Пирог в русской литературе

Обновлено: 28.04.2024

А. Волосков.

А. Волосков. “За чайным столом”

В описаниях застолья русская литература буквально сближается с живописью – «словесные натюрморты» великих писателей захватывают воображение не меньше, чем натюрморты реальные, нанесенные знаменитыми художниками на холст или картон, и одни другим не уступают в яркости и «вкусности».

Начнём с Пушкина – Евгений Онегин посещает ресторан «Talon» (Петербург, Невский проспект):

Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный*
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

*) Осо­бым спо­со­бом при­го­тов­лен­ный паш­тет из ути­ной печени, трю­фе­лей и ряб­чи­ков в тонкой хрустящей оболочке из теста.

После ресторана Онегин сразу помчался в театр:

Еще бока­лов жажда про­сит
Залить горя­чий жир кот­лет,
Но звон бре­гета им доно­сит,
Что новый начался балет.

В «Отрыв­ках из путе­ше­ствий Оне­гина» упо­ми­на­ется еще один ресто­ран – одес­ский ресто­ран Отона и его зна­ме­ни­тые уст­рицы:

Что уст­рицы? При­шли! О радость!
Летит обжор­ли­вая мла­дость
Гло­тать из рако­вин мор­ских
Затвор­ниц жир­ных и живых,
Слегка обрызг­ну­тых лимо­ном.
Шум, споры – лег­кое вино
Из погре­бов при­не­сено
На стол услуж­ли­вым Ото­ном;
Часы летят, а гроз­ный счет*
Меж тем неви­димо рас­тёт.

*) Устрицы в 1-й половине 19-го века были весьма доро­гим удо­воль­ствием – сто­и­мость сотни уст­риц дохо­дила в ресторане до 100 руб­лей (например, армейский штабс-капитан зарабатывал тогда эти самые 100 рублей в месяц, а 1 кг свежего мяса стоил 40-50 коп.).

Иван Андреевич Крылов:

Прославленный русский баснописец был наделён и многими другими талантами: прекрасно знал пять иностранных языков; превосходно играл на скрипке; имел могучее здоровье – до самых холодов купался в Неве, смаху проламывая молодой лёд огромным телом, массой далеко за 100 кг. Но главной его радостью была еда. Прямо скажем, Иван Андреевич Крылов был редкостным, просто чудовищным обжорой. Как отозвался однажды о Крылове П. Вяземский, ему легче было пережить смерть близкого человека, чем пропустить обед. Вот воспоминание современника: «За один обед, которому Иван Андреевич посвящал не менее трёх часов, он поглощал немыслимое количество пищи: три тарелки ухи, два блюда пирожков-расстегаев, несколько телячьих отбивных, половину жареной индейки, на десерт – большой горшок гурьевской каши».* Пушкин, с которого мы начали наш рассказ, любил Крылова и называл его «преоригинальной тушей».

*) Каша, приготовляемая из манной крупы на молоке с добавлением орехов (грецких, фундука, миндаля), сухофруктов, сливочных пенок.

Н.В. Гоголь – «Мертвые души» (Чичиков послушал, как хозяин поместья Петр Петрович Петух заказывал своему повару «решительный обед»):
– Да кулебяку сделай на четыре угла. В один угол положи ты мне осетра да вязигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там эдакого… Да чтобы с одного боку она, понимаешь – зарумянилась бы, а с другого пусти ее полегче. Да исподку-то, исподку-то пропеки ее так, чтобы рассыпалась, чтобы ее всю проняло, знаешь, соком, чтобы и не услышал во рту – как снег бы растаяла… Да сделай ты мне свиной сычуг*. Положи в середку кусочек льду, чтобы он взбухнул хорошенько. Да чтобы к осетру обкладка, гарнир-то, гарнир-то чтобы был побогаче! Обложи его раками, да поджаренной маленькой рыбкой, да проложи фаршецом из снеточков, да подвась мелкой сечки, хренку, да груздочков, да репушки, да морковки, да бобков, да нет ли там еще какого коренья.

*) Свиной желудок с начинкой из молотых свиных субпродуктов (печень, почки, язык, уши), разных овощей и специй, запеченный в духовке; помещённый внутрь кусочек льда в духовке превращается в пар и делает сычуг пористым, мягким и нежным.

И. А. Гончаров – «Обломов»:

Об обеде совещались целым домом… Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу… Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась. Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами, гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтобы они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!

А.П. Чехов – из рассказа «Сирена» (дело происходит в совещательной комнате суда, где все собрались для вынесения решения):

– Ну-с, когда вы входите в дом, – начал секретарь суда, – то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Секретарь суда изобразил на своем сладком лице блаженство. – Как только выпили, сейчас же закусить нужно.

– Послушайте, – сказал председатель, поднимая глаза на секретаря, – говорите потише! Я из-за вас уже второй лист порчу.

– Ах, виноват-с, Петр Николаич! Я буду тихо, – сказал секретарь и продолжал полушёпотом: – Ну-с, а закусить, душа моя Григорий Саввич, тоже нужно умеючи. Надо знать, чем закусывать. Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка – это трагедия!

– М-да… – согласился почетный мировой судья, жмуря глаза. – Для закуски хороши также, того… душоные белые грибы…

– Да, да, да… с луком, знаете ли, с лавровым листом и всякими специями. Откроешь кастрюлю, а из нее пар, грибной дух… даже слеза прошибает иной раз! Ну-с, как только из кухни приволокли кулебяку, сейчас же, немедля, нужно вторую выпить.

– Иван Гурьич! – сказал плачущим голосом председатель. – Из-за вас я третий лист испортил!

Ещё Чехов – из рассказа «О бренности»:

Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот… Но тут его хватил апоплексический удар.

Л. Н. Толстой – «Анна Каренина»:

Когда Левин вошел с Облонским в гостиницу, он не мог не заметить некоторой особенности выражения, как бы сдержанного сияния, на лице и во всей фигуре Степана Аркадьича. К ним тотчас подлетел официант татарской внешности.

– Если прикажете, ваше сиятельство, отдельный кабинет сейчас опростается: князь Голицын с дамой. Устрицы свежие получены.

Степан Аркадьич задумался.

– Не изменить ли план, Левин? – сказал он, остановив палец на карте. И лицо его выражало серьезное недоумение. – Хороши ли устрицы? Ты смотри!

– Фленсбургские, ваше сиятельство, остендских нет.

– Фленсбургские-то фленсбургские, да свежи ли?

– Так что ж, не начать ли с устриц, а потом уж и весь план изменить? А?

– Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша; но ведь здесь этого нет.

– Каша а ла рюсс, прикажете? – сказал татарин, как няня над ребенком, нагибаясь над Левиным.

– Еще бы! Что ни говори, это одно из удовольствий жизни, – сказал Степан Аркадьич. – Ну, так дай ты нам, братец ты мой, устриц два, или мало – три десятка, суп с кореньями…

– Прентаньер, – подхватил татарин. Но Степан Аркадьич, видно, не хотел ему доставлять удовольствие называть по-французски кушанья.

– С кореньями, знаешь? Потом тюрбо под густым соусом, потом… ростбифу; да смотри, чтобы хорош был. Да каплунов, что ли, ну и консервов.

Татарин, вспомнив манеру Степана Аркадьича не называть кушанья по французской карте, не повторял за ним, но доставил себе удовольствие повторить весь заказ по карте: «Суп прентаньер, тюрбо сос Бомарше, пулард а лестрагон, маседуан де фрюи…».

М. Булгаков«Мастер и Маргарита» (Фока, в беседе с поэтом Амвросием, не желая есть нынешние «отварные порционные судачки», вспоминает возле входа в ресторан Грибоедова «у чугунной решетки»,* как это было до Октябрьской революции):

– Эх-хо-хо… Да, было, было. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой помните? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, – на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер? Помните, Амвросий? Ну что же спрашивать! По губам вашим вижу, что помните. Что нынче ваши судачки! А дупеля, гаршнепы, бекасы, вальдшнепы по сезону, перепела, кулики помните? Шипящий в горле нарзан.

*) Здесь у Булгакова описано реальное московское здание, Тверской б-р 25, он же «дом Герцена», ныне там расположен Литературный институт им. Горького.

Исаак Бабель – «Одесские рассказы»:
… И вот теперь… мы можем вернуться на свадьбу Двойры Крик, сестры Короля. На этой свадьбе к ужину подали индюков, жареных куриц, гусей, фаршированную рыбу и уху, в которой перламутром отсвечивали лимонные озера. Над мертвыми гусиными головками покачивались цветы, как пышные плюмажи. Но разве жареных куриц выносит на берег пенистый прибой одесского моря? Всё благороднейшее из нашей контрабанды, всё, чем славна земля из края в край, делало в ту звездную, в ту синюю ночь свое разрушительное, свое обольстительное дело. Нездешнее вино разогревало желудки, сладко переламывало ноги, дурманило мозги и вызывало отрыжку, звучную, как призыв боевой трубы. Черный кок с «Плутарха», прибывшего третьего дня из Порт-Саида, вынес за таможенную черту пузатые бутылки ямайского рома, маслянистую мадеру, сигары с плантаций Пирпонта Моргана и апельсины из окрестностей Иерусалима. Вот что выносит на берег пенистый прибой одесского моря…

Подборка и комментарии Михаила Краснянского

Много лет, говоря о русской кухне, люди подразумевали кухню советскую, но, к счастью, сегодня эта подмена постепенно уходит в прошлое, и мы заново знакомимся с настоящей русской едой. Специально для кулинаров, которые хотят проверить себя на соответствие высоким стандартам прошлого, мы вспомнили несколько знаменитых блюд, воспетых в русской литературе, и подобрали для каждого из них по два рецепта. Первый — классический — из книжки Елены Молоховец « Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» . Именно по ней готовили в тысячах семей по всей стране сто лет назад. Второй — специально адаптированный под современные реалии шеф-поваром партнера проекта «Сноб» — ресторана «Есенин»

Фото: Фотобанк Лори

Блины

Сегодня мы готовим блины из пшеничной муки, а наши предки использовали для этого и овсяную, и гречневую, и другие виды муки. Самыми традиционными считались гречневые блины — именно их обязательно готовили на Масленицу. В романе «В лесах» жизнь бедных крестьянских семей описывалась так: «Масленица на дворе — ни гречневой мучки на блины, ни маслица достать им негде». Более состоятельные семьи смешивали гречневую и пшеничную муку — именно так стоит поступить и тем, кто хочет впервые в жизни попробовать гречневые блины: чисто гречневое тесто будет иметь слишком резкий для современного человека вкус и аромат.

В праздничные дни блины ели в огромных количествах, что часто высмеивалось в фельетонах. Так, герой чеховского рассказа «Глупый француз» поражался тому, как русские желудки выдерживают столько еды: «Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов. За столами сидели люди и поедали горы блинов, семгу, икру. с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин. "О, страна чудес! – думал Пуркуа, выходя из ресторана. – Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!"»

Классический рецепт гречневых блинов, пополам с пшеничной мукой

«За пять или за шесть часов растворить тесто из трех стаканов пшеничной муки, двух с половиною стаканов теплой воды, столовой ложки растопленнаго масла и 3 — 6 золотников сухих дрожжей, вымешать и выбить тесто, как можно лучше, дать подняться. Тогда опять выбить, положить соли, сахару и стакан гречневой муки, дать подняться. За час до печенья, выбить тесто хорошенько, обдать полутора или двумя стаканами самаго горячаго молока, как сказано выше, выбить, положить соли, сахару кто хочет, два взбитые белка, размешать, дать подняться и, не мешая теста, печь. Печь блины на плите или лучше на горячих угольях в русской печи, в которой немного дальше должен быть постоянно поддерживаем огонь. Когда блины начнут подниматься и румяниться, их надо сверху скропить маслом, — если пекутся на плите, то перевернуть, поджарить, — а потом складывать в сторону и держать их в теплом месте, чтобы не остыли. Вообще начинать печь перед самым отпуском. Наливая в сковородки свежего теста, надо каждый раз смазывать их маслом перышком, не жалея масла. Блины эти должны быть гораздо толще простых блинчиков, должны быть рыхлые, ноздреватые, легкие. Для печенья их должны быть также своего рода сноровка и уменье, которые приобретаются опытом и практикою».

Рецепт шеф-повара ресторана «Есенин»: блины из черемуховой муки

400 мл молока сильно нагреть (не доводите до кипения). Залить горячим молоком 60 г черемуховой муки (ищите ее в отделах здорового питания крупных супермаркетов) и оставить минут на 30. Добавить 2 ст. л. сахара и 2 куриных яйца, хорошенько перемешать. Вмешать 120 г пшеничной муки, 0,5 ч. л. соли и столько же соды. Взбивая, влить 100 мл слегка теплого кефира. На хорошо разогретую сковороду, слегка смазанную растительным маслом, наливать тесто и печь в стандартном режиме. Идеальная толщина блинов — 2-3 мм.

Баранина с кашей

Словосочетание «бараний бок с кашей» знакомо нам, прежде всего, по «Мертвым душам», где это блюдо с аппетитом ел Собакевич: «У меня, когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся. Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует. — Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал все до последней косточки». Со временем традиционный рецепт бараньего бока, фаршированного кашей, упростился: стали использовать любую часть барашка, какая кому больше нравилась или была доступна, а каша стала использоваться как гарнир. Именно такой рецепт баранины с кашей сохранился в книге «Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец. Так же готовили баранину и на братчинах — для многолюдных крестьянских столов никто не стал бы возиться с фаршированным мясом. В романах Мельникова-Печерского баранина с кашей упоминается как обязательное блюдо в день памяти апостолов Петра и Павла: «Накануне Петрова дня по селам возня, по деревням суетня. Конец Петровке-голодовке — молёного барашка в лоб! Жарь, пеки да вари, пойдет у нас пир на весь божий мир!»

Классический рецепт

«Бараний окорок, т. е. заднюю четверть, не раньше, как на третий день, после убоя, намочить на несколько часов в холодную воду или сыворотку, как сказано в примечании, потом вынуть, натереть солью, беря ее по ½ чайной ложечке без верха, на каждый фунт баранины, положить на противень, жирною стороною вверх; за полтора часа до отпуска, подлив на противень 2-3 ложки воды, поставить в горячую духовую печь, чтобы кругом обжарилась. Если баранина не жирна, положить сверх бара­нины кучками ложку масла. Когда обжарится, уменьшить жар, начать поливать баранину, каждые 10 ми­нут, стекшим с нее соком, подливая в него каждый раз по ложке воды и прокалывая мясо вилкою в нескольких местах. После последней поливки, осыпать мелко истолченными, но не просеянными сухарями, еще продержать минут 10 в печи. Сварить отдельно крутую гречневую кашу. Огарнировать ею сложенное на блюдо жаркое, облить кашу подливкою из баранины, сняв с нее лишний жир».

Рецепт шеф-повара ресторана «Есенин»: пшеничная каша с бараниной и изюмом

3 ст. л. изюма вымыть, залить кипятком и оставить распариваться на 10 минут. Цедру половины апельсина измельчить. 400 г баранины вымыть и нарезать небольшими кусочками. Разогреть в кастрюле немного растительного масла и обжарить баранину, по 2 минуты с каждой стороны. Стакан пшеницы (предварительно пропаренной) промыть и всыпать в кастрюлю с мясом, посолить, поперчить по вкусу и перемешать. Вскипятить воду и влить в кастрюлю так, чтобы вода закрывала крупу на два пальца. Уменьшить огонь до среднего и готовить 10 минут. Положить в кастрюлю с кашей цедру, изюм, перемешать, накрыть крышкой и готовить на очень маленьком огне 10 минут.

Фото: Фотобанк Лори

Кулебяка

Знаменитая русская кулебяка — сочный закрытый пирог, в который кладут сразу несколько начинок, иногда прослаивая их тоненькими блинчиками. «А. великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой!» — восхищенно писал в «Лете Господнем» Иван Шмелев. Однако Благовещение было не единственным праздником, в который подавали кулебяку — они (с разной начинкой) были уместны во время любого застолья. Вот как описывал Андрей Мельников-Печерский в романе «В лесах» обед, данный монастырским игуменом в честь богатого купца Потапа Максимыча Чапурина: «Обед был подан обильный, кушаньям счету не было. На первую перемену поставили разные пироги, постные и рыбные. Была кулебяка с пшеном и грибами, была другая с вязигой, жирами, молоками и сибирской осетриной». А Петр Петрович Петух в «Мертвых душах» приказывал повару приготовить к приезду Чичикова кулебяку «на четыре угла»: «В один угол положи мне щеки осетра да вязиги, в другой гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да еще чего знаешь там эдакого. » В дорогих трактирах готовили еще более сложносоставные кулебяки — так, Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах» упоминает двенадцатиярусную кулебяку, которую можно было попробовать только в двух местах: в трактире Тестова и в Купеческом клубе: «Каждый слой — своя начинка; и мясо, и рыба разная, и свежие грибы, и цыплята, и дичь всех сортов». Заказывать такой пирог надо было не позже чем за сутки до обеда.

Классический рецепт кулебяки с рыбой

«Приготовить тесто след.: на 1 ½ фунта муки положить ⅜ ф. чухонского масла, 3 желтка, 1 чашку молока, 1 ложку хороших густых дрожжей, чайную ложечку соли. Растворить сначала тесто, как обыкновенно, на молоке с дрожжами; когда поднимется, положить масло, яйца, соль, остальную муку и дать опять подняться. Тогда приготовить след. начинку: нарезать 1 ½ фун. судака, выбрать кости. Нарезанные куски поджарить в кастрюле, в ложке масла с 1 изрубленной луковицей, свежим изрубленным или сушеным укропом, изрубить все вместе с рыбой. Взять 1 ¼ стакана смоленской крупы, перетереть ее с 1 яйцом, высушить, протереть сквозь решето. Вскипятить 1 ¼ стакана воды с ¼ фунта масла; когда закипит, всыпать крупу, шибко мешая, посолить, поставить ненадолго в печь, чтобы слегка подрумянилась и высохла, протереть сквозь частое решето. Тогда перемешать ее, как можно лучше с рыбным фаршем. Заранее приготовить 1 фунт осетрины, которую нарезать пластинками и ½ фун. семги. Сделать длинную или круглую кулебяку, сначала положить половину фарша с кашей, на него нарезанную осетрину и семгу, сверху остальную кашу с фаршем, защипать и дать ½ часа подняться; смазать яйцом и посадить в печь. Это настоящая русская кулебяка».

Рецепт шеф-повара ресторана «Есенин»: кулебяка с осетриной

Для теста разогреть 500 мл молока, добавить 2 ст. л. сахара, высыпать 1 маленький пакетик сухих дрожжей (8 г), перемешать и оставить в теплом месте. Когда дрожжи начнут «работать», добавлять муку до тех пор, пока опара не будет иметь консистенцию густой сметаны. Поставить кастрюлю на водяную баню, пока опара не увеличится в объеме примерно вдвое.

2 крупных яйца растереть с 2 ст. л. сахара, 200 г маргарина растопить на медленном огне. Яйца соединить с опарой, добавить муку — около 600 г. Вылить растопленный маргарин и вымешать. Присыпать тесто мукой, прикрыть салфеткой и оставить в теплом месте на 1,5–2 часа. Пока тесто подходит, мелко порезать две крупные луковицы и обжарить на растительном масле.

100 г риса отварить в мясном бульоне. 400 г отварного филе осетрины порезать на крупные кусочки. Тесто разделить на две неравные части, большую раскатать четырехугольником толщиной 1 см и перенести на смазанный растительным жиром противень. В центр теста выложить слой риса, жареный лук, мелко нарубленную зелень петрушки и ровным слоем рыбу, слегка увлажнить начинку бульоном. Накрыть вторым слоем теста, защипать края, смазать яйцом и оставить на расстойку в теплом месте. Выпекать около 1 часа при температуре 160°.

Фото: Фотобанк Лори

Кокурки

Герой романа «В лесах» Алексей собирался в дорогу так: «Распрощавшись с Виринеей, снабдившей его на дорогу большим кульком с крупитчатым хлебом, пирогами, кокурками, крашеными яйцами и другими снедями, медленными шагами пошел он на конный двор». А тарантас Коробочки («Мертвые души») «был наполнен ситцевыми подушками в виде кисетов, валиков и просто подушек, напичкан мешками с хлебами, калачами, кокурками, скородумками и кренделями из заварного теста». Что же это за кокурки такие? В комментариях к «Мертвым душам» можно прочитать — «сдобная булочка с начинкой, ватрушка». На самом деле это не совсем так. Кокурки — это запеченные в тесте (действительно, сдобном) сваренные вкрутую яйца. Это сытное и долго хранящееся блюдо идеально подходило для того, чтобы брать его с собой в дорогу — именно в этом контексте оно обычно и упоминается в литературе.

Классический рецепт

«В теплой воде распустить дрожжи, замесить тесто и поставить в теплое место для подъема на 2,5–3 часа. За это время тесто 1–2 раза обмять. Сделать из теста шарики, сильно сплющить их, поместить на середину вареное очищенное яйцо, закрыть его краями теста, защипать и дать ½ часа подняться. Смазать маслом и посадить в печь».

Рецепт шеф-повара ресторана «Есенин»: кокурки на сметане

В миске смешать 200 г сметаны и два стакана ржаной муки, добавить 1 ч. л. соли. Замесить тесто руками, оно должно получиться достаточно крутым. От теста отделить небольшие кусочки, и затем каждый кусочек раскатать скалкой в тоненькие лепешечки. Отварить вкрутую шесть куриных яиц, когда яйца остынут, очистить их от скорлупы. В середину каждой раскатанной лепешечки положить сваренное и очищенное яйцо, аккуратно плотно его запечатать тестом. Приготовить противень, смазывая его растительным маслом. На противень выложить приготовленные кокурки и отправить в предварительно разогретую духовку. Кокурки выпекать до готовности.

Дрочёна

«Пахнет рыхлыми дроченами; У порога в дежке квас» — так в 1914 году описывал крестьянскую избу своего детства Сергей Есенин. Дрочёна или, в некоторых регионах, драчена — простое крестьянское блюдо, практически идентичное итальянской фритатте или испанской тортилье. Владимир Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» описывал ее как «род сбитой с мукою и молоком яичницы; есть и икорная дрочена, и картофельная на яйцах и другие». Подавали ее прямо на сковороде («Едят драчену на черных сковородах», — читаем в «Лете Господнем» Шмелева). Существовали и сладкие рецепты дрочёны.

Классический рецепт сладкой драчены

«⅛ фунта масла растереть добела в одной мисочке, 3 желтка с ¼ стакана сахарной пудры, но не сахарного песка, растереть добела в другой мисочке, смешать, подсыпать ½ ложечки соли и 2 стакана крупчатой муки, подливая 2 стакана молока, размешать осторожно сверху вниз. Распустить на большой сковороде ложку масла; когда раскалится, влить тесто, поставить в печь почти на полчаса».

Рецепт шеф-повара ресторана «Есенин»: драчена яичная натуральная

Взять 8 яиц и отделить белки от желтков. В желтки добавить 4 ст. л. сметаны, 0,5 ч. л. соли, 1 ст. л. пшеничной муки и взбить веничком. Влить медленно 1 ст. молока, продолжая взбивать. Взбить белки, но не очень круто. Аккуратно вмешать белки в смесь желтков с молоком. Смазать сковородку сливочным маслом, вылить полученную смесь и выпекать при 180 градусах 35–40 минут. Растопить 50 гр. сливочного масла и полить готовую драчену.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Изображение еды нередко встречается в мировой литературе и живописи. В нашем исследовании мы говорим о различной художественной роли изображения еды в русской классической литературе и использовании его с целью:
— создания комического эффекта в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» и в басне И.А.Крылова «Демьянова уха»;
— изображения культуры начала XIX века в романе Пушкина «Евгений Онегин»;
— характеристики персонажей в «Мертвых душах» и «Старосветских помещиках» Гоголя;
— создания гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-щедрина.

Начнём защиту нашего проекта с утверждения мысли о том, что изображение еды в комедии Фонвизина «Недоросль» служит и средством характеристики Митрофана, и средством создания комического эффекта.

Сценка из комедии «Недоросль»
С к о т и н и н. Да, видно, брат, поужинал ты плотно.
М и т р о фан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Да что? Солонины ломтика три да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Е р е м е е в н а. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил.

Как видим, воспитание своего сына Митрофана госпожа Простакова сводила к заботе только о еде. О пище интеллектуальной, духовной ни Митрофан, ни его матушка понятия не имеют. Митрофан удовлетворяет свою физиологическую потребность в пище, буквально объедаясь: «Не помню, пять, не помню, шесть», — говорит он матери о съеденных подовых пирогах. А ведь подовые пироги — дрожжевые, большие, сытные. В словаре В.И.Даля говорится, что они «кислого теста, сильно всхожие, более с рыбой, поднимаемые на сковородке». Их пекли в больших печах и чаще в специальных пекарнях на подах — гладких кирпичных кладках внутри печи.

«Ломтика» три солонины, пять-шесть пироroв — художественная деталь, подчёркивающая животное начало в «злонравных» героях комедии. Фонвизин высмеивает недоросля, намеренно снижает его образ, используя для создания комического эффекта такую деталь, как большое количество съеденного им.

Крылов в басне «Демьянова уха» сравнивает настойчивое хлебосольство Демьяна с неумеренностью писателя, предлагающего прослушать и оценить свои произведения знакомым.

Эта аналогия очень неожиданная. Но литературно-исторический экскурс в XIX век позволяет нам узнать, что в первой половине века была традиция: писатель, прежде чем публиковать свои произведения в журнале, читал их своим знакомым, друзьям, поклонникам своего таланта.

Это происходило, например, в литературном салоне Зинаиды Волконской или в книжной лавке Ивана Смирдина. Крылов, создавая в басне экспрессивную картину русского хлебосольства, осмеял Демьяна, потерявшего всякую меру, потчуя соседа. Бегство Фоки означает, что чрезмерное гостеприимство невозможно выдержать.

Демьяну, с его чрезмерным угощением, уподобляется и писатель, не умеющий вовремя остановиться в насыщении слушателей пищей духовной (чтением своих опусов). Мораль басни обращена именно к писателю:

Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;
Но если помолчать вовремя не умеешь
И ближнего ушей ты не жалеешь,
То ведай, что твои и проза, и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.

И в произведениях Гоголя нередки описания еды.

В сборник «Миргород» входит повесть «Старосветские помещики», которую Гоголь из всего им написанного любил более, чем что-либо другое. К старосветским помещикам
обращена «не поражающая сила сарказма», а «возносящая сила лиризма». Величайшая вера Гоголя в прекрасное в человеке позволила ему найти любовь в обычной жизни, в заботе друг о друге любящих людей.

Переданное писателем желание Пульхерии Ивановны попотчевать супруга, порадовать его любимыми блюдами, трепетные отношения между старосветскими помещиками составляют лирическое начало повести. Благодаря этому в воображении читателей складывается картина мирной, размеренной, спокойной жизни провинциального дворянского поместья и его обитателей.

Сценка из повести «старосветские помещики»
А в т о р. Оба старичка, по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать. Как только занималась заря (они всегда вставали рано) и как только двери заводили свой разноголосый концерт, они уже сидели за столиком и пили кофе…

Через некоторое время после прогулки во дворе Афанасий Иванович говорил: Афанасий Иванович. А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь?

П у л ь хер и я И в а н о в н а. Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков солёных?
Афанасий Иванович. Пожалуй, хоть и рыжиков или пирожков…

А в т о р. И на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками. За час до обеда Афанасий Иванович закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушёными рыби и прочим. Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни.

С любовью приготовленные блюда, хлебосольство, неторопливые разговоры делают жизнь старичков простой и ясной, помогают противостоять невзгодам, чьей-то злой воле.
Старосветский быт становится бытием, потому что его пронизывает любовь героев друг к другу, к жизни, пусть Гоголь и называет её «привычкой». Однако он говорил: «Такая глубокая, такая сокрушительная жалость», — о чувстве Пульхерии Ивановны к Афанасию Ивановичу.

«Такая долгая, такая жаркая печаль» — о чувстве старика после смерти жены. Гоголь называет своих героев Филемоном и Бавкидою и относит нас этим сравнением к трагедии Гёте «Фауст», где эти добрые существа противостоят злой воле Фауста. Они накрывают стол спасённому ими когда-то и возвратившемуся к ним страннику и за трапезой беседуют о произошедших в их жизни изменениях.

С т р а н н и к.

Вот он, ваш очаг отрадный,
Нежный колокола звон;
Да, от гибели нещадной
Я лишь вами был спасён!
Филемон (Бавкиде). В сад, жена, иди скорее,
Там ты стол накроешь нам.
Пусть дивится он, не смея
Верить собственным глазам.

В «Мёртвых душах» еда много говорит о персонажах. В главе, посвящённой визиту Чичикова к Собакевичу, в последнем подчёркиваются черты богатырства (хотя и с иронией) через многие портретные детали, перечисление блюд, поданных на обед, и их количество.

«Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подаётся к щам и состоит из бараньего желудка, начинённого гречневой кашей, мозгами и ножками. -Эдакой няни, — продолжал он, обратившись к Чичикову, — вы не будете есть в городе, там вам чёрт знает что подадут. Это всё выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! У меня не так. У меня свинина — всю свинью давай на стол. Баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до последней косточки».

Русский желудок для него равен широкой русской душе, это предмет его гордости. Конечно, Гоголь смеётся над своим героем. Но в сцене торга Чичикова с Собакевичем Собакевич уже гордится богатырством своих крестьян, говоря о мастерстве и силе каретника Михеева, сапожника Телятникова. Конечно, Гоголь понимает сущность своего персонажа, называя его кулаком: «Кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь». Ирония Гоголя в отношении Собакевича очевидна.

Еда в художественном произведении связана с изображением культуры определённой эпохи, образа жизни дворянства. В первой главе романа Пушкина «Евгений Онегин» герой мчится к ресторану на Невском проспекте:

К Талон помчался: он уверен,
Что там уж ждёт его Каверин.
Вошёл: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.

Пушкин ярко рисует роскошный стол ресторана, дорогие изысканные блюда, которые заказывала блестящая петербургская аристократия, которые любил и он сам. А за названиями этих блюд — пристрастия, мода, торговые связи, бытовые подробности русской жизни начала XIX века.

Из Бельгии привозили лимбургский сыр, который Пушкин называет «живым». Этот острый, с сильным запахом сыр был очень мягким и при разрезании растекался.

В романе «Евгений Онегин» описаны и древнерусские традиции и обряды. Упоминая
о масленичных блинах, Пушкин даёт и характеристику семьи Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
у них на Масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны, песни, хоровод …

Блины — традиционное русское блюдо на Масленицу: «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Блины пекли в течение всей масленичной недели, с ними провожали зиму.

Русские писатели включают в произведения описание еды при создании сатирических, гротескных образов. М.Е.Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» заставляет своих героев, генералов с Подьяческой, страдать от голода, хотя на необитаемом острове растут плодоносящие деревья, водятся рыба и дичь: «Господи! Еды-то! Еды-то! — сказал генерал, почувствовав, что его уже начинает тошнить». Они не способны даже плоды с деревьев сорвать.

Размышляя о возможности употребить в пищу сапоги или перчатки, оба генерала «В одно мгновение ока остервенились», и один из них «откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Салтыков-Щедрин смело отклоняется от житейского правдоподобия и, используя гротеск, подчёркивает никчёмность, неприспособленность к жизни двух генералов.

Писатель помещает своих героев в фантастическую реальность, чтобы обнаружить несостоятельность представителей правящего класса, просидевших свой век «в какой-то регистратуре», которым жизнь так же непонятна, как и необитаемый остров.

Итак, в нашем исследовании мы аргументировали выдвинутые в его начале тезисы о роли изображения еды в русской литературе. Мы не коснулись в своей работе таких изысканных образов поэзии Серебряного века, как ананасы в шампанском или мороженое из сирени Игоря Северянина или пахнущие морем устрицы во льду из стихотворения Анны Ахматовой «Вечером». Но это станет предметом нашего следующего проекта…

Кто же не любит иногда предаться чревоугодию и побаловать свой желудок различными вкусностями, которые изобретают для нас повара? Только в последнее время мы всё больше склонны к импортным деликатесам — то нам сыры с плесенью подавай, то фуа-гра, то хамон. А о своих, отечественных, лакомствах мы позабыли. Да и много-то знали?

И это в то время, когда наши классики в подавляющем большинстве были гурманами и не стеснялись в своих произведениях описывать всё то, что сами съедали на обед! Так уж получается, что русская литература преподносит нам уроки кулинарии и порою даже с рецептами.

А ведь как иначе убедить читателя в правдивости описываемых событий? Конечно же, добавив в повествование то, что ему близко, во что он может поверить и запросто представить. Например, еду. И чем красочнее писатель живописует процесс приготовления и поглощения пищи, тем больше мы ему верим, тем больший он мастер и в кулинарии, и писательском деле.

Вот, например, Николай Васильевич Гоголь, чей литературный гений не вызывает сомнений, был большим любителем вкусно поесть и даже приготовить то, что впоследствии собирался употребить. По воспоминаниям современников, его карманы постоянно были забиты сладостями — пряниками или конфетами, — которые он всё время жевал. Но кроме этого Гоголь очень любил макароны с сыром и маслом, которые сам себе готовил. Писатель С.Т. Аксаков, друживший с Николаем Васильевичем, утверждал: « Е сли б судьба не сделала Гоголя великим поэтом, то он был бы непременно артистом-поваром!»

И ведь действительно, читая его произведения, поражаешься знанию русской кухни: герои Гоголя едят пирожки и шанишки, скородумки и блины, пряглы и лепёшки с припёками. А в «Мёртвых душах» писатель даёт удивительный рецепт кулебяки, традиционного национального блюда: «В один угол положи ты мне щёки осётра да визигу, в другой запусти гречневой кашицы, да грибочков с лучком, да молок сладких, да мозгов, да ещё, знаешь, там эдакого. »

При этом с одного боку кулебяка должна быть поджаристой, румяной, а с другого — нет, но так пропитаться соком, чтобы во рту «как снег бы растаяла. » Вы уже ощущаете этот вкус?

Другой классик отечественной литературы, Антон Павлович Чехов, весьма умеренный в еде, тоже прекрасно знал и ценил русскую кухню. От его кулебяки слюнки текут не меньше, чем от гоголевской: «Кулебяка должна быть аппетитная, бесстыдная, во всей своей наготе, чтоб соблазн был. Подмигнешь на неё глазом, отрежешь этакий кусище и пальцами над ней пошевелишь вот этак, от избытка чувств. Станешь её есть, а с неё масло, как слёзы, начинка жирная, сочная, с яйцами, с потрохами, с луком…»

Чеховский рассказ «Сирена» в буквальном смысле можно назвать гидом по русской кулинарии девятнадцатого века. Но особое место в жизни и творчестве писателя занимали блины, истории и процессу изготовления которых он посвятил отдельный рассказ.

Александр Иванович Куприн также был большим поклонником русской кухни. В рассказе «На покое» он так ярко подал рецепт салата, что его непременно хочется приготовить и попробовать. Тем более что и сложного-то ничего в нём нет: «Понимаешь: положить груздочков солёненьких, нарезать тоненько крымское яблоко и один помидорчик и накрошить туда головку лука, картофеля варёного, свёклы и огурчиков».

Затем всё это необходимо смешать, добавить соли и специй, полить уксусом и обязательно слегка присыпать сахаром. Но изюминкой салата является подающееся к нему «растопленное малороссийское сало», в котором ещё шипят шкварки.

И всё же писательский труд был для Куприна важнее наслаждения едой. Говорят, что, когда он садился за работу, то велел домашним запирать его в кабинете и не давать ни водки, ни закуски, пока из-под двери он не выдаст им готовый рассказ.

Однако литература двадцатого века, к сожалению, утрачивает колорит больших застолий с разнообразием блюд отечественной кухни. Едва ли не единственным, кто остаётся верен традициям, хоть и с поправкой на время, является Михаил Афанасьевич Булгаков. Как и его предшественники, он прекрасно разбирался в выпивке и закуске, а потому в своих произведениях научил сограждан ужинать со вкусом, как это делали раньше, и правильно лечить похмелье.

Однако необходимо учитывать, что жил Михаил Афанасьевич не в самое сытое и спокойное время, тем не менее гостей он принимать любил и к столу подходил со всей ответственностью. Чего только стоит рецепт котлет, которые готовила Дарья Петровна в «Собачьем сердце»: «…Вытаскивала куски размокшей булки, смешивала их на доске с мясной кашицей, заливала всё это сливками, посыпала солью, и на доске лепила котлеты. В плите гудело как на пожаре, а на сковородке ворчало, пузырилось и прыгало»…

Жаль, что сегодня мы утратили огромный пласт национальной культуры. Но жив ещё интерес к классической литературе, и, возможно, она поможет возродить и любовь к традиционной русской кухне.

«Я хочу, чтобы вы пообедали с нами. », или Кухня литературных героев: дайджест

Наталья Соколова. Герои-гурманы и герои-обжоры


Литература
Книги

Урок литературы по профессии «Повар, кондитер»

Тема: «Кухня в литературных произведениях русских классиков»

Тип урока: комбинированный
Используемые педагогические технологии: рефлексивная, информационно-коммуникативная, игровая.

- прививать интерес к выбранной профессии «Повар, кондитер»

- повышать интеллектуальный и культурный уровень, расширять кругозор обучающихся;

- формировать умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

Развитие общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Место проведения: кабинет общеобразовательных дисциплин

Предварительная работа:

- обучающиеся делятся на 3 группы, подбирают из произведений художественной литературы цитаты с описанием различных блюд;

- обучающимся заранее раздали перечень русских блюд, определение которых они должны знать.

Комплексно-методическое обеспечение:

- тексты литературных произведений

- смайлики (для рефлексии)

- жетоны (для проведения викторины)

Ход занятия:

Вступительное слово.

Тема кулинарии всегда остро стояла в литературе.

Современный человек имеет весьма туманное представление о том, что такое русская кухня, а, читая литературные произведения и встречая в них названия блюд, редко желает познакомиться поближе с традициями исконно русской кухни.

В классических произведениях можно найти все: и сюжеты из жизни людей, описание природы, жизненного уклада, прочитав произведение классика можно узнать: какие блюда были на столе много лет назад. Многие русские и зарубежные писатели знали толк в еде, и не только были гурманами, но и сами прекрасно готовили. Сколько вкуснейших блюд приготовили для нас такие мастера русской прозы, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Иван Гончаров и многие-многие другие «великие повара» русской литературы. Еда Державина воспринимается глазами, еда Гоголя — душой, еда Гончарова - только желудком, а у Чехова — языком.

Некоторые блюда и кулинарные традиции сохранились и популярны и в наши дни, какие – то незаслуженно забыты и утеряны.

«Кулинария» и «литература» - Есть ли что – то общее между ними? Оказывается, есть, да еще какое интересное!

Сегодня мы с вами поговорим о кулинарных пристрастиях русских классиков, проверим, насколько вы ориентируетесь в определениях русских национальных блюд, как внимательно читаете художественные произведения.

Рефлексия настроения

У вас на столах лежат смайлики, выражающие различное настроение. Выберите тот, который наиболее точно выражает ваше настроение на начало занятия.

Выступления обучающихся «Кулинарные пристрастия классиков»

(Приложение 1)

Кулинарные пристрастия (слайды 2-5)

О Пушкине, как о едоке, мнений разных существовало предостаточно. Сам же поэт писал: «не стоит откладывать до ужина то, что можно спокойно съесть за обедом!»

Сам Пушкин не был особо привередлив в еде. Конечно, он любил изысканную пищу, но очень часто предпочитал ей домашний суп, простую кашу, печеный картофель, до которого, по воспоминаниям , был «большой охотник». Любимыми кушаньями поэта были блины.

В записках Смирновой - Россет можно прочесть следующее: «Представьте себе…что блины бывают гречневые, потом с начинкой из рубленых яиц, потом крупичатые, розовые. Пушкин съедал их 30 штук, после каждого блина выпивал глоток воды и не испытывал ни малейшей тяжести в желудке».

Очень любил он, например, блины Арины Родионовны, которые та готова была стряпать для своего «ангела Александра Сергеевича» в любое время суток. Их она пекла из пары фунтов (по-нашему, фунт равен примерно 400 граммов) пшеничной муки, восьми яичных желтков, куска хорошего деревенского масла и кислого молока. Взболтав смесь, нянюшка для пущей пышности добавляла в нее взбитые яичные белки. Такие блины «ангел» мог съесть до трех десятков.

Кулинарные пристрастия (слайды 6-7)

По воспоминаниям современников, Николай Гоголь, любил вкусно и плотно поесть. Поэтому неудивительно, что описание кулинарных реалий в его творчестве так красочно, что у читателя, особенно современного, не знакомого с этими русскими блюдами, невольно возникает желание попробовать эти самые "щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам", а также "грибки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки со всякими припеками…"

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Николай Васильевич обожал все итальянское: от архитектуры до местной кухни. Больше всего любил он макароны и итальянские вина (вино всегда разбавлял водой).

Находясь в Москве, писатель угощал гостей спагетти «аль денте», то есть слегка недоваренными макаронами. Вот как описывал эти кулинарные экзерсисы Аксаков: «Стоя на ногах перед миской, он засучил обшлага и с торопливостью, и в то же время с аккуратностью, положил сначала множество масла и двумя соусными ложками принялся мешать макароны, потом положил соли, перцу и, наконец, сыр, и продолжал долго мешать».

Кулинарные пристрастия (слайды 8-9)

Иван Тургенев, известный охотник, любил полакомиться пойманной дичью.. Вальдшнепы, тетерева – вот рацион автора «Отцов и детей». На охоте Тургенев поддерживал силы с помощью хереса, обжаренного цыплёнка и обычного огурца с грядки.

Во Франции русский писатель долго привыкал к сдержанной кухне. Однако знакомство с Флобером, Золя и Доде изменило его представление о французской кулинарии. Частенько писатели приглашали друг друга на обеды, где за разговорами о литературе происходила дегустация самых изысканных блюд (устрицы, оленьи языки, трюфели).

За стол садились в семь вечера и сидели, а кто-то и полулежал, до двух ночи.

Кулинарные пристрастия (слайд 10)

Русский драматург Александр Николаевич Островский слыл любителем аппетитных расстегаев. В Кузнецком переулке Москвы в трактире, который держал любимец актеров Щербаков, подавались расстегаи не с рыбой, как обычно, а с мясом, охотником до которых и был Александр Николаевич. Каждый такой расстегай был величиной с тарелку, а стоил вместе с бульоном всего 15 копеек. Это-то и привлекало к Щербакову бедных актеров, которые в период безденежья питались в основном одними ими. Расстегаи были любимым кушаньем не только народа несостоятельного, но и знати.

Кулинарные пристрастия (слайд 11)

Толстой, как известно, был очень непритязателен в быту. Еду он тоже любил простую и полезную. Его жена Софья Андреевна всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни, так как писатель не ел мяса.

Кулинарные пристрастия (слайд 12)

Больше всего Антон Павлович Чехов любил карасей. Но не простых, а в сметане. В рассказе «Сирена» он пишет: «Из рыб безгласных самая лучшая – это жареный карась в сметане; только чтоб он не пах тиной и имел тонкость, нужно продержать его живого в молоке целые сутки». Рыба – блюдо легкое, неудивительно, что ее предпочитал Чехов. Именно ему принадлежит следующее высказывание: «Встав из-за стола голодным – вы наелись; если вы встаете наевшись – вы переели; если встаете переевши – вы отравились».

Кулинарные пристрастия (слайд 13)

Любимым блюдом была варёная курица, а запивал её писатель тёплым молоком. Будучи при деньгах, Фёдор Михайлович любил отведать икры. Интересно, что самым любимым «снеком» писателя были орехи, всем известный источник энергии. не любил, предпочитая ему вино и чай.

3. «Кулинарный турнир»

Я предлагаю вам провести так называемый «Кулинарный турнир». Домашним заданием вам было подобрать из произведений русской литературы цитаты с описанием различных блюд, обедов и т. д.

Каждая группа представит презентацию с цитатами из художественных произведений, остальные обучающиеся должны «узнать» произведение, назвать автора. За каждый правильный ответ команда получит жетон.

1 группа (Приложение 2)

2 группа (Приложение 3)

3 группа (Приложение 4)

Цитаты из произведений классической литературы.

1 группа (приложение 2)

«Да, было, было. Помнят московские старожилы знаменитого Грибоедова! Что отварные порционные судачки! Дешевка это, милый Амвросий! А стерлядь, стерлядь в серебристой кастрюльке, стерлядь кусками, переложенными раковыми шейками и свежей икрой? А яйца-кокотт с шампиньоновым пюре в чашечках? А филейчики из дроздов вам не нравились? С трюфелями? Перепела по-генуэзски? Десять с полтиной! Да джаз, да вежливая услуга! А в июле, когда вся семья на даче, а вас неотложные литературные дела держат в городе, – на веранде, в тени вьющегося винограда, в золотом пятне на чистейшей скатерти тарелочка супа-прентаньер? Помните, Амвросий?»

. Роман «Мастер и Маргарита»

«Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом; и престарелая тетка приглашалась к совету. Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу. Всякий совет принимался в соображение, обсуживался обстоятельно и потом принимался или отвергался по окончательному приговору хозяйки».

«Оба старика по старинному обычаю старосветских помещиков, очень любили покушать… « А что, Пульхерия Ивановна, может быть. Пора закусить чего-нибудь?» « Чего же бы теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть рыжиков соленых?», отвечал Афанасий Иванович. И на столе вдруг является скатерть с пирожками и рыжиками.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

«Старосветские помещики»

«Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски; одна была наполнена варениками, другая сметаною… Пацюк разинул рот; поглядел на вареники и еще сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлепнулся в сметану, перевернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот.

Пацюк съел и снова разинул рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя принимал он труд жевать и проглатывать»

« Ночь перед Рождеством»

2 группа (Приложение )

« На разрисованными райским цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная семга, маринованные угри. на тяжелой доске кусок сыра со слезой., и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра.

« Сады Семирамиды!» - подумал он и застучал по паркету хвостом, как палкой.

Сюда их, - хищно скомандовал Филипп Филиппович, - Доктор Барменталь, умоляю вас. Оставьте икру в покое. И если хотите послушаться доброго совета, налейте не английской, а обыкновенной русской водки».

«Собачье сердце»

«…на горячее щи из свежей капусты, небольшой горшок, да вчерашний суп разогреть велено, на холодное – полоток соленый да сбоку две пары котлеточек, на жаркое – баранину да сбоку четыре бекасика, на пирожное – малиновый пирог со сливками.»

-Щедрин «Господа Головлевы»

« Что за уха! Да как жирна:

Как будто янтарем подернулась она

Поешь же миленький дружочек!

Вот лещик, потроха,

Вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку. »

. « Демьянова уха»

«Потом жена угощала мужа арбузом, через часок-другой — варениками с вишнями, а на ночь, чтобы не болел живот, пил он кислое молоко или узвар с сушеными грушами…»

«Старосветские помещики»

3 группа (Приложение 4)

«Бьюсь об заклад, если это сделано не хитрейшими руками из всего Евина рода! - сказал попович, принимаясь за товченички и подвигая другою рукою варенички»

«Сорочинская ярмарка"»

«Не стану описывать кушаньев, какие были за столом! Ничего не упомяну ни о мнишках в сметане, ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке с сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое очень походило видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара…»

"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

«Но Степан Аркадьич, хотя и привыкший к другим обедам, все находил превосходным: и травник, и хлеб, и масло, и особенно полоток, и грибки, и крапивные щи, и курица под белым соусом, и белое крымское вино - все было превосходно и чудесно.»

Л. Толстой "Анна Каренина"

«Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа.»

«Мертвые души»

Давайте подведем итог нашего «Кулинарного поединка».

4. Викторина «Из истории русской кухни»

А сейчас мы с вами проверим, насколько вы знаете определения традиционных русских блюд, которые очень часто встречаются в художественных произведениях русских писателей.

Я буду вам зачитывать описание блюда русской кухни, а вы должны записать название на листах, которые лежат у каждой команды на партах.

1. Традиционное жидкое холодное блюдо, представляющее собой хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью и сдобренные небольшим количеством постного масла; хлебная окрошка на квасу, иногда с луком, накрошенным в квас. (Тю́ря)

2. Разновидность супа, представляющая собой лёгкий овощной отвар, называемый по имени основного компонента. (Похлёбка)

3. Смесь мелко нарезанных овощей, обладающих нейтральным вкусом, пряных трав, варёных вкрутую яиц, заправленную специальной заправкой из растёртых в небольшом количестве кваса или огуречного рассола, горчицы, зелёного лука, черного перца, хрена и желтков яиц. (Окрошка)

4. Капустная похлебка. (Щи)

5. Блюдо русской кухни, суп, основой которого являются солёные огурцы, также может добавляться огуречный рассол. (Рассо́льник)

6. Русское национальное жидкое блюдо, разновидность супа. (Уха)

7. Разновидность супа на основе свёклы (Борщ)

8. Блюдо русской кухни, суп на крутом мясном, рыбном или грибном бульоне с острыми приправами. Бывает трёх видов: мясные, рыбные и грибные (Соля́нка)

9. Старинный восточно-славянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. (Сбитень)

10. Сладкое десертное желеобразное блюдо, приготовленное из свежих и сушеных фруктов и ягод, фруктово-ягодных соков, сиропов, варенья, молока с добавлением картофельного или кукурузного крахмала или зерновой закваски (Кисе́ль)

11. Один из видов закрытого пирога со сложной начинкой, традиционное русское блюдо. (Кулебя́ка)

12. Напиток из пива, сваренный с пряностями (Взварец)

14. Русское блюдо, круглые открытые пирожки, название особого рода лепешек из дрожжевого ржаного, ржано-пшеничного и пшеничного теста, замешанного на бараньем или говяжьем жире (Ша́ньга)

15. Популярное блюдо русской кухни. Изделие из пряничного теста размером до 1—1,5 метра в длину, до 1 метра в ширину, и высотой 6—10 сантиметров. Вес иногда достигает пуда и более. (Коврижка)

В начале занятия вы обозначили свое настроение. Поменялось ли оно в ходе занятия? (выбор смайлика)

- У каждого на столе лежит лист, на котором есть начало предложения, закончите фразы:

Я узнал.
Мне понравилось.
Для меня стало новым.
Меня удивило.
Мне захотелось.
Меня воодушевило.

Итог занятия

Классическая литература совсем неожиданно преподнесла нам уроки кулинарии, рассказала исторические сведения; классики увековечили в своих произведениях меню русской кухни. Я надеюсь, что вам еще больше захотелось постичь кулинарные секреты, открыть тайны кухни различных стран, стать мэтром кулинарного искусства.

Читайте также: