Праздник каша пища наша

Овсяная, перловая, манная, пшённая, гречневая, рисовая, ячневая, гороховая, кукурузная…

Таким образом, ни у кого из нас нет повода не отметить 10 октября замечательный праздник – Международный день каши.


Праздник неспроста имеет международный статус. Зародился он в Великобритании в 2009 году, но очень быстро стал популярен во всём мире, особенно в России. Англичане, как известно, не могут жить без овсянки, у них даже в названии праздника (World Porridge Day) зачастую фигурирует именно эта каша.

В русской кухне каши не менее почитаемы и по распространённости уступают лишь щам. Это подтверждают не только кулинары и социологи, но и народные поговорки. Правда, у нас фаворитом, в отличие от англичан, выступает не овсяная каша, а гречневая.


О полезных свойствах каш написаны сотни книг. Овсянка является рекордсменом по числу микроэлементов, вымывает сахар, выводит шлаки и способствует улучшению пищеварения. Гречка содержит железо, калий, цинк, фосфор, магний и витамины А, В, Е, выводит токсины и тяжёлые металлы, нормализует артериальное давление. Пшёнка снижает уровень холестерина, очищает сосуды, благотворно влияет на кости, ногти и волосы, благодаря рекордному содержанию витамина D. Рис – это природный сорбент из медленных углеводов, содержит россыпь микроэлементов и весьма полезен при расстройствах желудка.

По большому счёту, спорить можно о полезности лишь двух видов каш – манной и кукурузной. Да и то в случае бесконтрольного ежедневного употребления.


Дома её необходимо приготовить, в ресторане – найти в меню. Закуска из виновницы торжества, скажем прямо, так себе, но присутствие на столе хотя бы одной из её разновидностей крайне желательно.

Напоследок напомним несколько русских пословиц и поговорок, которые сегодня смело можно использовать в качестве тостов:

Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

От красивых речей масла в каше не прибавится.

Кашу маслом не испортишь.

Не хвали кашу, коли просо не посеяно.

Кашевар живет сытее князя.

Каша-то густа, да чаша-то пуста.

В родной семье и каша гуще.

Кашу слопал – чашку об пол.

Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.

Цели и задачи:

- расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;

- расширить представление детей о традиционных русских народных блюдах, традициях, связанных с их использованием;

- способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.

Оборудование:

- скатерть, занавески, чугун, ложки, чашки в русском стиле для оформления стола.

- Коллекция злаковых растений: пшеница, овес, ячмень, рис, гречиха, просо.

- Крупы: пшено, рис, гречка, овес, перловка.

- Картинки с изображением ладоней, козы, сороки, на обороте-песенка.

- Конверты с пищевыми добавками к кашам и названиями каш.

- Оборудование для сценки: платок, фартук, фуражка солдата, изображение топора. На стенде( доске начало предложения)

- По классу прикреплены начало предложений:

"Мне было интересно …..

Ведущий: Ребята, давайте сегодня вспомним, как жили и что ели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. Начнем мы с бытовых условий. В домашнем быту было принято все порывать, накрывать. В богатом доме на полах лежали ковры, а в бедном хотя бы рогожи. Стены тоже завешивались тканью, тканью накрывали и лавки. Вот и вся красота. По законам того времени не разрешалось украшать стены картинами или зеркалами.

Когда наступало время обеда, стол покрывался подскатерниками, на которых, во время еды настилались еще и скатерти - в зависимости от достатка суконные или бархатные, расшитые серебром или золотом. Простые люди довольствовались полотняными скатертями, а совсем бедные обходились и без них.

На стол ставились сосуды для еды: у простого народа это были горшки или чугунки с кашей, щами и всяческими салатами. В салаты добавляли все, что угодно: от яблок до холодной телятины. От этих салатов и произошел хорошо вам известный винегрет.

Очень удивлялись и до сих пор удивляются иностранцы вкусом щей. Щи подавали с грибами, рыбой, пирогами. Ели обычно простые люди из одной большой чашки. Отдельной посуды для каждого не предусматривалось. Тарелками служили большие ломти хлеба. Ножей и вилок тоже не было, ели деревянными ложками, которую каждый имел при себе.

Из напитков самым популярным были ягодные или фруктовые соки с морсом, и, конечно же, квас. С чем только его не делали – от изюма до мяты!

- Какие только каши не варили на Руси! Из овса, пшеницы (полба, которой потчевал поп Балду в сказке А.С.Пушкина), гороха, чечевицы, пшена и многих других зерновых культур..

- А из чего же варили, да и сейчас варят кашу? Из крупы.

- Из каких же растений получают крупы?

- Я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать о каких растениях идет речь? А я покажу вам растение и крупу, которую из него получают.

1. Загадки

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (колос пшеницы или ячменя)

Мала малышка – золотая кубышка.

Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)

Как во поле на кургане

Стоит девушка с серьгами (овес)

На тоненьких ножках. (овес)

Черна, мала крошка,

А пользы в ней много.

В воде поварят, кто ест похвалит. (гречка)

Единственный из злаков, который растет в воде. (рис)

- Каши у разных народов играли в жизни особую роль. Они были не только повседневной высокопитательной, полезной пищей, но и ритуальным обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам, кашу(кутью) варили и сейчас варят на поминках, молодоженов обсыпают зерном желая им богатой и сытной жизни.

- Пришла пора и вам кашу варить. У вас у каждого есть ленточка своего цвета. Соберитесь в команды по цвету.

- Вам предстоит кашу сварить. Подойдите по одному человеку от команды.

В этих конвертах задание, из какой крупы нужно сварить кашу вашей команде.

(В конвертах ингредиенты для варки: вода, перец, молоко, масло, шоколад, соль, сахар, уксус, варенье, цукаты, инжир, курага, изюм, мясо, конфеты, сода, кисель, компот, морковь, лук, чеснок, чернослив.)

- А крупы вот в этих мешочках.

Вам нужно выбрать из него ту, которая вам нужна.

- Готовы? Внимание, начали кашу варить!

- Наша каша получилась на славу! Молодцы!

- Ребята, а знаете, как в старину мамы учили своих дочек кашу варить?

Ведущий

- Вы, наверняка в самом раннем детстве слышали песенки-прибаутки, в которых поминается каша, от своих мам или бабушек?

-Кто-то, может, вспомнил такую песенку?

Тогда давайте, поучим петь такие песенки друг друга! Вам нужно будет взять один из фрагментов рисунка на этом столе. Теперь соберите эти фрагменты в картинку, которая лежит на одном из столов, и соберитесь сами в команду возле этого стола. Переверните картинку и прочитайте песенку. Если сами не знаете, как её исполнять, можете пригласить в свою команду любого взрослого из этой комнаты. Готовы! Начали!

- А теперь, давайте поучим своих одноклассников этой песенке да еще и с нужными движениями.


Актуальность данной разработки в том, что внеклассные мероприятия способствуют созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в классном коллективе, а также проведению целенаправленной пропаганды здорового образа жизни.

Цель:

· закрепить знания детей о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;

· сформировать представление о каше как национальном русском блюде.

Задачи:

1. Расширить знания детей о каше как полезном блюде;

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx 37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23

Методическая разработка внеклассного мероприятия

5 класс(11-12 лет)

учитель русского языка и литературы

Методическая разработка внеклассного мероприятия

5 класс(11-12 лет)

Подростковый возраст (10 - 14 лет) связан с резкими качественными изменениями, происходящими как в организме, так и затрагивающими отношения подростка с внешним миром. Правильное питание

оказывается одним из главных условий, обеспечивающих нормальное развитие организма. В подростковом возрасте, в силу бурно протекающих перестроек, увеличиваются потребности организма в энергии, поэтому калорийность рациона должна быть увеличена . Одной из самых распространенных проблем, связанных с неправильным питанием подростков, является избыточный вес. В последние годы распространение приобретают такие нарушения пищевого поведения, как булимия и анорексия. При этом одним из важнейших способов профилактики такого рода нарушений оказывается формирование полезных привычек и навыков поведения, связанных с питанием.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья детей, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, условия жизни ребенка. Они предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к себе. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено имеет определённый период адаптации. Именно поэтому в первую очередь необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности здоровья каждого ученика, пришедшего в пятый класс, создать условия для включения ребёнка в учебный процесс и найти методы, адекватные именно его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления и способности к “конструированию” собственного здоровья. Актуальность данной разработки в том, что внеклассные мероприятия способствуют созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в классном коллективе, а также проведению целенаправленной пропаганды здорового образа жизни.

  • закрепить знания детей о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;
  • сформировать представление о каше как национальном русском блюде.

  1. Расширить знания детей о каше как полезном блюде;
  2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей детей.

Участники мероприятия: классный руководитель, уч-ся 5 класса, представители родительского комитета.

Цель : сформировать представление о каше как национальном русском блюде; развивать коммуникативные навыки; способствовать раскрытию познавательных способностей детей.

(Звучат частушки в исполнении учащихся)

Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!

С детства кашу кушать надо,
Она лучше шоколада.
Гречку скушай ты с утра,
День пройдёт весь на ура.

Фольклористы . Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Получилась лепешка. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Так, согласно легенде, из каши появился на свет хлеб.

Ведущий. Что мы узнали о каше? (слайд 7)

Задание . Объясните фразеологизмы (слайд 9). Соберите пословицы(слайд 10).

- Какие вы знаете и любите каши? (ответы детей)

- Когда следует есть кашу, чтобы зарядить энергией весь организм? (слайд 11) Каша является наиболее подходящим блюдом для завтрака. В кашах содержится необходимое количество питательных веществ; они легко усваиваются, что немаловажно утром, т.к. организм просыпается.

Цель: сплочение коллектива детей и родителей; пропаганда здорового образа жизни.

Пока жюри подводит итоги игры, давайте выясним, какая же каша не только вкусная, но и полезная.

Диетолог . Наиболее полезна гречневая каша, так как в гречневой крупе, из которой она получается, содержится огромное количество полезных веществ. Все дети любят есть её с молоком, и даже взрослые не откажутся ею полакомиться.

Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился –

Полведерка каши съел.

Рассказчик : Так рассказывают старые люди. У воеводы Всеслава была единственная дочь по имени Крупеничка. Слава о дивной красоте девушки далеко разнеслась вокруг. Все любили её за доброе сердце, и в народе даже песенка про неё сложилась:

(дети поют песенку) Крупеничка, красная девица,

Голубка ты наша, радость-сердце,

Живи, цвети, молодейся,

Будь всем добрым людям на радость!

(Крупеничка и мамушка Варварушка проходят с лукошком)

Рассказчик: Прослышал о красавице басурманский военачальник Талантай и велел своим воинам:

Талантай: Приведите ко мне Крупеничку, посмотрим, не годится ли она в жёны нашему хану.

Рассказчик: Воины надели на себя халаты: один надел халат зелёный, точно трава; другой - серый, точно дорога лесная; третий – коричневый, как сосновый ствол. Отправились в дальний путь.

(воины притаились, выходят Крупеничка и Варварушка)

Варварушка: Слушай и запоминай. Растёт белыми звёздами среди озера одолень-трава. Если человек её соберёт и в пояс зашьёт – никакая беда его не коснётся. (воины хватают Крупеничку и уводят; Варварушка падает на колени, причитает)

Варварушка: Одолень-трава! Помоги мне увидеть мою милую Крупеничку!

Рассказчик: Сидела она так-то над озером, горевала, как вдруг подходит к ней старичок.

Старичок: Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ли кому от тебя поклон? Зовут меня Одолень-трава.

Варварушка: Одолень-трава! Одолей ты злых людей, верни Крупеничку!

Старичок: Будь тогда мне в дороге верной спутницей. (Старичок взмахивает рукой и вместо Варварушки – посох в руках)

Рассказчик: Пришёл старичок в басурманское становище. Остановился у дороги и начал раскладывать из узелка разные сладости, будто для продажи. (Старичок взмахивает рукой и вместо посоха – Варварушка)

Старичок: Ну, теперь не зевай, гляди на дорогу. На неё скоро упадёт зёрнышко. Как упадёт, бери его скорей, зажимай в руке и береги. Смотри не потеряй! (Мимо проходят воины, они ведут пленных девушек, старичок разбрасывает сладости, а девушки собирают) Кушайте, красавицы, сладости: веселее будете, румянее

Рассказчик: Обступили его девушки, а старичок взмахнул левой рукой, и стала Крупеничка зёрнышком. Варварушка схватила зёрнышко. Старичок взмахнул правой рукой, и стала Варварушка посохом. Никто не заметил, что вместе со старичком исчезла одна из девушек. Пришёл старичок на то место, где Варварушку встретил. Взмахнул правой рукой над посохом и появилась Варварушка, прижимавшая к сердцу зёрнышко гречихи.

Старичок: Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, земля, никогда не сеянная.

Варварушка: Вот, около озера.

Рассказчик: Взял тогда старичок гречишное зёрнышко, бросил в указанное место и сказал:

Старичок: Крупеничка, красная девица, живи, цвети, добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай добрым людям на угоду.

Рассказчик: Проговорил – и исчез старичок, как будто его здесь и не было. Видит Варварушка перед собой Крупеничку, живую и здоровую. А там, где упало зёрнышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую, когда её сеют, поют старинную песенку:

(дети поют песенку) Крупеничка, красная девица,

Кормилка ты наша, радость-сердце.

Цвети, выцветай, молодейся,

Мудрее, курчавей завивайся,

Будь всем добрым людям на угоду!

Фольклористы. В старину на Руси был праздник каши.(слайд)

Ведущий: Ребята! К нам тоже спешит гость.

(Под музыку появляется солдат)

Ребята, перед вами на столах в тарелках гречневая каша. Ваша задача состоит в том, чтобы сделать её более вкусной, питательной. В вашем распоряжении фрукты, сухофрукты, орешки, мёд и т.д. Перед тем как начать, нужно тщательно помыть руки и насухо вытереть их полотенцем. По завершении конкурса наше жюри проведёт дегустацию и выберет самую вкусную кашу, которую порекомендует есть на завтрак.

Подведение итогов игры жюри, награждение победителей, поощрительные призы проигравшим.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:



Фольклорно-музыкальный праздник

Музыкальный руководитель: Овчинникова Е. А.

Воспитатель: Даминова Э. Х

Фольклорно- музыкальный праздник

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить воспитанников с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками, попевками,танцами в народном стилеи т. п.). Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки.Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.

Разучивание песен, стихов,попевок,хороводов, игр музыкальных и старинных народных игр, повторение пословиц,скороговорок, поговорок о хлебе, каше, поиск загадок, экскурсия на пекарню, беседы.

Презентации о хлебе и каше.

На столах, покрытых старинными скатертями –всевозможная выпечка, в зале- колосья пшеницы, предметы быта, национальная кухонная утварь, каравай на рушнике.

Ход праздника: Входят дети под р. н. м. Расстанавливаются в зале С ними выходит Хозяйка (берет каравай)

Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на праздник, без гостей и праздник не праздник. Ох и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины.

А вот чему будет посвящен сегодняшний праздник, вы сами скажите, отгадав загадку.

И губато, и горбато,

И кисло, и пресно,

И красно, и кругло

И легко, и мягко, и твердо и ломко

И всем людям мило. (ХЛЕБ)

Такую загадку придумал русский народ о каравае – круглом хлебе. Издревле хлеб берегли, в его честь слагали гимны,песни, стихи говорили о нем,как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб –батюшка. Наши предки считали каравай символом плодородия, использовали его в различных обрядах праздниках. (Показывает каравай) Чтобы вырастить хлебнадо вложить много труда:

(Хлебные злаки: рожь, пшеница, ячмень, просо.)

Эх, у нашего Тита

Из колоса – горстка,

Из снопика – мера.

Семьсот молодцов это поле обжали,

На сотне подвод это жито убрали.

У Тита – добра - золотая гора.

Да, сейчас день прозевал. - урожай потерял.

Если идет работа – спать неохота.

Хозяйка: Ребята, а кто знает, откуда пошел хлеб (Ответы детей)

Презентация про кашу

Жать - не дремать! А после жатвы частушку запевать!

(Дети исполняют частушки, смотри приложение)

С детства нам знакома добрая Сорока - белобока, которая кашу варила и малых деток кормила.

Сорока (выходит из-за ширмы). Это кто про меня вспомнил? А-а, ребята! Здравствуйте! Люблю для вас, детушки, кашку варить, да сытно и вкусно вас кормить. А знаете ли вы, ребятушки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки.

Что всегда поверх каши лежит? (Масло)

Не едят меня одну, и без меня ничего не едят. (Соль)

Жидкое, а не вода,

Белое, а не снег. (Молоко)

Во вред зубам. (Сахар)

Молодцы, ребята, все назвали. А кто –же скажет чем раньше ели кашу (Ложками)А какими? (деревянными)Правильно. А когда поедят, что делали? (играли на ложках) .

Сорока: А теперь мне пора — пойду блины испеку, печка-то уже готова.

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

И вот что взяла:

Парное молоко. (Да)

Куриное яйцо. (Нет)

Крупа манная. (Да)

Капуста кочанная. (Нет)

Соленый огурец. (Нет)

Мясной холодец. (Нет)

Сахар да соль. (Да)

Белую фасоль. (Нет)

Масло топленное. (Да)

Рыбка соленая. (Нет)

Лавровый лист. (Нет)

Китайский рис. (Да)

Чернослив и изюм. (Да)

Шоколадный лукум. (Нет)

Перец болгарский. (Нет)

Соус татарский. (Нет)

Клубничное варенье. (Да)

Бисквитное печенье. (Нет)

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой. А какие крупы вы знаете? [Ответы детей.)

А теперь мои загадки,

Все они играют в прятки.

Крупу в них отгадайте.

Кто вспомнил — называйте,

А узнав ответ, погляжу,

Что-нибудь интересненькое о крупе расскажу.

1. Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна. (Гречневая)

2. Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете. (Манная)

3. Называют ее кашей красоты.

Полюби ее и ты. (Овсяная)

4. Белые зернышки во рту тают,

О Китае вспоминают, (Рис)

5. Разваренные крупинки

Сверкают, словно жемчуга.

Эта каша любимая моя. (Перловая)

6. Мелкие зернышки

Сытно в брюшке. (Пшено)

Хозяйка: Ой какие вкусные каши, даже аппетит разыгрался

Ведущий: Кашу, хлеб поели все сыты и веселы, а веселятся и в игры играют.

Старинные игры: Ремешок; Плетень

Хозяйка: Ой, а что-то мы про хлеб совсем забыли?

Ребята, а какие изделия из муки т. е. хлебные изделия вы знаете? Мука это же хлеб вы знаете? Какие изделия изготавливают у вас в семье (Называют, обобщаем что есть на столах)

В старину существовало много примет, поверий, обрядов и обычаев, связанных с хлебом.Например:

• Солнце закатилось – не начинай новой ковриги, а то хозяйство расстроится; а уж если начал в этот час резать хлеб, то горбушку не ешь, а после ужина опять приставь к начатой ковриге.

• Хлеб из рук выпадает - значит гость торопится.

• Раздвоился вдруг хлеб в печи – к отлучке одного из членов семьи.

• В доме каждого моряка и рыбака висел хлебец, вылепленный в форме кораблика; пока он цел, никакая беда не грозила ушедшему в море.

Объявляю конкурс Хлеб – всему голова.

1. Что такое хлеб? Какой хлеб бывает? (Растения, зерна которых употребляют в пищу, называют словом хлеб; хлеб бывает на корню, в зернах, печеный.)

2. Какой хлеб – черный или белый – считают русским национальным хлебом? (черный ржаной хлеб)

6. Загадаю загадку,закину на грядку: моя загадка в рост пойдет калачом взойдет.

7. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)

Лежит мужичок в золотом кафтане,

Подпоясан, а не поясом;

Не поднимешь – так и не встанет. (Сноп.)

13. Кто не велел в сказке садится на пенек и есть пирожок? (Маша)

14. О чем загадка?

Зимой на крюку. (Серп)

Хозяйка: Ребята, а после сбора урожая, что народ делал? (Праздновал)

Да, правильно, люди отмечали удачный сбор урожая, пели, плясали, веселились. И самыми веселыми были скоморохи!

Как на Самирины именины

Испекли мы каравай.

Вот такой вышины,

Вот такой нижины

Вот такой ширины,

Вот такой ужины

Кого любишь выбирай!

Именинник (отвечает)

Я люблю конечно, всех,

Данию больше всех.

Выбранный с именинником танцуют Импровизация В конце танца девочке вручается каравай:

Вот он, хлебушко – душистый,

Вот он - теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

С этими словами она преподносит его гостям.

Так говорили и деды и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова –

Сила великая хлебушку дадена.

Надо беречь хлеб – щедрость Земли,

Силу страны, дар великой природы.

Фольклорно-музыкальный праздник

Музыкальный руководитель: Овчинникова Е. А.

Воспитатель: Даминова Э. Х




Фольклорный мансийский праздник Задачи: приобщать к традиционной культуре на основе активного использования фольклора (сказки, песни, танцы, загадки, пословицы);развивать.


Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше?

Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша – это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

  • "Каша – кормилица наша."
  • "Русского мужика без каши не накормишь."
  • "Без каши обед не в обед."
  • "Щи да каша – пища наша."
  • "Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова."

У некоторых народов нашей страны кашей, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: "с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.


Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и"камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.


Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы:

  • перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке,
  • голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета,
  • ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " – старославянское и восходит к греческому слову "manna " – пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат – жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат "заимствовано русскими из тюркских языков.

Гороховка – каша из гороховой муки.

Кулага – кушанье, приготовленное из ржаного солода – пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша.

Завариха – каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании.

Густиха – густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо.

Злаки – это спрессованный свет Солнца.

Кушайте кашу и будьте здоровы!

Один из рецептов йогической каши с клубникой.

  • Овсяные хлопья (традиционные)
  • Отруби пшеничные
  • Шрот расторопши
  • Льняная мука
  • Клубника (свежая или замороженная)
  • Вода

Метод приготовления:

Овсяные хлопья замочить на полчаса.

Если используется замороженная клубника - достать из морозилки 5-7 ягод на порцию.

Добавить воды в соотношении 1 часть овсянки : 2 части воды.

Далее варить около 10 минут на небольшом огне.

Каша должна быть жидкой, если слишком загустела - добавить еще воды.

Далее добавить по столовой ложке отрубей, льняной муки и шgота расторопши.

В тарелку положить 5-7 ягод клубники, залить её кашей.

Каша дает заряд энергии на целый день.

В овсянке есть много витаминов и микроэлементов, которые способствуют нормализации обмена веществ. Клетчатка и протеины увеличивают именно мышечную ткань, а не жировую прослойку. Витамин В помогает в нормализации процесса переваривания полученной пищи. Также он отлично влияет на кожу. Для тех, у кого аллергия или дерматит, медицинские специалисты советуют есть овсянку как главное блюдо.

Пшеничные отруби благодаря высокому содержанию клетчатки, попадая в организм, удерживают большое количество воды, и далее двигаясь в кишечнике и толстой кишке, оказывают очищающее действие.

Шпот расторопши улучшает метаболические процессы в печени, повышая ее устойчивость к неблагоприятным условиям.

Клубника помимо чудесного вкуса обладает мощным противовоспалительным и противомикробным воздействием, также подавляет развитие вируса гриппа.

Читайте также: