Можно есть мусульманам суп

Коран указывает на запрет употребления крови, мяса животных, которые умерли своей смертью, были забиты не с именем Бога и нечистых животных: свинины, хищников, всеядных животных и т. д.

Почему же мусульмане не едят свинину? Вообще, в исламе нет конкретных объяснений. Так велено Всевышним ещё задолго до появления пророка Мухаммада. По сути, мясо свинины не ели и до появления христиан. Да и первым христианам, последователям Исы, то есть Иисуса, свинина была запрещена.

Современные же исследователи нашли вполне логическое объяснение тому, что свинину кушать ну совсем не желательно. Животное это действительно не самое чистое. Может питаться собственными отходами, может и человечиной полакомиться, и собственными поросятами. Но самое главное, в мясе свинины довольно часто находят всяких паразитов, вроде цепня или трихина. Свиньи могут являться переносчиком гепатита Е, так же в мясе содержится мочевая кислота, которая накапливается в организме и в итоге способна вызвать артроз, артрит, подагру. В общем, сомнительное удовольствие, эта свинина.

Итак, переходим к основному вопросу – в каких случаях свинина разрешена мусульманам?

Свинина мусульманам разрешена в том случае, когда никакой другой еды на горизонте нет. Например, во время войны, либо в плену, либо при массовом голоде. Одним словом, в какой-то такой ситуации, когда речь идет о сохранении жизни . Об этом напрямую говорится в Коране, в первой же главе — суре «Бакара».

Поделись данной статьей с друзьями, а также прочитай мою статью о том, как девушкам-мусульманкам проще всего попасть в рай.


Вопрос: Ассаляму алейкум! Можно ли есть блюдо которые готовить немусульманка? Моя свекровь не мусульманка и она нам готовит пищу, я её не хочу огорчать и к тому же сама не очень умею готовить. Мы с мужем кушаем то, что она готовит. Заранее ДжазакаЛлаху хайран Вам! (Таджикистан, Душанбе)

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!


последние Фетвы

  • Можно ли продавать туры с посещением церквей?
  • Разрешено ли покидать Мину после захода солнца на 13-й день зуль-хиджи?
  • Дозволено ли совершать праздничный намаз дома?
  • Какие блюда для ифтара и сухура можно приготовить в соответствии с сунной?
  • Являются ли натуральные и искусственные ароматизаторы ванили халяльными?

Словарь

Маит - умерший

Статьи

  • Усердие после Рамадана: 5 советов для сохранения темпа
  • Итикаф женщин в вопросах и ответах
  • Итикаф в условиях пандемии
  • Я просто открыла Коран
  • Кааба

Биографии

Знания и элементы духовности, оставленные муршидом-алямом, хазратом, мауланой, пиром (шейхом) Гулямом Хабибом Накшбанди (рахматуллахи алейхи).Самым высоким статусом. Подробнее →

Книги


190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим.

  • Обращение перед рамаданом 1439 г. х. (2018 г.)
  • Последние десять дней рамадана
  • Книги Askimam.ru в Озоне, Литресе, Амазоне и Гугле
  • Поздравление с Ураза-байрамом 1435 (2014) г.
  • Поздравление с Ураза-байрамом 1434 (2013) г.


О проекте

Askimam.ru – современный сайт, содержащий большое количество достоверной информации по Исламу, основанной на учении Ахлюс-Сунна-уаль-Джамаат. На данном сайте содержатся статьи, рассматривающие различные вопросы с точки зрения Ислама, размещены обучающие исламские книги, освещаются события исламской истории, приводятся биографии, исламские постеры, имеется большой исламский словарь. Подробнее →

Использование материалов

Распространение материалов сайта допускается при соблюдении следующих условий.
Необходимо указать автора материала и ссылку на данный ресурс (гиперссылку).
Не разрешено использовать этот материал в коммерческих целях.
Не разрешается распространять измененный материал.

Содержание статьи:

Догматы, обряды и пищевые предписания ислама формировались на протяжении 1400 лет.

Ключевым понятием у мусульман, которое относится и к продуктам питания, является «дозволенность», то есть верующему допустимо употреблять любую пищу, которая не запрещена Священным писанием (Кораном), жизнеописанием Пророка Сунна и другими общепризнанными мусульманскими суждениями.

Чего нельзя есть мусульманам – запрещенные продукты в исламе

Запрет на пищевые продукты в исламе включен в понятие «харам» (араб. – запретное).

  • Свинина и мясо осла – эти животные считаются «грязными», «нечистыми» для мусульман.
  • Кровь животных и птиц.
  • Мертвечина – животные, умершие от пожара, утопления, поражения электрическим током, а также растерзанные хищником.
  • Мясо животного, которое заколото не по правилам шариата – окровавленное животное, либо убитое без упоминания имени Аллаха.
  • Мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением.
  • Внутренние органы животных – почки, сердце, селезенка и другие.
  • Мясо хищных птиц – сокола, коршуна.
  • Мясо рептилий – змей, жаб.
  • Рыба, которая лишена чешуи – осетровые, угорь и другие.
  • Мясо, к которому прикоснулся иноверец.
  • Спиртные напитки.


Употребление запретной пищи мусульманином не считается грехом в случае использования продуктов во время нужды (голод, жажда, болезнь или смерть), если нет возможности питаться допустимыми исламом продуктами.

Верующий может поесть немного запретной еды для поддержания своего здоровья и самочувствия, пока не найдет возможность отведать разрешенные продукты.

Разрешенные продукты и блюда в рационе мусульман

Дозволенные к употреблению продукты и блюда мусульмане объединили в категорию «халяль».

На мусульманском языке в категорию «халяль» входит пища, которая:

  1. Не запрещена Кораном.
  2. Не определена мусульманскими догмами как нежелательная.
  3. Не находится в области сомнительной пищи.

  • Яйца, молочные продукты, выпечка, пряности мусульманам разрешены в любое время, кроме поста.
  • Густой суп – любимое блюдо исповедующих ислам. После трудового дня в каждой семье принято подавать на стол горячий сытный суп. Для улучшения вкусовых качеств первого блюда мусульмане добавляют в него различные пряности – перец (черный, красный, белый, душистый), шафран, тмин, гвоздику, корицу, имбирь, лавровый лист, мускатный орех.
  • Излюбленное для правоверного мусульманина, правильно забитое и приготовленное мясо – это баранина, говядина и конина. Его они едят с удовольствием. Мусульманам разрешается употреблять в пищу животных, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь из зверя. А вот кровь в пищу употреблять нельзя.
  • Верующие в ислам считают свое питание здоровым и правильным, так как оно одобрено самим Аллахом.

Отступление от религиозных канонов в питании

Исламская этика выделяет переходную зону между дозволенными и запрещенными поступками, действиями, пищевыми предписаниями. Эта категория называется «макрух».

Однако не нужно возводить данную степень продуктов в группу дозволенных. Пища, которая входит в категорию «макрух», прямо не запрещена ясными Кораническими стихами или Сунной, поэтому употребление продуктов из этой группы не влечет за собой нарушение религиозных пищевых предписаний. Но и вкушать эту пищу добровольно нежелательно, дабы не разгневать Аллаха.

Рассмотрим несколько примеров.

Как мы подчеркивали выше, к запрещенным продуктам в исламе относится мясо жертвенного животного, которое осталось после трапезы жертвоприношения. Однако мусульмане в Тунисе готовят особенное блюдо – сухую баранину («кадид»). Готовится оно из правой лопатки барана, в том числе и забитого во время жертвоприношения, которого режут на Праздник разговения (Ураза-байрам). Мясо солят, посыпают специями и оставляют сушиться. Готовый продукт едят только через три недели в день Нового года, который является народным праздником.

Арабы, закоренелые почитатели ислама, тоже иногда отступают от пищевых предписаний религии. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. К примеру, бараньи почки – их любимое блюдо, которым принято угощать гостей.

Меню в пост


Выполнение пищевых предписаний ислама является одной из главных задач в соблюдении религиозных традиций мусульман, чье питание строго регулируется общепризнанными канонами.

Преднамеренное нарушение пищевых запретов Шариата считается грехом и осуждается другими верующими. А отказ от пищи и питья во время поста очищает не только организм, но и одухотворяет постящегося на благие дела.

Что за бред про недоеденное мясо и то, что к нему прикасается иноверец? Не вводите людей в заблуждение!! Такое мясо дозволено, более того скажу: даже мясо, которое заколол человек другой религии, но по правилам ислама, будет считаться дозволенным!

Я служил в армии и у нас в роте было несколько мусульман. Поэтому немного знаю о том, что им возбраняется. Например свинину они не едят, даже если голодны. Это мы сами проверяли. И спиртное не пьют. Встречаются конечно и у них странности, например практически не едят никакую рыбу, даже пирожки с ливером не ели. У них есть твердые убеждения, за это их уважали..

Добавить комментарий Отменить ответ

* Нажимая кнопку "Отправить комментарий" вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и пользовательским соглашением.

  • Аллергикам
  • Беременным и кормящим
  • Вегетарианство
  • Детское питание
  • Для диабетиков
  • Кухни мира
  • Помощники похудения
  • Правильное питание
  • Религиозное питание
  • Спортивное питание
  • Личный опыт
  • Контакты

© 2012-2020 SpecialFood.ru ООО "Интернет издания". Главный редактор: Елена Белоконова. Адрес электронной почты редакции: info@specialfood.ru, телефон редакции: +7(911) 761-00-27. Для детей старше 16+ лет. Будьте благоразумны и всегда консультируйтесь с соответствующим врачом!

Права на фото, аудио и видеоматериалы принадлежат их авторам.

Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).

Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.

Потом в период становления ислама этот обычай был освящен пророком Мухаммедом: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, - все это запрещено. ».

И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.

Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином. Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.

Ислам настоятельно рекомендует при сервировке стола обращать внимание на 3 основных качества: чистоту, аккуратность и умеренность. Последнее относится главным образом к количеству блюд и используемых для их приготовления продуктов. Кроме того, сервировать стол желательно красиво, но не за счет больших энергетических, временных и материальных затрат, поскольку еда для мусульманина - не самоцель, а жизненная необходимость. С этим связан запрет на использование посуды из золота и серебра.

Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.

Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).

Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.

Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).

Перёд тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).

До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.

По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.

Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».

Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.

Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать.

Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, бог урежет пищу.
К хлебу мусульмане относятся с большим уважением. Если вдруг кусок хлеба упадет на землю, то его надо обязательно поднять и положить в такое место, где его найдет и съест животное или птица. Даже крошки, нечаянно выпавшие изо рта во время еды, надо аккуратно подобрать и положить обратно в рот - это принесет счастье. А выбросить крошки - значит выказать свою гордость и неуважением к присутствующим.

Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).

Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.

Нельзя пить воду из горлышка бутылки или кувшина. Пиалу, бокал или любой другой сосуд для питья следует держать правой рукой. Неприлично пить воду залпом, шумно втягивая ее в себя. Правильно пить ее в 3 приема: 1-й раз сделать 1 глоток, 2-й раз - 3, 3-й раз - 5, всякий раз отрываясь от края сосуда. Однако если количество приемов будет больше или меньше, количество глотков обязательно должно быть нечетным. Перед тем как сделать первый глоток, надо сказать: «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), а после последнего: «Альхамду лиллах» (Слава Аллаху).

Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.

И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.

Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.

Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.

Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.

Особое внимание шариатом уделяется совместимости продуктов. Например, нельзя после рыбы пить молоко и наоборот. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое - от свежего. Запрещено употреблять подряд 2 горячих (или возбуждающих), 2 холодных (или охлаждающих), 2 мягких (или нежных) либо 2 твердых (или грубых) блюда. Это ограничение относится и к напиткам. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих, 2 послабляющих блюда или 1 закрепляющее и 1 послабляющее. Однако на фрукты последнее ограничение не распространяется.

После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено. Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

Уважение к пище мусульманин должен показывать самой позой, которую он принимает за столом (или у скатерти - про стол и стулья в шариате ничего не сказано). Нельзя есть лежа, на спине или на животе, а также принимать пищу стоя или на ходу. Во время еды следует сидеть прямо, не опираясь ни на подушку, ни на свою руку.

Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени. Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.

Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».

Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме. Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.

Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.

После того как стол накрыт, хозяин приглашает гостя начать трапезу. Однако первым протянуть руку к еде должен хозяин. А вот руки после еды первым вытирает гость, и только после него - хозяин. Назойливое угощение гостя шариатом не приветствуется - достаточно повторить приглашение 3 раза.

За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился. Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью». Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу. Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.

Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки. Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения. Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.

Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить. Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих. Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему». Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.

Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.

Можно ли есть мясные блюда в любимой ресторанной сети, например, в Макдональдсе или в KFC? А как насчет куриных тушек из супермаркета без маркировки «халяль»? Отсутствие должного количества халяльной еды в кафе, ресторанах, магазинах породило заведомо ложное представление о нехаляльной мясной продукции. Коран и Сунну некоторые начали трактовать излишне вольно. Появились люди, которые употребляют обычное мясо или любое мясное блюдо, ограничиваясь произнесением слов «бисмилля» («с именем Бога») перед едой. Некоторые приводят фетвы о том, что якобы если поблизости нет халяльной еды, то можно довольствоваться общедоступной, сказав перед приемом пищи «бисмилля». Кто-то говорит, что он, живя в России, Америке или Европе, ест мясо христиан, которые относятся к людям Писания.

Анализ аятов, достоверных хадисов и мнение авторитетных богословов убедительно доказывает ошибочность такого поведения.

Что нельзя есть по Корану и Сунне?

В Священном Коране Господь миров установил ряд ограничений относительно пищи, среди которых — запрет на употребление мяса животного, заколотого без упоминания имени Творца[1].

«И ешьте [из мясных продуктов] то, над чем упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа)[2] [при заклании], если вы уверовали в Его знамения. Не ешьте [из мясных продуктов] то, над чем не было упомянуто имя Аллаха (Бога, Господа) [при заклании]. Это [употребление нехахяльного мяса] — уклонение от заповеди [грешно пред Господом]» (см. Св. Коран, 6:118, 121).

В аяте имеется в виду именно обряд заклания, во время которого необходимо упомянуть имя Аллаха (Бога, Господа), а не повседневный прием пищи.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Вы можете употреблять в пищу мясо животного, кровь которого пущена с упоминанием имени Аллаха (Бога, Господа)»[3].

Мясо с точки зрения мусульманской традиции становится халяльным (дозволенным Богом) при наличии двух условий: (1) перерезание основных шейных артерий с выходом большей части крови животного и (2) произнесение имени Творца.

До Ислама у арабов жертвоприношение было одним из обрядов поклонения идолам. С началом распространения Ислама пророком Мухаммадом, наряду с другими языческими обычаями, было запрещено и упоминать при заклании животного какое-либо имя, помимо имени Всевышнего.

Что касается людей Писания, христиан и иудеев, то они, в основном сохраняя приверженность Единобожию, остаются наиболее близкими к мусульманам в религиозном отношении. Ввиду появления в их практике признаков и элементов многобожия, некоторые мусульмане стали причислять их к язычникам. Это ошибочно. В Коране они неоднократно упоминаются в одной строке вместе с язычниками и безбожниками, но при этом выделяются как «люди Писания» отдельным упоминанием. Бог знает, что и тогда, во времена пророка Мухаммада, и сегодня, и до Конца Света у них будут заблуждения в вопросах веры, и все же они определены в заключительном Писании, Коране, как особая группа верующих.

Кого считать людьми Писания?

Тех, кто относит себя к христианам или иудеям.

Господь миров касательно пищи людей Писания четко говорит в Коране:

«[Отныне] стало разрешенным для вас [употреблять в пищу] все хорошее [приятное с точки зрения здорового общечеловеческого восприятия]. Также разрешена для вас [мусульмане] пища[4] людей Писания [иудеев и христиан], а ваша пища разрешена для них» (см. Св. Коран, 5:5).

Многие авторитетные ученые передают слова Ибн ‘Аббаса, согласно которым, под упомянутым в аяте словом «пища» подразумевается мясо животных, принесенных в жертву людьми Писания[5].

Все сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), а также исламские ученые первого поколения после Пророка были едины во мнении о разрешенности мяса, употребляемого христианами и иудеями[6].

Известно, что пророк Мухаммад не отказался от блюда из баранины, которым его угостила женщина-иудейка[7].

Также сподвижники Пророка, отправившиеся в Сирию, употребляли в пищу мясо, которым питались тамошние христиане, не видя в этом ничего предосудительного.

Ни один из богословов и исследователей не привел из жизни Пророка или его сподвижников ни одного примера, противоречащего вышесказанному, кроме случая с племенем бану таглиб[8]. Это племя, хотя и относило себя к христианам, было совершенно незнакомо с христианским учением и не соблюдало никаких религиозных заповедей. Имам ‘Али говорил о запрете на употребление приготовленного представителями этого племени мяса и о запрете женитьбы на женщинах из этого племени, аргументируя свое мнение тем, что, по сути, это племя продолжает пребывать в язычестве: не выполняет того, что обязательно у христиан, и не сторонится того, что запретно у них[9].

Отмечу, что большинство сегодняшних христиан таковы (подобны племени бану таглиб), поэтому их мясо, и в первую очередь магазинное, не дозволено для употребления. Таково мое, и не только мое, мнение. Мясники, совершающие забой, могут считать себя христианами, но зачастую ничего о Христианстве не знают и его не практикуют. Главное же то, что у современных христиан (всех направлений и течений) потерян ритуал заклания животного, в отличие от иудеев, которые очень трепетно и внимательно к этому относятся.

Если также принять во внимание тот факт, что в условиях современного светского государства разнообразные технологические способы забоя скота не учитывают религиозных канонов, отсутствует контроль за этим процессом со стороны религиозных общин (мусульманских, христианских, иудейских), то, безусловно, мусульманам недопустимо употреблять в пищу мясные продукты, продаваемые в магазинах и предлагаемые в заведениях общественного питания (ресторане, кафе), кроме тех случаев, когда устно или письменно оговаривается, что мясо соответствует иудейским (кошерное) или мусульманским (халяльное) каноническим требованиям.

В заключение стоит отметить, что в любой ситуации, когда есть выбор, верующий должен отказываться от употребления нехаляльных мясных продуктов. Если нет маркировки или заявления о том, что еда халяльная или кошерная, то она таковой от слова «бисмилля» не становится. К тому же при отсутствии в том или ином городе, регионе кошерного или халяльного мяса всегда можно заменить его рыбой[10], растительной белковой пищей или бобовыми. Покупая еду в ресторане или кафе, вы всегда можете выбрать немясные блюда (рыбные или вегетарианские).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Священном Коране, последнем Божественном Откровении, Господь подтвердил ниспосланные Им ранее пророкам заповеди относительно ограничений в пище. Тора содержит упоминания о подобных запретах. В Коране это приняло окончательную форму до Конца Света.

[2] Слово «Бог» на разных языках звучит по-разному, но главное не в этом. С точки зрения Ислама главное — это единственность Творца, неограниченность временем и пространством, трансцендентность, несравнимость с чем-либо мирским.

На арабском языке слово «Бог» звучит как «Аллах» и состоит из двух частей — определенного артикля «аль» и слова «иляхь» (бог, божество), что дословно переводится как «определенный Бог». Говоря на арабском «Аллах», любой мусульманин подразумевает Единого и Единственного Творца. Выделяют 99 имен Всевышнего, каждое из которых раскрывает отдельные качества и характеристики Господа. Эти имена-характеристики упоминаются в Коране и в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).

[3] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1770, хадис № 5498; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 777–784, хадис № 5498 и пояснение к нему.

Животное, мясо которого предполагается использовать в пищу, может быть заколото любым человеком, независимо от его национальной принадлежности или вероисповедания. Немусульманин так же, как и мусульманин, во время перерезания основных шейных артерий животного обязан произнести слова «бисмил-ля, аллаху акбар».

[4] Все богословы Ислама согласны (иджма‘), что в данном аяте под словом «пища» подразумевается именно мясо животных, ибо растительная и иная пища изначально не подпадает под коранический запрет. Исключением являются только шиитские богословы, считающие, что в аяте подразумеваются зерновые из-за их наиболее частого употребления. Мнение последних не нарушает общего согласия (иджма‘) ввиду недостаточной аргументированности. См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 17. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230.

[5] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 319.

[6] Там же. С. 236; аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 230; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 311.

[7] См.: аль-Кясани А. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. Т. 6. С. 231; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.

[8] См.: Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 323.

[9] См.: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 17. С. 237; Аль-ма‘хад аль-мялики ли ад-дирасат аль-‘ильмийя. Ан-насара фи аль-кур’ан ва ат-тафасир. С. 299, 323.

[10] Согласно мусульманским канонам, рыба не является мясом, и поэтому на нее правила относительно халяльности не распространяются.

Когда у пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о пригодности морской воды для совершения ею омовения, он ответил: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть постоянно обитает в нем], — халяльно [разрешено для употребления в пищу]». Хадис от Абу Хурайры. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69.

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима описывается случай, когда сподвижники Пророка, совершая долгий путь, увидели тело мертвого кашалота, выброшенное на берег. Они питались мясом этого кашалота на протяжении одного месяца. Когда сподвижники вернулись в Медину и рассказали о произошедшем, пророк Мухаммад поинтересовался: «У вас осталось немного этого мяса, для того чтобы угостить нас?» Сподвижники ответили утвердительно и угостили Пророка. См.: аз-Зайля‘и Д. Насбу ар-рая ли ахадис аль-хидая. Т. 4. С. 204.

Запрет на употребление обитателей моря может касаться только случаев, когда началось гниение продукта и отравление им очевидно. Считаю верным мнение, что все, постоянно живущее в воде и съедобное, является разрешенным (халяль).


Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.

Разрешенные продукты халяль, харам и макрух

В центре пищевых предписаний мусульман находится понятие «дозволенности» продуктов питания: еда, которая не относится к перечню запрещенных Кораном и Сунной Пророка Мухаммада ﷺ продуктов питания, является дозволенной для мусульманина - "халяль" и может употребляться в пищу. К этой категории относится та пища, которая не запрещена в Священном Коране, не подпадает под категорию нежелательной с точки зрения мусульманских догматов, а также не является сомнительной пищей. Такие продукты, как яйца, выпечка, молочные продукты, а также пряности, мусульманин может есть в любое время, если это не период поста.

Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».

Макрух – это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.

Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?

Перечислены случаи, когда мусульманину разрешается есть запретную пищу, и это не будет для него грехом: это возможно в обстоятельствах особой нужды, если мусульманину угрожает голод, смерть, жажда или болезнь, а также в тех случаях, если возможности кушать в пищу дозволенные продукты у мусульманина нет. Чтобы поддержать здоровье и жизнеспособность, верующий мусульманин может поесть немного еды, относящейся к разряду запретной или харам, но только пока у него не появится возможность есть дозволенные продукты.

Исламская мораль в питании

Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.

Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.

Запрещенные продукты питания в исламе


Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:

  • свинина и никакие ее компоненты как отдельно, так и в виде пищевых добавок;
  • мясо осла и мула;
  • кровь птиц и животных - запрещено употреблять в пищу кровь животных, которая самопроизвольно вылилась, когда животному были перерезаны шейные артерии, но не является запретной та кровь, которая осталась в теле животного после того, как оно было убито с соблюдением всех мусульманских религиозных предписаний;
  • мертвечина;
  • мясо тех животных, которые умерли в результате нападения хищника, утопления, пожара или удара током;
  • мясо, для получения которого животное было убито без соблюдения правил шариата;
  • мясо жертвенного животного и то что осталось от ритуала жертвоприношения на языческих жертвенниках;
  • мясо хищных птиц, таких, как коршун и сокол;
  • мясо хищников: тигры, волки, львы;
  • мясо собак и кошек;
  • мясо жаб или змей, а также любых рептилий;
  • к этому же списку относятся и спиртные напитки.

Какое мясо едят мусульмане

Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.

По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.

В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.

Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.

Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.

Традиция забоя животного

Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.

Почему мусульмане не едят свинину?


Запрет на употребление мусульманам в пищу свинины - на эту тему часто возникают вопросы о том, почему появился такой запрет и чем он объясняется. Версий, объясняющих этот запрет, много, но основной из них следует считать тот факт, что Священная Книга Коран дает прямой запрет на употребление свинины в пищу. Указывается ряд причин для такого запрета, главной из которых является страх навлечь на себя Божий гнев, поскольку словами Всевышнего в Священной Книге Коран прямо сказано несколько раз: «…свинья скверна и нечиста…», «…запрет на мертвечину и мясо свиней…».

Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую – более похожи лишь структура тела обезьяны.

Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм – свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.

Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.

Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина – жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.

Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных

У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.

Ханафитский мазхаб

Ханафитский мазхаб сформулировал свои принципы питания мусульман, которые были изложены в классических трудах в области ханафитского фикха - «Раддуль-Мухтар», «Бадаис-Санаи» и «Аль-Фатавауль-Хиндия».

По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.

Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.

Шафиитский мазхаб

Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.

Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.

Маликитский мазхаб

Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.

Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.

Ханбалитский мазхаб

Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.

Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.

Даем возможность каждому жертвовать на образование! Пожертвовать Закят

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Самое главное правило, относящееся к приготовлению и приему пищи у мусульман, заключается в соблюдении пищевых запретов, налагаемых исламом. И хотя в современном мире они стали менее строгими, большинство верующих придерживается их и старается употреблять в пищу только разрешенные продукты (халял).

Эти запреты связаны еще с доисламскими традициями, когда древние арабы, убивая животное, быстро перерезали ему горло и сливали кровь, спеша при этом произнести имя своего божества.

Потом в период становления ислама этот обычай был освящен пророком Мухаммедом: «Мертвые животные, кровь, мясо свиньи, а также те животные, что были убиты без упоминания имени Аллаха, - все это запрещено. ».

И лишь одно оправдание есть у мусульманина, принявшего в пищу запрещенный продукт, если сделал он это не намеренно, а по принуждению.

Кроме того, мусульманин может есть мясо только в том случае, если животное было забито правоверным, то есть мусульманином. Итак, мясо животных, забитых не по исламскому закону, свинина, алкоголь, змеи, лягушки, а также сладости, приготовленные с добавлением алкоголя, и блюда, содержащие желатин из соединительных тканей свиньи, являются харамом и не могут быть употреблены в пищу.

Ислам настоятельно рекомендует при сервировке стола обращать внимание на 3 основных качества: чистоту, аккуратность и умеренность. Последнее относится главным образом к количеству блюд и используемых для их приготовления продуктов. Кроме того, сервировать стол желательно красиво, но не за счет больших энергетических, временных и материальных затрат, поскольку еда для мусульманина - не самоцель, а жизненная необходимость. С этим связан запрет на использование посуды из золота и серебра.

Если при сервировке стола используется посуда, которая принадлежит не мусульманам, ее необходимо хорошо помыть.

Прежде чем приступить к еде, мусульмане, причем все без исключения сидящие за столом, сначала произносят: «Бисмиллях Ал-Рахмани Ал-Рахим» (Во имя Аллаха, милостивого и милосердного), а затем: «Аллахума барик лана фима разактана ва кина адхаб ал нар» (О, Аллах! Благо твоя пища и защити нас от дьявола).

Имя бога («Бисмиллях») произносится перед каждой переменой блюд.

Если кто-то по забывчивости не упомянул имя Аллаха в начале трапезы, то в ее конце он должен сказать следующее: «Бисмилляхи ва ахириху» (С именем Аллаха начинаю и заканчиваю).

Перёд тем как встать из-за стола, мусульмане благодарят Аллаха за пищу словами: «Альхамдулиллахи лази ат амана ва сакана ва джа алана муслимин» (Благодарение Аллаху, который послал нам пищу, питье и сделал нас мусульманами).

До и после еды полагается мыть руки. Причем делается это не в специально предназначенной для этого комнате, а прямо за столом. Сын или дочь хозяина дома, не достигшие совершеннолетия, подносят гостям по очереди тазик и льют им на руки воду из кувшина, после чего гости вытирают руки полотенцем. Особо почетным гостям воду приносит сам хозяин.

По этикету первым моет руки самый уважаемый гость, затем гость, сидящий от него справа и т. д. После еды первым споласкивает руки гость, который до еды сделал это последним.

Мусульманская трапеза начинается и заканчивается щепоткой соли. Перед тем как отведать первое блюдо, надо взять соль и сказать: «Во имя Аллаха, милостивого и милосердного».

Брать пищу полагается только правой рукой (левая предназначена для гигиенических целей) и только тремя пальцами. В шариате ничего не сказано про столовые приборы, поэтому под влиянием Запада они стали широко использоваться и в мусульманском мире. Однако держать их полагается тоже только в правой руке.

Хлеб на Востоке считается священным, на нем дают клятву, поэтому на стол его подают первым. Есть его надо начинать сразу же, не спеша, не дожидаясь других блюд. Хлеб берут двумя руками и ломают, причем делает это, как правило, хозяин дома. Резать его ножом не рекомендуется по 2 причинам. Во-первых, на Востоке его пекут в виде лаваша или лепешек, которые удобнее ломать, чем резать.

Во-вторых, бытует поверье, что у того, кто режет хлеб ножом, бог урежет пищу.
К хлебу мусульмане относятся с большим уважением. Если вдруг кусок хлеба упадет на землю, то его надо обязательно поднять и положить в такое место, где его найдет и съест животное или птица. Даже крошки, нечаянно выпавшие изо рта во время еды, надо аккуратно подобрать и положить обратно в рот - это принесет счастье. А выбросить крошки - значит выказать свою гордость и неуважением к присутствующим.

Лепешек на стол кладут ровно столько, сколько за ним сидит едоков. И следующую лепешку ломают только после того, как была съедена предыдущая. В противном случае это была бы неоправданная трата, грех (исраф).

Очень четкие рекомендации дает ислам в отношении питья воды, чая, кофе и других напитков. Воду рекомендуется пить сидя. Исключение из этого правила делается только в двух случаях. Во-первых, стоя пьют воду из источника Зам-Зам во время Хаджа. Во-вторых, стоя можно выпить воду из кувшина, оставшуюся после омовения, но только в том случае, если человек очень захочет пить.

Нельзя пить воду из горлышка бутылки или кувшина. Пиалу, бокал или любой другой сосуд для питья следует держать правой рукой. Неприлично пить воду залпом, шумно втягивая ее в себя. Правильно пить ее в 3 приема: 1-й раз сделать 1 глоток, 2-й раз - 3, 3-й раз - 5, всякий раз отрываясь от края сосуда. Однако если количество приемов будет больше или меньше, количество глотков обязательно должно быть нечетным. Перед тем как сделать первый глоток, надо сказать: «Бисмиллях» (Во имя Аллаха), а после последнего: «Альхамду лиллах» (Слава Аллаху).

Воду или прохладительный напиток рекомендуется пить маленькими глотками. А чтобы остудить горячий чай или кофе, на них не надо дуть: следует подождать, пока они остынут.

И последнее: нельзя пить воду помногу или после употребления жирной пищи.

Процесс приема пищи строго регламентирован шариатом и с точки зрения здоровья. Мусульманину настоятельно рекомендуется есть медленно, не спеша и тщательно пережевывая пищу, поскольку торопливость в еде или проглатывание слишком больших кусков может нанести большой вред пищеварению.

Одновременно нельзя употреблять холодную и горячую пищу. В противном случае могут начаться проблемы с зубами и желудком.

Ислам запрещает питаться одним мясом, но и не есть мяса более 40 дней тоже не рекомендуется.

Особое внимание шариатом уделяется совместимости продуктов. Например, нельзя после рыбы пить молоко и наоборот. Вареное мясо надо есть отдельно от жареного, а сушеное или вяленое - от свежего. Запрещено употреблять подряд 2 горячих (или возбуждающих), 2 холодных (или охлаждающих), 2 мягких (или нежных) либо 2 твердых (или грубых) блюда. Это ограничение относится и к напиткам. Также нельзя есть подряд 2 закрепляющих, 2 послабляющих блюда или 1 закрепляющее и 1 послабляющее. Однако на фрукты последнее ограничение не распространяется.

После еды необходимо помыть руки и ополоснуть рот. Особенно это рекомендуется сделать после употребления жирной пищи. Затем следует почистить зубы зубочисткой. Использовать для этого палочки из гранатового дерева, базилика, камыша или финиковой ветки запрещено. Спать после еды считается вредным, лучше полежать на спине, закинув правую ногу на левую.

Уважение к пище мусульманин должен показывать самой позой, которую он принимает за столом (или у скатерти - про стол и стулья в шариате ничего не сказано). Нельзя есть лежа, на спине или на животе, а также принимать пищу стоя или на ходу. Во время еды следует сидеть прямо, не опираясь ни на подушку, ни на свою руку.

Кроме того, сесть надо таким образом, чтобы не съесть лишнего и потратить на еду оптимальное количество времени. Законы гостеприимства у мусульман священны, поэтому в шариате самым тщательным образом прописан ритуал приема гостей, который верующие должны соблюдать неукоснительно.

Приглашать в гости следует не только богатых и обеспеченных родных и знакомых, но и малоимущих: «Плоха та пища, которую подают, пригласив только богатых и не пригласив также нуждающихся».

Если в гости приглашают отца, надо обязательно пригласить и его сына, а также всех родственников, находящихся в этот момент в доме. Гостей встречают у входа, радушно угощают и оказывают им всяческие знаки внимания и уважения. Если они прибыли с продолжительным визитом, то первые 3 дня забота о них должна быть максимальной, а на 4-й день предупредительность хозяев может быть несколько умеренной.

Угощение на стол подается сразу же, как только гость переступит порог дома, поскольку заставлять его ждать считается неприличным. Также неприлично уговаривать гостя съесть сверх того, что он может съесть.

После того как стол накрыт, хозяин приглашает гостя начать трапезу. Однако первым протянуть руку к еде должен хозяин. А вот руки после еды первым вытирает гость, и только после него - хозяин. Назойливое угощение гостя шариатом не приветствуется - достаточно повторить приглашение 3 раза.

За столом хозяин предлагает гостю самые вкусные блюда, сам же старается есть еду попроще. Если же гость проголодался и ест с большим аппетитом, а еды на столе может на всех не хватить, тогда хозяину следует есть меньше, чтобы гость обязательно насытился. Если после застолья гость сразу же захочет уйти, настойчиво уговаривать его остаться не надо. В этом случае хозяин провожает его до двери и на пороге благодарит его словами: «Вы сделали нам честь своим посещением, да воздаст вам за это Всевышний своею милостью». Не менее подробные правила существуют в шариате и для гостей. Например, если вас пригласили в гости, принимать приглашение следует в любом случае, даже если вы знаете, что материальное положение хозяина дома позволяет купить ему только одну баранью ногу. Обижать отказом нельзя ни богатого, ни бедного.

Неприлично ходить в гости без приглашения. Если вы получили приглашение от 2 человек на одно и то же время, пойти следует к тому, кто живет ближе. Если же оба живут на одинаковом расстоянии от вас, предпочтение надо отдать тому, с кем вы более близки. Получив приглашение, нехорошо приходить в гости со своим родственником или знакомым, у которого такого приглашения нет. Если же такое случится, тогда приглашенный, еще не войдя в дом, должен сказать хозяину: «Этот человек пришел по своей воле, без моего приглашения. Если вам угодно, пусть войдет, если же вы этого не желаете, то пусть удалится». Эти слова снимают с приглашенного нравственную ответственность за незваного гостя.

Прежде чем отправиться в гости, дома следует немного поесть, чтобы не выказывать излишнюю торопливость в еде. За столом следует занять то место, которое укажет гостю хозяин дома. Во время застолья гостю надлежит вести себя скромно, не озираться по сторонам, разговаривать вежливо, не спорить. Свое мнение можно высказывать только в том случае, если хозяин дома приходится гостю давним другом. До конца застолья необходимо поддерживать за столом мир, согласие и веселое расположение духа у всех присутствующих. Вставать из-за стола можно только после того, как хозяин начнет сворачивать разостланную на нем скатерть. Причем сначала надо помолиться о благополучии хозяина: «О Аллах! Пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение, и увеличь его достояние своею милостью к нему». Затем следует попросить у хозяина разрешения покинуть его дом: вести долгие разговоры после обильного застолья не рекомендуется.

Хотя ислам и не запрещает есть одному, но по возможности принимать пищу рекомендуется всей семьей. Считается, что чем больше рук протянется к пище, тем больше Аллах пошлет ее на пользу людям и тем больше увеличится благосостояние хозяина дома.

Для мусульман большое значение имеет то, что они употребляют в пищу. Существует даже список запрещенных продуктов, так называемый «харам», который в исламе зазубривают наизусть.

Запрещенные виды мяса

Все пищевые запреты прописаны в Коране. В первую очередь речь идет о продуктах животного происхождения, к которым относятся:

  1. Мертвечина. К этой категории относятся все животные, умершие своей смертью или же убитые без соблюдения христианских, иудейских или мусульманских традиций.
  2. Самопроизвольно выливающаяся кровь. Когда скот отправляют на убой, запрещается собирать его кровь для приготовления пищи. Но вот само животное, зарезанное по всем правилам мусульманского мира, не является запретным.
  3. Свинина. Издавно это животное считается грязным, и человека, который хоть раз решился его попробовать, строго наказывают. Помимо этого, нельзя готовить или есть блюда с использованием костей, кожи или волосяного покрова свиньи.
  4. Мясо хищных животных и птиц. К разряду харам относятся волки, лисицы, тигры, соколы, орлы, ястребы и другие представители дикого животного мира. В Коране говорится о том, что они нужны для сохранения жизненного цикла, а не для еды.
  5. Мясо собак, мулов и ослов. А эти животные необходимы для охраны, вспахивания земли и езды верхом – они не предназначены для того, чтобы попасть на обеденный стол.
  6. Железы внутренней секреции, гениталии, желчный и мочевой пузыри любых животных именем Аллаха запрещены. Это считается проявлением неуважения и грехом, за который придется поплатиться, представ перед Творцом.


Другие запрещенные пищевые добавки

Далеко не каждый человек обращает внимание на состав продуктов, которые покупаются в магазине. Но правоверные мусульмане обязаны это делать, чтобы не нарушить священные правила:

  • капсулы и желе нельзя употреблять в пищу, так как в их состав входит желатин;
  • продуктов с холестерином также стоит избегать, ведь по сути своей это жир животного происхождения;
  • кошениль, скрывающийся под кодом Е120, является пищевым красителем, который добывается из насекомых;
  • спиртные напитки и этанол — это тоже харам: их нельзя использовать в кулинарии даже для придания вкуса;
  • ванильный экстракт изготавливается на основе ванильных бобов, которые на определенный период погружают в спирт. Поэтому и этот продукт считается запретным;
  • вещество пепсин является пищеварительным ферментом желудочного сока, который добывается из желудка телят и свиней;
  • L-цистеин монгидрохлорид изготавливается из животного белка и волос, потому находится под запретом.


На первый взгляд может показаться, что в исламе слишком много запретов. Но сами мусульмане так не считают, ведь Божье слово для них – закон. И соблюдение всего, что требует Аллах, делает их жизнь лучше и счастливее.


Как-то раз мне кто-то сказал: «А тебе не обидно не есть свинину? Ведь из нее столько вкусных блюд готовят…» В голосе чувствовалось настоящее сочувствие. Всем известно, что кроме алкоголя мусульманам категорически запрещено есть свинину, так как это мясо считается вредным, например, может быть причиной трихинеллеза, быть переносчиком бактерии иерсиния энтероколитика и даже может вызвать рак из-за большого содержания гормона роста. В Интернете есть и другие любопытные факты ее воздействия на организм. Поэтому сожалению собеседника я удивилась, к тому же кроме свинины есть баранина, говядина, курица, индейка. Выбор большой! Отказываясь от одного вида мяса, я совсем не чувствую себя обделенной. Не чувствует себя обделенной и моя подруга-немусульманка, которая не ест свинину по показаниям здоровья.
А еще мусульманам нельзя употреблять мертвечину (животных, которые умерли своей смертью), мясо хищных животных и птиц, например, львов, котов, волков, собак, соколов, ястребов и т.д. Мне и в голову не придет кушать любимого кота, а мясо льва точно в Карелии не найти. Запрещены в качестве еды бескровные насекомые — муха, паук, скорпион. Я не была в тех странах, где их кушают, но пробовать как-то не хочется, вид уж больно неаппетитный. Исключение составляет саранча, согласно исламу, она съедобна для человека. Продегустировать ее еще как-то не довелось.

Мясо другого домашнего скота и рыбу употреблять можно, поэтому в плане еды я практически ничем не ограничена. Кстати, в экстремальных случаях, например в военное время, когда чтобы не умереть от голода есть только свинина или другое запретное мясо для мусульман, употреблять в пищу его можно.

А еще, возможно, вы замечали в магазинах Петрозаводска и в других городах продукты с маркировкой «халяль». Это значит, что этот продукт изготовлен по всем канонам ислама, относится чаще всего к мясным продуктам. В Москве, например, халяльную продукцию раскупают не только мусульмане, потому что знают, что она качественная. Например, ты можешь быть уверенным, что эта курица (корова, баран и т.д.) при жизни была здоровая, а ее умерщвление проходило наиболее гуманным способом, чтобы животное не страдало. Например, нельзя предварительно перед забоем его оглушать электрическим током, кидать живого в кипяток или сдирать шкуру, резать одно животное в присутствии другого и т.д. Стоимость такого мяса может быть дороже из-за больших требований к производителям.

Кстати, я понимаю чувства вегетарианцев и уважаю их отказ от мяса. Есть мясо в исламе дозволено, но относиться к животным надо с уважением. Если завел дома кота, попугая, хомяка и т.д., ты полностью в ответе за него, его нельзя обижать. То же правило относится и к другим живым существам.

Читайте также: