Дмитрий пирогов художник

Обновлено: 07.05.2024

ПЕРФОРМАНС ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ

«В России в отличие от Запада одни времена не отменяют другие, они существуют как слоеный пирог. Можно жить во времени Пушкина - в нем живет огромное количество людей, можно жить во времени Блока или футуристов. Сейчас нарастает еще одно время, следующее за мной, для которого я уже фигура времени прошедшего. Но для 99% тех, кто живет в разных исторических временах, я живу в еще не существующем времени».
Из интервью Д. А. Пригова, 2006 год

Эта статья посвящается памяти поэта и художника Дмитрия Александровича Пригова. Прошло уже несколько лет, как безвременно ушел из жизни этот удивительный человек, но память о нем не угасает, как не угасает интерес к его личности и к его творчеству.
Влияние Дмитрия Александровича на современное искусство России огромно – он был из тех творцов, которые, может, и не оставляют после себя только шедевры, но умеют крепко встряхнуть всех, кто идет за ними. По определению одного из критиков, он – «именно тот «больше, чем поэт», который в России больше, чем поэт». Сам же Пригов называл себя не поэтом, а автором текстов, которых создал великое множество и которые переведены на множество языков мира. Пригов вошел в культурную жизнь как несомненный и признанный лидер ее авангардного направления еще в те советские годы, когда кроме соцреализма вообще не полагалось никаких иных направлений.
По собственному замечанию Пригова, его творения «засоряют экологию культуры». Однако надо сказать, что без такого явления, как Дмитрий Александрович Пригов, ландшафт российской и европейской культуры был бы намного беднее.
Дмитрий Пригов родился 5 ноября 1940 года в Москве. Его отец был инженером, а мать — пианисткой. Это сочетание интеллекта и музыки в Пригове-младшем достигло высочайшего напряжения. После окончания школы он два года работал слесарем на заводе. Потом окончил скульптурное отделение Московского высшего художественно-промышленного училища. Семь лет работал в архитектурном управлении Москвы инспектором по проверке покраски зданий. Тогда то он и изучил чиновничьи нравы. Затем нашел себе кое-какую скульптурную подработку, чтобы прокормиться, и заняться «своим делом» - литературой и искусством. Он любил мыслить - в молодости три года юноша провел в читальных залах, где прочел собрания всех философов. Его интеллект был поразителен, как и его память.
Пригов жил с женой и сыном далеко от центра Москвы, в Беляево, в обычной девятиэтажной «хрущевке». Все стены увешаны картинами, фотографиями, гравюрами, рисунками чудищ, а еще - тысячи книг. Гостей поэт угощал любимым блюдом своего послевоенного детства - сгущенкой. Он варил банку в кастрюле, и потчевал всех этой сладостью. Как говорили друзья, никаких примет заурядного человеческого житья в его доме не было - там витал дух поэзии, творчества.
Дмитрий Пригов, наряду с Ильей Кабаковым, Всеволодом Некрасовым, Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным, является одним из основателей и идеологов русского концептуального искусства (в его литературном и в изобразительном ответвлениях).
«Родом из СССР» Пригов как немногие из современных художников и литераторов умел изображать мир глазами человека, выросшего в тоталитарном государстве. Его зарисовки грустны и чрезвычайно точны, к тому же они отмечены потрясающим чувством юмора.
Вскоре Пригов вошел в конфликт с советской властью, преследовался, и в 1986 году после одного из уличных перфомансов был даже принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику. Вышел из клиники только после волны протестов, как в стране, так и за рубежом.
В СССР он практически не издавался до начала перестройки. За границей Пригова охотно печатали в «Русской мысли», альманахе «Каталог», журнале «А-Я» и других русскоязычных изданиях.
В конце 1980-х Дмитрий Пригов стал одной из самых заметных фигур в «неофициальном искусстве» времен развала Советского Союза. В 1989 г. он вошел в общество КЛАВА («Клуб авангардистов»), через год – в Союз писателей СССР, а еще год спустя – в ПЕН-клуб.
Уже в это время поэт выступал не только с чтением стихов, но и с музыкальными номерами. Сначала это были преимущественно сольные выступления, но в 1990-е годы Пригов начал активно сотрудничать с классическими и джазовыми музыкантами и коллективами. Из этих номеров выкристаллизовалось одно из направлений его творчества – музыкальные перформансы.
Для него, как для неутомимого экспериментатора, не было никаких границ между видами творчества. Он был художником, скульптором, поэтом, прозаиком, драматургом и эссеистом одновременно, а потом еще и музыкантом, и артистом («Хрусталев, машину!», «Такси-блюз»). Он был постоянным участником многочисленных выставок изобразительного искусства в России и за рубежом. Его первая официальная персональная выставка (в основном, скульптур) состоялась в 1988 году в Чикаго.
С 1990-х у Пригова выходят стихотворные сборники и книги прозы, в числе которых «Слезы геральдической души», «Явление стиха после его смерти», «Пятьдесят капелек крови», «Сборник предуведомлений к разнообразным вещам», романы – «Живите в Москве», «Только моя Япония», «Ренат и Дракон», книгу интервью «Говорит Д. А. Пригов». Он создал также множество инсталляций и перформансов, музыкальных и художественных. Наиболее широко Д. А. Пригов представлен в 4-х томном собрании сочинений, которое издано в Вене.
Поэзия Пригова всегда узнаваема - это короткие стихотворения, чаще всего начинающиеся правильным метром, но к середине стиха ритм сбивается, становясь почти прозой, и может закончиться на этом или же снова вернуться к прежнему метру. Типична для Пригова маленькая дописка в конце стиха, обычно слово, «не вместившееся» в строку, который в шутку прозвали «приговский хвостик». Хорошо известен постулат Пригова-концептуалиста: «Поэзия – это то, что условились называть поэзией».
Согласно приговской художественной системе, отдельным произведением является не стихотворение, а стихотворный цикл, целая книга; этим отчасти объясняется одна из главных особенностей творчества Пригова – ориентация на «валовый поэтический продукт». В плане количественных характеристик он – безусловный мировой рекордсмен производства литературных текстов. В начале 1990-х им была поставлена фантастическая задача – написание к 2000 году
24 000 стихотворений, «по стихотворению на каждый месяц предыдущих двух тысяч лет». Пригов заявлял, что создание стихов стало «частью его дневного рациона». Издатели не справлялись с написанными им стихами: из 36 тысяч написанных им к 2006 году стихотворений опубликовано было менее 3 процентов.
Один из постоянных элементов конструирования имиджа образа Пригова – это его полное имя. Сказать «Александр Блок», можно, а «Дмитрий Пригов» - ни в коем случае, только «Дмитрий Александрович Пригов» (с намеком на классиков). Так его все и звали, и свои работы он также подписывал полным именем.
В новой России Д. А. Пригов стал одной из самых ярких фигур культуры авангарда. Ведущие лирические образы его поэтики - «милицанер» и абстрактный «он» вошли в российскую новую малую классику. Пригов отмечен Пушкинской премией гамбургского Фонда А. Тепфера (1994), премией им. Б. Пастернака (2002). О творчестве самого Пригова уже вышло несколько книг.
Как и полагается писателю-новатору, Пригов находился в постоянном творческом поиске, экспериментируя со стилями, жанрами, отдельными художественными и просто техническими приемами. Важная тенденция в его творчестве – склонность к соединению новаторских художественных практик с обыденной жизнью, что иногда производило ошеломляющий эффект. Писательница Светлана Мартынюк (псевдоним «Макс Фрей») так описывает одну из позднесоветских акций Д. Пригова вполне в духе «московского романтического концептуализма»: «Представьте себе: усталые москвичи останавливались у столбов с объявлениями и внимательно вчитывались в расползающиеся от сырости строчки: «куплю», «продам». И вдруг – тот же формат, тот же машинописный текст, такая же бахрома отрывных корешков внизу, но текст.
«Граждане! Страсти наши нарушают иерархию последовательностей, и словно вихри какие вздымаются. Дмитрий Алексаныч Пригов». Несколько секунд полного недоумения, граничащего с шоком, были равносильны чуду, и поэтому эта его выходка кажется мне актом настоящей поэзии».
Одна из изюминок творчества Дмитрия Александровича – исполнение стихов и прозы. Часто свои тексты он представлял публике в буффонадной, экзальтированной, кликушеской манере. В клубной среде были очень популярны приговские «мантры» - чтение своих и классических произведений (Пушкина, например) нараспев, с подвыванием, в стиле буддистских, мусульманских и других песнопений. Он постоянно примерял на себя самые разнообразные имиджи, в поэзии он был, например: поэт-глашатай, поэт-кликуша, поэт- пророк, и т.д.
Пригов, пожалуй, наиболее критикуемый русский литератор, ибо его творчество дает богатую пищу не только для художественных и искусствоведческих интерпретаций, но и для разнообразной и во многом противоречивой критики. Казалось, это его не задевало, ведь чаще всего он сам «подставлялся», но на сердце мастера отметины оставались.
И вот в ночь на 16 июля 2007 года А. Д. Пригова не стало. Он скончался в Москве в возрасте 66 лет после обширного инфаркта. Практически все русскоязычные (и не только) средства массовой информации сообщили об этом печальном событии.
За день до приступа поэт планировал участвовать в большом перформансе с группой «Война», участники которой собирались в течение дня поднять сидящего в шкафу Пригова на 22-ой этаж студенческого общежития МГУ. Во время акции Дмитрий Александрович должен был декламировать произведения собственного сочинения.
За много лет до своей смерти Дмитрий Александрович Пригов написал слова, которые читаются сегодня как прощанье и назиданье: «Друзья мои, мы неуловимо ускользаем друг от друга по натянутым в неведомых нам направлениях нитям живого времени – и это неизбежно, и это печально, и это прекрасно, так было всегда, так будет, так надо. Давайте же любить друг друга…».
Но вот проект «Дмитрий Александрович Пригов» закрыт. Как говорится, его стихи «все еще ждут своего внимательного читателя». Этому читателю, увы, никогда уже не доведется услышать блестящие объяснения Пригова, являвшихся, как отмечал сам автор, «составляющей частью моих стихов». Впрочем, читайте Дмитрия Александровича без всяких объяснений:
«Отчего бы мне не взять
Да и не решиться на бессмертье.
Это непонятней смерти,
Но и безопасней так сказать.
Безопасней в смысле смерти,
А в смысле жизни – как сказать».

КОРОТКО ПРО ТЕРМИНЫ.

Концептуализм (лат. сопсерtus - мысль, представление) -интернациональное движение в искусстве 20 в., реализовавшееся в области пластических искусств и в литературе. С конца 60-х сформировалось концептуальное направление в московской культуре. К. объединяет процесс творчества и процесс его исследования. Произведения концептуального искусства принимают самый неожиданный облик - фото, текстов, ксероксов телеграмм, графиков, схем, объектов, не имеющих функционального назначения.
Среда произведений К. - улица, дорога, поле, лес и др. Во многих концептуальных работах используются природные материалы в чистом виде - хлеб, снег, песок, зола, металл, камень и т. п. Основные компоненты К. - абсурд, формы и слова, лишенные смысла, бесцельная игра. Основные сферы реализации К. -картины, различные объекты, перформансы, инсталляции.

Перформанс (англ. регformancе - представление) - вид визуального искусства в XX веке. П. - короткое представление, исполненное одним или несколькими участниками перед публикой.
Акции перформанса заранее планируются и протекают по некоторой программе. П. ближе к поэтическому чтению и исполнению музыкального произведения и может быть определен как публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.).

Инсталляция (англ. installation — размещение, установка, монтаж) - пространственная композиция, созданная художником из разных элементов (бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации). Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание И. в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находятся предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.

Биография

При жизни Дмитрий Пригов получал немало критики в свой адрес, но все равно продолжал творить. Он оказал влияние на формирование московского концептуализма и внес вклад в историю искусства и поэзии.

Детство и юность

Дмитрий Пригов появился на свет 5 ноября 1940 года в Москве. Будущий поэт воспитывался в семье пианистки и инженера, имевших немецкое происхождение.

Дмитрий Пригов в молодости

Дмитрий Пригов в молодости / "ВикиЧтение"

Сразу после школы юноша отправился на обязательную отработку на завод, после чего поступил в Московское художественно-промышленное училище, где освоил ремесло скульптора. Некоторое время Дмитрий трудился при архитектурном управлении, а затем устроился на подработку по специальности и полностью посвятил себя творчеству.

Личная жизнь

Личная жизнь литератора сложилась удачно. В 1964 году он сыграл свадьбу с Надеждой Буровой. Вскоре супруги поселились в Беляево, которому Пригов посвятил очерк «Беляево 99 и навсегда». А год спустя после переезда жена подарила Дмитрию Александровичу сына, которого назвали Андреем.

Творчество

Пригов был известен как поэт, прозаик и скульптор. Кроме того, он занимался музыкой и живописью, писал пьесы и устраивал зрелищные перформансы. Дмитрий Александрович не хотел, чтобы его имя ассоциировалось с конкретным видом творчества, и в интервью называл себя деятелем культуры.

Первые стихотворения он начал писать еще в середине 50-х, но долго не мог найти свой стиль, находясь под влиянием Бориса Пастернака и Анны Ахматовой. С годами поэт решил отойти от принятых канонов и рамок, благодаря чему его творчество стало неповторимым и узнаваемым.

Дмитрий Пригов с женой и сыном

Дмитрий Пригов с женой и сыном / "ВикиЧтение"

Литератор считается одним из основателей московского концептуализма наряду с Львом Рубинштейном, Всеволодом Некрасовым, Владимиром Сорокиным и Ильей Кабаковым. Некоторые исследователи считают, что на становление этого направления повлияли произведения почитателей эстрадной лирики.

Важным элементом творчества Пригова был его образ. Он примерял разный имидж поэта — кликуши, глашатая, мистагога, что находило отражение не только в стихах, но и в поведении. Свои публикации литератор всегда подписывал как Дмитрий Александрович Пригов, настаивая на обязательном употреблении отчества при упоминании о нем.

В поэтической работе он отличался удивительной плодовитостью, что стало поводом не только для шуток, но и для критики. Однажды деятель даже поставил себе цель написать 24 тысячи стихов к 2000 году, с чем успешно справился. Из них при жизни знаменитости была опубликована лишь малая часть работ, но он не считал это необходимостью.

Автор сочинял преимущественно короткие стихи, находя вдохновение в советской действительности и действующем политическом режиме. Они становились полноценными произведениями, лишь объединяясь в циклы с разными тематиками.

Ярким образом поэзии Пригова стал «милицанер», которому посвящен «Апофеоз милицанера». Этот герой представляет собой некое олицетворение тоталитарного режима. Кроме того, в сборнике, как и во многих других, раскрывается чувство юмора поэта. Популярность обрели его «оральные кантаты», которые стали отдельным направлением творчества.

Не менее почитаемой была проза Дмитрия Александровича, которую он, в отличие от стихов, появляющихся только из-под клавиш печатной машинки, создавал на компьютере. Читателям полюбились книги «Живите в Москве» и «Только моя Япония», в которых присутствуют отсылки к биографии автора. А вот рассказы «Катя китайская» и «Ренат и дракон» оказались сложнее для восприятия.

Несмотря на то, что Пригов писал много и часто, в СССР он долгое время был известен только в узких кругах. Зато за границей поэт и прозаик успешно печатался в русскоязычных изданиях «Каталог» и «А-Я». Массовому советскому читателю творчество литератора стало доступно в начале 90-х, когда вышел сборник «Слезы геральдической души».

В это время автор состоял в Союзе писателей СССР и пробовал силы в музыке. Он писал тексты для коллективов, а затем создал пародийную рок-группу «Среднерусская возвышенность», в которой прославился благодаря своему «крику кикиморы». Также литератор работал с «НТО Рецепт».

Как художник и скульптор в начале своего творчества Дмитрий Александрович вдохновлялся культурой андеграунда. В Советском Союзе его картины были впервые выставлены в 1987 году в рамках проекта «Неофициальное искусство». В последующие годы выставки и инсталляции проводились в городах Европы и США. Отдельного внимания заслужили портреты монстров, которые создавал концептуалист.

Смерть

До конца своих дней писатель оставался активным. Он творил, давал интервью и позировал для фото. Незадолго до кончины поэт собирался поучаствовать в акции группы «Война». Дмитрий Александрович должен был сидеть в шкафу и декламировать свои стихи, пока его по лестнице поднимают на 22-й этаж.

Однако у литератора случился инфаркт, и 16 июля 2007 года он умер в больнице, причиной смерти стали осложнения после перенесенного приступа. Могила Пригова расположена в Москве на Донском кладбище.

-Рубрики

  • Интересно. (271)
  • Кумиры (183)
  • Музыка (148)
  • Города (144)
  • Память. (119)
  • Музеи,выставки (108)
  • история (87)
  • живопись (67)
  • Чужое видео (61)
  • концерты (54)
  • Православие (46)
  • Храмы, Соборы (43)
  • Природа. (37)
  • Архитектура и архитекторы. (36)
  • Религия (35)
  • Балет (33)
  • любимые музыканты (33)
  • Поздравления (33)
  • Проза,поэзия (32)
  • Дворцы мира. (30)
  • Театр (29)
  • Композиторы (28)
  • Кинофильмы (27)
  • ПАНОРАМЫ. (25)
  • Скульптура (22)
  • Фотографии (21)
  • ЖЕНЩИНЫ (18)
  • Праздники (18)
  • Любимые актёры (17)
  • Вокал (16)
  • презентации (16)
  • бардовская песня (13)
  • Дети. (13)
  • Опера (12)
  • Пианисты (8)
  • Джаз (8)
  • Дирижёры (7)
  • Стихия. (5)
  • Фильмы о городах (4)
  • Шоу (3)
  • Дирижёры (1)
  • Просто так. (8)
  • Путешествия (104)
  • Это город Петербург (157)

-Музыка

-Я - фотограф

9 мая 2013 года в Санкт-Петербурге.

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

3733824_pirogov (650x390, 60Kb)


Обидно иногда бывает - прожив долго, знаю так мало! Вот и с Дмитрием Приговым познакомилась только сейчас, вернее, не с человеком, а его оставленным нам наследством.

Дмитрий Александрович Пригов родился 5 ноября 1949 года в семье интеллигентов: отец - инженер, мать - пианистка. По окончании средней школы работал на заводе слесарем, потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова, на скульптурном отделении. в 60-х - 70-х гг прошлого столетия сблизился с художниками московского андерграунда и в 1975 году был принят в члены Союза художников СССР, но до 1987 года нигде не выставлялся. С 1989 года Пригов стал участником московского Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пригов писал стихи с 1956 года, но на родине не печатался. В 1986 году, после одного из уличных выступлений, был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику и освободился лишь после протеста известных деятелей культуры в стране и за рубежом.
Пригов -автор огромного числа стихов и прозы, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Были у него выставки, снимался в кино, участвовал в музыкальных проектах (пародийная группа, организованная из московских художников-авангардистов "Среднерусская Возвышенность"). В 1993-1998 гг Дмитрий Пригов выступал с рок-группой "НТО Рецепт", которая использовала стихи поэта в своём творчестве.
Скончался Дмитрий Александрович Пригов 16 июля 2007 года от инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

3733824_Mogila_D_A__Prigova (525x700, 299Kb)

3733824_150 (700x525, 237Kb)

Оставил много, потому что был очень многогранным - писал стихи:

Над городом живую чашу слёз
Какой-то ангел впопыхах пронёс.

И обронил, как сотни лет назад
Одну, и ветер снёс её на сад.

И облетела белая листва,
И поползли живые существа.

Так, видно, не про нас слеза была.
Своя-то, лёгкая, - поди как тяжела.

Трудно представить, как бы на самом деле встретились за одним столом все наши великие, и что сказал бы им наш современник Дмитрий Пригов.
Что ни посмотри у Пригова, везде присутствует философский взгляд на жизнь и наше бытие, вот мы листаем книгу с прозрачными страницами и лишь одним словом на последней.

То же и в картинах художника, он не спорит и не осуждает, само название выставки говорит о том, что это - лишь его концепция, его взгляд на живопись. Так, своё отношение к тому или иному художнику, Пригов выражает, просто ставя их имена на репродукциях к пейзажам

3733824_0_6c93a_9a9f8601_L (500x364, 70Kb)

3733824_20080430_1Prigov (600x529, 36Kb)

3733824_29_0 (700x477, 84Kb)

3733824_20110606_1365 (600x423, 26Kb)

3733824_20110606_Tatlin (600x499, 51Kb)

Ещё одна любимая тема Дмитрия Пригова - монстры, он считал их нашими соседями по жизни. В самом деле, каждый из нас может разглядеть в себе монстра - тут обидел невзначай, там прошёл мимо чужой беды и не помог. Портреты художников и литераторов, и себя, в том числе, выполнены именно в виде странных чудищ, странных, но не страшных. Так он видит Андрея Белого.
3733824_20110606_Andrey_Beliy (483x700, 66Kb)

А так Босха.
3733824_Dmitriy_Prigov_Boch_iz_serii_bestiariy (472x673, 140Kb)

Кандинский.
3733824_Dmitriy_Prigov_Kandinsky_iz_serii_bestiariy (472x679, 137Kb)

Шекспир.
3733824_Dmitriy_Prigov_Shekspir_iz_serii_bestiariy (472x674, 138Kb)

Выставка есть выставка и здесь фотографировать нельзя, так что, все иллюстрации взяты из интернета, в основном, с сайта художника.
3733824_prigov1 (700x590, 139Kb)

Материалы, на которых и которыми работал Дмитрий Пригов, очень просты - газеты, бумага, тушь, акварель, шариковая или гелевая ручки.
Закончу стихами Дмитрия Александровича Пригова.

Вся местность словно чудилась в дыму.
Он видел, как сквозь темень прорезаясь,
На месте леса вспыхивала завязь.
И пёс приблудный ластился к нему.

Он на холме к изгороди встал,
Как отгорожен неподвластным даром.
Приблудный пёс дышал полночным жаром
И что-то тайное без умысла шептал.

Он вдруг спиной почуял холод близь,
как дни обрушились, иль крылья разошлись
И обнажили подвиг многолюдный.

И с неподвижной этой высоты
Он видел всё до меловой черты.
И пёс приблудный был пёс приблудный.

Дмитрий Александрович Пригов

Пятого ноября 1940 года родился Дмитрий Пригов, поэт, прозаик, художник, акционист, теоретик искусства и наш постоянный автор.

Личное дело

Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007) родился в Москве в семье инженера и пианистки. Родители были немецкого происхождения, сама фамилия Пригов имеет германские корни, русифицированный вариант имени Priehoff. Однако после начала Великой Отечественной войны об этом факте старались не упоминать, а сам Дмитрий Пригов по-немецки не говорил.

В 18 лет Дмитрий Пригов поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище имени Строганова и выучился на скульптора. После выпуска работал при архитектурном управлении Москвы, там он занимался оформлением детских площадок.

Еще во время учебы Дмитрий Пригов женился на Надежде Георгиевне Буровой. Пара поселилась в московском районе Беляево, и у них родился сын Андрей.

В 1970 году вместе с женой, которая преподавала английский язык на экономическом факультете МГУ, создал Английский театр, для которого писал пьесы и ставил спектакли.

В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР, однако официальных личных выставок не мог организовать до самой Перестройки. В то время Дмитрий Пригов начал печататься в иностранных русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А — Я» и альманахе «Каталог».

В середине семидесятых Дмитрий Пригов и скульптор Борис Орлов превратили свою мастерскую в общественную площадку, где люди собирались на выставки и литературные вечера.

В 1986 году Дмитрия Пригова задержали из-за перформанса «Обращения к гражданам» и отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику, но после протеста деятелей культуры он был освобожден.

В 1987 году работы Дмитрия Пригова впервые участвуют в выставке на территории Советского Союза — в рамках проектов «Неофициальное искусство» и «Современное искусство». А уже в 1988 году состоялась первая персональная выставка Дмитрия Пригова в Соединенных Штатах — в чикагской галерее Струве. Позже выставки часто проходили и в России, и за ее пределами, в том числе, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

В 1990 году Пригов издает свой первый поэтический сборник «Слезы геральдической души». Позже будут опубликованы сборники стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы — «Только моя Япония» и «Живите в Москве».

С 1989 года — участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА), а в 1990 году Дмитрий Пригов вступил в Союз писателей СССР.

С 1988 года Дмитрий Пригов постоянно участвует в различных выставках, как в России, так и в странах Европы, Америки и Азии — от Галереи Марата Гельмана и Русского музея до Римского музея современного искусства и Берлинской государственной библиотеки

С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.

В июле 2007 года группа «Война» и Дмитрий Пригов собирались провести совместную акцию «Вознесение поэта» в общежитии МГУ на проспекте Вернадского — участники группы должны были поднять Пригова в шкафу на 22-й этаж, пока тот читал стихи. Однако руководство университета перфоманс запретило. Тогда же Дмитрий Пригов перенес тяжелый инфаркт, а в ночь на 17 июля 2007 года скончался в кардиологическом отделении 23-й (Яузской) больницы. Похоронен на Донском кладбище Москвы.

Чем знаменит

Дмитрий Пригов — один из основоположников московского концептуализма, причем и как художник, и как писатель и поэт. Он пытался соединить литературу и изобразительное искусство с одной стороны и жизнь с другой, чтобы между ними не было разрыва. Пригов заявлял, что хочет создать больше стихов, чем все русские поэты вместе взятые; кроме стихов, он писал романы, эссе, пьесы, рисунки и картины.

Один из самых знаменитых героев Пригова — Милицанер, который начал появляться в его стихах с середины 1980-х годов. Его современники старались избавиться от официальных оборотов в языке, а Пригов с ними работал, находя смысл за привычными шаблонами и формулами.

О чем надо знать


Вдохновением для цикла про Милицанера стала жизнь в районе Беляево на юго-западе Москвы, рядом с Высшей школой милиции МВД. В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая важные для его творчества места этого района. Стихограмму Пригова «АЯ» в 2014 году увековечили участники арт-групп Comeon Crew и Zukclub — в виде огромного мурала на стене панельного дома в Беляево же.

Пригов активно участвовал во многих музыкальных проектах, самый известный — пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность», собранная из московских художников-авангардистов. Участники группы собрались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте.

Главные прозаические тексты Дмитрия Пригова — две части незавершенной трилогии. В ней автор использует три традиционных жанра западного письма: автобиография, записки путешественника и исповедь. Свет увидели только автобиография (роман «Живите в Москве») и записки путешественника (роман «Только моя Япония»).

Прямая речь

«Современное изобразительное искусство это не искусство, которое изображает. Это искусство, являющее художника. Да, висят картины. Но, может, это не его картины, а подделки. Может, это часть перформанса, когда он начнет их сжигать».

«Концептуализм — это тем или иным способом дефинированное определение направления, но и в то же самое время и в большей, может быть, степени — имена».

«Ныне не существует подобной штатной единицы – гений. Ну, возможно, по старой атавистической привычке кого-то и обзовут: "гением". Но нет такого утвержденного и осмысленного самосознания в деятелях искусства».

«Граждане! Чувствуйте приближение сроков, сроков смены дня и ночи, сезонов, возрастов, веков, эпох, кальп и эонов!»

5 фактов о Дмитрие Пригове

  • Дмитрий Александрович Пригов — именно так, полным именем, художник часто подписывал свои работы. Еще он подписывался как Дмитрий Алексаныч.
  • Пригов написал более 35 тысяч стихотворений.
  • Дмитрий Пригов — один из самых хорошо изученных современных российских писателей.
  • Дмитрий Пригов сыграл эпизодическую роль анестезиолога в фильме «Хрусталев, машину!», его имя даже не упомянуто в титрах.
  • Дмитрий Пригов писал эссе и колонки для Полит.ру.

Разделы: Литература

Литература конца XX века в школьной программе практически не изучается. На нее отводится всего лишь 3 часа. Но тем не менее этот пласт русской литературы очень разнообразен и интересен.

Данный период был назван постмодернизмом. Он включает в себя несколько течений: концептуализм или соц-арт и необарокко. Н. Л. Лейдерман так охарактеризовал концептуализм: «Это течение последовательно расширяет постмодернистскую картину мира, вовлекая все новые и новые культурные языки с маргинальными, священные с профанными, официозные с бунтарскими, концептуализм обнажает близость различных мифов культурного сознания, одинаково разрушающих реальность, подменяющих ее набором фикций и в то же время тоталитарно навязывающих читателю свое представление о мире, правде, идеале». Постепенно определяется пафос этого течения – явить некую со всеми опасностями абсолютную свободу.

Ярчайшим представителем концептуализма является мастер иронического стиха – Дмитрий Александрович Пригов.

Дмитрий Александрович Пригов родился 5 ноября 1940 года в интеллигентной семье: отец инженер, мать пианистка. По окончании средней школы работал на заводе слесарем. Учился в московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. По образованию скульптор.

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы.

В конце 1960 – начале 1970 гг. идейно сблизился с художниками московского андеграунда. В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР. Однако в СССР не было организовано ни одной его выставки.

С 1989 года Пригов – участник московского клуба авангардистов (КЛАВА).

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался, но неоднократно печатался за границей.

В 1986 году после одного из уличных перфомансов был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Пригов – автор большого числа текстов, графических работ, инсталляций, перфомансов. Он снимался в кино, участвовал в музыкальных проектах, одним из которых была организованная из московских художников-авангардистов пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». С 1993 по 1998 гг. Пригов выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своем творчестве.

Общее количество стихотворных работ Пригова – свыше 35 тысяч. Ведущие лирические образы – «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами глупого советского обывателя. Писал Пригов и прозаические тексты, главными из которых являются две первые части незавершенной трилогии.

Скончался Дмитрий Александрович в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнения после инфаркта.

Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Главное произведение Дмитрия Пригова – это писатель Дмитрий Пригов, «дубликат» советского поэта, представителя официальной культуры, от чьего имени пишет свои тексты реальный Пригов. Пригов – писатель играет в писателя.

Сам Дмитрий Александрович и писавшие о нем критики неизменно подчеркивают, что «центральной особенностью его эстетики является создание имиджей авторского сознания – неких … авторских масок, концентрированно воплощающих наиболее популярные архетипы русской культуры».

Как отмечает М. Айзенберг: «Это не традиционное пародирование, скорее, чисто концептуальная методика авторского раздваивания и вживания в чужое авторство. Все идеологические тенденции доводятся до конца, до упора – до абсурда». Каждый авторский имидж Пригов реализует в огромное количество текстов, собранных в авторские сборники.

Читая собрания текстов Пригова, написанные им в разные годы и для разных сборников, невозможно отделаться от впечатления, что различия между масочными субъектами в этих текстах минимальны. Перед нами возникает единый образ сознания. Но он не тождественен сознанию поэта Пригова. Это возведенный им инвариантный миф русской культурной традиции, пропущенный через 70 лет советской эпохи.

Сам Пригов говорил: «Мне кажется, что своим способом в жизни, в искусстве я и учу. Я учу двум вещам. Во-первых, принимать все языковые и поведенческие модели как языковые, а не как метафизические. Во-вторых, я являю то, что искусство и должно являть – свободу…Я думаю, что человек должен видеть ее перед собой и реализовать в своей частной жизни».

Обратимся к раннему творчеству Д.А.Пригова. Самый популярный цикл стихотворений – «Милицанер». В нем мы можем увидеть продолжение традиций Козьмы Пруткова – игру с речевыми штампами.

Когда здесь на посту стоит Милицанер
Ему до Внукова простор весь открывается
На Запад и Восток глядит Милицанер
И пустота за ними открывается
И Центр, где стоит Милицанер –
Взгляд на него отовсюду открывается
Отовсюду виден Милиционер
С Востока виден Милиционер
С Юга виден Милиционер
И с моря виден Милиционер
И с неба виден Милиционер
Ис-под земли…
Да он и не скрывается.

Данное стихотворение написано в 70-х годах 20 века, в период застоя. Приговский «милицанер» схож с образом пушкинского Медного всадника. Он стоит в центре Москвы, виден всем, и его видят все. Каждый должен знать о его присутствии в своей жизни. Здесь автор показывает сатирическое изображение тоталитарного мира. Милиционер – олицетворение власти, но он самый низший слой власти, и в то же время самый близкий представитель власти к народу. В то же время «милицанер» находится в неком метафизическом мире чистых идей. Здесь нет хаоса, а царит порядок и этот порядок охраняет именно он.
С перестройкой Пригов из полуподвального поэта превратился в широко печатающегося автора. Но тогда же его стихи стали терять остроту. Над милицией и над властью не смеялся только ленивый. Пригов ищет новые темы. На смену «милиционеру» приходит рекетир.

Мен крутой лежит, не дышит
Только что он был живой
Господи!
Возле раны ножевой
Крылышками лишь колышит
Оса
В отдалении враги хлопнув дверью «Мерседеса»
Отъезжают, а могли бы
С белою очей завесой
Лежать так же бездыханно
В районе Малаховки.

В стране появляется хаос. Приходит абсолютная свобода, позволяющая делать все. Даже убивать. Уже некому охранять простых граждан. Убили «милицанера», воплощающего власть. Она уже не способна что-то изменить в мире хаоса.

Еще один образ, воплощенный в поэзии Д. А. Пригова, образ «маленького человека».

Поэт Лев Рубинштейн заметил: «Мой друг, Дмитрий Александрович Пригов,–…человек имиджа в большей степени, чем человек текста». Для создания имиджа Дмитрия Александровича Пригова поэт использует два важнейших в русской литературе образа, которые и в советской культуре остаются авторитетными, сакральными – это образы «маленького человека» и «великого русского поэта». Великий русский поэт у него становится маленьким человеком, а маленький человек – великим русским поэтом. В этом и состоит парадоксальность поэзии Пригова.

«Маленький человек» неприхотлив, обыкновенный обыватель. Он видит все недостатки современного общества. Хаос окружает «маленького человека» повсюду. Даже в домашнем быту он пытается с ним бороться.

Я с домашней борюсь энтропией
Как источник энергьи божественной
Незаметные силы слепые
Побеждаю в борьбе неторжественной
В день посуду помою я трижды
Пол помою-протру повсеместно
Мира смысл и структуру я зиждю
На пустом вот казалось бы месте.

В этом стихотворении автор сближает хлопоты «маленького человека» с миссией Поэта, способного сотворить из хаоса гармонию, смысл, порядок.

«Великий русский поэт» – это современный Пушкин, то есть Д.А.Пригов. но его поэт является в образе «маленького человека». Он предлагает уничтожить пушкинские стихи.

«Великий русский поэт» пытается создать новую реальность, где царят чистые идеи.

Итак, поэт хочет создать «новый» мир, новую реальность, где имеют место чистые идеи, где сама жизнь – идея, а центром являются «нехитрые житейские ценности». Творчество Д.А.
Пригова в эволюции проходит два мира: это мир иронии над реальностью и «новый мир» иронии над самим собой. Поэтому, читая стихотворения Пригова, мы смеемся над искаженным недостатками миром и в то же время смеемся над своими собственными недостатками. А значит, пытаемся изменить этот мир и себя к лучшему.

Читайте также: