В родном доме и каша гуще что это

Разделы: Технология

Автор УМК: Сасова И.А.

Тип урока: Комбинированный

Количество часов: 2

Цели:

  • Познакомить учащихся с пищевой ценностью круп, с видами и способами приготовления каш;
  • Развитие творческих умений, самостоятельности; умения определять доброкачественность продуктов; готовить блюда из круп; формировать интерес к общению в групповой работе;
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к продуктам питания.

Межпредметные связи: история, обществознание, русский язык.

Оборудование и инструменты: компьютер, образцы различных круп, инструменты и приспособления для приготовления каши, инструкционные карты, карточки.

Учебно-практические задачи опережающего характера (на выбор учащихся):

1) Узнай, используя различные источники информации (книги, журналы, Интернет и т.д.), способы приготовления каши.

2) Сними ролик "Как мы с мамой варим кашу!"

3) Проведи анкетирование родных на тему: "Ваша любимая каша".

4) "Создай собственную коллекцию круп". ( Ученики на урок могут принести крупы, для приготовления каш.)

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Учащимся предлагается выполнить индивидуальные тесты на карточках по теме “Молоко и молочные продукты”.

III. Целеполагание и мотивация

Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться?
(ответ: каша)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Зачем нам нужны эти знания?

IV. Изучение нового материала

В старину говорили: Щи да каша — пища наша. И много еще пословиц и поговорок есть на эту тему.

Предлагаю вам игру “Кто больше назовет пословиц и поговорок о каше”.

(Если дети затрудняются, можно предложить закончить пословицу ту, которую начал учитель)

Кашу маслом не испортишь. Кто заварил кашу, тот и расхлебывает. Заварил кашу, так не жалей и молока (и масла)! Густая каша семьи не разгонит. Кашевар живет сытее князя. Кашица постная, да еще и без круп. В родном доме и каша гуще.

Тема нашего урока так и будет называться: В родном доме и каша гуще.

Из чего варят кашу? (из круп) Какие виды круп вы знаете? (ответы)

Работа по учебнику.

Крупами называются пищевые продукты из цельных или дробленных зерновых культур. К зерновым относятся злаковые (пшеница, рожь, овес, рис, ячмень, кукуруза, и др.) и бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица и др.), а также гречишное растение – гречиха.

Дети рассматривают коллекцию круп. Ценность зерна или крупы – в их оболочке и зародыше. Наиболее полезными из круп считаются: гречневая, овсяная, пшенная, и нешлифованный рис.

Требования к качеству круп.

Как вы думаете, как можно определить качество круп? (ответы) Крупы должны иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, без посторонних привкусов, примесей и запахов.

Механическая обработка круп.

Крупы перед приготовлением перебирают или просеивают, промывают, просушивают или обжаривают. Выбор способа механической обработки зависит от вида крупы, ее размера и от того, какое блюдо будут из нее готовить.

Прочитайте в учебнике и механической обработке круп с. 123-124. Составьте таблицу “Первичная обработка круп”.

Требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп.

Самостоятельно прочитать с. 129 учебника.

- Назовите основные требования, предъявляемые к качеству блюд, приготовленных из круп. (ответы)

Самыми известными блюдами из круп являются каши.

Историческая справка. Каша - это особое блюдо. Привычное, неприметное, но обладающее особым колоритом блюдо за пределами нашей страны стоит в одном ряду с борщом, русскими щами, квасом. Каша – это и национальная гордость, и брэнд, но в первую очередь – вершина кулинарного искусства древней Руси.

Каша всегда была особым блюдом: обрядовым, торжественным и одновременно первейшим блюдом на пирах или празднествах, например, на свадьбах. Словом “каша” иногда обозначали пир, а иногда и мир. Кашей даже называли общее действо – собрание или военный поход. Есть версия, что пиры в Древней Руси различались на кашные и все прочие. В летописях 12-14 веков можно встретить упоминания о том, как Александр Невский устроил “большую кашу” в Торопце и в Новгороде. Кашей действительно можно очень сытно накормить, но каша в значении пира, вероятно, имела особое значение – это был сближающий, объединяющий пир. Каша выступала блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же блюдо, на равных. Такое значение прочно вошло в русский язык, и сейчас мы, уже не задумываясь, говорим “однокашник”, “с ним кашу не сваришь”, употребляя слово, обозначающее, казалось бы, кулинарное блюдо, а на практике – кроме кулинарии ещё и социальные механизмы. Кашей, вернее схожими по звучанию словами, называют одни и те же блюда во всех славянских странах. Такое врастание в языковые формы позволяет говорить, что слово “каша” - одно из первых кулинарных названий у древних славян. Кашей обозначали сообщество, единство, коллектив, артель и даже родство. “Варить кашу” - это не просто готовить одно блюдо, но в первую очередь, делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения.

Но и каши, как блюдо, бывают разными. Прежде чем приступить к приготовлению каши, нужно определить, какой она должна быть. Вам приходилось есть гречневую молочную кашу? А гречку с сосисками, политую соусом? Чем отличаются эти каши друг от друга, ведь они приготовлены из одной и той же крупы? (ответы)

По консистенции (степени густоты) каши могут быть: рассыпчатые, вязкие, жидкие. Какой будут консистенция каши, зависит от количества жидкости и вида крупы или способа ее предварительной обработки.

Вам были даны учебно-практические задачи опережающего характера:

Коллекцию круп мы уже посмотрели. Давайте обратим внимание на другие задания. (Учащиеся рассказывают и показывают свои работы).

Молодцы! Творчески подошли к выполнению заданий!

Работа с учебником.

Ознакомимся с правилами приготовления каши с.125-126.

Используя знания, полученные вами на уроке, дома, из других источников информации, мы выполним практическую работу “Приготовление рассыпчатой гречневой каши”.

Рассыпчатая гречневая каша самая простая в приготовлении и самая полезная. В ней в 1,5-2 раза больше клетчатки, чем в любой другой крупе, поэтому она способствует хорошему пищеварению, выводу шлаков и токсинов из организма. Гречка не содержит глютен, тяжелый для переваривания, и фитиновую кислоту, поэтому ее можно варить сразу, без предварительного замачивания. Гречневая каша содержит витамины А, Е, РР, а также целый ряд витаминов группы В (В1, В2, В6 и В9) кальций, магний, фосфор, железо, натрий, йод, цинк и др. Рутин, содержащийся в гречке, способствует укреплению стенок сосудов. Кроме того, регулярное употребление гречневой каши нормализует давление, способствует выводу холестерина.

Рассыпчатую гречневую кашу можно приготовить как основное блюдо, так и в качестве гарнира. Предлагаю 3 рецепта.

Продукты:

  • 1 стакан гречневой ядрицы
  • 2 стакана воды
  • 1 стол.ложка сливочного масла
  • соль по вкусу

Гречку – ядрицу перебрать, обжарить на сковороде и высыпать в кастрюлю с кипящей подсоленной водой, варить на сильном огне 3-4 минуты.Затем закрываем кастрюлю крышкой и варим на медленном огне еще несколько минут. Крышку открываем, когда каша загустеет, кладем сливочное масло. Крышку плотно закрыть и оставить упревать кашу на слабом огне на плите или в духовке приблизительно на 1 час.Каша получается рассыпчатой, ароматной, удивительно красивого красновато-коричневого цвета.

Если вы не имеете возможности томить в духовке гречневую кашу, то есть более быстрый способ приготовления. Он отлично подойдет для приготовления рассыпчатой гречневой каши в качестве гарнира:

  • 1 стакан гречневой ядрицы
  • 3 стакана воды
  • соль по вкусу
  • кусочек сливочного масла.

Берем гречневую крупу, перебираем, слегка обжариваем, наливаем воду в пропорции 1:3, ставим на огонь, слегка подсолив по вкусу. При таком способе проще всего вскипятить воду в электрочайнике и уже кипяток налить в кастрюлю с гречкой.Ставим на сильный огонь, доводим до кипения и уменьшаем огонь, крышку можно не закрывать. Когда жидкость испарится, пробуем кашу и добавляем кусочек сливочного масла. Перемешиваем. Все, каша – готова! На приготовление рассыпчатой гречневой каши таким способом уходит минут 20.

Этот вариант отлично подойдет для диет и для тех, у кого просто мало времени.

  • Гречневая каша в термосе:
  • 0,5 стакана гречневой крупы
  • 1 стакан кипятка.
  • Соль и травы по вкусу

Гречку перебрать, промыть, засыпать, залить ее кипятком в соотношении 1:2, добавить соль.

Закрываем термос и оставляем на ночь упариваться. К утру гречневая каша готова! Остается добавить масло и. приятного аппетита!

Как вы, ребята, думаете, какой способ приготовления мы можем осуществить на нашем уроке? (ответы: 2 способ)

Выполнение практической работы по группам.

V. Закрепление нового материала

Вставьте в текст пропущенные слова:

  • Каши варят из .
  • Крупы бывают .
  • Каши по консистенции бывают.
  • Крупу засыпают в . воду.
  • В качестве жидкости можно использовать.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Что понравилось больше всего?

Заключительное слово учителя: Многие из вас, к сожалению, предпочитают есть на завтрак бутерброды. А ведь каша очень полезна для здоровья. Съев кашу на завтрак, вы получите заряд бодрости на весь день, потому что каша – питательный и ценный продукт.

Домашнее задание: с.121-129 читать. Составить кроссворд по теме. Оценки.

Исследовательский краткосрочный проект


Составители: Учитель начальных классов В.В. Колесниченко

Учитель музыки Т.В. Иваненко

Не все знают , кем работают их родители. Многие не могут назвать свой домашний адрес.

Мало кто из детей знает свою родословную, забываются и уходят в прошлое семейные традиции, праздники.

Актуальность.

Семья – это первый социальный институт , с котором ребенок встречается в жизни, частью которого является.

Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения , нравственных норм поведения, чувств.

И какую бы сторону развития ребенка мы не рассматривали , всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Семья и школа вместе формируют бережное отношение к семье, как ячейке общества, уважительное отношение к старшим, внимательное и чуткое отношение к младшим.

Период реализации проекта:

Краткосрочный , 4 недели .

Участники проекта:

родители ( законные представители),

Планируемый результат:

Расширение представления детей о своих родителях, о своей родословной.

Установление доверительных отношений между учащимися , старшими товарищами, родителями, учителями.

Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.

Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества.

Цель проекта:

Задачи проекта:

Закрепить знания полных имен членов семьи , фамилий.

Развивать коммуникативные навыки детей,

Воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть дружная семья.

Подготовительный этап:

Разработка сценария праздника, посвященного Дню матери.

Беседы родителей с детьми о своем детстве, своей семье и о роли семьи.

Основной этап.

Разучивание танцев, песен о маме, бабушке.

Итоговый праздник ,посвященный Дню Матери.

Разучивание пословиц и поговорок о семье.

Заключительный.

Просмотр фото выставки и видеороликов.

Читайте также: