукте. Если эти условия нарушить, то микробы погибнут. Как раз на этом принципе и базируются методы консервирования продуктов — стерилизация и пастеризация.

Хоть первым метод долгого хранения открыл француз, другой человек– англичанин Питер Дюран, довёл его до ума. Питер Дюран запатентовал банки из жести, всем нам знакомые консервы, которые были намного удобнее в использовании, чем стеклянная бутыли. Конечно они очень сильно отличались от современных. Изготовление шло вручную, к тому же банки имели неудобную крышку.С 1826 года Англия снабжала армию собственными мясными консервами. Но для того, чтобы открыть такие банки, рядовые были вынуждены пользоваться молотком и долотом.
Однако, пальму первенства в производстве консервированных продуктов заняла не Франция и Англия, а США, где началось производство по созданию станков предназначенных для изготовления различных жестяных банок.
С 1819 года, в Америке стали выпускать консервированные продукты из омара, тунца, так же стали консервировать фрукты. Как раз здесь консервные банки приобрели тот вид, который мы наблюдаем по сей день. Всё шло очень хорошо. Консервы оказались очень востребованы, и их буквально сметали с прилавков. Ну а в 1860 году был изобретён нож для этих банок. Опять таки в США.

В Российском государстве конечно же знали о новшестве французов. В 1821 году питерская и московская публика оживлённо дискуссировала по поводу выписки из журнала «Русский архив». В ней говорилось, что суп из черепахи, который был разлит по консервным банкам, благополучно был привезён из Ост-Индии в магазины Лондона. Однака, несмотря на это, 1-ый завод по изготовлению консервов появился только в 1870 г. Главным заказчиком, естественно, была армия. Выпускали консервы в Петербурге. Их было 5 видов: Говядина жаренная, рагу, каша, мясо с горохом и гороховую похлебку.

На 200-летие изобретения консервной банки, Японское консервное общество изготовило уникальную партию консервированного продукта. Они достоверно повторяют те консервы, что ели наполеоновские солдаты. В частности японцы изготовили опять-таки 5 разновидностей консервов по рецептам самого Аппера. В частности, японцы сделали солдатское консоме, овощную похлёбку, суп пот-о-фе, меланж из фасоли с шампиньонами и десерт из клубники. Они были открыты при торжественной обстановке и съедены в главном офисе токийского консервного сообщества.

Сегодняшние консервы, представляющие собой рацион космонавтов на орбитальной станции, естественно, отличаются от старинного армейского пайка. Сегодня они уже врядли вспомнят француза Аппера, открывая очередной тюбик с едой, но значение консервов в нашей жизни от этого не уменьшится.

Возможно, многие из нас никогда и не пробовали этот продукт на вкус(только, пожалуй sochnii и dyushess могут быть точно в этом «уличены» в комментариях к еще одному посту, связанному с супом). Но совершенно точно – «любимому супу Энди Уорхола» в известности не откажешь. Из просто популярного продукта, он превратился в один из символов своего времени – наряду с кока-колой, американским.

  • Николай Селин 28 июня 2008
  • 12398
  • 25

Возможно, многие из нас никогда и не пробовали этот продукт на вкус(только, пожалуй sochnii и dyushess могут быть точно в этом «уличены» в комментариях к еще одному посту, связанному с супом). Но совершенно точно – «любимому супу Энди Уорхола» в известности не откажешь. Из просто популярного продукта, он превратился в один из символов своего времени – наряду с кока-колой, американским долларом, Монро – спасибо мастеру поп-арта.

История компании Кэмпбелла

В 1869 в Камдене, штат Нью-Джерси, торговец фруктами Джозеф Кэмпбэлл и производитель холодильных установок Абрахам Андерсон основали компанию, которой суждено было стать одной из самых узнаваемых в мире – Campbell Soup Company.

Изначально предприятие называлось Joseph A. Campbell Preserve Company («Консервная компания Джозефа Кэмпбэлла»). Компания занималась производством консервированных овощей, желе, супов, приправ и фарша. Но в 1897 году сотрудник компании доктор Джон Дорранс – 24-летний племянник президента компании Артура Дорранса, совершил поистине революционное изобретение – суп-концентрат. Это позволило ощутимо снизить стоимость упаковки, перевозки и хранения и, как следствие, цену. В результате американские покупатели настолько высоко оценили новшество, что компания официально добавила в свое название слово «Soup» («Суп»).

Значительная роль в успехе Campbell принадлежала не только новаторству, но и рекламе. В 1899 году реклама в США еще не была столь популярна, и Дорранс был первым, кто разместил объявления на трамваях. Благодаря этой кампании продажи Campbell в Нью-Йорке подскочили на 100%. Появившиеся позже при участии иллюстратора Грейс Уидерзайм рекламные персонажи «Campbell Kids» («Детишки Кемпбелл») очень быстро стали невероятно популярны, их изображения печатались на открытках, значках(к слову, мне эти детишки совсем не нравятся).

В 30-х гг компания Campbell стала спонсором радиопередач и придумала запоминающуюся радио-заставку – «M’m! M’m! Good!» («Ммм! Вкусно!»). В 50-х Campbell размещает телерекламу.

Некоторые атрибуты торговых марок Campbell’s берут свое начало в далекой истории. Так в 1898 году руководитель компании Хербертон Уильямс присутствовал на футбольном матче между командами Корнелльского и Пенсильванского университетов, и был настолько впечатлен новой красно-белой формой корнелльцев, что убедил совет директоров компании использовать эти цвета в оформлении этикетки банок супа Campbell’s. После того, как в 1900 году супы Campbell’s завоевали Золотую медаль за превосходное качество на Парижской выставке, изображение награды навсегда закрепилось на этикетках продукции.

В 1957 году в Камдене был основан новый головной офис и учрежден международный отдел компании, который начал поставки продукции в Европу. В 1970 там же в Камдене открылся музей компании Campbell.

Сегодня линейка супов Campbell's включает несколько особенно популярных в США сортов, вкус которых не оставляет равнодушными уже не одно поколение американцев: «Tomato» («Томатный»), представленный в 1897 году, а также «Cream of Mushroom» («Грибной крем-суп») и «Chicken Noodle» («Куриная лапша») появившиеся в 1934 году.

Как утверждает официальный сайт компании, суп начали поставлять и в Россию. Вот только, в своем городе ни одной банки я не увидел.

Любимый суп Энди Уорхола

Уорхол не раз подозревался в коммерческих связях с компанией Campbell, его обвиняли в рекламной подоплеке его «суповых» картин. Однако знаменитая банка была для художника лишь источником вдохновения. «Я его просто пил. Каждый день я ел на обед одно и то же, лет двадцать, наверное, одно и то же, каждый божий день», – говорил мастер поп-арта. Для него это была квинтэссенция американского продукта – он восхищался тем, что суп всегда имел один и тот же вкус, как «Кока-Кола», независимо от того, кто его ел – принц или нищий.

Он изображал банку в самых различных вариациях.

Да что уж там, двести

С оторванной этикеткой

И замечательное платье

Интересные факты о супе

Существуют виды супов специально разработанных для какого-либо региона продажи – например, «Watercress and Duck-Gizzard Soup» («Суп из утиных потрошков с водяным кресс-салатом») для покупателей в Китае и «Cream of Chili Poblano soup» («Крем-суп по-деревенски с чили») для Мексики.

Американцы потребляют около 2,5 миллиардов порций этих супов в год, а запас супов Campbell's в каждой семье в среднем составляет 8 банок.

В середине 80-х Уорхол подарил несколько банок супа ленинградским деятелям искусства. Подробнее – здесь


Суп (франц. soupe) - жидкое кушанье с приправой из овощей или крупы, представляющее собою отвар из мяса, рыбы, грибов, а также (без мяса) отвар из овощей, крупы и т.п.

Он подается к столу в качестве первого блюда. Суп – распространенное во многих странах блюдо.

В зависимости от того, какие ингредиенты используются для приготовления супа, названия его варьируются: борщ, щи, рассольник, солянка, уха, грибной суп, молочный суп – это всего лишь часть названий, которые существуют в кулинарии.

Супы бывают горячие и холодные, быстрого приготовления. Есть также национальные супы. В Англии это прозрачный суп из говяжьих хвостов, в США – суп из мидий, в Италии – минестроне, известны андалузский гаспаччо, французский луковый суп, индийский куриный суп с карри, венгерский суп-гуляш, русский борщ, грузинский суп-харчо и др.

Как считают историки кулинарии, суп возник в далекой древности, когда суп готовили (не варили) в виде похлебки из толченых или крупно растертых зерен злаков, предварительно запеченных на раскаленных камнях. Со временем такие похлебки начали делать более густыми, но они, однако, быстро закисали и становились непригодными для еды. Вареные супы, считают некоторые специалисты, появились лишь тогда, когда люди впервые стали выделывать глиняные горшки.

Существует и другое мнение, в соответствии с которым суп возник, когда человек научился пользоваться огнем и освоил процесс варки. Сторонники этой версии предполагают, что для варки мяса в воде использовали шкуры животных, которые особым образом завязывали и подвешивали над огнем.

По некоторым данным, супы готовили в Средиземноморье еще в каменном веке. По мере расширения территории Римской империи для приготовления супов употребляли все более разнообразные компоненты: лук-порей, репчатый лук, морковь, чеснок, фенхель, мяту, петрушку и кориандр.

Древнейший рецепт супа был обнаружен в кулинарной книге Апикура, написанной в IV веке, где упомянуты следующие ингредиенты: пшеница, оливковое масло, мясной фарш, мозги, перец, лавровый лист, тмин, вино, ферментированный рыбный соус.

После падения Римской империи суп продолжил свою историю в Византии, причем здесь, с течением столетий, меню обогатилось супами, ведущими свое происхождение из Средней Азии. Турки, в отличие от западных европейцев, ели суп не только в определенное время дня и не только как одно из блюд дневной трапезы. К тому же, они использовали для своих супов самые разнообразные овощи.

В поэзии XII-XIII веков воспеваются супы-пюре, супы из свиного сала, из овощей, круп, а так же миндаля и оливкового масла. Суп из вина (ломти хлеба, намоченные в вине) был любимым блюдом воинов средних веков, а самое страшное наказание состояло в том, что они лишались возможности употреблять его.

В средние века самыми популярными из супов были гороховый со свиным салом, постный из соленого кита, из кресса, из мерзлой капусты, из сыра и другие.

Наибольшими выдумщиками и любителями супов считались французы, которые уже в конце XV века изобрели более 70 их видов. На стол французского крестьянина суп обязательно подавался два раза в день и считался основой пищи.

Супы (бульоны) обычно подавали в мисках. Если для бедных бульон был единственной пищей, то для богатых он служил подливкой к тем главным продуктам, которые в нем были сварены. Иногда сваренные продукты и бульон подавали отдельно, иногда вместе, в последнем случае продукты нарезали небольшими кусками.

Ложек еще не было, поэтому куски овощей и мяса вынимали из мисок рукой, а смельчаки делали это ножом. Ложки вошли в употребление начиная с ХIV века, во всяком случае, в среде богатых людей. В ХVI веке ложки видоизменились, стали более глубокими, а их ручки ‑ более длинными. Тогда же в моду вошло и новое блюдо, которое его создатели французы назвали soupe, потому что на дно миски клали кусок хлеба, который пропитывался жидкостью (англ. sop).

Когда появилась возможность делать металлическую посуду, которая выдерживает высокие температуры и удобна для приготовления пищи, варка как кулинарный прием значительно усовершенствовалась.

Кроме обыкновенных супов стали готовить и сложные. В этот же период особую цену приобрели бульоны, которые стали считать чуть ли не "эликсиром жизни". Для ослабленных болезнью готовили "восстанавливающие" овощные бульоны (отвары).

В начале XVI века во Франции стала практиковаться засыпка бульонов вермишелью, лапшой, макаронами. В Нормандии особо любимыми были мучные супы, а самым знаменитым стал суп из молочной жидкой кашицы с желтками.

По легенде, знаменитый луковый суп появился благодаря французскому королю Людовику XV, который как-то поздно ночью проголодался, однако в охотничьем домике не нашлось ничего кроме лука, масла и шампанского, которые и послужили основой этого блюда.

Испанский суп гаспаччо изначально был едой простых погонщиков мулов, но постепенно он стал невероятно популярен сначала среди жителей всей Испании, а затем и целого мира. Благодаря традиционному промыслу прованских рыбаков во французском Марселе появился буйабес – рыбный суп, считающийся в наши дни одним из самых изысканных блюд во всем мире.

В немецкой кухне особое место занимают необычные супы "айнтопфы", которые получаются очень густыми, так как в них принято добавлять все, что найдется в доме: мясо, сардельки, колбаски, фасоль, овощи и т.д.

В русской кухне первоначально жидкие блюда, приготовленные из различных продуктов, назывались не супами, а хлёбовом, похлёбками, тюрями, баландами, юшками и т. д. В первых русских кулинарных книгах, какими являются "Домострой" и "Росписи царским кушаньям", суп, как таковой, не упоминается, зато описаны различные "шти", "варево", "похлебки", а также многочисленные затирухи, заварухи, саламаты, болтушки, рассольники, тюри.

В Древней Руси существовало разделение супов. В частности, щи делились на "бедные" и "богатые" по принципу содержания в них необходимых калорийных продуктов. В зажиточных домах готовились традиционные густые наваристые щи, называемые "богатыми", а вот щи, приготовленные хозяйкой только на воде, капусте и луке, называли "пустыми".

Обеды в старорусской кухне начинались именно с жидких блюд, отсюда и название "первые блюда". К супам использовались всевозможные "принадлежности" как непосредственно при их приготовлении (клецки, кнели, ушки), так и подаваемые порционно (обжаренные каши, рыбное "тельное", закусочные пирожки и пончики).

В XVIII-XX веках ассортимент русских супов, как истинно национальных, пополнился разнообразными видами западноевропейских супов – бульонов, супов-пюре, заправочных супов с крупами и овощами, которые быстро нашли свое место в русской кухне.

Сегодня стали популярными супы-полуфабрикаты, которые появились на рубеже конца XIX-начала XX века в Америке, когда один из сотрудников Консервной компании Джозефа Кэмпбэлла сделал поистине революционное открытие, создав первый сухой суп-концентрат.

Новинка очень понравилась занятым хозяйкам (это были времена Великой депрессии, когда женщины массово пошли на работу), солдатам и путешественникам, и вскоре производители начали выпускать еще и жидкие готовые супчики. В нашей стране имелись свои полуфабрикаты – разлитые по стеклянным банкам отечественные борщ и щи и сухие блюда в пакетиках со знаменитыми макаронами-звездочками. Сегодня в магазинах продается масса новых вариантов первых блюд.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Читайте также: