Конспект урока значение супов в рационе питания

Класс: 6

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 6

Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению и технологии приготовления супов.

Задачи:

  • Ознакомить обучающихся со значением супов в рационе питания;
  • Ознакомить с технологией приготовления бульонов, используемых при приготовлении супов;
  • Ознакомить с видами заправочных супов;
  • Ознакомить с технологией приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов, и супов с крупами и мучными изделиями;
  • Ознакомить с правилами оценивания готового блюда;
  • Ознакомить с оформлением готового супа и подачи на стол;
  • Развивать познавательный интерес к предмету;
  • Прививать навыки культуры труда и аккуратности;
  • Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
  • Развивать навыки: коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а так же критическое и креативное мышление.

Планируемый результат:

  • Знать значение супов в рационе питания;
  • Знать технологию приготовления бульонов, используемых при приготовлении супов;
  • Знать виды заправочных супов; щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов, и супов с крупами и мучными изделиями;
  • Составлять технологическую карту приготовления супа;
  • Научиться оценивать готовое блюдо;
  • Уметь оформлять готовый суп и подавать к столу;
  • Знать санитарно-гигиенические требования;
  • Знать ТБ при кулинарных работах с горячей жидкостью и посудой.

Словарь: Бульон; супы прозрачные, супы-пюре, супы сладкие, холодные, молочные; заправочные супы: щи, борщ, рассольник, солянка, овощные супы, супы с крупами, с макаронными и мучными изделиями.

Метапредметные связи: Биология, ОБЖ

Основные виды учебной деятельности (элементы содержания, контроль):

  • Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Формулирование цели урока: определение тематики новых знаний.
  • Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала.
  • Проблемная беседа с использованием материала учебника, ЭОР о пользе первых блюд, классификации супов, технологии приготовления супов.

Самостоятельная работа: составление технологической карты приготовления супа (схемы).

Взаимопроверка. Контроль: Рефлексия.

Личностные УУД:

  • Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, реализация творческого потенциала, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда

Методы обучения: Рассказ, беседа, опрос, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, работа в команде.

Ресурсы: основные; дополнительные: Учебник Н.В.Синица, В.Д.Симоненко “Технология. Технология ведения дома” 6 класс, параграф12 стр.67-72.

Электронные образовательные ресурсы: презентация.

Наглядные пособия: РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в команде.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Средства обучения: рабочая тетрадь.

Этапы и время Деятельность учителя Деятельность уч-ся Средства обучения
1 Организацион-ный этап Приветствие учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

– Как же называется проект- который мы с Вами будем выполнять в завершении этого раздела?

- Приготовление воскресного обеда.

Итак – я предлагаю Вам выполнить структуру:

Раунд тейбл – (Round Table)

И написать - Какие бывают блюда.

Определите по описанию – что это за блюдо – о каком блюде пойдет сегодня речь на уроке?

Это блюдо очень Важная часть обеда!

Оно возбуждает аппетит и хорошо усваивается!

Важный источник экстрактивных и минеральных веществ, витаминов!

Возмещение потребности организма в жидкости!

Это калорийное блюдо, и употребляя с ним хлеб и другие выпечные изделия (пирожки, расстегаи) можно повысить его калорийность!

Нам уже понятно - что - это блюдо – суп!

Какая будет цель урока – это изучить виды супов и технологию приготовления.

Итак - Что такое суп?

Суп – ассортиментная группа кулинарной продукции, которую принято называть первыми блюдами.

Суп состоит из двух частей:

Жидкая часть (основа) – мясные, рыбные бульоны, молоко и молочные напитки(кефир, простоквашу), отвары из круп, квас, на фруктово-ягодных отварах

Супы: горячие (НА БУЛЬОНАХ, МОЛОКЕ, ОТВАРАХ)

и холодные (НА КВАСЕ, КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТАХ, СВЕКОЛЬНОМ ОТВАРЕ) – могут быть сладкие.

По температуре подачи:

- Горячие супы(температура подачи 70-75*C, супы-пюре-температура подачи 55-60*С);

1) По температуре подачи супы бывают

2) Что можно использовать в качестве жидкой основы?

- бульоны, крупяные и овощные отвары, молоко, хлебный квас, кисломолочные продукты.

6. Технология приготовления первых блюд

Технология приготовления первых блюд подразделяется на два этапа:

1 приготовление бульонов и

2 приготовление супов.

5. На столах -карточки со словами

1) Положить подготовленное мясо в кастрюлю и залить холодной водой;

2) Довести до кипения на сильном огне, снять пену и уменьшить нагрев;

3) Заложить в кипящий бульон подготовленную морковь, репчатый лук, специи, соль и варить около 40 минут (время варки зависит от вида мяса);

4) Вынуть шумовкой лук, морковь, мясо;

5) Процедить бульон;

Солянки, с овощами и картофелем,

С макаронными изделиями и с крупой и бобовыми)

Супы-пюре готовят из птицы, печени, рыбы, грибов, овощей, круп, бобовых. Чтобы суп-пюре имел однородную нежную консистенцию, для его приготовления продукты протирают.

Такие супы питательны, легко усваиваются, поэтому применяются в детском и лечебном питании.

Прозрачные супы состоят из бульона и гарнира, которые варят отдельно друг от друга. Эти супы предназначены для возбуждения аппетита, они низкокалорийные.

Сладкие супы готовят на основе отваров из свежих, сушеных, замороженных фруктов и ягод. Можно использовать консервированные плодово-ягодные пюре. Подают в холодном и горячем виде со сливками или сметанной.

Холодные супы и борщи хорошо освежают в жару. Готовят их на квасе, свекольных или фруктовых отварах. Готовые супы хранят в холодильнике.

Молочные супы готовят на молоке, смеси молока и воды, а также из сухого или сгущенного без сахара молока. Плотной частью могут быть крупы, макаронные изделия или овощи.

1. Бульон или отвар доводят до кипения.

2. Подготовленные продукты закладывают в кипящий отвар или бульон в зависимости от продолжительности варки (смотреть таблицу).

3. Варят супы при слабом кипении.

5. Соль, специи кладут за 5-7 минут до готовности.

6. Готовые супы снимают с огня и оставляют на 10-15 минут, для того чтобы они настоялись.

Что нужно закладывать в суп раньше?

Белокочанную капусту или картофель, макароны или пассерованные овощи.

рецептами заправочных супов и

На столах рецепты первых блюд

Суп картофельный с фрикадельками

Овощной суп с рисом

Суп куриный с вермишелью

Картофельный суп с фрикадельками (упростить схему)

прочитайте – разложите на этапы приготовления и Составьте свою схему - супа к практической работе!

Структура - Финкин Мэпс (Thinking Maps)

Перед отпуском суп размешиваем в кастрюле и наливаем в тарелку, так чтобы было нормальное соотношение жидкости и гарнира (жидкости должно быть не менее 50 %)

- Критерии оценки качества работы:

Выполнение правил гигиены и санитарии перед приготовлением пищи: руки вымыты с мылом, надета рабочая одежда (косынка и фартук);

Соблюдение правил безопасного труда;

Сегодня я узнала.

1. Повторить параграф 12 стр.67-72.

2. Выполнить задание и ответьте на вопросы:

3. Составьте технологию приготовления щей из свежей капусты.

4. Опишите рецепт фирменного первого блюда вашей семьи.

5. Как подготовить для варки супа рис, перловую крупу, фасоль.

6. Почему соленые огурцы для рассольника предварительно припускают, а свеклу для борща тушат?

. Кто готов со мной выполнять практическую работу – свои смайлики прикрепите при выходе из кабинета на доску!

Жду Вас всех на уроке по приготовлению первого блюда!

Практическая работа – урок 2 “Приготовление первых блюд”.

Работа в бригадах - выполнение практической работы:

1. Вводный инструктаж.

Цели и задачи практической работы: Уделить внимание на соблюдение санитарно-гигиенических и т.б при кулинарных работах!

Т.Б. при кулинарных работах работа с горячей жидкостью и посудой!

Распределение обязанностей (профессий) в каждой бригаде.

Следить за правильностью выполнения работы и соблюдением правил безопасного труда, в случае необходимости – дать индивидуальный инструктаж.

3. Заключительный инструктаж.

Окончание приготовления блюда и начало дегустации

4. Дегустация блюда.

5. Контроль формирования знаний и умений.

Контроль умений (выполнения практической работы) осуществляется по установленным критериям. Выставляется общая оценка бригаде и индивидуальная оценка за работу, выполненную каждым обучающимся в соответствии с его профессией в бригаде.

1. Повторить параграф 12 стр.67 - 72.

2. Выполнить задание и ответьте на вопросы:

3. Составьте технологию приготовления щей из свежей капусты.

4. Опишите рецепт фирменного первого блюда вашей семьи.

5. Как подготовить для варки супа рис, перловую крупу, фасоль.

6. Почему соленые огурцы для рассольника предварительно припускают, а свеклу для борща тушат?

  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3

1. Методическое пособие “Технологии ведения дома” 6 класс - автор Синица Н.В“; М: Вентана-Граф” 2014 г, ФГОС.

2. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класс – “Технология ведения дома” - автор Синица Н.В.; “М: Вентана-Граф” 2014 г, ФГОС;

3. Учебник 6 класс - “Технология ведения дома” - автор Синица Н.В., Симоненко В.Д.; “М: Вентана-Граф” 2014 г, ФГОС.


Цель урока: Показать учащимся разнообразие продуктов питания и важность первых блюд.Основная задача: Дать учащимся представление о значении первых блюд в жизни людей, познакомить с правилами приготовления супа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по СБО на тему: "Значение первых блюд. Супы"»

Тема: Значение первых блюд. Супы

Цель: Показать учащимся разнообразие продуктов питания и важность первых блюд.

Дать учащимся представление о значении первых блюд в жизни людей, познакомить с правилами приготовления супа.

совершенствовать умение классифицировать и обобщать.

Развивать активный и пассивный словарь, связную речь.

Воспитывать потребность в соблюдении режима дня и правильном питании.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: тетради, ручки, карточки

Организационный момент: активизация внимания учащихся.

Беседа с дежурным учеником.

Изучение нового материала.

-Ребята, а каких разделах СБО мы с вами говорили в 1 четверти?

(личная гигиена, одежда и обувь).

-А в этой четверти мы начнем мы с вами изучать раздел «Питание».

-Для чего человеку нужна пища?

-Чем питается человек? (ответы детей).

-Зачем человеку ест? (быть здоровым ,ходить, не болеть и т.д ответы детей)

Вывод: человеку необходимо питаться, чтобы расти двигаться, развиваться и чтобы жить.

-Давайте вместе повторим. (хоровая работа)

-А теперь давайте поиграем. Упражнение “Съедобное – несъедобное”: называю слова дети отвечают что съедобно, а что нет. Макарон, молоко, кастрюля, вилка. лапша, каша, сыр, фасоль, ложка, сито, рыба, нож и т.д.

3.Сообщение и запись в тетрадь темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о значение первых блюд, о приготовлении супа.

А. Работа с текстом: учащиеся читают текст на карточках:

Супы используются в пище как первые блюда во время обеда. Супы вызывают аппетит и улучшают пищеварение. Прежде чем приготовить суп, надо сварить в воде мясо, рыбу или грибы. Этот мясной, рыбный или грибной отвар называется бульоном. Кроме того, можно сварить суп на воде, молоке или на отваре фруктов. Чтобы приготовить мясной бульон, надо хорошо промыть мясо и кости. Залить их холодной водой и поставить варить. Когда бульон начнёт кипеть, в него надо положить лук, петрушку и соль. Мясо варится до готовности. Готовность мяса можно определить с помощью вилки. Если вилка свободно проходит в мясо, то оно готово. Если мясо использовать для второго блюда, то его лучше класть в кипящую воду. Тогда оно будет вкуснее. Когда мясо сварится, его кладут в другую посуду, а бульон используют для приготовления супа, борща, рассольника.

Словарная работа: Что такое бульон?

Мясной, рыбный или грибной отвар называется бульоном.

Давайте вместе повторим. Хоровая работа.

Б. Беседа по прочитанному: (по вопросам)

- какое значение имеют супы?

- какие продукты нам понадобится при приготовлении супа?

- Как мы можем узнать готовность мясо?

-Какие виды супов вы знаете?

-Какие правила мы должны соблюдать, когда готовим суп?

(вспоминаем ТБ при работе с электроприборами и ТБ при работе с ножом, кипятком)

С. Работа в тетрадях: переписывают данный текст.

4. Закрепление изученного материала.

1) Выбери правильные утверждения:

От питания зависит рост и здоровье человека

Супы не вызывают аппетит и не улучшают пищеварение

Суп можно сварить на воде, молоке.

Чтобы приготовить мясной бульон, можно не промыть мясо

2) “Четвертый лишний”

соль– мясо – сыр– овощи

5. Итог, оценивание.

-Ребята, о чем говорили мы на уроке?

-Что такое бульон?

-Почему человек ест?

Взаимооценка дети сами ставят оценки и рассуждают.

КОНСПЕКТ УРОКА Обобщение по теме: «Значение супов в питании человека»

Цель: обобщить понятия классификации супов; определить значение в питании человека супов.

1. Учить правильно и четко формулировать ответ на вопрос.

2. Закрепить знания о видах супов и их значении в питании.

3. Дать представление о разнообразии выпечных изделий в русской кухни.

4. Коррекция мышления, внимания. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность.

Словарь: дрожжевое тесто, бисквитное, песочное, слоеное, начинка, раскатать, защипать.

Наглядный материал : инструкционная карта, рецепты начинок, пословицы, карточки с заданиями, картинки с булочными изделиями.

Продукты: слоенное тесто, начинка: свежее яблоко, сахар, корица., яйцо для обмазки пирожков.

- Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнем наш урок назовите мне классификацию блюд, которые подают на стол.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Правильно, все эти блюда подают на стол.

- А вспомните, какой у человека должен быть режим питания?

- Как называется прием пищи в течение дня?

- А сейчас вам будет задание. На корточках вам дан текст, вы должны прочитать и догадаться о каком виде питания идет речь ( работа по карточкам)

Супы - широко распространенные блюда, являющиеся составной частью обеда.

Основой для приготовления супов служит жидкость.

Что используют в качестве жидкой основы? (бульон: костный, мясо - костный, рыбный, из птицы; грибные и овощные отвары, молоко, квас,и др)

Какие продукты входят в состав супов? (картофель, овощи, крупы, бобовые, макаронные изделия)

Супы играют важную роль в питании человека, так как они возбуждают аппетит.Эту роль в супах выполняют два возбудителя аппетита: вкусовые и ароматические вещества и непосредственные раздражители (рецепторы) пищеварительных желез.

Аромат супам придают специи.

Какие виды специй вы знаете? (лавровый лист, перец черный и красный, белые коренья, лук, чеснок и другие)

Возбуждает аппетит и привлекательный вид супов. Поэтому их запах, вкус и внешний вид имеют исключительное значение.

Важное значение имеют химические возбудители деятельности желудочной, поджелудочной и других желез пищеварительного тракта. Эту роль играют различные растворимые вещества жидкой части супа: экстрактивные азотистые и безазотистые соединения, переходящие в бульон из мяса, рыбы и грибов, поваренная соль, органические кислоты (молочная - квашеной капусты, сметаны и кваса, яблочная - томатов), минеральные соли овощей и других продуктов.

В состав многих супов входят овощи, которые являются источником минеральных веществ и витаминов группы В и каротина, витамина С, что повышает их роль в питании.

Многие супы высококалорийные благодаря гарниру (плотной части супа). К таким супам относятся солянки, супы с крупами, бобовыми, макаронными изделиями.

Энергетическую ценность супов повышают мясо, птица, рыба, сметана. К некоторым видам супов подают ватрушки, пирожки, расстегаи.

ФИЗМИНУТКА. ( под музыку комплекс упражнений)

1. Вращение кистями рук.

2. Вращение плечами.

3. Вращение головой в разные стороны.

4. Наклоны вперед.

5. Потянуться вверх.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Заправочные супы

К заправочным супам относятся борщи, щи, рассольники, солянка. Отличительной особенностью их является то, что их заправляют пассерованными кореньями и мукой, а некоторые и томатом - пюре.

Заправочные супы, как правило, готовятся на бульонах, но можно готовить их и на воде. Жидкой основой этих супов являются отвары овощей, круп, макаронных изделий, бобовых. Такие супы называются вегетарианскими.

При изготовлении и подаче заправочных супов необходимо соблюдать несколько общих правил:

- продукты необходимо закладывать только в кипящую жидкость в определенной последовательности с учетом продолжительности их варки, чтобы они были одновременно готовы.

- суп варят таким образом, чтобы после закладывания каждого продукта бульон закипал как можно быстрее. Длительное нагревание бульона до закипания и бурное кипение приводят к ухудшению качества супа.

- супы, в состав которых входят картофель, соленые огурцы, уксус щавель, варят так: в первую очередь закладывают картофель, а затем продукты, содержащие кислоту, так как картофель под действием кислоты плохо разваривается. Продукты, содержащие кислоты, добавляют в суп с картофелем только после того как последний сварится до полуготовности.

- морковь, репчатый лук и томат - пюре следует закладывать в суп пассерованными, а свеклу и квашеную капусту - тушеными. При пассеровании овощей, томата - пюре в жире растворяются каротины (красящие вещества). Окрашенный жир улучшает внешний вид супов.

Пассерование также уменьшает потери ароматических веществ, так как при этом исключается перегонка их с водяными парами.

При пассеровании белых корений и лука удаляется часть летучих веществ, имеющих резкий запах. В следствии этого пассерованные коренья и лук приобретают новый вкус и аромат, который и передают супу.

- при пассеровании лука, моркови, белых кореньев нельзя допускать их потемнения, цвет овощей почти не должен меняться. Поэтому пассеровать овощи следует в посуде с толстым дном. Для пассерования пригоден любой пищевой жир.

- супы, кроме картофельных, крупяных и с мучными изделиями, заправляют мучной пассеровкой. Она придает супам более густую консистенцию и является стабилизатором витамина С, предохраняющим его от окисления.

Иногда следует практиковать замену мучной пассеровки мятым картофелем в щах ленивых, а многие овощные супы и борщи можно готовить и без муки.

Муку можно пассеровать жиром и без него, при этом цвет не должен меняться.

Муку охлаждают, разбавляют теплым бульоном, тщательно размешивают до однородной консистенции и вводят в суп.

- лавровый лист и перец добавляют в суп перед окончанием варки. По истечении 10 минут лавровый лист удаляют.

- варить заправочные супы следует при слабом кипении. Сваренные супы оставляют на 10-15 минут без кипения, чтобы жир всплыл и сделался прозрачным.

- при подаче супа в суповую миску кладут в соответствии с рецептурой кусочки мяса, рыбы, нашинковывают грибы, наливают суп и посыпают рубленой зеленю. Сметану подают в соуснике или добавляют непосредственно в тарелку

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

- На доске весит рецепт приготовления. Работаем самостоятельно.

IV . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Вот заправочный суп, который вы приготовили самостоятельно


150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»

Конспект урока по социально бытовой ориентировке

в 9г классе по теме:

«Виды супов»

Разработала и провела на

Фестивале открытых уроков и занятий

учитель СБО Горщарук Ольга Владимировна

Тема урока: «Виды супов»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель : Организовать деятельность обучающихся по изучению классификации супов.

Задачи:

  • Ознакомить обучающихся со значением супов в рационе питания;
  • Ознакомить с видами супов;
  • Развивать познавательный интерес к предмету;
  • Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
  • Развивать навыки: коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а так же критическое и креативное мышление.

Планируемый результат:

  • Знать значение супов в рационе питания;
  • Знать виды супов.

Словарь: Бульон; супы прозрачные, супы-пюре, супы сладкие, холодные, молочные; заправочные супы: щи, борщ, рассольник, солянка, овощные супы, супы с крупами, с макаронными и мучными изделиями.

Метапредметные связи: Биология.

Основные виды учебной деятельности (элементы содержания, контроль):

  • Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Формулирование темы урока.
  • Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала.
  • Проблемная беседа с использованием ЭОР о пользе первых блюд, классификации супов.

Взаимопроверка. Контроль: Рефлексия.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

· Сопоставление, рассуждение, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации

Регулятивные:

· Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Коммуникативные:

· Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества

Личностные УУД:

· Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, реализация творческого потенциала, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда

Методы обучения: Рассказ, беседа, тест, демонстрация наглядных пособий, работа с мультимедийными средствами, работа в команде.

Электронные образовательные ресурсы: презентация.

Наглядные пособия: ПК, проектор, материалы ЭОР

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Средства обучения: рабочая тетрадь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы

организации деятельности

1.Орг.момент. (1-2 мин.)

Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Устанавливает контакт с обучающимися.

1.Проверка готовности к уроку. Добрый день!

2. Кто сегодня дежурный?

3. Как меня слышите? [Алина, Маша, Никита?]

1.Проверка готовности к уроку.

2. Кто сегодня дежурный?

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие. Рапорт дежурного. Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.

Психологическая установка на доброжелательную работу .

2.Мотивационно-
целевой этап

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Я бы хотела, чтобы такое настроение у вас было до конца урока.

-На уроке слушайте, думайте, отвечайте на вопросы правильно.

Отвечают на вопросы.

3.Повторение теоретичес-ких сведений (5мин.)

- Какую тему мы изучаем? (Трудовая культура)

-На какие основные группы делятся все блюда? (Первые, вторые, третьи блюда)

Задание:

- на карточках записаны верные и неверные утверждения, вам необходимо выбрать из них нужное, записав их шифр. В итоге должно получиться слово.

«О» - руки и посуду надо мыть горячей водой.

«У» - руки и посуду надо мыть холодной водой.

«Р» - молочную посуду надо мыть горячей водой, а затем холодной.

«Б» - молочную посуду надо мыть холодной водой, а затем горячей.

«Х» - если пригорела посуда – вымой ее сразу же.

«Е» - если пригорела посуда – вымой ее через 4-5 часов после замачивания водой.

«Д» - посуду после еды вымой сразу же.

«Р» - посуду после еды мыть не торопись, сначала отдохни.

(Ключевое слово – ОБЕД). Какое получилось слово?

Какие блюда подают на обед?

Назовите первые блюда?

- Что вы хотите узнать про супы?

Отвечают на вопросы.

Учащиеся выполняют письменную работу. Осознают и формулируют цель выполнения конкретного задания.

Создание ситуации «дефицита» знаний у учащихся.

Обратная связь на принятие темы урока.

4.Целевая установка:

сотрудничество с обуч-ся в формулировке темы урока.

Как думаете какая будет тема урока?

5.Сообщение темы и задач урока .

Тема урока «Виды супов» Запись в тетрадь

- Сегодня на уроке вы узнаете: Понятие «суп». Классификацию супов. Пищевую ценность и значение супов в питании человека.

На уроке будьте внимательны. В конце урока будет тест.

6.Изучение нового

Целевая установка:

формированиецелостного представления об изучаемом объекте.

Что такое суп?

Суп - это жидкое блюдо, представляющее собой отвар из мяса, рыбы,

грибов и т. п. с приправой из овощей, круп и других продуктов.

Запись в тетрадь.

Суп состоит из двух частей:

Жидкая часть (основа) – мясные, рыбные бульоны, молоко и

молочные напитки(кефир, простоквашу), отвары из круп, квас, на

Плотная часть (гарнир)- овощи, крупы, картофель, макаронные

изделия, бобовые, мясо, мясо птицы, соленые огурцы, рыба, грибы,

Сообщения учащихся: Никита:

Супы являются важной составной частью обеда. Основой

большинства супов являются БУЛЬОНЫ.

Классификация бульонов

Костный бульон. Используют: говяжьи, свиные, телячьи кости.

Мясокостный бульон. Используют: г рудинку, части передних ног,

Во время варки бульона периодически снимать жир и пену.

Рыбный бульон. Используют: рыбные пищевые отходы, головы

рыб осетровых пород.

Из домашней птицы бульон.

Грибной бульон. Используют: сушёные белые грибы.

Овощной бульон. Используют: овощи.

В жидкой части супа содержатся экстрактивные и минеральные

вещества, органические соединения, которые придают бульонам

вкус, аромат и являются раздражителями пищеварительных желез.

Поэтому супы возбуждают аппетит и способствуют лучшему

усвоению пищи. Для гарнира используют разнообразные продукты:

овощи, грибы, крупы, бобовые и макаронные изделия, рыбу, мясо,

птицу и др. Плотная часть супа содержит пищевые вещества: белки,

жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины.

Словарная работа

Юля :

Виды первых блюд

- по температуре подачи (холодные, горячие супы)

Супы делятся на две большие группы: горячие температура подачи

не ниже 75 С и холодные температура подачи не выше 14 С.

Ассортимент супов по способу приготовления:

Заправочные

Супы, при приготовлении которых в бульоне (отваре) варят

до готовности овощи, макаронные изделия, крупы, бобовые.

Заправляют пассерованными овощами.

· овощные и картофельные

· с макаронными изделиями

Прозрачные

Состоят из бульона и гарнира, которые варят отдельно друг

Эти супы предназначены для возбуждения аппетита.

Они низкокалорийные

Супы-пюре

Отличительной особенностью супов-пюре является то, что все

продукты протираются. Такие супы питательны, легко

усваиваются, поэтому применяются в детском и лечебном

Ульяна:

Молочные супы (основа)

Плотной частью могут быть крупы, макаронные изделия или

Холодные (основа)

· отвар из овощей

Холодные супы и борщи хорошо освежают в жару.

Готовые супы хранят в холодильнике.

Сладкие супы

· свежих и сушёных плодов и ягод

· из фруктово ягодных соков

Жидкой основой для сладких супов служат фруктовые отвары.

-Назовите виды горячих блюд которые вы знаете(борщи,

рассольники, уха. овощные, молочные, крупяные)

-Назовите виды холодных блюд которые вы знаете ( Это окрошка ,

Обучающиеся представляют результаты своего труда перед классом.

Другие обучающиеся внимательно слушают.

7.Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию своей учебной деятельности.

Тест «Виды супов» в программе MS PowerPoint.

Индивидуальная работа за компьютером

8.Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки. Целевая установка:

обучение объективной оценке результатов своей деятельности.

Отмечает степень вовлеченности и активности обучающихся на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось на уроке?

-Как вы работали на уроке?

- Какое у вас настроение?

Думают и отвечают.

Осмысление результатов деятельности по освоению новых знаний, выявление трудностей.

Участвуют в подведении итогов урока.

Д.з. Составьте технологию приготовления картофельного супа с фрикадельками.

10.Оценивание обу-ся

Целевая установка:

оценка знаний и способов деятельности обучающихся.

Оценки за урок! Оценивает достижения обучающихся.

Сопровождает комментариями выставленные отметки.

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор Сараева Л.К.
Дата 10.11.2015
Формат docx
Изображения Нет


Тема: ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВЫХ БЛЮД В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Коррекционная школа VIII вида

Тип урока: комбинированный

Цель: довести до понимания учащихся значение первых блюд для здоровья человека.

1.закрепить понятие состав обеда;

2.расширить знания учащихся о правильном рациональном питании;

3.ввести разграничение в понятиях «суп» и «бульон»;

4. совершенствовать вычислительные навыки умножения и сложения

1 . корригировать аналитико- синтетическую деятельность мышления в процессе сравнения двух понятий «суп» и «бульон»;

2. корригировать аналитико- синтетическую деятельность мышления в процессе задания «продолжи пословицу по смыслу»;

3. корригировать и развивать устную связную речь через ответы на вопросы в процессе урока,

4. корригировать и развивать выразительность устной речи через выразительное чтение стихотворений по теме в процессе урока;

5. корригировать и развивать зрительное восприятие через показ ярких иллюстраций по теме урока (презентация по теме);

6. корригировать и развивать зрительную и слуховую память в процессе выполнения индивидуальных заданий на запоминание и воспроизведение рецепта (состава) вегетарианских щей;

7. корригировать и развивать пространственную ориентировку через групповое задание «найди свое место в составе обеда».

1.воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью;

2.воспитывать уважительное отношение к людям, которые знают как правильно и вкусно приготовить здоровую пищу,

3.воспитывать умение работать в группе.

подсчет стоимости продуктов для вегетарианских щей (для 1, 2,3,4 человек на 2 дня).

историческая справка об образе жизни первобытного человека, о Петре I, русских богатырях.

опыт с желудками - шариками о вреде сухомятки.

Чтение и развитие речи:

расширение активного и пассивного словарного запаса через введение в словарь новых слов; выразительное чтение стихотворений о первобытном человеке, сухомятке , рационе обеда; знакомство с новыми пословицами и поговорками о щах и похлебках.

Письмо и развитие речи:

Аккуратная и по возможности грамотная запись учебного материала в процессе урока.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: рацион питания, хлебово, похлебка, суп, бульон, суп - концентрат, гастрит, язва желудка, диетическая медсестра.

1.Оргмомент.Проверка готовности к уроку.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу гостям. Настроение хорошее, давайте сохраним наше настроение до конца урока. Мы продолжаем с вами работать в разделе «Питание».

Мотивационный настрой (помогает организовать деловой настрой)

2. Ребята, что в жизни дороже богатства? Чего нельзя купить не за какие деньги? Правильно.Здоровье!(читаю стихотворен.)

Здоровье дороже богатства,

Здоровье не купишь нигде!

Так в Древней Руси говорили и мы повторяем везде!

Ребята, вы согласны со мной? (хоровой ответ)

3.Переход к теме урока

А теперь прочитайте тему урока и запишите ее в тетрадь.

Развитие логического мышления

Коррекция выразительности чтения

4.Как вы думаете тема нашего урока связана со здоровьем? Да. Конечно, здоровье человека связано со многими факторами. Но, безусловно, питание является одним из самых важных условий здоровья человека. Ведь недаром есть такое высказывание :«Наше здоровье зависит от того , что мы едим»

Развитие слухового восприятия слайд №2

5. Доказательством важности питания в жизни и здоровье человека является показатель продолжительности жизни первобытного или пещерного человека.

-Жил человек пещерный в дебрях седых времен.

Ел лишь сырое мясо в мрачной пещере он.

Но вот однажды зверя к ужину он не добыл,

И по причине этой голоден очень был.

Минули уж столетья с тех давних забытых пор,

И правильном питании ведем мы разговор!

Ученые установили, что первобытный человек редко доживал до 40 лет? Как вы думаете почему?

Развитие зрительного восприятия

Коррекция и развитие выразительности устной речи

Коррекция и развитие словесно - логического мышления

(человек ел сырое мясо, часто оно было несвежим, не соблюдал гигиену пищи, да и пища была тяжелой -трудноусвояемой). Хотя, заметьте, в то далекое время экология была чистейшей -воздух не портили заводы и автомобили.

А сколько сейчас в среднем живет человек? (ответы детей - 70, 80,90 лет)

Делаем вывод: Основное условие долгожительства - это правильное питание.

Беседа с опорой на жизненный опыт

6.А что такое правильное питание?

Это прежде всего соблюдение таких правил:

1.соблюдение режима питания (принятие пищи определенное количество раз и в одно и тоже время)

2.пища должна быть разнообразной (т. е. в рационе питания должна быть разная пища -это и мясо, и рыба, и овощи, и фрукты, и молочные продукты и т.д.)

Рацион - это набор продуктов питания.

Записываем эти определения в тетрадь.

Ребята, скажите в школе у нас соблюдается режим питания? Каждый день в школе вы кушаете в одно и тоже время, но каждый день перечень блюд меняется. Как кстати называется перечень, список блюд называется одним словом? (меню) Нет, значит в школе у нас соблюдается режим питания и разнообразие питания соблюдается. Значит у нас в школе заботятся о вашем здоровье, соблюдая правила правильного питания.

слайд №4(правильное питание)

Расширение словарного запаса, работа в тетрадях.

Активизация пройденного материала.

7. А как вы думаете к правильному питанию обед относится? (ответы детей). Давайте вспомним из чего должен состоять правильный обед?

Физкультминутка: «Найди свое место в обеде» (таблички с названиями составных частей обеда: закуска, первое блюдо, второе блюдо, третье блюдо (напитки) повторить 2 раза с участием всех учащихся.

Скажите, без какого блюда невозможно представить обед? Конечно, без первого блюда.

А теперь в своих тетрадях еще раз прочитайте тему урока. Так значит не зря мы сегодня говорим первых блюдах!

слайд №6 (состав обеда)

Коррекция и развитие пространственной ориентировки

РАЗДАЮ КАРТОЧКИ:
1 ур.- самому составить прав. обед,который бы ты с удовольствием скушаешь

2 ур.- из 1 смешанного списка( тебе предложили выбрать только из этих блюд)

3 ур.- из книжки «Меню» (обыграть пригласили в ресторан)

8.Оказывается, что больше всего питательных веществ - половину (50 %) мы получаем с обедом, а именно с приемом первых блюд. Питательные вещества растворяются в бульоне и легко усваиваются нашим организмом.

Так что же такое бульон?

Бульон - это основа для супа; отвар из мяса, рыбы, грибов, овощей, круп. (записываем определение в тетрадь)

Калорийность блюда низкая, это говорю я для тех, кто заботится о своей фигуре. В состав бульона входит вода, в которую при варке переходят питательные вещества, поэтому бульон легко усваивается, способствует легкому пищеварению.

А что же такое суп и чем он отличается от бульона?

Супы - это жидкие блюда, которые представляют собой отвары из мяса, рыбы, грибов, овощей, круп с приправой из овощей, круп, макаронных изделий.

(записываем определение в тетрадь)

А сейчас внимательно прочитайте определения «бульона» и «супа» (чем они отличаются)

слайд №7 (бульон и суп -сравнение)

Коррекция мышления (операции сравнения и обобщения)

9.Но непременно надо отметить то, что супы и бульоны очень полезны для нашего здоровья. Они необходимы как в детском питании, так и в питании взрослого человека. Особое место занимают бульоны и супы в диетическом питании.

К сожалению в школьной столовой, да и дома от вас можно услышать примерно такие слова:

-Ем всегда я что хочу : чупсы, вафли. Чупа-чупс!

Супа вашего не надо, лучше тортик с лимонадом!

Не люблю я кислых щей, не люблю я и борщей!

Чтоб с обедом не возиться и колбаска мне сгодится!

Как называется такое питание? Правильно -сухомятка.

Я сейчас покажу вам небольшой опыт, который показывает как трудно нашему желудку переварить сухомятку, и ,наоборот доказывает, как легко переваривается первое (жидкое) блюдо.

Демонстрация опыта с шариками- желудками

Стенки желудка, как и стенки шарика могут сжиматься и растягиваться. Представьте, что шарик -это желудок человека. Беру 2 шарика, в один помещаю печенье (сухомятка), в другой вливаю жидкость, «суп или бульон». Потрогайте, один с неровными боками (ведь мы часто торопимся и плохо пережевываем пищу, а другой округлый, ровный). Как вы думаете какому желудку труднее работать? Какому желудку нужно выработать больше желудочного сока, чтобы переработать пищу? Какой желудок может мешать двигаться? Правильно. В котором сухомятка. Отсюда и урчание, и боли в желудке.

Если б сухомятка прибавляла года,

Всех дольше бы жили обжоры тогда

слайд №8(неправильное питание)

Коррекция и развитие выразительности устной речи

Слайд №9 (сухомятка)

Развитие тактильных ощущений.

Коррекция и развитие мышления (операции сравнения и обобщения)

9. Оказывается наши предки высоко ценили первые блюда. Но правда назывались они иначе, а именно «хлебово», «похлебки» от слова «хлебать».

А слово «суп» ввел в русский язык император Петр I.

Скажите, ребята, как вы думаете какое самое любимое и распространенное первое блюдо в России? Правильно, щи. Иначе говоря «капустные похлебки»

Наши предки глубоко ценили щи. Например, русские солдаты не могли обойтись без щей на чужбине и везли замороженные щи в кадках. Когда наставало время привала, кусок замороженных щей разогревался на костре. Что интересно, что вкус щей от этого только улучшался.

Время идет, но даже космонавты берут с собой тюбики со щами.

слайд №10 (Петр 1)

Межпредметная связь с историей .

Введение в пассивный словарь новых слов (хлебово, похлебка)

10. А сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о щах.

Игра продолжи пословицу.

Щи да каша-пища наша.

От щей добрые люди не уходят.

Щей поел - словно шубу надел.

Кипятите щи, чтобы гости шли.

Где щи, там и мы.

Коррекция словесно-логического мышления.

Раздаю задание «ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ ПО СМЫСЛУ». Затем сверяем и читаем с доской.

слайд №11 (пословицы)

Коррекция и развитие зрительной и слуховой памяти.

Коррекция и развитие логического мышления

11. ТАК ЧЕМ ЖЕ ПОЛЕЗНЫ ПЕРВЫЕ БЛЮДА

ПРИ ВАРКЕ МЯСО, РЫБА, ОВОЩИ, ГРИБЫ ОТДАЮТ ВОДЕ ВСЕ ВИТАМИНЫ И ДРУГИЕ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ ВМЕСТЕ С БУЛЬОНОМ ИЛИ СУПОМ ЛЕГКО УСВАИВАЮТСЯ ОРГАНИЗМОМ.

ВОТ ПОЧЕМУ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ И БОЛЬНЫМ ЛЮДЯМ ВСЕГДА ДАЮТ БУЛЬОН.

Так почему же первые блюда так популярны у русского народа?

Значение первого блюда для здоровья человека

1.Необходимо для нормальной работы нашего организма.

2.Насыщает организм белками, жирами, углеводами, минеральными солями и витаминами.

3.Легко усваивается организмом.

Чтобы суп был полезным, он должен быть свежим, приготовленным не более, чем на два дня.

В школе вам каждый день готовят свежий суп. Это надо ценить.

слайд № 13 (о значении первого блюда)

12.Для удобства современного человека придуманы концентрированные супы, которые не требуют времени и усилий в приготовлении, порой их достаточно по инструкции залить кипятком. Давайте задумаемся так ли они полезны для нашего организма? Можно ли их сравнить по пользе с натуральным супчиком?

Оказывается в супах- концентратах содержится множество искусственных (ненатуральных) добавок и усилителей вкуса, которые не только не приносят пользы, но и просто вредят нашему организму. Пользоваться супами-концентратами можно только в крайне необходимых случаях. Ведь они все же лучше, чем питание всухомятку.

слайд №14 (супы -концентраты)

13.Но ведь приготовить вкусный полезный суп можно очень быстро. Очень важно то, что суп можно приготовить и очень экономно.

Подумайте, ребята какие продукты нужны для приготовления щей? Замечу, что щи можно приготовить и без мяса, рыбы, грибов, т.е. овощные или вегетарианские щи.

Сейчас каждый из вас посчитает сколько нужно потратить денег из семейного бюджета, что бы приготовить вегетарианские щи на семью из 2,3,4 человек. (раздаю карточки, на доске на слайде расчет на одного человека - задания разноуровневые по сложности)

Слабым- задание вычеркнуть лишние продукты в рецептуре вегетарианских щей.

Слайд №15 (состав вегетарианских щей)

Межпредметная связь с математикой (совершенствование вычислительных навыков).

Связь изучаемого материала с жизнью (практико - ориентированный подход)

РАЗДАЮ карточки с экономическим заданием

Задание для слаб.(Вычеркнуть лишнее или добавить недостающие продукты в рецепте щей)

13. Вывод: Значение в питании супов велико. Они являются важной составляющей правильного питания. Вот почему их необходимо включать в повседневный рацион питания.

Первых блюд в русской национальной кухне и в кухнях народов мира - великое множество.

А какие первые блюда вы знаете, кто больше запишет названий первых блюд в тетрадь?

Слабым ученикам из готового списка блюд выбрать и записать только первые блюда.

Вооружившись знаниями вы можете помочь своим близким правильно питаться, при этом сохраняя свое здоровье и не тратя лишних денег, экономя бюджет.)

Съел суп- и много здоровья взамен.

Съел сухомятку - к болезням отправился в плен.

Слайд №16 (стихи концовка)

Коррекция и развитие долговременной памяти

ЗАДАНИЕ «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ И ЗАПИШЕТ В ТЕТРАДЬ НАЗВАНИЙ ПЕРВЫХ БЛЮД?»

  • Униконс
  • Униконс XXL
  • Униконс ЛАКТО
  • Униконс ТК-12
  • Септоцил
  • Септоцил Аква
  • Антисептик Септоцил
  • Йодозин
  • Петритест
  • Униконс АнтиОксидин
  • Униконс ОлеоПро


Группа компаний "Униконс"

Продвижение и реализация пищевых добавок, антисептиков и другой продукции НПО Альтернатива.


"Антисептики Септоцил"

Септоцил. Бытовая химия

Септоцил - ваш выбор в борьбе за чистоту


"Петритест"

Микробиологические экспресс-тесты. Первые результаты уже через 4 часа.

  • Вы здесь:
  • Библиотека технолога
  • Кулинарная продукция
  • Васюкова А.Т - Организация процесса приготовления и приготовление сложной горячей кулинарной продукции

1. СУПЫ: назначение, классификация. 1.1. Значение супов в питании

Основное кулинарное значение супов заключается в том, что они являются возбудителями аппетита. Эту роль в супах выполняют две группы возбудителей аппетита:

  • вкусоароматические вещества;
  • непосредственные химические раздражители (возбудители) деятельности пищеварительных желез.

Аромат супам придают пряности (или специи), белые коренья,

морковь, лук и другие приправы, входящие в рецептуру, а также вещества, образующиеся при варке. Возбуждает аппетит и привлекательный внешний вид супов. Поэтому органолептические показатели супов имеют исключительно важное значение. Необходимо учитывать, что при систематическом употреблении одних и тех же вкусоароматических веществ организм адаптируется к ним, и они перестают возбуждать аппетит.

Не меньшую роль играют и химические возбудители деятельности желудочной, поджелудочной и других желез пищеварительного тракта: экстрактивные вещества, переходящие в бульон из мяса, птицы, рыбы, грибов; органические кислоты квашеной капусты, соленых огурцов, помидоров, сметаны, кваса; минеральные элементы пищевых продуктов и т.д.

Супы являются важным источником минеральных веществ, витаминов и других биологически активных веществ в рационе. Важной технологической особенностью является то, что минеральные вещества при варке супов не теряются, так как они переходят в бульон. Витамины группы В и В-каротин сохраняются примерно на 80-85%. Существенны потери витамина С (до 50%), но они компенсируются свежей зеленью, которую добавляют при подаче супа. Супы покрывают до 30% потребности организма в жидкости и обеспечивают не­обходимую консистенцию пищевой массы в желудке и кишечнике. Супы могут существенно различаться по калорийности - наиболее калорийны солянки, супы с крупами, бобовыми и макаронными изделиями. Энергетическую ценность супов повышают мясо, птица, рыба, сметана, хлеб, пирожки, расстегаи и др. Калорийность жидкой части супа невелика и составляет порядка 1-5 ккал на 100 г бульона.

В связи с тем, что для приготовления супов используется практически все разнообразие пищевых продуктов, их ассортимент весьма широк. Супы классифицируют по следующим признакам.

По температуре подачи.

Супы делят на холодные (температура отпуска не выше 14 °С) и горячие (температура отпуска не ниже 75 °С). Супы на фруктовых отварах (сладкие) можно отпускать как холодными, так и горячими.

По жидкой основе.

Различают супы на бульонах (костном, мясо-костном, рыбном и из птицы), молоке и отварах (грибном, овощном, крупяном) - горячие супы, а также на квасе, кисломолочных продуктах (кефире, простокваше; свекольных отварах, отварах с квасом) - холодные супы.

По способу приготовления.

Супы делятся на заправочные, пюреобразные (или протертые), прозрачные.

Супы в питании человека играют очень важную роль: они возбуждают аппетит, возмещают значительную часть потребности в воде, являются источником витаминов, минеральных солей и других биологически активных веществ.

Калорийность супов различна. Наиболее калорийными являются солянки, крупяные супы и некоторые другие, так как кроме жидкой основы, в них входя крупы, овощи, макаронные изделия, мясо, рыба. Питательную ценность супов повышает хлеб, пирожки, расстегаи, которые подаются к ним.

Супы делят на две группы: горячие и холодные. К горячим (температура 75 -- 80 ?C) относятся супы на бульонах (костном, мясокостном, рыбном и из птицы), молоке и отварах (грибном, крупяном, овощном), а к холодным (температура 7 -- 14 ?C) относятся супы на квасе, кефире и простокваше, свекольных отварах и свекольных отварах с квасом. В особую группу выделены супы на фруктовых отварах, которые отпускают горячими и холодными.

По способу приготовления горячие супы делятся на заправочные, супы-пюре и прозрачные. Заправочные готовят с овощами, крупами, макаронами и другими продуктами. Обязательной составной частью этих супов являются пассерованные овощи. Во многие из них добавляют пассерованные муку и томат. Для супов-пюре все продукты или часть из них протирают. Прозрачные супы готовят на специальных осветленных прозрачных бульонах.

Холодные супы готовят на хлебном квасе, кефире, свекольном отваре, на свекольных отварах с квасом и на фруктовых отварах.

Порции супов могут быть 500, 400, 300 и 250 г в зависимости от спроса.

Жидкой основой многих супов являются бульоны: костный, мясокостный, из птицы, рыбы и грибной отвар. Калорийность бульонов невелика. Вкус, аромат и цвет им придают экстрактивные вещества, которые подразделяются на две группы: азотистые и безазотистые. К азотистым экстрактивным веществам относятся свободные аминокислоты и азотистые основания -- креатин, креатинин, пуриновые основания и др.

Из аминокислот важную роль играет глютаминовая кислота, растворы которой обладают сильно выраженным мясным вкусом. Натриевая соль глютаминовой кислоты (глютамат натрия) используется как вкусовая приправа. Креатин содержится в мышцах теплокровных животных, птиц и рыб. Он играет большую роль в формировании вкуса бульона.

Безазотистые экстрактивные вещества -- гликоген, глюкоза, инозит, мясомолочная кислота и др.

Экстрактивные вещества экстрагируются из костей и мясопродуктов в процессе варки бульона. На вкусовые качества бульона значительное влияние оказывает вытапливающийся при варке жир.

Костный бульон. Для приготовления костного бульона используют говяжьи кулаки трубчатых костей, грудные и крестцовые кости, позвонки; свиные и бараньи позвонки, грудные, тазовые, трубчатые и крестцовые кости.

Костная ткань содержит до 80 % сухого остатка, в том числе до 25 % белков, до 45 % минеральных веществ и жир. Эти цифры зависят от вида костей, возраста и упитанности животных: с повышением упитанности в костях увеличивается содержание жира и минеральных веществ и уменьшается количество влаги. В костях молодых животных содержится меньше жира и минеральных веществ и больше влаги, чем в костях взрослых животных той же упитанности.

Жир костей сосредоточен в костном мозге, более половины жирных кислот приходится в нем на долю олеиновой кислоты.

Основной белок костной ткани -- коллаген. Минеральные вещества костей состоят преимущественно из фосфора и карбонатов кальция.

При варке жир костной ткани плавится, коллаген распадается до водорастворимого желатина и вместе с минеральными веществами переходит в воду и формирует состав бульона. Количество веществ, перешедших в бульон зависти от степени измельчения костей и времени варки. Считается целесообразным измельчение костей на куски размером 5 -- 7 см, поскольку из более крупных костей меньше веществ переходит в бульон, а более мелкая кость слеживается на дне, затрудняя переход веществ в бульон.

При определении количества воды для варки определенного количества костей и продолжительности варки бульона следует иметь в виду, что переходящие в бульон вещества в ходе варки изменяются, причем эти изменения не всегда желательны. Например, при увеличении времени варки жир подвергается гидролизу и эмульгированию, в результате чего бульон приобретает салистый привкус. Поэтому продолжительность варки бульона из говяжьих костей определена в пределах 3,5 -- 4 ч.

С учетом длительности варки бульона и выкипания влаги получают бульон с высокими вкусовыми достоинствами, однако, при значительном выкипании влаги, хотя и увеличивается количество переходящих в бульон веществ, он приобретает выраженный салистый привкус.

Количество сухих веществ, переходящих в бульон при варке костей, составляет 3 -- 4 % к их массе. Количество сухих веществ уменьшается в два раза, если кости нарублены кусками около 20 см. и увеличится в полтора раза, если продолжительность варки бульона составит 6 ч. Почти 75 % сухих веществ бульона -- это желатин, минеральных и экстрактивных веществ по 6 -- 7%, эмульгированного жира 12 %.

Говяжьи кости молодняка, а также бараньи и свиные перед варкой рекомендуется обжаривать 20 -- 30 мин. при температуре 240 -- 250 ?C. При обжарке в результате распада белков и жира образуются вещества с ароматом и вкусом жаренного мяса, которые повышают качество бульона.

Подготовленные кости заливают холодной водой, а обжаренные кости -- горячей (70 -- 90 ?C) в соотношении 1:4, доводят до кипения и варят при слабом кипении, периодически снимая пену и жир. Бульон из говяжьих костей варят 3 -- 4 ч, из свиных и телячьих -- 2-3 ч. Для придания бульонам аромата в них кладут за 40 -- 60 мин. до конца варки нарезанные ароматические коренья, морковь и лук, поджаренные без жира до светло-коричневого цвета, а за 20 -- 30 мин. до конца варки вводят стебель сельдерея, укропа, петрушки.

Бульон из обжаренных костей содержит больше сухих веществ, белков, минеральных веществ и меньше жира, но более прозрачен и обладает лучшим вкусом.

Мясной бульон. Для приготовления мясного бульона используют говяжью лопаточную и подлопаточную части, грудинку, боковой и наружный куски тазобедренной части, а также покромку; бараньи грудинку, лопатку и окорок; свиные лопатку и грудинку. Чтобы мясо равномерно проваривалось и его удобно было нарезать на порции, масса кусков для варки обычно более 1,5 -- 2 кг. Продолжительность варки составляет 2 -- 2,5 часа.

Мясокостный бульон. Для варки мясокостного бульона кости промывают, измельчают, заливают холодной водой, доводят до кипения и далее варят при слабом кипении. За 2 -- 3 часа до готовности в бульон закладывают мясо, за 30 -- 40 мин -- петрушку (корень), нарезанные крупными кусочками и подпеченные лук репчатый и морковь, бульон солят.

Одновременно закладывать мясо и кости не рекомендуется, так как по достижении мясом готовности дальнейшая варка костей сопровождается разрушением части экстрактивных веществ, выделившихся из мяса, в результате чего качество бульона снижается.

Выделившиеся в процессе варки жир и пену на поверхности периодически удаляют.

Готовый бульон процеживают, мясо зачищают, нарезают кусками, заливают небольшим количеством бульона и доводят до кипения. При отпуске мясо кладут на тарелку с супом.

Бульон и мясо, которые хранились в холодильнике, перед реализацией разогревают. Бульон доводят до кипения, а мясо подогревают на небольшом количестве кипящего бульона.

Бульон из птицы. Для варки этого бульона используют кости, субпродукты (сердце, шеи, желудки, крылья, головы, ноги, кожу шеи) и целые тушки птицы. Кости рубят на мелкие куски, соединяют с субпродуктами, заливают холодной водой, доводят её до кипения и варят бульон при слабом кипении 1 -- 2 часа, снимая пену и жир. За 30 -40 мин. до окончания варки в бульон вводят петрушку и подпеченные лук и морковь. Тушки закладывают в бульон, исходя из расчета одновременной их готовности и окончания варки бульона. Готовый бульон процеживают. Птицу рубят на порции, прогревают в бульоне и при отпуске кладут в тарелку с супом.

Рыбный бульон. Для его варки используют рыбные пищевые отходы -- голову, плавники, кости, кожу, а также предназначенные для первых блюд тушки рыбы или порционные куски.

Пищевые отходы тщательно промывают, из голов удаляют жабры, из крупных голов удаляют и глаза. При необходимости крупные головы и кости разрубают на части. Мелкую рыбу потрошат и варят целиком, крупную нарезают кусками.

После закипания бульона с поверхности снимают пену. Для улучшения вкуса в бульон вводят белые коренья и лук репчатый. Продолжительность варки бульона из отходов рыб с костным скелетом около 1 часа. Бульон из голов осетровых рыб варят 1 -- 1,5 часа. Готовый бульон процеживают. Мякоть рыбы и хрящи измельчают, прогревают в кипящем бульоне и отпускают вместе с супом.

Концентрированные бульоны. Эти бульоны готовят из костей говядины и из костей говядины и свинины, куриного и мясного бульона с желатином, а также куриного костного бульона.

Для производства костных концентрированных бульонов измельченные кости обжаривают 30 мин при температуре 275 ?C и варят 5 ч, периодически снимая с поверхности жир и пену. За 30 -- 40 мин до окончания варки добавляют подпеченные лук и морковь. Готовые бульоны процеживают, охлаждают с закрытой крышкой до температуры 10 ?C в течение 2 ч. Срок хранения бульонов при температуре 4 -- 8 ?C -- 48 ч. При использовании бульонов для заправочных супов на 100 кг готового бульона берут 29 кг полуфабриката.

Для приготовления бульонов с желатином используют мясной и куриный бульоны, в которые добавляют желатин в количестве 0,8 и 1,0 % соответственно. Бульоны процеживают и охлаждают. Срок хранения куриного бульона при температуре 4 -- 8 ?C -- 24 ч, мясного -- 48 ч. Эти бульоны используют для приготовления заправочных супов и соусов.

Концентрированный куриный костный бульон готовят из куриных костей, крыльев и ножек, которые измельчают на куски 2 -- 4 см. Бульон варят в течение 5 ч, снимая поверхности пену и жир. За 30 -- 40 мин до окончания варки вводят подпеченные лук и морковь. Бульон процеживают, охлаждают до 10 ?C за 2 ч. Готовый бульон должен содержать не менее 2,5 % сухих веществ.

Срок хранения бульона при температуре 4 - 8 ?C 24 ч, его используют для приготовления супов и соусов.

Определение пищевой ценности супов, их процесс классификации. Главные правила приготовления бульонов. Технологические требования к подготовке полуфабрикатов для супов. Основные технологические приёмы приготовления горячих супов на бульонах и отварах.

  • посмотреть текст работы "Значение супов в питании человека"
  • скачать работу "Значение супов в питании человека" (лекция)

Подобные документы

Ассортимент и технологический процесс приготовления супов. Пищевая ценность и вкусовые качества бульона. Оформление и декорирование супов. Требования к качеству и безопасность сложных горячих блюд. Правила приготовления полуфабрикатов для производства суп

курсовая работа, добавлен 27.02.2020

Общая характеристика супов. Виды бульонов: мясокостный и рыбный, из домашней птицы, грибной. Технология приготовления супов. Правила варки супов. Классификация заправочных супов. Особенности приготовления борща, щи, рассольника, солянки мясной сборной.

презентация, добавлен 04.06.2020

Особенности приготовления и ассортимент холодных супов. Технология приготовления сладких супов, основой которых являются свежие, сушеные или консервированные плоды или ягоды. Требования к качеству супов. Принципы и правила подачи, сроки их реализации.

реферат, добавлен 18.05.2020

Технологический процесс приготовления и отпуска основных бульонов, супов и соусов. Овощи для приготовления заправочных супов. Щи из свежей капусты. Оценка качества готовой продукции. Рассольник ленинградский. Требование к качеству пюреобразных супов.

отчет по практике, добавлен 19.12.2016

Товароведная характеристика основного сырья. Организация процесса приготовления сложных горячих популярных супов народов России в горячем цехе. Расчет пищевой и энергетической ценности блюд. Главная особенность определения продажной стоимости супов.

статья, добавлен 25.02.2019

История русских национальных супов, особенности их кулинарной и тепловой обработки. Расчет энергетической пищевой ценности блюд. Технология приготовления национальных супов русской кухни. Организация технологического процесса приготовления солянки.

курсовая работа, добавлен 04.04.2016

Ассортимент и характеристика сырья, используемого для приготовления холодных супов. Технологический процесс приготовления не горячих блюд, презентация и оформление. Санитарно-гигиенические требования к процессу готовки. Определение продажной цены.

курсовая работа, добавлен 18.02.2015

Организация работы и микроклимат горячего цеха, его техническое оснащение. Требования к складским помещениям. Классификация, ассортимент супов пюре. Особенности технологии приготовления и современное оформление. Технико-технологические карты супов.

курсовая работа, добавлен 24.02.2016

Особенности приготовления и ассортимент пюреобразных супов. Характеристика главных требований к качеству. Рассмотрение правил подачи блюда и сроки его реализации. Приемы осветления бульонов и сущность данного процесса. Ассортимент молочных супов.

лекция, добавлен 29.01.2014

Пищевая ценность различных супов. Витамины, органические вещества, необходимые в небольших количествах в пищевом рационе. Кулинарная и тепловая обработка. Технологические процессы и схема приготовления заправочных супов: борщ, щи, рассольник, солянка.

курсовая работа, добавлен 07.01.2013

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • »

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам
  • Рубрики
  • По алфавиту
  • Закачать файл
  • Заказать работу
  • Вебмастеру
  • Продать
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • сколько стоит заказать работу?

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке.

Содержание.

Вероятно, трудно найти дру­гой народ, в питании которого супы играли бы такую важную роль, как у русских людей. На протяжении многих веков в на­шей стране формировались способы приготовления националь­ных жидких блюд. Русские щи, борщи, рассольники (кальи), уха, селянки, окрошки и бот­виньи обладают прекрасным вку­сом и высокой питательностью.

Известный ученый и кулинар Василий Левши н еще в 1795 г. писал, что "учреждение русско­го стола состоит в четырех по­дачах: 1) холодных яствах, 2) горячих или похлебках, 3) взва­рах и жареном, 4) в пирожном". По традиции супы подают перед вторым блюдом, которое И.П. Павлов называл "капитальным ," разделом обеда".

Супы своим вкусом и арома­том возбуждают аппетит, экс­трактивные вещества их жидкой части усиливают секрецию пи­щеварительных желез, способст­вуют усвоению основной части обeдa) Поэтому, обычай пода­вать суп перед вторым горячим блюдом представляется совер­шенно естественным, хотя, на­пример, обед узбека начинается с чая, во многих странах Восто­ка. суп подают в конце трапезы. Исключение из рациона супов может привести к желудочно-­кишечным заболеваниям.

Русские национальные супы не только служат "аппетитным средством", как их называл И.М. Сеченов, но и обладают высокой энергетической ценно­стью за счет присутствия в них таких компонентов, как мясо, рыба, крупа, бобовые и другие продукты. Не случайно, некогда в крестьянских семьях и в рабо­чих артелях обед состоял по су­ществу из одного только супа с хлебом'. Кстати, в прежние вре­мена ели супы и в ужин, и В, за­втрак, причем объем порции су­па составлял 550-650 г. Это объ­яснимо, так как энерготраты крестьянина и мастерового были очень велики и достигали 6000 ккал в сутки. Покрывали этот огромный расход энергии глав­ным образом за счет наиболее дешевого продукта - хлеба, большое количество которого в рационе (1-1,5 кг) и определяло потребность в обильно смачива­ющей его жидкости - супе .

Современные условия жизни и трудовой деятельности человека вдвое снизили его энерго­траты. Соответственно умень­шилось и потребление хлеба, а заодно отпала необходимость в большом количестве жидкости, ввиду чего объем порции супа уменьшился до 250-300 г.

Супы готовят на костном, мясном, рыбном, грибном бульонах, на овощных; фрукто­вых, крупяных отварах, на мо­локе, кефире, простокваше и квасе. В качестве гарнира к су­пам идут овощи, грибы, крупы, бобовые и макаронные изделия, рыба, мясо, птица и другие про­дукты.

Уже один только перечень су­повых блюд свидетельствует о больших возможностях каждой семьи разнообразить домашнее меню в течение недели или ме­сяца. В частности, рекомендует­ся включать в домашнее меню один раз в' неделю - бульон, два раза - супы с крупами и мака­ронными изделиями, а в осталь­ные дни желательно готовить овощные супы.

Русский обед немыслим без первого блюда - супа, щей, бор­ща. Эта национальная традиция идет от древних времен, когда первоначальным жидким блю­дом была похлебка, а слово "суп" появилось лишь в Пет­ровские времена. Похлебки, тю­ри, затирухи, саломаты, сливу­хи - все эти исконно русские кушанья готовили из самых раз­нообразных продуктов: чечеви­цы, репы, капусты, а в дальней­шем - картофеля, лука, различ­ных круп, добавляемых в по­хлебки. Одних только тюрь в крестьянских семьях готовили, по нескольку видов. Это блюдо, представляющее собой жидкую смесь из кваса (молока, воды) и ржаного хлеба, лука, зелени и постного масла, было чрезвы­чайно популярно.

Русская кухня славится свои­ми заправочными супами, кото­рые приготовляют на бульонах и отварах мяса, рыбы, грибов и овощей, богатых экстрактивны­ми веществами. Широко приме­няющиеся при изготовлении первых блюд квашеная капуста, квас и соленые огурцы, томат, лук, чеснок и корнеплоды обо­гащают супы кислотами, арома­тическими и пряными веществами, возбуждающими деятель­ность пищеварительных желез.

Мировую славу обрели основ­ные виды русских супов - щи, борщи, рассольники, селянки, уха, окрошки. Замечательна и заслуживает поддержки старин­ная традиция - подавать к су­пам крупяные и мучные изде­лия: гречневую кашу, расстегаи, пироги, ватрушки, крупеники, кулебяки и другие богатые крахмалом изделия. Они повы­шают питательность супов и до­полняют их состав.

Издавна супы на Руси варили в горшках, а позднее в чугун­ках. Ели их деревянными лож­ками (чтобы не обжигать губы).

Затруднительно точно оп ре­делить ту эпоху, когда впервые в рацион питания человека вошли супы. Во всяком случае в древнейшей кулинарной книге, написанной в Китае 4700 лет тому назад, уже один из разде­лов посвящен супам.

Недостаток научной инфор­мации с успехом восполняют мифы и легенды. Так, настен­ные иероглифы в одном из еги­петских храмов (третье тысяче­летие до нашей эры) рассказы вают, как один из рабов фарао­на украл курицу и, не зная на что употребить ее, сварил в ки­пящей воде. Воришка был пой­ман на месте преступления VI и доставлен к подножию трона владыки вместе с вещественным доказательством своего проступ­ка. Фараон, однако, так был по­ражен вкусом и запахом кури­ного бульона (до этого египтяне не умели его варить), что вели­кодушно простил раба и сделал его своим главным поваром. Надпись на стене храма Осири­са в Мефесе донесла до нас имя незадачливого "изобретателя" куриного бульона - Менес.

Крепкие бульоны полезны всем здоровым людям, посколь­ку способствуют восстановле­нию сил. Об этом уже знали в Древней Греции. Перед олим­пийскими играми их участники приносили в жертву Зевсу козу и теленка, варили из их мяса крепчайший бульон, а затем пи­ли его перед соревнованиями.

Безусловно, супы появились 'значительно позже жареных блюд, поскольку искусством варки люди овладели только по­сле изобретения гончарной по­суды. Первоначально это были примитивные отвары, но посте­пенно они превратились в слож­ные кулинарные композиции, состоящие из самых разнообраз­ных продуктов.

Суп настолько прочно вошел в состав пищи, что уже в конце ХVIII в. потребовалось создание всевозможных консервирован­ных супов. В 1763 г. М.В. Ломо­носов для снабжения намечав­шейся тогда полярной экспеди­ции заказал провиантским .ве­домствам "изготовить сушеного супа со специями и без специй полтора пуда".

За изобретение способа кон­сервирования разных продуктов, в том числе и бульонов, париж­ский аптекарь Никола Франсуа Аппер в 1809 г. удостоился зва­ния "Благодетель' человечества".

- В России этой проблемой за­нимались ученые Д.И. Менделе­ев и В.Н. Каразин. Впервые вы­рабатывать сухие бульоны для широкого потребления стали. фабрики купца Кадыкова в Новгородской губернии. Любо­пытно, что еще в 1812 г. отец Анны Керн Петр Полторацкий организовал для снабжения рус­ской армии производство кон­сервированного бульона. Жаль только, что обоз с этим ценным продуктом, направлявшимся в русское. войско, захватили французы.

В Англии промышленным производством консервирован­ных супов занимаются с начала XIX в., а в США - с 1847 г. и теперь их производство достига­ет трех миллиардов банок в год. В нашей стране получило рас­пространение другое направле­ние - выпуск сухих супов суб­лимационной сушки.

С древнейших времен овощи и плоды применяют в пищу и исполь­зуют как диетическое и лечебное средство. Овощи и плоды сильно возбуждают деятельность пищеварительных желез и печен.и. При употреблении овощей и плодов с мясом, яйцам и, рыбой, тво­рогом и другой белковой пищей почти вдвое увеличивается от­деление желудочного сока .и лучше усваивается белок.

Пищевая ценность овощей и плодов определяется в основном содержанием в них углеводов, органических кислот, азотистых и дубильных веществ. Исключительно важное значение в питании имеют овощи и плоды как· ИСТОЧНИК витаминов, таких, как С, Р и провитамин А. Вместе с овощами и плодами организм человека получает основную массу солей щелочных металлов, которые играют важную роль в поддержании щелочно-кислотного рав­новесия в крови и тканях 'человека. Овощи и плоды обладают многими лечебными свойствами: черника и груша оказывают за­крепляющее, а слива -- послабляющее действие на кишечник; малина используется для лечения простудных заболеваний; в последнее время установлено, что овощи и плоды способствуют защите организма от радиационного поражения, а сок капусты может использоваться для лечения извечной болезни.

В настоящее время в организации рационального питания и при .печении многих болезней большое значение придается пищевым волокнам, которые являются структурными соедине­ниями, образующими оболочки растительных клеток. Благодаря содержанию в плодах и овощах клетчатки, гемицеллюлоз, пекти­новых веществ, лигнина и др. Они являются для организма важ­ным и богатым источником пищевых волокон.

Химический состав овощей и плодов разнообразен и зависит от их вида, сорта, зрелости, сроков уборки, способов хранения и других факторов.

В ходе 1 части урока рассматривается значение первых блюд в питании человека. Во второй части урока учащиеся знакомятся с видами и способами приготовления рыбных блюд.

Цель урока: сформировать теоретические и практические знания и умений по теме

  1. Обучающая: познакомить со значение первых блюд и их приготовлением из рыбных продуктов
  2. Коррекционно-развивающая: развивать умение в приготовлении первых блюд;
  3. Воспитывающая: воспитывать добросовестное отношение к выполнению работы.

Читайте также: