Творчество подобно приготовления торта

Обновлено: 18.05.2024

Необходимо величайшее умение, чтобы быть мастером метафор.

Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

  • Творчество подобно приготовлению торта.
  • Творчество подобно падению в грязь.
  • Творчество подобно любви.
  • Творчество подобно починке протекающего крана.
  • Творчество подобно заточке топора.

Еще один хороший способ создания связей заключается в умелом применении сравнений и метафор. Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что они содержат ключевые слова “как” или “подобно”. Тем не менее наш язык начинен метафорами. У стульев и кресел есть ножки и ручки, у пилы есть зубы, у загадок - ключи, мысли бывают ясными, компьютерные программы - дружественными.

Метафоры и сравнения могут повести вашу мысль в новом направлении. Если вы подумаете о творчестве как о приготовлении торта, то, возможно, вам в голову придет мысль, что идеи нужно смешивать в определенных пропорциях, что следует дать им время отстояться и подняться, и о том, что выпекать их необходимо при фиксированной температуре.

Делайте в уме заметку всякий раз, когда наталкиваетесь на метафору или сравнение. Выискивайте их в беседах, телевизионных программах, фильмах, книгах и статьях. Спросите себя, есть ли в них смысл. Задевают ли они ум, сердце, чувства? Когда в следующий раз вам потребуется выработать новый подход, попробуйте представить свою идею метафорически.

Разделение и соединение

Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется "анализ атрибутов". При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.

Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно твердого материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.

Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у вашей чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.

Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествий. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.

Попробуйте менять один за другим атрибуты какой-нибудь идеи.

Изменение контекста

Придумайте двадцать способов применения скрепки.

Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, а вор с ее помощью взломает замок.

Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной для белья, “чесалкой” для спины.

Возьмите за правило всегда оглядываться в поисках новых интересных идей,

которые уже успешно используются другими.

Ваша идея должна быть оригинальна только в смысле

ее конкретного применения к проблеме, над которой вы работаете.

Томас Эдисон, изобретатель

Призыв к открытости

Невозможно вызвать процесс творчества по своей воле,

невозможно умолить его снизойти на вас, даже давая обеты.

На самом деле он придет к вам скорее, когда ваш разум отдыхает,

а воображение свободно блуждает.

Моррис Кляйн, математик

В греческой мифологии говорится, что девять дочерей Зевса - девять Муз - вдыхали творческие идеи в избранных художников и музыкантов. И в самом деле, слово “вдохновение” созвучно слову “дыхание”.

Помимо собственно мышления, наш разум вовлечен в сложный процесс расчетов, поиска, сортировки и размещения информации, в процесс установления связей.

Когда вы напряженно работаете над проектом и вам требуется приток свежей умственной энергии, сделайте перерыв. Займитесь совершенно иным делом. Отправьтесь на прогулку, послушайте музыку, почитайте журнал, покопайтесь в книгах. Отвлекитесь на полчаса, не тревожьтесь, позднее вы вернетесь к своей работе. Такое переключение даст вашему подсознанию возможность поработать над задачей, а сознанию - отдых, необходимый для дальнейшего развития идеи.

Иногда, когда наше подсознание свободно - например, во сне, - оно создает связи намного более интересные, чем те, что мы вырабатываем сознательно. Намеренные целенаправленные размышления часто оказываются в плену повторяющихся шаблонов, отчего теряется свежесть и непосредственность мысли. Для того чтобы исследовать один из способов высвобождения подсознания в творческом процессе, попробуйте выполнить следующее упражнение.

Творческое размышление

Сядьте спокойно и примите удобную позу.

Помните, что природа не терпит вакуума.

Упражнения на импровизацию

  • Какая последняя творческая идея вас посетила?
  • Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
  • Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали. Вспомните свое детство.
  • Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?

Проверка гибкости ума

    У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.

Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.

  • Вы претендуете на должность руководителя рекламной компании. Утром в день собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама? Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?
  • Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисный мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?
  • Практика творчества

    Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно - проготовление пищи, проведение презентации, подготовка месячного отчета, - и придумайте способ сделать это занятие более творческим.

    Развитие метафорического мышления

    Заполните пробелы в сравнениях и метафорах.

    • Вода для корабля то же, что . для бизнеса.
    • Цветок вызывает радость, так же как . гнев.
    • Кран для . то же, что . для свободы.
    • Мой дом - это .
    • Моя работа - это .
    • Мой супруг - это .
    • Беспокойство - это .
    • Правда - это .
    • Любовь - это .
    • Власть - это .
    • Идеалы - это .
    • Успех - это .
    • Размышление - это .
    • Счастье - это .
    • Жизнь - это .

    Займитесь синтезом

    Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в том, чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.

    • Чем пахнет слово “участвовать”?
    • Каково на ощупь число семь?
    • Какой вкус у голубого цвета?
    • Как выглядит идея свободы?
    • Какая форма у среды?
    • Каков вкус радости?

    Каким образом вы

    • Создадите командную игру с двумя мячами?
    • Переконструируете человеческое тело?
    • Переконструируете человеческое лицо?
    • Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?

    Повседневное творчество

    • Каждый день принимайте в постели такую позу, какой вы еще никогда не принимали.
    • Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
    • Каждый день выдумывайте новую мысль.
    • Каждый день делайте умственную гимнастику.
    • В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.

    Спонтанная иллюстрация

    Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите кончик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворил ваш карандаш?

    Программирование снов

    Сон часто является источником творческих озарений. Если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем вы думали, засыпая накануне, и постарайтесь записать. Выплесните мысли на лист бумаги, не вставая с кровати.

    Две минуты на творчество

    Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.

    Выполните следующие упражнения.

    • За две минуты придайте своей правой руке максимальное количество новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова “сегодня вечером” с наибольшим количеством различных интонаций.
    • На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.

    Полезные советы

    Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен в каждом из нас.

    Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.

    Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.

    Творя - рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас, - нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.

    Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте - в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются так же быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.

    Если вы не ожидаете неожиданного, то и не найдете его.

    НАСТРОЙКИ.

    Необходима регистрация

    Необходима регистрация



    СОДЕРЖАНИЕ.

    СОДЕРЖАНИЕ


    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • » .
    • 55

    Прежде всего я хочу выразить благодарность издательству “Doubleday”, которое с энтузиазмом отнеслось к проекту создания этой книги. Мне также хочется поблагодарить всех тех, кто помогал мне в работе над этой книгой: Питера Тэйлора, моего агента, который увидел в ней перспективу; Чарли Менендеца - за воодушевляющие беседы в утренние часы; Бранта Кови - за идеи по оформлению книги; Мегги Ривс - за постоянный контроль над ходом дела; Пиппу Кэмпси - за ее советы и за организацию ланчей; Дануту Шубак - не только за творческие идеи, но и за ее неоценимую поддержку; Питера Турнея, который никогда не уставал стимулировать мой мозг; Барни Гилмора - за вдохновение; Криса Сасаки - за его проницательность и интуицию; Кена Дитона - за организацию настоящего мозгового штурма; Вэйна и Пэм Уиверов из Центра компьютерной графики и Патрика Ли из “Интераксиса” - за продемонстрированное чародейство техники; Ларри и Эллен Оберлендеров - за то, что показали мне, каким может быть интеллектуальный гимнастический зал; и И. Дж., который научил меня решать задачи.

    Но больше всего я благодарен своей жене Сьюзен - за то, что в течение долгих месяцев написания книги она безропотно несла свой крест. Мне не найти нужных слов, чтобы выразить всю мою благодарность за ее терпение, любовь и поддержку.

    Зал интеллектуальных тренажеров Мака

    ТОМУ КАЗАЛОСЬ, что в голове у него не мозг, а какая-то манная каша. Весь день он провел в беседах с различными людьми и теперь, к концу работы, чувствовал себя отупевшим и выжатым как лимон. Впрочем, подобное состояние в последнее время стало для него привычным. Ему казалось, что память у него становится все хуже и хуже, а уровень интеллекта медленно, но верно ползет вниз. Никаких свежих идей, никаких нестандартных решений, ничего нового.

    Шагая знакомым путем с работы, Том увидел вывеску, которой прежде не было:

    О, это что-то интересное. Ни секунды не колеблясь Том толкнул дверь и вошел.

    Поднявшись по лестнице, он сразу же столкнулся с Маком - бодрым парнем с искорками в глазах, который одновременно являлся и владельцем данного заведения, и тренером-инструктором. Том поспешил объяснить свое появление:

    - Мне кажется, я потерял гибкость и остроту мышления.

    Мак на мгновение задумался, затем начал задавать Тому вопросы:

    - Скажите, когда вы в последний раз заставляли свой ум работать действительно напряженно?

    - Не помню, - ответил Том.

    - Как часто вы позволяете себе расслабиться и ничего не делать?

    - Ну, иногда я смотрю телевизор. Это помогает мне отвлечься.

    - Вы обучаетесь чему-нибудь новому?

    - Видите ли, у меня на это нет времени.

    - Но какую-то пищу своему уму вы все же даете?

    - Я регулярно читаю газеты.

    Разговор продолжался в том же духе. Мак расспрашивал Тома о простых повседневных вещах, о том, как он выбирает пути решения проблем, каким образом использует новые возможности, о том, какие стратегические цели ставит перед собой и занимается ли обучением ради обучения.

    Когда вопросы иссякли, Том спросил:

    - Ну и как мои дела? Очень плохи?

    - О, с вами все ясно, - откликнулся Мак. - Вы просто утратили интеллектуальную форму.

    Дело в том, что наш разум, в определенном смысле, можно сравнить с нашим телом. Если мы не тренируем тело, мышцы постепенно теряют гибкость и ослабевают. И точно так же, если мы не заставляем наш мозг трудиться в поте лица, “мышцы” ума становятся медлительными и ленивыми. Недостаток тренировки может привести к невозможности сосредоточиться, к уменьшению количества приходящих в голову идей, к перенапряжению, к скуке и, что хуже всего, к умственному застою.

    - Как же я дошел до такой жизни? - воскликнул расстроенный Том.

    - Люди теряют интеллектуальную форму, когда перестают давать своему разуму дополнительную нагрузку. А это, в свою очередь, происходит, когда нас одолевает самодовольство, когда мы сознательно перестаем искать новые решения, предпочитая использовать годами выработанные шаблоны, что не требует большого труда. Это также происходит, когда мы сужаем круг своих интересов. К примеру, некоторые люди обладают блестящими аналитическими способностями, легко находят связь между различными фактами и принимают успешные деловые решения, но они же могут оказаться совершенно беспомощными в том, что касается поиска творческих идей, или организации их собственного времени, или умения поддержать непринужденную беседу, вовремя пошутить и расслабиться. То есть, отлично используя свой мозг в определенном направлении, они забывают о других его возможностях.

    Когда люди перестают получать удовольствие от поиска новых идей, когда они прекращают экспериментировать и обыгрывать новые возможности, их мышление становится закостенелым, негибким. Они забывают, что мир, в котором они живут, в большой степени создается в их собственном сознании. Они слишком сосредоточиваются на внешнем, и от этого страдают их ум, сердце и душа. На первый план у таких людей выходят повседневные проблемы, заботы, обязанности, и они забывают сделать передышку хотя бы на миг - чтобы осознать, “как они думают”. Наш ум способен найти сотни способов решения проблемы, но для того, чтобы всегда быть в хорошей форме, мы должны постоянно заставлять работать мышцы своего ума. А дать нам это может только хорошо продуманная тренировка.

    Том был ошеломлен. В словах Мака был такой глубокий смысл, и в то же время все было так элементарно просто. Он сказал:

    - Я понял, что позволял лениться своему разуму. Я практически не тренировал его или занимался этим спустя рукава. Скажите, еще не слишком поздно исправить положение? Есть у меня шанс снова обрести форму?

    - Начать тренироваться никогда не поздно, - успокоил Тома Мак. - Даже обычные повседневные ситуации дают нам возможность напрягать мыслительные способности - все без исключения. Но если вы позволили себе погрязнуть в рутине, если вы привыкли лениться или не знаете, как грамотно использовать свой интеллектуальный потенциал, то вам необходимо как можно чаще посещать Зал интеллектуальных тренажеров.

    Вслед за Маком Том переступил порог и оказался в огромном ярко освещенном помещении: это и был Зал интеллектуальных тренажеров. По стенам были развешаны плакаты с изображением разнообразных “мышц ума”: мышцы размышления, мышцы концентрации внимания, мышцы воображения. Рядом располагались описания технических приемов тренировки. По комнате были расставлены с десяток тренажеров - каждый на определенную группу мышц. Люди в зале разговаривали, рисовали, писали, смеялись, старались сосредоточиться. Том понял, что они двигаются от одного тренажера к другому и по очереди тренируют различные “отделы” своего ума.

    Мак тем временем продолжал:

    - Нужно быть готовым к тому, что тренировки потребуют не только времени и внимания, вам также придется решительно отбросить старые привычки и заменить их новыми. Но все это воздастся сторицей: энергия, затраченная вами на совершенствование мыслительных способностей, вернется к вам в виде эффективных оригинальных решений. Кроме того, вы узнаете, как работает (или не работает) ваш разум, и, поверьте на слово, получите огромное удовольствие от самого процесса тренировок.

    Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.


    Фиаско

    Статуя

    Спираль

    Океан

    Ноготь

    Финиш

    Путешествие

    Мостовая

    Кнопка

    Бумажник

    Пальто

    Вор

    Дыня

    Фанера

    Суфле

    Сон

    Харизма

    Ковбой

    Мотоцикл

    Армия

    Коробка

    Собака

    Нос

    Палка

    Преступление

    Хоккей

    Плод

    Нагревательная спираль потерпела фиаско, когда не смогла в очередной раз нагреть воду в чайнике. Вода в нем была подобна спокойному океану, но и она поняла, что это финиш. Путешествия больше не будет: кнопка не работает. Ничего не подозревающий вор аккуратно взял бумажник, лежащий возле чайника. Выйдя на улицу, он поскользнулся, наступив на кусок дыни в воздушном суфле. Ночью ему приснился сон, что он ковбой, но вместо коня у него оказался мотоцикл, где полным-полно каких-то коробок. Возле них лежит собака и трет свой нос о его ногу. Вор подумал, что неплохо было бы поиграть в хоккей, но новое преступление уже непреодолимо манило его.

    Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.


    1. Творчество подобно приготовлению торта.

    Потому, что приготовление торта требует мастерства

    1. Творчество подобно падению в грязь.

    Твое творчество могут не оценить

    1. Творчество подобно любви.

    Это захватывает и волнует, как любовь

    1. Творчество подобно починке протекающего крана.

    Открываешь в себе что-то новое

    1. Творчество подобно заточке топора.

    Нет предела совершенству

    Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».

    Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:

    1. Вода для корабля то же, что экономика для бизнеса.

    2. Цветок вызывает радость так же, как агрессия гнев.

    3. Кран для воды то же, что тюрьма для свободы.

    4. Мой дом – это где мне хорошо.

    5. Моя работа – это рутина.

    6. Беспокойство – это неуверенность.

    7. Правда – это справедливость.

    8. Власть – это насилье над людьми.

    9. Успех – это тру или умение.

    10. Счастье – это жизнь.

    11. Любовь – это болезнь.

    12. Идеалы – это авторитеты.

    13. Размышление – это поиски.

    Допустим, вы разрабатываете новую настольную игру и попали на слово

    Что это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются “микробами”, которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово “энзим” созвучно слову “разим”, и представить себе какую-нибудь военную игру.

    Какую игру вы придумаете, чтобы связать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка?

    Необходимо величайшее умение, чтобы быть мастером метафор.

    Аристотель, философ

    Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

    Творчество подобно приготовлению торта.

    Творчество подобно падению в грязь.

    Творчество подобно любви.

    Творчество подобно починке протекающего крана.

    Творчество подобно заточке топора.

    Еще один хороший способ создания связей заключается в умелом применении сравнений и метафор. Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что они содержат ключевые слова “как” или “подобно”. Тем не менее наш язык начинен метафорами. У стульев и кресел есть ножки и ручки, у пилы есть зубы, у загадок - ключи, мысли бывают ясными, компьютерные программы - дружественными.

    Метафоры и сравнения могут повести вашу мысль в новом направлении. Если вы подумаете о творчестве как о приготовлении торта, то, возможно, вам в голову придет мысль, что идеи нужно смешивать в определенных пропорциях, что следует дать им время отстояться и подняться, и о том, что выпекать их необходимо при фиксированной температуре.

    Делайте в уме заметку всякий раз, когда наталкиваетесь на метафору или сравнение. Выискивайте их в беседах, телевизионных программах, фильмах, книгах и статьях. Спросите себя, есть ли в них смысл. Задевают ли они ум, сердце, чувства? Когда в следующий раз вам потребуется выработать новый подход, попробуйте представить свою идею метафорически.

    Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется "анализ атрибутов". При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.

    Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно твердого материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.

    Теперь вы готовы подумать в новых направлениях. Нацельтесь на один из атрибутов и меняйте его тем или иным образом. Например, пусть у вашей чашки будет не одна ручка, а две, чтобы ее можно было держать с двух сторон. Если вы установите ручку внутри чашки, то уже никогда не обожжетесь, потому что невозможно хлебнуть из такой чашки, не попробовав сначала пальцем. Можно сделать ручку размером с саму чашку - для тех, кто пьет прямо в хоккейных перчатках.

    Можно поменять другие параметры, чтобы чашка служила определенным целям. Пусть у нее будет заостренное донышко, чтобы она не опрокидывалась, воткнутая в песок на пляже. А можно сделать донышко клейким и мягким, чтобы чашка не падала от качки во время морских путешествий. Для тех, кто пьет слишком много кофе, можно сделать чашку с дыркой на середине высоты - чашка всегда будет наполовину пустой. Для тех, кто любит сладкое, можно, воспользовавшись какой-нибудь химической технологией, покрыть внутреннюю поверхность чашки сахаром. А можно покрыть ободок чашки четырьмя веществами с различным вкусом - сладким, горьким, соленым и кислым, - так, чтобы можно было выбирать вкус, поворачивая чашку.

    Попробуйте менять один за другим атрибуты какой-нибудь идеи.

    Жанры

    Авторы

    Книги

    Серии

    Форум

    Вуджек Том

    Книга "Тренировка ума"

    Оглавление

    Читать

    Помогите нам сделать Литлайф лучше

    • «
    • 1
    • 2
    • .
    • 34
    • 35
    • 36
    • 37
    • 38
    • 39
    • 40
    • .
    • 44
    • 45
    • »
    • Перейти

    Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто процентов потения.

    Томас Эдисон, изобретатель

    Взгляните чуть подальше первого правильного ответа

    Лучший способ создать хорошую идею - иметь много идей.

    Лайнус Полинг, физик, нобелевский лауреат

    В большинстве случаев наши размышления направлены на то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таком подходе (“единственно правильное решение”), который внедряется в нас экзаменами, тестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: “да-нет”, “черное-белое”, “правильно-неправильно”.

    Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы нередко останавливаемся на первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение.

    Например, глядя на рисунок, вы можете сказать, что это две окружности, и на том остановиться. А можно еще подумать и представить, что это - яичница, рулон туалетной бумаги (вид сверху), сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, цоколь лампочки и так далее.

    Так что, если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть, вы найдете лучшее решение.

    Не останавливайтесь на первой же идее. Продолжайте искать.

    Установление связей

    Способность устанавливать связи и соотношения, иногда странные и даже шокирующие, лежит в основе любого творческого ума - в независимости от области или дисциплины.

    Джордж Дж. Зайдель, писатель

    Что получится, если соединить лампочку с ручкой?

    Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально новое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и создал переносной печатный станок. Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения. Братья Райт установили связь между крылом птицы, велосипедом и двигателем внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом.

    В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет на стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти?

    Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в вашем сознании. Вот вы еще ищете, а в следующий момент - уже нашли идею. Что же произошло между этими двумя событиями? Вы пережили момент “Ага!”. Это “Ага!”, которое вы испытываете, найдя новую идею, подобно тому “Ого!”, которое вы переживаете, обнаружив что-то занятное. И то, и другое происходит спонтанно.

    Ищите то, что может быть связано с вашей идеей.

    Слова-триггеры

    Представьте себе, что ваш мозг - это огромная библиотека, а ваши воспоминания, опыты, идеи являются романами, повестями, бульварным “чтивом”, фантастикой, научными монографиями, пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.

    Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один из них - это так называемые слова-триггеры, или слова, которые вызывают свежие ассоциации. Просмотрите орфографический или толковый словарь в поисках слов, которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете.

    Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, на которое попал ваш палец.

    Допустим, вы разрабатываете новую настольную игру и попали на слово

    Что это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются “микробами”, которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово “энзим” созвучно слову “разим”, и представить себе какую-нибудь военную игру.

    Какую игру вы придумаете, чтобы связать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка?

    Метафоры и сравнения

    Необходимо величайшее умение, чтобы быть мастером метафор.

    Аристотель, философ

    Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны.

    Творчество подобно приготовлению торта.

    Творчество подобно падению в грязь.

    Творчество подобно любви.

    Творчество подобно починке протекающего крана.

    Творчество подобно заточке топора.

    Еще один хороший способ создания связей заключается в умелом применении сравнений и метафор. Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что они содержат ключевые слова “как” или “подобно”. Тем не менее наш язык начинен метафорами. У стульев и кресел есть ножки и ручки, у пилы есть зубы, у загадок - ключи, мысли бывают ясными, компьютерные программы - дружественными.

    Метафоры и сравнения могут повести вашу мысль в новом направлении. Если вы подумаете о творчестве как о приготовлении торта, то, возможно, вам в голову придет мысль, что идеи нужно смешивать в определенных пропорциях, что следует дать им время отстояться и подняться, и о том, что выпекать их необходимо при фиксированной температуре.

    Делайте в уме заметку всякий раз, когда наталкиваетесь на метафору или сравнение. Выискивайте их в беседах, телевизионных программах, фильмах, книгах и статьях. Спросите себя, есть ли в них смысл. Задевают ли они ум, сердце, чувства? Когда в следующий раз вам потребуется выработать новый подход, попробуйте представить свою идею метафорически.

    Разделение и соединение

    Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется "анализ атрибутов". При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях создания новой идеи, вы начинаете менять по одному или сразу же по нескольку свойств.

    Например, представьте себе, что вы работаете над дизайном новой чашки. В списке свойств чашки числится, что она должна быть круглой, иметь ручку, что она должна быть сделана из достаточно твердого материала, чтобы у нее было устойчивое донышко и чтобы она не меняла вкус напитка.

    Читайте также: