В день рождения енот получил огромный торт

Обновлено: 03.05.2024

ПогосоваАнджела Гургеновна

Презентация поможет педагогу провести интересный урок

ВложениеРазмер
v_strane_volshebnyh_zvukov.pptx 1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

В МИРЕ ВОЛШЕБНЫХ ЗВУКОВ

Т ы о т к у д а, м у з ы к а ?

Первая, главная нота «ДО»

Название и расположение нот на нотном стане

ДО – домик (дождик). РЕ – репка, МИ-мишка , ФА – фартук, СОЛЬ – солнышко. ЛЯ – лягушка, СИ – сирень.

Ручные изображения музыкальных звуков

В день рождения енот Получил огромный торт. Съесть один его хотел, Но немного не успел. Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» - Прибежал к нему барсук. И пришлось тогда друзьям Торт разрезать пополам. Только сели за тарелки – В дверь стучат соседки-белки. На четыре части торт Режет для гостей енот. Кто ещё стучится в дверь? - Эй, барсук, пойди, проверь! Заяц, волк, лиса и ёжик Торт спешат отведать тоже. Сколько здесь кусочков? Восемь! Всех гостей к столу мы просим! Эта нотка белая, Её имя – ЦЕЛАЯ. И она звучит так важно, Очень длинно и протяжно. Нотку делим посрединке – Получаем половинки. Нотка ПОЛОВИННАЯ – Тоже нота длинная. Разрезаем половинки На две чёрных четвертинки. И всего мы получили Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре. Делим дальше четвертушки – Получаем мы ВОСЬМУШКИ. Тоже нотки чёрные – Быстрые, проворные. Их крючочками отметим, Чтоб не путать тех и этих.

П е с е н к а о г а м м е

ПЕСЕНКА ПРО ГАММУ Чтоб выучиться пению, имеем мы терпение. И чтоб урок не зря у нас прошёл, должны мы быть старательны, послушны и внимательны и выучить все ноты хорошо! Припев. До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. 2. Возьмём свои тетрадки мы и ноты по порядку мы запишем, чтобы каждый помнить мог. Должны мы быть старательны, послушны и внимательны и дома каждый день учить урок. Припев. Чтоб выучиться пению,

С помощью карточек: «Лесенка», «Кот учёный», «Спите куклы», «Бубенчики» дети играют на музыкальных инструментах .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное собрание родителей и детей 1 класса по курсу "Основы здорового образа жизни" на тему:"Страна волшебная – Здоровье".

внеклассное мероприятие духовно-нравственного направления с использованием технологии интерактивного обучения.


Внеклассное мероприятие "В стране волшебных слов".

Мероприятие проводилось во 2 классе.

Цель:Продолжать формировать умения о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится. Воспитывать желание заботится о своем здоровье. Развивать воображение и ум.


Страна волшебных ножниц

Презентация к уроку технологии о правилах работы с бумагой и ножницами.


«Страна волшебная «Здоровье»

В качестве основы работы по здоровьесбережению, определили заботу о сохранении здоровья обучающихся и учителей. Данное мероприятие итоговое в системе оздоровительных мероп.


Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОВЗ ЗПР на тему: «Звуко – буквенный анализ слов. Путешествие в страну Глухих Звуков»

Цель: Научить детей дифференцировать глухие согласные Ч, Щ, Х, Ц в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- совершенствовать навык звуко-буквенногоанализа;- совершенствоват.

Первые шаги маленького музыканта
Музыкальный букварь для самых маленьких

Распевают звонко птицы,
Дождь косой в окно стучится,
Мышка в подполе шуршит,
Колокол в тиши звенит.

Шепчет тихо лист осенний,
Ручеек журчит весенний.
Утром петушок кричит,
И коровушка мычит.

Тоненько пищит цыплёнок,
Блеет жалобно ягнёнок.
Майский жук в траве жужжит,
Соловей в лесу свистит.

Голосов вокруг – не счесть,
Среди них твой голос есть.
Низок он или высок,
Твой красивый голосок?

Динь-дилинь – звенит звонок.
Начинаем наш урок.

На листе, как на рояле
Клавиши нарисовали.

Видишь, клавиш очень много,
Будто длинная дорога.
Если клавишу нажать –
Станет клавиша звучать,
И услышим мы не стук –
Музыкальный будет звук.

Низким голосом реветь
Может зверь лесной – Медведь.

Мишкин голос бас зовётся,
Очень низко бас поётся.

Слева клавиши у нас
Будто мишкин голос – бас.

Рядом с Мишкой Волк живёт,
Тоже низко он поёт.

Дальше звуки чуть повыше,
В них Лисичку ты услышишь.

В нотках средних на лужайке
Скачет длинноухий зайка.

Белочки пушистой цокот
Звонкий, яркий и высокий.

Очень тонок и высок
Нежный птичий голосок.

Без труда найти мы сможем
Звук, на птичий свист похожий.

Если мы решим все вместе
Песню для друзей сыграть,
Будут звуки этой песни
В СРЕДНИХ клавишах звучать.

Будто голоса ребят
Эти клавиши звучат.

Нот на свете ровно СЕМЬ,
И они известны всем.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ –
Нотки в гости пригласи!

ДО – это ДОмик во дворе,
А это РЕпка – нотка РЕ.
Ми – бурый МИшка косолапый,
Сосёт в берлоге сладко лапу.

ФА будто у машины ФАра,
СОЛЬ – СОЛнце в синем небе встало.
А вместе ноты ФА и СОЛЬ –
Стручок по имени ФАСОЛЬ.

ЛЯ – у реки поёт Лягушка,
Ей вторят в камышах подружки.
СИ – сине-жёлтая Синица –
Красивая лесная птица.

Ноты в домике живут,
НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.
Пять ЛИНЕЕК начертили –
Дом для ноток получили.

Чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –
Командир для нот отличный!

Днём и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:
«Путь для музыки открыт!»

Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так:

А сейчас на нотном стане
Нарисуем нотки с вами.

Нотки, будто птички,
Сели на линеечки.
Каждой нотке есть своя
В домике скамеечка.

Дружно сели нотки в ряд,
Получился ЗВУКОРЯД.

А теперь ты нотки эти
Отыщи на инструменте.

Неужели позабыли
Мы про клавиши другие?

Ну-ка, нотки, на подмогу:
Есть свободных клавиш много.
Все местечки занимайте,
Ничего не пропускайте!

Всё, свободных клавиш нет.
Не пойму я – в чём секрет:
Те же ноты – и не те.
Изменились в высоте!

Есть пониже и повыше.
Сам сыграй – и ты услышишь.

Вот еще один значок,
Как горбатый старичок.
Это тоже предводитель,
Низких нот руководитель,
Важный и слегка суровый,
Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.
И ему, ребята, дан
Свой, отдельный нотный стан.

Чтоб играли две руки,
Мы напишем две строки.
Ключ скрипичный в верхней правит,
А басовый в нижней ставим.

Чтобы был теперь порядок,
Мы рисуем АККОЛАДУ.
Акколада – будто лук –
Свяжет строчки для двух рук.

Верхняя – для правой,
Нижняя – для левой.
Руки ставь на клавиши –
И в дорогу смело!

Знаешь счет ты до пяти?
Ну-ка, пальчики сочти!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будут пальчики играть.

Вы готовы, детвора,
Дать для пальцев номера?
Вот, смотрите, два окошка,-
Приложите к ним ладошки.
Приложите, обведите,
Счёт для пальцев подпишите.

Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

Если несколько восьмушек
Друг за дружкою стоят,
Можем мы одной чертою
Обозначить ноток ряд.

Нужен каждой ноте счёт.
Ноты, стройтесь на расчёт!

Различи, скорее, друг,
Длинный и короткий звук.
Нотки правильно считай,
Чувство ритма развивай.
Нужно помнить вам, что РАЗ –
Это сильный счёт у нас.

В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.

Кто еще стучится в дверь?
- Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ежик
Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!

Чтоб не спутать польку с вальсом
Или с маршем, например,
За ключом стоит на страже
Музыкальный счет – РАЗМЕР.

Счет бывает на ЧЕТЫРЕ,
Мы его отметим так:
Между ключиком и нотой
Выставляем этот знак.

И такой бывает счет,
Будто строй солдат идет.
Называется как раз
Он ДВЕ ЧЕТВЕРТИ у нас.

Если вдруг решила нота
Черной клавишею стать,
То придется этой ноте
Знак ДИЕЗ с собою взять.

Диез – четыре черточки,
Похожих на решеточки.
Всякий это слышит –
Стала нота выше!

Чтобы сделать ноту ниже
Есть другой значок-пароль,
Называется он просто:
Понижающий БЕМОЛЬ.

Знак бемоль – как пол листочка,
Сядет он на нотной строчке.
И ты, малыш, услышишь –
Станет нотка ниже.

Караул! Кошмар, кошмар!
Вот идет значок БЕКАР.
Отнимает он все знаки –
Как бы не случилось драки!

«Ноты, быстро по местам!» -
Раздается тут и там. –
Прекращаю все движенья –
Отменяю повышенья!
Пониженья отменяю –
Всех на место отправляю!

В музыке, друзья, бывает,
Что все ноты замолкают.
Это ПАУЗОЙ зовут,
Нотам отдохнуть дают.

Кирпичик, червячок, крючок –
Всё это паузы – молчок!

Крючок – молчи одну восьмушку.
А червячочек – четвертушку.
Кирпичик вверх – молчи два счета,
Смотри, не сбейся ты с расчета!

Ну, а кирпичик если так ,
Молчать придется целый такт!

Если в вальсе мы закружим,
Счет ТРИ ЧЕТВЕРТИ нам нужен.
Раз-два-три, раз-два-три, -
Всё кружится, посмотри.

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.

You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.

Тип проекта: для дошкольников

Возраст: Средняя группа (4-5 лет), Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)

Разделы: Музыка, Познание, Социализация, Художественное творчество

Преподаватель: Гончарова Татьяна Евгеньевна — музыкальный руководитель

Образовательное учреждение: ГБДОУ детский сад № 79 Приморского района Санкт-Петербурга

Добавлено: суббота, 28.11.2015

Методическое сопровождение к проекту «Путешествие Нотки »

Автор проекта – Гончарова Татьяна Евгеньевна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад № 79 Приморского района Санкт-Петербурга

Проект предназначен музыкальным руководителям и воспитателям для проведения тематического досуга, посвящённого празднованию Дня Победы в старших и подготовительных группах детского сада, в школах.

Проект состоит из 26 листов.

1 лист. Название проекта

2 лист. Жила-была Нотка. Вокруг неё было много разных звуков.

3 лист. Они были высокие и низкие, длинные и короткие, тихие и громкие.

4 лист. Решила Нотка узнать побольше о звуках, нотах и Нотной грамоте.

Пошла она по нотной дорожке, и узнала, что.

5 лист. Звуки бывают шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть

Послушай, и поставь нотки к нужным картинкам

6 лист. Выбери картинки с шумовыми звуками

7 лист. Выбери музыкальные звуки

8-10 лист. Музыкальные ИНСТРУМЕНТЫ бывают музыкальными и шумовыми. Выбери музыкальные инструменты.

11 лист. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК

Видишь, клавиш очень много,

Будто длинная дорога.

Если клавишу нажать –

Станет клавиша звучать,

И услышим мы не стук –

МУЗЫКАЛЬНЫЙ будет звук

12 лист. Звуки отличаются своей высотой

Послушай, как низко и гулко звучат клавиши с левой стороны клавиатуры. Как светло и прозрачно они звучат с правой стороны. И как мягко - в середине. Похоже на человеческий голос.

13 лист. Очень тонок и высок нежный птичий голосок.

Без труда найти мы сможем звук, на птичий свист похожий.

В нотках средних на лужайке скачет длинноухий зайка.

Если мы решим все вместе песню для друзей сыграть,

Будут звуки этой песни в СРЕДНИХ клавишах звучать.

Будто голоса ребят эти клавиши звучат.

Низким голосом реветь может зверь лесной – Медведь.

Мишкин голос БАС зовётся, очень низко бас поётся.

Слева клавиши у нас будто мишкин голос – бас.

14-16 лист. Послушай звуки и выбери, у кого может быть такой голос?

17 лист. Поставь синие звёздочки к тем, у кого низкий голос, зелёные - средний голос, красные - высокий голос.

18 лист. Музыкальные звуки различаются ТЕМБРОМ – окраской звука.

Голос - тоже музыкальный инструмент. Послушай, кто может петь эту песенку?

19 лист. Музыкальные звуки различаются силой звука - ГРОМКОСТЬЮ. Пиано - это тихо. Громко! Форте! Выбери тихую картинку

20 лист. Музыкальные звуки различаются ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ.

В день рождения енот получил огромный торт.

Съесть один его хотел, но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!». Прибежал к нему барсук.

И пришлось тогда друзьям торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки – в дверь стучат соседки-белки.

На четыре части торт режет для гостей енот.

Кто еще стучится в дверь? — Эй, барсук, пойди, проверь!

Заяц, волк, лиса и ежик торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь! Всех гостей к столу мы просим!

21 лист. Музыкальные звуки различаются ДЛИТЕЛЬНОСТЬЮ.

Выбери самые короткие длительности

22 лист. Музыка бывает разная. Если музыка весёлая, яркая, светлая - то она МАЖОРНАЯ. Если музыка грустная, ласковая, нежная – МИНОРНАЯ.

Послушай и поставь нотки к нужным картинкам

23 лист. Выбери МАЖОРНЫЙ лад

24 лист. Выбери МИНОРНЫЙ лад

25 лист. У музыки бывает разный ТЕМП. Темп - это скорость, быстрота движения. Поставь цифры по порядку от медленного темпа к быстрому

26 лист. Так и в музыке:

1. Медленно, спокойно звучит КОЛЫБЕЛЬНАЯ

2. Умеренно, энергично - МАРШ

3. Быстро и весело - ПЛЯСОВАЯ

Поставь цифры по порядку от медленного темпа к быстрому

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки: Длительности

Музыкальная азбука или страна, где живут звуки

Длительности

В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.

Кто ещё стучится в дверь?
- Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ёжик
Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!

Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.

Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка веселых, нарядных ребятишек в красивом зеленом парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором живет Баба-яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках…

Это картинки с выставки. «Картинки», которые можно не только увидеть, но и услышать.

Нарисовал их в прошлом веке молодой талантливый архитектор Гартман, а звучать их заставил Модест Мусоргский — гениальный русский композитор.

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора. Памяти Гартмана и посвятил Модест Мусоргский свою фортепианную сюиту «Картинки с выставки». Композитор музыкой изобразил не только некоторые, особенно понравившиеся ему работы Гартмана, но и самого себя—проходящим от одной картинки к другой.

Модест Петрович Мусоргский родился и жил около 150 лет тому назад. Уже в 7 – 9 лет Мусоргский научился играть на фортепиано достаточно сложные пьесы, например целые фортепианные концерты. В детстве композитор любил слушать волшебные сказки, и это потом помогло ему при создании музыкальных произведений для детей. Родители хотели, чтобы Модест Петрович стал военным, но он очень старательно занимался музыкой и стал одним из самых известных композиторов в мире.

Послушайте две пьесы М. П. Мусоргского из этого цикла «Картинки с выставки»: «Лимож. Рынок» «Катакомбы».

«Лимож. Рынок»

На одном из рисунков изображен рынок в старинном французском городе Лиможе. В маленьких городках рынок не только место оживленных торгов, здесь горожане обсуждают важнейшие местные события, судачат, беседуют с друзьями. Композитор дал пьесе название: «Лимож. Рынок» - и подзаголовок: «Большая новость».

Мусоргский по-своему «озвучил» рисунок Гартмана. Всю разноголосицу рыночной толпы: неумолкающую болтовню торговок, обрывки разговоров, спор кумушек, внетерпении перебивающих друг друга, - он превратил в оживленный звуковой поток. Вот кумушки тараторят, а затем перебивают друг друга:

«Катакомбы»

Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это «Катакомбы». Очень медленная, сосредоточенная, полная мрачного раздумья музыка воссоздаёт перед нами суровую и таинственную картину древнего подземелья.

Вопросы:
Какие длительности – долгие или короткие – использовал композитор М. Мусоргский в пьесе «Лимож. Рынок»? Подумайте, почему?
Почему пьеса «Катакомбы» записана долгими длительностями?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация: 18 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Катакомбы (в фортепианном и симфоническом исполнении), mp3;
Мусоргский. Картинки с выставки. Лиможский рынок (в фортепианном и симфоническом исполнении), mp3;
3. Сопровождающий материал, docx.


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7




Ребята, давайте познакомимся с двумя братьями - ладами мажором и минором.



Музыкант и дирижер
радуются с нами:
про минор и про мажор
мы расскажем сами.

Жили-были братья-гномы,
Дом их рядом с нотным домом,
Брат-мажор с минором-братом,
Два различных брата-лада.

Я – Мажор, бегу, кричу,
Я – Минор, иду, грущу,
Я – Мажор, смеюсь, шумлю,
Я – Минор, шепчу и сплю,
Я – Мажор, веселый гном,
счастлив даже под дождем,
Я – Минор, печальный гном,
грустный прихожу я в дом.
Я – Мажор как помидор:
красный, очень яркий,

Белым назовем Минор,
как подснежник в парке.
Интересный разговор,
стали мы друзьями,
про минор и про мажор
рассказали сами.

    Что в жизни у вас ассоциируется с мажором и минором? Придумайте, какие музыкальные подарки могли бы подарить эти братья людям? Как эти братья проводят свои каникулы?


В день рождения енот,
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» -
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт,
Режет для гостей енот.

Кто ещё стучится в дверь?
- Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ёжик
Торт спешат отведать тоже. Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!


Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки,
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.


Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности. Может быть, самое главное. Правда, Николай Андреевич Римский-Корсаков считал, что самое главное средство выразительности — ритм. Можно с ним не соглашаться, но доказать его правоту очень легко.

Люди произносят слова во времени, то ускоряя свою речь, то замедляя ее. Ведь трудно представить себе человека, говорящего предельно точно, размеренно. Такая речь быстро утомит слушателя, и он плохо воспримет смысл сказанного.

Вы, конечно, замечали, что в музыке звуки длятся неодинаково. Одни из них короткие, другие - более длинные. Давайте вспомним песенку, которую многие из вас пели: «Петушок, петушок, золотой гребешок».


Давайте запишем ритмический рисунок этой песенки:

Видите, в ней два коротких звука сменяются одним длинным (чередование длинных и коротких звуков).

Чередование длительностей, которое в музыке всегда повторяется, называется ритмом. Академик Асафьев назвал ритм пульсом музыкального произведения. Это очень удачное сравнение.

Ритм вносит порядок в музыку, выстраивает и согласует звуки во времени, то есть по их длительности. То есть ритм - это согласованность звуков по длительности. Они могут быть различными. Количество ритмических вариантов бесконечно велико, все здесь зависит от фантазии композитора. Вообще ни одна мелодия невозможна без ритма. Как бы ни была совершенна и проста мелодия - ее нельзя даже представить вне ритма.

Не будь ритма, не было бы и мелодии, а остался бы только набор разных по высоте звуков. Хотя ритм без мелодии существует. У многих народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритм ударных инструментов.

Ритм является сильнейшим выразительным средством. От него во многом зависит характер музыки. Ровный ритм делает мелодию плавной и мягкой, прерывистый - придает мелодии взволнованность, напряженность, часто используется в решительной, маршевой музыке. Благодаря ритму мы можем сразу же, даже в незнакомом произведении определить: это вальс, это полька, это марш и т. д. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.


Вот два вида ритма: ровный и пунктирный.


Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла с девочкой Асей, и феей, такой же, как я. Из этой истории мы узнаем, какие бывают регистры.

Дома было тихо и Асе захотелось поиграть на пианино. Она вспомнила, как красиво играл на


первом уроке учитель и вздохнула: « Ничегошеньки у меня не получается. Здесь так много клавиш, но вот на каких нужно играть? Вот бы волшебница или фея сейчас появилась и я бы сразу все поняла"- рассуждая так, Ася дотронулась до клавиши и. фея Сольмина появилась в комнате и не одна. Ася услышала звуки и увидела, как из складок платья Сольмины посыпались маленькие нотки, похожие на смешных человечков. У них были тоненькие ножки, и они быстро побежали по пианино и спрятались в щелочках между клавишами.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

-Я очень рада, что ты позвала меня. Знаю, что ты хочешь познакомиться с моими маленькими друзьями. Я тебе сейчас их представлю. Посмотри на клавиши пианино.





Это как ты уже знаешь - КЛАВИАТУРА. Клавиши на клавиатуре расположены в строгом порядке. Пройдет совсем немного времени, и ты познакомишься со всеми из них, и узнаешь, какими голосами может петь та или иная нотка. А сейчас смотри и слушай внимательно. Фея подошла к пианино и дотронулась до клавиш слева на клавиатуре. Как только она коснулась самых низких нот, послышались странные звуки. Ну конечно, Ася узнала, это же слон, а вот ревет медведь. «Здесь расположены самые низкие звуки"- сказала фея. "Слышишь, какие низкие голоса у слона и медведя?"

Фея дотронулась до клавиш в середине клавиатуры и тут же послышались звуки совсем другие - это певец поет какую-то очень красивую песню, Ася даже стала подпевать, до того ей понравилась песня. А вот это лает собака, вот кошка мяукает.

"Сколько в серединке клавиатуры красивых и интересных звуков спряталось." - подумала Ася. А фея уже дотрагивается до клавиш самых высоких. Кто же там окажется? а там поют птички-невелички, и пищит мышка, их Ася узнала сразу.



-"Запомни Ася, слева на клавиатуре, там, где ты слышишь очень низкие звуки - это нижний регистр. В середине - средний регистр. А справа - верхний регистр. Потом ты привыкнешь к этим названиям.

В каком регистре поют эти персонажи?


Сегодня мы познакомимся с новым средством музыкальной выразительности - гармонией.

Гармония - это многоголосная музыкальная краска, которую создают аккорды.

«Гармония» - одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово - такое богатое смыслами, такое многозначное – из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает ее от других видов искусства. Поэтому не случайно слово «гармония» (греческое слово harmonia переводится как созвучие, стройность, соразмерность), включающее в себя все эти значения, в музыке относится к выражению ее коренного и основного свойства - благозвучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований - это и есть музыкальная гармония.

Особое выразительное значение гармония приобретает в сказочных музыкальных образах, где необычные созвучия помогают изобразить нереальный, волшебный мир сказки.

В музыкальных сказках гармония часто становится важнее мелодии. Но не только сказочные образы доступны гармонии. Так, в прелюдии Шопена гармония выражает тончайшие смены настроения. Гармония может быть задумчивой, а может быть озорной.

Читайте также: