Кирилл пирогов мастерская петра фоменко

Обновлено: 09.05.2024

Кирилл Пирогов фотографии

Кирилл Пирогов: смотреть фильмы онлайн

фотографии >>

Кирилл Пирогов фотографии

Кирилл Пирогов фотографии

Кирилл Пирогов фотографии

Кирилл Пирогов фотографии

биография

Пирогов Кирилл Альфредович

Родился 4 сентября 1973 года в Тегеране (Иран).

Заслуженный артист России (2005).

В детстве занимался в театральной студии под руководством Сергея Зиновьевича Казарновского, окончил музыкальную школу. Свободно говорит по-английски и по-французски.

В 1994 году окончил ВТУ им. Щукина (курс В.Иванова).
Работает в Московском театре "Мастерская Петра Фоменко".

В кино дебютировал в 1995 году, сыграв главную роль в фильме Георгия Данелия "Орел и решка", но настоящую популярность актеру принесла роль Ильи Сетевого в фильме "Брат-2" А.Балабанова. Зрительскую любовь Кирилл также заслужил и исполнением главной роли в сериале "Дневник убийцы" К.Серебренникова. Не остались незамеченными и немой Кац в сериале "Красная капелла" и Палач в беспредельной комедии А.Балабанова "Жмурки".

Квентин - "Шум и ярость", 1993
Мальчик - "Таня-Таня", 1996
Себастьян - "Двенадцатая ночь", 1995
Беляев - "Месяц в деревне", 1996
Генерал-губернатор - "Чичиков. Мертвые души, том II", 1998
Долохов и Николай Ростов - "Война и мир. Начало романа. Сцены", 2001
Майкл - "Танцы на праздник урожая"
Уличный музыкант - "Безумная из Шайо"
Имр - "Отравленная туника"
Тузенбах - "Три сестры", 2004
Кавалер на балу, француз - «Семейное счастие»
Горецкий - «Волки и овцы»
Беранже - «Носорог»
Жак-меланхолик - «Сказка Арденнского леса»
Человек в пальто - «Балаганчик»
Петр - «Владимир Третьей Степени»
Испанец - «Приключение»
Антонио, Себастьян - «Двенадцатая ночь»
Лидин, Дон Гуан, Фауст - "Триптихъ"
Максудов - "Театральный роман", 2012

Участвовал в сценической постановке оратории Артюра Онеггера "Жанна д'Арк на костре" (реж. К.Серебренников) в рамках международного музыкального фестиваля "Владимир Спиваков приглашает…" (2005).

Премия "Ника-95" за лучший кинодебют (за фильм «Орел и решка») (1995).
Премия кинокритиков за лучший актерский кинодебют на кинофестивале "Литература и кино" в Гатчине (1996, за фильм «Орел и решка»).
Диплом кинопрессы за лучший актерский дебют 1995 года

Премия «За лучшее исполнение главной мужской роли» на Четвертом фестивале телевизионного художественного кино "Сполохи" в 2003 году.

Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актерский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004).

Лауреат премии «Молодёжный Триумф» 2004 г.

Премия «Чайка-2006» в номинации «Главный герой» за роль Беранже в спектакле «Носорог».

Был номинирован, как лучший композитор, за музыку к фильму «Питер FM» на Российскую национальную кинопремию «Золотой орёл-2006», национальную премию Российских кинокритиков «Белый слон-2007» и кинопремию «Ника-2007».

Премия Москвы в области литературы и искусства в 2007 г. в номинации “Театральное искусство” за исполнение главной роли в спектакле «Три сестры».

2008 г. - Премия фестиваля «Золотой Витязь». Номинация «Театр — Большая форма» «Лучшая мужская роль» за работу в спектакле «Носорог», а весь актерский состав «Носорога» отмечен Дипломом за «Лучший актерский ансамбль».

Лауреат премии Станиславского (2009).

Приз за лучшую мужскую роль имени Михаила Ульяновa 10-го фестиваля отечественного кино «Московская премьера» за роль Чехова в фильме «Поклонница» (2012).

Кирилл Пирогов

Кирилл Пирогов

Кирилл Альфредович Пирогов. Родился 4 сентября 1973 года в Тегеране (Иран). Российский актёр театра и кино, композитор. Заслуженный артист РФ (2005).

Кирилл Пирогов родился 4 сентября 1973 года в иранской столице Тегеране.

Отец - Альфред Пирогов, в прошлом сотрудник советского Внешторга, занимался экспортом и импортом тяжёлой дорожной и строительной техники.

Именно во время командировки отца в Иран, где он работал в представительстве советского Внешторга, и родился Кирилл.

Мать была домохозяйкой, занималась семьей.

После Тегерана семья жила в столице Венгрии Будапеште. Затем вернулись в Москву.

Учился в спецшколе с углубленным изучением английского и французского языков. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. Занимался спортом - фехтованием.

В старших классах стал посещать театральную студию, которой руководил Сергей Зиновьевич Казарновский.

Несмотря на то, что родители видели его студентом университета (МГУ или МГИМО), Кирилл выбрал актерскую профессию.

В 1994 году окончил училище им. Щукина, курс Владимира Иванова.

После окончания училища стал актером Театра «Мастерская Петра Фоменко». К слову, он стал первым, кого взяли в театр «со стороны».

Среди театральных работ Кирилла Пирогова в Театре «Мастерская Петра Фоменко»: «Шум и ярость» по роману У. Фолкнера — Квентин; «Балаганчик» — Человек в пальто, Первый мистик, Черный плащ; «Таня-Таня» Оли Мухиной — Мальчик «Двенадцатая ночь» У. Шекспира — Антонио, Себастьян; «Месяц в деревне» И. С. Тургенева — Беляев; «Чичиков. Мёртвые души, том II» по Н. В. Гоголю — Генерал-губернатор; «Приключение» М. Цветаевой — 2-й испанец, 2-й француз; «Владимир III степени» по Н. В. Гоголю — Петр; «Варвары» М. Горького — Лукин; «Танцы на праздник урожая» Б. Фрила — Майкл; «Безумная из Шайо» Ж. Жироду — Уличный музыкант; «Война и мир. Начало романа. Сцены» по роману Л. Толстого — Долохов, Николай Ростов; «Отравленная туника» Н. Гумилёва — Имр; «Три сестры» А. П. Чехова — Тузенбах; «Носорог» Э. Йонеско — Беранже; «Сказка Арденнского леса» Ю. Кима по комедии У. Шекспира «Как вам это понравится» — Жак-меланхолик; «Волки и овцы» А. Н. Островского — Горецкий; «Триптих» по произведениям А. С. Пушкина — Лидин, Дон Гуан, Фауст; «Семейное счастие» по повести Л. Н. Толстого — Француз, Кавалеры на балу; «Театральный роман (Записки покойника)» по М. Булгакову — Сергей Леонтьевич Максудов; «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира — Френсис Дудка.

Кирилл Пирогов в молодости

Кирилл Пирогов в молодости

Имеет множество театральных наград. Лауреат премии им. К. С. Станиславского в номинации «Мастерство актёра» (мужская роль). Лауреат театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» — за актёрский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004). Лауреат премии «Молодёжный Триумф» 2004 г. Премия «Чайка-2006» в номинации «Главный герой» за роль Беранже в спектакле «Носорог».

В 2007 году ему была присуждена Премия Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» за исполнение главной роли в спектакле «Три сестры». В 2008-м получил Премию фестиваля «Золотой Витязь» в номинации «Театр — Большая форма» («Лучшая мужская роль») за работу в спектакле «Носорог». В 2009 году был награжден Премией Станиславского.

В кино снимается с 1995 года, дебютировав в главной роли в фильме Георгия Данелия «Орёл и решка», где он сыграл Олега Чагина. Фильм принес актеру первую узнаваемость и целый ряд призов: Премия «Ника-95» за лучший кинодебют; Премия кинокритиков за лучший актёрский кинодебют на кинофестивале в Гатчине «Литература и кино»; Диплом кинопрессы за лучший актёрский дебют 1995 года.

Кирилл Пирогов в фильме "Орёл и решка"

Кирилл Пирогов Орёл и решка

Широкую популярность ему принесла роль Ильи Сетевого в фильме «Брат 2» Алексея Балабанова.

Следующим успехом стала роль Николая Воинова в исторической драме «Дневник убийцы». За эту работу он получил Премию «За лучшее исполнение главной мужской роли» на Четвертом фестивале телевизионного художественного кино «Сполохи» (2003).

"Мы пытались сделать наш сериал не низким. Цели, которые мы ставили, были выше, чем можно подумать. Планка была необыкновенно, нереально высокой. Материал позволял. И снимали мы «Дневник убийцы» не как сериал, а как кино. А кино — это искусство", - говорил он о своей работе в проекте.

Кирилл Пирогов в фильме "Дневник убийцы"

Кирилл Пирогов Дневник убийцы

Заметными стали работы в проектах «Красная капелла» (Гилель Кац), «Агитбригада "Бей врага!"» (Вадим Алексеевич), «Исчезнувшие» (майор Топорков), «Обитаемый остров» (Деверь), «Откровения» (инспектор Олег Листок).

В 2012 году сыграл роль Антона Павловича Чехова в картине «Поклонница». За эту работу он получил Приз за лучшую мужскую роль имени Михаила Ульяновa 10-го Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера».

Кирилл Пирогов в фильме "Поклонница"

Кирилл Пирогов Поклонница

В активе актера главная роль в мелодраме «Раскоп», в которой он исполнил роль писателя-неудачника Пашу. В 2017-м ему была предложена главная роль в детективном триллере Вано Бурдули «Территория».

Кирилл Пирогов реализовал себя и в качестве композитора, написав музыку для нескольких фильмов: «Питер FM», «Откровения», «Раскоп» и др.

"У меня нет сильного желания сыграть какую-то определенную роль в театре или в кино, чтобы я этой роли рьяно добивался. Жизнь как-то сама предлагает. А мечтать о чем-то не получается, потому что работы много. И можно мечтать только о том, чтобы сделать ее хорошо", - говорит актер.

Кирилл Пирогов

Рост Кирилла Пирогова: 176 сантиметров.

Личная жизнь Кирилла Пирогова:

Состоит в отношениях с коллегой по театру «Мастерская Петра Фоменко» актрисой Галиной Тюниной.

Кирилл Пирогов и Галина Тюнина

Кирилл Пирогов и Галина Тюнина

Фильмография Кирилла Пирогова:

1995 - Орёл и решка - Олег Чагин
1995 - Самодельная истина (короткометражный)
2000 - Ростов-папа - Коля
2000 - Брат-2 - Илья Сетевой, боевой товарищ Данилы
2001 - Таня-Таня (фильм-спектакль)
2001 - Сёстры - бандит, преследующий девочек
2002 - Дневник убийцы - Николай Воинов, студент
2002 - Александр Пушкин
2002 - Азазель - Николай Ахтырцев
2003 - Прогулка - уличный музыкант
2004 - Красная капелла (Sarkanā Kapela) - Гилель Кац
2004 - Волки и овцы (фильм-спектакль) - Клавдий Горецкий
2005 - Жмурки - Палач, подручный Михалыча
2005 - Доктор Живаго - Михаил Гордон, друг детства Юрия Живаго
2006 - Питер FM - Глеб
2007 - Наблюдатель (Beholders, The) (не был завершен) - Тузов, карманник
2007 - Фома. Поцелуй через стекло (документальный)
2007 - Агитбригада "Бей врага!" - Вадим Алексеевич, московский художник
2008 - Игра - Олег Павлович Кузьмин, технический директор
2009 - Утро - клиент
2009 - Рокеры
2009 - Обитаемый остров. Схватка - Деверь
2009 - Обитаемый остров - Деверь
2009 - Исчезнувшие - Топорков, майор, командир группы, сопровождающей обоз
2009 - Адмиралъ - эсер-боевик
2011 - Откровения - инспектор Олег Листок, частный детектив
2011 - Нонна Гришаева. "Я из Одессы, здрасте!" (документальный)
2012 - Триптих (фильм-спектакль)
2012 - Поклонница - Антон Павлович Чехов
2014 - Раскоп - Паша, курьер, мечтающий стать писателем
2015 - Сон в летнюю ночь (A Midsummer Night's Dream) (фильм-спектакль) - Фрэнсис Дудка, починщик мехов
2016 - Разбуди меня (Wake Me Up) - Стас
2017 - Территория

Озвучивание Кирилла Пирогова:

2002 - Игра в модерн - корнет Бартеньев
2006 - Снегурочка (анимационный)
2008 - Плюс один - закадровый текст
2015 - Сохрани мою речь навсегда (документальный)

Вокал Кирилла Пирогова:

2014 - Раскоп - Песня "По дороге разочарований" (текст и музыка - Алексей Романов)

Работы Кирилла Пирогова как композитора:

2006 - Питер FM
2011 - Откровения
2014 - Раскоп
2015 - Сохрани мою речь навсегда (документальный)

01 Октября 2020, 09:00

Интервью корреспондента ТНВ с легендарным актером таких фильмов как «Брат 2», «Сестры», «Орел и решка», «Питер FM» и т.д.

Кирилл Пирогов: «Не думаю, что нужно среди молодых отыскать похожего на Сергея Бодрова» - видео

Недавно в рамках фестиваля «Золотая маска» в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им. В. И. Качалова прошли гастроли московского театра Мастерская Петра Фоменко со спектаклем «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира. Кирилл Пирогов играет в нем одну из ролей – починщика мехов Фрэнсиса Дудку.

В интервью корреспонденту интернет-редакции ТНВ Регине Яфаровой Кирилл рассказал об игре в кино и театре, встрече с интересными людьми по жизни, работе с Алексеем Балабановым, и что не нужно искать похожих на Сергея Бодрова.

«Жизнь расставляет все на места, я сейчас иногда смотрю фильмы и Алешины, и конечно, они интересные, особенные и ни на что не похожие»

- В этом году исполнилось 20 лет фильму «Брат 2» Алексея Балабанова, в котором вы снимались, вы как-то отмечали? Встречались с коллегами по фильму?

- Нет, мы не встречались с коллегами и не отмечали особенно, потому что у всех много работы в театре, в кино. А вообще в Москве отмечали, один концерт должен был пройти, но его отменили и перенесли. Мне звонят журнальные издания, спрашивают, интересуются, пытаются осветить этот момент 20-летия. Я рад, что люди помнят фильм до сих пор!

- Вы работаете в театре как режиссер с молодыми артистами, видите ли вы актера, который в будущем соответствовал бы такому культовому российскому актеру как Сергей Бодров?

- Я никогда не думал об этом. Скажем так, что нет людей, похожих на друг на друга вообще, могут быть какие-то физиономические сходства. Но, по сути весь смысл нашего дела в том, что это неповторимо и индивидуально. Не в смысле незаменимо, заменить людей можно, а повторить человека – невозможно. Поэтому я думаю, что людей похожих на Сергея внутренне и внешне есть, но задачи такой, повторить или отыскать похожего – нет! Не думаю, что нужно это делать. Ребята молодые должны быть самостоятельными, самоценными не похожими ни на кого и в этом есть прелесть, красота в том, что дано нам от природы и свыше.



- Вы работали с такими легендарными людьми как Алексей Балабанов и Сергей Бодров, каково это?

- Когда ты работаешь, то ты просто работаешь с людьми, которые нравятся. Вообще когда складывается встреча в актерской профессии, то она складывается именно из-за взаимного интереса и тяги друг к другу по любому поводу. Из-за профессии, в жизни, и когда вы встречаетесь тебе радостно, вам есть о чем поговорить, что-то придумать и сделать вместе, пошалить, поговорить о чем-то серьезном через кино, или просто вечером выпить рюмку вместе и поболтать. Мы ведь довольно близкие по поколению, поэтому внутри этого поколения какой-то пиетет друг к другу никогда не испытывает. Мы просто идем, вместе работаем, кто-то больше делает, кто-то меньше. А если это учителя как Георгий Николаевич Данелия или Петр Наумович Фоменко – перед ними мы всегда приклонялись, потому что это уже особенные моменты. Мне очень повезло на встречи с людьми в жизни, и Виталий Вячеславович Мельников – удивительный наш режиссер. И Леша Балабанов – прекрасный человек, очень рабочий, он никогда лишнего ничего не делал, только то, что есть, то что нужно. Он, когда писал сценарий, то кино уже снимал. Ему очень было скучно, когда это нужно было реально снимать, потому что в голове он его уже снял и просто ждал, когда изменятся нюансы. Это у него был такой склад ума, он из документального кино, поэтому он такой в этом смысле гравировщик.

Жизнь расставляет все на места, я сейчас иногда смотрю фильмы и Алешины, и конечно, они интересные, особенные и ни на что не похожие. Он очень талантливый, удивительный человек со сложной судьбой.

«Когда спектакль собирался, когда мы репетировали, действительно было не просто в нашей разношерстной компании»

- Вы привезли в Казань спектакль «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира и, в одном из интервью о спектакле вы сказали: «Казалось, что мы ошиблись с тем, что взяли эту вещь. Потому что не складывалось, потому что мягко говоря неудачно», и сейчас сыграно уже много спектаклей, несколько сезонов, гастроли, вы изменили свое мнение относительно этого спектакля?

- Нет. Дело в том, что у любого спектакля своя судьба и история и именно этот спектакль рождался трудно и тяжело. Именно когда он собирался, когда мы репетировали, действительно было не просто в нашей разношерстной компании. И старшее поколение, и юные артисты – это была какая-то мешанина. А потом у любого спектакля наступает период, когда есть встреча с публикой, которая расставляет свои какие-то приоритеты и пристрастия. И конкретно со спектаклем «Сон в летнюю ночь», конечно, публика очень много дает, как часть спектакля всегда есть публика. И в общем-то как сейчас развивается спектакль, надеюсь, что и двигается – это во многом связано с публикой, которая его принимает определенным образом.

Вот мы играли в Казани, замечательно принимали нас – прекрасно, за что мы очень благодарны.

- Расскажите о вашем спектакле и вашей роли починщика мехов Фрэнсисе Дудке (из спектакля «Сон в летнюю ночь»)?

- Мы играем группу ремесленников, которые довольно простые люди – ее играет старшая мужская группа театра Мастерской Петра Фоменко. Эти ребята готовят спектакль для герцога, потому что у него свадьба, приходит все к тому, что эти ремесленники действительно разыгрывают какой-то допотопный и доморощенный спектакль перед герцогом.

«Орел и решка» - первый фильм, который я мог бы выделить как первую встречу, первую любовь и первую надежду»

- Кем бы вы были если бы не актерская и режиссерская карьеры? Вы задумывались об этом?

- Я как все дети в детстве хотел быть поваром, парикмахером, космонавтом – это было довольно популярно и расхоже в наши времена. Потом я хотел заниматься музыкой, но профессионально так никогда и не занимался. Поэтому так случилось в моей жизни из-за театральной студии при школе, что жизнь сама меня «туда» направила. Я никогда не думал, чем бы я хотел заниматься еще.

- Где вам комфортнее играть в кино или в театре?

- И там и там. Театр – это место, где артисты растут, если получается что театр такой домашний и хорошее отношение между людьми. Театр - это место, где ты учишься жить, работать, дышать. А в кино – это выход в довольно короткий момент прекрасных и удивительных встреч в жизни с людьми… и очень фрагментарный. А театр… если ты работаешь, служишь в нем, то это довольно регулярное занятие, поэтому я не могу предпочесть одно другому – они у меня не очень пересекаются.

Я хожу в кино иногда, с удовольствием, хожу гулять туда, мне там нравится, там хорошие и очень интересные люди бывают, иногда материал интересный. Кино и театр существуют вместе, также, как и на радио можно записывать спектакли и это тоже никак не пересекается.

- Какую из своих многочисленных ролей вы считаете крутой, ту, от которой радостно на душе, которая была вам близка, в драме в комедии?

- Нет, таких ролей нет. Довольно трудно предпочесть, потому что это часть жизни и если ты выбираешь одну часть, то другие куски твоей жизни они как бы «не очень». Поэтому невозможно выбрать, правда. В определенный момент нужная вот такая роль, а в другой момент такая, а потом они все вместе.

Запоминается первая работа в кино очень сильно у Георгия Николаевича Данелии (прим. «Орел и решка» фильм 1995 года), школа моя, когда я был почти ребенком. Благодарю Георгия Николаевича, который учил меня, водил за руку как в детском саду, все объяснял мне. Наверное, этот первый фильм я мог бы выделить как первую встречу и первую любовь, первую надежду.


Актер, режиссер и композитор Кирилл Пирогов дебютировал в кино в 22 года – и сразу в главной роли в фильме «Орел и решка». Режиссера Георгия Данелию он считает одним из своих первых учителей, а главным Учителем, конечно, – Петра Наумовича Фоменко. Кирилл стал первым артистом труппы «Мастерской Петра Фоменко», пришедшим туда «со стороны», – из Щукинского училища (курс Владимира Иванова). Недавняя премьера – чеховская «Чайка» – стала четвертой постановкой Кирилла в родном театре.

Вы снялись в роли Антона Павловича Чехова в фильме «Поклонница» Виталия Мельникова как раз о том периоде жизни, когда была написана и поставлена «Чайка». Это как-то повлияло на замысел спектакля?

Думаю, что нет. Просто так складывается, что иногда прибивает волной именно к этому удивительному автору. Это было радостное очень время жизни рядом с Виталием Вячеславовичем, он невероятный человек. Был еще значительный период нашей жизни в театре, связанный со спектаклем Петра Наумовича «Три сестры». Единственная большая чеховская работа, которую он делал с нами. Во время работы над «Чайкой» мы часто вспоминали спектакль «Три сестры». Потому что мы его уже не играем сейчас, и очень тоскуем по нему. Когда-то я записывал рассказы Чехова на радио. В общем, с разных сторон жизнь подводила к нему. И мне хотелось, чтобы в нашем театре снова был Чехов.

Вы его любите?

Да. У меня сложное к нему отношение. Его нельзя страстно любить. Вот Пушкина можно любить горячо, хочется сразу его обнять. А Антон Павлович не дается. Он ускользает и делает это сознательно. Он себя прячет. Его всегда видно, но он как будто бы изымает свое истинное отношение к происходящему. Поэтому его очень легко трактовать. Хотите в эту сторону – пожалуйста, хотите в другую – сколько угодно.

А как было на самом деле – никто уже не узнает?

Почему, остались письма, их много. Из них можно узнать, что он думал, чем он жил. Он очень любил театр. Был в восторге от итальянских артистов и очень ругал русских – за их отношение к делу, за узость. Но о чем это говорит? Что он был пристрастен к артистам. Особенно к русским. Ему казалось, что мы должны быть очень высоко. И когда он этого не видел – он огорчался.

В его рассказах тоже бывает видно разочарование в людях.

Порой он был очень крут в выражениях. Но, на мой взгляд, если бы он был цинично высокомерен, он бы не писал про людей. Для меня он – неравнодушный человек. Это не означает – удобный. Композитор Лев Львович Солин, друг театра, говорил про «Три сестры», например, что это горькая, но светлая пьеса. И вот для меня эта характеристика больше всего подходит Чехову. Ну и – новатор. «Чайка» – одна из самых революционных пьес. Она разрушила каноны классической драматургии. С нее все началось. Чехов видел, что реалистический русский театр умирает и хотел перевернуть ситуацию. Есть много замечательных театроведческих книг того времени, где про это написано. Становится понятно, скажем, почему Мейерхольд был первый Треплев – в силу его жизни и характера.

А вы тоже как режиссер учитываете жизненные обстоятельства артистов, предлагая им ту или иную роль?

Мне, например, очень важно было в «Чайке», что Андрей Казаков и Галина Тюнина снова играют брата и сестру, как и в «Трех сестрах». Там Галя играла одну из сестер, а Андрей – Прозорова. А тут она играет Аркадину, а Андрей – ее брата Сорина. Для меня в этом есть маленький мостик из той нашей жизни в эту жизнь. И что-то незримое, дорогое, может быть, очень личное в этом, конечно, присутствует.

Галина Тюнина в роли Аркадиной, Евгений Цыганов в роли Тригорина. Автор фото: Лариса Герасимчук

Еще мне очень хотелось, чтобы была большая разница поколений. Чтобы молодых, несмотря на отсутствие жизненного и сценического опыта, пробовали бы играть молодые артисты. И эта разница, которая проявляется еще и в отношении разных поколений к жизни, к театру, к человеку, к себе, была бы заметна.

Молодым людям трудно играть Чехова – это требует личностного присутствия. Я в Щукинском институте очень часто вижу работы, которые не получаются. Не знаю, почему. Загадка. Чехов зыбкий очень. Есть изумительные письма Мейерхольда к нему, где он его называет мистически-поэтическим автором. Он даже артистам ничего не объяснял, с которыми встречался в работе над своими же пьесами. Говорил: там все написано, читайте.

А если бы вы с ним встретились в какой-нибудь параллельной реальности, вы бы его о чем спросили?

Слушал бы. Просто сидел с ним рядом и слушал, как человек живет. А о чем спрашивать? О чем вы написали? Он встанет, развернется и уйдет. Он так и делал. Была история: где-то они сидели с товарищами, обедали, за соседним столиком встал человек и поднял тост за выдающегося русского писателя. А писатель встал и ушел. Не о том речь, кто выдающийся, а кто нет, а о том, что беспокоит человека в жизни. Эти вопросы каждый может задать себе сам. Они не меняются. Почему большие авторы никогда не стареют? Потому что они больше, чем время их жизни.

Но как-то же надо Чехова в школе преподавать, говорить о нем.

В школе, мне кажется, это трудно, потому что ничего непонятно. Читать, наверное, надо его, даже когда не понимаешь. Его смешные ранние вещи. Только надо очень избирательно подходить к чтению Чехова.

Вы согласны, что одна из тем «Чайки» – что старшее поколение талантливо, а младшее бездарно?

Нет… Понимаете, я очень боюсь и не люблю объяснять. В меня Чехов попадает очень. Я думаю о жизни, когда читаю его или смотрю спектакль. Поэтому мне всегда мешает, когда его трактуют больше, чем следует. Меня это мучит, я хотел бы больше быть в диалоге с автором, а не с создателем спектакля.

А сами вы когда-нибудь пробовали что-нибудь писать?

Нет. Мне достаточно того, что можно почитать. Жизни не хватит прочесть то, что стоило бы прочесть. Я сейчас очень много стал читать о людях. Есть замечательные мемуары «С памятью наедине» Софьи Владимировны Гиацинтовой. Она была артисткой и режиссером во МХАТе, потом режиссером в «Ленкоме». «Миша Чехов и Женя Вахтангов» – ее друзья и коллеги. И когда она пишет обо всех этих людях, наших кумирах, давно превратившихся в памятники на постаментах, как о своих товарищах, ты вдруг понимаешь, что все это не область истории, а область живой жизни. И она постепенно костенеет, видимо, из-за людей, трактующих это все менее и менее талантливо – и все менее и менее живо из-за этого. Удивительная книга про МХАТ, про начало, про катастрофы, которые они переживали. Еще я прочитал чудесную книгу о Федерико Феллини «Я вспоминаю»,… книгу о жизни Орсона Уэллса «Знакомьтесь – Орсон Уэллс», моего любимого великого американского режиссера, не признанного своей страной и уехавшего в Европу. Мне интересно, чем люди жили, из чего они состояли, на что реагировали. И я вижу, что очень многое, что формирует человека, идет из детства, из юности. Поэтому очень важно, как учиться. Как учат, кто учит, чему учит.

Кстати, а как вы поняли, что «Мастерская Петра Фоменко» – это именно то, что вам нужно? Вы же не учились у Петра Наумовича?

Я не учился у него в ГИТИСе, но потом всю жизнь учился в театре. Все началось с совместного дипломного спектакля, который ГИТИС и Щукинское училище сделали единственный раз в истории. На пятом курсе в ГИТИСе Сергей Васильевич Женовач делал большую работу по роману Фолкнера «Шум и ярость», и не хватало артистов. Владимир Владимирович Иванов, который работал и с С.В. Женовачом, и с П.Н. Фоменко, предложил своих студентов, и шесть человек с моего курса пришли. Так мы познакомились. И это было счастье. В трудные времена для страны, когда ничего не было в магазинах, мы бесконечно купались в радости и любви. Занимались театром и очень любили друг друга, если по-простому. Ничего не нужно было больше.

Из этих шести человек только вы остались?

Да. Это ирония судьбы, но меня официально никогда не приглашали работать в театре. Меня просто позвали в следующую постановку. И Петр Наумович первые пару лет издалека поглядывал на молодого человека, который ходит рядом с его студентами.

Автор фото: Андрей Ковалев

А что за история про репетицию «Театрального романа», где вы рисковали жизнью?

Мы репетировали сцену мнимого самоубийства Максудова. И Петр Наумович предложил, чтобы мой персонаж не стрелялся бы из револьвера, как у Булгакова, а повесился бы на шнуре от лампочки. Тут же прибежали реквизиторы, притащили канат, нацепили на балку. А репетировали мы, естественно, на рухляди обычной. Стол ходуном ходил. Он попросил поставить табуретку на стол, я на нее забрался. Он говорит: «Кира, обвяжи себя как следует». Я обвязал. Все стали беспокоиться, мой товарищ Никита Тюнин побежал страховать стол. Петр Наумович поиронизировал над этим, и дальше прозвучала его знаменитая фраза: «Кирилл! Не дорожи жизнью!» Это и и шутка, и истина. Он так жил. Он так учил. Он всегда говорил, что спрашивать надо в первую очередь с себя.

Говорят, что вас часто зовут в кино, но вы все равно кино предпочитаете театр. Это правда?

Не то чтобы предпочитаю. Мне кажется, это не совсем корректный вопрос, кино и театр не стоит сравнивать. Просто театр забирает довольно много времени жизни, и это радостная жизнь. Ну и несоизмеримы задачи. В театре ты можешь встретиться с великой литературой, с великими людьми, побыть в их мире. А тот уровень литературы и драматургии, который сейчас предлагается в кино, зачастую неудовлетворителен. Вообще я очень люблю кино. Иногда там бывают замечательные встречи. Мне повезло очень в свое время.

А почему у вас такой большой разрыв между первым фильмом «Орел и решка» в 1995 году и вторым – «Брат 2» в 2000-м?

Время такое было. В 1990-е была мода на боевики. А куда мне боевики-то. А потом мы с Алешей Балабановым случайно встретились на Мосфильме. Я приходил на пробы к Косте Мурзенко, который начинал снимать свой фильм, а в это же время Леша был на студии. Он увидел фотографии, которые Костя делал, и позвал меня. Через день я пришел к нему, он меня пофотографировал – и все, мы пошли снимать кино.

А когда вас первый раз позвали что-нибудь на радио записать?

Я сам предложил. Я был довольно наглый молодой человек: нашел знакомого на радио «Эхо Москвы», Сергея Бунтмана, и спросил: можно записать у вас что-нибудь? Так я записал пять рассказов Олеши, а потом был еще большой спектакль по роману «Зависть», одна из моих любимых работ. Я люблю радио за то, что оно дает возможность прикасаться к прекрасной литературе. В кино деньги на это найти очень трудно – все боятся коммерческого провала.

Интересно, какой у вас был самый коммерчески успешный фильм?

Даже не знаю. Когда Оксана Бычкова делала «Питер FM», никто не верил, что маленький этюд про Петербург будет удачей. А в результате фильм оказался очень востребован и много раз окупил себя.

Я знаю, что недавно завершились съемки фильма «Портрет незнакомца», в котором занята вся труппа «Мастерской Петра Фоменко». Что это за история?

Снял фильм Сергей Осипьян, а сценарий он написал совместно с Александром Лунгиным. Сережа всегда хотел снять всю труппу нашего театра вместе, и возникла идея оттолкнуться от рассказов Бориса Вахтина, друга Петра Наумовича, автора «Одной абсолютно счастливой деревни». Он автор прекрасной прозы, которую мало кто знает. В результате в сценарии трудно даже угадать что-то, связанное с Вахтиным, но точка отсчета была эта. Действие происходит в 1970-е годы. Главный герой – артист, работающий на радио, его играет Юра Буторин. Мой персонаж – успешный писатель, переживающий кризис. Он не может ничего дальше писать, потому что не верит ни во что. В этом фильме действительно играет весь театр, не только артисты, но даже цеха. И это фантастика.

Текст: Полина Сурнина

(c) UAM Ural Airlines Magazine январь-февраль 2020 года

Кирилл Пирогов: «Нужно пережить это время, сохранить все лучшее и научиться дышать заново»

Сколько бы лет ни было спектаклям, где играет Кирилл Пирогов, на поклонах девушки неизменно заваливают его букетами цветов. Так действует его актерская харизма. © Пресс-служба театра Фоменко, Лариса Герасимчук

Сколько бы лет ни было спектаклям, где играет Кирилл Пирогов, на поклонах девушки неизменно заваливают его букетами цветов. Так действует его актерская харизма. © Пресс-служба театра Фоменко, Лариса Герасимчук

Кирилл Пирогов – один из ведущих актеров «Мастерской Петра Фоменко», театра, который поддерживает Банк ВТБ. «Первый не свой», он первый, кто не учился на курсе ГИТИСа у Петра Наумовича, и первый, кто, кажется, идеально влился в подобранную труппу. Жак-меланхолик в «Сказке Арденнского леса», Максудов в «Театральном романе», Имр в «Отравленной тунике». В «Носороге» играет главную роль Беранже, тихого пьяницы и добряка, который до последнего сопротивляется массовому помешательству. Лишь выпивает рюмочку за рюмочкой и посмеивается. Так лузер Беранже оказывается куда более стойкой личностью, чем самые социально успешные его коллеги и приятели.

С таким же мягким обаянием и непреклонным «нет» и сам артист Пирогов избегает встреч с журналистами. Корреспонденту VTBRussia.ru удалось «изловить» Кирилла Пирогова на полчаса для беседы о том, почему для работы над «Носорогом» потребовались рекордные полтора года и можно ли жить по принципу «вся жизнь – театр».

«Носорог» и его трудности

У «Носорога» режиссера Ивана Поповски в «Мастерской» сложная судьба. За 8 лет было разное. А на недавнем, сотом, юбилейном спектакле в начале второго акта на сцене разбился бокал. Тот самый, к которому прикладывается Беранже. Действие происходило в спальне, как раз в момент встречи с Дэзи. Так эротическая сцена приобрела новый рисунок: полуобнаженные артисты ползали по полу и собирали осколки стекла.

Мы дрейфуем, пробуем очень многое и пытаемся понять, куда этому кораблю плыть

– Бокал разбился вдребезги на мелкие-мелки осколки. А мы-то босиком! Половину сцены ими занимались. Такого еще не случалось! – рассказывает Кирилл, наглядно иллюстрируя утверждение, что «Носорог» – непростой спектакль. – Эта пьеса оказалась значительно сложнее, чем нам показалось в первый раз. Восемь лет – это не много, но и не мало. Изменились мы, изменился мир, изменился наш театральный опыт. Спектакль вышел очень сырым и менялся неподатливо. Он вставал на полгода, уходили и приходили девчонки. Но я рад, что он есть в репертуаре. Несмотря на все несовершенства, с которыми мы до сих пор сражаемся.

– Вот вся сцена в стекле. Это для актера стресс или, может быть, наоборот, вызов профессии?

– Не могу сказать, что это сильный стресс, но это меняет акценты. Может выбить, а может помочь. Нам не сильно это помешало, хотя рисунок поменяли сильно. Вообще в театре считается, что накладки – это хорошо. Вот так отметили сотый спектакль.

– Праздновали?

– Чуть-чуть! Мы всегда празднуем. Это особенные цифры для спектакля.

О себе и о профессии

Еще в начале интервью Пирогов предупреждает: времени очень мало, его ждут в Щукинском институте по делу. Тем не менее на часы он не смотрит, зато время от времени проверяет диктофон – идет ли запись. «Микрофон вот с этой стороны», – подсказывает Кирилл и поворачивает его к себе.

– С вами играли три разных Дэзи. Меняется ли спектакль в зависимости от партнерши?

– Мне кажется, это разные спектакли. Второй акт уж точно отличается принципиально. У всех девчонок разная природа, они играют и существуют на сцене совершенно по-разному.

– А в чем отличие спектаклей с Серафимой Огаревой, Наджой Мэр и Натальей Вдовиной?

– Они абсолютно разные артистки. По возрасту, опыту и даже языку. У Наджи, например, совершенно особенная, русско-французская мелодика. У каждой свои пристрастия, и каждой легче даются свои места. Вообще, говорят, с разными партнерами не могут быть одинаковые спектакли. Но такое видно со стороны. Изнутри понять не успеваю – если играешь вместе, то нет времени размышлять. Как говорил Петр Наумович: «Все было, кроме вас».

– У вас в «Носороге», наверное, самая чувственная сцена во всем репертуаре театра. Легко ли это, играть эротические сцены в театре?

– Ни одна сцена в этом спектакле не была сделана легко. Начиналось все просто – поставили кусочек по книжке, потом второй акт. Сначала все шло хорошо, жанрово. И Ваня Поповски говорит: «Ну все, давайте сделаем!» Петр Наумович поддержал. Он думал, потребуется полтора-два месяца. В итоге делали спектакль полтора года!

– В чем же сложность?

– Пьеса на первый взгляд показалась не такой, какая есть на самом деле. Мы воспринимали ее жанрово, а вещь оказалась глубокой. Когда к ней подходишь, она вдруг закрывает двери, и ты понимаешь, что войти нельзя. Сначала нужно проделать долгий путь.

Было очень тяжело поднимать актерские сцены. Они требуют особенной техники, владения профессией, ремеслом, актерского сознания. Я называю эту пьесу хорошей, потому что хорошая пьеса – та, у которой нет дна и потолка, которая выдерживает время. «Носорогу» пятьдесят лет, а играется он абсолютно современно.

« «Носорогу» пятьдесят лет, а играется он абсолютно современно »

– Тема массового помешательства звучит жутко. В чем знаменитый абсурд Ионеску, трудно понять, и ваша фирменная ирония куда-то исчезает.

– Вообще там довольно много юмора, но мы долго не могли почувствовать его природу. Второй акт идет больше часа, сейчас люди даже смеются в некоторых местах. А вот представьте, когда мы начинали, в зале не было ни одного звука, ни одной реакции! Попробуйте играть тридцатипятиминутную сцену, когда слышно, как комар летит. Это физически трудно! И я рад, что мы не сломались, хотя спектакль был на грани выживания. Сейчас очень страшно что-то менять, ведь для этого нужно разрушить старое. А где гарантия, что получится что-то лучше, живее? Это горькая пьеса, но она не должна быть мрачной.

– Как «Носорог» резонирует с вашим собственным восприятием мира?

– Я надеюсь, что отзывается. Иначе непонятно, о чем играть. У нас много спектаклей, которые заставляют не привыкать к тому, что происходит вокруг. Делают так, чтобы это не воспринималось как норма жизни. В какой-то момент сражаться становится все сложнее, хочется плюнуть, закрыть глаза и плыть по течению. Но зачем тогда жить? А эти постановки отрезвляют.

«Роман» в театре

Кафе рядом с «Щукой» наполняется актерами. К Пирогову подходит Павел Любимцев, чтобы обсудить дела на кафедре. Кстати, коллеги говорят о Кирилле, что именно он лучше и глубже всех воспринял видение и творческий метод Петра Фоменко.

– Кирилл, как режиссер вы работали над «Театральным романом». Как вам дался этот опыт?

– Режиссерского опыта у меня очень мало. «Театральный роман» – это институт. Раньше я так глубоко не погружался. Артист работает исходя из своей роли, вписывая ее в общее. На этот раз получилось взглянуть с другой стороны. Все, что мы могли сделать с ребятами сами, мы делали. Счастье, что Петр Наумович эту работу поддержал, подарил ей атмосферу, воздух, подробность. А так как я сам играю в этом спектакле, он отправил меня на сцену. Потому что если подвести там, на сцене, то бессмысленной становится вообще вся затея. Так что он меня прикрыл и спас всю работу.

– Актеры первых выпусков очень трогательно рассказывают о семейности вашего театра. Но есть те, кто говорит, что это просто работа. Любимая, но работа. Что такое «Мастерская» для вас?

– Дом – очень личное понятие. Бывает, семья живет тяжело, но это семья. Так же и в театре. Не нужно идеализировать. Здесь есть все, что присутствует в общении близких людей: разрывы, переживания. А то, что это для многих является жизнью, – факт. Сам я никогда не называл «Мастерскую» местом работы. Образ жизни, смысл жизни – так можно сказать. В театре было принято выражение «служить театру». Если это работа, то тогда вся моя жизнь – работа. А жизнь я не делю.

– Вы первый актер в театре, пришедший со стороны, легко было влиться в компанию?

– У меня была мечта – научиться играть как они. Как это делается, я не понимал и поэтому пробовал вещи, абсолютно мне не свойственные. А это плохой путь, ведь ты отказываешься от самого себя, и тогда не остается вообще ничего. После четырех лет в театре я понял, что ничего не получится, бросил эту затею и вот в этот момент по-настоящему пришел в театр.

« Первые годы я очень боялся Петра Наумовича и мы вообще не общались »

– Но вы делились с Петром Наумовичем своими переживаниями?

– Нет! Первые годы я очень боялся Петра Наумовича и мы вообще не общались. Хотя это ошибочно. К нему вообще было такое отношение – обожая, любя, мы его боялись.

– Он был жестким человеком?

– Он был очень разным! Абсолютно непредсказуемым. И поэтому это всегда был шок. Ты ждал бури, а он начинал поддерживать. А когда вроде все хорошо, разбивал в пух и прах. Он не был успокоенным человеком и всегда учил, что самое страшное – равнодушие.

– Говорят, с ним никогда не было понятно – ругает он тебя или хвалит.

– Он никогда не говорил ничего прямо: хорошо или плохо. И даже если не персонифицировал замечания, все понимали, что он имеет в виду. И прежде всего учил спрашивать с себя. Хотя иногда говорил: «Надо спрашивать с себя. Но в себе я проблему уже не нахожу. Так что подумайте, ребята!» При том, что более критически к себе настроенного и сомневающегося человека, чем Петр Наумович, я не встречал.

– Со смерти Фоменко прошло два года. Как вы их пережили в театре и что, по-вашему, помогает труппе не рассыпаться?

– Любовь к работе и отношение к театру. Театр меняется. Той жизни, которая была, уже не будет. Но какой ставить тут знак, я не понимаю. Надеюсь, будут еще взлеты и падения, главное, чтобы движение не останавливалось. Пока мы дрейфуем, пробуем очень многое и пытаемся понять, куда этому кораблю плыть. Нужно пережить это время, сохранить все лучшее и научиться дышать заново. Как бы трудно ни было. Замены Петру Наумовичу не будет. Но самое страшное – встать. Тогда театр умрет.

– Вы как будто себя убеждаете.


Для справки

Кирилл Альфредович Пирогов родился 4 сентября 1973 года в Тегеране. Заслуженный артист России. Режиссер, композитор, музыкант. Пирогов начал репетировать с будущими коллегами по сцене, когда первый выпуск Петра Фоменко учился на третьем курсе ГИТИСа. В 1993 году сыграл Квентина в спектакле «Шум и ярость» по Уильяму Фолкнеру. Дебютировал в кино в 1996 году в фильме «Орел и решка» Георгия Данелия, но настоящую популярность актеру принесла роль Ильи Сетевого в картине «Брат-2» Алексея Балабанова. Кирилл Пирогов занят в девяти спектаклях «Мастерской»: «Война и мир. Начало романа», «Волки и овцы», «Носорог», «Отравленная туника», «Семейное счастие», «Сказка Арденнского леса», «Театральный роман», «Три сестры» и «Триптих».

Читайте также: