Свадебная каша из чего




История пшеничной каши

На Руси пшеничная каша считалась одной из самых полезных. Из поколения в поколение люди передавали, что пшеничная каша может продлить молодость и сохранить крепость здоровья на долгие годы.

Польза пшеничной каши

Пшеничная каша содержит множество витаминов и полезных микроэлементов. Есть витамины группы В, а также А, Е, F, калий, кальций, магний, цинк, молибден и фосфор.

Клетчатка улучшает перистальтику кишечника, мягко очищает организм от шлаков, токсинов и солей тяжелых металлов. Избавляет от запоров и дисбактериоза.

Пшеничная каша полезна спортсменам, детям как растущему организму и тем, кто хочет похудеть. Она быстро и надолго насыщает, притупляет чувство голода.

Вред пшеничной каши

Применение пшеничной каши в медицине

Применение в кулинарии

  • Пшеничная крупа (полтавская) – 0,5 стакана
  • Мак – 10 грамм
  • Сливки – 100 миллилитров
  • Мед – 1 столовая ложка
  • Ягодное варенье (вишневое)– 2 столовые ложки
  • Соль – 1 щепотка

Пшеничную крупу залить водой и поставить вариться на медленный огонь. Посолите. Отдельно залейте мак кипятком. Когда вода остынет, снова залейте кипятком мак, чтобы он разбух. После – разотрите его толкушкой. Когда каша сварится, добавьте в нее мак и сливки, варите до готовности. Если вода полностью не впитывается в кашу, то попросту слейте ее. На последнем этапе добавьте в кашу мед и варенье. Блюдо должно получиться густым и рассыпчатым.


  • Пшенная каша – 100 грамм
  • Вода – 350 миллилитров
  • Сливки – 50 миллилитров
  • Тыква замороженная – 300 грамм
  • Соль – 1 щепотка
  • Сахар – 1 столовая ложка
  • Корица молотая – 1 чайная ложка
  • Мускатный орех молотый – 1 чайная ложка

Тыкву очистить от кожуры и семян, нарезать мелкими кубиками. В горшочек выложить пшеничную крупу и тыкву. Сверху посыпать соль, сахар, корицу и мускатный орех. Заливаем горшок водой и ставим в разогретую до 180 градусов духовку. Запекаем 30 минут. После добавляем сливки и оставляем в духовке еще на 20 минут.

В Санкт-Петербургском уезде столичной губернии в селе Троицком (Мякки), что у Лемболовского oзеpa, в конце XIX века еще сохранялись старинные свадебные обычаи и обряды. Какими же они были?

Сначала сваха приходила в дом невесты и садилась на лавку у порога. Она молчала до тех пор, пока родители невесты не спрашивали, зачем она сидит на черной лавке. Сваха объясняла цель своего прихода, и тогда ее приглашали сесть поближе к столу. Невеста, условившись заранее с женихом, уходила из избы, уже зная, о чем будет разговор. Когда согласие родителей было получено, призывали невесту, и если она выражала свое согласие, то били по рукам и угощали сваху.

После венца жених и невеста разъезжались по домам своих родителей, где устраивали угощение, на которое гости приносили хлеб, мясо или селедку. После этого в десять часов вечера жених с дружками и родителями ехали к невесте, и там опять было веселое застолье. Приезду жениха предшествовал приезд одного дружки. Его сначала принимали как чужого, спрашивали, есть ли паспорт, и он в ответ подавал какой-нибудь бумажный лист. Когда дружка получал согласие, он возвращался к жениху и приводил его с гостями. И тут опять было празднество, подарки от невесты и одаривание деньгами.

Приданое невесты, в основном одежду, во время угощения складывали в мешки или кучи. Жених, выкупив это добро за деньги, наконец-то ехал домой с невестой, а дружки везли приданое. В доме жениха опять угощение, подарки жениха и одаривание. При этом подруги невесты пели песни, танцевали, и все веселились до утра. Во время застолья бросали деньги в поставленный на столе горшок, и каждый старался бросить так, чтобы горшок разбился. Главными угощениями на свадьбах были яичница или картофельная каша. Вот так, с прибаутками и кашей, проходили свадебные торжества в Санкт-Петербургской губернии.

Каша – традиционное блюдо русской национальной кухни. Трудно представить наш ежедневный рацион без рассыпчатой гречки, ароматного риса, сытной овсянки. А уж воспоминания о манной каше есть у каждого!

Уже ни для кого не секрет, что большая часть проблем со здоровьем современного жителя большого города во многом связана с кардинально изменившимися приоритетами в питании. Поэтому многие ведущие диетологи России предрекают "второе" рождение традиционной русской каши. Первая примета этого возрождения – неожиданная популярность каш и блюд из цельнозерновой крупы.

Крупы из цельного зерна – важный источник растительных белков и углеводов. В них содержится довольно много минеральных веществ и необходимых витаминов, особенно витаминов группы В.

Еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и ягодами. В цельном зерне есть все, что необходимо нашему организму. В нем достаточное количество клетчатки, а именно грубых пищевых волокон не хватает в рационе современного человека.

Из зерна злаков мы получаем жизненно важные аминокислоты, 18 из которых незаменимые. В них сосредоточено все то, что нужно нашему организму для полноценной жизнедеятельности. Вот сегодня, наконец, возвращается в наш рацион такой продукт, как каша из цельнозерновой крупы.

Каша, несомненно, исконно русское блюдо. Более того, каша – это культовое блюдо. Согласно старорусским традициям во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. Кашу варили при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны. Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу. В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды – одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде. Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу". Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь".
Готовились рождественские каши и каши по случаю окончания уборки урожая. Девушки готовили кашу на день Аграфены Купальницы из смеси различных круп. Кроме зерновых и гороховых каш варили рыбные и овощные каши.

Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель. Поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде, что-то наподобие современного выражения "мы одна команда". На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

А кто не слышал про знаменитую "Суворовскую кашу"?
По преданию, в одном из дальних походов Суворову доложили, что осталось понемногу разных видов крупы: пшеничной, ржаной, ячменной, овсяной, гороховой и пр. Т.е. каши из любого из оставшихся видов зерна не хватило бы и на половину армии. Тогда великий полководец, не мудрствуя лукаво, приказал сварить все оставшиеся крупы вместе. "Суворовская каша" солдатам очень понравилась, а великий полководец внес свою лепту в развитие русского кулинарного искусства.

Популярна была "молодильная каша". Крупу делали из зерна ржи молочно-восковой зрелости. Получалась очень вкусная и душистая каша, которая благотворно влияла на здоровье и омолаживала организм.

Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна.

Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною". Популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба – это полудикий сорт пшеницы, которая еще в X VIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была неприхотлива и не требовала никакого ухода. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта", а продается у нас под торговым наименованием "камут". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Она так и называется "спельта". Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут" названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

Для гурманов того времени в журнале "Эконом" за 1841 год приводится рецепт каши из роз: "Оборвите несколько роз и истолките листочки в ступке как можно мельче; выпустите в ступку белок яйца и подбавьте столько картофельного крахмала, сколько нужно, чтоб вышло густое тесто. Потом протрите сквозь сито на сухую доску и высушите на солнце. Таким образом, получите превосходную крупу. Каша из нее варится на сливках. Можно подбавить в нее немного сахара, если она покажется не довольно сладкою".

Современная диетология подтвердила, что каша из нескольких видов круп полезнее, чем каша из одной определенной крупы. Каждая крупа имеет свой химический состав со свойственными только этому злаку полезными качествами, а смесь из нескольких круп сочетает в себе полезные свойства каждой крупы, что увеличивает пищевую и биологическую ценность такой каши.

Каша не только один из самых полезных из продуктов, но может удовлетворить даже самые изысканные вкусы.





Готовьте ее, как и любое другое блюдо, с хорошим настроением, любовью и фантазией!

Сонник Свадебная каша приснилось, к чему снится во сне Свадебная каша? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Свадебная каша, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Снились ли Вам когда-нибудь вещие сны?

Сонник - Каша

Если во сне вы готовите кашу – наяву вас ждет благополучие. Есть кашу – хлопоты, связанные с поправлением дел, если они у вас желают лучшего, но с расстройством дел, если они у вас идут блестяще.

Горячая, с пылу с жару каша предвещает укрепление вашего положения при условии, что вы не свернете с линии, которую сами для себя наметили, как вас к этому ни понуждали. Остывшая или подгоревшая каша – к стремлению улучшить взаимоотношения с партнерами, что не принесет положительного результата.

Овсяная каша во сне предвещает богатство, ниспосланное судьбой, смилостивившейся после столь долгого времени.

Гречневая каша – мелочные обиды, которые быстро забудутся. Рисовая каша предвещает неожиданный звонок по телефону, который сорвет вас с места, заставив бросить все дела.

Перловая каша – к слезам и переживаниям из-за несчастной любви. Пшенная каша предвещает теплые, сердечные отношения в семье и между влюбленными.

Манная каша – друзья поспешат на помощь в беде.

Ячневая каша – знак богатства и процветания, построенного на страданиях других.

Нежданно–негаданно привалила удача граду Коломне. Загулял весь город, ибо князь великий Дмитрий Иванович не в Москве, не в Нижнем, а здесь, в Коломне, свадебную кашу [167]заварил.

Началось с того, что Дмитрий Костянтинович вздумал русский обычай ломать – свадьбу искони в доме жениха играют, а он московским сватам сказал:

– На Москве свадьбе не бывать. Сам не поеду и дочь не пущу, ибо князь Дмитрий Иванович млад, а я – сед, и к нему на Москву ехать мне непристало.

Дмитрий Костянтинович, прочтя ответ, со злости московскую грамоту изорвал в клочья. Сорвал досаду на дочери.

– Твой–то ясный сокол, даром что млад, а премудр, аки змий. Дело повернул так, что мне и сказать нечего. Придется в Коломну ехать, чтоб ей в тартарары провалиться. Любить – любит, а уступить не захотел! – сказал и ушел, крепко хлопнув дверью.

Князь вскоре остыл и за свадебными хлопотами забыл о своих словах, а Дуня их не забыла и потому одна она в веселой и шумной Коломне была тиха и печальна. Когда по обычаю надо было плакать, прощаясь с девичьей волей, княжна не голосила, не причитала, но в песенных напевах дрожала у нее невыплаканная слезинка, и тем горше ей было, что Дмитрий, строго блюдя обычай, ни разу не попытался увидеть ее наедине, поговорить, рассеять думы, что мучили ее.

Князь даже не подозревал, что творится в душе у Дуни, ибо в эти дни заговорил, обошел, обольстил его коломенский поп Митяй, велеречивый, ученый, ласково–хитрый.

Говорил Митяй о том же, о чем тайно мечтала вся Москва: о борьбе с игом татарским, о восходящей звезде княжества Московского. Но если у Сергия Радонежского речи шли от простоты чистого сердца, если владыка Алексий говорил, как муж, умудренный опытом тяжкой борьбы с врагами Руси, и речи его были суровы, тверды и прямы, как тверд и прям русский меч, то Митяй шелками красноречия расшивал свои беседы: повторял он чужие мысли, а от себя вплетал тончайшие золотые нити лести. Где же было разобраться во всем этом хитросплетении Мите! Слова попа Митяя звучали ново и влекли неудержимо, а вокруг весело шумела взбаламученная Коломна, и Мите совсем не приходило в голову, что кто–то сейчас может грустить, думать горькие думы, страдать.

Потому–то грозой нежданной были для него слезы Дуни. Плакала княжна во время венчания. Дмитрий понял только: не ладно что–то, а что? Как узнать?

Но пир длился и длился, а нетерпение князя, проступавшее все ясней, только веселило подвыпивших гостей, они совсем не спешили кончать со свадебной кашей. Кому было понять Митю? Дуня тоже не поняла, что он тревожится из–за нее.

Наконец из–за стола поднялась сваха, гости зашумели, с грохотом упала лавка.

Митя подметил, как тревожно дрогнули ресницы Дуни.

Молодых повели в опочивальню. Когда закрыли дверь, Дуня отошла в уголок, испуганно сжалась. Нет, не только гости, но и Дуня не поняла, почему на свадебном пиру так пристально вглядывался в ее лицо Дмитрий.

– Дунюшка, горлинка моя, что ты закручинилась? Аль я обидел тебя чем, сам того не ведая?

Каких угодно, но только не этих слов ждала она. Подняла голову. Дмитрий стоит у самой двери, не смея и шагу сделать.

Все еще робея, Дуня подошла к нему, заглянула в лицо, прошептала:

– Митя, милый, наговорили мне, что не любишь ты, что кабы любил, так отцу моему уступил бы, а я… я, дура, поверила.

Дмитрий притянул ее к себе, ответил просто и ясно:

– Нет, Дуня, я очень люблю тебя.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет


Австрия
В Австрии считалось, что на свадебном столе обязательно должны быть рыбные блюда, так как икра, икринка - символ плодородия.

Агрентина (добавление от Danna)
В Аргентине на свадебном столе обязательны слоёные пирожки - местные эмпанады. Они делаються сразличными начинками - мясо сладкое или перчёное, сыр с ветчиной, кукуруза с овощами. Жареные или печёные. Но без эмпанад здесь не обходиться ни одна свадьба - это уже традиция.

Бермудские острова
Здесь на церемонию пекут пирог, который украшают живым крохотным деревцом! Это деревце считается залогом любви, молодые забирают его с собой и сажают около дома.

Венгрия
Традиционный свадебные кушанья весьма разнообразны, это и рожки из теста, и голубцы, иногда эти блюда готовили специально для молодых, причем порции для них делались особенно большими с целью обеспечить им многодетность и богатство. Символом плодовитости является и такое свадебное блюдо как жаренный петух. Особое обрядовое печенье - свадебный калач – огромное сложное сооружение из плетеного теста украшенное яблоками, орехами, иногда свечами и бумажными фигурами. Также традиционна сваренная на молоке каша.

Германия
В традиционное свадебное "меню" в Германии входили куриный суп, телячье и свиное жаркое, ветчина с квашеной капустой, рисовая каша с изюмом.

Голландия
Застолье проводится ДО, а не ПОСЛЕ церемонии, на столе обязательно должны быть особые конфеты - \’сахар невесты\’, и пряное вино - \’слезы невесты\’

Грузия
Конечно, это выдержанное домашнее вино, шашлык и соусы – ткемали и сациви.

Дания
Традиционным считается пирог с марципанами, украшенный по краям свечами, свежими фруктами и медальонами с портретами жениха и невесты.

Индия
На свадебном столе преобладают растительные блюда: рис, кукуруза, чечевица и другие бобовые. На юге страны основу свадебного стола составляют сладкий перец, финики, желтая чечевица и отварной рис. Традиционным блюдом на свадьбе у индийцев является плов, сваренный с добавлением семян бобовых культур. Причем масло в нем должно быть только растительного происхождения (горчичное, арахисовое и кунжутное).
Всю еду на свадьбе, по традиции, подают на тали — большом, обычно круглом подносе, медном или из нержавеющей стали. На поднос ставят катори — металлические порционные чашечки для каждого блюда. Их располагают по краю тали, а в центре помещают отварной рис.

Италия
Макарон. Для такого важного случая готовят их в больших кастрюлях. Макароны сначала погружают в подсоленную кипящую воду (1 кг макарон на 6 л воды, 50 г соли) и варят до мягкости, затем снимают с огня и оставляют на некоторое время в воде, потом откидывают на дуршлаг или сито, дают стечь воде, заправляют растопленным сливочным маслом, тертым сыром, перцем, мускатным орехом и тщательно перемешивают, чтобы они не склеились и не образовали комков. Перед подачей на стол сыром посыпают еще раз.

Казахстан
В доме невесты режут барана и готовят из него сорпу (шупра, шурпо) – густой наваристый суп, пекут баурсаки - традиционное блюдо в виде небольших колобков (обычно круглых, но встречаются и квадратные), изготовляемых путём жарки во фритюре в казане. как правило, готовится из пресного или дрожжевого теста, пресные лепешки, различные сладости, готовят куырдак - рагу-пюре / суп-пюре из мяса и печени (иногда с добавлением почек, мелконарубленных лёгких, сердца, селезёнки — для большей наваристости, густоты и насыщения вкусовой гаммы, порой дополнительно добавляют так же кусочки птицы, в современном варианте обязательно используется картофель в целях придания большей наваристости и густоты. Главное угощение – бесбармак – блюдо из мяса (любого, кроме свинины: конины, верблюжьего, баранины, говядины), с добавлением шельпеки (разновидность макаронного, отличается от обычной лапши тем что не нарезана в лапшу и представляет собой тонко раскатанные лепёшки, которые варятся как лапша). Баурсаки или курт (национальное блюдо из высушенного творога или молодого сыра) вместе с монетами и сладостями разбрасывались над головой молодоженов.

Карпаты
Борщ - традиционное свадебное блюдо

Корея
Здесь готовят отварного петуха, которого обматывают разноцветными нитями, в клюв ему кладут красный перец – символ вечной любви и крепкого брака.

Намибия
Отличительная особенность намибийской свадьбы (помимо таких экзотических для нас, но обычных там антилоп, крокодилов и зебр) – огромное количество спиртного! Пиво, грапа и местное вино – чем больше, тем лучше!

Норвегия
\’Невестина каша\’, готовилась из пшеницы со сливками. Кашу подавали после того, как невеста снимала свой пышный наряд и переодевалась в костюм замужней женщины. С кашей традиционно связано много шуток и забав. Котел с кашей могли даже украсть и потребовать \’выкуп\’.

Румыния
У румын на свадьбу выпекают плетёный калач (колак), который употребляют и в других обрядах, как символ земледельческой культуры. Готовят голубцы в капустных или виноградных листьях, жаркое (токанэ), дроб — блюдо из потрохов ягнёнка.

Средняя Азия
свадебный плов в Средней Азии – специальный плов, который готовился с зарчавой - пищевым красителем золотисто-желтого цвета, приготовленным из корня тропическою растения.

Татарстан
Традиционны баурсаки (см Казахстан) и чак-чак - восточная сладость, представляющая собой изделия из теста с мёдом. В татарской свадебной традиции родители жениха (у сибирских татар — невесты) приносили в подарок на свадьбу блюдо с баурсаками и чак-чаком. Туй-ашы – сладкая тянучка.

Тунис
Обязательно едят кус-кус, национальное блюдо из пшеницы, мяса и овощей.

Узбекистан
Традиционный свадебный плов готовится с добавлением гороха \’Нохот\’ и кишмиша.


Эстония
Эстонская свадебная колбаса – это фактически рулеты - омлет с луком и ветчину заворачивают в тонко нарезанные, отбитые куски вырезки говядины в виде колбасы, закрепив суровой ниткой. Подготовленный таким образом полуфабрикат обжаривают на свином жире. Едят холодным.


Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"

"Русского мужика без каши не накормишь"

"Без каши обед не в обед"

"Щи да каша - пища наша"

"Борщ без каши вдовец, каша без борща – вдова "


У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна – и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.


На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.


Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".


Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.


Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки – это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!

Кулага. Кулажка - не бражка


Кулага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на Руси. Впрочем, в Белоруссии и на Псковщине оно и поныне готовится, но несколько в ином варианте. В замечательной книге филолога И.С.Лутовиновой "Слово о пище русской" приводятся рассказ псковской старушки: Саладуха называлась кулага, срастят ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становится и ягат кладут. Принисёш ягат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.

КУЛАГА, рецепт: Свежую чернику перебрать, промыть и отварить. Добавить просеянную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешивая. Чернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земляникой, голубикой и др. Отдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.

Но это - всё-таки - именно псковско-белорусская кулага. Исконно русская кулага готовилась только с калиной!

КУЛАГА ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и ставят на холод; это лакомое постное блюдо. Кулажка не бражка, не пьяна, ешь вволю.

Самое точное сравнение той и другой кулаги - у Похлебкина, здесь-то не убавишь и не прибавишь:

КУЛАГА. Русское национальное сладкое блюдо. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски.

Настоящая кулага приготавливается из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь (русскую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым негреванием.


Кулага белорусская приготавливается намного быстрее и проще, без солода, в результате смешания 100 г ржаной муки с лесными ягодами (любыми, причем в смеси — земляника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). Затем смесь выдерживается в печи или просто нагревается, после чего остужается. Кулага белорусская очень вкусна из-за своего ягодного состава, но не обладает действием настоящей кулаги и далека от ее вкуса.

Я приготовил оба вида кулаги. В ход пошли замороженные летом и осенью ягоды лесной малины и калины. Для белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипения, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на водяной бане. А русскую заквасил ржаным хлебом, взяв для неё ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. И держал всю ночь под тестяной крышкой при Т

35 С. В весенний авитаминоз такая кулага и в самом деле очень полезна.

А вот это - белорусская, из малины, очень ароматная и вкусная:

Читайте также: