Тверская область кашин музей каши

Музей Каши – это мир древней археологии, старинных ремесел, утраченных гастрономических секретов и тайн кашинских купеческих семейств.
Показать полностью… Музей расскажет об истоках русского кашеварения, тверских и кашинских пряниках, народном календаре, происхождении русской ложки, лепке старинной керамики. Путешествовать по Музею можно всей семьей, классом, фирмой, туристической группой.
Музей предлагает гостям:

• Участие в мастер-классах по русской народной игрушке из льна и лыка, тряпичной кукле, вязанию, росписи, флейтам дождя и калюкам, писанке (росписи пасхальных яиц), лепке свечей из натурального воска.

• Организация свадеб в старинных русских традициях с реконструкцией древних обычаев наших предков.

Мы находимся по адресу:
г. Кашин, Пролетарская площадь, д. 7/1
(вход с Конного проезда)

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

КАША в КАШИНЕ: Чем порадует фестиваль 2019?
Уже на этих выходных Кашин встречает ставший уже традиционным VII Фестиваль каши. В этом году гостей ждет масса новых активностей и интересных моментов. В Кашине сварят аристократическую гурьевскую кашу и изысканные блюда на основе манной крупы, съедутся исторические клубы со всей Тверской области и приедет автобус московских артистов.
Показать полностью…

Что можно поесть и попробовать?
Первое и самое вкусное – каша от Главы. Это главная каша для всех гостей – символ нашего городского гостеприимства. Второе – манная и гурьевская каша, на основе которых займутся творчеством наши кашевары. Кстати, о кашеварах – на площадке фестиваля, как всегда, представят свои заведения кашинские кафе и рестораны. Но кроме того, в этом году будут варить кашу народа меря, которую привезет целая делегация из подмосковного Фряново, и казачью кашу, которую нам представят казаки Воскресенского казачьего общества. Ну и конечно, мы ждем всех наших горожан поддержать родившийся в Кашине гастрономический конкурс.

Что можно сделать своими руками?
Фестиваль соберет мастеров с разных городов и весей. Можно будет поткать на историческом ткацком станке, набить набивной платок, отчеканить кашинский пул и выковать подковы, заняться таинственным искусством турецкой росписи по воде – эбру.

Фотозона и деревенская улица.
Здесь можно принять участие в народных танцах и играх, походить на ходулях, попрыгать через веревку и поиграть в селигерские рюхи. На площадке воссоздадут макеты печки, колодца, и будут сложены диваны для отдыха из небольших соломенных кип.

Р.S. Кроме того, пришедшие на фестиваль смогут принять участие в розыгрыше призов и суперприза.

А еще – в чем кашу варили и чем ели. Разобраться в этом вам поможет богатая коллекция чугунков и горшков. Среди уникальных экспонатов нашего музея – керамика – ровесница египетских пирамид, найденная археологами в Кашинском крае. Вы также увидите, какими большими ложками ели кашу из общего чугунка, ведь тарелок раньше не было, какие изящные резные ложки дарили молодоженам, поймете, чем мужские ложки отличаются от женских. Знакомство с семейными традициями наших предков, путешествие к своим корням интересно и взрослым, и детям. Посещение Музея каши и кашинских традиций идеально подходит для проведения выходного дня всей семьей.

В музее представлены старинные рецепты различных каш: сименухи, толокна, кутьи, кулаги, полбяной, гурьевской, зеленой. В нашем музее вы не только научитесь готовить вкусную кашу, но и выпекать в русской печи бездрожжевой заквасочный крестьянский хлеб, расписывать пряники, которыми Кашин славится по сей день. История кашинского пряника занимает не последнее место в экспозиции.

Музей каши и кашинских традиций расположен в самом центре города, в особняке, построенном в первой трети XIX века и принадлежавшем представителям купеческого рода Запениных. Здание музея является памятником архитектуры.

В музее проводятся интерактивные экскурсии, анимационные программы и мастер-классы.

авг. 5, 2015


"Кашу и дурень сварит - была бы крупица да водица". (Пословица.)

Двадцать седьмого июня 2015 года в городе Кашине Тверской области кашинцы устроили пир - "заварили кашу" в огромном котле объемом 1300 литров
и угостили ею всех желающих. Кашевары отличились! Эта каша, приготовленная на День города, признана официальным рекордом России.
На её изготовление ушло 700 литров воды, 330 кг. гречневой крупы, 4 кг. соли. Варилась она четыре с половиной часа.
На заправку ушло 20 кг. сливочного масла и 5 кг. сахара. Получилось 1500 порций.


Каша - самое распространенное русское блюдо. Находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню предков еще тысячу лет назад. Испокон веков ее варили из проса, овса, ячменя, гречки в будни и в праздники. Она была символом плодородия, благополучия и достатка.
Чтобы узнать, какую кашу ели на Кашинской земле и как ее готовили, отправимся в музей.
Год назад в честь традиционного кушанья в Кашине открылся музей "Каши и кашинских традиций", где пытаются возродить древние рецепты кашеварения, известные некогда повсеместно.
Расположен музей в центре города, в особняке первой трети XIX века, принадлежавшем купцам Запениным. Хозяева музея реставрируют здание собственными силами и всегда рады гостям.











В музее можно познакомиться с разными видами каши - сименухи, кутьи, полбяной, гурьевской, зеленой и др., вам предложат отведать кашу из горшочков и знаменитую кашинскую выпечку (кашинский пряник был не менее известен, чем тульский или вяземский), а также национальные русские напитки по старинным рецептам.





Здесь вас познакомят с процессом обработки зерна и видами злаков, научат разбираться в крупах, а редкие виды круп можно и приобрести.


В музее собрана богатая коллекция чугунков и горшков, ложек.





Среди уникальных экспонатов есть керамика - ровесница египетских пирамид, найденная археологами в Кашинском крае.





Крестильной кашей "с потехой" кормили отца новорожденного ребенка – соленой, перченой, с горчицей и хреном, чтобы в полной мере мог оценить все тяготы родов своей жены.
Поминальной кашей (кутьей, коливом) поминали усопших. Кутья, готовилась из ячменя, пшеницы, а позднее из риса. В кутью добавляли мед, мак, изюм, ягоды и т.д. На Руси кутью ели не только на поминки, но и на Рождество. Примерно в XIX веке кутья получила название "коливо".

Выражение "чинить кашу" значило устраивать свадебное застолье. Родственников и знакомых невесты, приезжающих на кашу, называли "кашниками", а хозяйку дома, где проходило торжество, - "кашницей". Невеста приходила в дом жениха с приданым и ведром зерна, которое давал ей отец. Кашу готовили молодые супруги на второй день свадьбы, когда поселялись в доме жениха. Летом, предшествующим свадьбе, жених выращивал зерно для свадебной каши. Молодые на ручной мельнице готовили из зерна крупу и варили кашу в таком количестве, чтобы хватило на всех гостей, тем самым показывая родственникам и гостям свадьбы, что они готовы к жизни: умеют пахать и сеять, выращивать и убирать урожай.

Наши предки готовили пищу в русской печке, которая появилась более 5 тысяч лет назад.








Переезжая из старого дома в новый, соблюдали преемственность между старым и новым очагами. Хозяйка в последний раз затапливала печь в старом доме, варила кашу, заворачивала горшок в чистое полотенце, кланялась во все стороны, обращаясь к Домовому, говорила: "Хозяин-батюшка, со жоной, со малыми робятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко старой скотинушке, ко старым людям". Затем гасила печь, а горшок с кашей переносила в новый дом. Там впервые зажигали огонь в новой печи и в ней доваривали принесенную кашу.

Первейшая заправка для каши – сливочное масло. Старинная русская пословица "кашу маслом не испортишь" намекает: масла для каши берется много. Кроме масла, можно использовать сливки, молоко, простоквашу, сметану, творог и даже сыр.

На Руси кашу предпочитали варить из крупного зерна, а из круп самого мелкого помола было распространено толокно. Готовили толокно из овса следующим образом: мыли зерно, варили до полуготовности, высушивали и толкли в ступе практически до состояния муки.



Гурьевская каша.


· 2 стакана молока;
· ½ стакана манной крупы;
· ½ стакана измельченных орехов (грецких). Орехи можно заменить цукатами;
· 2 столовые ложки сахара;
· 2 столовые ложки сливочного масла;
· 2 яйца;
· Соль, ванилин – по вкусу.
В кипящее молоко добавить соль и постепенно, очень тонкой струйкой, всыпать манную крупу, постоянно помешивать. Нужно заварить достаточно вязкую кашу. Снять кашу с огня и слегка охладить. Добавить в кашу растертые с сахаром желтки яиц и взбитую в пену белки, а затем обжаренные на сливочном масле ядра грецких орехов. Перемешать кашу очень осторожно. Взять массивную сковородку с толстым дном, смазать её сливочным маслом и выложить первый слой каши. На этот слой выложить дольки абрикосов (без косточек) и накрыть их молочными пенками. На пенки уложить ещё один слой каши.
Для того, чтобы приготовить пенки, налейте в широкую мелкую кастрюлю молоко и поставьте кастрюлю в разогретую духовку. Следует снимать пенки периодически, по мере их образования. Кашу сверху обсыпать сахарной пудрой и прижечь раскаленным на огне металлическим прутом (вязальной спицей, ножом и т.п.) для того, чтобы на поверхности каши образовались полосы. Поместить кашу в духовку и запекать до золотистой корочки.
Готовое блюдо обсыпать орехами, украсить цукатами, фруктами и подавать в той же посуде, в которой каша готовилась.
Для приготовления соуса очистить абрикосы от косточек, мелко порезать и смешать с сахаром. Затем добавить воду и варить на медленном огне до того момента, пока абрикосы не разварятся.
"Название этой каши традиционно связывают с графом Д. Гурьевым, который будучи министром финансов изобрел кашу в честь победы над Наполеоном.
Но есть и другая, полагаю, более правдивая история. Обедал как-то граф у отставного драгунского майора Юрисовского. И потчевал майор дорогого столичного гостя, который слыл гурманом, самыми разными блюдами. А на десерт подали красивую, а главное очень вкусную манную кашу. Гурьев был просто восхищен вкусом блюда и просил позвать повара. Рублем не одарил, но в восхищении расцеловал кулинара (крепостного крестьянина).
Каша так понравилась графу, что он выкупил повара Захара Кузьмина вместе с семьей. И дорого заплатил! Перевез повара в столицу и начал потчевать своих гостей удивительной кашей. Очень скоро блюдо начали готовить во всех аристократических домах и его рецепт вошел в поваренные книги, в том числе и европейские. Блюдо назвали Гурьевской кашей, а про истинного изобретателя этого кулинарного чуда, Захара Кузьмина, очень быстро забыли".

Варите кашу! Кто поссорился, - миритесь! Приятного аппетита!







Музей каши и кашинских традиций — уникальное в своем роде место, куда можно сходить всей семьей и насладиться уютной атмосферой традиционного русского быта.

Исторически каша была основным продуктом питания во многих странах мира, включая Европу и Африку. В России она уступает по значимости разве что супам. Хозяин музея лично проводит посетителей по залу и рассказывает о традициях и истории того времени.


Несмотря на небольшую площадь музея, посетить его все же стоит. Здесь выставлена уникальная коллекция посуды: чугунки, горшки, сито и археологические находки из керамики — ровесники египетских пирамид.


А еще деревянные резные ложки, крупяное колесо, старинные рецепты каш — не только гречи или овса, но и кулаги, толокна, сименухи; русская печь и предметы быта. Все это можно найти в колоритном Музее каши и кашинских традиций.


Музей расположен в старинном особняке в центре города Кашин с 2014 года. В первой половине XIX века эта усадьба принадлежала купцам Запениным, а после революции здесь продавали баранки.

Сегодня продолжаются работы по восстановлению архитектурных форм усадьбы. Первый этаж занимают Музей каши и сувенирная лавка, второй — складские помещения, а третий находится в стадии реставрации. В планах воссоздать исторические интерьеры и благоустроить окружающую территорию.

Экскурсии в Музее каши и кашинских традиций

В Музее каши и кашинских традиций предусмотрены экскурсионные программы для взрослых и детей. Это хорошая возможность провести вместе время всем классом, фирмой, туристической группой или семьей.

В музее нет чопорных смотрителей или огражденных стеклами экспонатов. Поэтому дети смогут все потрогать, попробовать и даже поиграть в русские народные игры. Скрасит обстановку костюмированное представление с баянами и танцами.


Продолжительность мероприятия — 1–1,5 часа.


В Музее каши есть три программы для взрослых.

В конце экскурсии проводятся мастер-классы по росписи пряника и дегустация каши с чаем. Продолжительность мероприятия — 1 час 40 минут.


Темы мастер-классов для взрослых и детей могут меняться. Изготовление флейты дождя или роспись пасхальных яиц, лепка свечей из натурального воска или выпекание бездрожжевого заквасочного крестьянского хлеба — актуальную программу музея нужно узнавать по телефону или на официальном сайте.


Заглянуть сюда можно и без предварительного бронирования экскурсии. Однако туристы рекомендуют заранее предупреждать о визите, чтобы попробовать квас и вкуснейшую свежеприготовленную кашу.

Фестивали и праздники

Ежегодно на территории музея состоится фестиваль Каши. В рамках празднества проводятся конкурсы для кашеваров, ярмарки ремесленников, а организаторы готовят блюдо в огромном котле, рассчитанном на 1000 литров.

Участники фестиваля могут поиграть в селигерские рюхи, примерить кольчугу, пострелять из мушкета или освоить кельтские народные танцы. Одним словом, окунуться в совершенно особенный бытословный мир.


Мимо Музея каши не проходят и такие торжества, как Масленица или Новый год. В эти дни здесь устраивают особый прием с великолепной развлекательной программой.

Как добраться до Музея каши в г. Кашин

Кашинская автостанция расположена в том же здании, что и ж/д вокзал. Автобусное сообщение связывает город Кашин с Москвой, Талдомом, Дмитровым, Сергиевым Посадом, Тверью, Калязин, Бежецком и Кесовой Горой. Отсюда начинается городской маршрут через центр города до деревни Фарафоновка.

Пешеходный маршрут по городу Кашин до Музея каши и кашинских традиций

Репортаж о Музее каши и кашинских традиций

Первое, что я подумала: май сошел с ума. Утренняя какофония из дождя и ветра была дополнена верхом климатической несуразности в виде снега. Нельзя сказать, что это "блюдо" было неудобоваримо, но лично я предпочла бы снежным хлопьям - овсяные с кусочком сливочного масла – солнца.
К слову, зерновые культуры – это не просто ассоциация, но в каком-то смысле лакомство для меня. Около года назад я вдохновилась идеей попробовать забытые вкусы, ароматы, ощущения, осевшие в бабушкиных тетрадках с рукописными кулинарными рецептами. В тот момент на моей кухне появились мешочки с пшеницей, ячменем, овсом, рожью, полбой, булгуром, кускусом, нутом, машем, чечевицей… Череда гастрономических экспериментов подарила мне массу открытий – не только вкусовых, но и культурных. К примеру, я узнала о существовании музея каши, который, как водится, расположен в городе Кашине.
В общем, не будет преувеличением сказать, что я отправилась в Кашин на кашу. И какая, по большому счету разница, сколько градусов на термометре, если в душе, как в чугунке, смешиваются прошлое и настоящее, знакомое и незнакомое, соленое и сладкое?! В этом смысле, каша – не просто еда, но искусство, тайна, великое чудо…



Музей каши и кашинских традиций расположен в старинном особняке, принадлежавшем купеческой чете Николая и Аксиньи Запениных. С момента своего появления эта усадьба являлась городской достопримечательностью: в прошлом красовалась на многочисленных иконографиях и фотоснимках города, а сегодня служит магнитом для путешественников и гурманов.




Кстати, кашинцы считают кашу энциклопедией жизни. За кашей мирились, женились и провожали людей. Она являлась старинным мужским именем, аналогом артели (отсюда выражение – "однокашник"), синонимом слова "пир", источником многочисленных фразеологических оборотов, например, "заварить кашу", "с ним каши не сваришь", "мы с ним из одной каши", "мало каши ел", "обувь каши просит" и т.д.



Открытием для меня стал тот факт, что поговорка "кашу маслом не испортишь" родилась из-за слияния двух местных рек – большой Кашинки и маленькой, заросшей камышом Маслятки. А еще я впервые услышала выражения "каша с веником" и "чинить кашу". Первым характеризуют плохо приготовленную еду, а второе означает пышное свадебное застолье. При этом гостей со стороны невесты называют "кашниками", а хозяйку дома, в котором проходило торжество, - "кашницей".


Любопытно, что вкушение "свадебной" каши молодоженами происходило при помощи особых, связанных между собой деревянных ложек. Такие столовые приборы, наравне с другими резными ложками, горшками и чугунками, представлены в коллекции музея.




Несмотря на заведомую простоту, каша почиталась не только народом, но и высокопоставленными особами. Любопытно, что лидерство среди "императорских" каш занимали гречневая (ее любили государь Алексей Михайлович, Павел I, Николай I) и перловая (ее выбирали Петр I и Николай II. Правда, первый именовал этот вид каши "ячневая", а второй – "жемчужная").



Интересно, что каша хороша как в самодостаточном виде, так и с различными добавками, влияющими не только на вкус, но и на название. Так, популярными на Руси являлись толокно, коливо, кутья, кулага, сименуха, гурьевская и зеленая каши.



Аппетитные истории раззадорили аппетит. И не было ничего вкуснее, чем видеть, как реальность подчинилась единственно моему хотению – и на столе оказался обжигающий глиняный горшочек. Угощением для меня стала полбяная каша, упомянутая в "Сказке о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина:
… Балда говорит: "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу".
Не знаю, как полбу готовил поп, а вот в музее каши зерно замачивают на ночь в кефире, наутро несколько раз промывают, а затем пекут в печи. Результат сравним с магией: блюдо легкое, старомодное, утонченное, позволяющее, в буквальном смысле, отказаться от тяжелой земной поступи и воспарить.



Энергия и благость, полученные от полбяной каши, стали лучшим противоядием от студеного воздуха и пронизывающего ветра, и позволили совершить небольшой променад по центру.


Кашин – провинциально очарователен и столь же провинциально амбициозен. К примеру, местные жители называют малую родину "городом российского сердца" - по силуэту, который формирует протекающая по городу река Кашинка, а также проводят параллели с Иерусалимом по ожерелью церквей. При этом главной святыней города является Воскресенский собор, возведенный в конце XVIII – середине XIX вв.


Величие храма усилено памятником Святой Анны Кашинской – небесной покровительницы Кашина, супруги великого князя Михаила Тверского. Благоверная княгиня приняла мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере.



Двухэтажный гостиный двор стал последним пунктом моей кашинской прогулки. Кирпичный ансамбль XIX века считается одной из главных достопримечательностей города и до сих пор используется по прямому назначению.


Покидая Кашин, я поймала себя на мысли, что посмотрела далеко не все из запланированного. Дело в том, что после 5-и вечера в городе практически ничего не работает (в том числе и церкви!), да и волшебное действие полбяной каши утратило силу перед вновь начавшимся дождем со снегом. И, тем не менее, душевное тепло, случившееся в этом холодном майском дне, было чудом!

Posted on May. 13th, 2017 at 06:52 pm | Link | Leave a comment | Share | Flag


Музей расположен в самом центре города, в особняке, построенном в первой трети XIX века и принадлежавшем представителям купеческого рода Запениных.
В музее представлены старинные рецепты различных каш: сименухи, толокна, кутьи, кулаги, полбяной, гурьевской, зеленой.
В музее проводятся интерактивные экскурсии, анимационные программы и мастер-классы.

Адрес: г. Кашин, Пролетарская пл., д. 7/1 (вход с Конного проезда)

20 февраля 2018

Экскурсия в музей каши

Экскурсия прошла в дружеской, непринуждённой обстановке, родители узнали много интересного о нашем старинном городе, получили заряд положительных эмоций и общения.

Факс: 8 (48234) 2-06-71

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Читайте также: