Торт храм василия блаженного

Обновлено: 04.05.2024

Бадди Валастро – знаменитый кондитер и ведущий программы «Король кондитеров» на TLC в эксклюзивном интервью для Wday.ru рассказывает о самом запоминающимся торте, вдохновении в работе, а также о главной мечте в своей жизни.

«Я сделал копию жены в натуральную величину»

В каком возрасте вы приготовили свое первое блюдо, было ли оно вкусным?


Знаете, для меня готовить – это не то же самое, что печь. Я немного экспериментировал с готовкой, когда мне было лет 12−13, потому что мои родители были хорошими поварами. Я копировал то, что делали они. Я помню, как попробовал пиккату из курицы (куриная грудка с каперсами, лимоном и белым вином. – Прим. пер.) в ресторане, а потом приготовил ее дома, потому что она мне понравилась. Это было одно из первых приготовленных мною блюд – я просто спросил отца, из чего ее делают, и он мне рассказал. Вот такая история.


Самый сложный, самый безумный и самый запоминающийся торт из всех, что вы делали?


Лично для меня на общем фоне выделяются два торта. Самый сложный торт, которым я гордился, наверное, больше всего, был торт «Трансформеры». Это было настоящее безумие – хотя я создал его много лет назад, мало что может с ним сравниться. Но самым запоминающимся для меня однозначно был торт в виде моей жены в натуральную величину, потому что без своей жены я не стал бы тем, кто я есть. Весь этот путь – программа «Король кондитеров» и все, что я сделал за последние десять лет – потребовал от меня серьезных усилий. Когда мы поженились, я просто был кондитером и не знал, что буду вести популярную программу, которую будут показывать по всему миру. Я не представлял, насколько сильно поменяется наша жизнь. Жена дает мне опору и поддержку, и мне очень хотелось сделать для нее совершенно особенный торт. Я сделал ее копию в натуральную величину. Он получился не так хорош, как я рассчитывал, но жена знала, что он сделан от души.

Какой торт был худшим или самым сложным?


Самой большой неудачей программы «Король кондитеров» и тортом, который мне не понравился больше всего, был торт в виде Солнечной системы. Это было в первом или втором сезоне. С тех пор я многому научился, но этот процесс шел путем проб и ошибок. Одной из них стал тот торт – я иногда смотрю на фотографии и не могу поверить, что это мы его сделали. Но любой профессионал должен уметь признавать свои ошибки и учиться на них. Так что я в определенном смысле рад, что мы его сделали. Мне кажется, нам нужно его повторить, но уже на другом уровне – мы стали умнее и научились лучше оформлять торты.

«Храм Василия Блаженного кажется съедобным»

Вы говорили, что храм Василия Блаженного выглядит как огромный торт. Есть ли другие здания, которые кажутся вам огромными тортами, и часто ли вы видите в архитектурных объектах выпечку?


Должен вам сказать, видеть храм Василия Блаженного на фотографиях – это одно дело, а в реальной жизни – совсем другое. Мне повезло, я смог его увидеть, и он оказался совершенно потрясающим. Чем дольше ты на него смотришь, тем больше отдельных деталей замечаешь. Я считаю себя художником, а художники находят вдохновение в самых разных вещах. И когда я смотрю на храм Василия Блаженного со всеми его архитектурными элементами, меня посещает вдохновение. Или, например, когда я смотрю на Тадж-Махал – он тоже переносит в сказку. Что отличает храм Василия Блаженного, так это его краски. Он настолько разноцветный, что кажется съедобным. Меня очень вдохновляет архитектура и не только. Я вам расскажу историю: в Нью-Джерси был сильная метель, и я был дома, потому что из-за нее все было закрыто. Я выглянул в окно, увидел все эти сугробы, и меня это вдохновило. Это было прекрасно. Когда ты художник, тебя может вдохновить что угодно. И нужно отдать должное храму Василия Блаженного – из всех зданий в мире, что я видел, он больше всего похож на торт – начиная с цветовой гаммы и заканчивая формой.


Доводится ли вашей жене что-то готовить или печь для вас, учитывая, что вы такой гурман?


Моя жена в основном и готовит, 90 процентов готовки лежит на ее плечах. Она потрясающий повар, и именно поэтому я никак не могу похудеть – перед ее блюдами невозможно устоять. Интересно, что каждый год на мой день рождения она печет мне четырехслойный торт. Она покупает заготовку для торта, и он всегда получается кривым и почти разваливается. И она никогда не спрашивала у меня совета на этот счет. Но в этом году она взяла специальные крепления из нашей кондитерской. Когда я пришел домой и увидел, что она очень расстроена, я спросил почему, и она сказала, что вставила крепления в торт, но он все равно получился кособоким. Я спросил, измерила ли она крепления, уверена ли она, что они одной высоты. Оказалось, что она забыла положить подставку под каждый слой. Я ей сказал, что ей стоит посмотреть пару серий программы.

После всех сезонов «Короля кондитеров» считаете ли вы, что реализовали мечту своего отца о том, чтобы приобрести всемирную известность, или что-то еще предстоит сделать?


Мне кажется, я выполнил обещание, которое дал своему отцу – сделать нашу пекарню очень известной. Мы уже этого добились. Пришло время исполнить свою мечту и увековечить свое имя. Я хочу, чтобы наши пекарни открылись по всему миру – в Мексике, России, Италии, Южной Африке, Азии, Румынии, Болгарии, Германии, в каждой из стран. Мы добились хорошего роста и развития в США. У нас есть одна пекарня в бразильском Сан-Паулу. Мне нравится бывать в разных странах. И мне нравится печь и вдохновляться разными культурами. И не только вдохновляться, но и менять, объединять вкусы и ингредиенты, пробовать новые рецепты в нашей пекарне в США. Это большое счастье. Моя цель сейчас – открыть пекарни по всему миру, на всех континентах и оставить своим детям, своей семье настоящий семейный бизнес, который они смогут продолжать.


«Известность решает вопросы»

Мы все видим и знаем, что ваши торты – это сочетание искусства и инженерного дела. Но насколько важно новаторство в таком старинном деле, как выпечка? Существует ли предел – есть ли торт, который вы никогда не будете делать?


Думаю, что новаторство – это очень важно. И мне кажется, что я смог внести нечто новое в кондитерское искусство. Я многому научился в этом деле. Я никогда не пасовал перед трудностями. Честно говоря, когда мы начали снимать программу «Король кондитеров», каждый заказ становился вызовом. Я не мог отказать, потому что я люблю трудные задачи. Если ко мне приходят с проблемой, мне всегда хочется ее решить. Мне хочется понять, как это можно улучшить, увеличить, как это можно заставить работать. Но я и подумать не мог, что это будет вдохновлять людей. Я вспоминаю свою поездку в Бразилию – ко мне подошла 12-летняя девочка, вся в слезах – настолько взволнованная. Обняла меня и спросила, знаю ли я, почему она так любит меня и то, что я делаю. Я спросил почему, и она ответила: «Потому что вы никогда не сдаетесь, и благодаря этому я думаю, что, если по-настоящему чего-то захочу, я всего смогу добиться». Когда ты слышишь нечто подобное от ребенка и от своих поклонников, это заставляет меня думать, что я не могу сдаться. Я не хочу, чтобы эти дети думали, что им следует сдаться. Это становится образом жизни. Именно так я жил всю свою жизнь. Я не могу сказать, что не буду что-то делать, что это слишком сложно, что мы не можем найти решение.

Вы только вдумайтесь – 50 лет назад человек был отправлен на Луну. И если уж смогли сделать нечто подобное, я уж точно смогу придумать, как сделать тот или иной торт Нравится ли вам быть знаменитостью?


Честно говоря, я не чувствую себя знаменитостью. Когда я говорю со своими поклонниками, я чувствую себя совершенно обычным парнем, равно как и сейчас, когда говорю с вами или с кем бы то ни было еще. Мои друзья со мной с детских лет. И они говорят мне, что я не изменился, что я остался таким же, что и раньше. Я не чувствую себя знаменитостью, но у известности есть определенные преимущества. Когда мне нужно достать билеты на матч, забронировать столик в ресторане или купить что-то, известность очень помогает. Ты говоришь: «Я хочу поехать в Манилу, но все билеты проданы». А потом спрашиваешь: «Даже для меня?» – и все вопросы решаются. Это самое большое преимущество известности. И если кто-то говорит, что им это не нравится, они врут. Но не стоит этим злоупотреблять. В любых обстоятельствах стоит оставаться скромным и помнить, кто ты. Я всегда так и поступаю.

Вы художник или бизнесмен?


Это интересно – когда я беседую с молодыми кондитерами, с людьми, начинающими работать в этой сфере, они спрашивают, художник ли я или бизнесмен. Я всегда отвечаю, что в первую очередь нужно быть бизнесменом, а уже потом художником, потому что в мире существует много голодных художников. Нужно иметь уверенность в том, что твое ремесло, твое искусство будет приносить доход, потому что счета нужно оплачивать. Много лет тому назад, когда я хотел испробовать новую технику и делал торт, который мне очень хотелось сделать, чтобы расти профессионально, я делал его за меньшие деньги, потому что мне очень этого хотелось. Но наступает момент, когда нужно отстаивать свои позиции. И я говорил: «Если вы хотите, чтобы я сделал этот торт, вы должны мне заплатить вот столько, потому что это займет у меня вот столько времени». Так что я и художник, и бизнесмен.


У вас когда-нибудь были такие мечты, которые обычно бывают у детей, – о том, чтобы стать космонавтом или пожарником? Или вы всегда знали, что станете королем кондитеров? Наступит ли когда-то момент, когда вам не захочется сниматься в этой программе, или вы планируете заниматься этим всегда?


Когда я был ребенком, мой отец был моим героем и образцом для подражания. Я хотел быть таким, как он. Я всегда хотел стать кондитером. Это была мечта всей моей жизни. Тогда я не знал, что стану королем кондитеров, так что и не мечтал об этом. Но мне хотелось стать лучшим кондитером в мире. Мне всегда хотелось быть лучшим в своем деле. Что касается съемок в программе, я буду заниматься этим столько, сколько ее будут готовы снимать. Это моя жизнь, моя радость, моя страсть, мое дело. И пока люди смотрят, я буду это делать.

Смотрите новый сезон программы «Король кондитеров» с 22 апреля по воскресеньям в 11:25 на TLC!

В Москве впервые побывал известный кондитер Бадди Валастро






Все - Discovery.

Каждый четверг в 22:00 зрители программы “Король кондитеров” на телеканале TLC как завороженные наблюдают, как команда создаёт волшебные торты самых разных форм – Статуи Свободы, зомби, вылезающего из гроба, Страны чудес, карусели и др.

­ Вы впервые в России, верно?

О, да! Я много читал о России, и всегда хотел прикоснуться к истории, побывать в России. Мне хотелось сравнить ту Москву, которую я видел по телевизору, с настоящей. Хотелось увидеть Москву глазами русских, а не американцев. Вы ведь знаете, что разные события по-разному освещаются в наших странах. Я приехал в Москву и понял, что люди здесь совсем другие, чем их представляют американские СМИ. Русские добрые и приветливые. Я, правда, видел Москву в основном из окна автомобиля, но даже то, что я успел увидеть, меня впечатлило. Москва очень напоминает Нью-Йорк, та же суета. У вас фантастическая архитектура, каждое здание – шедевр, каждое строение вдохновляет меня на создание кулинарного объекта. К сожалению, у меня было очень мало времени, мне хотелось бы посмотреть гораздо больше. Но я успел увидеть главное – Кремль и Собор Василия Блаженного.

И как вам Собор Василия Блаженного? Ведь в своём шоу “Король кондитеров” вы сделали 20 килограммовый торт из бисквита, который повторил форму Собора.

Я подумал,что он действительно похож на торт сам по себе. Это, наверное, самое удивительное здание на всей планете, с точки зрения архитектуры, которое я когда-либо видел. Я не мог оторвать взгляд от него. Чем больше я на него смотрел, тем больше деталей замечал, и мне хотелось сделать ещё одну более детальную копию. И тот факт, что он был построен в 16 веке, ещё больше удивляет. Мне кажется, никто не смог построить что-то более красивое. Я был безумно рад просто постоять рядом с ним и сделать фото возле него. А я впервые увидел его на фотографии,я спросил, вы уверены, что это церковь, а не торт? А ещё мне показалось, что его создал шоколадный магнат мистер Вилли Вонка.

С какого купола нужно начинать есть этот торт?

А это неважно, он везде вкусный. Хотя многие так и не начинают есть торты, которые я делаю, оставляют их как арт-объект. Но я люблю, когда мои торты разрезают и едят, это как признание для меня. В такие минуты я понимаю, что мой торт не только выглядит хорошо, но и на вкус хорош.

А как вам вообще пришла в голову такая идея?

У нас был русский клиент. И мы хотели создать что-то традиционно русское, но при этом удивить его. Мы просматривали различные здания. Но когда я увидел его – Собор Василия Блаженного, мы поняли – это судьба, он ждал меня, я удивлен, что его никто не сделал до меня. К тому же Храм Василия Блаженного для России – это как Статуя Свободы для американцев.

У вас много русских заказчиков?

Да, в Нью-Йорке полно обеспеченных русских.

Вы пробовали русскую кухню?

Да, я ел бефстроганов и торт “Птичье молоко”. Мне всё очень понравилось.

Собираетесь ли вы приготовить что-либо из попробованного?

Да буду, я взял на заметку оба блюда. Но только приготовлю по-своему.

А вы готовили блины?

У нас есть пельмени, но вот блинов нет. Но я обязательно попробую знаменитые русские блины. У нас есть американские блины, они маленькие.

Какой торт был самым странным из тех, что вы делали?

Зомби-торт. Это была зомби-вечеринка, все оделись в костюмы монстров, сделали зомби-грим и ели торт руками. Это было отвратительно!

Самый дорогой торт, который вы когда-либо делали?

За 25 тысяч долларов – столько денег выложила такую сумму денег.

Ваше любимое блюдо?

Одно? Сложный вопрос. Если я попадаю в ресторан и не знаю, что взять, я всегда беру пиццу. Её невозможно испортить.

А любимая паста?

Паста аля водка. Я сам изобрёл свой собственный рецепт – помидоры, сливки, водка, панчетта, немного соли и перца.

А что в будущем вы собираетесь сделать – может, Храм Христа Спасителя?

Мне хочется сделать всё! Честно говоря, у меня нет определённых планов. Я хочу делать торты для людей по всему миру. Ведь наше шоу показывают по всему миру.

У вас есть пекарня в Америке, собираетесь ли вы открыть в Москве свою пекарню?

Да, думаю, где-то через год, я это сделаю.

Что самое важное в вашей работе?

Качество, я всегда пытаюсь держать планку, заданную мне отцом, ведь я унаследовал свой бизнес от него. Он с детства научил меня много и хорошо работать. Он сказал: “Будешь много работать, мир будет у твоих ног, ты справишься со всем”. Я в это верю и я это делаю. Принцип работает. Когда мне было 16, я обещал отцу, что у меня будет пекарня, Поэтому мой мозг всегда включён. Я ищу вдохновение повсюду – здания, мосты, интерьеры. Я бы мог создать торт на основе интерьера ресторана, в которым мы с вами сейчас сидим. Вместо тёмного дерева был горький шоколад, вместо люстр – безе. Я всегда думаю над тем, как я могу использовать окружающие меня предметы в моей работе.

Вы ведь работаете с семьёй?

Да, сложно всё время находиться вместе. Иногда они просто сводят меня с ума, но, с другой стороны, никто не работает так усердно, как мои близкие. Сейчас, когда я в Москве, они там всё делают.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Торт Собор Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного | #1 Вводное. Модульное оригами. Оригами храм. Подробнее

Храм Василия Блаженного | #1 Вводное. Модульное оригами. Оригами храм.

Нераскрытые тайны. Храм Василия Блаженного (2014) Подробнее

Нераскрытые тайны. Храм Василия Блаженного (2014)

Собор Василия Блаженного. Достопримечательности Москвы Подробнее

Собор Василия Блаженного. Достопримечательности Москвы

Покровский собор - Храм Василия Блаженного Подробнее

Покровский собор - Храм Василия Блаженного

Александр Пыжиков: Тайна храма Василия Блаженного и присоединения Казани Подробнее

Александр Пыжиков: Тайна храма Василия Блаженного и присоединения Казани

Тайны собора Василия Блаженного. Вместо урока истории. 0030 Подробнее

Тайны собора Василия Блаженного. Вместо урока истории. 0030

Пряничный Собор Василия Блаженного - большая пряничная стройка Веры Черневич Подробнее

Пряничный Собор Василия Блаженного - большая пряничная стройка Веры Черневич

Чудеса России - Собор Василия Блаженного Подробнее

Чудеса России - Собор Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного: 1 из 50 чудес Москвы Подробнее

Храм Василия Блаженного: 1 из 50 чудес Москвы

3Д пазл обьемный/СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО Подробнее

3Д пазл обьемный/СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Диорама "Собор Василия Блаженного". Подробнее

Диорама

Как ещё назывался храм Василия Блаженного Подробнее

Как ещё назывался храм Василия Блаженного

Экскурсия в Храм Василия Блаженного Подробнее

Экскурсия в Храм Василия Блаженного

Собираем 3д пазл Собор Василия Блаженного Подробнее

Собираем 3д пазл Собор Василия Блаженного

Не факт! Покровский собор: Град Господень Подробнее

Не факт! Покровский собор: Град Господень

В Индии к Рождеству выпекли торт в виде храма Василия Блаженного Подробнее

В Индии к Рождеству выпекли торт в виде храма Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного Подробнее

Собор Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного | #25 занятие. Модульное оригами. Макет храма из бумаги своими руками схемы Подробнее

Храм Василия Блаженного | #25 занятие. Модульное оригами. Макет храма из бумаги своими руками схемы

Внутри храма Василия Блаженного, Москва / Inside St. Basil's Cathedral , Moscow Подробнее

Сходства и различия двух знаменитых соборов

Собор Василия Блаженного в Москве и петербургский Спас-на-Крови часто называют братьями-близнецами. Вот только близнецами эти храмы никак не могут быть. Разве что старшим и младшим братом, да и то сводными.

Тайна рождения

Собор Василия Блаженного — символ России. Легенда гласит, что Иван Грозный повелел ослепить архитекторов собора, чтобы они больше не смогли построить нечто столь же красивое. Царь был суров, но вряд ли бы он додумался до такой «награды» зодчим.

Иван IV Грозный

В советские годы авторство собора приписывали Барме и Постнику. Сегодня историки уже не уверены в этой версии, более того, неизвестно, это два человека или один. В одной из летописей фигурирует Постник (то есть сын Постникова) Яковлев по прозвищу Барма. Если он был один, то тогда его точно не ослепляли, так как несколькими годами позже он же строил Казанский кремль.

По другой версии, создатель храма — неизвестный итальянец. Он соединил в своем творении архитектурные достижения европейского Возрождения и краски русского зодчества.

Cтроительство началось в 1555 году на Красной площади по распоряжению Ивана Грозного. Храм возвели за шесть лет на месте деревянной Троицкой церкви. Он увековечил взятие Казани войсками московского царя в начале октября 1552 года в день Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник и дал название собору.

Пристанища «обновленцев»

В первые послереволюционные годы храм был отдан обновленческой церкви — лояльной к новой власти. Это роднит его со Спасом-на-Крови, где так же несколько лет велись службы «обновленцев». Схожи и дальнейшие судьбы — разорение, музеефикация, угроза сноса, долгие годы реставрации. Теперь оба храма — музеи, в которых периодически проводятся церковные службы.

Родимые пятна близнецов

Главная отличительная черта обоих соборов — их яркие купола — будто глазированные украшения на тортах. По одной из версий, удивительные цвета маковок — это воплощение сна блаженного Андрея Юродивого. Именно ему явилась Богоматерь, и он увидел, как она простирает над миром свой покров. Позже Андрею приснился Небесный Иерусалим с садами, разноцветье которых и попытались воспроизвести создатели собора. Изначально украшение куполов Василия Блаженного было скромнее, эмалевые изразцы на маковках появились в конце XVI века во время перестройки храма после пожара.

При строительстве Спаса-на-Крови идею с яркими куполами повторили, но рисунок подобрали новый.

Собор Василия Блаженного в Москве. Инфографика.

Здесь убили императора

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу в карету Александ­ра II. Через час император скончался в Зимнем дворце. Уже на следующий день Городс­кая дума просила вступившего на трон Александра III разрешить возвести на месте покушения церковь. Тот согласился на часовню, и к 17 апреля она была готова. Возвели ее на народные деньги.

Проек­тировал часовню Леонтий Бенуа. Он же хотел строить и храм. На архитектурном конкурсе он предложил вариант в стиле творений Рас­трелли. Этот проект получил третью премию, а победителем конкурса стал Антоний То­миш­ко, предложивший собор русско-византийского образца. Правда, все варианты Александр III отверг: он хотел храм в традиционном русском стиле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в виде отдельного придела.

Сложный выбор

Вскоре последовал второй конкурс, но снова все проекты были отклонены Алек­санд­ром III. В итоге был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия. Брат Леонтия Бенуа, Александр, так описывал выбор архитектора: «К государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Пар­ланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Пар­ланда, но, увы, и в этом исправленном, окончательном виде это жалкое подражание Василию Блаженному поражает своим уродством, являясь в то же время настоящим пятном в ансамбле петербургского пейзажа» .

Внутри собора соорудили специальную шатровую сень, под которой находится фрагмент канала: часть решетки, плиты тротуара, булыжники мостовой. Для этого фундамент собора на 8,5 метров отодвинул русло канала.

Внутри и снаружи со­бор украшен мо­­за­икой. Общая площадь мозаичного покрытия — 7 тысяч квадратных метров. На полу были плиты тончайшего (всего 5 мм) генуэзского мрамора. Посетителям ходить по нему запрещали — только по специальным коврам.

Впрочем, молящихся было немного. На службы приходили по пропускам. Когда после 1917‑го в храм пустили всех желающих, великолепное убранство очень пострадало. Мрамор не выдерживал толп. Позолоту отковыривали. Храму предстояли тяжелые испытания.

Спас-на-крови «жалкое подражание» Василию Блаженному

После того, как Спас-на-Крови был закрыт в 1930 году, вопрос о сносе поднимался неоднократно. Снос был запланирован на 1941 год. Храм уцелел чудом. Взрывников буквально от стен здания направили на фронт.
В блокаду здесь размещался морг. Хотя Спас-на-Крови выстоял в войну, надругательство над ним продолжалось еще долгие годы. Здесь находились мастерские, картофелехранилище, склад декораций Малого театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского. Пожар нанес ущерб уникальной мозаике.
Лишь в 1968 году здание вновь обрело статус памятника архитектуры, а в 1970 году было передано Государственному музею «Исаакиевский собор» в качестве филиала. Реставрация началась в 1972 году и длилась около 25 лет.


Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного — настоящее название

Храм Василия Блаженного. История
Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного — история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Храм Василия Блаженного. Архитектура

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного. Загадки

Храм Василия Блаженного — архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного в Кремле

Храм Василия Блаженного — задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного — наши дни

Храм Василия Блаженного в наши дни

В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.

Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.

Читайте также: