О чем рассказ радия погодина послевоенный суп

Танкисты оттянулись с фронта в деревушку, только вчера ставшую тылом. Снимали ботинки, окунали ноги в траву, как в воду, и подпрыгивали, обманутые травой, и охали, и хохотали, − трава щекотала и жгла их разопревшие в зимних портянках рыхлые ступни.

Стоят танки-«тридцатьчетверки» − на броне котелки и верхнее обмундирование, на стволах пушек − нательная бумазея. Ковыляют танкисты к колодцу: кожа у них зудится, требует мыла. Лупят себя танкисты по бокам и гогочут: от ногтей и от звучных ударов на белой коже красные сполохи.

Облепили танкисты колодец − ведра не вытащить. Бреются немецкими бритвами знаменитой фирмы «Золинген», глядятся в круглые девичьи зеркальца.

Одному танкисту стало невтерпеж дожидаться своей очереди на мытье, да и ведро у него было дырявое, он плюнул, закрутил полотенце на галифе по ремню и отправился искать ручей.

А земля такая живая, такая старательно-бесконечная.

В оставленные немцем окопы струйками натекает песок, он чудесно звенит, и в нем семена: черненькие, серенькие, рыжие, с хвостиками, с парашютами, с крючочками и просто так, в глянцевитой кожурке. Воронки на теле своем земля залила водой. И от влажного бока земли уже отделилось нечто такое, что оживет и даст жизнь быстро сменяющимся поколениям.

Мальчишка сидел у ручья. Возле него копошили землю две сухогрудые курицы. Неподалеку кормился бесхвостый петух. Хвост он потерял в недавнем неравном бою, потому злобно сверкал неостывшим глазом и тут же, опечаленный и сконфуженный, стыдливо приседал перед курицами, что-то доказывая и обещая.

− Здорово, воин, − сказал мальчишке танкист. − Как тут у нас настроение по женской части?

Мальчишка то ли не понял, то ли нарочно промолчал.

− Я говорю, девки у вас веселые? − переспросил танкист.

Мальчишка поднялся серьезный и сморщенный. Покачнулся на тонких ногах. Он был худ, худая одежда на нем, залатанная и все равно в дырах.

− Зачем тебе девки?

− Побалакать с девками всегда интересно. Поспрашивать о том о сем. Короче говоря, девки есть девки. − И чтобы укрепить свое взрослое положение над этим сопливым жидконогим шкетом, танкист щедро повел рукой и произнес добрым басом: − А ты гуляй, малый, гуляй. Теперь не опасно гулять.

− А я не гуляю. Я курей пасу.

Танкист воевал первый год. Поэтому все невоенное казалось ему незначительным, но тут зацепило его, словно он оцарапался обо что-то невидимое и невероятное.

− Делать тебе нечего. Курица червяков ест. Зачем их пасти? Пусть едят и клюют что найдут.

Мальчишка отогнал куриц от ручья и сам отошел.

− Ты, может, меня боишься? − спросил танкист.

− Я не пугливый. А по деревне всякие люди ходят.

Танкист запунцовел от шеи и сухо крякнул, сообразив, что и в будущем потребуется ему сила и выдержка для разговоров с невоенным населением.

Петух косил на танкиста разбойничьим черным глазом − видать, лихой был когда-то, он шипел, и грозился, и отворачивал свой горемычный хвост, готовый, чуть что, уносить свое мясо и лётом, и скоком, и на рысях.

− Мужики − они все могут есть, хоть ворону съедят. А у Маруськи нашей и у Сережки Татьяниного ноги свело от рахита. Им яйца нужно есть куриные… Тамарку Сучалкину кашель бьет − ей молока бы…

Маленький был мальчишка, лет семи-восьми, но танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо бог, не поднявшийся во весь рост, не раздавшийся плечами в сажень, не накопивший зычного голоса от голодных пустых харчей и болезней.

Танкист подумал: «Война чертова».

− Хочешь, я тебя угощу? У меня в танке пайковый песок есть − сахарный.

Мальчишка кивнул: угости, мол, если не жалко. Когда танкист побежал через луговину к своей машине, мальчишка крикнул ему:

− Ты в бумажку мне нагреби. Мне терпеть будет легче, а то я его весь слижу с ладошки и другим не достанется.

Танкист принес мальчишке сахарного песку в газетном кульке. Сел рядом с ним подышать землей и весенними нежными травами.

− А батька где? − спросил он.

− На войне. Где же еще?

− А в поле. Она с бабами пашет под рожь. Еще позалетошным годом, когда фашист наступал, ее председателем выбрали. А у других баб ребятишки слабые − они их за юбку держат. А у нас я да Маруська. Маруська маленькая, а я не капризный, со мной свободно. Мамке деда Савельева дали в помощники. Ходить он совсем устарел. Он погоду костями чувствует. Говорит, когда пахать, когда сеять, когда картошку садить, только ведь семян все равно мало…

Танкист втянул в себя густой утренний воздух, уже пропитанный запахом танков.

− Давай искупнемся. Я тебя мылом вымою.

− Я не грязный. Мы из золы щелок делаем − тоже моет. А у тебя духовитое мыло?

− Зачем? У меня мыло солдатское, серое, оно лучше духовитого трет.

Мальчишка вздохнул, вроде улыбнулся.

− У духовитого цвет вкусный. Я раз целую печатку украл у одного тут, у немца. Не развернутую еще. Отворотил бумажку − лизнул даже: вдруг сладко? Маруська, так она его сразу в рот. Маленькая еще, глупая.

Танкист разделся, вошел в холодный ручей.

− Снимай одежду, − приказал он. − В ручей не лезь − промерзнешь. Я тебя стану поливать.

− Я не промерзну. Я привыкший. − Мальчишка скинул рубаху и штаны, полез в ручей спиной вперед − голубой, хрупкогрудый, ноги прямо из спинных костей, без круглых мальчишеских ягодиц, широко расставленные, и руки такие же − синюшные, ломкие и красные в пальцах.

Танкист высадил его обратно на берег.

− Совсем в тебе, парень, нету весу. Ни жирины. Холодная вода простудит тебя такого насквозь. − Он плеснул на мальчишку из пригоршни, вторично зачерпнул воды, да и выпустил ее − впалый мальчишкин живот был изукрашен гнойными струпьями.

− Ты не боись. Это на мне не заразное. − Мальчишкины глаза заблестели обидой, в близкой глубине этих глаз остывало что-то и тонуло, тускнея. − Я живот картошкой спалил…

Танкист дохнул, будто кашлянул, будто захотелось ему очистить легкие от горького дыма. Принялся осторожно намыливать мальчишкины плечи.

− Зачем же ее ронять? Я пусторукий, что ли? Я картошку не выроню… Фронт еще вон где был, вон за тем бугром. Там деревня Засекино. Вы, наверно, по карте знаете. А в нашем Малявине было ихних обозов прорва, и автомобилей, и лошадей с телегами. А немцев самих! Дорога от них зеленая была − густо бежали. Вон где сейчас танк под деревом прячется, два немца картошку варили на костерке. Их кто-то крикнул. Они отлучились. Я картошку из котелка за пазуху…

− Ты что, сдурел?! − крикнул танкист, растерявшись. − Картошка-то с пылу!

− А если она с маслом! У нее помереть какой дух… Плесни мне в глаза, мыло твое шибко щиплет. − Мальчишка глядел на танкиста спокойно и терпеливо. − Я под кустом с целью сидел − может, забудут чего, может, не доедят и остатки выбросят… Я тогда почти всю деревню пешком прошел. Бежать нельзя. У них как бежишь − значит, украл.

Танкист месил мыло в руках.

− Все мыло зазря сомнешь. Давай я тебе спину натру. − Мальчишка наклонился, промыл глаза водой бегучей. − Я у немцев много чего покрал. Один раз даже апельсину украл.

− А как же. Меня много раз били… Я только харчи крал. Ребятишки маленькие: Маруська наша, и Сережка Татьянин, и Николай. Они как галчата, целый день рты открытые. И Володька был раненый − весь больной. А я над ними старший. Сейчас с ними дед Савельев сидит. Меня к другому делу приставили − курей пасу.

Мальчишка замолчал, устал натирать мускулистую, широченную танкистову спину, закашлялся, а когда отошло, прошептал:

− Теперь я, наверно, помру.

Танкист опять растерялся.

− Чего мелешь? За такие слова − по ушам.

Мальчишка поднял на него глаза, и в глазах его было тихое, неназойливое прощение.

− А харчей нету. И украсть не у кого. У своих красть не станешь. Нельзя у своих красть.

Танкист мял мыло в кулаке, мял долго, пока между пальцами не поползло, − старался придумать подходящие к случаю слова. Наверно, только в эту минуту понял танкист, что и не жил еще, что жизни как таковой не знает и где ему, скороспелому, объяснить жизнь другим людям так, чтобы они поверили.

− Вам коров гонят и хлеб везут, − наконец сказал он. − Фронт отодвинется подальше − коровы и хлеб сюда прибудут.

− А если фронт надолго станет. Дед Савельев говорит − лопуховый корень есть можно. Он сам в плену питался, еще в ту войну.

Танкист вытер мальчишку вафельным неподрубленным полотенцем.

− Нелюдское дело лопух кушать. Я покумекаю, потолкую со старшиной, может, мы вас поддержим из своего пайка.

Мальчишка, торопясь, покрутил головой:

− Не-е… Вам нельзя тощать. Вам воевать нужно. А мы как-нибудь. Бабка Вера, она совсем старая, почти неживая уже, говорит, солодовая трава на болотах растет − лепешки из нее можно выпекать, она пыхтит, будто с закваской. Вы только быстрее воюйте, чтобы те коровы и тот хлеб к нам успели. − Теперь в мальчишкиных глазах, потемневших от долгой тоски, светилась надежда.

− Мы постараемся, − сказал танкист. Он засмеялся вдруг невеселым, натянутым смехом. − А ты говоришь, не о чем мне с девками толковать. Потолковали бы, наверно, о том же самом… Зовут тебя как?

На том они и расстались. Танкист отдал мальчишке обмылок, чтобы он вымыл свою команду: Маруську, и Сережку, и Николая. Танкист звал мальчишку поесть щей из солдатской кухни − мальчишка не пошел.

− Я сейчас при деле, мне нельзя отлучаться.

Курицы тягали червяков из влажной тихой земли. Петух бесхвостый, испугавшись танкистова шага, совсем потерял голову и, вместо того чтобы бежать, бросился прямо танкисту под ноги.

− А ты, чертов дурак, куда прешь? − закричал на него танкист.

Петух окончательно осатанел, бросился курицу топтать, свалился и закричал диким криком, лежа на крыле, − крик этот был то ли исступленным рыданием, то ли кому-то грозил петух, то ли обещал.

Возле танков − может быть, запах кухни тому виной, может быть, петушиный крик − пригрезился танкисту дом сытый, с занавесками кружевными, веселая краснощекая девушка с высокой грудью и послевоенный наваристый суп с курятиной.

Радий Погодин «Послевоенный суп»

Танкисты оттянулись с фронта в деревушку, только вчера ставшую тылом. Снимали ботинки, окунали ноги в траву, как в воду, и подпрыгивали, обманутые травой, и охали, и хохотали — трава щекотала и жгла их разопревшие в зимних портянках ступни.

Стоят танки «тридцатьчетверки» — на броне котелки и верхнее обмундирование, на стволах пушек — нательная бумазея. Ковыляют танкисты к колодцу — кожа у них зудит, требует мыла. Лупят себя танкисты по бокам и гогочут: от ногтей и от звучных ударов на белой коже красные сполохи.

Облепили танкисты колодец — ведра не вытащить. Бреются немецкими бритвами знаменитой фирмы «Золинген», глядятся в круглые девичьи зеркальца.

Одному танкисту стало невтерпеж дожидаться своей очереди на мытье, да и ведро у него было дырявое, он опоясался полотенцем вафельным и отправился искать ручей.

В оставленные немцем окопы струйками натекает песок, он чудесно звенит, и в нем семена трав: черненькие, серенькие, рыжие, с хвостиками, с парашютами, с крючочками. И просто так, в глянцевитой кожуре. Воронки на теле своем земля залила водой. И от влажного бока земли уже отделилось нечто такое, что само оживет и даст жизнь быстро сменяющимся поколениям.

Мальчишка сидел у ручья. Возле него копошили землю две сухогрудые курицы. Неподалеку кормился бесхвостый петух. Хвост он потерял в недавнем бою, потому злобно сверкал неостывшим глазом и тут же, опечаленный и сконфуженный, стыдливо приседал перед курицами, что-то доказывая и обещая.

— Здорово, воин, — сказал мальчишке танкист.

Мальчишка поднялся, серьезный и сморщенный.

Покачнулся на тонких ногах. Он был худ, худая одежда на нем, залатанная и все равно в дырах. Чтобы укрепить свое взрослое положение над этим жидконогим шкетом, танкист щедро повел рукой и произнес добрым басом:

— А ты гуляй, малый, гуляй. Теперь не опасно гулять.

— А я не гуляю. Я курей пасу.

Танкист воевал первый год. Поэтому все невоенное казалось ему незначительным, но тут зацепило его, словно он оцарапался обо что-то невидимое и невероятное.

— Делать тебе нечего. Курица червяков ест. Зачем их пасти? Пусть едят и клюют, что найдут.

Мальчишка отогнал куриц лозиной от ручья и сам отошел.

— Ты, может, меня боишься? — спросил танкист.

— Я не пугливый. А по деревне всякие люди ходят.

Петух косил на танкиста разбойничьим черным глазом, — видать, лихой был когда-то; он шипел и грозился, и отворачивал свой горемычный хвост, готовый, чуть что, уносить свое мясо и лётом, и скоком, и на рысях.

— Мужики — они все могут есть, хоть ворону съедят. А у Маруськи нашей и у Сережки Татьяниного ноги свело от рахита. Им яйца нужно есть куриные. Тамарку Сучалкину кашель бьет — ей молока бы.

Маленький был мальчишка, лет семи-восьми, но танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо великан, не поднявшийся во весь рост, не раздавшийся плечами в сажень, не накопивший зычного голоса от голодных пустых харчей и болезней.

Танкист подумал: «Война чертова».

— Хочешь, я тебя угощу? У меня в танке пайковый песок есть — сахарный.

Мальчишка кивнул: угости, мол, если не жалко. Когда танкист побежал через луговину к своей машине, мальчишка крикнул ему:

— Ты в бумажку мне нагреби. Мне терпеть будет легче, а то я его весь слижу с ладошки и другим не достанется.

Танкист принес мальчишке сахарного песку в газетном кульке. Сел рядом с ним подышать землей и весенними нежными травами.

—- Батька где? — спросил он.

— На войне. Где же еще?

— А в поле. Она с бабами пашет под рожь. Еще позалетошным годом, когда фашист наступал, ее председателем выбрали. У других баб ребятишки слабые — они их за юбку держат. А у нас я да Маруська. Маруська маленькая, а я не капризный, со мной свободно. Мамке деда Савельева дали в помощники. Ходить он совсем устарел. Он погоду костями чувствует. Говорит, когда пахать, когда сеять, когда картошку садить. Только ведь семян все равно мало.

Танкист втянул в себя густой утренний воздух, уже пропитавшийся запахом танков.

— Давай искупнемся. Я тебя мылом вымою.

— Я не грязный. Мы из золы щелок делаем — тоже моет. А у тебя духовитое мыло?

— Зачем? У меня мыло солдатское, серое, оно лучше духовитого трет.

Мальчишка вздохнул, вроде улыбнулся.

— У духовитого цвет вкусный. Я раз целую печатку украл у одного тут, у немца. Неразвернутую еще.

Отворотил бумажку— лизнул даже. Вдруг сладкое. Маруська, так она его сразу в рот. Маленькая еще, глупая.

Танкист разделся, вошел в холодный ручей.

— Снимай одежду,— приказал он.— В ручей не лезь — промерзнешь. Я тебя стану поливать.

— Я не промерзну. Я привыкший,— Мальчишка скинул рубаху и штаны, полез в ручей спиной вперед — хрупкогрудый, ноги прямо из спинных костей без круглых мальчишеских ягодиц, широко расставленные, и руки такие же — синюшные, ломкие и красные в пальцах.

Танкист высадил его обратно на берег.

— Совсем в тебе, парень, нет весу. Ни жирины. Холодная вода — простудит тебя такого насквозь.— Он плеснул на мальчишку из пригоршни, вторично зачерпнул воды да и выпустил ее — впалый мальчишкин живот был стянут струпьями.

— Ты не бойсь. Это на мне не заразное,— Мальчишкины глаза заблестели обидой, в близкой глубине этих глаз остывало что-то и тонуло, тускнея,— Я живот картошкой спалил.

Танкист дохнул, будто кашлянул, будто захотелось ему очистить легкие от горького дыма. Принялся осторожно намыливать мальчишкины плечи.

— Зачем же ее ронять? Я пусторукий, что ли? Я картошку не выроню. Фронт еще вон где был, вон за тем бугром. Там деревня Засекино. Вы, наверно, по карте знаете. А в нашем Малявине было ихних обозов прорва, и автомобилей, и лошадей с телегами. А немцев самих! Дорога от них зеленая была — густо бежали. Вон, где сейчас танк под деревом прячется, два немца картошку варили на костерке. Их кто-то позвал. Они отлучились. Я картошку из котелка за пазуху.

— Ты что, сдурел?! — крикнул танкист, растерявшись.— Картошка-то с пылу!

— А если она с маслом? У нее помереть какой дух. Плесни мне в глаза, мыло твое шибко щиплет,— Мальчишка глядел на танкиста спокойно и терпеливо,— Я под кустом с целью сидел — может, забудут чего, может, недоедят и остатки выбросят. Я тогда почти всю деревню пешком прошел. Бежать нельзя. У них, как бежишь,— значит, украл.

Танкист месил мыло в руках.

— Все мыло зазря сомнешь. Давай я тебе спину натру,— Мальчишка наклонился, зачерпнул воды, промыл глаза,— Я у немцев много чего покрал. Один раз даже апельсину украл.

— А как же. Меня много раз били. Я только харчи крал. Ребятишки — маленькие: Маруська наша, и Сережка Татьянин, и Николай. Они — как галчата: целый день рты открытые. И Володька был раненый — весь больной. А я над ними старший. Сейчас с ними дед Савельев сидит. Меня к другому делу приставили — курей пасу.

Мальчишка замолчал, устал натирать мускулистую, широченную танкистову спину, закашлялся, а когда отошло, прошептал:

— Теперь я, наверно, помру.

Танкист опять растерялся.

— Чего мелешь? За такие слова — по ушам.

Мальчишка поднял на него глаза, и в глазах его было

тихое неназойливое прощение.

— А харчей нету. И украсть не у кого. У своих красть не станешь. Нельзя у своих красть.

Танкист мял мыло в кулаке, мял долго, пока между пальцами не поползло,— старался придумать подходящие к случаю слова. Наверно, только в эту минуту понял танкист, что и не жил еще, что жизни, как таковой, и не знает, и где ему, скороспелому, объяснять жизнь другим.

— Вам коров гонят и хлеб везут,— наконец сказал он.— Фронт отодвинется подальше — коровы и хлеб сюда прибудут.

— А если фронт надолго станет. Дед Савельев говорит — лопуховый корень есть можно. Он сам в плену питался, еще в ту войну.

Танкист вытер мальчишку вафельным неподрубленным полотенцем.

— Не людское дело — лопух кушать. Я покумекаю, потолкую со старшиной,— может, мы вас поддержим из своего пайка.

Мальчишка, торопясь, покрутил головой:

— Не-е. Вам нельзя тощать. Вам воевать нужно. А мы как-нибудь. Бабка Вера — она совсем старая, почти неживая уже — говорит, солодовая трава на болотах растет — лепешки из нее можно выпекать, она пыхтит, будто с закваской. Вы только быстрее воюйте, чтобы те коровы и тот хлеб к нам успели,— Теперь в мальчишкиных глазах, потемневших от долгой тоски, светилась надежда.

— Мы постараемся,— сказал танкист. Он засмеялся вдруг невеселым натянутым смехом,— Зовут тебя как?

На том они и расстались. Танкист отдал мальчишке обмылок, чтобы он вымыл свою команду: Маруську, и Сережку, и Николая. Танкист звал мальчишку поесть щей из солдатской кухни — мальчишка не пошел.

— Я сейчас при деле, мне нельзя отлучаться.

Курицы тягали червяков из влажной тихой земли.

Петух бесхвостый, испугавшись танкистова шага, совсем потерял голову и, вместо того чтобы бежать, бросился прямо танкисту под ноги.

— А ты, чертов дурак, куда прешь? — закричал на него танкист.

Петух окончательно осатанел, долбанул танкиста в сапог, свалился и закричал диким криком, лежа на крыле, — крик этот был то ли исступленным рыданием, то ли кому-то грозил петух, то ли обещал.

Возле танков — может быть, запах кухни тому виной, может быть, петушиный крик — пригрезился танкисту дом сытный, с кружевными занавесками, веселая краснощекая девушка и послевоенный наваристый суп с курятиной.

\u041e\u043a\u043e\u043b\u043e \u0440\u0443\u0447\u044c\u044f \u0441\u0438\u0434\u0435\u043b \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a, \u043f\u0430\u0441\u0448\u0438\u0439 \u043a\u0443\u0440. \u0422\u0430\u043d\u043a\u0438\u0441\u0442 \u0437\u0430\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u043b \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u043e\u043c, \u0443\u0433\u043e\u0441\u0442\u0438\u043b \u0435\u0433\u043e \u0441\u0430\u0445\u0430\u0440\u043d\u044b\u043c \u043f\u0435\u0441\u043a\u043e\u043c. \u041e\u0442\u0435\u0446 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0431\u044b\u043b \u043d\u0430 \u0444\u0440\u043e\u043d\u0442\u0435, \u043c\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043d\u0430 \u043f\u0430\u0448\u043d\u0435. \u0422\u0430\u043d\u043a\u0438\u0441\u0442 \u0438 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a \u043f\u043e\u0443\u0445\u0430\u0436\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0434\u0440\u0443\u0433 \u0437\u0430 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u043c, \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0443 \u043d\u0435\u0447\u0435\u0433\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c. \u0422\u0430\u043d\u043a\u0438\u0441\u0442 \u043f\u043e\u043e\u0431\u0435\u0449\u0430\u043b, \u0447\u0442\u043e, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0444\u0440\u043e\u043d\u0442 \u043e\u0442\u043e\u0434\u0432\u0438\u043d\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0432 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043d\u044e \u043f\u0440\u0438\u0431\u0443\u0434\u0443\u0442 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u044b \u0438 \u0445\u043b\u0435\u0431, \u0432\u044b\u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b \u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0438\u0437 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e \u043f\u0430\u0439\u043a\u0430, \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a \u043e\u0442\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0441\u044f, \u043f\u043e\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0443 \u0441\u043e\u043b\u0434\u0430\u0442\u0430\u043c \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b\u0438 \u043d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0431\u043e\u0438, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u043b \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u0435\u0435 \u0432\u043e\u0435\u0432\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0432 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043d\u044e \u0443\u0441\u043f\u0435\u043b\u0438 \u043a\u043e\u0440\u043e\u0432\u044b \u0438 \u0445\u043b\u0435\u0431. \u0412 \u0433\u043b\u0430\u0437\u0430\u0445 \u043c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0437\u0430\u0441\u0432\u0435\u0442\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043d\u0430\u0434\u0435\u0436\u0434\u0430, \u043f\u0440\u0438 \u0440\u0430\u0441\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043e\u043d \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043b \u0441\u0435\u0431\u044f \u0421\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0439. \u0427\u0442\u043e\u0431\u044b \u0421\u0435\u043d\u044c\u043a\u0430 \u0432\u044b\u043c\u044b\u043b \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0440\u0435\u0431\u044f\u0442, \u0442\u0430\u043d\u043a\u0438\u0441\u0442 \u043e\u0442\u0434\u0430\u043b \u0435\u043c\u0443 \u043e\u0431\u043c\u044b\u043b\u043e\u043a. \u041f\u0435\u0442\u0443\u0445, \u0431\u044b\u0432\u0448\u0438\u0439 \u0440\u044f\u0434\u043e\u043c \u0441 \u0421\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0439, \u0431\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0441\u044f \u043f\u043e\u0434 \u043d\u043e\u0433\u0438 \u0442\u0430\u043d\u043a\u0438\u0441\u0442\u0443. \u041e\u043a\u043e\u043b\u043e \u0442\u0430\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0430\u043d\u043a\u0438\u0441\u0442\u0443 \u043f\u0440\u0438\u0433\u0440\u0435\u0437\u0438\u043b\u0441\u044f \u0441\u044b\u0442\u044b\u0439 \u0434\u043e\u043c, \u0432\u0435\u0441\u0451\u043b\u0430\u044f \u0434\u0435\u0432\u0443\u0448\u043a\u0430, \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430\u0432\u0430\u0440\u0438\u0441\u0442\u044b\u0439 \u0441\u0443\u043f \u0441 \u043a\u0443\u0440\u044f\u0442\u0438\u043d\u043e\u0439. ">]" data-test="answer-box-list">

Танкисты отошли в деревушку, оказавшуюся в тылу, стали мыться. Один из танкистов, не дождавшись своей очереди, отправился на поиски ручья.

Около ручья сидел мальчик, пасший кур. Танкист заговорил с мальчиком, угостил его сахарным песком. Отец мальчика был на фронте, мать работала на пашне. Танкист и мальчик поухаживали друг за другом, оказалось, что мальчику нечего есть. Танкист пообещал, что, когда фронт отодвинется, в деревню прибудут коровы и хлеб, высказал желание поддержать мальчика из своего пайка, мальчик отказался, поскольку солдатам предстояли новые бои, предложил быстрее воевать, чтобы в деревню успели коровы и хлеб. В глазах мальчика засветилась надежда, при расставании он назвал себя Сенькой. Чтобы Сенька вымыл всех своих ребят, танкист отдал ему обмылок. Петух, бывший рядом с Сенькой, бросился под ноги танкисту. Около танков танкисту пригрезился сытый дом, весёлая девушка, послевоенный наваристый суп с курятиной.

Краткое содержание "Послевоенный суп" Погодина.

Радий Погодин. Послевоенный суп. Краткое содержание.



Рассказ «Послевоенный суп» повествует о танкисте, который решил помыться в ручье, около освобожденной от немцев деревне.

На берегу ручья сидел мальчик, который пас двух куриц с петухом.

Между танкистом и ребенком завязалась беседа, в которой солдат услышал о всей тяжелой жизни в деревне, которая была, когда там хозяйничали фашисты.

Голод был страшный, все жители деревни, в том числе и дети голодали. Мальчику иногда удавалось украсть у немцев что- ни будь съестное и тогда он мог порадовать свою обессилившую сестру Марусю.

Танкист принес мыло и они помылись с мальчиком. Ребенок был угощен сахаром. Танкист предложил покормить ребенка ,его младшую сестру и других деревенских детей с солдатской кухни, но мальчик отказался, сказав:


Так они и расстались. Танкист идя к своему экипажу мечтал об окончании войны и об тарелке наваристого супа из петуха, но… только «послевоенного».



Рассказ Радия Погодина "Послевоенный суп" повествует о разговоре танкиста и местного мальчика. Танкист не хотел ждать очереди у колодца и отправился к ручью, где сельский мальчик пас кур. Танкист был важный, но простой и открытый хлопец, рассказавший ему о тяжелой голодной жизни показал ему, что не только им военным тяжко приходилось. С голоду дети болеют и умирают. Кроме женщин да немощных стариков на полях работать некому. А кур он пасет, чтобы их не своровали, а то люди уже и ворон едят.

Мальчишка помогал своим как мог, даже у немцев еду воровал, за что его ловили, били, он спалил себе весь живот, пока нес сворованную горячую картошку. Он присматривал за детьми, хотя и сам был еще малой, к тому тощий до ужаса, но о меньших заботился, старался хоть чем-то накормить.

У своих мальчик не ворует еду, он отказывается о предложенной танкистом пищи, потому что она им важнее, им воевать нужно. Танкист, когда вернулся к своим, грезил наваристым супом из петуха, только послевоенным, в мирное время.


Любовь к живой природе Виталий Бианки приобрел от отца- зоолога. Хотя, продолжать династию учёных он не стал, а в рассказах передал знание маленьким читателям.

В повествовании «Снежная книга» он вновь увлекает детей и рассказывает о следах животных и птиц в зимний период. Летом они мало приметны. Больше занимаются потомством. Стоит припорошить пороше, и в поиске пиши в садовых участках отчётливо за виднеются отпечатки лесных обитателей. Стойка задних лап приметна у основания молодых саженцев. Но стоит насторожиться, убежит кругами, будто запутывает след от хищницы лисы. А она тоже хитрая. Бежит по следу беляка и можно подумать пушистым хвостом заметает свой след.



В колхозе "Гигант" построили новый склад и освободилось используемое для этих целей, помещение церкви.

Руководивший работами по выносу вещей, бригадир Шурыгин, предложил председателю разобрать разобрать церковь на кирпичи для окончания строительства свинарника. Председатель сначала был против, но потом, под напором Шурыгина, согласился.

В воскресенье, Шурыгин подогнал три трактора и, зацепив здание тросами за несколько часов разрушил церковь.

Собравшиеся жители и пришедший местный учитель были против, но "крепкий мужик" довёл дело до конца.

Когда он пришёл в магазин за бутылкой, его обругала продавщица. Мать сказала, что теперь его проклянут и с ним может случиться всё, что угодно. Теперь все люди смотрели на него со злом.

Смысл рассказа заключается в том, что желание разрушать, присуще обычно людям невежественным и недостойным уважения.


Болезненная, трогательная, острая и очень поучительная история - как и все рассказы Юрия Яковлева, заставляет задуматься о многом.

Краткое содержание “Мальчик с коньками” Яковлева можно написать так:

  1. Нескладный мальчик в одежде не по размеру спешит на каток, он все думает о девочке, которую там раньше видел.
  2. Он встречает странного человека, сначала думает, что мужчина пьян.
  3. Мужчине плохо, он просит мальчика провести его домой и рассказывает, что в груди у него осколок от снаряда с войны.
  4. Мальчик очень хотел на каток к девочке, но провел мужчину домой, до самой квартиры и остался с ним.
  5. Ему страшно было оставлять мужчину в таком состоянии одного, ведь его жена и сын уехали к бабушке.
  6. Мужчина просит взять рецепт и сходить за лекарством.
  7. Когда мальчик приносит лекарство, мужчине совсем плохо.
  8. Мальчик пытается вызвать скорую, но он не знает адреса, он решает остановить проезжающую мимо карету скорой помощи.
  9. Врачи едут с мальчиком к раненому мужчине, Бахтюкову, они решили, что это отцу мальчика плохо.
  10. Бахтюкова забирают в больницу, он просит мальчика отправить его родным телеграмму в Сапожок.
  11. Мальчик идет на почту оправлять телеграмму и только здесь понимает, почему ему так дорого этот мужчина - у мальчика ведь нет отца.
  12. Он идет в больницу, все время носит за собой коньки, там узнает, что Бахтюкова будут оперировать, сидит и ждет.
  13. После операцим медсестра отдает мальчику вынутый осколок, ведь все считают, что Бахтюков его отец.
  14. Медсестра рассказывает Бахтюкову, что его сын просидел всю операцию под операционной, мужчина думает, что это его настоящий сын, а не мальчик с коньками.
  15. Мальчик с коньками шагает по темному городу, он приходит к катку, но тот закрыт из-за оттепели.



На Гумешках строили медеплавильный завод и, когда немецкие мастера не справились, возле Полевой появился Турчанинов, который дёшево выкупил прииски. Он нашёл и нанял местных знающих мастеров.

Немцы наняли шпионов, чтобы выведать секреты выплавки меди из местного сырья, а местный парень Андрей всё рассказал Турчинову и мастера свои секреты строго хранили.

Вначале, барин был добрый, обещал хорошо платить и угощал вином. Он перевёз на Полевую рабочих вместе с семьями, чтобы те не сбежали.

Турчинов изменился, когда завод начал приносить огромные барыши. Рабочим урезали плату и стали избивать. Когда, однажды, несколько человек, среди которых был и Андрей, пошли жаловаться барину, Турчанинов приказал их высечь и посыпать их раны солью, потому что Андрей упомянул, что соль входит в рецепт выплавки меди.

Тогда Андрей остановил работы, заморозив печи. За это его приковали в темнице внутри горы.

Когда Андрей почти умирает, он засыпая думает о Хозяйке медной горы и просыпается под тёплым солнышком на лугу, а возле бегают две зелёные ящерицы, которые показывают ему проход к Хозяйке.

Там Андрей выздоравливает.

В сказке, Андрей ходит на завод и портит печи. Турчанинов, испугавшись уезжает. Возможно, Андрей остался жить у Хозяйки медной горы и все простые люди поняли, что нельзя верить красивым речам барина.

Главные герои этой сказки - рабочий мастер Андрей, подлый владелец медного рудника Турчанинов и Хозяйка медной горы.




Это сравнительно небольшое произведение можно назвать сказкой или северным мифом, которые есть в каждом народе. Сюжет ее не сложен, многие народности считали своими прародителями различных животных, а на Чукотке таким животным был кит. История любви кита и женщины очень поэтична и красива. Хотя у нее печальный конец.

В этой красивой сказке говорится о том, что любовь всесильна, ей подвластны любые чудеса и свершения. Но если она уходит от людей, то на замену ей приходит зло, которое разрушает их жизни. Эта придуманная история весьма актуальна и в наши дни, когда люди теряют связь с природой, из которой они вышли, то ничем хорошим это не кончается.

По этому произведению поставлен великолепный, очень поэтический фильм, который стоит посмотреть каждому.


Ниже приведено краткое содержание этой сказки-повести.


презентация поможет преподавателю провести занятие по рассказам Радия Погодина "Послевоенный суп", "Кони".

ВложениеРазмер
radiy_petrovich_pogodin.pptx 273.35 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Радий Петрович Погодин 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво (ныне Бологовского района Тверской области) 30 марта 1993 года. В Санкт-Петербурге

Сборники повестей и рассказов О воспитании характера, о попытках понять себя и других, об умении решаться на поступок.

Сборники повестей и рассказов О высокой человеческой чистоте и доброте, которую автор встречал и в далеком детстве, и в страшные годы войны. О памяти друзей, тех, кто не дожил до сегодняшних дней. Сказки о любви, красоте, честности и бесчестии, герои которых утверждают звание человека.

«Послевоенный суп» Сюжет рассказа Герои рассказа Описание внешности мальчика Рассказ мальчика (жизнь «под немцем», картошка) Как меняется отношение танкиста к мальчику? («Чтобы укрепить своё взрослое положение над этим жидконогим шкетом…» … «Танкист мял мыло в кулаке…пока между пальцами не поползло…»)

Словарная работа Бумазе́я — плотная хлопчатобумажная ткань с начёсом на одной, обычно изнаночной, стороне. Шкет – (просторечное) подросток. Синоним - пацан, шпингалет. Антонимы – взрослый. Луговина – небольшой луг. Щёлок - водный раствор древесной золы. Раньше использовался для мытья и стирки вместо мыла, для выделки кож . Харчи -

Лингвистическая лаборатория Теперь я, наверно, помру. А харчей нету. И украсть не у кого. У своих красть не станешь. Нельзя у своих красть. Не людское дело - лопух кушать. Вам нельзя тощать. Вам воевать нужно. А мы как-нибудь. Вы только быстрее воюйте… А ты, чертов дурак, куда прёшь?

В каком году происходили описываемые события? Почему именно этот клин был выбран для пахоты? Расскажите, как женщины пахали. Какая находка прервала пахоту? Как дед сладил с бомбой? (анализ эпизода). Прощание с дедом. Как относились деревенские ребятишки к деду? Солдат. Как Сенька разговаривает с солдатом в доме деда, на луговине? Объясните название рассказа. «Кони»

Лингвистическая лаборатория «этот клин никогда не давал пропуску » «жить под немцем» «калёное лето» «не ярись, не лютуй» «варнак» «тюкать бомбу по рыльцу» «обмерло его сердце по деду» «Рубаха на нём чистая. Белые волосы расчёсаны гребнем.» «Сеньку нарядили кур пасти» «кисейная» «древний погост» «рессорные телеги» «накатистый звук»

Анализ эпизода «Кабы знать, куда её стукнуть, тогда бы мне и совсем просто. На один миг делов .» «В таком деле одному надо.» «Старик оглядывал заступ и что-то ворчал про себя не сердито, но строго.» «Куда старому такую тяжесть?» «Шея у деда набухла. Колени подламывались.» «Внизу, у самой воды, лежал дед, припорошенный белым песком.»

«Мнилось Сеньке, что вокруг него пасётся много коней – и гнедых, и буланых. И крепкие, статные кобылицы нежно ласкают своих жеребят.» Сенькины сны

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве.

Материал будет интересен учителям русского языка и литературы, работающим в старших классах. Его можно использовать при подготовке к ЕГЭ( часть "С"). Отрывок из рассказ.

Данная методическая разработка может быть использована при изучении жизни и творчества башкирского народного писателя Башкортостна З. Биишевой. Дается комплексный анализ стихотворения "Башкирски.

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод.

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. .

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс.

Богомолов Владимир Осипович. Рассказы о войне

Аудиокнига для школьников "Рассказы о войне". Радий Погодин "Послевоенный суп" - о голодной жизни крестьян на оккупированной немцами территории.
Молодой танкист воевал первый год. Всё невоенное ему казалось незначительным. Вдруг он встретил, в накануне освобожденной деревушке, мальчика, по имени Сенька, пасшего двух куриц и петуха. "Мальчишка поднялся, серьёзный и сморщенный. Покачнулся на тонких ногах. Маленький был мальчишка, лет семи-восьми, но танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо великан, не поднявшийся во весь рост, не раздавшийся плечами в сажень, не накопивший зычного голоса от голодных пустых харчей и болезней. "
Можете читать краткое содержание, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио рассказ Радия Погодина "Послевоенный суп".

Танкисты оттянулись с фронта в деревушку, только вчера ставшую тылом. Снимали ботинки, окунали ноги в траву, как в воду, и подпрыгивали, обманутые травой, и охали, и хохотали, − трава щекотала и жгла их разопревшие в зимних портянках рыхлые ступни.

Стоят танки-«тридцатьчетверки» − на броне котелки и верхнее обмундирование, на стволах пушек − нательная бумазея. Ковыляют танкисты к колодцу: кожа у них зудится, требует мыла. Лупят себя танкисты по бокам и гогочут: от ногтей и от звучных ударов на белой коже красные сполохи.

Облепили танкисты колодец − ведра не вытащить. Бреются немецкими бритвами знаменитой фирмы «Золинген», глядятся в круглые девичьи зеркальца.

Одному танкисту стало невтерпеж дожидаться своей очереди на мытье, да и ведро у него было дырявое, он плюнул, закрутил полотенце на галифе по ремню и отправился искать ручей.

А земля такая живая, такая старательно-бесконечная.

В оставленные немцем окопы струйками натекает песок, он чудесно звенит, и в нем семена: черненькие, серенькие, рыжие, с хвостиками, с парашютами, с крючочками и просто так, в глянцевитой кожурке. Воронки на теле своем земля залила водой. И от влажного бока земли уже отделилось нечто такое, что оживет и даст жизнь быстро сменяющимся поколениям.

Мальчишка сидел у ручья. Возле него копошили землю две сухогрудые курицы. Неподалеку кормился бесхвостый петух. Хвост он потерял в недавнем неравном бою, потому злобно сверкал неостывшим глазом и тут же, опечаленный и сконфуженный, стыдливо приседал перед курицами, что-то доказывая и обещая.

− Здорово, воин, − сказал мальчишке танкист. − Как тут у нас настроение по женской части?

Мальчишка то ли не понял, то ли нарочно промолчал.

− Я говорю, девки у вас веселые? − переспросил танкист.

Мальчишка поднялся серьезный и сморщенный. Покачнулся на тонких ногах. Он был худ, худая одежда на нем, залатанная и все равно в дырах.

− Зачем тебе девки?

− Побалакать с девками всегда интересно. Поспрашивать о том о сем. Короче говоря, девки есть девки. − И чтобы укрепить свое взрослое положение над этим сопливым жидконогим шкетом, танкист щедро повел рукой и произнес добрым басом: − А ты гуляй, малый, гуляй. Теперь не опасно гулять.

− А я не гуляю. Я курей пасу.

Танкист воевал первый год. Поэтому все невоенное казалось ему незначительным, но тут зацепило его, словно он оцарапался обо что-то невидимое и невероятное.

− Делать тебе нечего. Курица червяков ест. Зачем их пасти? Пусть едят и клюют что найдут.

Мальчишка отогнал куриц от ручья и сам отошел.

− Ты, может, меня боишься? − спросил танкист.

− Я не пугливый. А по деревне всякие люди ходят.

Танкист запунцовел от шеи и сухо крякнул, сообразив, что и в будущем потребуется ему сила и выдержка для разговоров с невоенным населением.

Петух косил на танкиста разбойничьим черным глазом − видать, лихой был когда-то, он шипел, и грозился, и отворачивал свой горемычный хвост, готовый, чуть что, уносить свое мясо и лётом, и скоком, и на рысях.

− Мужики − они все могут есть, хоть ворону съедят. А у Маруськи нашей и у Сережки Татьяниного ноги свело от рахита. Им яйца нужно есть куриные. Тамарку Сучалкину кашель бьет − ей молока бы.

Маленький был мальчишка, лет семи-восьми, но танкисту внезапно показалось, что перед ним либо старый совсем человек, либо бог, не поднявшийся во весь рост, не раздавшийся плечами в сажень, не накопивший зычного голоса от голодных пустых харчей и болезней.

Танкист подумал: «Война чертова».

− Хочешь, я тебя угощу? У меня в танке пайковый песок есть − сахарный.

Мальчишка кивнул: угости, мол, если не жалко. Когда танкист побежал через луговину к своей машине, мальчишка крикнул ему:

− Ты в бумажку мне нагреби. Мне терпеть будет легче, а то я его весь слижу с ладошки и другим не достанется.

Танкист принес мальчишке сахарного песку в газетном кульке. Сел рядом с ним подышать землей и весенними нежными травами.

− А батька где? − спросил он.

− На войне. Где же еще?

− А в поле. Она с бабами пашет под рожь. Еще позалетошным годом, когда фашист наступал, ее председателем выбрали. А у других баб ребятишки слабые − они их за юбку держат. А у нас я да Маруська. Маруська маленькая, а я не капризный, со мной свободно. Мамке деда Савельева дали в помощники. Ходить он совсем устарел. Он погоду костями чувствует. Говорит, когда пахать, когда сеять, когда картошку садить, только ведь семян все равно мало.

Танкист втянул в себя густой утренний воздух, уже пропитанный запахом танков.

− Давай искупнемся. Я тебя мылом вымою.

− Я не грязный. Мы из золы щелок делаем − тоже моет. А у тебя духовитое мыло?

− Зачем? У меня мыло солдатское, серое, оно лучше духовитого трет.

Мальчишка вздохнул, вроде улыбнулся.

− У духовитого цвет вкусный. Я раз целую печатку украл у одного тут, у немца. Не развернутую еще. Отворотил бумажку − лизнул даже: вдруг сладко? Маруська, так она его сразу в рот. Маленькая еще, глупая.

Танкист разделся, вошел в холодный ручей.

− Снимай одежду, − приказал он. − В ручей не лезь − промерзнешь. Я тебя стану поливать.

− Я не промерзну. Я привыкший. − Мальчишка скинул рубаху и штаны, полез в ручей спиной вперед − голубой, хрупкогрудый, ноги прямо из спинных костей, без круглых мальчишеских ягодиц, широко расставленные, и руки такие же − синюшные, ломкие и красные в пальцах.

Танкист высадил его обратно на берег.

− Совсем в тебе, парень, нету весу. Ни жирины. Холодная вода простудит тебя такого насквозь. − Он плеснул на мальчишку из пригоршни, вторично зачерпнул воды, да и выпустил ее − впалый мальчишкин живот был изукрашен гнойными струпьями.

− Ты не боись. Это на мне не заразное. − Мальчишкины глаза заблестели обидой, в близкой глубине этих глаз остывало что-то и тонуло, тускнея. − Я живот картошкой спалил.

Танкист дохнул, будто кашлянул, будто захотелось ему очистить легкие от горького дыма. Принялся осторожно намыливать мальчишкины плечи.

− Зачем же ее ронять? Я пусторукий, что ли? Я картошку не выроню. Фронт еще вон где был, вон за тем бугром. Там деревня Засекино. Вы, наверно, по карте знаете. А в нашем Малявине было ихних обозов прорва, и автомобилей, и лошадей с телегами. А немцев самих! Дорога от них зеленая была − густо бежали. Вон где сейчас танк под деревом прячется, два немца картошку варили на костерке. Их кто-то крикнул. Они отлучились. Я картошку из котелка за пазуху.

− Ты что, сдурел?! − крикнул танкист, растерявшись. − Картошка-то с пылу!

− А если она с маслом! У нее помереть какой дух. Плесни мне в глаза, мыло твое шибко щиплет. − Мальчишка глядел на танкиста спокойно и терпеливо. − Я под кустом с целью сидел − может, забудут чего, может, не доедят и остатки выбросят. Я тогда почти всю деревню пешком прошел. Бежать нельзя. У них как бежишь − значит, украл.

Танкист месил мыло в руках.

− Все мыло зазря сомнешь. Давай я тебе спину натру. − Мальчишка наклонился, промыл глаза водой бегучей. − Я у немцев много чего покрал. Один раз даже апельсину украл.

− А как же. Меня много раз били. Я только харчи крал. Ребятишки маленькие: Маруська наша, и Сережка Татьянин, и Николай. Они как галчата, целый день рты открытые. И Володька был раненый − весь больной. А я над ними старший. Сейчас с ними дед Савельев сидит. Меня к другому делу приставили − курей пасу.

Мальчишка замолчал, устал натирать мускулистую, широченную танкистову спину, закашлялся, а когда отошло, прошептал:

− Теперь я, наверно, помру.

Танкист опять растерялся.

− Чего мелешь? За такие слова − по ушам.

Мальчишка поднял на него глаза, и в глазах его было тихое, неназойливое прощение.

− А харчей нету. И украсть не у кого. У своих красть не станешь. Нельзя у своих красть.

Танкист мял мыло в кулаке, мял долго, пока между пальцами не поползло, − старался придумать подходящие к случаю слова. Наверно, только в эту минуту понял танкист, что и не жил еще, что жизни как таковой не знает и где ему, скороспелому, объяснить жизнь другим людям так, чтобы они поверили.

− Вам коров гонят и хлеб везут, − наконец сказал он. − Фронт отодвинется подальше − коровы и хлеб сюда прибудут.

− А если фронт надолго станет. Дед Савельев говорит − лопуховый корень есть можно. Он сам в плену питался, еще в ту войну.

Танкист вытер мальчишку вафельным неподрубленным полотенцем.

− Нелюдское дело лопух кушать. Я покумекаю, потолкую со старшиной, может, мы вас поддержим из своего пайка.

Мальчишка, торопясь, покрутил головой:

− Не-е. Вам нельзя тощать. Вам воевать нужно. А мы как-нибудь. Бабка Вера, она совсем старая, почти неживая уже, говорит, солодовая трава на болотах растет − лепешки из нее можно выпекать, она пыхтит, будто с закваской. Вы только быстрее воюйте, чтобы те коровы и тот хлеб к нам успели. − Теперь в мальчишкиных глазах, потемневших от долгой тоски, светилась надежда.

− Мы постараемся, − сказал танкист. Он засмеялся вдруг невеселым, натянутым смехом. − А ты говоришь, не о чем мне с девками толковать. Потолковали бы, наверно, о том же самом. Зовут тебя как?

На том они и расстались. Танкист отдал мальчишке обмылок, чтобы он вымыл свою команду: Маруську, и Сережку, и Николая. Танкист звал мальчишку поесть щей из солдатской кухни − мальчишка не пошел.

− Я сейчас при деле, мне нельзя отлучаться.

Курицы тягали червяков из влажной тихой земли. Петух бесхвостый, испугавшись танкистова шага, совсем потерял голову и, вместо того чтобы бежать, бросился прямо танкисту под ноги.

− А ты, чертов дурак, куда прешь? − закричал на него танкист.

Петух окончательно осатанел, бросился курицу топтать, свалился и закричал диким криком, лежа на крыле, − крик этот был то ли исступленным рыданием, то ли кому-то грозил петух, то ли обещал.

Возле танков − может быть, запах кухни тому виной, может быть, петушиный крик − пригрезился танкисту дом сытый, с занавесками кружевными, веселая краснощекая девушка с высокой грудью и послевоенный наваристый суп с курятиной.

Описание книги

Книга «Послевоенный суп» автора Радий Погодин оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 8.00 из 10.

Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.

Рецензии на книгу


Ни одной рецензии нет

Книги автора









Книжные подборки
  • ТОП-15 лучших книг 2020 года
  • Зеркальные люди
  • Заразительное одиночество
  • Что в имени тебе моем.
  • Все дороги ведут домой
  • Пионеры фантастики
  • 75 ракурсов Победы. ТОП-ВОВ-75 от ведущих издательств
  • Юмор всему голова
  • ТОП-20 Новинки ведущих издательств
  • Самоизоляция. Как провести время, чтобы оно не провело тебя. Советы от Book24 и Litres
  • Вирусы. Пограничники жизни
  • Вирус-вдохновитель
Популярные полки
  • Книги с неожиданным финалом
  • nikis
  • Баскервиль
  • интригующее, странное, необъяснимое
  • Художественное
  • детская литература
  • Сказки и мифы
  • Феминизм
  • О любви
  • юмор
  • ветеринария
  • Исторические книги
Книгогид
  • F.A.Q.
  • О проекте
  • Пользовательское соглашение
  • Помощь и контакты
  • © Knigogid 2020
  • Жалоба
  • Правообладателям
  • Помогите нам стать лучше


  • Все 0
  • Друзья 0
  • Похожие 0


Если у Вас возникли вопросы по работе сайта - напишите нам!




Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Следующие изменения, которые произойдут после 23 марта 2020 года, затронут большую часть базы книг. В результате на сайте возможны ошибки: вы можете не досчитаться некоторых оцененных книг, книг на полках и в списках «Хочу прочитать». Возможно, вы найдете новые книги на ваших полках — мы просим вас тщательно всё проверить и обновить полки вручную.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.




4 мая 2015 года Тамбовская областная детская библиотека в седьмой раз приняла участие в международной акции «Читаем детям о войне». Для 200 юных тамбовчан в этот день прозвучали яркие и пронзительные произведения о Великой Отечественной войне, написанные для детей.

Рассказ Радия Петровича Погодина «Послевоенный суп» не оставил равнодушными юных читателей отдела массовых программ. Автор рассказывает о мальчике, который жил в деревушке, недавно ставшей тылом. Мальчик делится с молодым танкистом,как ему жилось при фашистах, да так, что у воина дух перехватывает. Дети приняли активное участие в обсуждении рассказа, а в заключение встречи рассказали о своих близких родственниках, воевавших на полях Великой Отечественной войны.

Особое впечатление на юных читателей произвел рассказ известного русского писателя Михаила Зощенко «Бедный Федя». Федину маму фашисты угнали в Германию и замучилитам невыносимой работой.Мальчик не ходил в школу, а с 5 лет работал.Когда же оноказался в детском доме, то никогда не улыбался. Онни с кем не играл, а только одиноко сидел на скамейке.Ребята в детском доме пытались делать всё, чтобы развеселить Федю, но у них ничего не получалось.Свою первую улыбку Федя подарил маме Гриши Светлова-Анне Васильевне, когда та предложила ему войти в семью: стать её сыном.Участникам акции были предложены вопросы для размышления. Дети пришли к выводу, что только человеческое участие и забота помогли Феде обрести семью и душевный покой.


В отделе обслуживания дошкольников и младших школьников юные читатели с интересом прослушали рассказы: «Треугольное письмо» А. Митяева, «Товарищи ленинградцы», «Хлебные крошки» и «Самые обыкновенные» из сборника Веры Карасёвой «Маленькие ленинградцы». Ребят взволновал подвиг маленьких жителей блокадного города, которые вместе со взрослыми защищали его от врагов.Они гасили зажигательные бомбы, следили, чтобы окна были затемнены, помогали отводить в бомбоубежище малышей, ухаживали за стариками, в трескучий мороз ходили к проруби за водой. Самые обыкновенные ребята оказались стойкими и мужественными. Юные слушатели рассказали о своих прадедах, участниках Великой Отечественной войны, прочитали стихи и исполнили песни о войне.


В отделе литературы по искусству ребята познакомились с творчеством замечательного писателя, участника войны, Анатолия Митяева и вместе с библиотекарем прочитали его рассказы «Серьги для ослика» и «Гвардии медвежонок».

А в отделе обслуживания подростков юные участники акциивслух прочитали произведение Георгия Скребицкого «Случай в разведке», написанное в далёком 1944 году. Этот рассказ о разведчике Николае Петрове и его боевом друге – собаке Тролле. Настоящим открытием для детей стали факты о нелёгкой службе фронтовых собак и высокой цене ошибки на войне.


Детям рассказали об участии животных в Великой Отечественной войне. Читатели узнали о каждодневном подвиге и трагической судьбе лошадей, голубей, кошек и собак, спасших тысячи человеческих жизней. Школьники узнали также о том, что собаки принимали участие в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, а минно-розыскная собака Джульбарс была награждена медалью «За боевые заслуги».Ребята с интересом рассматривали памятник монгольским лошадям и памятник «Фронтовой собаке» (г. Москва), миниатюры кота Елисея и кошки Василисы (г. Санкт-Петербург), памятник Вите Черевичкину с почтовым голубем на плече (г. Ростов-на-Дону). Юные читатели и сами достойно подготовились к этой акции, они выучили и рассказали стихи о подвигах наших солдат на фронте и тружеников в тылу.

Читатели сектора краеведения познакомились с рассказом тамбовской писательницы Зинаиды Королёвой «С войны путь долог». Действие в рассказе происходит осенью 1947 года. Несмотря на то, что с окончания Великой Отечественной войны прошло уже более двух лет, жители села продолжают ждать своих родных, не веря в их гибель.Ребятам были предложены вопросы для обсуждения, в результате которого они пришли к выводу, что всё это произведение пронизано чувством любви, верности и доброты.


О подвигахмаленьких героев Великой Отечественной войны узнали юные читатели, прослушав рассказы Анны Николаевны Печерской «Таня Морозова» и«Витя Коробков». Эти произведенияникого не оставляют равнодушным и заставляют задуматься: способны ли мы на подобные поступки? Ребят поразил тот факт, что герои произведений не выдуманы автором, ими являются реальные люди – практически их ровесники. По мнению участников акции «Мы читаем о войне, чтоб не прервалась связующая нить поколений, чтобы мы помнили и чтили своих героев, уважали и не забывали, ветеранов, ценой своих жизней, отстоявших Победу!».



Ответы


Одним из значительных стихотворений поэта о войне является его произведение «Я убит подо Ржевом. ». Прочитайте его внимательно, подумайте, о чем оно. Что хочет сказать герой Твардовского всем поколениям людей, которые будут жить после этой кровопролитной войны? Что он завещает им?

Это стихотворение о памяти, о долге живых перед мертвыми. Стихотворение написано от лица солдата, убитого подо Ржевом.

Он погиб, так и не узнав

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону.

Обращаясь к живым «братьям» он хочет узнать, не напрасной ли была его смерть и смерть тысяч таких же солдат, как он:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она Ему хочется знать, что война окончена и в победе есть и его часть, его «вера, ненависть, страсть». Узнав это, он смог бы разделить счастье с живыми. Погибший солдат требует от оставшихся в живых товарищей мужества, веры, готовности умереть за победу. Он строго требует с живых ответа, устояли ли они «как стена», громят ли врага «на ином рубеже»? Общее дело — битва за Родину — объединяет живых и мертвых. И живые «не в долгу» у убитых, если отстояли родную землю и завершили войну, дойдя до Берлина.

Убитый солдат завещает своим «братьям» жить счастливо и наслаждаться мирной жизнью, «с честью» служить отчизне и свято беречь её «в память воина-брата, / Что погиб за неё».


1.она была для него самой важной целью в жизни,он всегда о ней мечтал.

2. он радовался ей.

3.он сильно печалился,а потом умер,и стал призраком на мосту и сдирал со всех шинели.

4.в книге полностью описано как он её сшил


Сам Чехов назвал её комедией.С тех пор все литературоведы ломают над этим головы.Но вобщем то всё там довольно грустно.

Но у пьесы жанра то нет у пьесы жанр пьеса!


Метафоры ржет дорога, слышен прялки разговор, стонет Русь. Сравнения Луна как желтый медведь, Словно яблоко тяжелое,выдергивают звезды, словно зубы. Эпитеты жуткое, желтый, придавленной, родное, ровный, цепких, запачканный.

Читайте также: