Торт фото с церковью

Обновлено: 04.05.2024

Проблемы современного иконопочитания. Часть 5

Предыдущие части серия статей «Проблемы современного иконопочитания»:

В последнее время все более широкое распространение в православной и церковной среде получает практика использования священных изображений на продуктах питания, как правило на кондитерских изделиях. Самое «безобидное» – это изображение храма на пасхальном пироге. Однако на тортах можно встретить и наперсный крест священника, и митру архиерея, и съедобное Евангелие из марципана, и Потир (Евхаристическую Чашу), и икону, да и самого батюшку… В самую пору задаться вопросом: откуда есть пошло сие «священное гортанобесие»?

Откуда на Руси пошли просфоры и артосы со святыми иконами

Согласно действующему ныне Типикону (отражающему богослужебную практику XVII в.), артос есть «просфора всецелая со крестом, на ней изображенным» [1] . В последовании артоса указывается, что в течение Светлой седмицы все действия с ним совершаются одновременно с иконой Воскресения:

  • «…вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос».
  • «И вшедше в трапезу поставляют праздник [праздничную икону] и артос на местех их».

Там совершается обряд целования артоса («просфоры»). Из трапезной братия исходит «предъидущу иерею со иконою Воскресения Христова и диакону со артосом» [2] . И только в субботу Светлой седмицы после отпуста Литургии диакон несет в трапезную «артос, без образа Воскресения Христова» [3] (в обоих смыслах – без сопровождающей иконы и без образа на самом артосе – добавим мы!).

Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама
Артос с «дониконовским» 8-конечным крестом, орудиями страстей, Голгофой и главой Адама

В позднейшее время «в русской практике» стали изготавливать артос с изображением вместо креста «образа Воскресения Христова», то есть соединять в одном два разных несовместимых богослужебных предмета – икону и просфору (что были вынуждены отметить авторы соответствующей энциклопедической статьи [4] ).

Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова
Артос без креста с изображением иконы Воскресения Христова

Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе»)
Артос без креста с аббревиатурой ХВ («Христос воскресе»)

Раздробление артоса с образом Воскресения Христова
Раздробление артоса с образом Воскресения Христова

Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием
Раздробленный артос с фрагментом образа ангела с иконы Воскресения Христова. Очевидно, что и образ Христа был так же рассечен, что трудно назвать благочестивым действием

Относительно просфор профессор Н.И. Барсов (1839–1903) сообщает, что с древнейших времен она имеет

«форму несколько сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху изображением креста. Такой вид просфора имела уже в IV веке, о чем ясно говорит Епифаний Кипрский» [5] .

В Восточной Церкви еще до провозглашения христианства господствующей религией при императоре Константине на «древнейших экземплярах печатей греческих евхаристийных хлебов» при кресте появилась надпись:


У сирийцев и египтян печать евхаристического хлеба представляла собой множественное изображение крестов, нередко с надписью по кругу: αγιος ίσχυρος.

Сегодня в Православной Церкви просфора имеет древнейшую печать, изображающую четырехконечный крест, со словами:


В России эта печать была утверждена Московскими соборами 1666 и 1667 годов. Последний при этом наложил запрет на использование печатей с восьмиконечным крестом, сохранившихся до наших дней у старообрядцев [6] . Однако этот запрет (как и другие клятвы на старые русские обряды) через 300 лет был отменен Поместным собором 1971 года [7] . Таким образом, к настоящему времени печать для просфор в Русской Церкви, утвержденная ее Поместными соборами, должна иметь только четырехконечный или восьмиконечный крест.

Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123
Образцы печатей для просфор из книги: Sirmondus, Jacobus. Historia poenitentiae publicae: Eiusdem Disquisitio de Azymo,semperne in usu altaris fuerit apud latinos. – Paris, 1651. P. 122, 123

Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)
Канонические просфоры: крестовые (с 4-конечным и 8-конечным крестом) и Богородичная (с монограммой имени «Мария»)

Правда, Барсов оговаривает:

«В виде исключения, высшей церковной властью разрешается некоторым церквам, особенно монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб имеет для просфор печать с изображением Преображения Господня и т.п.)» [8] .

Обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период

Из сказанного следует, что обычай размещать на просфорах иные кроме креста изображения появился только в Синодальный период. Это свидетельствует о характерном для того времени упадке церковной культуры и утрате понимания значения и назначения святых образов (икон).

Следует помнить, что просфоры и артос не являются предметами долговременного хранения, но прямо предназначены для скорого вкушения верующими во избежание их порчи. VII Вселенский Собор требует изготавливать священные изображения из долговечных и не разрушаемых (а значит – несъедобных) материалов и не знает иконопочитания в форме поедания священных изображений.

Вкушение верующими просфор с лицевыми изображениями превращается в иконофагию – поедание «иконы» (образа), что по внешней стороне походит на существовавшие ранее магические практики вкушения «обрядового хлеба» [9] .

Использование артосов с образом Христа, а также просфор с образами Спасителя, Богородицы и святых ведет к регрессу религиозного сознания христиан, поскольку напоминает языческую теофагию – поедание бога, олицетворяемого изделиями из хлеба и злаков в форме человеческой фигуры, практиковавшейся в Древнем Риме, у ацтеков и других народов мира [10] .

Древняя Церковь, борясь с языческими пережитками в быту и в церковном обиходе, максимально дистанцировалась от всего, что могло направить сознание людей на неверный путь, а именно в сторону от богооткровенной христианской истины и невольно спровоцировать падение в «естественную религию», какой является даже развитое язычество, а тем более примитивная магия. Поэтому и в наше время необходимо также избегать всего, что по своему содержанию оказывается сходным с языческими и магическими практиками.

Использование артосов и просфор с образами Христа, Богородицы и святых сходно с языческими практиками и напоминает теофагию

К сожалению, практика размещать иконы Христа, Богородицы и святых на просфорах успела широко распространиться и стать привычным заблуждением, выдаваемым за общее правило. Так, в одном православном журнале статья «Просфора» учит читателей, что служебная Богородичная просфора – это «большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы». Статья с этим поучением рекомендуется журналом для занятий по программе «Основы православной культуры».

Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами
Для совершения Литургии используется пять служебных просфор. На фото – четыре из них: Богородичная просфора, Девятичинная, Заздравная и Заупокойная. Почти все – со святыми образами

А один из епархиальных сайтов напоминает читателям названия служебных просфор и помещает фотографию, на которой Богородичная просфора имеет образ Богородицы, а заздравная и заупокойная – образы святых (см. фото).

Соответственно запросам православных приходов и монастырей мастерские по изготовлению печатей для просфор предлагают широкий ассортимент деревянных и металлических печатей с иконами Спасителя, Богородицы, двунадесятых праздников, святых угодников и т.д. Спрос рождает предложение, а предложение подстегивает спрос. И теперь просфоры с иконами могут, вероятно, выпекать и без дозволения «высшей церковной власти», о чем когда-то писал Барсов.

Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск
Печать для просфор «Покров Пресвятой Богородицы» и ее оттиск

Итак, печать ликов святых, Господа и Богородицы на просфорах и артосах – это достаточно поздний обычай, свидетельствующий об утрате понимания предназначения священных изображений и должного обращения с ними. Представляется правильным вернуться к подлинной церковной традиции, для чего следует исполнять предписания Типикона и церковных соборов, относящиеся к артосам и просфорам.

Торт для батюшки и не только

К большому сожалению, общая ситуация складывается так, что неканоничные священные изображения с просфор и артосов переходят на бытовые продукты питания, что значительно усиливает процесс профанации сакральных образов.

Так, в последнее время всё большее распространение получает обычай изготовления кулинарных изделий с использованием изображений не только православных храмов, но и Креста, Библии (Евангелия), Евхаристических сосудов, ангелов, святых икон и др. Светские производители тортов активно расширяют ассортимент своих изделий за счет «товаров для православных». Так, наряду с заказными тортами к свадьбе, дню рождения, профессиональным праздникам и т.п. появились сладости для празднования Крещения младенца. Кулинары ничтоже сумняшеся предлагают своим клиентам поедать и фигурки младенцев, и ангелов, и Библию, и крещальный крестик с цепочкой…

«Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец
«Торт на крещение – Ангел». Возможно, съедобен не только ангел, но и икона святой, в честь которой, вероятно, крещен младенец

«Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя)
«Торт на крещение облит шоколадом (с шоколадными потеками), украшен фигуркой ангела, цепочкой с крестиком и Библией» (описание производителя)

Торт со съедобным иконостасом
Торт со съедобным иконостасом

Некоторые кулинары умудряются изобразить все подробности Таинства Крещения, а заодно и храмовый иконостас. Торт превращается в съедобную «фотографию» происходившего в храме, «фотографию», подлежащую уничтожению в желудках родителей и гостей, ради желания удивить которых и заказываются кощунственные «шедевры кулинарии».

Торт становится «фотографией» происходившего в храме, которая кощунственно будет уничтожена – съедена

Если действия светских производителей еще можно объяснить незнанием предмета, непониманием догматов христианской веры, погоней за покупателем и проч., то подобные поступки церковных людей вызывают только недоумение и крайнее сожаление. Логику действий здесь можно понять: если допустимо вкушать образ Богородицы и святых на просфорах, а образ Спасителя на артосе, то тогда можно съесть наперсный крест из кулинарной мастики или марципана вместе с Потиром и Евангелием.

Торт для батюшки
Торт для батюшки

Стоит заметить, что этот обычай скорее всего заимствован у инославных, где подобные съедобные «презенты» по разным поводам получили широкое распространение (чтобы убедиться в этом, достаточно сделать поиск в интернете по ключевым словам «торт для пастора» и т.п.).

«First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки
«First Holy Communion Cakes». Торт для поздравления с первым Причастием у римо-католиков. В Потире видны облатки

На практике встречаются торты не только для священников, но и для… архиереев – в виде архиерейской митры (с крестом и накладными иконками) или более сложных композиций из митры, архиерейской мантии, жезла и панагии.

Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы
Торт «Митра» с иконами Христа и Богородицы

Праздничные пироги с… церквями

Другой далекий от истинного православного благочестия обычай в современной России – это изготовление рекордно больших тортов и пирогов опять же с церковной тематикой и на церковные праздники. Так, российский интернет обошли видеоролики и фотографии гигантских пасхальных куличей (в 300, 500 кг!), которые публично освящают православные священники, а затем потребляют все желающие.

Разрушение кулинарного образа храма означает символическое разрушение храма настоящего

В этом не было бы особой беды (хотя в такой гигантомании и угадывается тщеславие), если бы подобные изделия не украшались изображениями храмов (часто кафедральных соборов той или иной епархии), а иногда и фигурами ангелов или иконами. Ведь все эти православные соборы также будут публично, на виду у всех безжалостно разрезаны, разломаны и съедены. Но разве в этом состоит наше почитание дома Божия? Кулинарный образ храма возводит наш ум к его первообразу – настоящему храму. И поругание или разрушение первого означает символическое разрушение второго. Тем самым все участники подобного действа символически уподобляются тем богоборцам, которые боролись с Церковью почти весь XX век.

Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии
Гигантский кулич в Москве с храмом Христа Спасителя, Большим театром и зданием Московской мэрии

Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии
Потреблять московский кулич начали с «подкопа» под здание мэрии

Подобные вещи происходят в нашей действительности наряду со здоровым способом выразить прихожанами любовь и уважение к своему духовному пастырю: испечь и без «духовных» изысков украсить торт или праздничный пирог цветами и соответствующей надписью.

Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела
Пример нормального торта без «духовных» излишеств – поздравление священника с днем Ангела

Торт должен быть всего лишь кулинарным продуктом – съедобным, вкусным, красивым, свободным от какого-либо неблагочестия. Это так просто сделать. Надо только отказаться от использования ненужной и неуместной церковной и христианской символики: изображений храмов, святых образов и священных предметов.

Торт от «светской фирмы»
Торт от «светской фирмы»

Мы не сможем с чистой совестью упрекнуть в чем-то светских производителей, пока не наведем должного порядка в своей церковной среде.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.

1) Размещение на артосах изображения Господа Иисуса Христа, а на просфорах – образов Спасителя, Богородицы и святых не соответствует древней церковной традиции.

2) Не соответствует норме иконопочитания использование священных изображений и изображений священных предметов (храм Божий, Библия, Потир, наперсный крест и т.п.), а также священных символов и знаков при изготовлении съедобных предметов небогослужебного назначения (пряники, печенье, хлеб, пирожные, торты и т.п.).

Отход от канонических изображений при изготовлении богослужебных съедобных предметов – просфор и артосов, – вероятно, мотивирует некоторых людей на их размещение (в том или ином виде) на продуктах питания (торты, пироги, пряники и т.п.), используемых в общецерковной практике во внебогослужебной сфере.

Очевидно, что в таких условиях Церковь не сможет требовать от «внешних», то есть светских, производителей отказа от подобной практики при производстве продуктов питания и упаковки к ним. Вследствие этого профанация священных изображений в российском обществе будет только разрастаться.

Поэтому представляется правильным в кратчайшие сроки отказаться от указанной практики в церковной среде.


Когда я впервые увидела тортик Инны, то не сразу поняла, что это. Картинка напоминала скорее выставку кукол, над которой трудилась целая мультстудия. О том, как режиссёр стал кулинаром, красоте, сотворённой своими руками и торте по мотивам фильма «Формула любви» рассказывает Инна Сапегина из Россоши.

Как режиссёр стал кулинаром

По образованию я режиссер, организатор культурно-досуговой деятельности, специальность «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» – вот так мудрёно написано в моем красном дипломе.

Я долгое время работала на местных телеканалах в качестве корреспондента, режиссера, инженера монтажа, коммерческого директора по рекламе. А потом вдруг устала и организовала свое ИП. Защитила бизнес-план, получила небольшую субсидию, купила видеокамеру и снимаю свадьбы, это основной заработок, где я реализую свои режиссерские возможности.

Инна с тортиком

Инна с тортиком

Я всегда любила вкусно и красиво готовить, и к тортикам меня привел сайт koolinar.ru; там теплая атмосфера, замечательные люди со всего света, делятся своими рецептами, организуются конкурсы и дуэли.

И вот, когда одна девушка Катя выставила пошаговый рецепт мастичного торта, я не поверила своим глазам. «Неужели это возможно?» – сказала я себе, и решила во чтобы то ни стало научиться делать такие торты.

Это оказалось непросто, мало кто хотел рассказывать свои секреты. Покупала книги, по крупицам собирала информацию, училась на собственных ошибках, мне очень помогла подруга, с которой познакомилась по Интернету, присылала из Норвегии различные приспособления, которые здесь, в российской глубинке просто не найти. Да и сейчас все необходимое я покупаю в Интернет-магазинах.

Свой первый торт я часто показываю друзьям – начинающим тортоделам. Потому что первый мой тортик «Копатыч» был действительно очень смешной: кривой, не аккуратный, как будто его ребенок лепил.

Я сделала его на день рождения сынишке, и он долго не разрешал нам его разрезать, несмотря на ужасный вид. Это был его любимый герой мультфильма. Но потом сын и сам с удовольствием ел торт и помогал мне раздавать кусочки гостям.

С золотой рыбкой

С золотой рыбкой

Запеканка как художественный проект

Я не училась мастерству кулинарии, сейчас даже думаю, лучше было поступить в кулинарный техникум, чем на режиссерский факультет. Не могу припомнить, сколько мне было лет, когда начала готовить – была совсем ребенком, мне всегда это нравилось. Причем хотелось приготовить не простые блюда, а всегда что-то интересное с красивой подачей.

Помню, как готовила ужин для родителей: запеканка с мясом и картофельным пюре с томатным соусом; мне, наверное, было лет одиннадцать-двенадцать. Так хотелось удивить маму с папой: красивые кусочки запеканки, политые соусом.

Осень

Меня всегда тянуло к экспериментам – варенье из одуванчиков, цукаты из арбузов, на свое пятнадцатилетие я уже полностью накрывала стол сама. Спасибо моей мамочке – она никогда не ругала, если продукты были просто испорчены из-за неудачных экспериментов.

У меня часто спрашивают, не художник ли я. Нет. Я проучилась в художественной школе два года, но не закончила, не смогла перенести смену учителя, когда моя Лариса Спартаковна Романович ушла в декрет. Но думаю, что два года в ее сказочной задумчивой необычной чарующей атмосфере мне хватило, чтобы заразиться творчеством.

И я продолжала рисовать. Когда родилась дочка, рисовала ее, вела дневник с картинками. Теперь уже она осуществила мою мечту и окончила художественную школу с отличием у того же моего любимого учителя.

Чемодан

«Жил-был пёс»

Что касается торта «Жил-был пес», я даже не предполагала, что он наделает столько шума. Но в этом, считаю, заслуга не столько моя, сколько замечательных мультипликаторов. Я лишь повторила их идеи и постаралась сделать это как можно точнее. А фигурки там совсем не сложные, просто их много. Я всегда любила детали, которые можно долго разглядывать, поворачивая тортик со всех сторон.

Жил-был пёс

Точное время изготовления мне сказать сложно. Фигурки я начала делать за три недели до праздника, попутно занимаясь детьми и домом, и еще «Блум на радуге» успела слепить.

Сами коржи пекутся непосредственно перед праздником, и на декорирование уже готовыми фигурками, ушло примерно полдня, попутно мастерила мелкие детали, еду на стол.

Любая идея воплощается в глазури

Идеи для новых работ в основном дают заказчики, иногда мне приходится долго беседовать, узнавать интересы человека, прежде чем родится идея, а это самое главное. Потом она обрастает деталями; иногда я думаю месяцами, дорабатывая в фантазии мелочи. Иногда мы обговариваем с заказчиком все подробности, а многие полагаются на мой вкус, говоря только основу сюжета, и тогда уж свобода творчества.

Темы для тортов могут быть самые разные, и это видно по моим фотографиям в соцсетях. Могу сказать, что больше всего я люблю детские торты по мотивам мультфильмов, просто обожаю лепить мультяшки.

Не знаю, что можно назвать самой сумасшедшей идеей, вот одна женщина из Нижнего Новгорода готова приехать ко мне за тысячу верст, лишь бы я сделала ей торт по мотивам фильма «Формула любви». Об этом проекте я думаю уже год и очень переживаю.

Торт «Владивосток-Россошь» тоже с историей. Девушка из Владивостока заказала его по Интернету для своих родителей, живущих в нашем городе, «Мы всегда рядом» была подпись под планетой, над которой летит самолет. Я лично вручала торт шокированному имениннику, у меня дрожали и руки и голос — так переволновалась.

Владивосток-Россошь

Это было очень трогательно. Мы сняли вручение на видео и потом отправили кадры заказчице.

Вдохновить меня может любая неординарная идея, мне уже не интересны повторы, я не буду делать банальные машины, мне это просто скучно.

Самые любимые работы выделить сложно. Когда я листаю фотографии, то вспоминаю, как делала тот или другой торт; сколько было сложностей и радости, когда дело движется к завершению. Думаю, что люблю каждый, но больше всех все же мультяшки – «Рапунцель», «Золушку», «Русалочку», «Мишек Гамми», «Трех богатырей», «Бременских музыкантов».

Времени на каждый торт уходит по-разному. Так как простых у меня не бывает, получается четыре-пять дней, минимум. Торты я делаю полностью сама, мне никто не помогает. Детям пока это не интересно – терпения не хватает доводить лепку до совершенства, да и разве можно доверить кому-то свое произведение.

Научиться этому можно, я так и пишу всем, кто заглядывает на мои странички. Часто помогаю, отвечаю на вопросы; если бы у меня было больше времени, с удовольствием набрала учеников. И такие мысли уже давно в голове, пока не знаю, как это осуществить, уж слишком много у меня работы, особенно летом.

Любовь - это.

Приносить людям радость

Конечно, в тортотворчестве лично у меня денежной выгоды нет. Заработать можно, только если делать поточные торты по десять-тридцать штук в день. Ну, а я делаю максимум один торт в неделю, и затрат на него будет очень много, а продать дорого в провинции подобную вещь невозможно, пусть он даже супер-шедевр. Различные приспособления, красители, которые мне приходится даже за границей покупать — все это тоже, конечно, недёшево.

Торты для меня – это, прежде всего, творчество. Я испытываю невероятное наслаждение, когда тихонько сижу на кухне, и в руках рождаются самые разные существа; иногда кажется, что они сейчас оживут.

Как шутила дочка: «Когда мы закрываем холодильник, фигурки, как в «Истории игрушек», поют песни, танцуют и едят на казачьей веселой свадьбе».

И конечно, жду и переживаю, понравится ли торт заказчику. Первые эмоции от увиденного: невероятно приятно, радостно видеть, что трудилась не зря, и что смогла удивить именинника и его гостей.


Когда я впервые увидела тортик Инны, то не сразу поняла, что это. Картинка напоминала скорее выставку кукол, над которой трудилась целая мультстудия. О том, как режиссёр стал кулинаром, красоте, сотворённой своими руками и торте по мотивам фильма «Формула любви» рассказывает Инна Сапегина из Россоши.

Как режиссёр стал кулинаром

По образованию я режиссер, организатор культурно-досуговой деятельности, специальность «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» – вот так мудрёно написано в моем красном дипломе.

Я долгое время работала на местных телеканалах в качестве корреспондента, режиссера, инженера монтажа, коммерческого директора по рекламе. А потом вдруг устала и организовала свое ИП. Защитила бизнес-план, получила небольшую субсидию, купила видеокамеру и снимаю свадьбы, это основной заработок, где я реализую свои режиссерские возможности.

Инна с тортиком

Инна с тортиком

Я всегда любила вкусно и красиво готовить, и к тортикам меня привел сайт koolinar.ru; там теплая атмосфера, замечательные люди со всего света, делятся своими рецептами, организуются конкурсы и дуэли.

И вот, когда одна девушка Катя выставила пошаговый рецепт мастичного торта, я не поверила своим глазам. «Неужели это возможно?» – сказала я себе, и решила во чтобы то ни стало научиться делать такие торты.

Это оказалось непросто, мало кто хотел рассказывать свои секреты. Покупала книги, по крупицам собирала информацию, училась на собственных ошибках, мне очень помогла подруга, с которой познакомилась по Интернету, присылала из Норвегии различные приспособления, которые здесь, в российской глубинке просто не найти. Да и сейчас все необходимое я покупаю в Интернет-магазинах.

Свой первый торт я часто показываю друзьям – начинающим тортоделам. Потому что первый мой тортик «Копатыч» был действительно очень смешной: кривой, не аккуратный, как будто его ребенок лепил.

Я сделала его на день рождения сынишке, и он долго не разрешал нам его разрезать, несмотря на ужасный вид. Это был его любимый герой мультфильма. Но потом сын и сам с удовольствием ел торт и помогал мне раздавать кусочки гостям.

С золотой рыбкой

С золотой рыбкой

Запеканка как художественный проект

Я не училась мастерству кулинарии, сейчас даже думаю, лучше было поступить в кулинарный техникум, чем на режиссерский факультет. Не могу припомнить, сколько мне было лет, когда начала готовить – была совсем ребенком, мне всегда это нравилось. Причем хотелось приготовить не простые блюда, а всегда что-то интересное с красивой подачей.

Помню, как готовила ужин для родителей: запеканка с мясом и картофельным пюре с томатным соусом; мне, наверное, было лет одиннадцать-двенадцать. Так хотелось удивить маму с папой: красивые кусочки запеканки, политые соусом.

Осень

Меня всегда тянуло к экспериментам – варенье из одуванчиков, цукаты из арбузов, на свое пятнадцатилетие я уже полностью накрывала стол сама. Спасибо моей мамочке – она никогда не ругала, если продукты были просто испорчены из-за неудачных экспериментов.

У меня часто спрашивают, не художник ли я. Нет. Я проучилась в художественной школе два года, но не закончила, не смогла перенести смену учителя, когда моя Лариса Спартаковна Романович ушла в декрет. Но думаю, что два года в ее сказочной задумчивой необычной чарующей атмосфере мне хватило, чтобы заразиться творчеством.

И я продолжала рисовать. Когда родилась дочка, рисовала ее, вела дневник с картинками. Теперь уже она осуществила мою мечту и окончила художественную школу с отличием у того же моего любимого учителя.

Чемодан

«Жил-был пёс»

Что касается торта «Жил-был пес», я даже не предполагала, что он наделает столько шума. Но в этом, считаю, заслуга не столько моя, сколько замечательных мультипликаторов. Я лишь повторила их идеи и постаралась сделать это как можно точнее. А фигурки там совсем не сложные, просто их много. Я всегда любила детали, которые можно долго разглядывать, поворачивая тортик со всех сторон.

Жил-был пёс

Точное время изготовления мне сказать сложно. Фигурки я начала делать за три недели до праздника, попутно занимаясь детьми и домом, и еще «Блум на радуге» успела слепить.

Сами коржи пекутся непосредственно перед праздником, и на декорирование уже готовыми фигурками, ушло примерно полдня, попутно мастерила мелкие детали, еду на стол.

Любая идея воплощается в глазури

Идеи для новых работ в основном дают заказчики, иногда мне приходится долго беседовать, узнавать интересы человека, прежде чем родится идея, а это самое главное. Потом она обрастает деталями; иногда я думаю месяцами, дорабатывая в фантазии мелочи. Иногда мы обговариваем с заказчиком все подробности, а многие полагаются на мой вкус, говоря только основу сюжета, и тогда уж свобода творчества.

Темы для тортов могут быть самые разные, и это видно по моим фотографиям в соцсетях. Могу сказать, что больше всего я люблю детские торты по мотивам мультфильмов, просто обожаю лепить мультяшки.

Не знаю, что можно назвать самой сумасшедшей идеей, вот одна женщина из Нижнего Новгорода готова приехать ко мне за тысячу верст, лишь бы я сделала ей торт по мотивам фильма «Формула любви». Об этом проекте я думаю уже год и очень переживаю.

Торт «Владивосток-Россошь» тоже с историей. Девушка из Владивостока заказала его по Интернету для своих родителей, живущих в нашем городе, «Мы всегда рядом» была подпись под планетой, над которой летит самолет. Я лично вручала торт шокированному имениннику, у меня дрожали и руки и голос — так переволновалась.

Владивосток-Россошь

Это было очень трогательно. Мы сняли вручение на видео и потом отправили кадры заказчице.

Вдохновить меня может любая неординарная идея, мне уже не интересны повторы, я не буду делать банальные машины, мне это просто скучно.

Самые любимые работы выделить сложно. Когда я листаю фотографии, то вспоминаю, как делала тот или другой торт; сколько было сложностей и радости, когда дело движется к завершению. Думаю, что люблю каждый, но больше всех все же мультяшки – «Рапунцель», «Золушку», «Русалочку», «Мишек Гамми», «Трех богатырей», «Бременских музыкантов».

Времени на каждый торт уходит по-разному. Так как простых у меня не бывает, получается четыре-пять дней, минимум. Торты я делаю полностью сама, мне никто не помогает. Детям пока это не интересно – терпения не хватает доводить лепку до совершенства, да и разве можно доверить кому-то свое произведение.

Научиться этому можно, я так и пишу всем, кто заглядывает на мои странички. Часто помогаю, отвечаю на вопросы; если бы у меня было больше времени, с удовольствием набрала учеников. И такие мысли уже давно в голове, пока не знаю, как это осуществить, уж слишком много у меня работы, особенно летом.

Любовь - это.

Приносить людям радость

Конечно, в тортотворчестве лично у меня денежной выгоды нет. Заработать можно, только если делать поточные торты по десять-тридцать штук в день. Ну, а я делаю максимум один торт в неделю, и затрат на него будет очень много, а продать дорого в провинции подобную вещь невозможно, пусть он даже супер-шедевр. Различные приспособления, красители, которые мне приходится даже за границей покупать — все это тоже, конечно, недёшево.

Торты для меня – это, прежде всего, творчество. Я испытываю невероятное наслаждение, когда тихонько сижу на кухне, и в руках рождаются самые разные существа; иногда кажется, что они сейчас оживут.

Как шутила дочка: «Когда мы закрываем холодильник, фигурки, как в «Истории игрушек», поют песни, танцуют и едят на казачьей веселой свадьбе».

И конечно, жду и переживаю, понравится ли торт заказчику. Первые эмоции от увиденного: невероятно приятно, радостно видеть, что трудилась не зря, и что смогла удивить именинника и его гостей.

Со времен появления первой фотографии, это искусство превратилось в целую индустрию. Оно совершенствовалось и не удивительно, что им охватывались различные области человеческого быта. Спустя почти два века оно вихрем ворвалось в кулинарию и произвело колоссальный эффект.

В наше время высоких технологий существует уникальная возможность: напечатать любую картинку или фотографию, а может даже целый коллаж на домашнем десерте . В сравнении с надоевшими масляными розочками и приторно — несъедобными фигурками, яркие насыщенные полно цветные изображения выигрывают по всем параметрам. А если добавить еще, что они совершенно безопасны для здоровья, то выбор очевиден.

Торт с фотопечатью любимого мультяшного героя для малыша, модной популярной музыкальной группы для подростка или первой семейной фотографии родителям на серебряную свадьбу, станет достойным дополнением к любому подарку и незабываемым сюрпризом.

Возможно, на первый взгляд процесс фотопечати покажется сложным. Однако, правильно выполняя несложные рекомендации и не пренебрегая ценными советами можно понять, что это не так. К тому же, выполняется он на любых, уже испытанных и полюбившихся тортах. Самый простой « Бисквит » можно сделать шедевром. От подобного оформления он не только не потеряет свою вкусовую привлекательность, а еще приобретет оригинальную подачу и «изюминку».

Съедобная фотопечать изготавливается на специальном пищевом принтере. Это устройство открывает перед кулинаром новые возможности. Работает он в том же режиме, что и обычный офисный инструмент с той только разницей, что заправляется съедобными чернилами.

Важно использовать проверенные сертифицированные красители. Представленная производителями широкая цветовая гамма не наносит никакого урона здоровью. Чернила обладают приятными сладковатыми вкусами.

Как сделать торт с фотографией или картинкой?

Фотопечать на торте печатается на пищевой бумаге. Ее получают из натуральных ингредиентов. Она различается по толщине, составу, цвету, фактуре и вкусу. Каждый вид имеет свои особенности и преимущества в декорировании десертов.

  • Вафельная бумага для фотопечати — наиболее доступна и популярна. Изготавливают ее на основе воды, крахмала и растительного масла. Она безвкусна, имеет пористую структуру и матовую белую поверхность. Подходит для работы с мастикой, марципаном, глазурью.
  • Сахарная бумага для фотопечати – способствует лучшей передачи спектра, сладкая на вкус, обладает белоснежным цветом. В ее состав входят: сахар, патока, вода, целлюлоза, пальмовое масло и пищевой эмульгатор. Возможны все виды фото работ.
  • Шокотрансферная – этот бумажный вид имеет возможность наносить изображение на шоколадную основу.

Также, существуют и другие виды: рисовая, глазированная, нори, овощная, фруктово-ягодная.

Процесс печати происходит следующим образом:

  • Бумага укладывается в отведенное место принтера.
  • Картриджи заправляются разноцветными естественными красками необходимой гаммы.
  • Вкладываем лист для печати в необходимый отсек принтера, распечатываем обычным способом.

Самый простой безопасный способ выложить иллюстрацию на торт – это предварительно прикрепить ее на слой мастики .

Как сделать торт с фотографией или картинкой?

Прикрепить сахарную репродукцию можно слегка намочив мастику водкой. Она создает прекрасный липкий слой на поверхности.

Если кондитерское изделие покрыто кремом-чиз, то класть бумагу без мастики не рекомендуется.

При работе с растительными взбитыми сливками вафельную бумагу смазываем гелем и кладем на торт, сахарную сначала на мастику.

На влажный крем: сметанный, натуральные сливки, творожный съедобные изображения класть не рекомендуется.

Учитывая, все нюансы прикрепляем картину, стараясь не смазать рисунок. Корректируем под форму, размер тортика, так чтобы не выходила за пределы.

Как сделать торт с фотографией или картинкой?

В наше время сложно чем-то удивить. Разнообразие вкусных и красивых кондитерских угощений велико. Но все она направлены на общую массу людей. Фотопечать, сделанная в домашних условиях, позволяет проявить индивидуальность, показать заинтересованность внутренним миром и интересами ваших близких, выказать свое отношение к их увлечениям. Создать волшебную атмосферу сюрприза….

Свадебный торт является кульминацией свадебного застолья. Торт на свадьбу отличается особой изысканностью, роскошью, оригинальностью оформления.

История возникновения свадебного торта

Как известно, предком торта был хлеб. Ритуал преломления хлеба существовал еще в Римской империи. В России до наших дней сохранилась традиция подносить молодоженам нарядно украшенный свадебный каравай как символ плодородия.

В Китае подбрасывали над невестой хлеба, поднесенные женихом. А в средневековой Британии подавалась на свадебный стол гора булочек.

И только в 17 веке французский кондитер сумел празднично и красиво оформить эту гору булочек в пирамиду, украсив ее орехами, цукатами и засахаренными цветами. Вот так появился первый праздничный торт.

Но есть и другие версии происхождения свадебного торта.

Одни ссылаются на итальянское происхождение этого праздничного лакомства, другие указывают на Восток с его культом сладостей. Одно из наиболее вероятных предположений указывает на то, что классический многоярусный свадебный торт по случаю королевского бракосочетания появился в Англии по ассоциации с величественным видом церкви Сент-Брайд в Лондоне.

После этого события, многие невесты стали заказывать для своего торжества такие необычные угощения, но на этом процесс эволюции свадебных тортов уже не мог остановиться. Ритуал подачи торта на свадьбу стал меняться и дополняться. Торты становились все больше и сложнее, их традиционный белый цвет начал меняться и на сладком угощении стали появляться яркие детали, статуэтки. Так же появился и устоялся обряд разрезать свадебный торт и делать из этого красивый и запоминающейся элемент свадебной церемонии.

Вскоре красивый обычай украшать свадебный стол тортом проник и в Россию, став воплощением торжественности церемонии бракосочетания.

Варианты обряда «Разрезание свадебного торта»

В каждой стране существуют свои традиции обряда разрезания и подачи свадебного торта на торжестве.

Наиболее распространенный варианты подачи свадебного торта:

1. Обряд «Свадебный торт с секретом».

Суть такого обряда заключается в том, что кондитер помещает в тесто стеклянное кольцо контрастного цвета. После этого торт выпекается и украшается.

Во время свадьбы невеста разрезает торт на небольшие кусочки, а жених раздает сладкое угощения гостям, которые заранее предупреждены о том, что внутри торта прячется кольцо. Считается, что тот человек, который его найдет в своем кусочке торта будет счастлив, а его жизнь станет сладкой и полной приключений, ярких и запоминающихся моментом.

Незамужним же девушкам и юношам, такая находка сулит скорейшее вступление в брак. Не редко данный обряд дополняют и другими элементами, например, так же можно спрятать в торт: стеклянную монетку, лист клевера, подкову.

2. Обряд «Торт невесты, торт жениха». В некоторых странах существует традиция, согласно которой на празднике присутствуют сразу два сладких угощения. При этом торт невесты участвует в обряде, а торт жениха является его дублером.

Во время заключительной части церемонии, невеста режет свой торт на небольшие кусочки, съедает первый кусок, и отрезает кусок своему новоиспеченному супругу. В это время задача жениха стоит в том, чтобы порезать свой торт дублер, на определенное количество кусов (по количеству гостей), затем сложить эти кусочки в небольшие коробочки и вместе с невестой вручить каждому гостю.

При таком варианте обряда свадебный торт жениха должен быть больше торта невесты, чтобы кусочек от него достался каждому гостю.

Еще один вариант данного обряда подачи свадебного торта состоит в том, что невеста делится своим тортом со всеми гостями, а торт жениха после свадьбы молодожены забирают с собой. В таком случае, наоборот, торт невесты должен быть большим, чтобы каждому гостю досталось по кусочку.

3. Обряд продажи свадебного торта.

Ход обряда заключается в том, что невеста отрезает первый кусок у свадебного торта, специально заготовленной для этого лопаточкой и выкладывает его на свадебную тарелку. Данный кусок должны совместно скушать молодожены, во время финальной части свадебной церемонии.

После этого отрезается второй кусок угощения, и начинается веселый аукцион по выкупу данного куска торта. Заветный кусок получает тот гость, который предложит самую высокую цену за угощение.

Деньги, которые были получены с такого импровизированного аукциона передаются молодоженам, в фонд молодой семьи.

По традиции именно невеста должна разрезать свадебный торт, так как она считается хранительницей семейного очага, но не редко данным элементом обряда пренебрегают и торт режут одновременно жених и невеста.

Модные тенденции в дизайне свадебных тортов

Форму для свадебного торта можно выбрать разную: в виде колец, символизирующих вечную любовь и верность, в форме сердца – нежность и преданность, в виде круга – счастье и солнце, в форме подковы – удачу и благоденствие. Величественности и роскоши свадебному торту добавят специальные этажерки, чаще всего, трехъярусные. В качестве модной альтернативы свадебному торту можно заказать набор пирожных, оформленных на подставке в виде торта.

Экстравагантные молодожены заказывают торты в виде забавных сценок женитьбы или тематические торты, которые указывают на общее увлечение молодоженов.

Среди цветового украшения свадебных тортов прослеживается тенденция в комбинировании белого цвета с другими.

В настоящее время все более модными становятся торты-градиенты. Это торты, украшенные кремом градиентного тона: от более темного к более светлому оттенку. Более того, градиент можно сделать с нескольких цветов. Желательно, чтобы основной цвет сочетался или с платьем невесты и украшениями, или с контрастными аксессуарами.

Также очень красиво выглядит свадебный торт, один из тонов которого соответствует платью невесты, а второй – наряду жениха.

Читайте также: