Ребенок боится есть суп

Иногда проблема детей, «которых невозможно накормить», кроется вовсе не в капризности, а в страхах. Почему же ребенок может бояться того, что находится в его тарелке? И как сильно качество еды влияет на отношение детей к ней?


Родители, которые боятся еды

Ольга очень заботится о питании своей семьи, а особенно 7-летнего сына. Правильной считается еда, которая приготовлена Ольгой самостоятельно. Покупные наггетсы, сосиски и пельмени предаются анафеме. Газированные напитки и даже соки это жидкий яд, а чипсы и крекеры – предательство пищевым принципам семьи. Ее Ваня знает все о вреде продуктов, и может прочитать лекцию по этому поводу, но почему-то еле-еле ест мамину еду, рассматривая в тарелке каждый кусочек…

Заботиться о питании, стараться выбирать «правильные» продукты и строить на них рацион, — разве не правильная позиция? Конечно, такой подход к питанию заслуживает уважения, ведь он направлен на сохранение здоровья близких и требует значительных знаний и затрат по времени. Но также такой подход может значительно невротизировать ребенка, в случае если в семье продукты воспринимаются как потенциальные враги.

В таких семьях родители слишком рано начинают внедрять «научный подход» в объяснениях ребенку, почему тот или иной продукт не стоит есть. Излишне подробные объяснения, пугающие истории про «одного мальчика, который все время ел чипсы…». Ребенок часто слышит разговоры о плохой еде и о том, что вся она ненатуральна и опасна. Такие истории не проходят мимо этой семьи, и награждаются грифом: «вот видишь, что бывает. ».

«Разумная позиция» как путь к неврозу


То, что кажется родителям разумной позицией и обучением ребенка здоровому отношению к продуктам, может стать почвой для развития у ребенка пищевого невроза.

Малышу, дошкольнику или даже младшему школьнику сложно разобраться во всех тонкостях оценки продуктов, и он делает целостный вывод: «любая еда опасна!».

Но и еда, которая подается дома, также как будто «рассматривается под микроскопом»: ребенок долго сидит над тарелкой, высматривая в мясе каждую жилку. Появляется особенная избирательность: смешанная еда (например, салат, овощное рагу, мясо под соусом) встречаются маской брезгливости, ребенок долго выбирает определенные кусочки, но удовольствия ни ему, ни родителям это не доставляет. Попытка убедить его попробовать что-то новое («очень полезное!», — возмущается мама) граничит с родительскими чудесами дипломатии.

Родители удивляются: мы прикладываем столько усилий, чтобы еда в доме была только качественная и полезная, а он каждый раз смотрит на тарелку, как на врага! Закрадываются подозрения в том, что ребенка «дурной характер» или «он просто над нами издевается». На самом деле у ребенка сформировался пищевой невроз, и ему нужна помощь. Он не «издевается», он действительно страдает не меньше!

У каких детей есть склонность к развитию пищевого невроза?

Конечно, не все дети склонны к формированию пищевого невроза. Дети активные, не слишком послушные, рисковые, скорее пропустят мимо ушей все родительские нравоучения. Они будут игнорировать «страшилки», не упуская ни одного шанса попробовать строго запрещенные чипсы или леденцы; будут всеми силами добиваться того, чтобы им купили колбаски и хоть иногда газировки.

Если таким детям не будет нравиться «правильная» еда, они будут реагировать на тарелку не подозрительностью, а активным протестом, — и тогда считать, что они боятся еды, нет никаких оснований. Активные дети будут бороться, по-своему, по-детски, со слишком сильной напряженностью пищевой темой в семье.

Но есть дети иного склада: тревожные, мнительные, склонные к страхам. Которые крайне расположены к формированию различных невротических реакций. Если в семье принято бояться чужих – у них формируются различные страхи, дневные и ночные, связанные с устрашающими фигурами, незнакомыми людьми, монстрами. Если в семье почему-то боятся воды, такой ребенок будет бояться ее, даже текущую из крана. А если взрослые подозрительны к теме питания, то – добро пожаловать, пищевой невроз!

Помимо уже описанных симптомов, пищевой невроз может также проявляться в навязчивых движениях. Например, сокращении мышц гортани при жевании, которые будут вызывать поперхивания или даже рвоту. Попытки заставить съесть то, что лежит в тарелке, обычно приводят к еще большему отвращению и усилению рвоты. Часто у таких детей, помимо страха еды, можно найти еще 4-5 напряженных страхов.

Борьба со страхом!


Конечно, причины для того, чтобы ребенок боялся еды, могут быть и иные:

  • возрастной период страхов (особенно страха смерти, начиная с 4-5 лет и до 7-8 лет);
  • непривычный вид и запах еды (например, в другой стране);
  • высокая вкусовая чувствительность, когда ребенок остро воспринимает вкус;
  • травматическое событие, связанное с едой (подавился, отравился).

Но и во всех этих случаях родительский страх является важным элементом при решении вопроса: быть страху перед едой или нет. Чтобы изменить ситуацию, можно дать несколько рекомендаций:

1) Обратитесь к себе. Если ваш ребенок боится еды, подумайте, что в вашем поведении может провоцировать такую ситуацию. Возможно, вы насаждаете его страх, активно рассказывая об опасностях еды? Если это так, то без изменения ситуации с вашей стороны страх ребенка трудно будет победить.

Старайтесь искать реалистичную информацию об относительной пользе и вреде продуктов (вы как раз находитесь на сайте, где такой информации много!).

2) Не будьте «зеркалом». Иногда родители поддерживают детский страх, но, скорее, пассивно – через собственную реакцию. Иначе говоря, они тревожатся оттого, что тревожится ребенок. Ребенок, видя, что мама или бабушка испытывают тревогу вслед за ним, делает прямолинейный вывод: он беспокоится не напрасно! Раз родные беспокоятся, значит, действительно есть причины.

Поэтому, как бы ребенок ни тревожился, старайтесь выражать спокойствие и оптимизм. Так вы сможете разорвать круг вашей общей тревоги.

3) Пусть еда будет простой. Ребенку со страхом еды очень важно понимать, что именно он ест. Пусть в его тарелке будут «монопродукты»: макароны отдельно, мясо – отдельно, нарезанный помидор или огурец – отдельно. Старайтесь не давать ребенку смешанные блюда: салаты, рагу. Впрочем, к супу (негустому) такие дети относятся благосклонно.

4) Будьте терпеливы. Для того, чтобы справиться со страхом еды, понадобится некоторое время. Если он сформировался из-за травматического события, это время может быть не очень длительным. Но если причина в детской тревожности, наложившейся на слишком строгие убеждения родителей, времени понадобится гораздо дольше.

Во-первых, родителям нужно дать время осознать корни проблемы и изменить свое отношение, а во-вторых нужно учитывать, что страх формировался плавно и долго, и быстрых способов победы над ним нет.

5) Обратитесь к специалистам. Для начала лучше проконсультироваться у психолога. Он может дать рекомендации, исходя из индивидуальной ситуации и особенностей ребенка (и родителей), которые помогут преодолеть страх перед едой. Но иногда необходимо введение лекарственной терапии. Пищевой невроз – серьезное состояние, которое может привести к потере веса и состоянию, угрожающему жизни.

В этом случае психолог может рекомендовать обратиться к детскому психиатру, и этого не стоит бояться. Невроз – хоть и болезненное состояние, но временное, не связаное с серьезной психической патологией. Врач-психиатр может назначить препараты, которые снизят тревожность ребенка, и будут хорошим фоном в процессе работы над проблемой.

Подводя итоги

Позиция родителей, связанная с питанием, может быть причиной или дополнительным фактором для формирования у ребенка страха перед едой или даже пищевого невроза. Для того, чтобы повлиять на состояние ребенка, нужно снизить собственную напряженность и поработать над своей тревожностью.

Иногда ребенку и семье может понадобиться профессиональная помощь психолога или детского психиатра в преодолении тягостного состояния. Будьте здоровы!

Узнать, какие продукты действительно являются безопасными и качественными для питания вашего ребенка – вы можете в Каталоге РК.

Мнение авторов Сообщества может не совпадать с официальной позицией организации «Росконтроль». Хотите дополнить или возразить? Можно сделать это в комментариях или написать собственный материал.

Клинический психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, тренер и преподаватель Московского Института Гештальт-терапии и Консультирования. Проходила долговременную подготовку по семейной системной психотерапии, групповой психотерапии, арт-терапии, по работе с психосоматикой, стаж практической работы c 2000 года.

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование по вопросам: трудности в общении, нарушения взаимопонимания с родителями, детьми, супругом, близкими людьми, переживания личных кризисов, развода, расставания с близким человеком, смерти близкого человека, страхи, неуверенность в себе, одиночество, потеря смысла жизни, воспитание детей и подростков, заболевания психосоматического характера.

Вопрос психологам

Спрашивает: Ника

Категория вопроса: Дети


Здравствуйте! Помогите советом. Мне 26 лет,моему сыночку 3 года 8 месяцев,замужем, папа родной. У нас проблема, которая уже очень давно. Сынок практически ничего не ест.Началось 2 года назад, отравился виноградом, лежали в больнице, у него был очень сильный стресс, долго боялся врачей.Потом,по возвращению домой, аппетит был плохой, мы не стали настаивать. Сын выбрал те продукты, которые ему больше нравились:йогурты (до отравления никогда не ел), сырки, булочки, овощи, фрукты, еще ел каши, супчики, мясо. Потом мы еще лежали 2 раза в больнице:острый ларингит, бронхит. После отказался практически от всего. И это длиться по сей день. Наше меню: йогурты, булочки, хлеб,иногда молочный коктейль, мороженое, сладости.Из овощей: морковь, огурцы, капуста, перец.Из фруктов:яблоки, ягоды, иногда бананы. И ВСЕ.

были у гастроэнтеролога,невролога, все в норме.

Мальчик очень активный, умненький, добрый.

Пытались завлечь игрой, сервировали стол, звали в гости других детей.Не помогает. Аппетит у него есть, но только к "своим" продуктам.Я старалась объяснить, каким он вырастет сильным, если будет кушать, спрашивала почему он не хочет есть, он сказал: "Боюсь, что будет рвота". Еще, я постоянно на работе, сын с бабушкой и дедушкой, ходит на развивающие занятия.

Врачи разводят руками, говорят перерастет. Но это же длиться долго, витаминов ребенок не получает, иммунитет слабый.Подскажите, что мне делать? С чего начать?К кому еще обратиться?Что почитать?

P.S пыталась вводить режим дня, питаться по часам, без перекусов. сложно и ему и мне, я не выдерживаю.

АвторСообщение






Екатерина, я могу к Вам так обращаться? Я предлагаю работать в свободном режиме, т.е. отвечайте, по мере возможности, хорошо?

Вопрос первый, расскажите, пожалуйста, поподробнее: вот ребеночку годик. У него неврологический статус. Я правильно понимаю, что лекарства Вы давали на фоне введения прикорма? Какой это был прикорм? Неужели, прямо с года, хлеб, жареная картошка и йогурты?

Проблемы с ЖКТ, как я понимаю, появились тоже на фоне приема лекарств?

Что у вас сейчас с неврологическим статусом? Пьете ли вы лекарства, если да, то какие?


И еще, расскажите, пожалуйста, о Вашей семье: сколько Вам лет, сфера Вашей деятельности, с кем еще, кроме сына, Вы живете?

И последнее, Вы пишите



Екатерина, я повторю вопрос, так как не увидела ответа


И еще у меня к Вам последний вопрос будет: что Вы больше всего любите делать вместе с Вашим сыном? И что он любит делать больше всего вместе с Вами?











Еще раз, давайте прямо по порядку! Вот малыш проснулся. Что происходит дальше? Он умывается, наверное, одевается. И вот с этого момента, прям, по пунктам: что он делает?
Объясню, почему так подробно спрашиваю: сейчас - у него сформировалась устойчивая пищевая привычка, преодолеть которую невероятно сложно!

У Вас неврологический статус, как нейропсихолог, я могу даже сказать, какой участок головного мозга "пострадал" - оттуда идут поведенческие проблемы и пристрастие к сладкому, крахмальному и "мусорной" пище. Такое поведение не является чем-то сверхъестественным, это, вполне, научно объяснимо!

Избирательность в еде и ее взаимосвязь с психическим развитием ребенка - достаточно емкая информация в психологии.

Попробуем взглянуть на нее со стороны рядового родителя, которым и является автор статьи.

Для 2-3 летнего ребенка избирательность в еде и нежелание пробовать новую пищу - это норма.

От капризности в еде, в большинстве случаев, спасает взросление, но полностью на это полагаться не стоит, так как некоторые # неправильныепищевыепривычки остаются на все детство или даже сохраняются во взрослом возрасте.

По некоторым исследованиям,

# избирательныйаппетит , является употребление ребенком менее 65% от всего рациона, включающего себя мясо(яйца и рыба в том числе), овощи, фрукты, каши, молочные продукты, бобовые.

Если Ваш ребенок - малоежка , то необходимо обратиться к неврологу, чтобы исключить серьезные заболевания. В некоторых случаях необходимо наблюдение нескольких специалистов.

Родители в силах помочь ребенку, # расширитьрацион , как это сделать - читайте далее в статье. Но для начала нужно разобраться в причинах, почему ребенок отказывается от некоторых продуктов. Ведь иногда, разобравшись в причинах, мы находим решение проблемы.

Причины избирательности в еде

🔶️ Первая пища ребенка - материнское молоко, оно достаточно вкусное и сладкое. Сладкое дети кушают всегда с удовольствием. От любой сладкой пищи в мозг поступают сигналы и выделяются эндорфины и энкефалины, которые вызывают удовольствие, релаксацию, отсутствие тревоги. Это одна из причин, по которой ребенок может выбирать только сладкие продукты, которые не содержат всех необходимых полезных веществ и витаминов (нутриентов), необходимых для полноценного развития.

🔶️ Ребенку дают пробовать овощи, некоторые из них имеют горьковатый или кислый привкус, например брокколи, шпинат, капуста, сельдерей, салат, редис и другие. Ребенок отказывается их есть, потому что вкусовые рецепторы посылают сигналы в мозг об неизвестном и возможно опасном продукте.

Кислый и горький вкусы могут сигнализировать о том, что объект может быть ядовит, это заложено в человеке от природы на уровне инстинктов.

🔶️ Не нравится консистенция, либо ребенок привык есть перемолотую пищу и отказывается от еды кусочками. Это происходит чаще всего, когда вовремя не была введена твердая пища.

🔶️ Малыш связывает продукты одного цвета или формы и отказывается от них. Например, ребенку не понравился зелёный овощ и он отказывается пробовать все продукты зелёного цвета.

🔶️ Когда пробовал продукт, он был чересчур горячим, малыш обжегся и теперь боится его пробовать вновь.

🔶️ Неправильное поведение родителей во время кормления. Родители критикуют и ругают ребенка, потому что он мало ест. В результате конфликт, связанный с едой не заканчивается. В данной ситуации наладить # питаниеребенка вряд ли удастся.

Также, во время кормления, родители могут ругаться и спорить между собой, чем могут повлечь # отказребенкаотеды в связи с возникшей негативной ассоциацией, которая может закрепиться надолго.

Родители заставляют есть насильно, тем самым сохраняют неблагоприятное отношение ребенка к этой еде надолго.

Как расширить рацион капризного малоежки? (как могут помочь малышу родители)

🔶️ Если ребенок капризен в еде, исключите из рациона сладкое. Вместо того, чтобы вознаградить ребенка за его позитивное действие конфетой, одарите его полезным продуктом. Например, вручите финик лучшему маминому помощнику.

🔶️ Заведите "Тарелку славы" ("Доску славы"), где будут картинки или наклейки еды, которую попробовал малыш.

🔶️ Не рекомендуется заставлять ребенка есть насильно. Стресс не способствует принятию ребенком новой еды или отвергнутой ранее.

🔶️ Каждый продукт нужно предлагать 8-15 раз.

🔶️ Отказ от овощей можно компенсировать фруктами, кашами или цельно зерновым хлебом, тем самым сбалансировав рацион малыша.

🔶️ Полезно словесно одобрять продукт. Ребенку важно отношение к нему матери.

🔶️ Можно попробовать изменить способ приготовления отвергнутого продукта, оригинально оформлять блюдо и готовить вместе с ребенком.

Если быть терпеливым и тактичным родителем, уважать желание вашего маленького человечка, то успех в расширении рациона гарантирован!

Подписывайтесь на канал о детях и немного о жизни на юге!


Детская неофобия — это страх и отказ от употребления в пищу новых или незнакомых продуктов. Этот страх исходит из примитивного защитного рефлекса и, как правило, затрагивает детей в возрасте от 2 до 6 лет. Ребенок, который легко и с радостью поглощал детское питание, вдруг начинает упорно отказываться пробовать новые продукты и блюда. Действительно, большинство исследований показывают, что дети любят не употреблять такие продукты, как фрукты и овощи, а иногда и белковые продукты, такие как рыба, курица и сыр. С другой стороны, они продолжают потреблять крахмалистые продукты, такие как картофель, макароны, печенье и крекеры, а также продукты и закуски, которые богаты насыщенными жирами. Детская неофобия в этом возрастном периоде может иметь вредные последствия для здоровья детей, если их не учить преодолевать свой страх, поскольку в дальнейшем во взрослой жизни их рацион питания будет менее разнообразным.

Этот период довольно сложен для родителей, которые хотят удовлетворить потребности своих маленьких детей в энергии и питательных веществах, и они знают, что этот возраст имеет решающее значение для формирования здоровых привычек питания, которые определяют не только рост, но и будущее здоровье детей. В результате часто родители оказывают давление, к сожалению, это не всегда приносит результаты.


Однако детская неофобия представляет собой нормальный эволюционный процесс, который в значительной степени проходят большинство людей, а также и многие млекопитающие. Обычно этот страх появляется в том возрасте, когда дети начинают становиться независимыми и контролировать то, что они едят, и, способны защитить себя от употребления в пищу продуктов, которые могут содержать ядовитые вещества. Звучит разумно, если учесть, что тысячи лет назад многие фрукты и овощи, а также мясо были потенциально опасными продуктами, содержащие токсичные вещества и патогены. По этой же причине дети раннего возраста изначально избегают продукты с горьким и кислым вкусом.

Действительно, многие исследования показали, что отказ детей пробовать новые продукты эффективно лечится повторным предложением этого же продукта через некоторое время. Действительно, оказалось, что детям необходимо предложить новый продукт от 5-15 раз, чтобы он привык к нему и попробовал. Поэтому чем чаще малыш видит новый продукт, видит, как его употребляют взрослые, тем вероятнее он попробует новый продукт и распробует для дальнейшего употребления.

В соответствующей литературе, посвященной феномену неофобии у детей, существуют методы, которые помогают ее постепенно сократить:


1. «ключом» к эффективному устранению отказа ребенка пробовать новые продукты (как правило, фрукты и овощи) является частое предложение. Когда новый продукт подается на детский стол регулярно (независимо от того, будет ли ребенок его кушать), то тогда он постепенно становится знакомым по цвету, текстуре и запаху, и в какой-то момент перестанет быть «новым».

2. Несколько исследований показали, что, когда детям дают разнообразные продукты с раннего возраста, вероятность развития неофобного поведения снижается.

3. Дети легко воспринимают новые продукты, когда их подают в небольших количествах. Поэтому лучше всего новый продукт (малое количество) предложить малышу в составе знакомых продуктов, с которыми ребенок уже знаком.

4. Большинство родителей придерживаются тактики поощрения: «Если ты съешь горох, то получишь мороженое». Но этот метод уменьшает ценность пищи для ребенка. В итоге ребенок учиться ненавидеть горох, но кушает его только потому, что в итоге получит лакомство.

5. Отличная тактика, когда малыш видит наглядный пример, например, старшие братья или сестры кушают фрукты или овощи с удовольствием, тогда ребенок более охотно пытается их попробовать. Кроме того, мимика является основным механизмом обучения в младшем возрасте.

6. Противоположные эффекты — это давление и принуждение, которые обычно вызывают негативные реакции и усугубляют неофобию ребенка.

7. Положительная тактика это творческий подход к оформлению детских блюд и прием пищи в приятной, спокойной и безопасной обстановке со всей семьей.


Детская неофобия, как правило, является переходной стадией поведения ребенка, хорошо преодолевается, обычно быстро и безболезненно. Кроме того, детство — это период быстрого духовного и физического развития ребенка, это время, когда формируются его привычки в питании. Доступ к разнообразным продуктам следует поощрять до 2-х летнего возраста, если нет подозрений на пищевую аллергию. Неоднократное терпеливое предложение ребенку новых продуктов с раннего возраста, без давления, являются ключевыми моментами, которые помогают ему, учиться разнообразно, и сбалансировано принимать пищу.

Не боимся и добавляем меня в ВК и Одноклассники, Инстаграм !

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта

«Энциклопедия Детское питание»!

Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь на сайт, комментируйте, делитесь в соц.сетях.
На нашем сайте Энциклопедия Детское питание есть полезная информация по питанию ваших детей, которая пригодится для каждого, причем мы обновляем сайт «Энциклопедия Детское питание» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную вам и вашим детям информацию.

Отказ от ответственности № 1: Необходимо понимать, что автор статей на сайте «Энциклопедия Детское питание» не является медицинским персоналом, «Я не врач». Информация, которой я делюсь, основана на моем собственном опыте. Моя цель – не учить Вас, как есть или кормить Вашего ребенка, а рассказывать о том, как мы сделали, что нового я узнала или прочитала. Это позволяет расширить картину знаний про Детское питание, дает увидеть весь процесс, чтобы Вы могли решить, это Вам нравится, стоит ли поступать также.

Отказ от ответственности № 2: Однако вышеописанное не отменяет посещение педиатра. Прежде чем начинать прикорм, необходимо узнать его профессиональное мнение о наилучшем способе введения новых продуктов для Вашего малыша. Также обращаю внимание, что нужно смотреть на первоначальную дату опубликованных статей, ведь некоторые «лучшие практики» могли измениться. Всегда консультируйтесь с педиатром Вашего ребенка по поводу прикорма и его здоровья.

Отказ от ответственности № 3: Имейте в виду, что каждая семья уникальна, каждая ситуация также абсолютно уникальна. Нет универсальных решений. Найти то, что работает лучше для Вас, сможете только Вы сами. Определенные цели требуют определенных жертв и приоритетов — не каждый хочет делать такой выбор, и это ВЕЛИКОЛЕПНО! Просто знайте, чего Вы хотите достичь, и будьте готовы приступить к работе, прикладывая максимум своих сил!

Отказ от ответственности № 4: На сайте Энциклопедия Детское питание используются фото из книг по детскому питанию с указанием авторства, для более полного понимания информации (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ). Литература по детскому питанию найдена в свободном доступе в интернете.



Приверженность к проверенному "старому" и недоверие к "новому" - так может проявлять себя анальный вектор в ребенке. Взаимодействие же по типу "ты мне, я тебе" (есть что-то в обмен на киндер) - так может вести себя кожный вектор. Вы сами, со всей ответственностью, сможете определить вектора своего ребенка, пройдя тренинг. Ведь воспитание ребенка отличается в зависимости от того, какие у него вектора, и здесь ни в коем случае нельзя навредить.

Ждем Вас на занятиях! Всего доброго www.yburlan.ru/raspisanie

Не навязывайте ребенку то, что ему не нравится. Снимите существующее напряжение вокруг темы питания и Вы увидите как дочь попросит сама то, что ей вкусно. Её выбор исходит из желания получить удовольствие. Оно должно быть в жизни ребенка. Позвольте ей иметь собственные вкусовые предпочтения, тем более что список продуктов не так уж мал. Не навязывайте то, что на Ваш взгляд более полезно или сытно. Когда не будет давления с Вашей стороны, у девочки появится желание интересоваться новыми вкусами. Аналогично тому, как ребенок ищет новых впечатлений от жизни.

Агрессия уже сигнализирует о том, что девочка сопротивляется, упрямится. Так делают дети с анальным вектором, когда испытывают стресс. Но определить векторальный набор ребенка Вам нужно самой. Для этого существует тренинг.
www.yburlan.ru/biblioteka/vospitanie-detej-kak-vyrastit-pokolenie-schastlivyh-geniev

Любая психокоррекция у детей до шести лет возможна через маму. Изменение восприятия мамы влечет за собой изменение в поведении ребенка. Не упустите время, стремясь "ощупью" вырастить счастливого человека. Важно знать, что ребенку в радость, а что может лишь навредить. Через свое понимание добра и зла очень легко ошибиться.

пишу подробней о нашей проблеме, моему сыну 4.5 года.он ест пищу девитемес.младенца.то есть пюре картофельное и все что смогу туда "засунуть": тушу мелконарезанную капусту, лук, морковь, мясо мелко нарезанное.и вся эта проблема с рождения.он не хочет пробовать ничего другого, хотя к его возрасту этим он уже не наедается, организм требует больше, а он не может перебороть себя.из овощей он ничего не ест, из фруктов только в руки может взять яблоко, и банан! все.он даже в руки ничего не берет, его передергивает от прикосновений колбасы, котлеты.он еще ест хлеб, и пустые макороны,-значит у него развиты жевательные мышцы челюсти.если попадаются кусочки картошки или того чего я положила во внуть пюре, выплевывает с отвращением.суп и борщ у него вызывают позывы обратные(как бы рвотные)поверьте пробовала и кнутом и пряником! не получается.из молочного только йогурт сладкие, и каша овсянка на молоке.все.на фоне такого скудного рациона.у нас как следствие запоры, и диагноз гипокинезия жвп.ходим в туалет со слабительными, т.к.функции кишечника слабо работают.мне кажется что это вопрос психологич.характера, а насчет -аппетит нагулял-это не к нему! и смотрит он как мы аппетитом кушаем.спрашивает что это., интересуется, предлагаем -да нет, отвечает, не буду и уходит.даже пыталась чипсами завлечь.съешь суп разрешу чипсы есть.ну ладно не буду я чипсы. он готов отказыватся от всего чего так любят дети, тлько бы не есть супы, овощи и все другое! у нас нет психолога, и вообще с хорошими врачами напряженка., если бы были давно бы побывала у него и попросила помощи! что делать -незнаю.

Лучший ответ по мнению автора

Лилия

Проверить малыша у психотерапевта нужно обязательно. Если нет никаких иных проблем, кроме психологической, то попробуйте вот что: обязательно поменяйте своё отношение к ситуации — это важно! Прекратите пичкать, ругать, кричать на ребёнка во время приёма пищи, т.к. тем самым вы вызываете лишь отрицательные эмоции и у себя и у него. Если ребёнок в семье один, то попробуйте приёмы, отвлекающие от неприятного для него процесса еды. Хорошие результаты дает использование в процессе кормления кукольного театра. Достаточно всего одной куклы, которая будет разговаривать с малышом, разыгрывать различные сценки и даже кормить. Как, правило, малыш, привыкая не слушать родителей (вследствие их неправильного подхода к воспитанию), с удовольствием выполняет все рекомендации того или иного сказочного героя. Главное, чтобы тот, кто исполняет роль кукловода, хорошенько прятался и кукла появлялась только тогда, когда ребенок садится за стол. В остальное время ее следует тщательно прятать. Иначе малыш может испытать стресс, обнаружив в один прекрасный момент вместо живой куклы, к которой он привык, голову любимого героя с куском ткани. Когда ребенок подрастет и приемы пищи не будут вызывать у него отвращения, кукольные представления во время еды можно прекратить, сказав, что главный герой ушел к другим малышам, которым нужна помощь. Другой способ — посадите рядом с малышом его любимую игрушку и поставьте перед ней тарелку с едой. Игрушка, голосом кого-то из взрослых, которого не видно, рассказывает о том, какая вкусная каша и призывать малыша съесть её кто вперёд. Варианты могут быть разные, главное вывести ребёнка из состояния неприятной обязанности при приёме пищи.

Другие ответы

Алексей Раков

Действительно, проблема похожа на психологическую, я бы даже добавил, что проблема педагого-психологическая. Возможные факторы Вашей проблемы:

  1. отсутствие педагогического воздействия на вашего сына (например, отсутствие детского сада или подход воспитателя к вашему ребенку был не правильный (не по методике)
  2. и\или ребенок манипулирует Вами во время приема пищи (здесь: проявления демонстративности)

Таким образом, конечно, необходимо Вашего сына проконсультировать ЛИЧНО у психолога. Однако можно поработать с Вами без сына. Во всяком случае, проблема решаема.

Форум психологической помощи населению при ГБУ МСППН

  • Сообщения без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

Ребенок 5,5 лет- фобические страхи, проблемы с едой

Ребенок 5,5 лет- фобические страхи, проблемы с едой

Сообщение Елена255 » 01 дек 2016, 11:48


Re: Ребенок 5,5 лет- фобические страхи, проблемы с едой

Сообщение Innokentiy » 07 дек 2016, 13:39

На Ваше сообщение отвечает психолог МСППН Игонина Екатерина.

Здравствуйте, Елена!
Вы очень подробно описали происходящее, что позволяет сделать некие предположения по поводу состояния Вашей дочки. И при этом очень хорошо, что Вы понимаете, что речи о «точном» объяснении ситуации быть не может. Безусловно, важно более подробное изучение того, что с ней происходит — то есть, очная работа специалистов.
Скорее всего, лучшим решением будет сначала Ваше обращение к врачу-педиатру с целью проведения наиболее полного медицинского обследования дочки. Возможно, вы с дочкой уже проходили диспансеризацию — всё ли было в порядке? Вы отмечаете её отличие от возрастных норм (например, в весе), а как работают другие системы организма? Нет ли у дочки снижения гемоглобина или проблем с иммунной системой, сосудами, дисбактериозом и т.д.? Как известно, большую роль в формировании иммунитета играет кишечник. А его работа напрямую связана как с поведением желудка, так и с усвоением в организме нужных питательных веществ, выработкой витаминов и т. д. Можно ли сказать, что пищеварительная система работает хорошо, если часто мучают рвоты и тошнота? А вдруг у дочки есть некие проблемы с поступлением или усвоением пищи, и ей всего лишь нужно придерживаться определённой диеты какое-то время или пройти специальный курс лечения желудка? Возможно, педиатр порекомендует Вам обратиться к гастроэнтерологу, сделать необходимые исследования, сдать определённые анализы. И после этого наверняка картина уже будет более ясной, и после принятых мер девочке станет намного лучше.
Разумеется, нельзя исключить и психологический фактор. Достаточно стечения некоторых обстоятельств, чтобы ребёнок — особенно впечатлительный или ослабленный — мог испугаться и перестать что-то делать, болезненно относиться даже к самым, казалось бы, «нестрашным» вещам. Возможно, что в момент плохого самочувствия (болезни, когда её рвало), принятая пища, к тому же сопровождаемая настойчивым приказом есть, вызвала стойкое неприятие… Именно потому, что причинами может быть сочетание нескольких факторов, и важно разбираться в проблеме комплексно. Это не исключает и визит к психологу, только прежде чем вести дочку, лучше всего посетить специалиста самой. Это позволит Вам как можно подробнее рассказать о происходящем, ответить на вопросы, которые психолог сочтёт нужным задать для уточнения. Вы же лучше всего знаете свою дочку и ту объективную ситуацию, которая сложилась в вашей семье. Поэтому и изложить её сможете более чётко. Вы можете записаться на бесплатную консультацию в нашу Службу, позвонив по телефону: 8-400-173-09-09.

Уважаемая Елена, Вы уже не бездействуете. Вы внимательно наблюдали за происходящим, анализировали и искали объяснение. Вы обозначили проблему, признали её существование и обратились за помощью. Конечно, Вы сильно переживаете за здоровье и состояние дочки, испуганы и отчаялись. Но Вы настроены ей помочь, и это самое главное. Постарайтесь теперь как можно меньше нервничать и бояться — ведь девочка это чувствует. К тому же, негативные эмоции почти всегда блокируют наши действия, парализуют разум и способность бороться. Сейчас Вы должны быть уверены в том, что проблема решится, свои силы и нервы приберегите для осуществления этого. Дочке же очень нужны Ваши любовь, поддержка, спокойствие и вера в то, что всё преодолимо. Тем более, когда рядом мама, которая сделает всё для улучшения состояния своей любимой девочки. Желаю Вам всего наилучшего!
Психолог МСППН Игонина Екатерина.

У любого ребенка глотательный рефлекс хорошо развит еще с младенческого возраста. Поэтому, когда у него возникают трудности с приемом пищи, родители начинают паниковать. Ведь если не избавиться от данной болезни вовремя, в будущем она может привести к довольно серьезным нарушениям. Что же следует предпринять в случае, если ребенок боится глотать пищу? Для ответа на этот вопрос следует разобраться с первопричинами появления болезни.

Причины возникновения фагофобии

Страх подавиться (фагофобия) является невероятно разрушительной для организма ребенка. Причина этого неприятного заболевания во многом зависит от возраста малыша. Если речь идет о младенце, подобная боязнь может возникнуть из-за чрезмерного количества молока в материнской груди. Кроха не успевает кушать и захлебывается, у него полностью пропадает желание глотать.


У детей постарше страх подавиться появляется по совсем иным причинам. К примеру, после перенесенной ангины ребенок боится глотать твердую пищу, потому что во время болезни этот процесс вызывал сильные болевые ощущения. Возможно, он случайно проглотил какое-то инородное тело, в результате чего теперь с ужасом относится к твердой еде.

Причиной может являться и то, что малыш не может сосредоточиться на одном процессе или слишком ленив, чтобы пережевывать пищу. Главный же повод для возникновения данной болезни заключается в том, что ребенок боится кушать после того, как подавился.

В легкой форме фагофобия проявляется в отношении каких-то определенных видов пищи. Это может быть рыба с мелкими костями, сухие мучные изделия, орехи, таблетки и пр. При более тяжелых случаях страх вызывает любая еда.

Эта фобия способна привести к истощению и создать серьезную угрозу организму вашего сына или дочери. Поэтому, когда ребенок стал бояться глотать пищу, нужно принимать все возможные меры, чтобы избавить его от страха в кратчайшие сроки.

Как бороться?

Лечение фагофобии возможно без нанесения психологической травмы малышу. Не вредят современные методы избавления от данного заболевания и пищеварительной системе карапуза. Так, существует специальный массаж лица, способный развить у него глотательный рефлекс.

Итак, перед вами возникла сложная ситуация – ваш ребенок боится глотать пищу. Что делать для лечения подобной болезни, подсказывают психологи:


объясните, что глотание еды является нормальным процессом, который не вредит здоровью, а наоборот – считается необходимым;

предложите малышу какую-нибудь сладость, перед которой он не сможет устоять;

проявите упорство и начните кормить сына или дочь только твердой едой;

старайтесь почаще брать ребенка в гости или же предлагайте еду в общественных местах, чтобы он наблюдал, как кушают другие.

Если ребенок подавился и боится кушать, тогда можно использовать постепенную методику глотания, начиная с мелких и заканчивая более крупными объектами. Поговорите с ним серьезно и объясните, что все люди периодически давятся, но при этом живы и здоровы.

Куда обратиться за лечением?

Если страх малыша перед глотанием не проходит, невзирая на все усилия и уговоры родителей, пришло время обратится к профессионалам. Специалисты психологического центра «Инсайт» подберут самый действенный метод лечения фагофобии с учетом индивидуальных особенностей маленького пациента.

Если ребенок подавился и теперь боится глотать, доверьте решение данной проблемы нашим сотрудникам! Чтобы записаться на консультацию к дипломированным психологам компании, позвоните менеджерам или заполните заявку на сайте. Мы проводим как индивидуальные, так и групповые занятия.

Читайте также: