Пирогов сеченов павлов мечников

Обновлено: 28.04.2024

Иван Михайлович Сеченов (1829–1905 гг.) – выдающийся врач, основоположник русской физиологической школы, оказал заметное влияние на развитие философии.

Одним из первых далеко идущих диалектических выводов Сеченова был вывод о том, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить среда, влияющая на него».

Сеченов первым начал делать опыты на головном мозге, тем самым преодолев существовавшее до него мнение о невозможности экспериментально вторгаться в головной мозг и изучать такие тонкие проблемы, как сознание, чувство, воля. Проведенные опыты дали возможность понять, как с помощью физиологических механизмов регулируется воля человека, при каких условиях она может вызываться или подавляться.

Сеченов открыл процесс торможения в головном мозге.

В своей работе «Рефлексы головного мозга» Сеченов высказал мысль о рефлексах, которые лежат в основе всех видов сознательной и бессознательной деятельности. И все эти процессы осуществляются через ЦНС.

Происхождение сознания становится более ясным: органы чувств живого организма, реагируя на внутренние или внешние раздражения, передают сигналы через разветвленную систему в мозг, который воплощает их в психически осмысленную реакцию.

Из анализа психических актов Сеченов пришел к тому, что «все сознательные движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные». Таким образом, Сеченов объяснил психику функцией мозга как органа, связывающего человека с окружающей средой.

И.М. Сеченов опроверг теорию расизма. Он считал, что психическая деятельность человека, его умственный кругозор и уровень культурного развития определяются не той или иной расой, а теми условиями, в которых живет человек.

Иван Петрович Павлов (1849–1936 гг.) – выдающийся ученыйфизиолог, внесший большой вклад в развитие физиологии. Огромная заслуга Павлова заключается в разработке новых экспериментальных методик. Он изучал физиологию различных органов в нормальных условиях функционирования организма. Эти опыты одновременно позволили ему познать сущность так называемой душевной деятельности, в основе которой лежит феномен психической секреции. Полученные Павловым результаты явились новым словом в науке об условных рефлексах, т.е. о различных раздражителях, которые обуславливают образование временных нервных связей у отдельно взятого индивида. Возникновение их Павлов связывал с воздействием на организм внешней среды.

Он прочно связывал человека с природой: постоянную связь внешнего мира с ответной на него деятельностью организма называет безусловным рефлексом, временную – условным рефлексом.

Изучая высшую нервную деятельность человека, Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система присуща человеку и животным и представлена органами чувств. Вторая сигнальная система присуща только человеку и есть результат его реакции на услышанное слово или какое-либо другое воздействие.

Все стороны жизнедеятельности человека объективно обоснованы и взаимосвязаны между собой, считал Павлов.

Павлов писал, что психическая деятельность есть результат физиологической деятельности головного мозга. Опираясь на результаты научных экспериментов, Павлов сделал философские обобщения о связи всего животного мира с окружающей средой. И. П. Павлов стал первым русским лауреатом Нобелевской премии (1904 г.).

Илья Ильич Мечников (1845–1916 гг.) – русский биолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, создатель сравнительной патологии воспаления и фагоцитарной теории иммунитета. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908 г.).

В молодости тяжелые переживания по поводу личных трагедий побудили Мечникова предпринять две попытки самоубийства. Сильное потрясение, связанное с ними, явилось причиной значительного изменения мировоззрения и привело к переоценке взглядов на мир. В дальнейшем Мечниковым были написаны работы «Этюды оптимизма», «Этюды о природе человека».

Главный интерес – к человеку, его взаимосвязи с природой. У человека постоянно возникают дисгармонии во взаимодействии с природой. Нельзя бороться с природой. С природной точки зрения «Человек – существо ненормальное».

Человек должен стремиться к радостному мировоззрению. Страдание – не цель, его необходимо избегать. Мечников считает, как и христианство, что человек испорчен (греховен). Приходит к понятию ортобиоза – теории научного обоснования жизни. Человек должен подойти сознательно к тому, как он живет.

Мечникова занимала проблема старости и смерти. Почему человек стареет? Он не должен стареть так рано, т.е. старость большинства людей преждевременна. Человек должен быть здоровым больший период жизни. Человек не подготовлен к смерти. В случае долгой, не отягощенной болезнями старости бывает, что человек устает жить и хочет умереть. И смерть в этой ситуации воспринимается как естественный конец, а не результат болезни.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927 гг.) был талантливым врачом и исследователем.

Им оставлен значительный след в изучении невропатологии, психиатрии, морфологии и физиологии нервной системы. Его работы представляют интерес и для философии.

Бехтерев занимался изучением строения различных отделов ЦНС. Его работы были посвящены исследованию проводящих путей и строению нервных центров. Им впервые описаны неизученные ранее нервные пучки, которые являются проводящими путями для передачи полученной организмом информации.

Большое значение для науки и для философии имеют работы Бехтерева по физиологии различных отделов нервной системы. Бехтерев, изучая ЦНС, установил, что каждая из систем организма имеет свои центры в коре мозга.

Бехтерев утверждал, что психические расстройства находятся в прямой зависимости от нарушений в организме. Его работы в области психологии построены на экспериментах двигательных областей коры головного мозга.




Тесты по теме 6

Русская философия

Выбрать правильный ответ

1. Развитие русской культуры и философии связано, прежде всего, с:

А. Крещением Руси и ее христианизацией

Б. Освобождением от татаро-монгольского ига

В. Развитием торговых связей

2 . Самобытность русской истории определяется своеобразием русской духовной жизни. Таково содержание понятия:

3 . А. П. Чаадаев:

4 . А.С. Хомяков:

5 . Россия должна вписаться в процесс развития европейской культуры, считали:

6 . Православная вера даст «цельное зрение ума» – считали:

7 . Цельность общества основана на общих духовных православных ценностях. Таково содержание понятия:

А. Гражданское общество

В. Политическая система

Установить соответствие


Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

9 . «Народ – набор идеальных качеств, связанных с православием и общностью, а великие личности – представители народного духа», утверждают:

10 . Основная ценность национальной жизни (православие):

Установить соответствие


Ответ: 1__ 2__ 3__

Выбрать правильный ответ

12. Л.Н. Толстой был предан анафеме за:

А. «Рациональную» христианскую философию

Б. Революционную деятельность

13. Идея всеединства – центральная в философии:

14 . Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:

15 . «Тема свободы, творчества и Бога – главное в философии», утверждал:

16 . «Свобода нужна христианству, чтобы исполнять свой долг», утверждал:

17 . «Основной долг христианина – служение Богу, людям, отечеству», считал:

18 . Что произошло с группой русских писателей и философов в 1922 г.:

А. Их сослали на Соловки

Б. На пароходе отправили в Германию

19 . Н.Г. Чернышевский развивал идеи:

20 . Автор «Слова о законе и благодати»:

А. Митрополит Илларион

Б. Князь Владимир

В. Владимир Мономах

21 . «Россия поверила в коммунизм как в новую религию», писал:

22. «Народ – результат божественного провидения, объединен принципом соборности», утверждали:

23 . «Народ – носитель общего человеческого духа, мировой культуры», утверждали:

24 . Автор «идеи ранга»:

25 . Эгалитаристы:

А. Сторонники идеи равенства

Б. Сторонники идеи ранга

26 . «Долг христианина – служить Богу, людям; свобода – условие для этого служения», считал:

27 . А. Герцен – продолжатель идей:

Вопросы для обсуждения

1. Философские идеи русской культуры до XIX в.

2. Славянофилы. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков.

3. Западники.П. Чаадаев, Н. Чернышевский.

4. Ф. Достоевский и Л. Толстой – философские идеи.

5. В. Соловьев. Формула «Благо – Истина – Красота».

6. Идея всеединства В. Соловьева.

7. Н. Бердяев. Смысл и истоки русского коммунизма.

8. Философские идеи И.П. Павлова, И.М. Сеченова и И.И. Мечникова.

Темы рефератов и докладов

1. Толстой. Философия морали.

2. Достоевский. Проблема личной ответственности.

3. Достоевский и современный экзистенциализм.

4. Федоров. Проблема жизни и смерти.

5. В. Соловьев. Всеобщность теократии.

6. Бердяев. Русская идея.

7. Западники и славянофилы.

8. Русские врачи-философы.

9. Религиозно-философские искания русских писателей.

Объясните понятия: русская идея, западники, славянофилы, София, православная философия, ноосфера, соборность, метафизика «любви и сердца».

Выдающийся русский хирург и общественный деятель Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) не считал себя философом и не претендовал быть им, но в изданном после его смерти «Дневнике старого врача» исследователи (прежде всего, В. В. Зеньковский) обнаружили у него цельное и продуманное философское миропонимание. Убедившись в ограниченности метафизического материализма, который не может объяснить феномен жизни, Пирогов пришёл к биоцентрическому миропониманию (жизнь есть мировое явление, пронизывающее всю Вселенную). Также Пирогов признал реальность «мирового мышления» («вселенского разума»). Следующим шагом в духовной эволюции Пирогова стало признание Бога (Абсолюта), стоящего над «мировым разумом». Наука изучает частности, но необходимым компонентом познания является вера (которая, однако, уму представляется иллюзией). Вера связывает нас со сферой идеала, с Богом; она не ограничивает простор и свободу познания, но лишь дополняет её (идущий по пути познания верит в положительный результат). Надо добавить, что сам Пирогов различал «веру» и «религию» и защищал совместимость подлинной веры в Богочеловека со свободой совести и ума.

Основоположник русской физиологии, автор книги «Рефлексы головного мозга» Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905) утверждал, что невозможно отделить психические процессы от нервных процессов, с ними связанных. Иными словами, психические явления есть часть системы рефлексов. Просто у взрослых эту связь трудно проследить из-за «длинной цепи превращений одного идейного состояния в другое». Духовные процессы являются лишь конечным звеном в цепи, в которой средними звеньями являются последовательно психические процессы и рефлексы. Обратите внимание: начальным звеном этой цепи у Сеченова являются физиологические процессы. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что, согласно Сеченову, духовные процессы неотделимы от процессов материальных, хотя учёный и признавал, что «сущность психических явлений, насколько они выражаются сознательностью, остаётся во всех без исключения случаях непроницаемой тайной».

Илья Ильич Мечников (1845 – 1916), знаменитый биолог и патолог (автор теорий фагоцитоза и иммунитета) вначале был глубоким пессимистом (этому «способствовали» смерть первой жены и тяжёлая болезнь второй, заболевание глаз и проч. обстоятельства) и дважды пытался покончить с собой. Однако в 1881 г. он стал оптимистом (отсюда и название одной из его книг – «Этюды оптимизма»). Одной из центральных тем в научных исследованиях Мечникова был вопрос о дисгармониях в человеке (об этом учёный написал, например, в книге «Этюды о природе человека»). Характерной чертой Мечникова была безграничная вера в мощь науки, в то, что «человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенства своей природы». Отсюда – идея ортобиоза, научной регуляции жизни. [Ортобиоз – в научно-философских трудах Мечникова теория «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной и естественной смертью»]. В книге «Этюды оптимизма» автор пишет о том, что разум может и должен активно подчинить себе природу. Даже «нравственность следует основывать на научных данных». Первая мировая война, начавшаяся в 1914 г., показала иллюзорность и беспочвенность «рационального мировоззрения» Мечникова.

Философия всеединства Н. Соловьева.

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Ис. Хр. открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 3116 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Разработанный Павловым совместно с С.П. Боткиным принцип нервизма сыграл свою роль в развитии теории и практики отечественной медицины.

Сеченов распространил рефлекторный принцип на деятельность головного мозга. Выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и впервые предложил подойти к изучению психических процессов с помощью физиологических методов. Сформулировал « концепцию о единстве организма и внешней среды»

Павлов Иван Петрович создатель учения о высшей нервной деятельности. Выявил условный и безусловной рефлекс.

Мечников разработал фагоцитарную теорию иммунитета - невосприимчивости организма к заразным болезням. Ему принадлежит идея использования антагонистических отношений между м/о, что легло в основу современного учения об антибиотиках; с ним связано развитие микробиологии в России; он организовал первую в России бактериологическую лабораторию.

Захарьин описал клиническую картину сифилиса сердца и легких, в частности сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза, дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьиным были выдвинуты оригинальные теории о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза, об ангионевротической природе геморроя. Г. А. Захарьиным были впервые описаны зоны кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (так называемые зоны Захарьина — Геда).

С.П. Боткин– придавал особое значение эксперименту на животных, разрабатывал вопросы фармакологии, физиологии, в его клинике были изучены горицвет, ландыш, кофеин, наперстянка и внедрены в практику.

· Дал детальное описание крупозной пневмонии

· Описал сосудистый коллапс

· Определил различия между дилятацией и гипертрофией

· Описал митральный стеноз

· Построил больницу для бедных

· Описал много инфекционных заболеваний

· Особое внимание уделял опросу (по 2-3- часа)

· Применение минеральных вод, гидротерапия, климатотерапия

· Описал сифилис сердца и легких

· Туберкулез легких, кумысолечение

20.Медицина в России в период развития капитализма. Развитие клинических дисциплин , гигиены (терапия , хирургия , инфекционные и детские болезни , общая гигиена)

Развитие хирургии во второй половине XIX в. шло под знаменем идей Н.И.Пирогова. Его трудами были заложены естественнонаучные основы хирургии и преодолен господствовавший до того времени эмпи­ризм. Н.И.Пироговым были созданы топографическая анатомия, военно-полевая хирургия, внесен ценный вклад в патологическую анатомию. Им успешно разрабатывались такие проблемы, как общее обезболивание, шок, борьба с осложнениями ран и др.

Во второй половине XIX в., наряду с распространением в хирургической практике эфирного и хлороформного наркоза, были выявлены местноанестезирующие свойства кокаина

В 1903 году был введен гедоналовый внутривенный наркоз, а с 1905 года вместо токсического кокаина стал применяться новокаин.

Другой важнейшей проблемой хирургии была борьба с раневой инфекцией

Развитие антисептики, а затем и асептики (1881) обусловило тща­тельную подготовку хирурга к операции, стерилизацию перевязочных и шовных материалов. Эти и другие открытия позволили сделать крупные оперативные вмешательства на органах брюшной, и позднее на органах грудной полости. Возникли новые разделы хирургии: урология, нейрохи­рургия, хирургия отдельных органов и систем (желудка, желчных путей, легких). На этой основе стала успешно развиваться неотложная хирургия и скорая помощь.

Н.В.Склифосовский (1836-1904) сыграл большую роль в деле внедрения в хирургию асептики и антисептики и в развитии полостной хирургии, хирургии челюстно-лицевой области, военно-полевой. Он, в качестве обеззараживающего средства, предложил вместо раствора карбо­ловой кислоты раствор сулемы и йодоформ.

С расширением сферы хирургического вмешательства менялся и его характер: параллельно с методами удаления или выключения больного органа развивалась восстановительная хирургия. В хирургии конца XIX и начала XX века усложнение и обогащение оперативных методов, применение сложных инструментов и приборов повысили эффективность хирургического вмешательства. Увеличение объема знаний, методов лечения приводит к дифференциации медицинских дисциплин.

Историю развития научной гигиены в России условно можно разделить на два периода.

1)Первый период охваты­вает время от ее зарождения до шестидесятых годов XIX века, когда гигиена, как наука, имела преимущественно описательный характер.

2) С 60 годов начинается второй период развития гигиены – это период превращения ее из описательной в экспериментальную научную дисциплину, базирующуюся на достижениях естест­вознания и социально-экономических наук. Бурное разви­тие гигиены в этот период связано с повышением ее общественной значимости, социальной направленности.

Успехи естествознания и, в частности, химии, физики, биологии и физиологии позволили во второй половине XIX века экспериментальными методами изучать внешнюю среду, окружающую человека, а также разра­батывать гигиенические нормативы. Накопившиеся данные, привели к необходимости выде­ления гигиены в самостоятельную научную дисциплину и в самостоятельный предмет преподавания на медицинских фа­культетах.

До 1865 года гигиена преподавалась в курсах других дисцип­лин. В 1865 году в России, раньше чем в западных странах, были учреждены самостоятельные кафедры гигиены.

В 1868 году Министерством просвещения было дано раз­решение на открытие при всех университетах кафедр гигиены и формирование медицинской полиции.

В 1871 году известные гигиенисты: А.П.Доброславин в медико-хирургической академии, А.В.Субботин в Киев­ском университете организовали и возглавили первые кафедры гигиены. В Московском университете кафедра гигиены начала функционировать с 1876 года, когда к началу лабораторных занятий со студентами приступил доцент П.И.Медведев. Вскоре кафедры гигиены были организованы и в других университетах.

Гигиена стала больше, чем прежде, проникать в содержание клини­ческих дисциплин и обогащать их своими данными.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Русская материалистическая философия и передовая отечественная наука, в том числе и медицина, находились в состоянии взаимовлияния, тесной взаимосвязи друг с другом. Лучшие представители философии и медицины 19 – начала 20 веков часто решали единые, общие проблемы. К ним следует отнести проблему взаимоотношения организма и среды, проблему происхождения и сущности психики человека и многие другие. Выдающиеся отечественные ученые (Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, С.П. Боткин, И.И.Мечников, И.П.Павлов и др.) подходили к этим проблемам с целью изучения их конкретного естественнонаучного механизма.

Менделеев Дмитрий Иванович (1834 - 1907) – великий русский ученый, химик.

Д.И. Менделеев признавал тесную взаимосвязь науки и философии в исследовании разнообразных проблем человека. Он считал, что научные факты, составляющие основу научных выводов, связаны с человеком, его личностью.

Д.И. Менделеев применил главные идеи эволюционной концепции развития природного мира к проблемам развития общества. Он считал, прогрессивное развитие общества обусловлено его эволюционным развитием. Все социальные изменения должны происходить без резких скачков, без революционных потрясений. Только тогда они будут эффективными. Эти выводы Сеченов И.М. обосновывал не только примерами из социальной жизни, но и из истории природного мира. В основе прогресса общества, по мнению Д.И. Менделеева, должен быть прогресс естественно-научный, технический, промышленный. Интенсивное освоение природных ресурсов Менделеев считал реальным путем достижения подлинного прогресса.

Д.И. Менделеев был материалистом. Он активно выступал против распространенного в конце 19 – начале 20 века спиритизма – религиозно-философского направления, в котором развивались идеи возможности общения с потусторонним миром и разрабатывались соответствующие методы. В своей работе «Материал для суждения о спиритизме» (1876) он показал связь спиритизма и мистики.

Сергей Петрович Боткин (1832 – 1889) – выдающийся врач, создатель крупнейшей в России терапевтической школы, заложивший основы клинико-экспериментального направления в отечественной медицине.

По мнению С.П. Боткина, целостность жизнедеятельности организма обеспечивается нервной системой. В таком подходе к пониманию жизнедеятельности организма проявляется принцип целостности.

С.П. Боткин ввел в медицину новый метод исследования – клинический разбор больных. В его основе лежит отношение к болезни как к явлению, затрагивающему не какой-либо отдельный участок, а весь организм в целом. Порядок клинического разбора предусматривал выявление хода заболевания с последовательным и подробным описанием симптоматики. Диагноз ставился после анализа всей совокупности признаков заболевания. С.П. Боткин обращал особое внимание на посмертное подтверждение диагноза. Обязательное проведение аутопсии после каждого случая смерти больного в клинике внесло значительный вклад в процесс научного познания медицинских проблем.

В соответствии с принципами С.П. Боткина диагностика подобна гипотезе, которая подтверждается или опровергается течением болезни. Главным условием использования этой гипотезы является критическое отношение к ней, т.е. точное знание того, что есть факт, а что – только предположение. Боткин считал, что в процессе установления диагноза необходимо перебирать все возможные варианты (гипотезы).

С.П. Боткин писал: «Болезнь не есть нечто особенное, самостоятельное. Она представляет обычные явления жизни при условиях, невыгодных организму, который или умирает, или в силу своей приспособляемости восстанавливает равновесие, достигая более или менее полного выздоровления, или же остается больным. Только в этом случае сохраняет способность передать болезнь или расположение к ней своему потомству, что обусловливает наследственность болезней».

С.П. Боткин решал проблему этиологии заболеваний с позиций материалистического понимания взаимоотношения организма и среды. Он считал, что «понятие болезни неразрывно связывается с ее причиной, которая исключительно всегда обусловливается внешней средой, действующей или непосредственно на заболевший организм или через его ближайших или отдаленных родственников». Боткин утверждал, что окружающая среда не только формирует структуру и функции организма, но и при определенных условиях наносит им вред, т.е. выступает в роли этиологического фактора болезни. По его мнению, любая болезнь тем или иным образом связана с воздействием внешнего раздражителя, который является первопричиной патологических процессов в организме. Он выступал против взглядов на болезнь как самостоятельный процесс, не связанный с окружающей средой.

Таким образом, в своих работах С.П. Боткин высказывал идеи, важные для формирования материалистической концепции болезни как специфического состояния человека, имеющего определенные материальные причины своего возникновения и развития.

Николай Иванович Пирогов (1810 – 1881) – выдающийся деятель российской и мировой медицины, хирург, педагог и общественный деятель, создатель топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, один из основоположников военно-полевой хирургии.

Философские взгляды Н.И. Пирогова в большинстве случаев рассматриваются на основе его высказываний в «Дневнике старого врача», написанном в последние годы его жизни.

Н.И. Пирогов принадлежал к числу естествоиспытателей, имевших стихийное, не до конца осознаваемое убеждение в первичности объективной реальности внешнего мира, отражаемого нашим сознанием.

Рассматривая внешнюю среду в качестве первоосновы психической деятельности, Н.И. Пирогов писал: «Все обнаруживаемое в нас бытие, обнаруживается посредством ощущений, т.е. посредством связи с внешним миром». Он резко выступал против тех, кто признавал существование ощущений и сознания «без присутствия вещества», т.е. без материального субстрата – мозга.

Н.И. Пирогов признавал возможность познания действительности при помощи показаний органов чувств и деятельности мышления. Он подразделял ощущения на внешние и внутренние, предвосхитив тем самым учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова об экстеро- и интерорецепции.

С этих же позиций Пирогов рассматривал и проблему бессознательной (автоматической) деятельности нервных центров. Он говорил о материальной детерминированности мышления, о его обусловленности, в конечном счете, миром внешних материальных впечатлений. Пирогов писал: «Что же касается до бессознательного мышления, то и тут, во многих случаях, кажущаяся нам бессознательность есть только следствие привычки и опыта. Что было в начале жизни узнано нами постепенно и сознательным опытом, то впоследствии, сделавшись нам известным и привычным, кажется бессознательным, и мы пользуемся потом плодами этого знания, не сознавая, что обладаем им посредством долгого опыта». Пирогов рассматривал автоматическую деятельность психики как проявление рефлекторной деятельности.

Проблему соотношения физиологического и психического Н.И. Пирогов рассматривал в плане их органического единства, видя материальную обусловленность субъективного (психического) мира человека. Он писал: «…Ни воля, ни мысль, ни совесть человека не произвольны, но свободны в границах, определенных известными органическими и психическими законами… Ни желания, ни хотения наши не могут быть произвольными, хотя и кажутся нам таковыми… А свобода – не видимая и не ощущаемая нами цель».

Принцип нервизма, т.е. взгляд на организм как на единую, функционально взаимосвязанную систему, испытывающую влияние внешней и внутренней среды, лежит в основе всех естественнонаучных взглядов Пирогова и его лечебной практики.

Исходя из интегрирующей и координирующей роли нервной системы в жизнедеятельности организма, Пирогов пришел к решению вопроса об общем обезболивании при проведении хирургических операций и других насущных вопросов теоретической и практической медицины.

В «Началах общей военно-полевой хирургии» и других произведениях он говорит об особо важном значении нарушений центральной нервной системы в развитии всевозможных заболеваний.

Называя себя приверженцем эмпирического направления в науке, он в то же время говорил о недопустимости механического противопоставления индукции и дедукции опыта и теории, так как они, в конечном счете «берут за исходную точку своих суждений факт».

Жизнь и смерть, физиологическое и патологическое, здоровье и болезнь рассматривались Пироговым в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Жизнь понималась им как совокупность («собрание») отправлений, противодействующих смерти. Рассматривая развитие организма с позиций эволюционного учения, Пирогов стремился выявить взаимосвязи и взаимопереходы физиологического и патологического. Например, травматический отек, возникающий сразу же после повреждения ткани, рассматривался Пироговым как нормальная местная реакция травмированной ткани. Но в зависимости от ряда условий он может либо прекратиться, либо перерасти в патологический процесс.

Пытаясь определить, объяснить природу сознания, Пирогов предположил существование особого рода атомов (органических), наделенных свойствами, обеспечивающих наивысшие проявления жизнедеятельности организмов. Сами эти «органические атомы», по его мнению, появляются по воле «вечного разума», наделившего эти атомы мыслительными способностями. Но, говоря о существовании «мирового ума», он не смог объяснить его материальной неопределенности. В своем «Дневнике старого врача» он пишет: «Да где же мировой мозг? Мысль без мозга, без слов! Разве это не абсурд в устах врача?».

В своей монументальной работе «Анналы…» Пирогов не только проанализировал и обобщил свой научный и клинический опыт, но и заложил основы новой гуманистической этики. «Быть, а не казаться» - это стало главным девизом всей жизни и деятельности Н.И. Пирогова как врача и великого ученого.

Сеченов Иван Михайлович (1829 – 1905) – великий русский ученый, основоположник отечественной физиологии, создатель учения о рефлексах головного мозга. Рефлекторная теория деятельности нервной системы является одной из основных теоретических концепций физиологии и медицины.

Работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», посвященная вопросам физиологии высшей нервной деятельности, была воспринята современниками как сочинение философское. Представители цензуры усмотрели в ней покушение на религиозную доктрину о бессмертии духа и признание «в человеке одной лишь материи».

Философ К. Кавелин сделал вывод, что после этой книги следует полностью отделить психологию как опытную позитивную науку от всякой философии. Сам Сеченов стремился обособиться от философии, считая, что философия ведет к умозрительности, что нужно превратить психологию в самостоятельную опытную науку.

В ходе своих исследований физиологии нервной деятельности Сеченов пришел к выводу о «родстве психических явлений с так называемыми нервными процессами…, актами чисто соматическими»[4]. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движении.. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге – везде окончательным фактором является мышечное движение»[5].

Он обосновал материалистическое понимание психической жизни человека, ее вторичность. Сеченов считал, что чувственный опыт человека (ощущения) – это только первый шаг в познании человеком окружающего мира, т.к. сложные психические процессы не сводятся только к ощущениям, они обретают собственную сложную жизнь.

И.М. Сеченов создал концепцию о единстве организма и внешней среды, которая стала одним из основополагающих элементов теоретической базы материалистической физиологии.

Опираясь на многие клинические данные, И.М. Сеченов показал, что «нельзя выводить всю психическую жизнь человека из деятельности одного только фактора – духовной организации человека, оставляя в стороне внешние воздействия». «Среда, в которой существует животное, оказывается фактором, определяющим организацию… Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него»[6].

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) – выдающийся отечественный невролог, психиатр, психолог, внесший большой вклад в исследование анатомии, физиологии и патологии нервной системы, развитие рефлексологии, организатор и руководитель Психоневрологического института (1908) и Института по изучению мозга и психической деятельности (1918).

В ходе своей научной деятельности В.М. Бехтерев с материалистических позиций исследовал проблемы сознания и психической деятельности человека. В своих исследованиях личности человека он опирался на данные комплексных анатомо-физиологических и психологических обследований. Он придерживался материалистичес-ких взглядов на природу психической деятельности человека, согласно которой основой психики являются анатомо-физиологические особенности нервной системы.

Целью его фундаментальных исследований в области нейрофизиологии было раскрытие закономерностей деятельности головного мозга, подтверждение идеи о том, что мозг и другие отделы нервной системы являются основой психической, духовной жизни человека.

Используя в своей практической и научной работе метод гипноза, В.М. Бехтерев пришел к выводу об ошибочности господствовавших в конце 19 века взглядов на гипноз как на болезнь, чаще всего связанную с последствиями нервного потрясения или шока (Ж.М. Шарко). По мнению Бехтерева, состояние гипноза есть ненормальное состояние мозга, или, другими словами, - искусственно вызванная истерия. Исследуя проблему методов лечебного воздействия на психику человека, Бехтерев пришел к выводу, что главным методом такого воздействия является не гипноз, а внушение, т.е. целенаправленное словесное воздействие на психику больного, которое проводится в лечебных целях.

В созданной В.М. Бехтеревым энциклопедии «Основы учения о функциях мозга» был введен новый научный термин – неврология. В ней обобщались знания об анатомии и физиологии нервной системы, которая признавалась основой всей психической жизни человека.

Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) – выдающийся русский биолог, патолог, иммунолог и бактериолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии. Он создал крупную научную школу российских микробиологов, иммунологов и патологов.

На формирование его материалистических взглядов как ученого оказали большое влияние работы физиолога Я. Молешотта, философа Л. Фейербаха, Ч. Дарвина. И.И. Его научные открытия и теории внесли большой вклад в материалистическое понимание проблем жизни и смерти.

Основные положения фагоцитарной теории иммунитета являются материалистическим обоснованием идеи о существовании противоборства противоположностей на микроуровне организации жизни на Земле.

В последние годы жизни И.И. Мечников создает «теорию ортобиоза, т.е. правильной жизни, основанной на изучении человеческой природы и на установление средств к установлению ее дисгармоний».

На основании микробиологических исследований, Мечников утверждал, что современный ему человек может жить не менее 100 лет. Смерть до этого возраста является следствием болезни, появляющейся как результат негативного воздействия микробов кишечной флоры, отравляющих организм своими токсинами. Старость, по мнению И.И. Мечникова, излечивается, подобно любому заболеванию, с помощью определенных лекарственных средств.

И.И. Мечников написал ряд статей на философские темы, которые были объединены «общей мыслью и направлены к установлению рационального миропонимания». В ранних статьях он писал о «дисгармонии человеческой природы и отсутствии прочных устоев» у людей. В заключительных статьях он рассуждает о долголетии – вечной мечте каждого человека, недостижимого и притягательного явления.

Долголетие Мечников рассматривает как нечто совершенно естественное и доступное человеку. Он попытался проникнуть в тайны продления жизни, исследуя процессы пищеварения и создавая теорию ортобиоза.

Николай Алексеевич Северцов (1827 – 1885) – выдающийся отечественный биолог, один из основоположников экологии, внесший значительный вклад в развитие эволюционной теории.

Н.А. Северцов считал, что философия и наука – это различные формы познания, каждая со своими методами и задачами, причем философия не должна вторгаться в сферу науки, т.к. предназначение философии – в осмыслении достижений науки. Он пришел к выводу, что исследование наследственности в живой природе может дать богатый материал для философского осмысления проблем устройства мира.

\u0425\u0430\u043b\u0435\u043b \u0414\u043e\u0441\u043c\u0443\u0445\u0430\u043c\u0435\u0442\u043e\u0432 - \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043e\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u043d\u0438\u043a \u0435\u0441\u0442\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043c\u0435\u043b\u0438\u0446\u0438\u043d\u044b \u0432 \u043a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435.

\u041f\u0438\u0440\u043e\u0433\u043e\u0432 \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0439 \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447 - \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u0430\u0442\u043b\u0430\u0441\u0430 \u0442\u043e\u043f\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0430\u043d\u0430\u0442\u043e\u043c\u0438\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u043e\u0434\u043d\u0438\u043c \u0438\u0437 \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0445 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b \u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u043d\u044f\u0442\u044c \u0430\u043d\u0435\u0441\u0442\u0435\u0437\u0438\u044e \u043f\u0440\u0438 \u0445\u0438\u0440\u0443\u0440\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u044f\u0445.
\u0418.\u041c.\u0421\u0435\u0447\u0435\u043d\u043e\u0432 - \u00a0 \u043e\u0431\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043b \u0440\u0435\u0444\u043b\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440\u043d\u0443\u044e \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0443 \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u0431\u0435\u0441\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b, \u0447\u0442\u043e \u0432 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0435 \u043f\u0441\u0438\u0445\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439 \u043b\u0435\u0436\u0430\u0442 \u0444\u0438\u0437\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u044b, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u0438\u0437\u0443\u0447\u0435\u043d\u044b \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043c\u0435\u0442\u043e\u0434\u0430\u043c\u0438. \u041e\u0442\u043a\u0440\u044b\u043b \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0442\u043e\u0440\u043c\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0441\u0443\u043c\u043c\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043d\u0435\u0440\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0435, \u0443\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u043b \u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435 \u0440\u0438\u0442\u043c\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0431\u0438\u043e\u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0432 \u0432 \u0446\u0435\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043d\u0435\u0440\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0435, \u043e\u0431\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043b \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0432 \u043e\u0431\u043c\u0435\u043d\u0430 \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432 \u0432 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0438 \u0432\u043e\u0437\u0431\u0443\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f. \u0418\u0441\u0441\u043b\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b \u0434\u044b\u0445\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0444\u0443\u043d\u043a\u0446\u0438\u044e \u043a\u0440\u043e\u0432\u0438. \u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u0438 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0437\u0430\u043b\u043e\u0436\u0438\u043b \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u044b \u0444\u0438\u0437\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0442\u0440\u0443\u0434\u0430, \u0432\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0439, \u0441\u0440\u0430\u0432\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u044d\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0444\u0438\u0437\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438.\u00a0

\u0418.\u0418.\u041c\u0435\u0447\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 - \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u043b \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u0435 \u043b\u0435\u0439\u043a\u043e\u0446\u0438\u0442\u043e\u0432 \u0438 \u0444\u0430\u0433\u043e\u0446\u0438\u0442\u043e\u0432, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043e\u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u043d\u0438\u043a \u044d\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u044d\u043c\u0431\u0440\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u0444\u0430\u0433\u043e\u0446\u0438\u0442\u0430\u0440\u043d\u043e\u0439 \u0442\u0435\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0438\u043c\u043c\u0443\u043d\u0438\u0442\u0435\u0442\u0430 \u0438 \u0433\u0435\u0440\u043e\u043d\u0442\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438.

\u0418.\u041f.\u041f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432 - \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c \u0444\u0438\u0437\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438 \u0432\u044b\u0441\u0448\u0435\u0439 \u043d\u0435\u0440\u0432\u043d\u043e\u0439 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u043b \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0435\u0444\u043b\u0435\u043a\u0441\u043e\u0432, \u043f\u0440\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u043b \u043f\u043e\u043b\u043d\u0443\u044e \u043a\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u0443 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0432 \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u044f\u0446\u0438\u0438 \u043f\u0438\u0449\u0435\u0432\u0430\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f.

Айно

Халел Досмухаметов - основоположник естествознания и мелицины в казахстане.

Пирогов Николай Иванович - создатель атласа топографической анатомии человека, одним из первых начал применять анестезию при хирургических операциях.
И.М.Сеченов - обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, показал, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии.

И.И.Мечников - открыл действие лейкоцитов и фагоцитов, основоположник эволюционной эмбриологии, основатель фагоцитарной теории иммунитета и геронтологии.

И.П.Павлов - создатель физиологии высшей нервной деятельности, объяснил работу условных рефлексов, предоставил полную картину процессов регуляции пищеварения.

Читайте также: