В нем журавль готовил окрошку для лисы

Часть 1 Работа с текстом

Не бывает двух одинаковых облаков, т.к. они постоянно изменяют форму. Это можно объяснить тем, что облака образуются на разной высоте и при разной температуре.

Самыми высокими являются «светящиеся» и «перламутровые» облака. Они находятся на высоте от двадцати до ста километров. «Светящиеся» и «перламутровые» облака состоят из пыли и дождевых капелек. Это очень тонкие облака, наблюдать которые можно только после захода Солнца или перед восходом.

Ниже расположены «перистые» и «перисто-слоистые» облака. Эти облака по своей структуре похожи на перья, волокна или тонкие беловатые полосы. Состоят они из тонких льдинок.

На высоте от трёх до 5 километров от поверхности Земли образуются высокослоистые облака. Они часто закрывают собой небо.

На высоте двух километров, формируются слоисто – кучевые облака. Они крупные по размеру и комоватые по форме. На той же высоте расположены и дождевые облака. Они плотные, тёмные, бесформенные. Кучево – дождевые облака – высокие, плотные, похожие на цветную капусту облака, приносящие грозы и сильные ветры.

Являются ли данные предложения текстом? Обоснуй свой ответ.


2. Определи тему текста.


3. Озаглавь текст.


4. Определи вид текста.


5. Определи стиль текста.


6. Составь план данного текста.


В вопросах 7- 12 выбери правильный вариант ответа.

7. Как называются облака, находящиеся на высоте от 2 до 100 км?

а) мерцающие и переливающиеся

б) горящие и загоревшиеся

в) светящиеся и перламутровые

8. Как называются облака, состоящие из тонких льдинок?

а) перестые и перисто-слоистые

б) светящиеся и перламутровые

9. На какой высоте образуются дождевые облака?

в) от 20 до 100 км

10. Когда можно увидеть светящиеся и перламутровые облака?

а) в любое время суток

б) после восхода солнца и перед заходом

1 На какой высоте образуются высокослоистые облака?

12. Как называются облака, приносящие грозы и дожди?

б) кучево – дождевые

В заданиях 13 -15 заполни пропуски словами из текста

13. Различные формы облаков объясняются тем, что они _________________________________и ______________________________.

14. На этой же высоте располагаются _______________ – плотные, тёмные, бесформенные.

15. _________________ – высокие, плотные, похожие на цветную капусту облака, ________________________________________________ .

В заданиях 16 – 18 запиши ответы на вопросы.

16. Из чего состоят светящиеся и перламутровые облака?


17. Какие виды облаков приносят грозы и сильные ветры?


18. Как выглядят слоисто-кучевые облака?


Выполни задания 19 – 25

19. Из третьего абзаца выпиши все имена существительные.


20. Определи падеж выписанных слов.

2 Из второго предложения последнего абзаца выпиши имена прилагательные.


22. Определи род и число выписанных слов.

23. Из третьего предложения второго абзаца выпиши имена существительные в форме Родительного падежа.


24. Первое предложение третьего абзаца разбери по составу и выпиши из него все возможные словосочетания.


25. Определи, сколько километров могут занимать светящиеся и перисто-слоистые облака, если они могут находиться на высоте от 20 до 100 км?


Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге в семье хозяина мелочной лавки. Рано начал увлекаться театром и литературой. Учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. После окончания гимназии он приехал в Москву. Здесь стал студентом-медиком и начал сотрудничать с юмористическими журналами, публикуя под псевдонимом Антоша Чахонте короткие рассказы.

Сначала он писал только юмористические произведения. Позже Чехов стал писать и повести, и серьёзные пьесы. О ком он только не рассказывал на страницах своих книг! Тут и врачи, и учителя, и чиновники, и студенты, и военные, и помещики, и крестьяне, и нищие, и полицейские, и арестанты.

Чехов высмеивал всё, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость, равнодушие.

Много у Чехова рассказов и о любви. Писал он их мастерски, глубоко вникая в природу человеческих чувств, ярко раскрывая характеры своих героев.

В настоящее время пьесы Чехова не сходят со сцен театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.


Детский садик "Живой путь" запись закреплена

СКАЗКА ДЛЯ УСТНОГО РАССКАЗЫВАНИЯ (Лето. Цветение. Животные)

Лиса с журавлем подружилась.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

– Что вы очень мелки! Почаще бы ко мне в гости бывали, пивца-винца испивали и нам бы подавали!

За лапоток – курочку, за курочку – гусочку

Шла лиса по дорожке и нашла лапоток, пришла к мужику и просится:

– Хозяин, пусти меня ночевать.

– Некуда, лисонька! Тесно!

– Да много ли нужно мне места! Я сама на лавку, а хвост под лавку.

Пустили ее ночевать; она и говорит:

– Положите мой лапоток к вашим курочкам.

Положили, а лисонька ночью встала и забросила свой лапоть. Поутру встают, она и спрашивает свой лапоть, а хозяева говорят:

– Лисонька, ведь он пропал!

– Ну, отдайте мне за него курочку.

Взяла курочку, приходит в другой дом и просит, чтоб ее курочку посадили к хозяйским гуськам. Ночью лиса припрятала курочку и получила за нее утром гуська.

Приходит в новый дом, просится ночевать и говорит, чтоб ее гуська посадили к барашкам; опять схитрила, взяла за гуська барашка и пошла еще в один дом.

Осталась ночевать и просит посадить ее барашка к хозяйским бычкам. Ночью лисонька украла и барашка, а поутру требует, чтобы за него отдали ей бычка.

Всех – и курочку, и гуська, и барашка, и бычка – она передушила, мясо припрятала, а шкуру бычка набила соломой и поставила на дороге.

Идет медведь с волком, а лиса говорит:

– Подите, украдьте сани да поедемте кататься.

Вот они украли и сани, и хомут, впрягли бычка, сели все в сани; лиса стала править и кричит:

– Шню, шню, бычок, соломенный бочок! Сани чужие, хомут не свой, погоняй – не стой!

Она выпрыгнула из саней и закричала:

– Оставайтесь, дураки! – а сама ушла.

Медведь с волком обрадовались добыче и ну рвать бычка; рвали-рвали, видят, что одна шкура да солома, покачали головами и разошлись по домам.

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

– Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.


В. Спасский. Лиса

Каша съедена; лисица говорит:

– Не бессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

– Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает-то, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

– Ну, не бессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Комментарий к сказке «Лиса и журавль»

Сюжет сказки «Лиса и журавль» встречается и в европейском фольклоре, и в американском (у индейцев), а также восточном (персидском). Письменное распространение сюжета началось с басни Эзопа «Лиса и журавль», который позже был заимствован многими средневековыми авторами.

Как мы видим, и в русской сказке, и в басне персонажи совпадают. Лиса – один из самых популярных персонажей сказок о животных, как в русском, так и в мировом фольклоре. И в западноевропейском животном эпосе, и в наших сказках лиса одинаково представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными, чем она, – над волком и медведем. Но если лисе противопоставлен более слабый зверь, – как в сказке «Лиса и журавль», – она терпит поражение.

В русской сказке, так же как и в басне, мораль высказывается прямо: «Как аукнулось, так и откликнулось», что не так часто встречается в народных сказках, как правило, мораль вытекает из сюжетной ситуации.

Поэтический мир сказки, неповторимо своеобразный у каждого народа, складывается из живых подробностей и деталей, которые передают смысл образа, живущего в сознании тысяч людей. Наши сказки отражают мир древней патриархально-крестьянской Руси. Так, в «Лисе и журавле», как и в большинстве народных сказок о животных, отражается народный быт: звери ходят на крестины, готовят человеческую еду – манную кашу и окрошку.

Точный отбор и порядок слов в сказке, преобладание диалогов делают ее живой и чрезвычайно образной.

Речевые реплики в русской народной сказке необычайно многообразны и характерны, они передают все оттенки эмоций и интонаций. Неповторимый колорит и образность сказке придают стилевые клише («пошла как несолоно хлебала»), характерные инверсии («вздумала однажды лиса», «на другой день приходит лиса»).

«Лиса и журавль», как и многие другие сказки о животных, почти целиком состоит из диалогов, что превращает ее в своеобразную монологическую пьесу, которую сказочник, как актер, разыгрывает перед слушателями. Все эти черты типичны для разговорной речи, которая, собственно, и является основой словесной ткани сказок о животных.

Речь персонажей точно передает их душевное и психологическое состояние. «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!» – говорит лиса. Слушатель сразу чувствует подвох в этом приглашении, сколько в нем лукавства и издевки. И тем же отвечает ей журавль, глядя, как мучается голодная лиса, которая пытается просунуть голову в узкое горлышко: «Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать».

Сказки о животных, создавая образы персонажей, в которых соединяются черты животного и человека, передают немало характерного для психологии людей. Читая или слушая «Лису и журавль», мы не воспринимаем героев просто как животных. При этом человеческие черты не вытесняют полностью черт животного, аналогия «человек – животное» не позволяет сказке упускать ни качеств человека, ни качеств животного. В этом состоит своеобразие русской сказки, особый эстетический эффект.

Однажды лиса всю большую осеннюю ночь протаскалась по лесу не евши. На зоре прибежала она в деревню, взошла на двор к мужику и полезла на насесть к курам.

Только что подкралась и хотела схватить одну курицу, а петуху пришло время петь: вдруг он крыльями захлопал, ногами затопал и закричал во все горло.

Лиса с насести-то так со страху полетела, что недели три лежала в лихорадке.


Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1

ВложениеРазмер
lisa_i_zhuravel_.doc 317 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи.

Чтение сказки «Лиса и Журавель».

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавател

Образовательная область : Развитие речи. Интеграция с другими областями : познавательная, художесвенно-эстетическая, коммуникативная, физическая. Цели : развивать интерес к художественному слову, осмысленно и эмоционально воспринимать художественное произведение.

Задачи : Образовательные : Обогащать, расширять и пополнять словарный запас. Через словесные игры, учить образовывать сравнительную степень прилагательных, родительного падежа множественного числа, подбирать прилагательные- антонимы.

Развивающие: развивать произвольное, зрительное, слуховое внимание, память, воображение; диалогическую речь; усваивать структуру сказки и языковой материал; Активизировать интерес к заучиванию не больших стихотворений через мнемосхемы. Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к устному народному творчеству, фолклору. Формировать представление о настоящей дружбе, умение понимать и оценивать чувства и поступки других . Возможные достижения ребенка : умеет поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании сказки и стихотворения.

Материал : текст сказки «Лиса и Журавель», иллюстрации к сказке, тарелка, кувшин, игрушка-лиса, каша манная, окрошка.

Словарная работа : Званый пир; потчевать; не обессудь; окрошка; и так и эдак; взяла досада; как аукнется, так и откликнется; дружба врозь; не солоно хлебавши.

Предварительная работа : заучивание стихотворения с родителями «Учись рассказывать», используя мнемосхемы.

Содержание организованной деятельности детей.

Дети стоят в кругу. Восптатель предлагает отгадать загадки.

Всем в лесу она кума,

Так зовет себя сама.

Что за рыжая сестричка?

Дети, это кто. (лисичка).

Д линные ноги, длинная шея, Мала голова, клюв огромный и белый, Изящная птица, красивая очень. Скажи же, дружок, как зовут её точно? ( Журавль).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации к сказке « Лиса и Журавль».

Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему? Дети: Нет, лиса хищное животное. В природе лиса съела бы журавля. – А в сказке?

Дети: Да. В сказке они могут дружить.

Воспитатель: Ребята, а хотите послушать сказку о том, как лиса с журавлем дружили? (Ответы детей.)

Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Лиса и Журавль». Лиса с Журавлем подружились. Вот вздумала Лиса угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пришел Журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует - Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал-стучал-ничего не попадает! А Лиса лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек,больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, положил ее в кувшин с узким горлом, поставил на стол и говорит: -Кушай, Кумушка! Право, больше потчевать нечем. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет-то его, и понюхает-никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А Журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. – Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла Лису досада. Думала,что наестся на целую неделю, а домой пришла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь.

Воспитатель объясняет детям непонятные слова, встречающиеся в сказке ; потчевать-угощать; стряпать-готовить; не обессудь-не обижайся; не солоно-хлебавши-ни с чем,.

(Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).

-Как вы понимаете выражение: «Как аукнется, так и откликнется» (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации к сказке «Лиса и Журавель».

Беседа по содержанию : ( дети дают полные ответы ). -Кто написал сказу «Лиса и Журавль»? («Лиса и Журавль» русская народная сказка ). - Кто герои этой сказки? (Герои сказки лиса и журавль) - Кто позвал Журавля в гости? (лиса позвала журавля в гости). – Как называла Лиса Журавля ? (лиса называла журавля- куманек). –Как Журавль называл Лису? ( журавль называл лису кумой, кумушкой ). –Чем потчевала Лиса Журавля ?(Лиса почевала Журавля кашей ). - Чем угощал Журавль Лису?(Журавль угостил Лису окрошкой). - В какую посуду Лиса положила кашу?( лиса положила кашу в тарелку и размазала ее по тарелке). – Почему Журавль не смог съесть угощение(Ему было не удобно есть кашу из тарелки длинным носом). Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (Показать тарелку, на ней манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом.) Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.

- Почему Лиса не смогла покушать окрошку? (у лисы не лезла голова в в кувшин).

Воспитатель: Проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое, только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью пинцета.) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин (показать с помощью игрушки), только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь. Дети самостоятельно выполняют действия, показанные воспита телем. - Сохранилась ли дружба у Лисы и Журавля? (дружба у лисы и журавля не сохранилась). – Почему? (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).

Педогог приглашает детей стать в круг: «раз, два, три – на наш круг посмотри».

Динамическая пауза. . «Я и другие».

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы. МАТЕРИАЛ: клубок ниток, Спокойная музыка (ИКТ). СОДЕРЖАНИЕ: Воспитатель приглашает детей в круг. В руках у педагога клубок ниток «Ребята, вы знакомы уже несколько лет. Наша группа-это ваш второй дом.Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огочаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете достоинства и недостатки каждого. А чтобы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Подумайте, что можно пожелать своему другу (звучит спокойная музыка). Педагог начинает разговор, обращаясь к кому-либо из детей. Например: «Я желаю тебе, Аня, оставаться веселой девочкой, меньше плакать из-за пустяков». Затем взрослый передает клубок ниток ребенку. Тот высказывает пожелание другому ребенку и вручает клубок т.д. Когда клубок возвращается к воспитателю, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе ведущего, как тесно они связаны друг с другом. Итог: «Мы составляем единое целое. Каждый из вас важен и значим в целом. Если не будет хотя бы одного из вас, то нить ослабнет или обрвется. Так давайте же будем терпимее к друг другу. Пусть добро всегда возвращаются к вам добром.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и поиграть в словесные игры.

Словесная игра: « Образование сравнительной степени прилагательных ». – Лиса хитра, журавль еще…(хитрее). – Кувшин был высокий, а журавль еще…(выше). – Нос у журавля был длинный, а хвост у слона еще. (длиннее).

Словесная игра «Скажи наоборот».

Дети подбирают прилагательные - антонимы, характеризующие персонажей сказки:

У лисы ноги короткие, а у журавля. (длинные); У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка. (короткая). Кувшин глубокий, а тарелка…(мелкая). Журавль высокий, а лиса…(низкая). Дружить – хорошо, а ссориться…(плохо). У сказки есть начало, а есть…(конец).

Вы обдумайте рассказ, не заучивая фраз. И задумайтесь о том? Что рассказано? О Чем? Что зачем произошло? И к чему все привело? Прочитайте еще раз и запомните рассказ!

( чтение стихотворения наизусть с помощью опорных картинок-мнемосхем).

Рефлексия: Оценка деятельности детей. – Чем занимались на занятии? – Что вы научились делать на занятии? Хочу отметить детей, которые выразительно читали стихотворение. Как вы думаете, кого из детей? Почему?(дети должны дать аргументированные ответы).

Опорные картинки – мнемосхемы

Гологудина Ольга Васильевна
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по сказке «Лиса и Журавль»

Пересказ сказки «Лиса и Журавль»

Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам,

• формировать навык планирования высказывания;

• развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев);

• развивать память, воображение, общую и мелкую моторику, мелодико-интонационные и темпоритмические характеристики речи;

• воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, геометрические фигуры

Ход занятия

Игра «Почемучка»

Логопед. Кто скажет, на кого похож журавль?

Дети. На аиста, цаплю, пеликана, лебедя, страуса.

Логопед. Кто такой же длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Для чего журавлю нужен длинный клюв, шея, длинные ноги?

Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили - стряпали еду. Хозяева угощали - потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».

Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Видит собака молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?

Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

Лиса и Журавль

Подружились Лиса с Журавлеми пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает.Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и поговорки?

Работа над сказкой

Беседа по содержанию сказки.

Логопед. Кого Лиса пригласила на обед?

Дети. Журавля.

Логопед. Что Лиса готовила на обед?

Логопед. Как Лиса угощала Журавля?

Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.

Логопед. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля?

Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.

Логопед. Что приготовил к обеду Журавль?

Логопед. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?

Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?

Дети. Чтоб Лиса не достала.

Логопед. Как пришла Лиса домой?

Дети. Не солоно хлебавши.

Логопед. Почему их дружба на этом закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло — плохо.

Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.

1. Лиса приглашает Журавля.

2. В гостях у Лисы.

3. Журавль приглашает Лису.

4. В гостях у Журавля.

Игра с мячом «Скажи иначе» Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.

Позвала Лиса Журавля в гости.

Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.

Логопед. Приготовила Лиса вкусной манной каши.

Дети. Наварила Лиса вкусной манной каши.

Логопед. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».

Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Логопед. Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем». Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Логопед. На другой день является Лиса к Журавлю.

Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль наготовил окрошки.

Логопед. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом ест.

Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.

Логопед. С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончилась.

Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг

Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.

По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий

Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают руками,

У нее пушистый хвост. какой нос у лисы плавным движением.

Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.

Шубу пышную поглаживает:

— Я — охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее

Деткам в норку отнесу.

Игра «Составь фигуру»

Из геометрических фигур дети составляют фигуру журавля и лисы.

Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на журавля — слева вниз, справа вниз; смотрят на лису справа, слева; на журавля слева, справа. Смотрят еще раз на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.

Повторное чтение сказки

Дети читают и пересказывают сказку.

Игра «Чья сказка интереснее?»

Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимооценкой.

Игра-фантазия «Сочинялка»

Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.

Итог занятия.

План работы логопедического кружка «Красиво говорим» Цель: Формирование грамматического строя и развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Развитие связной речи ребенка методом пересказа небольших текстов Пересказ-испытанное средство для развития связной речи. Уже к четырем годам ребенок способен пересказать знакомый рассказ или сказку, если.

Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Задачи: учить осмысливать прочитанную сказку, рас­крыть ее главную мысль, сформировать навык беглого, выразительного и правильного чтения, развивать связную речь учащихся.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока. Учитель обращается к школьникам со следующими вопросами, которые задают­ся учащимся на слух (за экраном): Кто дежурный в клас­се? Кого нет в классе? Дежурный, напомни ребятам, как надо работать на уроке. Надя, попроси Сашу напомнить всем ребятам, какое было домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания. Выразительное чте­ние учениками сказки с соблюдением интонаций, ударе­ний, пауз.

3. Выполнение лексико-стилистических упражнений на закрепление словаря, изученного на первом уроке. За­дания для учащихся написаны на доске:

а) дополните предложения: Как аукнулось, так и . ;

б) сказать по-другому: пошел на званый пир — . ; боль­ше потчевать нечем — . ;

в) сказать словами сказки: стала угощать — . .

4. Аналитическая беседа в виде ответов на вопросы учи­теля: Чем угощала Лиса Журавля? Попробовал ли Жу­равль угощение Лисы? Почему?

Вариант ответа на вопрос: Журавль не попробовал угощение, потому что длинным клювом не мог есть ман­ную кашу с тарелки.

Как поступила Лиса? Что Лиса говорила об угощении? Какой она оказалась?

Ответ на этот вопрос ученики проговаривают вместе с учителем:

Лиса - хитрая обманщица. Она обманула Журавля. Лиса говорила одно, а сделала другое.

Какое настроение было у Журавля после обеда у Лисы? Почему Журавль пригласил Лису в гости?

Вариант ответа на вопрос: Журавль обиделся на Лису и решил угостить ее так же, как она угостила его.

Чем Журавль угощал Лису? Попробовала Лиса угоще­ние? Почему? Что можно сказать о Журавле?

Вариант ответа на вопрос: Журавль - обидчивый и мстительный. Журавль обиделся на Лису и решил ей ото­мстить.

Остались ли Лиса и Журавль друзьями? Была ли друж­ба у Лисы и Журавля? О чем эта сказка?

Вариант ответа на вопрос: Эта сказка о том, как не надо дружить. У Лисы и Журавля — ненастоящая дружба.

5. Подробный пересказ сказки по аппликации или кон­структивной картинке. На этом этапе работы возможно расширение текста сказки с включением в нее диалогов между героями сказки. Диалоги составляются учащимися коллективно или индивидуально. Учитель в помощь уча­щимся может предложить подобрать реплики из лексичес­кого материала для составления диалогов:

- Кушай, голубчик. Я сама кашу варила. Угощайся, дорогой!

— Не серчай, куманек, больше угощать нечем.

- Кушай, кума, .угощайся. Хороша окрошка! Я сам ее приготовил.

— А ты поближе подойди.

Хороша окрошка! Право, больше угощать нечем. Лексический материал: «Спасибо, лиса! Спасибо, ма­тушка!»; «Спасибо, кума, за угощение. Приходи ко мне в гости»; «Спасибо, куманек, но мне не достать окрошку из кувшина»; «Ой, не достать!».

1) — Кушай, голубчик. Я сама кашу варила. Угощай-

— Спасибо, лиса! Спасибо, матушка!

2) — Не серчай, куманек, больше угощать нечем.

— Спасибо, кума, за угощение. Приходи ко мне в гости.

3) — Кушай, кума, угощайся. Хороша окрошка! Я сам

— Спасибо, куманек, но мне не достать окрошку из кувшина.

— А ты поближе подойди.

— Хороша окрошка! Право, больше угощать нечем.

6. Домашнее задание: пересказ сказки близко к тексту с составлением диалогов.

Урок 35 Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Задачи: учить школьников составлять план, анали­зировать образец и самостоятельно строить высказывания с элементами рассуждения; сформировать навык беглого, выразительного и правильного чтения, развивать связную речь учащихся.

Примерная структура урока

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Пересказ сказки близ­ко к тексту с составлением диалогов.

3. Составление плана рассуждения на тему «Лиса и Журавль — ненастоящие друзья». Работа начинается с бе­седы, в ходе которой учитель задает детям следующие во­просы: Можно ли Лису и Журавля назвать настоящими друзьями? Какой оказалась Лиса?

4. Чтение учениками образца рассуждения, который записан на доске или плакате.

Лиса и Журавль — ненастоящие друзья

Это можно доказать так. Лиса — хитрая. Она пригласила в гос­ти Журавля. Угощение размазала по тарелке и все слизала язы­ком. Журавль стучал, стучал клювом по тарелке, да так ему в рот ничего и не попало. Решил он ответить Лисе тем же. Журавль пригласил Лису в гости. Угощение положил в кувшин с длинным узким горлом, чтобы самому легче лакомиться. Думала Лиса, что наестся на целую неделю, а ушла домой несолоно хлебавши. Можно сделать вывод: «Как аукнулось, так и откликнулось».

5. Анализ образца рассуждения. В ходе беседы ученики отвечают на вопросы и выполняют задания учителя: «Что вы прочитали?

Ответы учеников: Мы прочитали текст.

Объяснение учителя и анализ текста по вопросам: Это текст-рассуждение. Вы уже знакомы с ответом-рассужде­нием. Это рассуждение полнее, чем вы составляли раньше. Сколько частей в рассуждении? Прочитайте первую часть. Эта часть в рассуждении называется «тезис». Прочитайте вторую часть текста. Она называется «доказательства». Какие примеры ненастоящей дружбы лисы и журавля приводит автор? Прочитайте. Прочитайте третью часть рассуждения. Это «вывод». Какие слова или выражения связывают части рассуждения? (Учитель обращает внима­ние ребят на то, что' каждая часть в рассуждении начина­ется к красной строки.)

6. Коллективное составление плана-рассуждения.

Лиса и журавль — ненастоящие друзья.

II. Доказательства. 1 . Хитрая Лиса.

2. Журавль отомстил Лисе.

Как аукнулось, так и откликнулось.

7. Домашнее задание: составить, пользуясь планом и образцом, рассуждение на тему «Лиса и Журавль — нена­стоящие друзья».

Дата добавления: 2014-12-26 ; Просмотров: 1538 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий.
(Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности»)

Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.

СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.

Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».

О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.

Давайте с этим разберёмся.

У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой.
Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.

Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.

Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.

А кто такие лиса и журавль?

Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.

Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.

Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.

Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?

Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.

Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).

С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.

Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.

Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение. Источник


Лиса с журавлем подружились.

Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.

Кашу съела и говорит:

— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:
- Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:
- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
- Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
- Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Читали. Лисица позвала журавля на обед и подала кашу на тарелке. Журавль не смог взять длинным носом кашу, и лисица всё съела одна. Тогда журавль позвал лисицу к себе в гости и подал окрошку в кувшине. Лисица не могла просунуть морду в кувшин, а журавль всунул длинную шею и всё съел.

Русскую народную сказку «Лиса и журавль» родителям рекомендуется прочитать вместе с детьми в обязательном порядке. Почему? Потому что она учит ребёнка хорошо относиться к окружающим. Только тогда ему ответят добротой. А ещё тому, что нужно быть гостеприимным. Даже угощая гостей, следует стремиться предлагать те блюда, которые им нравятся. На примере взаимоотношений главных героев повествования – Лисы и Журавля дети станут понимать, что значит утверждение, что каждый из нас заслуживает такого же уважения, какое мы проявляем к окружающим нас людям. Очень поучительная и полезная в воспитательном плане сказка.

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!


Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает.


А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!


— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.


Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.


Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Читайте также: