У подростков в голове каша

Представьте себе просторную квартиру, в которой беспорядочно разбросаны вещи. Легко ли найти то, что вам необходимо? Скорее всего, на поиски потребуется продолжительное время. Если обобщающие понятия сформированы недостаточно, то в голове ребенка аналогичный беспорядок. В нужный момент он затрудняется припомнить нужное слово, значения многих слов неточны, понятия размыты, беспорядочные знания спутаны. Ребенку необходима специальная помощь для систематизации ранее изученного. Обобщающие представления играют важную роль в развитии мышления. Чем разнообразней и объемней они сформированы, тем легче ребенку учиться, тем больших результатов он сможет достигнуть. Ведущая роль в формировании обобщающих понятий принадлежит родителям. С чего начать? В каком возрасте? Как? Чем раньше, тем лучше. Ребенок начал говорить. Его словарь постепенно увеличивается. Самое время объединять слова в группы — понятия.

Обобщающие понятия — ряд понятий, сводимых в одну группу по существенному невидимому признаку.
Уровень развития логического мышления школьника (от 6, 5 лет) предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации. В основе речевого обобщения лежат основные мыслительные процессы: анализ и синтез. Для проведения обобщения необходимо знание понятий обобщения и их составляющих. Каша — это неустойчивые (или отсутствующие) связи между обобщающими понятиями.

Например, многие школьники путают члены предложения, части речи, части слова:

В данном случае важна синтаксическая роль — глагол является сказуемым. Учитель поправляет ученика, но ошибка допускается снова и снова.

К началу школьного обучения функция обобщения должна быть сформирована. Однако, наблюдая нынешних первоклассников, могу заметить, что многие из них пытаются обобщать по несущественным признакам.

Например. Предлагается задание исключить лишнюю картинку (изображены): вилка, чашка, ложка, лопата.

Версии интересные, но исключив лопату, ребенок не обобщил другие понятия. С началом школьного обучения у таких детей знания не систематизируются, а накапливаются и путаются. Это очень хорошо видно при устных ответах на уроках. Причина — недостаточность познавательной сферы, речевого внимания, речевого мышления, речевой памяти.

  • мотивация (проблемная ситуация, созданная учителем);
  • перевод в руку (ребенок под руководством взрослого делает схему правила, алгоритм и т. д.);
  • проговаривание вслух параллельно с действием;
  • проговаривание шепотом;
  • сформированное умение.

Каждый ребенок должен пройти все эти этапы. Кто-то пройдет тот или иной этап быстрей, кто-то задержится подольше. Каждому требуется разное время. Переходить на следующий этап следует только тогда, когда ребенок может свободно:

  • самостоятельно, не глядя в учебник, составлять схему или алгоритм изучаемого правила;
  • проговаривать вслух, что и почему он делает;
  • проговаривать шепотом свои действия;
  • применять полученные знания на практике.

Если же правило выучено, а умение не сформировано, ребенок не сможет им воспользоваться. Особое внимание уделяйте проговариванию и комментированию самим ребенком своих действий. Дома при выполнении уроков необходимо проговаривать при письме по слогам (естественно, проговаривать должен ребенок). Не стоит экономить время на рассуждениях ребенка. Важно, чтобы он говорил.

Части речи Члены предложения Части слова
имя существительное подлежащее приставка
имя прилагательное сказуемое корень
глагол определение суффикс
местоимение дополнение окончание
наречие обстоятельство
предлог
союз

Карточку делает ребенок под руководством взрослого. Складываем ее вдоль по границе каждого столбика. При необходимости ребенок ею пользуется. Постепенно путаница проходит, но карточка еще долго остается у ребенка для уверенности.

У некоторых детей не формируются без специальной помощи не только межпредметные знания, но и системные связи внутри одного предмета. Это ярко видно на примере русского языка. Многие, имея знания, затрудняются при выполнении всех видов разборов (морфологического, фонетического, синтаксического, по составу слова и др.).

Жизненный опыт не пересекается со школьными знаниями. Знания из природоведения не переносятся на смысловую организацию при чтении. Поэтому необходимо учить школьников навыкам работы с любым речевым материалом.

Тренировочные упражнения

1. Задачи с содержанием из разных областей знаний.

  1. Россию омывают 3 океана, а Индию 1. Сколько всего океанов омывают эти страны?
  2. Лягушке стоит 1 памятник во Франции и 1 памятник в Японии. Сколько всего памятников лягушке есть в этих странах?
  3. Днем птица баклан покормила птенцов 1 раз, а вечером еще столько же. Сколько раз в сутки баклан кормит птенцов?

2. Упражнение для формирования навыков осознанного беглого чтения.

  1. Прочитай последовательно все строки таблицы.
  2. Прочитай слова левого столбика таблицы.
  3. Раздели слова на группы. Объясни свой выбор.

ворота вырос коровы короны ловил
корова ворона тыква красил тыковка
растил носил ворон красили носили
тыковки корона выросли вороны растили
ловили тыквы волок коса волокли

Возможные группы слов:

  • слова единственного числа и слова множественного числа,
  • слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия предметов.

3. Работа с календарем погоды.

Такая работа помогает на уроках математики, русского языка, окружающего мира и т. д. На календаре меняются данные: сегодня (день недели, число), вчера, завтра, позавчера, послезавтра, время года, осадки, облачность, век, год, как одеться, внимание, грипп и др.

Любой урок в начальной школе можно начинать с развития речи, формируя межпредметные связи, обучая использовать жизненный опыт совместно с получаемыми знаниями и формируя речевое обобщение. Мы живем в городе. Дети видят, что снег тает. Однако не многие замечают, как оседают сугробы, как начинается капель. А мы, взрослые, не всегда имеем время показать им эти явления.

Нельзя научить обобщению молчащего ребенка. Необходимо стимулировать ребенка больше говорить на уроке и при выполнении домашнего задания. Но для этого деятельность младшего школьника должна сопровождаться игровыми моментами и эмоционально-яркой и выразительной речью окружающих. На уроке ребенок должен рассуждать, делать выводы. Дома при выполнении домашнего задания объяснять свои действия, новое умение. Внимательные родители сразу увидят появившийся пробел. Школьник не должен быть копилкой знаний. Получаемые знания должны систематизироваться, обобщаться, тогда и учиться ребенку будет интересно, да и возникающие затруднения он сможет вовремя преодолевать.

Информационный перегруз, от которого в наше время никуда не деться – бич современных реалий, нередко становящийся причиной невроза. Как возникает навязчивый невроз на почве информационного перегруза, и почему человеку самостоятельно невозможно вылечиться? Вопрос на сегодняшний день настолько актуальный, что стоит рассмотреть его подробно.

Навязчивый невроз и каша в голове

Что такое навязчивый невроз на почве информационного перегруза и как он возникает?

Мы сейчас живем в век, когда количество информации, получаемой нами извне, слишком огромно. Наш мозг просто не успевает воспринимать такой объем. Для лучшего понимания проблемы остановимся на интересующей нас информации из области психологии и психотерапии. Точнее – на вопросах, касающихся навязчивого невроза, панических атак и вегетососудистой дистонии.

Когда человек попадает в информационное пространство, в частности – в интернет, на него сваливается огромное количество информации: сайтов, видео, книг. Человек, который только столкнулся со своей проблемой (в данном случае мы говорим о навязчивом неврозе), начинает искать решение, это естественно. Ему нужно найти способы, которые помогут избавиться от волнующей его проблемы. В поиске он натыкается на одно видео и пытается что-то сделать, потом находит рекомендации другого специалиста и пытается что-то сделать по его советам, потом находит третьего и т.д.

С чего начать работу по избавлению от навязчивого невроза?

  1. Доверие к специалисту и его методике – основа успеха. Без полного доверия не будет результата.
  2. Понимание того, что избавиться от своей проблемы за день-два или за неделю нереально, потому что проблема накапливалась долгое время. На протяжении длительного времени формировалось определенное мышление, определенный вид отношения к себе, к людям, к миру в целом. Поэтому для эффективного избавления от навязчивого невроза необходимо запастись терпением и настроиться на длительную и серьезную работу под руководством специалиста.
  3. Осознание и принятие того, что человек сам определенным образом загнал себя в проблему, пытаясь разобраться в ней самостоятельно, но получив вместо положительного результата информационный перегруз. В итоге мозг начал испытывать стресс, человек запутался, растерялся, вовлекая мозг в еще больший стресс и увеличивая уровень тревожности. И вывести его из этого порочного круга сможет только профессионал.

Как выбрать метод избавления от навязчивого невроза?

Есть несколько способов выбора специалиста и метода избавления от навязчивого невроза:

— отзывы других людей, которые могут сказать, что действительно хороший специалист.

Любой из них приемлем, главное – чтобы человек использовал одну методику от начал до конца, следовал советам только одного специалиста. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.

Почему люди не могут избавиться от навязчивого невроза самостоятельно?

Нет ни одного человека, который смог самостоятельно избавиться от навязчивого невроза. Почему? Потому что невроз, по сути, это ошибки в мышлении и поведении, которые человек сам у себя не осознает. Ему кажется, что он ведет себя адекватно. У него существует определенное количество психологических защит, это естественно, но в целом человек считает, что он ведет себя правильно. У него бывают конфликты, он постоянно с кем-то ссорится, где-то он себя не проявляет, где-то ведет себя избегающе, где-то адаптивно, но ему кажется, что это нормальная форма поведения. Он не понимает, где ошибается. Человек без обратной связи не сможет избавиться от навязчивого невроза. На каком-то этапе в осознании искаженных форм своего поведения ему могут помочь книги, но книги не дают обратной связи голосом, живым словом, интонацией – они могут лишь сообщить, намекнуть.

В любом случае человеку нужно либо попасть в сообщество, где могут действительно дать эффективную обратную связь, либо это должен быть специалист, который показывать человеку искажения в его поведении. Общаясь со специалистом, человек будет понимать, где именно искажается его поведение, у него будут происходить инсайты, (внезапное нахождение решений насущных задач), с помощью которых он будет менять свое поведение.

Второй важный момент по поводу навязчивого невроза. Еще Эйнштейн говорил, что нельзя решить проблему на том уровне мышления, на котором она создавалась. Для того чтобы решить проблему, нужно выйти на новый уровень, и тогда проблема сможет разрешиться. Большинство людей, решающих проблему панических атак, вегетососудистой дистонии или навязчивого невроза, стараются справиться с ней самостоятельно. Но это практически невозможно, потому что человек пытается решить эту проблему на начальном уровне мышления – то есть, на том уровне, на котором он ее создал. К паническим атакам человека привели определенные формы его поведения, и теперь с помощью своей же формы поведения, которая привела к паническим атакам, он пытается избавиться от них. То есть, его нерациональное поведение пытается решить проблему, но это невозможно. Для того чтобы решить проблему решить, нужно сменить мышление. А как это сделать?

Как решить проблему навязчивого невроза?

Чтобы успешно справиться с проблемой навязчивого невроза, необходимо выйти за пределы своего привычного мышления. Сделать это можно, обратившись к психологу, психотерапевту, попав в сообщество людей, которые идут к общей цели. Здесь, в частности, можно порекомендовать систему управления здоровьем Дмитрия Шевенкова. Там есть сообщество людей, объединенных общей целью, и эта общая цель – здоровье. Общаясь в этом сообществе, каждый человек может увидеть искажения в собственном мышлении как бы со стороны и понять, над чем ему нужно работать.

Не стоит пытаться самостоятельно решить проблему навязчивого невроза с помощью собственного мышления, не прибегая к внешним источникам информации, потому что, пытаясь таким образом избавиться от панической атаки, человек лишь раскручивает, механизм. Для того чтобы выйти из проблемы, нужно посмотреть на нее со стороны посмотреть и применить новое мышление, новые формы поведения.

  1. Для избавления от навязчивого невроза и панических атак необходимо избегать информационного перегруза. Делать это нужно постепенно, несмотря на соблазн постоянно находиться в информационном пространстве.

  1. Нужно найти одного специалиста, довериться ему и работать с ним до конца, применяя его методики.
  2. Необходимо найти сообщество, которое действительно стремится к цели стать здоровым, свободным, убрать навязчивый невроз, панические атаки, тревоги, ВСД. Но это сообщество должно работать в направлении свободы, его участники должны избегать общения о болезнях и их симптомах, о том, что панические атаки неизлечимы и т. д.

— соблюдать обет молчания;

— не просить о помощи;

Подробно об этом рассказано в других статьях.

Если человек, обремененный паническими атаками, навязчивым неврозом и ВСД, прислушается к этим советам, он непременно получит положительный результат.

Давайте разберемся, что происходит в процессе взросления в голове и сердце у подростка? Человек начинает совершать не совсем приятные для себя открытия. Он понимает, что мир – не такой добрый и заботливый, каким казался раньше. Он начинает видеть несправедливость. Он осознает, что в этом мире, кроме мамы и папы, которые любят и ценят тебя любого, есть еще миллионы людей, которым надо доказывать, что ты чего-то стоишь.


Что происходит в процессе взросления в голове и сердце у подростка?

Термин происходит от латинского pubertas — возмужалость. И процесс это очень непростой. Не буду вдаваться в научное объяснение происходящих в это период гормональных и прочих изменений в организме, это всем родителям известно. Давайте разберемся, что происходит в процессе взросления в голове и сердце у подростка?

Человек начинает совершать не совсем приятные для себя открытия. Он понимает, что мир – не такой добрый и заботливый, каким казался раньше. Он начинает видеть несправедливость. Он осознает, что в этом мире, кроме мамы и папы, которые любят и ценят тебя любого, есть еще миллионы людей, которым надо доказывать, что ты чего-то стоишь.

, не так – кроме мамы и папы, которые ЦЕНИЛИ тебя любого, а теперь тоже стали частью несправедливого и порой жестокого мира. Что с этим миром делать и как найти в нем свое место взрослеющий человек не знает. А делать и искать надо. И надо твердо встать на ноги. И надо подняться.

Есть много способов подняться над поверхностью мира: к примеру, хорошо учиться, и тогда ты будешь выше других. Или добиться успехов в спорте, и тогда ты поднимешься на пьедестал. Или похудеть, накачать мышцы, и тогда ты будешь самым красивым. Но эти и другие подобные способы во-первых, не дают результата немедленно (а они хотят здесь и сейчас!), а во-вторых, требуют усилий и труда. И человек, особенно когда он еще не выработал в себе ресурсов для этих самых усилий, выбирает самый простой способ.

Ну не думаете же вы, что он с вечера разрабатывает коварный план мероприятий с целью вас побольнее задеть? Вспомните свои чувства и эмоции, когда срываетесь на крик. Наверняка жалеете потом, правда?

С ребенком происходит то же самое! Разница в том, что мы, как люди взрослые, можем осознанно относиться к происходящему и прогнозировать результат. У ребенка таких навыков еще нет. А что делает мама, пока у ребенка не сформировалось умение? Помогает. Когда вы учили его вытирать попу после туалета, тоже было не очень приятно, но вам же не приходило в голову ругать и наказывать его за то, что он делать не умеет?

Лайфхаки:

Давай мы сейчас остановимся, потому что мы оба знаем, что разговор в таком тоне закончится конфликтом. Нам конфликт не нужен, нам надо договориться. Поэтому даем себе 10 минут на то, чтобы успокоиться и начнем сначала.

Я знаю, что сейчас грубишь не ты, а твой псих. Тебе трудно , я понимаю. И будет еще труднее, если ты продолжишь в таком же тоне. Я же точно знаю, что ты потом жалеешь и мучаешься, а я не хочу, чтобы ты мучился комплексом вины.

Ты понимаешь, что я могу ответить тебе так же грубо, и даже хуже. Но я не могу себе этого позволить, потому что люблю тебя. Предлагаю успокоиться и поговорить спокойно.

Я могу уйти, но тебе сейчас трудно. Я – мама, я не могу оставить ребенка тогда, когда ему трудно. Я не хочу, чтобы ты мучился и извинялся, поэтому предлагаю прямо сейчас перейти на другой тон.

Нам все равно придется жить вместе и общаться. Давай подумаем, если мы сейчас продолжим разговор в таких тонах, как потом будем смотреть в глаза друг другу?

Ты знаешь, ни одному взрослому человеку я не позволила бы так со мной разговаривать. Но ты -совсем другое дело , ты еще не умеешь сдерживаться. Поэтому я постараюсь не реагировать на то, что ты сейчас сказал, а ты постараешься успокоиться и начать говорить по-другому.

Вот именно, зачем? Чего добьемся? Ну, кроме пожара? Станет от этого ребенок спокойно с вами разговаривать? В следующий раз подумает, прежде, чем хамить? Мы точно знаем, что не подумает. И

з любого конфликта победителем выходит тот, кто сильнее эмоционально и психологически. Сильнее должны быть мы, взрослые, иначе ребенок лишается опоры. Опора стоит как Александрийский столп, ее никакой вражеской авиацией с места не сдвинешь. Силу нам придает наша взрослость, которая уже наградила нас мудростью и опытом.

В отличие от ребенка мы уже знаем, что, живя под одной крышей с подростком, ходим по минному полю. Взорваться может в любой момент и по любому поводу. Ребенок к этому не готов, мы – готовы. Предупрежден – значит, вооружен. Спокойствием.

Лайфхаки:

Вспоминаем, что кричать в ответ мы уже пробовали и ничего хорошего из этого не выходит. Включаем логику: если это не работает, мы это не используем, это вхолостую. Повторяем про себя мантру: Я взрослее, я умнее, я умею сохранять спокойствие.

У меня на консультации была мама, которая видела неразрешимую проблему в том, что дочь не хочет гладить по ее просьбе.

-Отец говорит – она гладит. А я говорю – ни в какую. Что делать?

– Так пусть отец говорит, – посоветовала я. – Вам что важно, чтобы белье было поглажено или чтобы она вам подчинялась?

Оказалось, все гораздо проще, чем кажется!

Компромисс часто становится спасением от хамства и конфликта в принципе.


Проще всего – дать ее там, где это возможно. Часто мы заводимся вообще без причины. Умоляю и заклинаю: ну забудьте уже про шапки! Ну смысл зарубаться из-за неё, все равно же снимет за первым же углом!

Ребенок нахамил учителю – это отношения ребенка и учителя, не стоит в них вмешиваться! Помочь надо. Помощь – это услышать ребенка, понять причину его поведения, посоветовать, как себя вести и вмешаться, если того требует ситуация и просит ребенок, то есть выступить на стороне ребенка. В паре учитель-ребенок второй всегда в заведомо слабом положении. В ситуации конфликта он чаще всего – жертва. Жертва защищается, как может. На равных говорить может только взрослый со взрослым.

Лайфхаки:

Понимаю, прическу не хочется портить. Я согласна на то, чтобы ты положил ее в рюкзак. Мне так спокойнее, ты же можешь сделать это для меня?

Я знаю, что у тебя конфликт с Натальей Петровной. Если нужна помощь – я готова.

Наталья Петровна – всего лишь одна из тех, кто встретится тебе в жизни. Давай подумаем, как использовать ее как бесплатный тренажер. Попробуй завтра быть подчеркнуто вежливым и соглашаться со всем. Или сказать ей, что ей очень идет это платье. Вечером обсудим, сработало или нет.

Остановить его можно двумя способами: отойти в сторону или поставить стенку, о которую он шибанется и остановится, т.е. неожиданную преграду. Ведем себя, как Айболит с разбойниками.

Лайфхак:

У тебя опять не получилось сказать спокойно, жаль. Давай порепетируем, как можно было донести до меня то же самое другим способом?

Да мой ты зайчик! Опять кричим, опять не получается сказать спокойно… дай я тебя обниму, сокровище, дай пожалею!

Может, тебе чем-то помочь? А то ты какой-то очень нервный.

Да, я не права, тебе надо уходить гулять, а я прошу помыть посуду. Давай решим, когда ты это сделаешь.

Попробуйте, обещаю: после этого повиснет пауза, поскольку человек готовился-то совсем к другим событиям!

Почему ему легче нагрубить, чем поговорить спокойно? Ведь спокойно – это результативнее в разы! Промониторьте свою реакцию на хамство. Чаще всего мы обиделись и ушли, а ребенку только этого и надо, он не знает, как вести себя в конфликте. А когда не знает, надо учить.

Читайте вместе статьи и книжки по конфликтологии, идите на тренинги, что угодно! Главное, чтобы подрастающий деть понял: вас не устраивает такое положение вещей и вы готовы до победного конца бороться за спокойствие в семье!

И еще. Все дети, бывает, наглеют (границ-то еще нет у них). Обычно, при нормальных отношениях, детей несложно поставить на место (см. лайфхаки). Но если это постоянная проблема, то тут уже надо копаться в ситуации.

Из-за проблем в отношениях с родителями кто-то уходит в болезни, кто-то всю жизнь пытается угодить. А кто-то хамит.

То есть хамство – признак того, что еще не все потеряно. Хуже, когда болеет или угождает.

Волшебной палочки нет. Эффективная борьба с подростковым хамством – это, чаще всего, борьба родителей с собственными проблемами. Их много, очень много.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:


  • конспект
  • совет психолога
  • психология подростка
  • неуправляемый подросток
  • воспитание
  • родители
  • подростки
  • отношения с детьми
  • психология отношений
  • переходный возраст


  1. Поиск новизны, который появляется из-за усиленной потребности в одобрении сверстников. Часто это ведёт подростка на риск, но к неоспоримым плюсам можно отнести то, что он относится к жизни как к увлекательному приключению.
  2. Социальная активность, когда подросток заводит множество знакомств со сверстниками и отдаляется от родителей. Это нельзя запрещать, так как подросток получает мощную поддержку от таких же, как он, покидающих мир детства и входящих во взрослую жизнь.
  3. Обострённая чувствительность насыщает подростка энергией и целеустремлённостью, при этом ему не избежать импульсивных поступков.
  4. Тяга к творчеству расширяет границы сознания. Развивающееся концептуальное и абстрактное мышление позволяет подростку усомниться в правильности устройства мира. Опасность состоит в том, что поиски смысла жизни в этом возрасте могут привести к депрессии.

Положительные стороны этих качеств необходимы и взрослым для того, чтобы не увязнуть в быту. Именно подростки напоминают взрослым о сильных чувствах, которые они имеют право испытывать. Умение использовать силу подросткового сознания помогает понять своего ребёнка. Дениел Сигел предлагает родителям вернуть себе подростковые черты с помощью разработанной им техники Mindsight: когда человек уделяет время своему внутреннему миру, учится сопереживать и понимать других, и в итоге интегрировать знание о себе и других в одно целое. В книге есть множество упражнений и медитаций, вопросы для анализа отношений с родителями и практики по развитию полушарий мозга.


Пытка дофамином

Примерно с 12 до 18 лет в мозге усиливается активность нейромедиатора дофамина. Это химическое вещество, с помощью которого нейронные клетки могут сообщаться между собой. Дофамин отвечает за наше удовольствие и выделяется во время секса, приёма вкусной еды и даже учёбы. Ещё он играет основную роль в нашей потребности в одобрении или в тех самых лайках.

В моменты риска уровень дофамина повышается, что даёт подростку мощное ощущение от жизни. Когда уровень дофамина снижен, подросток страдает от скуки

Недавние исследования учёных доказывают, что подростки осознают риск своего опасного поведения. Но потенциальные выгоды, такие как острые ощущения, совместный опыт со сверстниками, веселье и приятное возбуждение от нарушения правил, для них выше любых плохих последствий.

В случае с курением их бесполезно запугивать болезнями. Отличные результаты даёт рассказ о том, как табачные компании обманывают своих покупателей. Подростки с большим удовольствием начнут противостоять всесильным взрослым. Если подросток гонял на вашей машине и попал в аварию, вы всё равно должны будете его поддержать, но только не покупкой нового автомобиля.

Задумывайтесь над тем, как вы пытаетесь удержать подростка от необдуманных поступков


Устранение нервных клеток, которые не используются

Лавинообразное нарастание нейронов начинается ещё в утробе матери, в детстве их количество постоянно увеличивается. В возрасте 11-12 лет начинается уменьшение нейронных связей. Процесс уменьшение контролируется генетическими механизмами и усиливается в периоды стресса, достигает пика именно в переходном возрасте.

Заниматься музыкой, танцами или готовиться к спортивной карьере необходимо начинать задолго до переходного возраста, чтобы нейронные цепочки, отвечающие за эти способности и деятельность, оставались и развивались.

Укрепление нейронов

Миелиновая (жировая) оболочка начинает покрывать мембраны (стенки) нейронов, что способствует улучшению передачи информации между ними. Она становится быстрой и скоординированной, процессы эффективнее, новые знания и навыки усваиваются лучше.

Во всех отделах мозга тоже происходят изменения — они становятся более специализированными, а потому готовыми к эффективным связям между собой. Буквальное восприятие жизни, каким оно было в детстве, меняется. Теперь подросток не только обладает знанием, но и осознаёт своё знание.

Почему же иногда подростки ведут себя так, будто сошли с ума? Перестройка мозга требует огромного количества сил. Иногда перфронтальная кора мозга забывает о своих функциях, например, в момент стресса. Причём большим стрессом может стать забывшая позвонить подруга или родитель, не вовремя вошедший в комнату. Так как перемены идут и в нижних отделах мозга, иногда ребёнок может неадекватно оценивать происходящее, например, в ваших нейтральных замечаниях видеть только агрессию.

Все наркотические вещества, алкоголь и сигареты связаны с выбросом дофамина. У подростков выброс дофамина происходит уже на стадии планирования напиться или употребить запрещённые вещества. Важно донести до него мысль, что сейчас он наиболее уязвим. Его организм и так настроен на повышенную выработку дофамина — алкоголь и наркотики это только усугубят, что гарантированно вызовет привыкание.

Взрослые должны понимать, что сам себя он не сможет ограничить в употреблении спиртного

Это зависит от исполнительной функции мозга, которая перестаёт работать после первых двух порций алкоголя. Самое сложное для родителей не запрещать эту тягу к экспериментам, новым способам мышления и расширению сознания и в то же время не закрывать глаза на алкогольные или наркотические пристрастия. Необходимо искать другие действенные варианты, которые сделают вашего взрослеющего ребёнка счастливым.

Читайте также: