Как сделать эффект кракелюра на торте

Обновлено: 07.05.2024

Кракле – техника искусственного состаривания, основанная на создании трещин в красочном слое. Ее широко применяют как самостоятельно, так и в сочетании с декупажем или другими техниками.

Виды и способы создания кракелюра

Одношаговых (однофазный) кракелюр

Одношаговый кракелюр считается более простым в исполнении. Двухшаговый кракелюр более привередлив, но и более красив, к тому же не перекрывает первичное изображение или фон, что позволяет использовать его как на золоте, так и на нанесенном изображении.

Кракелюрный лак производства компании «ТАИР» основан на качественном импортом гуммиарабике (обладает очень высоким поверхностным натяжением). Вы можете использовать его как одношаговый, так и как двухшаговый в паре с шеллачным спиртовым лаком.

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Например, стекло, или металл.

Кракелюр. 6 способов создания трещинок

Ход работы:

1. На поверхность наносим слой краски, который будет виден через будущие трещины. Это может быть любой цвет, например, очень красиво смотрятся металлические оттенки, золото, серебро, бронза и другие металлики. Если вашей задумкой является показать цвет основы, то ее можно оставить без покрытия. Как, например, при работе со стеклом.


2. После того, как первый слой краски высох, на него довольно густым слоем наносится кракелюрный лак. Оставить минут на сорок, до почти полного высыхания. Можно немного ускорить его высыхание феном. Лак должен выглядеть сухим, но на отлип рукой быть чуть влажным.


3. Для второго слоя подходят акриловые краски, такие серии как «Акрил-Арт» , «Акрил-Хобби» , «Акрил-Хобби Де Люкс» или краску для росписи . Перед нанесением краску следует разводить водой. Чем жиже краска, тем больше будут трещины. Если трещины нужны небольшие, то краску рекомендуется разводить разбавителем акриловых красок или акриловым лаком. Густую краску будет очень сложно нанести за один раз. Готовую краску лучше всего наносить широкой синтетической кистью. Направление трещин будет совпадать с направлением движения кисти.

Самое важное: по одном месту можно проводить кистью только один раз. Иначе лак может начать «скатываться».


4. Высыхание второго слоя можно немного ускорить феном. Верхний слой краски довольно быстро начинает растрескиваться. После высыхания, через сутки, красочный слой необходимо закрепить. Закрепить можно шеллачным, акриловым, или акрил-фисташковым лаком.

Схема применения кракелюрного лака в качестве одношагового

Двухшаговый (двухфазный) кракелюр

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин, растрескавшийся лак, на поверхности любого изображения (например поверх декупажа или росписи) или однотонного покрытия любого оттенка.

Кракелюр. 6 способов создания трещинок

Ход работы:

1. Для создания двухшагового кракелюра первый слой наносится шеллачным лаком (классический принцип создания двухшагового кракелюра: шеллак + состав на основе гуммиарабика, кракелюрный лак). Можно использовать как осветленный, так и не осветленный. Не осветленный лак придаст изделию легкий оттенок патинирования.

Шеллачный лак наносится в 2-3 слоя с полной просушкой каждого слоя. Спиртовой лак быстро сохнет, от 15 до 30 минут. Зависит от влажности воздуха.

Кракелюр. 6 способов создания трещинок

2. После полного высыхания на шеллачного лака на него наносится слой кракелюрного лака. Основным критерием, который влияет на скорость создания трещин, будет влажность воздуха, а не температура. В теплом сухом помещении процесс будет проходить интенсивнее. При двухшаговом кракелюре процесс лучше не ускорять с помощью фена, а положить изделие рядом с радиатором, на солнце, или в теплом и сухом месте.

3. После того, как на поверхности появились заметные трещины, они затираются. Для этого используется художественная масляная краска, тертая пастель, тени для век или битумный лак. Этот процесс лучше всего производить губкой или натуральной тканью.


4. После высыхания следует закрепить шеллачным лаком. Таким образом, получается, что расход кракелюрного лака по отношению к шеллачному будет 1:3.

Кракелюр. 6 способов создания трещинок

Такой техникой легко придать налет благородной старины практически любой и стилистически разнообразить свои работы.

 Схема применения кракелюрного лака в качестве двухшагового

Видео-урок, описывающий создание одношагового и двухшагового кракелюра:

Кракле из яичной скорлупы

Еще одним видом декоративного приема состаривания поверхностей при помощи природных материалов - яичная скорлупа. Ее можно использовать для декорирования предметов с эффектом кракелюра.

Для этого нужно собрать и подготовить яичную скорлупу для работы. Скорлупу от куриного яйца промыть щеткой с моющим средством в теплой воде. Затем очистить скорлупу от внутренней пленки и высушить.


После того, как яичная скорлупа высохла, наклеивать ее следует на предварительно загрунтованную поверхность изделия. Для этого обильно промазываю место нанесения клеем ПВА или акриловым лаком. А после части скорлупы выкладываются на небольшом расстоянии друг от друга.

Крупный кусок скорлупы, можно придавить пальцем и он раскололся на несколько мелких кусочков, которые затем удобно раздвинуть зубочисткой или бамбуковой шпажкой.

После того, как вся поверхность заполнена кусочками скорлупы, оставляем на просушку. Далее следует покраска задекорированной поверхности изделия акриловой краской. При желании можно затереть промежутки между наклеенными кусочками яичной скорлупы масляной краской или пастелью, как в технике двухфазного кракелюра.

Кракелюр с помощью фацетного лака

Декоративное средство для создания трещинок, придающих изделию «старинный» вид. Фацетный лак хорошо держится на всех впитывающих поверхностях, таких как дерево, керамика, картон. Стеклянные и пластиковые поверхности должны быть предварительно обработаны грунтом или глянцевым лаком.


Фацетный лак достаточно густой (как паста) наносится на поверхности с помощью шпателя, моделирующего ножа, мастихина, жесткой кисти или спонжа. Слой лака должен быть, как минимум 2 мм. Распределяем по поверхности равномерно. От толщины нанесенного слоя зависит размер трещин. Время высыхания зависти от поверхности и толщины слоя, период составляет около 24 часов.

Микрокракелюр двухкомпонентный

Двухкомпонентная система кракелюрных лаков для создания на поверхности микротрещин. В результате получается эффект тонкой паутинки.

Шаг 1: Нанести на подготовленную или задекорированную поверхность специальный прозрачный грунт, дождаться его полного высыхания.

Шаг 2: Нанести кракелюрный состав. Глубина, толщина и направление трещин зависят от направления движений кистью и толщины наносимого слоя лака. После высыхания трещины можно подчеркнуть античной пастой, пигментом, жидкой патиной, масляными красками. Образованные трещины в размере от 1 мм. Лаки для микрокракелюра не имеют цвета. Оттенок декорируемой поверхности не меняется, а лишь приобретает эффект состарившейся и потрескавшейся поверхности.

Кракелюр. 6 способов создания трещинок

Также подходит для заранее задекорированных предметов и поверхностей с любым рисунком и нанесением, для стекла. После высыхания становится водостойким. Работу рекомендуем покрыть финишным отделочным лаком.

Краска-кракелюр

Простая в применении одношаговая краска создает эффект кракелюра при высыхании. Заколерована. Наносится кистью на поверхность изделия и через некоторое время краска растрескивается, образуя красивую сетку из трещин.

В этой статье мы рассмотрели самые популярные способы создания трещинок в технике кракелюр.

Кракелюр. 6 способов создания трещинок

Посмотреть статью на сайте, задать вопрос или оставить комментарий можно по ссылке:

Подписывайтесь. Много интересного о декорировании и творчестве:

Т.к. тема является архивной.


Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является архивной.



Сразу прошу прощения за много букв, но расписала рецепт со всеми, как мне кажется, деталями и подробностями.

Шоколадный пирог с кракелюром или пирог "Мечта декупажницы". :)
Очень простой! Очень быстрый. Очень (очень-очень) шоколадный. Можно сказать, настоящий трюфельный пирог.
Для меня, он просто палочка-выручалочка на случай гостей, которые любят шоколад. А кто ж его не любит?

Ингредиенты:
170 г сливочного масла (можно и поменьше, а можно взять облегченный вариант, но лучше все же не маргарин),
80 г какао-порошка (это очень много, если использовать чистейшее какао, а вот если какой-нибудь "Несквик" - в самый раз, если я беру какао, то не больше 50 г),
140 г муки,
1/2 ч.л. разрыхлителя (не соду, а какой-нибудь готовый, они помягче),
1/4 ч.л. соли,
200 г сахара (обычно беру меньше, т.е. 120-150, поскольку пирог и сам сладкий, и покрытие шоколадное),
3 яйца,
120 г сметаны (жирность принципиального значения не имеет, иногда даже использую треть сливок и 2/3 сметаны),
1 ст.л. ванильного сахара или ванилин на кончике ножа (тоже обычно уменьшаю количество, но ванилин - не самая ходовая часть, поэтому непринципиально, сколько взять).
Для ганаша:
120 г темного шоколада (достаточно 50-65% содержания какао в шоколаде, вот на картинках вариант со смесью 77% и 85% шоколада - перенасышение шоколадом и дает трещины, которые не есть обязательное условие, а скорее неожиданный "бонус"),
100 мл жирных сливок, т.е. 30-33% (меньшую жирность брать не пробовала, но подозреваю, что ганаш может быть рыхлым или зернистым, если брать сливки меньшей жирности).

Готовим:
1. Смешиваем в миске просеянную муку, какао, разрыхлитель и соль. Отставляем в сторону.
2. Во второй миске взбиваем масло с сахаром (обычным и ванильным) до пышной массы (прям вот хорошо так надо растереть до однородной массы и почти полного растворения сахара). По одному добавляем яйца. (И каждый раз вымешиваем до однородности массы, будет такое кремообразное нечто, на которое будут посягать домочадцы - не давайте пробовать, а то до пирога дело не дойдет!)
3. Добавляем половину мучной смеси и взбиваем до однородности. (Это важно, что половину. Если неравномерно разделите, то старайтесь сначала побольше всыпать.)
4. Кладем сметану и снова взбиваем. (И снова до однородности. Такая шелковая структура должна получиться у теста. Если будете использовать сметану и сливки, то сливки тоже сейчас вмешиваем.)
5. Повторяем со второй половиной сухой смеси.
6. Форму (у меня силиконовая 23 см в диаметре) смазываем сливочным маслом и присыпаем какао-порошком. Выкладываем тесто в форму и разравниваем. (Тесто будет нежидкое, поэтому старательно выкладываем по периметру формы, а потом разравниваем)
7. Ставим в предварительно разогретую до 180 градусов духовку и печем "до сухой спички", около 35 минут.
8. Готовому коржу даем постоять 10 минут в форме (из духовки достаем сразу, как готов), затем вынимаем и кладем на решетку для полного остывания. (Если нет какой-либо решетчатой подставки, то можно взять решетку из духовки, поставить на плиту, чтобы была циркуляция воздуха и сверху на пекарскую бумагу или тонкую разделочную доску выложить корж.)

Готовим ганаш.
1. Шоколад ломаем на кусочки. (Возьмите удобную миску, потому что потом вам в неё же предстоит выливать горячие сливки и вымешивать ганаш. Кусочки не слишком крупные: примерно 1,5х1,5 см, но и сильно мельчить или тереть не надо.)
2. Сливки доводим до кипения и вливаем в шоколад. (Вот за это я и люблю данный рецепт! Никаких водяных бань или микроволновок, чтобы растопить шоколад! Поломал - залил кипящими сливками - перемешал - готово!)
3. Даем постоять 3 минуты, затем размешиваем до однородности. (Да, просто заливаем и оставляем в покое на три минуты. Когда будете размешивать сливки с шоколадом, покажется, что ничего не получается и на поверхности плавают какие-то шоколадные расплавленные крошки. Главное - верить, что всё получится. В какой-то момент ганаш "схватывается" и масса постепенно становится однородной и какой-то удивительно гладкой.)
4. Оставляем ганаш еще на 3 минуты. (Тоже важно, чтобы структура выровнялась и на поверхности торта потом не было кочек или зернистости.)
5. Выливаем поверх коржа. (Можно прямо на блюде, на котором будете подавать торт, а если станете печь в разъемной форме, то можно вернуть остывший пирог в форму, вылить ганаш, разровнять, и прямо в форме отправить остывать дальше.)
6. Ставим пирог в холодильник для застывания глазури. (На ночь - идеально. Но и за несколько часов ганаш схватится.)

Пирог получается совсем не сухой, поэтому пропитывать его ничем не надо. Может показаться, что в центре он не пропекся - это не так: у него структура такая влажно-трюфельная.

Теперь еще раз про кракелюр (трещинки). Они получились только потому, что шоколад для ганаша был. слишком шоколадный. Пекла я пироги и без кракелюра (т.е. шоколад для ганаша был с меньшим содержанием какао), но не менее красивые и вкусные.

"Затирала" кракелюр сливочным маслом, но можно и масляным кремом, например.
Приклепляю фото со срезом пирога, чтобы был понятен уровень "влажности" и "трюфельности". :)
Вопросы есть? ;)

Кракелюры - это трещины, которые появляются на живописных полотнах и на лакокрасочных покрытиях в процессе старения. Одношаговый кракелюрный лак позволяет получить искусственно состаренные покрытия. Его можно использовать для декоративного оформления различных изделий: рамок, шкатулок, браслетов, мебели, посуды и др. Одношаговый кракелюр выглядит, как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски. Одношаговый кракелюр можно делать как на твердых пористых поверхностях, таких как: - дерево; - неглазурованная керамика; - картон; - холст; так и на менее пористых: - металл; - стекло. Порядок работы на всех типах поверхностей одинаков, отличие лишь в самом первом шаге - в грунтовке. Подготовка поверхности - грунтовка. Пористые поверхности. На пористые поверхности наносим акриловый грунт плоской синтетической кистью в 2-3 слоя. Для того, чтобы грунт ложился ровно - каждый следующий слой следует наносить перпендикулярно предыдущему. Каждому слою даем тщательно просохнуть от 30 минут до 1 часа. Если при нанесении грунта его слой получился достаточно толстым и неровным, то после полного высыхания грунта его можно пошкурить. Не стоит использовать очень грубую наждачную бумагу. Для полировки грунта вполне будет достаточно взять наждачку # 1. Стекло и глазурованная керамика. Перед тем, как делать одношаговый кракелюр на стекле- его необходимо тщательно помыть и обезжирить- протереть спиртом.После этого наносим на стекло грунт. Не стоит наносить акриловый грунт на стекло, если вы хотите в дальнейшем использовать это изделие в быту. Так как грунт может легко сойти пленкой вместе со всем декором. Лучше использовать специальный грунт для стекла. Такой грунт выпускает фирма Maimeri . В банке этот грунт мутновато-белый, при высыхании становится абсолютно прозрачным. Наносить этот грунт следует в один слой плоской синтетической кистью. Кисть после использования моем в воде.Также, вместо специального грунта стекло можно покрыть клеем-лаком для декупажа фирмы Viva decor. В ассортименте есть матовый и глянцевый клей. Этот клей-лак универсальный, подходит для техники декупаж как на пористых поверхностях, так и на стекле. Металл. Для металлических поверхностей существует специальный грунт, который продается в строительных магазинах. Наносит обычный акриловый грунт на металл не стоит, потому что, как и в случае со стеклом, он может сойти пленкой. Старые поверхности. Если у вас возникло желание обновить старую мебель, покрытую лаком, то здесь придется набраться терпения и запастись свободным временем, т.к. это процесс не быстрый. Перед тем, как грунтовать старую лакированную поверхность ее нужно очистить от старого лака.Если слой лака небольшой, то можно убрать его при помощи грубой наждачной бумаги. Если же это старая добротная советская лакировка, то в этом случае нужна тяжелая артиллерия- специальные средства на основе растворителя, которые продаются в строительных магазинах или же промышленный строительный фен(обычный не поможет).Какой бы способ вы не выбрали- специальное средства для очистки от старого лака или спец.фен- нужно быть готовым к сильным малоприятным запахам растворителя. Поэтому лучше всего убирать старый лак с мебели в хорошо проветриваемом помещении, на лестничной клетке или на улице. Для работы нам понадобится: - декорируемый предмет; - грунт ; - акриловая краска (цвет фона+цвет трещин); - одношаговый кракелюрный лак ; - кисть плоская синтетика ; - спонж ; - акриловый лак ; - стаканчик с водой; - салфетки для вытирания кистей. Порядок работы: - Создаем цвет трещин - наносим на поверхность акриловую краску плоской синтетической кистью.Можно нанести несколько цветов акриловой краски, тогда трещинки получатся разноцветными, это смотрится очень интересно. Даем краске полностью высохнуть около 30 минут. Здесь мы можем наносить любой вид акриловой краски- матовую, глянцевую или металлик. - Наносим одношаговый кракелюрный лак плоской синтетической кистью. Чем толще слой лака, тем крупнее получатся трещины. Не обязательно покрывать кракелюрным лаком полностью всю поверхность, можно покрыть только отдельные участки (верхний слой краски растрескается только там, есть лак). В этом случае, для того чтобы эффект состаривания смотрелся естественно, при нанесении границы лака следует делать плавными. Дать лаку просохнуть примерно 20-30 минут. Проверить готовность довольно просто - проверяем лак пальцем "на отлип". Если лак липнет, но не пачкает палец, то можно переходить к следующему шагу.Очень важно следить, чтобы лак не пересыхал - для получения эффекта растрескивания поверхность лака перед нанесением краски должна быть слегка липкой. Если лак окончательно высохнет, то он не сможет растрескать краску. Одношаговые кракелюрные лаки всех фирм на водной основе (кисть после работы отмываем в воде). - Создаем цвет фона - наносим матовую (обязательно!) акриловую краску плоской синтетической кистью или спонжем в один слой. Глянцевая краска и краска металлик не растрескиваются. Важно! При нанесении краски спонжем трещины получаются более естественные, а при нанесении кистью - более геометрические.Спонжем наносить краску проще, она ложится ровнее и без подтеков. Не стоит набирать на спонж слишком много краски. Размер и ширина трещин зависят от толщины слоев лака и краски, а также от направления движения кисти. Краску необходимо наносить одним мазком, нельзя проводить кистью с краской несколько раз по одному и тому же участку поверхности, т.к. в этом случае краска будет ложиться неравномерно. Когда краска полностью высохнет, через трещины верхней краски будет виден первый красочный слой. - После полного высыхания краски, при желании, можно приступать к дополнительному декору поверхности: сделать декупаж, нанести акриловую краску или структурную пасту через трафарет, сделать рисунок контурной краской и многое-многое другое. - В завершении, для защиты работы от влаги и царапин покрываем ее финишным акриловым лаком (глянцевым, сатиновым или матовым). Лак наносим плоской синтетической кистью.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.60 (5 Голоса(ов))


Техника художественного состаривания «кракелюр» или по-другому «кракле» (от франц. «craquelure» - трещины) по праву занимает особое место среди техник декора (декупажа) и любима многими, кто занимается творчеством профессионально или просто для себя. И, действительно, отделка в старинном стиле выигрышно смотрится в интерьере и замечательно подходит как для украшения шкатулки, вазы или панно, так и для декора мебели. С помощью кракелюра вполне можно превратить старенький комод в произведение мебельного искусства или преподнести друзьям интересные, созданные своими руками, подарки, добавив в них нотку старины.

Применяют два основных вида кракелюра:

- одношаговый;
- двухшаговый.

Их еще могут называть однофазным и двухфазным.

Одношаговый кракелюр - это сеть декоративных трещин на краске, сквозь которые просматривается другой цвет, нанесенный на основу, или непосредственно сама основа изделия. Это вид кракелюра более простой в выполнении, но при этом очень эффектный.

Двухшаговый кракелюр получается более деликатной сеткой трещин, покрывающих поверхность изделия. Состав для этого вида кракелюра отличается от одношагового, и трещинки получаются тонкими и почти воздушными. Их можно сделать любого оттенка, затерев красящими пигментами, но лучше всего смотрится более яркая, контрастная основному фону, сеточка трещин.

Обе техники кракелюра прекрасно подходят для декорирования изделий из дерева, стекла, керамики и даже металла. Для вашего удобства и экономии времени, компании – производители выпускают уже готовые наборы, в которых есть все необходимое для декорирования в стиле кракелюр, снабженные подробными инструкциями.

Как сделать одношаговый кракелюр дома. Необходимые материалы. Последовательность работы.

1) Сам декорируемый предмет. Декорировать можно деревянное панно, шкатулку, старый комод, изделие из металла, керамические тарелки или понравившуюся стеклянную бутылочку - все, на что хватит вашей фантазии!

2) Наждачная бумага - если основа деревянная. Спирт для обезжиривания - при работе со стеклом и металлом.

3) Грунтовка. Для дерева и керамики подходит акриловая грунтовка, а для стеклянных поверхностей лучше взять грунт специально для стекла (высыхая, он становится прозрачным), т.к. другие виды грунта на стеклянных поверхностях могут слезть пленкой вместе с кракелюром. Для металла также необходим грунт, например, специальный по металлу или для гладких поверхностей. Обратите внимание, что для стекла, керамики и металла грунтовка обязательна!

При декоре деревянной поверхности, в зависимости от желаемого результата, можно обойтись и без грунтовки. Например, если хочется оставить более явной естественную деревянную текстуру, или по задумке декоратора через трещинки должна просматриваться основа изделия.

4) Краски двух цветов: один цвет для нижнего слоя, который будет просвечивать сквозь трещины, другой будет покрывать верхний слой. Краски лучше взять акриловые, а что касается цвета трещин, то контрастные цвета и оттенки «металлик» смотрятся особенно выигрышно. Если в качестве нижнего слоя остается основа изделия, хватит краски только одного цвета.

5) Кисти для краски и лака, предпочтительна синтетика. Краску еще удобно наносить губкой.

6) Баночка с водой.

7) Одношаговый кракелюрный лак (этот лак и формирует трещины).

8) Лак для закрепления декора. Отлично подойдет акриловый, акрил-фисташковый или шеллачный лак.

Ход работы: Как сделать одношаговый кракелюр?

Шаг_1 Для начала следует подготовить поверхность. С деревянных изделий удаляем старую краску и лак специальными смывающими средствами или наждачной бумагой. Стекло тщательно моем и обезжириваем спиртом. Все работы должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении!

Шаг_2 Грунтуем поверхность и даем грунтуполностью высохнуть. На пористые, шероховатые поверхности, вроде керамики, грунт наносится в 2-3 слоя, причем каждый слой должен хорошо просохнуть.

Шаг_3 Покрываем поверхность краской, выбранной для нижнего слоя - именно такого цвета будут трещинки-кракелюры. Если через трещинки должна быть видна естественная поверхность, то этот шаг пропускаем. Дожидаемся, когда краска полностью высохнет.

Шаг_4 Наносим кисточкой кракелюрный лак так, чтобы слой получился достаточно плотный. В течение примерно 40 мин. слой лака должен сохнуть до состояния «на отлип», когда он выглядит уже сухим, но при прикосновении еще чуть влажный. Если слегка подсушить лак феном, то сушка пойдет быстрее.

Шаг_5 Наносим следующий слой – краску другого цвета. Сквозь этот слой будет просматриваться нанесенный первым цвет трещинок или основа натурального оттенка. Краска не должна быть слишком густой, ее можно немного разбавить водой, и тогда на краске более жидкой консистенции получатся большие яркие трещины. Для небольших трещин краску лучше развести акриловым лаком или специальным разбавителем.

Теперь широкой кистью из синтетики красим поверхность, при этом учитывайте, что трещины будут получаться в том же направлении, в каком двигается кисть. Старайтесь по одному и тому же участку проводить кисточкой один раз, иначе лак будет "скатываться". Оставляем окрашенное изделие примерно на сутки, пока лак не высохнет полностью. Для ускорения можно тоже посушить феном.

Шаг_6 Полностью высохший окрашенный слой теперь нужно закрепить. Для этого подойдет акриловый лак, акрил-фисташковый или шеллачный лак.

Что нужно, чтобы сделать двухшаговый кракелюр?

1) Сам декорируемый предмет – деревянный, керамический, стеклянный или металлический.

2) Наждачная бумага - если основа деревянная. Спирт для обезжиривания - при работе с металлом или стеклом. Декорируемая поверхность обязательно должна быть гладкой, при необходимости ее можно покрыть слоем акрилового лака.

3) Грунтовка. Для стекла, металла и керамики она обязательна! Для деревянной и керамической поверхности подойдет акриловая грунтовка, а для металла и стекла - специальные грунты для этих материалов или грунт для гладкой поверхности. Как и в одношаговом кракелюре, можно обойтись без грунтовки, если, например, хочется оставить более явной текстуру дерева или через трещинки должна просматриваться основа изделия.

4) Краска для основы изделия, лучше всего акриловая. Цветной краситель или пигмент на водной, масляной или восковой основе - для втирания в трещинки. Можно использовать еще растертую пастель, а для придания трещинкам переливающегося оттенка - перламутровую краску.

5) Кистидля красок и лака. Отличным выбором будут плоские синтетические кисти.

6) Кусочек хлопковой ткани или губка, чтобы втирать краситель в трещины.

7) Лаки. В технике двухшагового кракелюра применяют два типа лака: шеллачный и кракелюрный. Они еще обозначаются, как шаг №1 и №2 (базовое покрытие и верхнее покрытие).

Ход работы: Как сделать двухшаговый кракелюр?

Шаг_1 Подготавливаем поверхность. Старую краску и лак удаляем специальными смывающими средствами и обрабатываем наждачной бумагой. Стекло тщательно моем и обезжириваем спиртом.

Шаг_2 Покрываем акриловой грунтовкой, если основа пористая (дерево, картон, керамика). Для стеклянной основы используем грунт специально для стекла, а для металлической, соответственно, грунт для металла. Даем грунту высохнуть.

Шаг_3 Красим поверхность и дожидаемся полного высыхания краски. Это и есть цвет основы, который затем будет покрыт трещинами. Если же трещины должны располагаться на фоне естественной поверхности изделия, или заготовка заранее выполнена в технике «декупаж», то этот шаг тоже пропускаем.

Шаг_4 Наносим широкой кистью из синтетики шеллачный лак (шаг №1, базовое покрытие) в 2 или 3 слоя. Каждый слой тщательно высушиваем перед дальнейшей работой. Чем дольше сохнет лак, тем мельче получатся трещины.

Шаг_5 Когда предыдущий слой лака высох до состояния «на отлип», плоской кисточкой наносим кракелюрный лак (шаг №2, верхнее покрытие), стараясь не допускать незакрашенных промежутков. Величина трещин в данном случае зависит от толщины лакового слоя – чем толще слой, тем больше получаются трещины. Лучше не подсушивать этот лак феном, а дать высохнуть естественным путем в сухом теплом месте.

Шаг_6 Получившиеся трещины затираем пигментом с помощью кусочка ткани или губки, сразу убирая излишки краски.

Шаг_7 Закрепляем декор шеллачным лаком (шаг № 1, базовое покрытие) или защитным финишным лаком. Для декоративного изделия достаточно 1 слоя лака, а для мебели или предметов, которые будут часто использоваться, потребуется 2-3 слоя.

Техника «кракелюр» вполне доступна даже для новичка, но при этом способна преобразить самые непримечательные предметы, сделав их интересными, особенными вещицами с историей, которые будут радовать вас и восхищать ваших друзей.

Если данная статья оказалось полезной для вас, пожалуйста, оцените ее (вверху страницы). Спасибо!

Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:

Я обратил внимание на эту глазурь в сувенирной лавке в музее лет пятнадцать назад. Она была нанесена на небольшую бутылочку из набора для сакэ, уложенного в традиционную японскую деревянную коробку. Это была прекрасная кракле глазурь, но не такая, которая бывает в раку. У нее были раковистые трещины, похожие на повалившуюся стопку книг.

Позже я узнал, что это - «Снежное кракле». Глазурь эта на самом деле имеет много названий («Снежное кракле», «Рыбья чешуя», «Ледяное кракле», «Панцирь черепахи»), что, собственно, является отражением того, что больше нравится людям.

Независимо от того, как ее называть, эта трещиноватая глазурь наносится таким толстым слоем, что трещины расходятся не только вертикально, но и горизонтально. Сетка трещин может быть большой или мелкой, и они имеют отчетливую шестигранную форму. Легко понять, почему кракле называют «Панцирь черепахи», когда сетка крупная.

Трещиноватость

Если трещиноватость глазури не нравится, то ее называют цек, а если нравится - кракле. Трещиноватость часто рассматривается как дефект глазури. Как пишет Нигель Вуд в книге Chinese Glazes: Their Origins, Chemistry, and Recreation , гончары династии Сун первыми применили кракле как декоративный эффект. Изделия с названиями "Гуань кракле", "Жу", "Керамика Гуань и Гe" - это прекрасные образцы кракле.

Особенно красивый эффект с названием «железная проволока и золотая нить», или «золотой шелк и железная нить» - в нем трещины окрашены в черный цвет на еще горячих изделиях. Меньшие, вторичные трещины, возникли спустя нескольких месяцев или лет, они остались коричневого цвета.

Практически всё (кроме резины и льда!) при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. В обжиге глина и глазурь сплавляются. При охлаждении, если глазурь имеет большую, чем глина, степень сжатия, возникает цек (или кракле), если меньшую – отслоение, фактически глазурь может отскочить от черепка.

Цек обычно считают дефектом глазури из-за снижения прочности изделия на 75% по сравнению с неглазурованной глиной. Но правильно подобранное сжатие глазури на черепке приводит к повышению прочности. Считается также, что в трещины могут проникать микробы и бактерии, поэтому производители посуды стараются не допускать цек.

Снежное кракле - экстремальное кракле, при котором глазурь лежит толстым слоем и нанесена так, что кажется, будто трещины расположены друг на друге. Гончары династии Сун наносили глазурь толщиной в два раза превышающей толщину самого изделия. Согласно Вуду, для получения достаточно толстого слоя гончары проводили между нанесениями промежуточные обжиги.

Рисунок кракле - это результат отношения/согласования расширения и последующего сжатия черепка и глазури, которые определяются КТР (коэффициентом термического расширения) глиняного черепка и глазури. Немного зная про КТР оксидов, можно легко управлять рисунком трещин в глазури, создавая мелкую или крупную сетку трещин. Так как глазурь - это смесь оксидов с различными КТР, то, зная, что оксид натрия имеет высокий КТР, а оксид магния – низкий, можно изменять суммарный КТР глазури, добавляя тот или другой.

В форме стекла оксид кремния имеет низкий КТР (он аморфен), но в кристаллической форме - высокий. Так что добавляя оксид кремния в глазурь можно понизить КТР глазури, потому что он перейдет в стеклообразное состояние. Однако добавляя оксид кремния в глину, где он остается кристаллическим, можно повысить КТР глины. Важно поддерживать температуру обжига постоянной, поскольку при повышении температуры на конус выше, большее количество оксида кремния в черепке перейдет в стекло, что понизит КТР, и наоборот, при понижении температуры растворится меньше кремния, КТР глазури увеличится. Время и температура обжига – очень важные условия для КТР черепка и характера цека глазури.

Опыты

С тех пор, как я увидел эту глазурь в музейном магазине, я перепробовал множество рецептов безо всякого успеха. Поскольку я не мог найти никого, кто поделился бы со мной своим рецептом, и не имел никакого понятия о принципах, как добиться этого эффекта, мне пришлось отложить поиски. Но в глубине сознания я всегда помнил об этой красивой глазури.

Прошло пятнадцать лет. Однажды, проводя мастер-классы, я поручил студентке серию опытов по улучшению сборчатой (сетчатая сборка) магнезиальной глазури на 6 конус.

Сборчатая капельная SDSU

Карбонат магния 25
Нефелин сиенит 70
Глина комовая 5

Примечание- это не глазурь «Снежное кракле»!

Я предложил ей модифицировать вышеприведенный состав глазури, изготовив ее без карбоната магния, затем с добавлением его с шагом в 5% до 40%. Она окунала в тестируемые глазури плитки из каменной массы, темной каменной массы и фарфора.

cracle2
Исходная глазурь Снежное кракле (фрагмент), обжиг в электропечи, 6 конус.

Составы глазурей

Оригинальное «Cнежное кракле»
Конус 6-7, обжиг в электрической печи

Карбонат магния 4.26%
Нефелин сиенит 89.36%
Глина комовая OM-4 6.38%
------------------------
100.00%
Сверх 100%- бентонит- 2.00%

Снежное кракле № 8
Конус 6-7, обжиг в электрической печи

Карбонат магния 3.94%
Фритта Ферро 3124 7.41%
Нефелин-сиенит 82.74%
Глина комовая OM-4 5.91%
------------------------
100.00%
Сверх 100%: бентонит 2.00%
для бирюзового цвета: карбонат меди 0.20%
для белого цвета: Superpax 0.50%
для голубого цвета : карбонат кобальта 0.066%
для желтого цвета: пигмент Degussa 239416 0.50%
для коричного цвета: оксид железа 0.50%

Снежное кракле № 4
Конус 6-7, обжиг в электрической печи

Тальк 7.86%
Фритта Ферро 3124 5.77%
Нефелин сиенит 86.37%
-------------------------------
100.00%
Сверх 100% бентонит 2.00%
Для бирюзового цвета: карбонат меди 0.20%

Ледяная кракле-глазурь Фиске
Конус 10, восстановительный обжиг

Костяная зола 5.00
Фритта Ферро 3134 3.00
Нефелин-сиенит 91.00
Kaoлин EPK 1.00
-------------------------------
100.00%
Сверх 100%: Бентонит 2.00%

ICE, ICE BABY
Конус 10, восстановительный обжиг

Костяная зола 4.32%
Тальк 4.98%
Фритта Ферро 3134 1.99%
Полевой шпат 29.90%
Нефелин-сиенит 54.82%
Каолин 3.99%
---------------------
100.00%

Снежное кракле № 13
Конус 10, восстановительный обжиг

Костяная зола 3.96%
Тальк 7.43%
Фритта Ферро 3134 1.49%
Нефелин-сиенит 81.67%
Каолин EPK 5.45%
---------------------
100.00%

Снежное кракле № 1234
Конус 10, восстановительный обжиг

Костяная зола 3.24%
Тальк 4.99%
Фритта ферро 3134. 3.99%
Полевой шпат 43.64%
Нефелин-сиенит 41.15%
Каолин EPK 2.99%
----------------------
100.00%

Фрагмент глазури «Снежное кракле» 1234, обожженной на 10 конус в восстановительной среде

cracle4
Опытная плитка с глазурью «Cнежное кракле» с 0,2% карбоната меди (рецепт № 4) на каменной массе Brownstone

К счастью, одна плитка была из очень темной низкотемпературной глины Redart, которую она решила обжечь на 6 конус (рекомендованный интервал обжига Redart – 06 - 6 конус). Плитки вышли из обжига, и мой взгляд был немедленно прикован к плитке с темным черепком с глазурью с 5% карбоната магния. Это было Снежное кракле! Что за подарок судьбы!

Когда я вернулся домой, я проверил эту глазурь на самых разных купленных в магазине глинах на 6 конус. С точки зрения КТР лучшими были Highwater's Earthen Red и Brownstone на 6 конус и Orangestone на 10 конус. Наверное, есть и другие хорошие глины, но эти – лучшие из тех, что я протестировал.

Так как керамисты сегодня предпочитают покупать готовые глины, а не смешивать свои собственные, КТР подбирают, варьируя состав глазури, а не глин. Эта глазурь имела небольшую сборку, поэтому я решил удалить из состава карбонат магния, имеющий большую усадку, заменив его тальком.

На глазурном калькуляторе Insight (www.digitalfire.com) я решил подобрать составы с КТР 8,59 (значение КТР дано по Insight). Мне удалось сконструировать еще четыре глазури с КТР от 8,59 до 8,70. Таким образом я получил несколько отличных ледяных глазурей, но, кроме того, я решил протестировать исходный состав, просто улучшая его плавкость добавлением фритты Ferro 3124. В результате я получил приятную прозрачную Снежную глазурь с 8% фритты (Снежное кракле № 8).

Первое, что я заметил, когда делал тесты с обычными красителями (карбонат меди, красный оксид железа, оксид хрома), это что при усилении цвета цек уменьшается. Это связано с тем, что введение красящих компонентов изменяет КТР и прекращает эффект кракле. Поэтому я проводил опыты с очень низкими концентрациями красителя (менее 1%), которые не влияют на кракле.

Приятные неожиданности тестов

После того, как я добился успеха в глазурях на 6 конус, я начал тестирование на конус 10. Я взял четыре разных рецептуры и испытал каждую глазурь на четырех разных глинах. Но прежде чем выбросить остатки, я вылил содержимое чашки каждой глазури в другую, чтобы получить смешанный образец. Глазурь из чашки 1 была вылита в чашку 3 ( получился рецепт Снежное кракле 13 = 1 + 3, понятно?), затем в чашку 2 - содержимое 1 и 3 чашек. В результате образовался состав 123, который затем стал более красивым составом Ice, Ice Baby, и, наконец, я слил все три глазури вместе - получился состав Снежное кракле 1234 (1 + 2 + 3 + 4).

Как оказалось, ни один из четырех первоначальных рецептов не работал очень хорошо, но эти три смеси были великолепны! (Суперсекрет, как выжать максимум из ваших экспериментов!)

Смешение и нанесение

• Эти глазури содержат большое количество нефелин-сиенита, который частично растворяется, поэтому глазурный шликер может легко дефлоккулировать, уменьшая толщину слоя. Добавление английской соли снимает проблему. Удельный вес примерно 1,55-1,60 г/куб.см.

• Эти глазури должны наноситься толстым слоем (3-6 мм).

• Ледяное кракле не ограничивается обжигом на 6 конус - это только первая температура, при которой я обнаружил его. В составе на 10 конус присутствует костяная зола, способствующая флоккуляции. Возможно, вам придется добавить дефлоккулянт (силикат натрия), в противном случае глазури может отслоиться от черепка, прежде чем вы поставите изделия в печь, но даже ели они не отслоились, то часто дают некрасивую сборку во время обжига.

• Обязательно подождите пару дней после обжига для окончательного формирования видимых трещин (так называемое отложенное кракле). Однажды образцы с этими глазурями получились без кракле. Когда же я вернулся после выходных домой, то обнаружил, к своему удивлению, красивое снежное кракле.

• Изделия с этими глазурями не рекомендуется использовать для функционального назначения.

•Глазурование изделия только с одной стороны может привести к его разрушению из-за возникших больших напряжений.

• После обжига глазурь на кромках изделия иногда утоньшается, и может проглядывать темный черепок. Это называется "коричневая губа" или "фиолетовые губы – железная нога" (глазурованная кромка окисляется и отличается по цвету от неглазурованной ножки).

• Кракле лучше получается на внутренней стороне чаш, так как вогнутая поверхность хорошо подчеркивает эффект кракле.

Джон Бритт – частый автор статей в Ceramics Monthly и автор книги "Исчерпывающее руководство по высокотемпературным глазурям на 10 конус", см. www.johnbrittpottery.com

1" :pagination="pagination" :callback="loadData" :options="paginationOptions">

Читайте также: