Картина натюрморт с тортом

Обновлено: 04.05.2024

Селедка, банка с супом, синяя женщина: известные художники любили не только есть, но и рисовать еду. Рассказываем о 10 самых известных картинах, которые могут вызвать аппетит или наоборот.

Зинаида Серебрякова За завтраком

Энди Уорхол. «Банка с супом «Кэмпбелл», 1962 г.


Энди Уорхол – американский художник, дизайнер, скульптор, режиссер, писатель и автор работ, которые ярко иллюстрируют понятие коммерческий поп-арт. Благодаря ему искусство стало доступно широким массам: люди начали видеть красоту в простых вещах. Художник пытался раскрыть поверхностную суть предметов и дать понять, что любой из них прекрасен, даже если это обычная консервная банка. Картина «Банка супа «Кэмпбелл», созданная в 1962 году, - его самая известная работа. Вскоре Уорхол создал целую серию подобных холстов. При жизни художник продавал «супы» по 100 баксов, а уже после его смерти одна из этих картин была оценена в 24 миллиона долларов.

Кстати, супы «Кэмпбелл» Уорхолл действительно очень любил и ел их прямо из банки.

2. Зинаида Серебрякова. «За завтраком», 1914 г.


Зинаида Серебрякова - одна из первых женщин в истории русской живописи. Уже к 25 годам она стала всемирно известна благодаря автопортрету «За туалетом». Но самое обаятельное произведение Серебряковой - картина «За завтраком», которая является образцом семейного и детского портрета: художница любила писать детей с материнской заботой и бесконечной нежностью.

Многие удивляются, почему на картине подают обед, ведь, судя по названию, речь идет о завтраке. Оказывается, в доме Серебряковых был принят европейский режим питания — утром подавали маленький завтрак, а в полдень — более плотный.

3. Кузьма Петров-Водкин. «Селедка», 1918 г.


Натюрморты Петрова-Водкина – документальная летопись эпохи. Их уникальность заключается в минимальном наборе предметов на столе, в игре с зеркальными поверхностями и ярких красках. На картине «Селедка» изображен скромный обед 1918 года — две картофелины, кусок хлеба и селедка на столе. Искусствоведы полагают, что красная скатерть символизирует «революционные будни».

В натюрмортах художник часто использовал зеркальные предметы – стаканы, самовар, чайник или просто зеркала. Его работы светлые и радостные, в них видно непосредственное восприятие мира и натуры художником. Среди известных работ с изображением еды также «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией», «За самоваром», «Фрукты».

4. Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918 г.


С самого детства Борис был знаком с бытом купцов: его семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. С приходом большевиков закончились и годы счастливой юности, а дородные купчихи теперь жили только в памяти художника: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал уже в 40-летнем возрасте. Изображенная на картине дама — его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас, которая была настоящей баронессой из древнего рода.

5. Павел Федотов. «Завтрак аристократа», 1849-1850 гг.


Федотов называл свой жанр живописи «нравственно-критическими сценами из современной жизни». В его работах были важны детали, ведь они раскрывали истинный смысл сюжета. Если хорошо присмотреться, то именно предметы на картине «Завтрак аристократа» раскрывают характер и образ жизни персонажа. Аристократ пускает пыль в глаза: он окружен модными и дорогими вещами, но завтрак его очень скудный. Он впопыхах пытается прикрыть кусок черного хлеба книгой. Кстати, сам художник назвал свою картину «Не в пору гость». А уже после его смерти появилось нынешнее название.

6. Казимир Малевич. «Натюрморт», 1911 г.


Известный русский импрессионист до написания картины «Черный квадрат» долго искал себя и свой стиль. Он считал, что нужно нести искусство в жизнь, а не наоборот, и тогда жизнь станет поистине прекрасной. В исканиях он обращался к импрессионизму и кубизму: он любил яркие цвета, сильные и резкие эмоции. «Натюрморт» – как раз работа периода исканий. Художник выполнил его в технике «клуазоне»: французский стиль росписи, в котором большие пятна цвета замыкаются черными жирными линиями.

7. Илья Машков. «Натюрморт. Фрукты на блюде», 1910 г.


Художника называют «королем натюрмортов», а искусствоведы считают его родоначальником русской колористической традиции. Действительно, любимым жанром Машкова был натюрморт: на холстах можно встретить яркие тыквы, сочные лимоны, апельсины, нежные персики, сочный разрезанный ананас и многое другое.

«Натюрморт. Фрукты на блюде» стал началом его работы в этом жанре. Кстати, в свое время художники Анри Матисс и Валентин Серов рекомендовали эту картину меценату Морозову. Для Машкова это было настоящее признание.

8. Пабло Пикассо. «Любительница абсента», 1901 г.


Жизнь Пикассо началась очень необычно. По легенде, он родился слабым младенцем, и акушерка даже подумала, что он мертв. Однако дым от сигары дяди, который стоял рядом, пробудил ребенка.

Картина «Любительница абсента» – портрет души Пикассо. Художник постоянно преодолевал различные испытания: нищету, отсутствие заказов, смерть близкого друга. Именно поэтому тема одиночества и опустошенности отражена во многих его картинах. На время написания «Любительницы абсента» у художника даже не было денег на холст. Для этого Пикассо взял старую работу, закрасил ее и воспользовался обратной стороной. Цвета получились приглушенными, а героиня – зажатой и усмиренной тоской. Она настолько погружена в себя, что безразлична к происходящему. Абсент на столе – это портал в мир забвения, где нет тревог, болезней и страхов.

9. Клод Моне. «Завтрак на траве», 1866 г.


Картина создана под впечатлением от скандального полотна Эдуарда Мане с одноименным названием. Общего у картин мало, кроме лесного пейзажа.

Для написания леса Клод выезжал на пленэр, а будущих героев рисовал сначала в мастерской, затем еще и на природе в виде этюдов. И только после этого в мастерской художник объединил все в одно целое. В первую очередь, картина завораживает своим солнечным светом, который проникает сквозь зеленое кружево листвы.

Художник расплатился «Завтраком на траве» за квартиру. Новый хозяин потерял часть картины и только спустя шесть лет Моне смог выкупить свою работу, восстановив утерянные фрагменты и переписав какие-то заново.

10. Поль Сезанн. «Натюрморт с бутылкой мятного ликера», 1895 г.


В своих натюрмортах Сезанн часто использовал яблоки, груши, луковицы, бутылки с вином, глиняные кувшины, чашки, корзины, разноцветные драпировки в холодных тонах. А еще французский живописец очень любил рисовать разные бутылки, и его предметы постоянно переходили из одной картины в другую.


1. Клас Ольденбург

Напольный бургер, Клас Ольденбург, 1962 год. \ Фото: tv200.info.

Клас Ольденбург - известный поп-артист. Его работа под названием «The Floor Burger» была создана в 1962 году для его инсталляции The Store. Для этой инсталляции многие куски пищи, найденные в американской культуре, были воссозданы в виде скульптур. На установке можно было увидеть гигантский кусок шоколадного торта или огромный рожок мороженого. Этот тип скульптуры Ольденбург назвал мягкой скульптурой, так как она была создана для того, чтобы привлечь внимание и вызвать желание прикоснуться к той или иной «еде».

2. Клара Петерс

Натюрморт с сыром, миндалём и крендельками, Клара Петерс, 1615 год. \ Фото: myprivacy.dpgmedia.nl.

Клара Петерс - одна из самых выдающихся фламандских живописцев натюрморта. О её жизни известно не так уж много, и большая часть информации, которую мы имеем о ней, почерпнута из её картин. Известно, что её первая картина датируется 1607 годом и что художница, скорее всего, была из Антверпена. На некоторых её картинах есть подпись, начертанная на серебряных ножах. В своих работах Клара показывала красиво раскрашенные кусочки различных продуктов, таких как артишоки, вишни, пироги, крендели. В некоторых её картинах, таких как «Натюрморт с сыром, миндалем и крендельками», виден её мини-автопортрет на крышке кувшина. Она также часто добавляла цветы к своим натюрмортам. Петерс - одна из самых важных натюрмортных художниц с прекрасно созданным пищевым искусством. На сегодняшний день известно о тридцати девяти картинах с её подписью.

3. Франс Снейдерс

Фрукты и овощи с обезьяной, попугаем и белкой, Франс Снейдерс, 1620 год. \ Фото: twitter.com.

Эта картина, ныне принадлежащая Лувру, была создана художником XVII века Франсом Снейдерсом. Его учителем был знаменитый Питер Брейгель Старший. В этой работе под названием «Фрукты и овощи с обезьяной, попугаем и белкой» зритель видит большое количество различных продуктов, таких как арбуз, кукурузу, груши, яблоки, виноград, артишоки, вишни, абрикосы и гренадин. Но в этой картине есть нечто отличное от других фламандских натюрмортов - сцена разворачивается не на кухне или в каком-то другом интерьере. На заднем плане отчётливо виден пейзаж, что весьма нехарактерно для картин подобного жанра.

4. Энди Уорхол

Супы Кэмпбелла, Энди Уорхол, 1962 год. \ Фото: sporcle.com.

Не существует такого списка кулинарного искусства, в который не входили бы «Банки с супом Кэмпбелл», созданные знаменитым Энди Уорхолом. Уорхол, вероятно, самый известный поп-артист в мире, создал множество работ с различными банками супа Кэмпбелла. Поп-артисты были сильно вдохновлены послевоенной потребительской культурой Соединённых Штатов. Поэтому они брали повседневные предметы, подобные тем, что можно найти во многих супермаркетах, и создавали произведения искусства, используя эти образы.

Подобно знаменитостям, комиксы, реклама, банки с едой были также продуктами, которые многие американцы любили потреблять, и Уорхол любил использовать всё это в своей художественной практике. «Супы Кэмпбелла» были одной из первых работ, созданных Уорхолом. После он стал создавать несколько различных версий одного и того же предмета. В 1962 году Энди впервые выставил «Банки с супом Кэмпбелл», разместив на полках тридцать два полотна, на которых был изображён суп с различным вкусом.

5. Уэйн Тибо

Ряды тортов, Уэйн Тибо, 1962 год. \ Фото: topys.cn.

Уэйн Тибо - американский художник, известный своими восхитительными картинами тортов, молочных коктейлей, пирогов, мороженого, конфет и пирожных. Так что, если вы сладкоежка, вам определённо понравится кулинарное искусство Уэйна. Его картины выполнены в красивых и нежных пастельных тонах, таких как розовый и жёлтый. Интересно знать, что Тибо использует нож, когда рисует, так что он добавляет краску к пирожным, точно глазурь. Многие из его картин сладостей, кажется, имеют реальную текстуру торта внутри них из-за специфики рисования, которую Тибо использует для создания своих работ.

6. Джеймс Розенквист

Избранный президент, Джеймс Розенквист, 1960 год. \ Фото: nytimes.com.

Джеймс Розенквист - ещё один американский поп-художник, который часто показывал на своих картинах различные виды пищи. Он всегда изображал кулинарное искусство в конечном счёте как привлекательное и вкусное: от кусков шоколадного торта до взбитых сливок и глазури, способных вызвать аппетит. Джеймс скопировал образы, увиденные в рекламе, где всё было сделано идеально – ловкий маркетинговый ход, чтобы зритель не раздумывая купил рекламированный товар. Он исследовал природу потребительской культуры, используя образы, увиденные в журналах, телевизионной рекламе и на рекламных щитах.

В своей картине «Избранный президент» художник даже поместил кусок торта рядом с изображением президента Джона Кеннеди и изображением автомобиля «Шевроле». Кеннеди был известен тем, что использовал средства массовой информации на протяжении всей своей кампании, поэтому, позиционируя все эти вещи вместе, Розенквист смотрел на них как на медийные образы, пользующиеся спросом.

7. Джузеппе Арчимбольдо

Четыре сезона (Времена года), Джузеппе Арчимбольдо, 1573 год. \ Фото: wordpress.com.

«Четыре сезона» состоят из четырёх различных картин, на которых изображена человеческая голова, сделанная из разных продуктов и цветов, представляющих сезон, к которому они принадлежат. Это одна из самых известных работ итальянского художника XVI века Джузеппе Арчимбольдо. Она была создана в 1573 году. Осень показывает лицо, созданное из груш, яблок, граната, грибов, винограда, тыквы. На зимнем портрете мы видим увядающие цветы, а в правом нижнем углу - лимоны. Весеннее лицо сделано из множества разноцветных цветущих цветов. На портрете лета изображено лицо, сделанное из листьев, вишен, слив, персиков, огурцов, кукурузы. А платье, которое носит олицетворение лета, сделано из овса.

8. Поль Сезанн

Натюрморт с фруктовым блюдом, Поль Сезанн, 1879-80 гг. \ Фото: pinterest.ru.

Поль Сезанн - очень известный французский художник-постимпрессионист, о котором наверняка многие слышали. Он особенно известен своими натюрмортами с фруктами, большинство из которых были написаны в 1880-х и 1890-х годах. Яблоки, груши, айва, лимоны, вишни – всё это писал Сезанн. Поль признан одним из самых важных художников в истории современного искусства, оказавших влияние на такие течения, как кубизм и фовизм. В своих натюрмортах Сезанн исследовал отношения формы, геометрических фигур, света и цвета. За свою плодотворную карьеру он написал более ста семидесяти натюрмортов.

9. Джо Энн Каллис

Cheap Thrills, Джо Энн Каллис, 1993 год. \ Фото: lolitacros.com.

Джо Энн Каллис - американская художница и фотограф. В своей серии фотографий под названием «Cheap Thrills» она фокусируется на визуально приятных изображениях еды. Эта серия изображений была создана в начале 1990-х годов. Энн использует яркие цвета, такие как розовый, жёлтый и красный. Некоторые из десертов, которые она выбрала для изображения, отчасти похожи на части тела, поэтому художник исследует через эти антропоморфные формы идеи, связанные с интимностью и желанием.

10. Марина Абрамович

Лук, Марина Абрамович, 1996 год. \ Фото: elephant.art.

Ещё одним интересным произведением кулинарного искусства является видео, созданное известной художницей и мастером перформанса Мариной Абрамович, в котором художник ест лук, читая небольшое эссе. На этом видео крупным планом показано лицо Абрамович, когда она ест лук и плачет из-за едкого лукового запаха. Она также говорит о многих неприятных вещах, описывая свой текущий образ жизни и мысли. Видео было создано в 1996 году.

В этом эмоциональном произведении видеоарта Марина декламирует: «Я устала так часто менять самолёты, ждать в залах ожидания, на автобусных станциях, вокзалах, в аэропортах. Я устала ждать бесконечного паспортного контроля. Быстрый шопинг в торговых центрах. Я устала от новых карьерных решений: открытия музеев и галерей, бесконечные приёмы, стояние со стаканом простой воды, притворяясь, что меня интересует разговор. Я устала от своих приступов мигрени. Одинокий гостиничный номер, обслуживание номеров, междугородние телефонные звонки, плохие телевизионные фильмы. Я устала вечно влюбляться не в того мужчину» .

11. Феликс Гонсалес-Торрес

Портрет Росса в Лос-Анджелесе, Феликс Гонсалес-Торрес, 1991 год. \ Фото: yandex.ua.

«Портрет Росса в Лос-Анджелесе» - очень нежное и красивое произведение кулинарного искусства о романтической любви, потере и горе. Росс, который вдохновился этой работой, был партнером художника Феликса Гонсалеса-Торреса. Росс умер от СПИДа в тот год, когда было создано произведение. В эту движущуюся фигуру Гонсалес-Торрес поместил стопку конфет, завернутых в блестящую бумагу, весом около сто семидесяти пяти фунтов, что должно было представлять идеальный вес его партнера. Однако, каждому желающему было предложено взять с собой конфету, поэтому гора сладостей стала весить всё меньше и меньше. Это намекает на то, что тело слабеет и, наконец, исчезает. Эта работа - медитация о любви и потере, но она также отражает время, когда она была создана, и кризис СПИДа, который, к сожалению, унёс много жизней.

В продолжение темы, читайте также о том, благодаря чему прославился Томас Харт Бентон и почему его работы до сих пор считаются одними из лучших в мире.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В России натюрморт долгое время не считали достойным внимания и использовали лишь при обучении для оттачивания художественных навыков. Все изменилось в начале XX века, когда меценаты стали ввозить в страну картины из Франции. Натюрморты импрессионистов вызвали живой интерес у русских художников, что привело буквально к повальному выбору этого жанра многими знаменитыми живописцами от реалистов до абстракционистов.

Натюрморты великих русских художников — на пути перемен

Наверное, было бы странно, если бы все русские живописцы взялись рисовать классические натюрморты, красиво выкладывая на столе предметы, скрупулезно обеспечивая фон и правильное освещение. Поскольку каждый мастер работал в своем направлении и манере, это привело к рождению на свет и самых необычных картин-натюрмортов. Посмотрим, как это проявилось у художников разных стилей.

Натюрморты русских импрессионистов, реалистов и модернистов

Значительный шаг вперед в русском натюрморте сделал импрессионист И. Грабарь. Хотя этот вид работ все еще оставался средством для оттачивания художественных навыков, в процессе создания натюрморта мастер ставил разнообразные живописные задачи, проводил эксперименты и всякий раз достигал чего-то нового в композиционном плане, плане форм или цветовых решений. Так появились на свет многие прекрасные картины, такие как «Сирень и незабудки», которые вдохновили многих других художников продолжить эти эксперименты.

И. Грабарь. «Сирень и незабудки». 1905 г.

Яркое наложение импрессионизма на неодушевленные предметы прослеживается и в работах А. Арапова. Размывая фон и избавляя зрителей от необходимости всматриваться в детали, художник сосредотачивается на эмоциях. Мы не увидим на его полотнах тончайшей прорисовки цветков или предметов, но без труда наполнимся эмоцией радости и ощутим дыхание жизни в его ярких работах.

А. Арапов «Натюрморт с цветами и свечой».

Импрессионист К. Коровин и представитель модерна В. Серов буквально вдохнули в натюрморт жизнь, вписав его в пейзаж или какой-либо сюжет. Так, у Коровина рождается натюрморт с портретом В.В. Перцовой, в котором он уделил одинаковое внимание натурщице, прекрасным букетам и волшебному солнечному дню. А у Серова это соседство особенно ярко проявилось в знаменитой картине «Девочка с персиками», где можно одинаково полно любоваться очаровательной девочкой и бархатистыми персиками, подчеркивающими нежность юного создания.

К. Коровин. Натюрморт с портретом В.В. Перцовой. 1916 г.

В. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.

У импрессиониста К. Петрова-Водкина большинство натюрмортов имеют такую особенность: в качестве предметов к традиционным цветам или фруктам он использовал какие-то вещи трудящегося человека. Так, на его известном полотне «Черемуха в стакане» изящная веточка черемухи окружена вполне житейскими мелочами — коробком спичек, письмами, журналом, посудой и другими вещами. Многие такие предметы повторялись в разных натюрмортах автора и использовались неспроста, так как художнику нравилось противопоставлять цвета, поверхности разной фактуры и изображать все объекты в сферической перспективе.

К. Петров-Водкин. Натюрморт «Черёмуха в стакане». 1932 г.

Художник-реалист Н. Богданов-Бельский использовал богатые композиции, в каждой из которых любой детали и цветовому решению уделяется максимум внимания, что делает натюрморт очень живописным.

Н. Богданов-Бельский. Пасхальный натюрморт. Начало XX века

У представителя модерна Н. Сапунова цветочные композиции буквально стали частью его жизни. Он создавал многочисленные композиции из ваз и букетов или одних цветов, которые могли словно узоры заполнять все полотно его картин. Отсюда и разнообразие работ, которые помогают зрителю глубоко почувствовать красоту и грандиозность момента, пережитого художником. Его натюрморты по большей части лишены прорисовки деталей, что помогает зрителю больше погрузиться в чувства, нежели в обдумывание сюжета.

Н.Н. Сапунов. «Вазы и цветы». 1910 г.

Художник-реалист Б. Кустодиев при написании натюрмортов продолжал следовать своему живописному видению. Он любил рисовать отдельные букеты, создавал определенные композиции предметов или органично вписывал неодушевленные объекты в естественную среду. Многие его работы этого жанра очень реалистичны и детализированы.

Б. Кустодиев. Натюрморт «Финский букет». 1917 г.

Натюрморты русских абстракционистов

Не обошли вниманием натюрморт и представители абстракционизма, показав миру совсем другое видение реальности. Так, для И. Машкова натюрморт стал одним из его любимых видов работ. Будучи эксцентричным художником, он также непредсказуемо проявлял себя и в натюрмортах, работая в разных стилях от примитивизма до соцреализма. В результате на свет появились многочисленные колоритные «Хлебы», весьма реалистичная картина «Рыбы, овощи, фрукты», картина с мощными линиями «Фрукты на блюде (Синие сливы)» и многие другие. Натюрморты Машкова приковывают к себе внимание и вызывают разнообразные эмоции.

И. Машков. «Снедь московская. Хлебы». 1924 г.

Не менее многогранно к работе с натюрмортами подошел и абстракционист В. Баранов-Россине. Так, мы видим, как в обычный сюжет «Натюрморт с цветами и фруктами» вторгаются плоскости и грани, искажающие пространство. А в работе «Натюрморт со стулом» уже прослеживается характерное для кубизма дробление картины на детали.

В. Баранов-Россине. Натюрморт с цветами и фруктами. 1915 г.

В. Баранов-Россине. Натюрморт со стулом. 1911 г.

Уход от привычных форм и цвета проявился и в работе Никола де Сталя. Он использует в своих натюрмортах как характерную условность форм и цвета, так и разбиение на плоскости. Это позволяет взглянуть на представленную композицию совершенно с другой стороны. Например, в работе «Цветы» образ поверхности и букета в вазе легко узнаваем, но отказ от реалистичности заставляет воспринимать эту картину иначе. Заметим, что у художника было много натюрмортов с цветами подобного характера, в которых он экспериментировал с фоном, тонами и формами.

Никола де Сталь. «Цветы». 1952 г.

Дробление пространства и необычную для натюрморта цветовую гамму использует и В. Рохлина, которая много творила в стиле кубизма. В частности, в картине «Натюрморт с яблоками» зритель невольно вынужден отвлечься от привычных образов и погрузиться в новую атмосферу темных тонов и смещенных граней.

В. Рохлина. Натюрморт с яблоками

Натюрморты русских экспрессионистов

Экспрессионисты, как и импрессионисты, были сосредоточены на передаче чувств, причем им важен был максимальный накал этих чувств. Одним из художников, который создал в этом стиле множество натюрмортов, стал А. Явленский. Изучая его живопись, мы увидим яркие тона, часто несочетаемые друг с другом, угловатые формы, толстую черную обводку и искаженные очертания. Такие работы побуждают зрителя отойти от рассматривания, сравнения и оценивания и переключиться на переживание эмоций.

А. Явленский. «Цветы, фрукты и кувшин». 1909 г.

Наиболее сильно эмоции проявились в работах Х. Сутина. Реалистичные ужасающие туши животных или мрачные цветы в темных тонах многих заставят содрогнуться. Его работы неспроста вызывают такой эффект, так как они выстраданы всей его тяжелой жизнью. Сутин голодал настолько, что порой по ночам стучал соседям и клянчил хотя бы кусок хлеба, но когда ему что-то давали, терзаемый жутким голодом вначале рисовал натюрморт и только потом позволял себе съесть скудную еду. Но страдания в конце концов оправдали себя, так как и сегодня его натюрморты никого не оставляют равнодушным и уходят с аукционов за огромные деньги.

Х. Сутин. «Бычья туша». 1925 г.

Мы рассмотрели далеко не всех русских мастеров, которые пробовали себя в новом для них жанре натюрморта. Интересные композиции неодушевленных предметов встречаются также у М. Ларионова, П. Кузнецова, Л. Поповой, Р. Фалька, В. Шухаева и некоторых других живописцев.

Нетипичные натюрморты самых известных русских художников

Если многие русские художники занимались натюрмортами регулярно и преследовали свои изобразительные цели, то некоторые именитые мастера могут удивить переходом к неодушевленному объекту. Рассмотрим несколько всем известных имен.

Начнем с совершенно неожиданной работы И. Шишкина, написанной им в 1855 году. Сложно представить, что «поэт русского леса» вдруг взялся за изображение посуды. Однако ничего странного в этом нет, так как это как раз одна из ученических работ, выполненных художником во времена обучения в Московском училище живописи и ваяния. Работа хранится в Смоленском государственном музее-заповеднике, куда она поступила в дар вместе с коллекцией Н. Соркина. Кстати, великого художника все же куда больше волновала живая природа, так как в этом же 1855 году его ученический этюд «Сосна на скале» купил Государственный Русский музей.

И. Шишкин. Ученический натюрморт. 1855 г.

Не менее интересна работа И. Репина «Яблоки и листья». Но это вовсе не ученическая работа, так как к 1879 году маэстро уже был в звании академика и создал немало шедевров. Однако натура его была многогранной, он легко брался и за исторические, и за жанровые картины, и за пейзажи или портреты. Картина «Яблоки и листья» лишь подчеркивает эту многогранность — мастер изобразил мертвую природу в нетипичной манере. Здесь нет красивого стола, опрятных салфеток или аккуратной выкладки фруктов и цветов. Яблоки словно бы показаны в их естественной среде, о которой мы можем лишь догадываться по темному фону вдалеке. Тем не менее, художник-реалист не изменяет своим взглядам и показывает неживую природу невероятно реалистично с естественными вмятинами и увяданием.

И. Репин. Натюрморт «Яблоки и листья». 1879 г.

Любопытно, что эту работу можно перепутать с одноименной картиной В. Серова. Но и тут нет никаких случайностей. Будучи учителем Серова, Репин дал ему задание нарисовать представленную композицию из яблок, но сам так вдохновился ею, что нарисовал свой вариант. Поэтому теперь мы имеем возможность сравнить мастерство двух именитых живописцев.

В. Серов. «Яблоки и листья». 1879 г.

Нечасто брался за натюрморты и художник-реалист И. Левитан, но все они проникнуты глубокой нежностью и словно бы лучатся светом. Левитан любил после прогулки по лесу с учениками ставить перед ними цветы. Но эта процедура обычно ограничивалась лишь постановкой вазы с цветами на стол, а не длительным созданием композиции. Если присмотреться к натюрмортам живописца, то в них нет никаких отвлекающих от самого букета деталей. Зато каждому цветку и их общей композиции уделялось максимум внимания. Здесь проявлялось все мастерство художника-реалиста, который заставлял жить, играть множеством оттенков и заставлять даже с полотна источать утонченные ароматы каждый цветок, каждый лепесток и как будто случайную травинку всей композиции. От того так зачаровывают его «Одуванчики», «Васильки» или «Лесные фиалки и незабудки».

И. Левитан. «Васильки». 1894 г.

Также небольшое количество работ этого жанра встречаются и М. Врубеля, которого многие считают мастером «демонической» темы. Однако художник был неординарным и проявлял себя в самых разных темах и направлениях. Большинство его натюрмортов представляет собой цветочные композиции, в которых мы видим все то же рваное пространство, угловатые формы и мрачные тона, что и на картинах с изображением демонов.

М. Врубель. «Орхидея». 1887 г.

Не менее любопытен и натюрморт К. Малевича. Сложно представить, что основатель супрематизма предпочел потратить время на изображение фруктов и цветов, чем окунуться в очередную серию геометрических фигур. Однако работа «Натюрморт» была выполнена художником в 1911 году, то есть еще до того, как он нарисовал свой знаменитый «Черный квадрат» и основал супрематизм. Зато к этому времени он уже участвовал в выставках авангардистов «Бубнового валета» и увлекался новыми веяниями.

Если сравнить его «Натюрморт» с натюрмортами других представителей этого сообщества, например, с работой «Синие сливы» И. Машкова или картиной «Поднос и зеленка картонка» П. Кончаловского, то мы увидим сходство в густых черных контурах и контрастных цветах. Хотя у Малевича картина более динамична и разнопланова: одни фрукты вырисованы едва ли не детально, другие лишь обозначены, изображены плоскими с угловатыми формами, объемная ваза соседствует с плоскими тарелками, а яркие плоды с темной листвой.

К. Малевич. Натюрморт. 1911 г.

Если внимательно изучить коллекции самых известных русских художников, то мы найдем натюрморты у В. Сурикова, В. Васнецова, М. Шагала, В. Кандинского и ряда других авторов. Как мы видим, в руках русских мастеров самых разных стилей натюрморт заиграл новыми красками и показал зрителю новые возможности взгляда на реальность. Наверняка каждый найдет в этом многообразии творчества то, что именно его удивит и заставит долго всматриваться в картину.

Завтрак на голландский манер: Как «вкусные» натюрморты превратились в отдельное направление живописи

Украсить стену своей гостиной или столовой картиной XVII века имели возможность либо весьма состоятельные ценители живописи, либо обычные голландские бюргеры, правда, жившие около четырехсот лет назад. Тогда и появились первые натюрморты-завтраки, быстро ставшие очень популярными, и если их внимательно рассмотреть, становится ясно, почему.

Картины, вызывающие аппетит: натюрморты из Харлема

Первые натюрморты были призваны замаскировать стенную нишу или украсить створку шкафа – голландские граждане могли себе это позволить, а огромное количество произведений художников на рынке изобразительного искусства позволяло выбирать лучшие или, по крайней мере, те, что были милей глазу хозяина дома. Сначала появились цветочные натюрморты, а изображать группы предметов, съедобных и несъедобных, на белой скатерти стало модно чуть позднее, они перекочевали в отдельные самостоятельные произведения с групповых портретов за накрытым столом.

П. Клас. Натюрморт с солонкой

П. Клас. Натюрморт с солонкой

Родиной и центром создания таких натюрмортов – они носили также названия «Завтраки», «Десерты» - стал голландский город Харлем. Мастера изображали простые и привычные для голландского быта предметы и продукты: сыр, ветчину, фрукты, рыбу, пиво, сервированные в оловянной посуде.

Менялась и посуда на картинах – оловянные миски уступили место серебряным блюдам, художники изображали перламутровые кубки из раковин наутилуса, дорогой фарфор, высокие бокалы с вином.

П. Клас. Натюрморт с крабом

П. Клас. Натюрморт с крабом

Одним из назначений натюрморта было радовать глаз его обладателя, украшать собой помещение, а потому «завтраки» становились все более роскошными и декоративными. Впрочем, каждый художник, во всяком случае, из тех, кто чувствовал себя не ремесленником, а творцом, старался вносить в свои произведения некий смысл, наполнять их символами.

Чьи имена и натюрморты сохранила история изобразительного искусства

Особенность голландского рынка картин того времени состоит в том, что каждый из художников – за исключением немногих великих мастеров - работал в очень узкой нише, часто годами изображая на холсте одно и то же. Так было проще всего наладить продажу картин покупателям и справиться с конкуренцией, которая в те времена была очень жесткой. Поэтому теперь, оказываясь в одном зале музея, картины порой выглядят своеобразными «близнецами», различия между которыми становятся заметны лишь при внимательном изучении.

Н. Гиллис. Накрытый стол

Н. Гиллис. Накрытый стол

Одним из первых натюрмортов-завтраков XVII века считается картина харлемского живописца Николаса Гиллиса «Накрытый стол». Предметы на столе предстают перед зрителем под таким ракурсом, как будто на них смотрят чуть сверху. Это позволяет увидеть и разглядеть все, что находится на столе, от пирамиды с сырами до ореховых скорлупок.

Рулоф Кутс. Натюрморт

Рулоф Кутс. Натюрморт

Чтобы натюрморт был интересным и живым, а не просто изображением группы разных предметов, от художника требовалось тщательно продумать композицию. Поэтому от голландских «завтраков» остается впечатление некоторой интимности, как будто зритель заглядывает в чей-то дом и чью-то жизнь.

Нарочитой небрежностью отличались натюрморты Рулофа Кутса, еще одного харлемского живописца. Его визитной карточкой стала виноградная лоза с тщательно написанными листьями и нарочитая небрежность, даже беспорядок на столе – смятая скатерть, опрокинутые кубки, свисающие с края стола предметы.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

Два мастера голландского натюрморта считаются одними из ведущих художников в этом жанре. Одним из них был Питер Клас, который поначалу также специализировался на натюрмортах вида «суета сует» или vanitas, напоминавших о бренности человеческого бытия. Со временем он полностью посвятил себя «завтракам», изображая на холсте небольшое количество предметов, создавая иллюзию скромной трапезы на одну персону, как будто некто, для кого накрыт стол, только что отошел и вот-вот вернется. Натюрморты Класа замечательны и тем, что демонстрировали объемное изображение, игру света на предметах, блики, серебристый тон.

П. Клас. Натюрморт с кубком и устрицами

П. Клас. Натюрморт с кубком и устрицами

Другой выдающийся живописец XVII века, Виллем Клас Хеда, тоже обращался к идее бренности бытия на своих натюрмортах – это заметно по изображениям перевернутых и разбитых бокалов, Его картины были выдержаны в сером или коричнево-зеленом тоне, без ярких акцентов, несколько выделялись лишь белая скатерть и желтый лимон или пирог. Работы Хеды стали первыми примерами монохромного натюрморта. Обычный набор предметов на картинах художника – кувшин, блюдо, бокал, окорок, смятая салфетка, опрокинутая ваза, наполовину очищенный лимон – в каждом новом произведении складывался в новую неповторимую композицию. Хеда тщательно, точно передавал форму, цвет, фактуру каждого предмета, и эта достоверность придавала натюрморту некоторую таинственность, загадочность.

В.К. Хеда. Натюрморт

В.К. Хеда. Натюрморт

Что могло быть зашифровано на натюрмортах «Завтрак»?

Современному зрителю представляется шанс увидеть на голландских натюрмортах продукты четырехвековой давности и заодно старинные способы их сервировки, и уже одно это заставляет присмотреться к ним повнимательнее. А кроме того, нельзя забывать о символах, которые прятали на картинах.

В.К. Хеда. Натюрморт с крабом

В.К. Хеда. Натюрморт с крабом

Голландцам нравилось воспринимать простые, повседневные вещи полными скрытого смысла, часто философского. О том, что жизнь и удовольствия преходящи, художники любили «упомянуть» в большинстве натюрмортов. Считается, что именно о тщете и бренности говорят, например, разбитые бокалы и ощущение хаоса на столе. А вот окорок, ветчина, вино символизируют плотские, земные удовольствия.

Осиас Берт-старший. Натюрморт

Осиас Берт-старший. Натюрморт

Устрицы несли в себе неоднозначный смысл, чаще всего их изображение имело эротический подтекст – ведь и Венера родилась из раковины, но порой в них видели, наоборот, символ раскрытой души. Рыба напоминала о Христе, нож - о жертве, лимон символизировал предательство.

Во многом благодаря изображению на натюрмортах некоторые продукты становились особенно востребованными, те же устрицы однажды оказались под угрозой полного уничтожения, пришлось запрещать их ловлю в определенные месяцы года.

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт

Флорис Герритс ван Схотен. Натюрморт

А в целом натюрморт предоставлял его владельцу возможность самостоятельно трактовать изображенную на холсте композицию, и судя по тому спросу, которыми пользовались «завтраки», голландцам, да и иностранным ценителем этого жанра, такое занятие было по душе.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

З нойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.

«Лесные фиалки и незабудки»


Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако — от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия. Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».

«Яблоки и листья»


Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея. Художник-передвижник составил композицию для своего ученика — Валентина Серова. Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада — помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.

«Букет цветов. Флоксы»


Картина Ивана Крамского. «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», — писал Крамской Васнецову. И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.

«Натюрморт»


Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами — плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику — яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.

«Селедка и лимон»


Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени». В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.

«Натюрморт с самоваром»


Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» — Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы. Мясо, дичь — в духе старых мастеров, и хлебы московские — зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции — куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп — напоминание о бренности жизни.

«Этюд с медалями»


Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте — Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых — годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.

Читайте также: