В чем мужик варил суп для генералов


Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)

ВложениеРазмер
test_po_skazke_saltykova-shchedrina_povest_o_tom_kak_odin_muzhik_dvukh_generalov_prokormil.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». (7 класс)

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А) В результате кораблекрушения.

Б) По щучьему веленью, по моему хотенью.

В) С помощью волшебника.

Г) Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

В) В кокосовой скорлупке.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А) «Московскую правду».

Б) «Московские ведомости».

В) «Московское обозрение».

Г) «Вестник Москвы».

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А) По следам, оставленным на песке.

Б) По звукам балалайки.

В) По запаху мякинного хлеба.

Г) По его крикам.

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

6. В каком виде два генерала прибыли на остров?

Б) В ночных рубашках.

В) В шубах и валенках.

7. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

8. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А) Все время спать.

Б) Научиться работать.

Г) Поймать зверя.

9. Из чего сделал мужик силки для птиц?

А) Из собственных волос.

Б) Из собственной рубахи.

В) Из собственных лаптей.

10. Как генералы вернулись домой?

А) Заснули и проснулись дома.

Б) Так же как и попали на остров.

В) Их спасли случайно.

Г) Мужик построил корабль.

11. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

А) На Подьяческой.

12. Какой из двух генералов был поумнее?

А) Тот, кто был учителем каллиграфии.

Б) Тот, кто был учителем географии.

В) Тот, кто был учителем логики.

Г) Тот, кто вообще не был учителем.

13. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде, чем варить уху?

Г) Отпустили поплавать.

14. Как генералы мужика при себе удерживали?

А) Цепью приковали.

Б) Веревочкой привязали.

В) Смирительную рубашку надели.

Г) Он остался сам.

15. Чем генералы наградили мужика?

А) Бутылкой пива.

Г) Рюмкой водки и пятаком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по сказке Салтыкова-Щедрина поможет Вам и вашим детям найти новый подход к изучению этого произведения.

Данный материал представляет собой методическую разработку по теме "Нравственные пороки общества"( по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил").

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» .

Сатира на социальные и нравственные верхушки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.

Урок на тему "Взгляд современного читателя на сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Цель урока: выяснить актуальность произведения в эпоху его со.

Урок-путешествие с привлечением ЭОР.

Данный урок предназначен для знакомства учащихся с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина, углубления знаний о юморе и сатире, гиперболе и гротеске. Урок способствует воспитанию читателя с активно.

Тест по литературе М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для 7 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

А1. Где «по щучьему веленью» оказались генералы?

1) на необитаемом острове
2) на Канарах
3) на Северном полюсе
4) на плоту среди океана

А2. В чём мужик варил суп для генералов?

1) в скорлупе кокоса
2) в слепленной им из глины кастрюле
3) в пригоршне
4) в сапоге

А3. О чём были статьи, которые генералы читали в газете?

1) о путешествиях
2) о еде
3) о животных
4) о сражениях

А4. Какими вернулись генералы назад в Петербург?

1) грустными
2) злыми и голодными
3) похудевшими
4) сытыми, белыми и весёлыми

В1. Как называлась улица в Петербурге, на которой поселились генералы?

В2. Из какой травы сплёл мужик верёвку для себя?

С1. Против кого направлена сатира автора?

2 вариант

А1. Что откусил один генерал у другого в приступе голода?

1) ухо
2) кусок перчатки
3) орден
4) рукав рубашки

А2. Какой выход придумали генералы, чтобы не умереть от голода?

1) уплыть с острова
2) найти мужика
3) послать телеграмму на большую землю
4) построить дельтаплан и улететь

А3. Какое яблоко выбрал для себя мужик?

1) кислое
2) самое крупное
3) самое сладкое
4) гнилое

А4. Чем вознаградили генералы мужика?

1) бутылкой водки и тысячей рублей
2) назначили ему содержание
3) ничем
4) рюмкой водки и пятаком серебра

В1. Какую газету читали генералы на острове?

В2. Чем выстлал мужик дно лодочки, на которой вёз генералов в Петербург?

С1. Какие пороки изобличает писатель, изображая пол­ную никчёмность генералов?

Ответы на тест по литературе М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для 7 класса
1 вариант
А1-1
А2-3
А3-2
А4-4
В1. Подьяческая
В2. Из конопли
2 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-4
В1. Московские ведомости
В2. Лебяжьим пухом

\u0411. \u041f\u043e \u0449\u0443\u0447\u044c\u0435\u043c\u0443 \u0432\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044e, \u043f\u043e \u043c\u043e\u0435\u043c\u0443 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043d\u0438\u044e.\n

2). \u0412 \u0447\u0435\u043c \u043c\u0443\u0436\u0438\u043a \u0432\u0430\u0440\u0438\u043b \u0441\u0443\u043f?\n

\u0411. \u0412 \u043f\u0440\u0438\u0433\u043e\u0440\u0448\u043d\u0435.\n

3). \u041a\u0430\u043a\u0443\u044e \u0433\u0430\u0437\u0435\u0442\u0443 \u0447\u0438\u0442\u0430\u043b\u0438 \u0433\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044b \u043d\u0430 \u043d\u0435\u043e\u0431\u0438\u0442\u0430\u0435\u043c\u043e\u043c \u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0435?\n

\u0411. \u00ab\u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0435 \u0432\u0435\u0434\u043e\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438\u00bb.\n

4). \u041a\u0430\u043a \u0433\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044b \u043e\u0442\u044b\u0441\u043a\u0430\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u043e\u0441\u0442\u0440\u043e\u0432\u0435 \u043c\u0443\u0436\u0438\u043a\u0430?\n

\u0412. \u041f\u043e \u0437\u0430\u043f\u0430\u0445\u0443 \u043c\u044f\u043a\u0438\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0445\u043b\u0435\u0431\u0430.\n

5). \u041a\u0435\u043c \u044d\u0442\u043e\u0442 \u043c\u0443\u0436\u0438\u043a \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u043b \u0432 \u041f\u0435\u0442\u0435\u0440\u0431\u0443\u0440\u0433\u0435? \u00a0

\u0412. \u041c\u0430\u043b\u044f\u0440\u043e\u043c.\n

6). \u041a\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u0434\u0432\u0443\u0445 \u0433\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u043e\u0432 \u0431\u044b\u043b \u043f\u043e\u0443\u043c\u043d\u0435\u0435?\n

\u0410. \u0422\u043e\u0442, \u043a\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b \u0443\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c \u043a\u0430\u043b\u043b\u0438\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0438.\n

7). \u041a\u0430\u043a \u0433\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044b \u043c\u0443\u0436\u0438\u043a\u0430 \u043f\u0440\u0438 \u0441\u0435\u0431\u0435 \u0443\u0434\u0435\u0440\u0436\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438?\n

\u0411. \u0412\u0435\u0440\u0451\u0432\u043e\u0447\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0432\u044f\u0437\u0430\u043b\u0438.\n

8). \u0427\u0435\u043c \u0433\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044b \u043d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0434\u0438\u043b\u0438 \u043c\u0443\u0436\u0438\u043a\u0430?\n

\u0413. \u0420\u044e\u043c\u043a\u043e\u0439 \u0432\u043e\u0434\u043a\u0438 \u0438 \u043f\u044f\u0442\u0430\u043a\u043e\u043c. ">]" data-test="answer-box-list">

Разделы: Литература

Цели игры:

  • оценить степень освоения сказок Салтыкова-Щедрина;
  • обсудить особенности жанра сатирической сказки;
  • обсудить проблематику сказок;
  • выяснить особенности приёма аллегории

Описание игры: игра построена подобно телешоу “Кто хочет стать миллионером” - класс делится на команды, каждая команда выбирает правильный ответ и поднимает карточку с ответом. У команд есть возможность взять подсказки: 50/50, помощь учителя, найти ответ в тексте.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • набор карточек с крупно написанными буквами А., В, С, D.,
  • тексты сказок

Ход игры

Кто знает сказки Салтыкова-Щедрина? (1 слайд)

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

А. В результате кораблекрушения
В. По щучьему велению, по моему хотению
С. С помощью волшебника
D. Прилетели на ковре-самолёте (2 слайд)

2. В чём мужик варил суп?

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

А. “Московскую правду”
В. “Московские ведомости”
С. “Московское обозрение”
D. “Вестник Москвы” (6 слайд)

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

А. По следам, оставленным на песке
В. По звукам балалайки
С. По запаху мякинного хлеба
D. По его крикам (8 слайд)

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки “Дикий помещик”?

А. Маленькой пенсией
В. Обилием мужиков
С. Отсутствием жены
D. Отсутствием детей (12 слайд)

7. Кого звал помещик в гости?

8. Какой способ прогулки помещик “считал самым приличным и удобным”?

9. В каком виде два генерала прибыли на остров?

10. Какой предмет проглотил из генералов за неимением ужина?

11. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

А. Всё время спать
В. Научиться работать
С. Найти мужика
D. Поймать зверя (22 слайд)

12. Из чего мужик сделал силки для птиц?

А. Из собственных волос
В. Из собственной рубахи
С. Из собственных лаптей
D. Из лески (24 слайд)

13. Как генералы вернулись домой?

А. Заснули и проснулись дома
В. Так же как и попали на остров
С. Их спасли случайно
D. Мужик построил корабль (26 слайд)

14. С кем помещик охотился на зайцев?

15. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

16. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

17. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

18. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

19. Какой из двух генералов был поумнее?

А. Тот, кто был учителем каллиграфии
В. Тот, кто был учителем географии
С. Тот, кто был учителем логики
D. Тот, кто вообще не был учителем (38 слайд)

20. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

21. Как генералы мужика при себе удерживали?

А. Цепью приковали
В. Верёвочкой привязали
С. Смирительную рубашку надели
D. Он остался сам (42 слайд)

22. Чем генералы наградили мужика?

23. Где живёт главный герой сказки о диком помещике?

А. В некотором царстве
В. В Орловской губернии
С. В приволжских степях
D. За границей (46 слайд)

24. Какое золотое слово вычитал помещик в газете “Весть”?

25. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

26. Как звали главного героя сказки “Дикий помещик”?

Кроссворд по сказке М.Е.Салтыкова - Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (53 слайд)


  1. “Вот наконец и Нева - …” (матушка)
  2. “Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на … - в правой руке получишь искомое” (север)
  3. Боязнь, которой “набрались” генералы во время пути “от бурь да ветров разных” (страх)
  4. День торжества, когда “дары всех стран назначили себе как бы рандеву” (праздник)
  5. Как автор называет судно, дно которого мужик устлал лебяжьим пухом? (лодочка)
  6. ”Происшествие, которого не запомнят даже …, тем более что в осетре был опознан частный пристав Б.” (старожилы)
  7. “Зашёл генерал в лес – а там рябчики свищут, … токуют, зайцы бегают” (тетерева)
  8. “ Кто тот …, который над нами такую шутку сыграл” (злодей)
  9. Специалист, от которого один из генералов слышал, что “ человек может долгое время своими собственными соками питаться” (доктор)

Подведение итогов.

Подсчитываются командные очки, и награждаются учащиеся, активно принимавшие участие в игре и разгадывании кроссворда.

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)



Тест по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) В результате кораблекрушения.

2) По щучьему велению, по моему хотению.

3) С помощью волшебника.

4) Прилетели на ковре-самолете.

2. В чем мужик варил суп?

1) В котелке. 3) В кокосовой скорлупке.

2) В пригоршне . 4) В чане.

3. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1) «Московскую правду».

2) «Московские ведомости».

3) «Московское обозрение».

4) «Вестник Москвы»

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

1) По следам, оставленным на песке.

2) По звукам балалайки.

3) По запаху мякинного хлеба.

4) По его крикам.

5. Кем этот мужик работал в Петербурге?

1) Поваром. 3) Маляром.

2) Кузнецом. 4) Извозчиком.

6. Чем в своей жизни был очень недоволен герой сказки «Дикий помещик»?

1). Маленькой пенсией. 3) Отсутствием жены.

2) Обилием мужиков . 4) Отсутствием детей.

7. Кого звал помещик в гости?

1) Медведя. 3) Генералов-соседей.

2) Губернатора. 4) Судью.

8. Какой способ прогулки помещик «считал самым приличным и удобным»?

1) На четвереньках . 3) Верхом на лошади.

2) В карете. 4) В телеге.

1. В каком виде два генерала прибыли на остров?

1) В мундирах. 3) В шубах и валенках.

2) В ночных рубашках . 4) Раздетые.

2. Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

1) Пуговицу. 3) Тапочки.

2) Орден. 4) Платок.

3. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?

1) Все время спать. 3) Найти мужика.

2) Научиться работать. 4) Поймать зверя.

4. Из чего мужик сделал силки для птиц?

1) Из собственных волос . 3) Из собственных лаптей.

2) Из собственной рубахи. 4) Из лески.

5. Как генералы вернулись домой?

1) Заснули и проснулись дома.

2) Так же как и попали на остров.

3) Их спасли случайно.

4) Мужик построил корабль.

6. С кем помещик охотился на зайцев?

1) С волком. 3) С лисой.

2) С медведем . 4) С кабаном

7. Чем дикий помещик угощал всех гостей?

1) Колбасой. 3) Вареньем.

2) Пряниками . 4) Ягодами и грибами.

8. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал?

1) Надел тулуп. 3) Оброс волосами.

2) Сидел на печи. 4) Беспробудно пил.

9. Кто побеспокоился о том, чтобы вернуть мужика к помещику?

1) Губернское начальство . 3) Соседи.

2) Сам помещик. 4) Царь.

1. На какой улице в Петербурге жили два генерала?

1) На Подьяческой . 3) На Литейной.

2) На Фонтанке. 4) На Невском.

2. Какой из двух генералов был поум нее?

1) Тот, кто был учителем каллиграфии.

2) Тот, кто был учителем географии.

3) Тот, кто был учителем логики.

4) Тот, кто вообще не был учителем.

3. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху?

1) Высекли . 3) Откормили.

2) Напоили. 4) Отпустили поплавать.

4. Как генералы мужика при себе удерживали?

1) Цепью приковали.

2) Веревочкой привязали.

3) Смирительную рубашку надели.

4) Он остался сам.

5. Чем генералы наградили мужика?

1) Бутылкой пива.

4) Рюмкой водки и пятаком .

6. Где живет главный герой сказки о диком помещике?

1) В некотором царстве.

2) В Орловской губернии.

3) В приволжских степях.

7. Какое золотое слово вычитал помещик в газете «Весть»?

1) Вперед. 3) Долой.

2) Старайся . 4) Даешь.

8. Что помещик, одичав, не успел-таки приобрести?

1) Когтей. 3) Звериной силы.

2) Хвоста . 4) Шерсти.

Выберите книгу со скидкой:


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.


350 руб. 114.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка - книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»





VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы


  • Несмачнова Наталья АлександровнаНаписать 53164 27.03.2016

Номер материала: ДВ-558493

  • Русский язык
  • 7 класс
  • Тесты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р




    27.03.2016 713
    27.03.2016 370
    27.03.2016 337
    27.03.2016 1297
    27.03.2016 305
    27.03.2016 1616
    27.03.2016 871

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цитата: «. мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить».

История создания

Во время ссылки в Вятку Салтыков-Щедрин имел возможность наблюдать за жизнью и чиновников, и крестьян. Эти наблюдения подвигли его на создание цикла сатирических сказок. Всего в этот цикл входят 32 сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» — в числе первых произведений этого цикла.

Проблематика: народный труд и безделье вельмож.

Смысл названия: в названии подразумевается, что народ кормит правящее сословие, причём один простой мужик стоит двух вельмож.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: сатирическая сказка.

Жанровые особенности: сохраняя форму сказок, произведения Салтыкова-Щедрина поднимают остросоциальные проблемы и являются в первую очередь сатирой на общественные явления того времени.

Время и место действия: действие сказки происходит на неком вымышленном необитаемом острове и в Петербурге. Время не уточняется (как чаще всего происходит в сказках).

Действующие лица

  • Два генерала — мало чем отличаются друг от друга (один вроде бы несколько умней другого и работал в прошлом учителем каллиграфии). Ленивые и беспомощные паразиты.
  • Мужик — волшебный персонаж, который всё умеет, всё делает и ничего не требует.

Краткое содержание

Очутились как-то два генерала на необитаемом острове. Ничего они не знают и не умеют — генералы ведь. Рыскали в поисках еды, но ничего не нашли — чуть друг друга не съели. Только «Московские ведомости» генералам попались. И решили они найти мужика — уж он-то все их проблемы решит. Как ни странно, мужик довольно быстро нашёлся. И тут же насобирал для генералов яблок (себе взял одно, кислое), накопал картофеля, поймал рябчика в силок из собственных волос, а потом ещё и веревку сплёл, чтобы генералам было чем мужика к дереву привязывать.

И зажили генералы хорошо — мужик им даже суп в пригоршне варил. А потом им надоело на необитаемом острове — так мужик лодку сделал и в Петербург их отвёз. В благодарность генералы выдали мужику рюмку водки и пятак серебром — гуляй не хочу!

Экранизации

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (СССР, 1965) — мультфильм.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как мужик разделил собранные им яблоки?

Ответ. Мужик всё отдал генералам, а себе взял одно, кислое.

Опишите генеральскую награду для мужика.

Ответ. Мужик получил рюмку водки и пятак серебром. Вот и вся плата за спасение жизней генералов и обеспечение их комфорта в сложных условиях. Автор насмехается над «щедростью» такой награды.

Какой вывод можно сделать из этой сказки?

Ответ. Генералы символизируют правящую элиту, которая демонстрирует свою бесполезность, декоративность. В то же время народ в лице мужика может совершить любое чудо — даже суп в пригоршне сварить.

Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются.

– А как вы думаете, ваше превосходительство, в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание? – говорит, бывало, один генерал другому, позавтракавши.

– Думаю, ваше превосходительство, что было в самом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!

– Стало быть, и потоп был?

– И потоп был, потому что, в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей? Тем более, что в «Московских ведомостях» повествуют…

– А не почитать ли нам «Московских ведомостей»?

Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани – и ничего, не тошнит!

Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Чаще и чаще стали они припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку даже поплакивали.

– Что-то теперь делается в Подьяческой, ваше превосходительство? – спрашивал один генерал другого.

– И не говорите, ваше превосходительство! все сердце изныло! – отвечал другой генерал.

– Хорошо-то оно хорошо здесь – слова нет! а все, знаете, как-то неловко барашку без ярочки! да и мундира тоже жалко!

– Еще как жалко-то! Особливо, как четвертого класса, так на одно шитье посмотреть, голова закружится!

И начали они нудить мужика: представь да представь их в Подьяческую! И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало!

– А ведь мы с Подьяческой генералы! – обрадовались генералы.

– А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше словно муха ходит – это он самый я и есть! – отвечал мужик.

И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль – не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.

– Ты смотри, однако, каналья, не утопи нас! – сказали генералы, увидев покачивавшуюся на волнах ладью.

– Будьте покойны, господа генералы, не впервой! – отвечал мужик и стал готовиться к отъезду.

Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки. Устлавши, уложил на дно генералов и, перекрестившись, поплыл. Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство – этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик все гребет да гребет да кормит генералов селедками.

Цели: совершенствовать навыки характеристики героев, продолжить освоение художественных приёмов изображения человека в литературном произведении;

помочь ученикам понять иносказательный смысл произведения, его сатирический пафос, идею;

повторить признаки комического и формы его проявления;

развивать творческие способности учеников.

I.Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами поговорим о творчестве М.Е.Салтыкова - Щедрина и остановимся на сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (запись темы урока).

1. Что узнаем на уроке? Каковы цели? (В чём особенность жанра, социальные проблемы, волнующие автора).

2.В названии темы встретилось слово «проблематика». Попробуйте дать определение термина. (Проблематика - совокупность проблем, которые поднимаются в произведении.

Проблема- это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении).(слайд 2)

3. Сказка входит в сборник под общим названием «Сказки для детей изрядного возраста» Что значит «изрядного»? (Значит «немалого». Салтыков-Щедрин после выхода в свет сборника продавал его крестьянам за 3 копейки, чтобы они смогли его купить и увидеть себя героями его произведений, пробудить в них самосознание и самоуважение, искоренить невежество).

4. Сказка называется «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В каком значении употреблено слово «повесть»? (Здесь имеет значение «повествование», «рассказ» см.учебник стр.347)

II. Викторина. Давайте проверим, как хорошо вы знаете содержание произведения. (слайд 3 и т.д.)

Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1.В результате кораблекрушения?

2.По щучьему велению?

3.С помощью волшебника?

4.Прилетели на ковре - самолёте?

В чём мужик варил суп?

3.В кокосовой скорлупе?

Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

1. «Московскую правду»?

2. «»Московские ведомости»?

3. «Московское обозрение»?

4. «Вестник Москвы»?

Как генералы отыскали на острове мужика?

1.По следам, оставленным на песке?

2.По звукам балалайки?

По запаху мякинного хлеба?

Кем мужик работал в Петербурге?

В каком виде два генерала прибыли на остров?

2.В ночных рубашках?

3.В шубах и валенках?

Какой предмет проглотил один из генералов за неимением ужина?

Из чего мужик сделал силки для птиц?

1.Из собственных волос?

2.Из собственной рубахи?

3.Из собственных лаптей?

Как генералы вернулись домой?

1.Заснули и проснулись дома?

2.Так же, как и попали на остров?

3.Их спасли случайно?

4.Мужик построил корабль?

Как генералы мужика при себе удерживали?

3.Смирительную рубашку надели?

4.Он остался сам?

III. Работа с эпиграфом.(слайд «Повесть…) Настоящий писатель - это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди. (А.П.Чехов)

Как понимаете эти слова? Можно их отнести и к Салтыкову-Щедрину? (Сказки написаны на злобу дня. В основе лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Настоящий писатель умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью общества).

Слайд «Повесть о том…»IV. 1. Итак, мы говорим о сказке Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Написана она была в 1869 году.

2.(Слайд «Проблемный вопрос») Можно ли «Повесть» отнести к жанру сказки?

3.Что такое «сказка»? ( Слайд «Что такое сказка?»)

Сказка - повествовательное, обычно народно - эпическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

4.В любой сказке можно найти сказочные выражения. Например, «Жили - были…» Слайд «Задание». Чтобы доказать, что это произведение относится к жанру сказки, найдите в тексте эти сказочные выражения и определите их роль в тексте.

Стр.340. Жили-были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове (поместить героев в условное сказочное пространство «по щучьему велению»).

Слайд «Сказочные выражения» Стр.342. Сказано - сделано. Пошёл один генерал направо и видит - растут деревья, а на деревьях всякие плоды…(«Сказано-сделано несёт иронический смысл. На самом деле, генералы могут только говорить, делать ничего не способны).

Стр.346. Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

Стр.346. Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало! (Традиционная концовка находится у Щедрина не в конце сказки и имеет почти прямой смысл: мужику действительно ничего не досталось).

Стр.347, Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - этого ни пером описать, ни в сказке сказать.

Стр.347. Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли - того ни в сказке сказать, ни пером описать. (Дважды Щедрин применяет одну сказочную формулу, лишь немного видоизменяя её. Используется для усиления значения сказки.)

5.Почему Щедрин выбрал для своего произведения жанр сказки? Вспомните особенности фольклорных сказок. (В сказках победа добра над злом. Щедрин наводить читателя на эту мысль)

6. Значит добро должно победить, а зло должно быть наказано. Так ли это у Щедрина? (Сердце и силы свои Щедрин отдал защите народа - «мужика», как тогда выражались).

V. Слайд «Вопрос». Беседа с классом.

1. Что в «Повести…» не вписывается в сказочный сюжет? (описание петербургской жизни генералов: их служба в регистратуре, в школе военных кантонистов, упоминание о газетах, воспоминания генералов о кухарках. Не сказочная причина, по которой произошло перемещение генералов на остров: «оба были легкомысленны»).

2. Почему местом действия выбран необитаемый остров? (Вспомним роман Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо, Герой, потерпевший кораблекрушение, не пал духом, а проявил волю и мужество и за несколько лет освоил остров, сделал своё жилище уютным и безопасным. «Повесть…» щедрина написана через полтора века после «Робинзона Крузо». Для проверки жизнестойкости привилегированных сословий сатирик избирает необитаемый остров и обыгрывает известный сюжет робинзонады в нарочно смешной форме).

3. Генералы читают газету «Московские ведомости» стр.347 словарь. Стр.343-344 прочитать по ролям, передать интонацией характеры генералов. В чём особенность текстов в найденной генералами газете? (Весь номер состоял из описания еды. Ни о чём другом не сообщают, как о роскошных пиршествах. Это не просто пир, это праздник жизни для избранных).

4. Чем отличается поведение мужика от поведения генералов, попавших на необитаемый остров? («Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужчина и самым нахальным образом уклоняется от работы». В отличие от генералов, впавших в панику и уныние от пребывания на острове, мужик совершенно спокоен - он отдыхает от трудов. Мужик - редкий умелец, но он так привык к своему рабскому положению, что даже там, где никакой закон не обязывает его работать на генералов, он действует по установившемуся порядку вещей, не пользуясь свободой. Генералы убеждены в том, что мужик есть везде, и он должен на них работать.

Комментарий. Социальные реформы 1860-х годов, в первую очередь - отмена крепостного права, были восприняты подавляющим числом дворян - помещиков как катастрофа.

5. Почему он не наелся сам, хотя бы после того, как наготовил всего множество, а дожидался, когда генералам придёт на мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку?» и при всём изобилии на острове, взял себе одно яблоко, да и то кислое? (Мужик выказывает невежество, привычку к рабскому положению, умения постоять за свои, пусть даже ограниченные, но всё же права).

Приведите ещё примеры. (Свил верёвку)

Слайд «Кто является главными героями» Итак, кто является главными героями сказки? Дайте сравнительно- сопоставительную характеристику героям по предложенным аспектам. (Заполнение таблицы)

в ночных рубашках, на шее по ордену

Отношение к труду

жалкий, никчёмный, не приспособленный к жизни

трудолюбивый, ловкий, находчивый

«…ничего не понимали», слов никаких не знали

Отношение к другим людям

легкомысленные, строгие, умеют отдавать лишь приказы

Очень кратко : Глупые беспомощные генералы попадают на необитаемый остров, но и там умудряются найти мужика и заставляют его служить им. Тот покорно добывает еды, строит корабль и отвозит их назад в Петербург.

Жили-были два генерала. Родились, выросли и всю жизнь служили они в какой-то регистратуре, поэтому были очень глупы и из всех слов знали только: «примите уверение в совершенном моём почтении и преданности».

Регистратуру упразднили, генералов отправили на пенсию, и они поселились в Петербурге, в разных квартирах одного дома. У каждого была кухарка и приличная пенсия. Так наслаждались генералы жизнью, пока по щучьему велению не попали на необитаемый остров.

Проснулись они под одним одеялом, оба — в ночных рубашках, и у каждого на шее по ордену висит. Когда поняли генералы, что с ними приключилось, то очень испугались, расплакались, а потом и проголодались.

Один генерал предложил разойтись на восток и запад и поискать еды, но как генералы не старались, так и не смогли определить, где восток, а где запад. Тогда второй генерал, некогда служивший учителем каллиграфии в школе для солдатских сыновей и бывший немного умнее своего товарища, предложил пойти направо и налево.

Так генералы и сделали. Увидели они, что на острове много плодовых деревьев, реки полны рыбы, а леса — дичи, вот только добраться до всей этой еды генералы так и не смогли.

Кто бы мог думать, ваше превосхо­ди­тельство, что человеческая пища, в первона­чальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт?

Добыли только старый выпуск газеты «Московские ведомости».

Встретились они на старом месте и легли спать под одеяло, но от голода им не спалось. Они стали вспоминать виденные на острове плоды и рябчиков, и так оголодали, что с рычанием набросились друг на друга. Остановил их только вид текущей крови.

Попытались генералы отвлечь друг друга беседой, но все их разговоры сводились к еде. Тогда начали они читать «Московские ведомости», но там детально описывались только пиры и парадные обеды.

Генералы приуныли, и тут того, что служил учителем каллиграфии, осенило: надо найти мужика, который их обязательно накормит. Известно, что мужики есть везде, надо только хорошо поискать. Пустились генералы на поиски и нашли огромного мужчину, который спал под деревом и отлынивал от работы.

Генералы вознегодовали, разбудили мужика и так в него вцепились, что сбежать он не смог. Увидел мужик, что генералы ему строгие попались, и начал действовать. Нарвал сладких яблок, накопал картофеля, с помощью двух кусков дерева добыл огонь, из собственных волос смастерил силок и поймал рябчика. Наконец, он наготовил столько еды, что генералы даже подумали, не дать ли немного тунеядцу.

Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадёшь!

Велели генералы мужику свить верёвочку и привязали его за ногу к дереву, чтобы не убежал.

Прошло несколько дней. Мужик так наловчился за генералами ухаживать, что стал им в пригоршне суп варить. Стали генералы весёлые, толстые и сытые, радовались, что живут здесь на всём готовом, а в Петербурге их пенсии накапливаются. Теперь они свободно рассуждали на философские темы и спокойно читали в «Московских ведомостях» как «ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани».

Вскоре генералы соскучились по своим кухаркам и мундирам с золотым шитьём и стали заставлять мужика отвезти их домой. Оказалось, что мужик знал улицу, где жили генералы, он там крыши и стены домов красил. Решил мужик порадовать генералов «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися», и доставить их в Петербург.

Выстроил он посудину, на которой можно было океан-море переплыть, устлал дно лебяжьим пухом, уложил на него генералов и поплыл. По дороге генералы питались селёдками и натерпелись страху «от бурь да от ветров разных».

Наконец, доплыли до Петербурга. Обрадовались кухарки, увидев своих генералов такими весёлыми, белыми да рыхлыми. Генералы надели мундиры, поехали в казначейство и загребли кучу денег. О мужике тоже не забыли, «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени » Волоконовского района Белгородской области

Тест по сказке -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Тест по сказке -Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» для 7 класса позволяет определить уровень знаний учащихся данного произведения (УМК ). Работа содержит вопросы на знание текста, вопросы по характеристике героев, вопросы по теории литературы.

К каждому вопросу даётся три варианта ответа, один из которых правильный.

Представленные тесты можно использовать на уроке после анализа произведения.

I вариант

1. Укажите годы жизни -Щедрина

2. Укажите, какая сказка не была написана -Щедриным?

2) «Дикий помещик»

3) «Премудрый пескарь»

1) едкое выражение насмешки

2) особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому

3) вид комического, беспощадное осмеяние, критика существующей действительности человека, явлений

4. В каком году писатель решил создать книгу для «детей изрядного возраста»?

5. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

1) в результате кораблекрушения

2) по щучьему велению, по моему хотению

3) с помощью волшебника

6. В чем мужик варил суп?

3) в кокосовой скорлупке

7. Какую газету читали генералы на необитаемом острове?

Читайте также: