Ребенок не ест суп в садике

Время, когда ребенок начинает ходить в детский садик, является волнительным как для малыша, так и для его родителей. Это не только очередной новый период в жизни крохи, но и первый этап на пути к социализации в обществе. В связи с этим на мам и пап обрушивается масса забот и переживаний, начиная с того, как проходит адаптация карапуза к новым условиям и людям, и заканчивая тем, как ребенок питается вне дома.


В детском саду ребенка ожидает множество перемен, в том числе и переход на другое питание

Причины отказа от еды в детсадовском заведении

Одной из самых распространенных проблем многих родителей, которые отдали детей в детский сад, является отказ ребенка там есть. В большинстве случаев такое нежелание принимать пищу имеет достаточно простое объяснение и не несет в себе угрозу здоровью крохи. Прежде чем бить тревогу, стоит разобраться в сложившейся ситуации и понять, каковы причины подобного поведения малыша.

Наиболее вероятными причинами отказа от еды в детском саду могут служить:

  • адаптация к новому образу жизни и окружению;
  • непривычное для ребенка питание и избирательность в еде;
  • кроха не голоден;
  • неумение кушать ложкой самостоятельно (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно кушать ложкой по советам Комаровского?);
  • метод манипуляции взрослыми.

Если ребенок капризен и избирателен в пище, он вполне может отказываться от непонравившейся ему еды в садике

Адаптационный период

Самая распространенная причина, по которой дети не хотят есть в детском саду – физиологическая, связанная с периодом привыкания к смене обстановки. Когда ребенок только начинает посещать дошкольное заведение, он испытывает сильный эмоциональный стресс. Чтобы лучше понять, какие мысли и ощущения преобладают у крохи в адаптационный период, можно попробовать поставить себя на его место:

  1. Детский сад – место для игр, а не для еды. Обычно так думают те дети, родители которых растягивают время привыкания к саду на несколько недель. Малыша длительный срок приводят на пару часов поиграть в помещении или на площадке, после того как он позавтракает дома, затем забирают на обед. В результате ребенок и сопротивляется есть не дома.
  2. Меня разбудили, а я еще хочу спать. Когда ребенок не привык вставать к определенному времени, он не высыпается и в таком состоянии показывает отсутствие аппетита.
  3. Много новых интересных игрушек, с которыми надо обязательно поиграть. Такие мысли могут приходить к крохе только в самом начале посещения садика, когда он еще не успел наиграться, а еда по его мнению будет мешать этому.
  4. Мама ушла навсегда. Детская психика ясельного возраста устроена так, что даже постоянные уверения “мама вернется”, не убеждают ребенка, он как будто расстается с ней навсегда. Из-за такого пережитого ужаса и пропадает какое-либо желание кушать.
  5. Я слушаюсь исключительно маму, а эту чужую тетю не буду. Ребенку требуется время привыкнуть не только к новому режиму, условиям, но и к воспитательнице.
  6. Без мультиков или любимой сказки есть не буду. На первых порах даже воспитатели в детском саду прибегают к помощи игровых элементов – например, кто первым съест весь суп, будет поливать цветы.

Еще много нюансов и отвлекающих моментов, оказывающих влияние на желание малыша кушать в период адаптации. Однако если процесс привыкания проходит нормально, уже через пару недель малыш более или менее адаптируется к новой обстановке и коллективу и начнет питаться достаточно хорошо.

Разновидность манипуляции

Дети прекрасно понимают, что отказ есть в саду заставляет родителей переживать и беспокоиться. Малыши часто прибегают к этому способу, чтобы их раньше забирали домой. Так или иначе, это один из методов манипулирования взрослыми для достижения собственных целей. К манипуляциям можно отнести истерики и крокодильи слезы при прощании утром, рассчитанные на то, чтобы разжалобить маму и заставить ее забрать малыша назад.

Избирательный аппетит и непривычные блюда

До посещения детсадовского учреждения у ребенка формируется свой привычный рацион. Еда же в меню дошкольного заведения может сильно отличаться от той, что кроха ест дома. Вполне вероятно, что малыш просто боится пробовать незнакомые ему блюда. Чаще с такой проблемой сталкиваются дети, которых начали водить в сад позже, в возрасте 5-6 лет.


Считается, что избирательность в еде – проблема больше надуманная, чем связанная с какими-то медицинскими отклонениями. В большинстве случаев ее обуславливают педагогические факторы и недостатки воспитания. Если малыш не хочет кушать предложенную еду, не стоит кормить его насильно или ругать. Чувство голода – единственное надежное средство для преодоления проблемы избирательного аппетита. Рано или поздно ребенок проголодается, важно в этот момент дать ему еду, которую предлагали ранее.

Болезнь и плохое самочувствие

Перед началом болезни, когда видимая симптоматика заболевания еще не проявилась – например, нет температуры, нормальный стул, у крохи вполне может пропасть аппетит, он становится вялым и капризным. Если отсутствие аппетита несвойственно малышу, скорее всего, он заболел, а симптомы болезни появятся в течение нескольких часов.

Также отказ от еды может оказаться следствием отклонений в функционировании желудочно-кишечного тракта, которые вызваны аллергией на пищевые продукты, нарушением психо-эмоционального характера, плохой экологией или связаны с наследственными факторами. Кроме этого мешать малышу есть или доставлять дискомфорт и неприятные ощущения в процессе еды могут заложенный нос, воспаленная десна или шатающийся зуб.


Причиной плохого аппетита может стать шатающийся зуб или опухшая десна

Другие возможные причины нежелания кушать в саду

Существует еще ряд возможных причин, которые могут влиять на аппетит в период адаптации и после его завершения. Среди них:

  1. Неумение есть ложкой самостоятельно. Если такой бытовой навык не был приобретен малышом до поступления в детсадовскую группу, это может стать причиной, по которой кроха будет оставаться голодным. В дошкольном заведении едят сразу все дети. Воспитательница просто физически не успевает уделять много внимания каждому, чтобы всех накормить.
  2. Кормление дома перед садиком. Таким образом родители больше стараются успокоить себя в том, что их чадо будет сытым. Однако именно это не дает малышу успеть проголодаться, чтобы потом хорошо поесть в садике.
  3. Отсутствие режима дня дома. Если дома ребенок привык принимать пищу не по графику, а когда вздумается, то перестроиться на четкое расписание в детском саду ему будет сложно. Чаще проблема возникает с детьми, только начавшими посещать учреждение или с теми, кто долго не ходил.
  4. Сезонное влияние. На детей, как и на взрослых, оказывает влияние время года. Например, летом ребенок растет быстрее, чем зимой, а поэтому и ест гораздо лучше, так как нуждается в дополнительной энергии.
  5. Особенности природных биоритмов. Все дети разные, одни не едят совсем по утрам или едят очень мало, другие практически не притрагиваются к еде за ужином.
  6. Малая физическая активность. Ребенок еще не может оценить еду как гурман и наслаждаться ею, он ест только тогда, когда проголодается, чтобы восстановить потраченные силы. Однако если кроха мало двигается, не бегает, не играется, то и не тратит энергию.
  7. Неприятные ассоциации. Если дома ребенка за столом постоянно воспитывают и попрекают медлительностью или неаккуратностью, то процесс приема пищи становится для него тягостным.
  8. Любопытство. Некоторых детей отвлекает, когда рядом ест сосед или ребенок напротив. Это качество – важный аспект в гармоничном развитии крохи, но может мешать спокойному приему пищи.

Способы преодоления проблем с питанием в детском саду

Для начала нужно сократить к минимуму возможные причины проблем с едой в садике:

  1. Необходимо приучить малыша свободно пользоваться столовыми приборами без участия взрослого. Самостоятельная еда с помощью ложки не должна вызывать стресс или стеснение.
  2. Установить режим дня приближенный к тому, который будет в детском саду – кормить, стараться будить и укладывать спать приблизительно в одно и то же время. Это намного упростит задачу при хождении в детсадовское заведение, так как практически исчезнет проблема с невысыпанием, ранним подъемом или непривычкой питаться в определенные часы.
  3. Разнообразить меню ребенка. Так как у родителей часто нет времени постоянно придумывать разные блюда, они обычно ограничиваются тем, что готовится легко, быстро и что будет есть ребенок. Нет необходимости каждый день удивлять кроху чем-нибудь нестандартным, но стоит периодически давать ему пробовать новые блюда и вводить в рацион непривычные продукты. В результате разноплановое детсадовское меню не станет для него сюрпризом.
  4. Сделать прием пищи приятной процедурой. Не заставляйте кроху есть насильно. Как утверждает доктор Комаровский, если ребенок не хочет есть, значит он просто не голоден. Не ругайте, не торопите и не критикуйте маленького едока в процессе кормления, а все его успехи замечайте и хвалите. Однако не стоит превращать трапезу в развлекательное шоу, иначе в будущем без него малыш будет отказываться есть.
  5. Необходимо воспитать уважение к чужому труду. Можно объяснить крохе, что отказ от еды, которую готовил другой человек – проявление своего неуважительного отношения. Также стоит периодически готовить вместе с крохой, чтобы он имел представление об этом процессе.

Как справиться с нежеланием ребенка есть в период адаптации к детскому саду?

Адаптационный период – стрессовая ситуация для всех членов семьи, но особенно сильная эмоциональная нагрузка ложится на малыша. Ему нужно время и силы, чтобы привыкнуть к новой обстановке и условиям, к воспитателю и другим детям. Здесь очень важно, как родители будут помогать крохе справляться с адаптацией.

Во-первых, им следует набраться терпения и не давить на малыша. Со временем он адаптируется и все наладится. Обычно этот процесс занимает от пары недель до месяца или двух, однако и затягивать специально не стоит. Если ребенок уже нормально ходит на несколько часов, его можно оставлять и на весь день, а не забирать домой. Во-вторых, необходимо создать спокойную атмосферу дома, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности и не испытывал дополнительных негативных эмоций.


Однако что делать, если все сроки прошли, а кроха продолжает отказываться от еды? В такой ситуации лучше обратиться за советом к психологу. Он поможет выявить причину и порекомендует способы устранения проблемы.

Отказ от еды в детском саду часто становится настоящей проблемой для родителей. Исправить ситуацию вполне реально, но для этого нужно понять, почему она возникла, и уже после этого предпринимать какие-либо действия.

Почему ребенок не ест в садике

Прежде чем идти к педиатру или писать отказ от детского сада из-за отказа от еды, нужно понять причину возникновения этого явления. Самые распространенные:

  • Адаптационный период. В период привыкания к садику возникает сильный стресс из-за смены обстановки, новых людей, отсутствия рядом родителей. Из-за сильной тревоги он может отказываться от еды.
  • Непривычная еда. Меню в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего. Дети дошкольного возраста – большие консерваторы, поэтому пробовать новые блюда, да еще и в незнакомой обстановке, им достаточно сложно.
  • Избирательность в еде. Часто малыш и дома ест только определенные продукты или долго перебирает готовое блюдо, прежде чем его съесть. В садике такой ребенок не ест вообще или питается только хлебом. Особенно часто возникает такая проблема в возрасте пяти-шести лет.
  • Недостаточно проголодался. Дети едят, когда чувствуют голод. Если до обеда движения было мало, а на прогулку не выходили, они могут просто не хотеть есть.
  • Негативные ассоциации. Часто ребенок не ест в садике из-за негативного опыта. Если дома его попрекают из-за медлительности, ставят в угол за отказ от еды или кормят насильно, в саду от будет просто бояться употреблять пищу – вдруг ситуация повторится.
  • Неумение есть самостоятельно. Если до садика родители не научили держать ложку и вилку, ребенок может отказываться от еды вне дома в принципе. Поскольку дети в саду едят одновременно, воспитатель физически не может накормить «с ложечки» всех, поэтому кто-то может оставаться голодным.
  • Плохое самочувствие. Часто дети интуитивно отказываются от еды, когда видимых признаков заболевания еще нет. Вялость, капризность и отсутствие аппетита, особенно если ранее таких проблем не было, могут стать признаками начинающейся простуды. Также дискомфорт малышу может доставлять воспаление во рту, заложенный нос или вздутие живота.
  • Попытка манипулировать взрослыми. Дети в возрасте пяти-шести лет уже умеют добиваться своей цели разными способами. Один из них – отказ от еды в саду, поскольку родители и воспитатели редко оставляют эту ситуацию без внимания. Связь «я не ем – меня забирают раньше/кормят перед садиком вкусной едой/уделяют больше внимания» прослеживается очень легко, поэтому отказ от еды быстро становится способом манипуляции.

Иногда дети не едят в садике из-за погоды. Кто-то зимой начинает есть больше, а кто-то, напротив, почти ничего не ест и мало двигается. Та же ситуация и летом: кто-то в жару почти не двигается и ничего не ест, а только пьет, а кто-то, напротив, готов есть каждый час.

Почему нельзя кормить против воли

Ребенок может не есть в саду или дома по разным причинам, но в любом случае заставлять его это делать не нужно. В противном случае сформируется нездоровое пищевое поведение, которое может проявиться спустя много лет. Переедание, чрезмерное потребление сладкого или фастфуда, полный отказ от еды, употребление в пищу только одного продукта, постоянное следование диетам, недовольство своим весом, анорексия, булимия – часто эти явления возникают из-за неправильно выстроенных отношений с едой в детстве.

Распространенное явление – кормление «под мультик» – также не имеет ничего общего с нормальным питанием. По сути, это то же кормление против воли, но его отличие в том, что еда вообще не воспринимается мозгом маленького человека. Организм не в состоянии воспринимать информацию с экрана и осознанно принимать еду, что приводит к печальным последствиям. Во-первых, такой режим питания вызывает привыкание – отказ от еды в садике возникает просто потому, что ему не включили мультфильм. Во-вторых, возникает переедание – сигналы о насыщении просто игнорируются. В-третьих, из-за неосознанного потребления пищи ребенок оказывается не в состоянии в дальнейшем выбирать, что он хочет съесть: вкусовые предпочтения отсутствуют.

Есть еще множество аргументов в пользу выхода из «общества чистых тарелок», поэтому врачи настоятельно рекомендуют не кормить детей, если они наотрез отказываются от еды.

Ребенок не ест в садике: советы специалистов

Известный врач-педиатр Евгений Комаровский утверждает, что если ребенок не ест, значит, он еще не проголодался. Лучшее, что могут сделать воспитатели и родители для профилактики такого явления – дать «нагулять аппетит». Активная прогулка, подвижные игры, мыслительная деятельность, общение со сверстниками – лучшие способы «спровоцировать» появление аппетита.

По мнению педиатров, отказ от еды во время болезни – распространенное и вполне естественное явление, поэтому волноваться на этот счет не нужно. Единственное, на чем нужно настаивать, – это употребление достаточного количества жидкости, особенно чистой воды.

Если ребенок не ест в садике или дома какие-то определенные продукты, специалисты рекомендуют использовать следующую схему: предлагать продукт до десяти раз с перерывом в месяц. То есть родители предлагают, например, морковь в свежем виде. Если получают отказ, предлагают морковные оладьи. Если снова отказ, то можно смешать морковное и картофельное пюре. Можно предпринять до десяти таких попыток, после чего отложить решение вопроса на месяц и попробовать снова. Не стоит забывать и о том, что пищевая ценность некоторых продуктов идентична, поэтому, если не нравится что-то одно, можно попробовать аналог.

При сбалансированном пятиразовом питании отказ от завтрака – не критичное явление, поскольку к обеду дети все равно проголодаются и что-то съедят. Однако, когда ребенок в садике ничего не ест в принципе, и при этом вы замечаете признаки ухудшения его состояния (выпадают волосы, кожа стала сухой, нарушился стул, сильный недобор веса), стоит проконсультироваться со специалистом. Такой отказ может быть симптомом какого-то заболевания или дефицита важных микроэлементов.

Что делать родителям, если ребенок не ест в саду

Хотя главная роль в детском саду отводится воспитателю, решать возникающие проблемы с питанием нужно родителям. Вот несколько советов:

  • Установите режим питания. Так голод будет возникать примерно в одно и то же время, что особенно удобно в садике или школе, ведь там детей кормят «по часам». Откажитесь от углеводных и жировых перекусов – оставьте только овощи и фрукты.
  • Не предлагайте плотный завтрак перед садиком и не приносите сладости, когда приходите, иначе необходимости поесть в саду просто не возникнет.
  • Если малыш не ест в садике в период адаптации, не переживайте. Чаще всего проблема уходит сама собой, когда он расслабится, приобретет друзей и поймет, что ему комфортно в новых условиях. Как можно чаще говорите о том, что вы доверяете работникам сада и поварам, что все блюда приготовлены с заботой – так же, как дома.
  • По возможности незадолго до первого посещения детского сада начните готовить схожие блюда. Главное правило: вся еда должна быть простая, без специй и экзотических ингредиентов.
  • Вместе с «малоежкой» находите в дневном меню (его, как правило, вывешивают перед входом в группу) какие-то продукты, которые ему могут понравиться сегодня. Хвалите за достижения и постепенно расширяйте список привычной еды.
  • Не ругайте ребенка, если он отказывается есть, не применяйте никаких санкций и не манипулируйте детским аппетитом. Мало того, что это входит в привычку, это еще и провоцирует возникновение негативных ассоциаций с едой.
  • Если отказ от еды возникает из-за большого количества детей вокруг, периодически устраивайте семейные обеды, ходите в гости, посещайте кафе. Так ребенок привыкнет к тому, что есть в обществе – нормально.
  • Учите есть самостоятельно. Выберите вместе новые столовые приборы и заведите ребенку персональную тарелку и чашку. Не торопите и будьте готовы к тому, что после обеда вокруг будет разбросана еда. Если ребенок пока слишком мал, предупредите воспитателя, что малышу нужна помощь.
  • Не делайте из отказа от еды проблему. Отказ от еды из-за волнения близких – распространенное явление, и оно будет возникать снова и снова, лишь бы вы уделяли как можно больше внимания малышу, возможно, забирали из садика раньше.

Станьте примером для ребенка дома, и тогда проблема отказа от еды в садике просто не возникнет.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .


Нормальный ребенок голодом себя морить не будет, не переживайте. Просто Ваш малец нашел "узкое место" и показывает характер. Это очень частая проблема в садике.

Что надо делать родителям в этом случае:

1 Ни в коем случае не кормить ребенка перед садиком. Никаких конфеток-яблочек-печениц с собой или по дороге (как правильно сказала Мария). Не задабривать его вкусностями чтобы шел в группу. ПУсть идет в сад натощак!

2 поговорите с персоналом. Пусть еду ему предлагают, сажают за стол, но не настаивают чтобы ел. Тогда ему станет скучно устраивать "голодабти протеста", и он начнет поначалу кушать то что особо понравилось, а потом и вовсе нормально есть в садике.

3 Не делайте из этого проблему. Не акцентируйт е внимание. И в то же время спокойно удивляйтесь как бы мельком: "Странно. Тебя же в садике кормили. " И тут же переводите разговор на другую тему. Именно такое ненавязчивое, ни к чему не обязывающее повторение заставит его пересмотреть вопрос кормлени в садике.

В отличие от школ, детские сады могут похвастаться разнообразным меню, вкусными и полезными завтраками, обедами, ужинами и перекусами. Найдутся те, кто вспомнит свое дошкольное детство с негативом из-за печени, горохового супа или манной каши. Но по большей части еда в садика всем нравилась. А нынешние родители, для которых порой устраивают дегустации блюд в садике, отмечают, что повара готовят очень вкусно.

Так почему же дети плохо едят, если приготовленное действительно вкусное (и это подтверждают сами родители)? Да и воспитатели с удовольствием доплачивают, чтобы покушать именно садиковскую еду, а не приносят с собой контейнеры из дома.

Все дело в том, что дети, которые плохо кушают в садике, не приучены дома к здоровой и полезной пище. Все воспитатели перед тем, как ребенок придет в группу первый раз, просят родителей наладить питание в семье, чтобы ребенок к нему привык и без проблем потом кушал в садике.

Если малыш привык на завтрак есть хлопья и бутерброды с колбасой, он не захочет в садике молочную кашу. Если на обед дома ребенок уплетает макароны с жареными сосисками, то в садике он не будет суп и тушеную капусту с мясом. Если ребенок привык "кусочничать" сладостями, булочками, бутербродами, сырками и подобным, то в садике он не захочет на полдник яблочко с йогуртом.

С раннего детства, приучив ребенка к еде более яркой и насыщенной по вкусу, трудно привить ему любовь к блюдам, приготовленным по ГОСТу. Вы постоянно жарите картошку? Вряд ли ребенок захочет ее в тушеном виде в садике. Вы частенько на ужин готовите/заказываете пиццу или стряпаете пироги? Ну тут никакая запеканка не пойдет в сравнение. И так далее.

Если ваш ребенок плохо ест в садике и говорит, что ему не нравится еда, скорее всего, это вина родителей. Нужно приучать ребенка к здоровому питанию сразу, чтобы в садике он не ходил голодным, а воспитатели не танцевали вокруг него с бубном, пытаясь хоть как-то накормить.

Никто ж не ставит табу на той же пицце, жареных сосисках, яичнице, бутербродам и прочим радостям. Просто их потребление нужно минимизировать. Основное меню рекомендуется сделать правильным. Поверьте, это вкусно и полезно не только ребенку, но и вам самим.

Если вам понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал))

Петрова Татьяна
Консультация для педагогов «Как научить ребенка есть в детском саду»

Консультация для педагогов

«Как научить ребенка есть в детском саду»

«Не буду, не хочу, не нравится!» – говорят сквозь слезы дети, когда речь заходит о приеме пищи в детском саду. Слишком часто воспитателям приходиться сталкиваться с нежеланием малышей вкушать блюда, приготовленные опытными поварами-профессионалами. И причина этого вовсе не в поварах. Причину, пожалуй, надо искать в семье ребенка.

Чаще всего ситуация оказывается до банального проста – дело в том, что домашняя еда очень отличается от пищи, которой кормят детей в детских садах. Малышам бывает трудно перейти от бабушкиных отбивных из куриной грудинки на рыбные котлеты и гарнир из отварной моркови, и поэтому они отказываются кушать.

Некоторые дети только в детском саду узнают вкус пшенной и геркулесовой каши, фасолевого и горохового супа. Дома такие блюда просто не готовят. У некоторых детей появляется даже рвотный рефлекс на какое-то блюдо. Можно даже составить статистику, какую еду дети едят в саду, а какая практически у всех остается нетронутой.

В этом случае стоит провести беседу с родителями, если они заинтересованы, чтобы ребенок хоть что-нибудь съедал, они прислушаются.

Родителям можно посоветовать включать в меню следует только те блюда, которые дети употребляют в детском саду, ибо в большинстве случаев домашняя пища сильно отличается от детсадовской. Если в свое время ребенок будет употреблять в пищу борщ, запеканку и кисель дома, то, вероятней всего, он будет есть это с удовольствием в детском саду. Также важным является сам способ приготовления пищи. В детских садах еда не содержит большого количество приправ, жиров и различных специй. Следовательно, родителям следует готовить такую пищу, тем более что изобилие приправ и специй не самым лучшим образом влияет на пищеварительную систему.

Есть еще несколько причин, по которым ребенок не ест в детском саду.

Это может быть скрытый протест против воспитателя (который не нравится, против сверстников (с которыми ребенок не может найти общий язык) и даже против родителей (которые заставляют идти ребенка в детский сад). Причиной может быть элементарное упрямство. Чем больше уговариваешь ребенка, тем обратнее результат, стоит только не обратить внимание, как он сам начинает есть.

Одной из причин может быть подражание, когда по каким-либо причинам одному из детей позволяется не садиться за стол.

Очень часто родители при ребенке говорят, чтобы ребенка не заставляли есть, что ребенком понимается как одобрение его плохого аппетита.

Бывает, что малыш отказывается есть из-за неаппетитного вида блюда, например, гороховой каши, заляпанной скатерти.

Примеры сервировки стола и оформления блюд. (Презентация к консультации)

Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание детей на недостаточности их аппетита, говорить об этом в их присутствии. Не следует упрашивать, задабривать и уговаривать есть. Надо воздействовать на эмоции детей, пользуясь поощрением, внушением, примером сверстников, игровыми приемами.

Но в желании воспитателя и родителей накормить ребенка очень важно не навредить ребенку, не перейти тонкую грань, когда забота превращается в насилие.

Стоит ли насильно заставлять ребенка есть?

Родители стремятся скормить ребенкусодержимое тарелки любыми способами: от мягкого "За маму, за папу, за бабушку. " до жесткого "Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь". И если ненавистная каша и котлета все-таки съедены, мама с папой считают, что цель достигнута и все в порядке. А потом.

- Родители шестилетнего Андрюши пришли на консультацию в полном смятении, - рассказывает детский психолог, кандидат психологических наук Елена Анатольевна Смирнова. - Их сын недавно убежал из дома. Его быстро нашли и вернули, но мальчик огрызался, плакал и грозился сбежать снова.

Потрясенные родители ничего не могли понять. Они клялись и божились, что любят своего ребенка больше всего на свете, что были с ним добры, никогда не поднимали на него руки.Но в ходе подробной беседы всплыла одна проблема: с малолетства у Андрюши был плохой аппетит, и его заставляли есть.

Так отношения в семье оказались всерьез испорченными. Причем горький опыт ничему не научил этих с виду разумных и благополучных родителей. Через несколько лет они снова пришли на консультацию со своим вторым ребенком. Протестуя против родительского давления, семилетняя девочка совершенно перестала подчиняться, скрывала школьные оценки. Все это тоже оказалось результатом многолетней "войны за столом".

Конечно, не все дети способны на открытый протест. Тихая послушная девочка, которую тоже постоянно заставляли есть, не убегала из дома сама, но это делали все персонажи ее игр. Потом она придумана сказочную страну, где бездомные дети-игрушки обретали новый дом и жили в нем совсем без взрослых.

Эту девочку заставляли есть не только дома, но и в детском саду, а потом в школе. Когда весь их первый класс на большой перемене строем шел в столовую завтракать, малышка начинала стучать зубами - от страха перед очередной "пыткой едой". Окружающим казалось, что девочка просто замерзла, а она стыдилась кому-нибудь рассказать о том, что с ней происходит на самом деле.

Такое состояние врачи и психологи уже классифицируют как невроз. Нередко у детей, которых кормят насильно, наблюдаются и другие изменения поведения - они становятся не в меру упрямыми, агрессивными или плаксивыми.

Увы! Даже если явных тревожных симптомов незаметно, насилие не может пройти бесследно для психики ребенка и его взаимоотношений с родителями. Став старше, ребенок, скорее всего, простит маме и папе их чрезмерное рвение в вопросах питания. Но на подсознательном уровне он все равно будет помнить, что эти люди способны совершить насилие, не считаясь с его потребностями и чувствами. И по-настоящему близкие, доверительные отношения в такой семье построить будет очень тяжело.

Пользы для здоровья от кормления через силу тоже никакой. Исследования показали, что дети, которых кормят насильно, впоследствии значительно чаще страдают нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта и щитовидной железы, не говоря уже о страхах и неврозах.

Вообще-то человеческий организм - это саморегулирующаяся система, которая способна хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций - снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т. п. Заставлять ребенка есть в такие моменты - значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации.

В любом случае воспитатели в этом вопросе должны индивидуально подходить к каждому ребенку, совместно с родителями выявляя причину плохого аппетита, нежелания есть.

Примеры игровых вариантов.

«Королева Стола и король». Корона надевается ребенку, который лучше всех поел.

«Почетный стол» на этом столе должна быть более нарядная скатерть, красивая посуда.

Медаль «За самую чистую тарелку»

Игра «Ресторан»

Чтение книги. Ребенок заслушивается и забывает, что не хотел кашу. Доказано, что за просмотром мультфильмов ребенок съедает больше, ест, что дадут.

Можно договориться с малышом о простом правиле: «Если не хочется есть, съедаешь столько ложечек, сколько тебе лет».


Как и обещала в рассылке, публикую ответ. Однажды пришел вопрос от нашей подписчицы и читательницы блога:

Татьяна, отдельное, огромное вам спасибо. Я прочитала вашу статью, пользуюсь вашими советами на протяжении нескольких дней уже. И есть прогресс. Мы уже три дня без блендера! Но! Ест он только макароны+сосиска, пельмени и еще от дранников с мясом не отказался. Как приучить его к супу, картофельному пюре, котлеткам (то, что более полезно, т.к. сам категорически отказывается это даже пробовать) ранее я его кормила этим, но в измельченном виде, под мультики.

Мы пошли в сад и из за этого, мы целый день голодные. в саду ест только хлеб, печеньки или сухарики, если дают. так же пьет компот и кисель. с детьми покушать отказывается. в сад идет с удовольствием,но как только перед садом я пытаюсь с ним договориться о том,чтоб он покушал сегодня в саду «за вознаграждение», сразу в сад идти отказывается(((( и так целый день голодный (

Основная сложность у детей, кормление которых основано на отвлекающих факторах (книжки, мультики, планшеты, театральные представления бабушек-дедушек) состоит в том, что они привыкли есть еду, не осознавая то, ЧТО перед ними.
Сознание таких детей сосредоточено на развлекательном компоненте, что сильно снижает природный аппетит ребенка, подавляет его естественное любопытство перед новой пищей.
А ведь, когда нет интереса — нет и мотивации что-то попробовать новенькое, пусть и даже самое-самое полезное и вкусное. Для ребенка это «неизведанная территория». А значит, опасная, ее лучше обходить стороной.

Другая сложность состоит в том, что не формируется нормальное пищевое поведение. Мама зовет к столу, а ребенок не чувствует голода… Или все сели за стол, а ребенок, в отличие от активно жующих взрослых, вяло ковыряется в своей тарелке и и пассивно ждет, когда ложка мамы доберется до его рта.

Когда приходит пора отдавать такого малыша в детский садик, родители полагают, что он поглядит, как его группа активно кушает и сам будет тянуться в этом направлении. Мол, стадное поведение и подражательный компонент никто не отменял… Это да! Но не всегда это происходит. Чаще всего точно так, как описала ситуацию мама Катрин выше.

Что же делать? Как наладить нормальное пищевое поведение?

Этот путь на самом деле не быстрый. Требует терпения и внимания к ребенку. Нам нужно сформировать правильное пищевое поведение у ребенка, здоровое чувство аппетита, удовлетворение от принятой пищи и заботу о ЖКТ. Вот краткий перечень шагов:

1) Отказаться от развлекательного компонента, от всего, что может отвлечь ребенка от тарелки.
2) Пересмотреть рацион ребенка и его режим. Очень часто оказывается, что в промежутках между основными приемами еды ребенок активно кусочничает. Итог прост — он не голоден настолько, чтобы с аппетитом съесть предложенное блюдо. Или родители накладывают ему такие порции, с которыми и сам взрослый с трудом справится. Объем пищи должен соответствовать потребностям детского организма и эквивалентным потраченной энергии.
3) Оценить, достаточно ли ребенок активен? Есть ли у него регулярные прогулки на свежем воздухе с подвижными играми? При малой активности снижается обмен веществ, аппетит с трудом формируется.
4) В зависимости от возраста ребенка вовремя переходить от гомогенной к структурной пище, вовремя знакомить с кусочками, с культурой поведения за столом, учить правильно пользоваться ложкой и вилкой, начиная с 10 мес. Поощрять и вовлекать ребенка активно работать ложкой.
5 ) Переход к общему столу должен происходить плавно и естественно: на основе любопытства и выраженного интереса ребенка. Если нет интереса — смотрим пункт 1, 2 и 3.

Далее, чтобы ребенок легко перешел к садиковской еде и ел без проблем в садике — нужно готовить дома то же самое, как в саду.

Поэтому, перед тем как пойти в садик, имеет смысл пообщаться на тему питания с воспитателями и родителями, которые уже водят туда деток, получить меню садика (в интернете есть подробные технологии приготовления каждого блюда, можно легко найти при желании).

Очень часто встречается ситуация, когда ребенок с удовольствием ест домашнюю еду, а в садике — отказывается.

Во-первых, тут играет роль консервативность вкусов — переключиться с одного вида еды на другое маленькому ребенку бывает сложно. На это требуется время.

Во-вторых, свои 5 копеек могут сюда вставить и стрессовые ситуации, в которые попадает ребенок в период адаптации к садику. Оба эти момента проходят после адаптации и ребенок привыкает к еде и нахождению в группе.

И да, последний момент, который хотела бы затронуть. Никогда не манипулируйте едой: «будешь кушать в садике — будет тебе вознаграждение». Еда — это жизненная потребность организма и жонглирование этой потребностью выглядит так же странно, как и фраза: «будешь меня любить — дам тебе то и то». Мы ведь так своим деткам не говорим, так ведь? Еда — не способ и средство подкупа. 🙂

А тем родителям, чьи подросшие детки еще на бутылочке — вот здесь вы найдете алгоритм перехода от бутылки к тарелке и к самостоятельной еде. Там рассматривалась ситуация, когда ребенок в 4 (!) года все еще ел с бутылочки кашу. Есть над чем поработать, чтобы ему помочь адаптироваться, так что читайте и применяйте.

Здравствуйте. Мой сын (1 год 9мес) не хочет кушать первые блюда. Еле съест две ложки и на этом все. Пробовала по разному. После супа давала кашу - кушает. Если не давала - так до вечера голодный и ходил. При этом сказать, что он уминал ужин с двойным аппетитом не могу - ест как обычно без особого энтузиазма.

Вопрос: вредно ли для ребенка то, что он не кушает жидкого? Компенсируется ли это тем, что он во время трапезы запивает еду питьем? Спасибо.


lyudmila

Комментарии к записи

Только участники группы могут комментировать.

Детский психотерапевт. Окончила МГУ им. Ломоносова (кафедра клинической психологии, дополнительная специализация - нейропсихолог), Институт аналитической психологии (по специальностям «Детский психоанализ» и «Юнгианская аналитическая психология и психотерапия»). С 1998 г. - психотерапевтическая практика с детьми и взрослыми. Сертифицированный аналитический психолог, психотерапевт. Член Московской ассоциации аналитической психологии, преподаватель МААП, рекомендованный аналитик МААП, кандидат IAAP (Международной ассоциации аналитической психологии).
Области практики: консультирование, психотерапия детей и взрослых (специализация – аналитическая терапия). Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессия, капризы, страхи, трудности с учебой, воровство, гиперактивность, нарушения сна и аппетита, нарушения сексуального развития и др.) Работа с детьми, страдающими психосоматическими нарушениями.
Телефон для записи на прием: +7(916)560 7252.


Период адаптации малыша к детскому саду – очень сложный как для него самого, так и для родителей. Кроме нового распорядка дня, чужих людей вокруг, множества сверстников и незнакомой обстановки для ребенка стрессом является необходимость по часам кушать порой абсолютно незнакомую ему еду. Поэтому отказ от пищи – одна из самых частых проблем первых недель или месяцев адаптации.

Почему происходит отказ от еды в садике?

Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.

Период адаптации

Основные причины переживаний – это:


  1. Подъем рано утром в одно и то же время. Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать.
  2. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
  3. Новая среда общения. Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться.
  4. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
  5. Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.

Способ манипулирования

Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть. То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:

  • заберут из группы обратно домой;
  • дадут другую пищу, чем всем остальным;
  • накормят после обеда печеньем.

Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.

Плохой аппетит и непривычные блюда


Есть дети с плохим аппетитом – которые всегда едят мало. В этом случае заставлять ребенка съедать все, что положено – недопустимо и жестоко. Пусть ребенок сам выберет, что и сколько ему съедать. Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.

Болезнь и плохое самочувствие

Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.

Каждая мама ради здоровья своего малыша неустанно готовит различные отвары и бульоны. Если же ребенок не ест суп — трагедия приобретает вселенский масштаб. Давайте выясним, действительно ли необходимы горячие первые блюда детям, и стоит ли уговаривать несмышленыша проглотить еще ложечку?


Суп: польза и вред

Правильно приготовленные из экологически чистых продуктов первые блюда, бесспорно, полезны. Супы молочные и овощные, отвары и бульоны представляют собой концентрат из витаминов и минералов. Поэтому они вызывают аппетит, способствуют перевариванию пищи, поддерживают соотношение воды и солей, снабжают организм питательными веществами.

Однако бульоны и отвары могут принести вред ребенку, если продукты были некачественными. В мясе могут содержаться антибиотики, гормоны роста. Непроверенные овощи опасны нитратами.

Возьмите ответственность за здоровье ребенка в свои руки. Никогда не покупайте продукты на стихийных рынках, вблизи проезжей части. Спрашивайте сертификаты качества на продукцию.

Какой суп не хочет есть ребенок?

Прежде чем расстраиваться из-за отказа чада от еды, подумайте, что именно не устраивает малыша? Может быть, в тарелке слишком много моркови, картофеля, лука или дело в ненавистных кабачках?

В 2 года кроха уже отлично понимает, из чего состоит блюдо. Случается, что ребенок отказывается от целой порции, если не любит один продукт. Не жалейте времени, выясните, что именно ему не нравится. Приготовьте кушанье без лука, моркови или замените белокочанную капусту на цветную, экспериментируйте.

Дети могут отказываться от трапезы и потому, что супчик, несмотря на его пользу, выглядит слишком «скучно». Ситуацию спасет фигурная нарезка овощей, макароны в виде букв, а кусочки сладкого перца или тыквы добавят красок. Постарайтесь понять вкусы маленького человека!


Особенности приготовления детского супа

Для детских блюд из мяса нужно использовать второй бульон. Рецепт его приготовления таков: кусочки нежирной мякоти положите в холодную воду, после закипания проварите 5 минут, затем воду слейте, мясо промойте и заново опустите в холодную воду. И уже на этой воде готовьте бульон.

Также первое блюдо можно приготовить на отваре из овощей.

Отвар из овощей готовится следующим образом:
Подойдет безопасная керамическая или эмалированная посуда. Томите содержимое под закрытой крышкой. Не переваривайте! Овощи правильно класть в кипящую воду, соль добавлять в конце приготовления, а нашинкованную зелень — после снятия с плиты. Так удастся сохранить 90% витаминов.


В детской кухне нельзя использовать:

  • Специи, в том числе лавровый лист.
  • Томатную пасту и приправы.
  • Жирное и копченое мясо.
  • Наваристые костные бульоны.
  • Различные зажарки.
  • Щавель.

Почему не нужно заставлять

Ключ к детскому здоровью — рациональное питание, утверждают диетологи и педиатры. Важно соблюдать баланс белков, жиров и углеводов, а блюда на бульонах и отварах можно на некоторое время исключить из меню без ущерба для здоровья. И вот почему:

Отказ от супа – не причина гастрита

Современная медицина доказала, что причиной гастрита является бактерия Helicobacter Pylori. Заражение этим микроорганизмом происходит контактно-бытовым путем и не связано с недостатком супов в рационе.


Можно найти альтернативу

Для малышей необходимы теплые блюда комфортной температуры, но не обязательно супы. Стенки желудка согреет картофельное пюре, овощное рагу, каша. Водный баланс организма поддержит чай, компот, сок — просто убедитесь, что напиток полезен.

Есть со слезами на глазах вредно не только для пищеварения

Психологи утверждают, что в результате насильственного кормления у детей развиваются психосоматические заболевания. Еда с уговорами, под телевизор, с прочтением сказок ради «еще одной ложечки» является травмирующей. Чтобы прекратить насилие, организм ребенка подает сигнал SOS — боль в области желудка, кишечника. Не исключено, что со временем она станет постоянной.


Можно и без первого

Правильно приготовленное из экологически чистых продуктов первое блюдо полезно малышам. Но если ребенок категорически отказывается есть супы, несмотря на всевозможные эксперименты и уговоры — можно обойтись и без них. Важно соблюдать баланс белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов в детском меню.

Психологи утверждают, что вред от насильственного кормления значительно больше, чем польза. Спокойно заменяйте супы запеканками, омлетами, кашами, рагу. Учитывайте гастрономические предпочтения ребенка.


  • ← Previous У ребенка плохой аппетит: советы доктора Комаровского
  • ГКП в детском саду: как проходят занятия Next →

Евгения Комарова

Автор статьи - специалист по грудному вскармливанию, занимается вопросами отказа от груди, недостатка молока, гиперлактации и начала прикорма.

Читайте также: