Выход каш различной консистенции в детском саду

Жидкой основой для каш является вода, молоко, смесь молока и воды, куриный или мясной бульоны. Гу­стота каш зависит от соотношения крупы и жидкости.

По густоте каши подразделяют на рассыпчатые, вяз­кие и полужидкие. Для питания детей младшего воз­раста приготавливают жидкие каши 5, 8, 10%-ные.

Каши варят по следующей схеме: подбор посуды нуж­ной емкости; подготовка крупы; подготовка жидкости; за­варивание крупы; доведение каши до готовности.

Прежде чем приступить к приготовлению каши, под­бирают посуду для варки – кастрюлю или’ котел с толстым дном нужного объема в соответствии с выходом ка­ши. Чтобы каша не подгорала, ее следует варить в котлах с косвенным подогревом.

В подготовленную посуду наливают жидкость, остав­ляя часть котла свободной, с учетом объема каши. В жидкость добавляют соль (6-8 г на 1 кг готовой каши) или соляной раствор, предварительно процеженный. Если кашу готовят на молоке с добавлением сахара, то соли кладут меньше (до 5 г на 1 кг готовой каши). Нормы расхода соли для приготовления различных каш ука­заны в таблице ниже.


Сахар или сахарный сироп добавляют одновременно с солью.

Жидкость доводят до кипения и закладывают в нее крупу. Если крупу нужно промыть, то сделать это следу­ет перед самым закладыванием ее в жидкость. Манную крупу и прочие мелкодробленые крупы всыпают тонкой струйкой, чтобы при заваривании не образовалось ком­ков. В процессе заваривания и дальнейшей варки крупу перемешивают веселкой.

Рассыпчатые каши варят до загустения, в процессе варки можно добавить часть полагающегося по норме масла. Загустевшую крупу не размешивают, а лишь раз­равнивают, закрывают крышкой, ставят на водяную ба­ню, в жарочный шкаф или на край плиты и продолжают доваривать при температуре не выше 90-100° С.•

Вязкие, полужидкие и жидкие каши после заваривания варят на поверхности плиты при не­большом нагреве и помешивании да готовности. Вре­мя варки каш различной густоты указано в таблице выше.

Рассыпчатые каши

Рассыпчатые каши приготавливают на воде или буль­оне. На 1 кг крупы расходуют 1,5-2,5 л жидкости, по­лучая 2-3 кг готовой каши.

Каша гречневая. Эту кашу варят из обжаренной или сырой крупы. На 1 кг крупы расходуют 1,5 л воды. В ки­пящую воду добавляют соль (можно масло), опускают крупу и варят ее до набухания и загустения. До полной готовности кашу доваривают на водяной бане.

Гречневую рассыпчатую кашу укладывают на тарел­ку, сверху кладут кусочек сливочного масла. Кашу мож­но заправить маслом, затем разложить в тарелки, посы­пать сахаром. В холодном виде кашу подают с молоком.

Рассыпчатую гречневую кашу используют также в качестве гарнира к блюдам из мясной котлетной массы, к тушеному мясу, жареной и запеченной рыбе.

Крупа гречневая 40, вода 65, масло сливочное 10. Выход 100.

Каша рисовая. Рисовую рассыпчатую кашу варят тремя способами.

1. Для получения рассыпчатого риса в кипящую воду добавляют соль (можно масло в количестве 5-10;% от 100% массы крупы), закладывают рис, варят до загустения и доваривают в течение 1 ч на водяной бане.

2. Для получения припущенного риса крупу варят так же, но не в воде, а в курином или мясном бульоне.

3. Для получения отварного риса в кипящую подсо­ленную воду (на 1-кг 5-6 л воды, 30-40 г соли) закла­дывают подготовленный рис и варят 30-40 мин при не­большом кипении. Отвар сливают, а рис промывают го­рячей кипяченой водой, заправляют сливочным маслом. Для лучшего размягчения отварной рис можно также выдержать на водяной бане.

Рассыпчатую рисовую кашу используют в качестве гарнира к бульонам, мясным биточкам, тефтелям, отвар­ной телятине, курам, а также для приготовления фаршей в различные блюда и изделия из теста.

Каша пшенная. Рассыпчатую пшенную кашу варят двумя способами.

1. В кипящую подсоленную воду (на 1 кг крупы 1,8 л воды) закладывают подготовленное пшено и варят, по­мешивая, до загустения, затем доводят кашу до готовно­сти на водяной бане. Общее время варки равно 2 ч.

2. В кипящую подсоленную воду (на 1 кг крупы 5-6л воды) закладывают крупу, варят 5-8 мин, сливают лишнюю воду, оставляя нужное по норме количество, и да­лее доваривают кашу так, как описано в первом способе.

В процессе варки в кашу добавляют часть масла. Можно сварить ее и на смеси воды и молока.

Горячую кашу подают с маслом или с сахаром, холод­ную, с кипяченым молоком. Используют ее также как гарнир к котлетам и биточкам мясным.

Пшено 40, вода 30, молоко 50, масло сливочное 10, Выход 100.

Вязкие каши

Вязкие каши приготавливают на молоке или на сме­си молока и воды. На 1 кг крупы расходуют 3-4 л жид­кости, при этом получают 4-5 кг готовой каши. Такие каши используют для приготовления котлет, биточков, зраз, рулета, запеканок, пудингов или подают самостоятельно с маслом, сахаром, вареньем, медом.

Каша манная. Жидкость доводят до кипения, добав­ляют соль и сахар, вводят манную крупу, всыпая ее тон­кой струйкой и размешивая, варят кашу до загустения и готовности. Время варки 15–20 мин. Каша рисовая. Рис плохо разваривается в молоке, по­этому его вначале варят в воде. В кипящую воду вводят соль, засыпают промытую крупу и варят 20–25 мин при помешивании. Затем в кашу вливают горячее молоко, перемешивают и варят еще 35-40 мин.

Каша гречневая размазня. Смесь молока и воды до­водят до кипения, добавляют соль, вводят гречневую продельную крупу, варят при помешивании до загусте­ния, доводят до готовности на водяной бане. Отпускают со сливочным маслом.

Полужидкие каши

Полужидкие каши приготавливают на молоке или на смеси молока и воды. На 1 кг крупы расходуют 4-5л жидкости, получая- 5-6 кг готовой каши. Эти каши чаще готовят, из манной крупы, риса и мелкодробленых круп тем же способам, что и вязкие. Но при этом используют больше жидкости для их варки. Каши отпускают как са­мостоятельное блюдо на завтрак или ужин, подают со сливочным маслом, сахаром? вареньем, медом.

Каша манная молочная полужидкая. Молоко соеди­няют с водой, доводят до кипения, вводят соль, сахар и тонкой струйкой всыпают в него манную крупу, “затем, помешивая, варят кашу 15 мин. При подаче кашу выкла­дывают на тарелку, добавляют в нее сливочное масло.

Манная крупа 30, молоко 100, вода 50, масло сливочное 5, сахар 5. Выход 180.

Каша манная с желтком. Сырой желток яйца соеди­няют с небольшим количеством кипяченого холодного молока. Варят полужидкую манную кашу на смеси моло­ка и воды, с добавлением сахара, затем охлаждают ее до 75-80° С, вводят сливочное масло и подготовленный желток, размешивают.

Каша пшенная полужидкая. В кипящую подсоленную „воду закладывают промытое пшено и варят при помешивании 5-10 мин, затем добавляют молоко и продолжа­ют варить до готовности. В конце варки добавляют сахар, при подаче кашу заправляют сливочным маслом.

Крупа пшенная 30, молоко 100, вода 50, масло сливочное 5, сахар 5. Выход 160.

Каши варят рассыпчатые, вязкие и жидкие. Консистенция каш зависит от количества жидкости, взятого для их приготовления. При варке каш содержащийся в крупах крахмал сначала набухает, впитывая жидкость, а затем клейстеризуется. Чем больше жидкости взято для варки каши, тем полнее клейстеризуется крахмал крупы и тем выше усвояемость каши. Так как свойства крахмала различных круп неодинаковы, для каждой из них установлены разные нормы жидкости, необходимой для приготовления каш определенной консистенции. Ниже приводится количество жидкости и соли на 1 кг крупы для варки каш различной консистенции.

Наименование каш Количество жидкости, л Количество соли, г Выход каши, кг
Гречневая:
рассыпчатая¹ 1,5 21 2,1
вязкая 3,2 40 4,0
Пшенная:
рассыпчатая 1,8 25 2,5
вязкая 3,2 40 4,0
жидкая 4,2 50 5,0
Рисовая
рассыпчатая 2,1 28 2,8
вязкая 3,7 45 4,5
жидкая 5,7 65 6,5
Перловая
рассыпчатая 2,4 30 3,0
вязкая 3,7 45 4,5
Ячневая
рассыпчатая 2,4 30 3,0
вязкая 3,7 45 4,5
Манная
рассыпчатая 2,2 30 3,0
вязкая 3,7 45 4,5
жидкая 5,7 65 6,5

¹ При варке каши из подсушенной гречневой крупы количество жидкости на 1 кг крупы увеличивается до 1,7 л

Поскольку при промывании в крупах остается некоторое количество воды, ее необходимо учитывать при варке каш. Для этого пользуются расчетной таблицей, в которой указывается общий объем, занимаемый жидкостью и крупой, для каш различной консистенции на 1 кг крупы.

Консистенция каши Объем 1 кг крупы вместе с жидкостью, л
гречневая пшенная перловая рисовая
Рассыпчатая 2,3 2,6 3,0 3,0
Вязкая 4,0 4,0 4,5 4,5
Жидкая 5,0 5,0 6,0

Для того чтобы определить количество жидкости, необходимое для варки каш определенной консистенции, следует количество крупы, взятое по раскладке для приготовления требуемого количества порций, умножить на коэффициент, указанный в таблице, и из полученного количества вычесть примерной объем крупы.

Например, объем воды и крупы для приготовления рисовой вязкой каши из 8 кг крупы составит: 8×4,5 = 36 л. Исключив из этого объема примерный объем крупы (8 л), получим требующееся количество жидкости — 36 л — 8 л = 28 л.

Чтобы определить объем посуды для варки каши, принимают объемы крупы и жидкости (полезный объем) за 80%. Считая, что для выкипания жидкости нужно оставить 20% объема посуды, определяем требуемую емкость следующим образом.

Полезный объем посуды 36 л составляет 80% от общего ее объема. Принимая общий объем за 100%, находим его количественное выражение, пользуясь отношением:

36 л — 80% Х = (36 × 100) / 80 = 45 л
Х — 100%

Следовательно, для приготовления рисовой вязкой каши из 8 кг крупы нужно взять котел емкостью 50 л.

Рассыпчатые каши

Подготовленную крупу засыпают в кипящую подсоленную воду, количество которой определяют, пользуясь вышеприведенным способом, и варят до загустения, периодически помешивая веселкой. Затем кладут половину полагающегося по норме жира, закрывают посуду крышкой и доводят кашу до готовности в жарочном шкафу на водяной бане или на борту плиты. Хорошее качество рассыпчатых каш получается при приготовлении их в пищеварочных котлах с косвенным обогревом. Готовую кашу разрыхляют поварской вилкой, кладут оставшийся жир и размешивают. При варке гречневой каши часть жира рекомендуется вводить в воду перед закладкой крупы.

Рассыпчатый рис иногда варят откидным способом. В кипящую подсоленную воду, взятую в семикратном объеме по отношению к весу крупы, всыпают перебранный и промытый рис, варят до готовности, откидывают на дуршлаг, перекладывают в посуду с растопленным маслом и перемешивают. Так готовят рис для гарниров и фаршей.

Лучшим способом приготовления риса для гарниров является припускание. Перебранный и промытый рис слегка пассеруют на жире, вливают бульон (1,5 л на 1 кг крупы), проваривают до загустения, кладут пряности (ароматические коренья, перевязанные ниткой, лук, перец и лавровый лист), закрывают посуду крышкой и ставят на водяную баню в жарочный шкаф. Рис, сваренный таким способом, получается рассыпчатым, маслянистым и ароматным.

Вязкие каши

Вязкие каши варят на воде или молоке, разведенном водой. Манную кашу иногда варят на чистом молоке. Поскольку крупы плохо развариваются в молоке, подготовленную крупу всыпают в кипящую подсоленную воду, варят до загустения, вливают молоко, добавляют наполнители, предусмотренные рецептурой (сахар, изюм и др.), и доводят кашу до готовности на борту плиты под закрытой крышкой.

Технология приготовления жидких каш отличается от приведенной только количеством жидкости.

Результаты проверки осуществления контроля питания заносятся в Акт проверки организации и ведения производственного контроля по питанию в ДОУ, который составляется и подписывается комиссией, назначенной приказом заведующего детским садом. Основной задачей производственного контроля на пищеблоке (кухне) дошкольного образовательного учреждения является соблюдение санитарных норм и правил, предупреждение инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.

В акте проверки организации и ведения производственного контроля питания в ДОУ выставляется оценка организации и ведения контроля питания по всем пунктам. В ходе проверки рассматриваются такие показатели, как нормативно-правовое обеспечение организации питания воспитанников детского сада, наличие и полнота содержания приказов заведующего на новый учебный год, ведение ведомостей и журналов на пищеблоке, наличие плана санитарно-противоэпидемических мероприятий.

По каждому пункту в акте проверки ведения производственного контроля по питанию комиссией записываются рекомендации, выполнение которых необходимо для повышения эффективности производственного контроля за организацией питания в дошкольном образовательном учреждении.

АКТ
проверки организации и ведения производственного контроля по питанию

Председатель комиссии: ___________________________________________________

В присутствии: ___________________________________________________________

Провели проверку организации и ведения производственного контроля по питанию в дошкольном образовательном учреждении и выявили следующее:

Выводы:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

Каши варят из круп на воде, цельном или разбавленном молоке.

Каши делят на рассыпчатые, вязкие и жидкие. Консистенция каш зависит от соотношения крупы и воды. В процессе варки крупы поглощают большое количество воды за счет клейстеризации крахмала и поэтому увеличиваются в массе и объеме (привар). Для получения различных видов каш следует строго придерживаться норм крупы и воды. Нормы указаны в таблице сборника рецептур.

Для варки каш используют посуду с толстым дном. Соль и сахар кладут в котел с жидкостью до засыпания крупы из расчета 5 г на 1 кг крупы.

Подготовка крупы: крупу перебирают и промывают (кроме дробленых круп, манной и геркулес), пшенную промывают в теплой воде для удаления горечи. Дробленые крупы просеивают.

Подготовленную крупу засыпают в кипящую подсоленную жидкость и отваривают до готовности. При варке молочной рисовой или перловой каши крупу всыпают в кипящую воду и проваривают 5—10 мин минут. Затем воду сливают, наливают горячее цельное молоко и варят до готовности. В молоке рис и перловая крупа плохо развариваются.

Манную крупузаваривают, всыпая ее тонкой струей в кипящую жидкость при непрерывном помешивании.

Рассыпчатые каши готовят из пшена, рисовой, гречневой, перловой, ячневой, полтавской, манной крупы. Варят их одинаково. Варят рассыпчатые каши на воде или бульоне. В готовой рассыпчатой каше зерна полностью набухшие­, хорошо проварены, в основном сохранившие форму и легко отделяющиеся друг от друга.

Гречневая каша. В наплитный котел с толстым дном или пищеварочный котел наливают по норме воду, доводят до кипения, добавляют соль, всыпают подготовленную крупу, снимая с поверхности шумовкой пустотелые зерна, и варят, периодически помешивая веселкой, до тех пор, пока крупа не впитает всю воду. Затем заправляют маслом, выравнивают поверхность, закрывают крышкой и распаривают кашу до готовности при слабом нагреве. Продолжительность варки (упаривания) каши гречневой из ядрицы быстроразвариваюшейся ­1 ч.

Готовую кашу разрыхляют поварской вилкой. Подают в горячем виде со сливочным маслом или перемешанную с пассерованным репчатым луком, а также рублеными крутыми яйцами и маслом. Холодную кашу можно подать с молоком или сахаром. Гречневая каша - прекрасный гарнир к различным блюдам.

Рисовая каша. Первый способ. В кипящую подсоленную воду, взятую по норме, добавляют жир (5-10% массы риса), засыпают подготовленную рисовую крупу и варят, помешивая, до загустения. Затем кашу упаривают до готовности в закрытой крышкой посуде в жарочном шкафу при слабом нагреве около 1ч.

Второй способ (рис припущенный). Подготовленную рисовую крупу обдают кипятком, чтобы она не имела привкуса муки, сливают воду и заливают горячим мясным или куриным бульоном по норме, добавляют соль и масло (можно поло­жить в середину крупы несколько очищенных сырых луковиц и душистый перец), закрывают котел крышкой и варят на пару до готовности. По окончании варки лук вынимают. Используют припущенный рис в качестве гарнира, фарша и как самостоятельное блюдо.

Третий способ (рис откидной). Подготовленную рисовую крупу всыпают в кипящую подсоленную воды (6 л на 1 кг) и варят при слабом кипении 25-30 мин. Когда зерна набухнут и станут мягкими, их откидывают на сито, промывают горячей водой (при этом теряется много пищевых веществ), дают воде стечь и ставят на водяной бане в жарочный шкаф на 30-40 мин. Подают кашу со сливочным маслом.

ВЯЗКИЕ КАШИ Готовят вязкие каши на цельном молоке, воде и молоке, разбавленном водой, из всех видов круп по общим правилам. В готовой каше зерна должны быть полностью набухшими и хорошо разваренными, не слипшимися между собой. По консистенции вязкая каша густая. В горячем виде (т. е. при температуре 60–70 °C) она должна держаться на тарелке горкой, не расплываясь. Не допускаются запахи вкус пригоревшей каши. Каши из пшеничных круп, плющеных круп (Геркулеса и др.), риса и пшена можно варить сладкими - с изюмом, черносливом и урюком, тыквой.

ЖИДКИЕ КАШИ Готовят их так же, как и вязкие каши, но жидкости берут больше нормы. Отпускают как самостоятельные блюда со сливочным или топленым маслом, сахаром. Жидкие каши широко применяются в детском и диетическом питании. В готовой жидкой каше зерна должны быть полностью набухшими, хорошо разваренными, утратившими свою форму. Консистенция каши жидкая однородная; масса растекается по тарелке. Не допускаются привкус горечи, затхлый запах или подгоревшей каши, посторонние включения.

Готовые блюда из круп хранят на мармите при температуре 7О-80 С. Вязкие каши, котлеты и биточки из них, запеканки из круп реализуют в течение 3 ч после приготовления, блюда из макаронных изделий - 2, каши рассыпчатые - 6 ч.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

На содержание столовой каждый родитель выплачивает примерно 600 рублей в месяц.

В кладовой все продукты хранятся на стеллажах и подтоварниках, согласно требованиям ГОСТ.

К организации и продовольственному снабжению предприятия предъявляются следующие требования: обеспечение широкого ассортимента товаров в достаточном количестве и надлежащего качества в течении года; своевременность и ритмичность завоза товаров; оптимальный выбор поставщиков и своевременное заключение с ними договоров на поставку товаров.

Для эффективной и ритмичной работы предприятия необходимо организовать завоз товаров из разных источников. Одним из источников являются предприятия-изготовители продовольственных товаров различных форм собственности: государственные предприятия, акционерные общества, объединения, частные фирмы, изготавливающие продукты питания.

Большой вклад в организацию продуктового снабжения вносят производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства, частники.

Приемка товаров в предприятии питания является важной составной частью технологического процесса. Приемку проводят в два этапа.

Продукты получают по количеству и по качеству. Первый этап – предварительный. Приемка продуктов по количеству производится по товарно-транспортным накладным, счетам-фактурам, путем пересчета тарных мест, взвешивании. Если товар поступил в исправной таре, кроме проверки веса брутто предприятие имеет право потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто. Второй этап – окончательная приемка. Масса нетто и количество товарных единиц проверяют одновременно со вскрытием тары. Масса тары проверяется одновременно с приемкой товара.

При обнаружении недостачи составляется односторонний акт о выявленной недостаче, этот товар хранится отдельно, обеспечивается его сохранность и вызывается поставщик. После окончательной приемки составляется акт в 3 экземплярах.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.

Приемка товаров по качеству производится органолептически (по виду, цвету, запаху, вкусу). При этом проверяют соответствие стандартам, ТУ. К транспортным документам прикладываются сертификаты или удостоверения качества.[4]

Отгрузка товара осуществляется на основании накладных. Занимается приходом продуктов кладовщик. После обработки документы (счета и накладные) направляют в бухгалтерию.

2.3 Анализ ассортимента продукции и оперативного планирования в дошкольных столовых

Оперативное планирование работы производства столовой ДОУ включает в себя следующие элементы:

1.Составление планового меню на неделю, на его основе разработать план-меню, отражающего дневную производственную программу предприятия; составление и утверждение меню;

2.Расчет потребности в продуктах для приготовления блюд, предусмотренных планом меню, и составление требования на сырье;

3.Оформление требований накладной на отпуск продуктов из кладовой на производстве и получение сырья;

4.Распределение сырья между цехами и определение заданий поварам в соответствии с планом меню.[1]

Плановое меню детского сада №22 составляется на неделю. Оно составляется совместно поваром, кладовщиком и медицинским работником детского сада по форме №299.

Составляя меню, работники кухни в детском саду учитывают:

1.Суточный набор продуктов

3.Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд.

4. Нормы потерь при холодной и тепловой обработке.
5. Данные о химическом составе продуктов и блюд.

В меню представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы, широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона, сформировать у детей навыки здорового питания, правильных вкусовых предпочтений.

В меню включены 3 приема пищи: завтрак, обед полдник

Кофейный напиток витаминизированный

Основным этапом оперативного планирования является составление плана-меню. План-меню составляется кладовщиком, поваром и медицинским работником накануне планируемого дня (не позднее 15 ч) и утверждается заведующей учреждения.

В нем приводятся наименования, номера рецептур и количество блюд с указанием сроков приготовления.

К основным факторам, которые необходимо учитывать при составлении меню, относятся: примерный ассортимент выпускаемой продукции, рекомендованный для питания детей дошкольного возраста в зависимости от типа и вида предоставляемого рациона, наличие сырья и его сезонность.

В детском саду объем предлагаемых ребенку блюд нормирован. Объем пищи рассчитывается с учетом возраста дошкольника. Так, суточное потребление продуктов в граммах для детей составляет от 1000 г до 1700 г. Строго соблюдаются и объемы блюд, предлагаемых на каждое кормление.

Еще одним непременным условием при составлении меню является учет требований санэпидслужбы в отношении запрещенных продуктов и блюд, например колбасы, копченостей.

Заведующая детским учреждением, отвечая за всю его постановку работы в учреждении, несет ответственность и за правильную организацию питания детей. Заместитель директора по АХЧ контролирует работу хозяйственных работников по обеспечению своевременных составлений заявок на необходимое количество продуктов на неделю, месяц, квартал, год. Он следит за составлением получаемых продуктов, доставкой продуктов, соблюдением правил их хранения и использования. Заведующая учреждением занимается постановкой работы на пищеблоке, правильностью составления меню-раскладок, соблюдением санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи, периодически проверяет организацию питания в группах.

Врач, медицинская сестра совместно с заведующей ДОУ контролируют работу пищеблока, проверяя его санитарное состояние, качество приготовления пищи, выход блюд, выполнение натуральных норм.

Контроль за соблюдением натуральных норм питания осуществляется путем проверок заявок, составляемых заведующей и кладовщиком, соответствия их утвержденным нормам питания детей в ДОУ. Контроль за правильным состоянием меню-раскладок, а также проведение периодических расчетов химического состава и калорийности питания детей, проводится один раз в месяц раздельно для детей ясельного и дошкольного возраста (за весь месяц или за любые десять дней подряд, каждого месяца) по накопительной ведомости. Для расчета питания используются официальные таблицы химического состава пищевых продуктов. При этом важно учитывать потери пищевых веществ при кулинарной обработке продуктов. Полученные данные о содержании в рационах детей белков, жиров и углеводов, как и общая калорийность рациона, сравниваются с данными о химическом составе рационов питания детей в ДОУ разного типа и физиологических потребностях детей данного возраста в основных пищевых веществах и энергии.

Если при проведении расчетов питания выявлены значительные отклонения от нормы, то медицинская сестра принимает оперативные меры (вносит необходимую коррекцию при составлении меню-раскладок, добиваясь необходимого содержания в них полноценных продуктов и соответствия химического рационов действующим нормам). Это должно быть подтверждено расчетами питания.

Правильность закладки основных продуктов (масло, мясо, рыба и др.) устанавливается контрольным взвешиванием продуктов, выделенных на приготовление данного блюда, и сопоставлением полученных данных с данными меню-раскладки.

Необходимо обращать внимание на соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей, не допуская приготовления лишнего количества пищи, что снижает ее калорийность, а также приводит к больному количеству остатков пищи.

Для удобства контроля за выходом блюд на пищеблоке следует иметь таблицы отходов пищевых продуктов при холодной кулинарной обработке, таблицы выхода и норм влажности для каш различной консистенции и таблицы выхода мясных, рыбных и овощных блюд при тепловой обработке.


Методическая разработка урока по предмету "производственное обучение" по теме "Приготовление блюд из каш: крокеты рисовые"

Скачать:

ВложениеРазмер
met.razrab.uroka_.doc 95 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Мастер производственного обучения

Клецина Ирина Александровна

ТИП УРОКА : Изучение трудовых приемов и операций при приготовлении крокет рисовых.

1.закрепить знания учащихся, выработать практические навыки и умения по организации рабочего места и применению безопасных приемов труда.

2 .научить учащихся соблюдать технологический процесс приготовления крокетов, правила подачи, условия хранения.

Находить пути рационально использовать и планировать свою деятельность. Умению анализировать ошибки и определять пути их устранения.

Воспитать стремление добиваться высоких результатов в работе.

Учебно - производственное оснащение :

Оборудование : электрическая плита, холодильник, электрофритюрница

Инвентарь, инструменты, посуда : кастрюли, шумовка, мелкие тарелки, миски, поварские ножи, ложки, разделочные доски, весы.

Сырье : крупа рис, сыр, ветчина, молоко, масло растительное, соль, яйца, панировочные сухари.

  1. Организационная часть - 5мин ( проверяю количество учащихся, внешний вид учащихся (наличие сан. спецодежды, руки на наличие гнойничковых заболеваний).

2. Вводный инструктаж – 45 мин .

  1. Проверка знаний учащихся по материалу, изученного на уроках теории, а также на предыдущих уроках производственного обучения, связанному с материалом данного урока ( вопросы прилагаются).

  1. Инструктирование учащихся по материалу урока

Вопросы по теме

  1. Организация рабочего места
  2. Технологическая последовательность приготовления крокет из рисовой каши
  3. Требования в качеству полуфабриката и готовых изделий
  4. Правила подачи
  5. Безопасные условия труда
  6. Выполнение производственного задания

Структура проведения вводного инструктажа

1.Объяснение, показ, демонстрация приемов технологической последовательности приготовления ( в рабочем, замедленном, рабочем темпе).

Последовательность технологических операций при приготовлении крокет

Операция №1. Блюда из круп готовят в соусном отделении. Оборудуется это отделение электрическими плитами, пищеварочными котлами, жарочными шкафами, производственными столами, для приготовления изделий из каш в соусном отделении выделяется производственный стол, где устанавливают весы, с правой стороны - инвентарь, инструменты , посуду, слева- продукты.

Операция № 2. Все продукты проверяют по качеству в соответствии с действующими стандартами и техническими условиями (крупы должны быть без признаков плесени, влажности и т.д.) практически ( яйца, крупа)

Операция №3 .Крупы хранят в деревянных ларях для сыпучих продуктов, а все другие компоненты - холодильном шкафу.

Операция №4. крупы перед варкой перебирают, отделяя необрушенные зерна и другие примеси. Промывают 2..3 раза. Вначале в теплой, а потом в горячей воде

Операция №5. Подготовка жидкой основы

В котел наливают воду. Бульон. Молоко, молоко с водой и доводят до кипения. В кипящую жидкость добавляют соль, жир.

Операция №6.Варка вязкой каши .

Вязкие каши готовят на молоке, молоке разбавленном водой, воде, только жидкости используют больше, чем для рассыпчатых каш.

В кастрюлю с кипящей жидкостью засыпают подготовленный рис, сразу хорошо перемешивают со дна лопаткой ,чтобы зерна не слиплись друг с другом и не прилипли ко дну. Помешивают до загустения.

Затем накрыть крышкой и варить при слабом кипении (вода должна едва кипеть)18 – 20мин. стараясь не беспокоить его,

до тех пор пока рис целиком не поглатит всю жидкость и зерна не будут мягкими на ощупь.

Несоблюдение установленной влажности каш различной консистенции не допускается. поэтому следует самым тщательным образом следить за тем чтобы соотношение жидкости и крупы определенное расчетом или по таблицам ,было точным.

Объем посуды для варки (кастрюли, котлы были измерены.)

Требования к качеству вязкой каши :

внешний вид – зерна частично разварившиеся

консистенци я – каша держится на тарелке горкой

запах и вкус - пригоревшей каши не допускаются

вкус и цвет - свойственный данному виду каш, без признаков затхлости и горечи.

операция №7Приготовление массы для крокет

В охлажденную рисовую кашу до температуры 60 – 70 градусов кладут сырые яйца и хорошо перемешивают.

Операция №8 Формование :

массу делят на куски (по весу).

1.обмажте руки мукой.

2.положите на ладонь половину порции готовой смеси.

3.затем добавьте поверх риса небольшие ломтики ветчины, на них кусочек сыра

4. сверху оставшуюся часть риса

5. руками сформуйте из риса шарик

6. чтобы поверхность была более гладкой, запанируйте в муке или панировочных сухарях.

7. затем положить крокеты на полчаса в холодильник на полчаса, чтобы они стали твердыми

Требования к качеству полуфабриката.-

Внешний вид - форма круглая, без трещин

Цвет и запах - свойственный рисовой каше без запаха пригоревшей каше.

Операция №9 Жарка во фритюре (в большом количестве жира)

  1. ставят нагревать фритюр ( сотейник или фритюрнице) до 160 – 180*С чтобы проверить температуру фритюра, можно бросить в него кусочек хлеба и засечь время. Цвет должен измениться приблизительно через 1 минуту.

  1. закладывают подготовленные крокеты в раскаленный жир (соблюдают осторожность, следят чтобы во фритюр не попали капли воды и не произошло разбрызгивание жира) можно использовать шумовку

  1. жарят до образования румяной корочки, до готовности 1 -1,5 минут

  1. вынимают из фритюра при помощи шумовки, уложив крокеты на бумагу, которая хорошо впитывает влагу.

Для жаренья во фритюре лучше использовать смесь животных растительных масел в соотношении 50 на 50%

При жаренье во фритюре жира нужно взять в 4 раза больше, чем обжаренного продукта, при этом посуду заполняют жиром наполовину, так он может пениться.

Для фритюра ни в коем случае не берут сливочное масло или маргарин, так как они имеют низкую температуру дымообразования, содержит много влаги и белковых веществ, которые при высокой температуре быстро сгорают, загрязняя жир и продукт.

Требования к качеству крокет

Внешний вид – круглой формы; поверхность ровная, без трещин.

Консистенция оболочки - рыхлая, без комков, при разломе крокета пополам, расплавленный сыр образует между половинками длинные нити.

Цвет - соответствующий рисовой каше, золотистого цвета.

Вкус и запах – свойственный рисовой каше, с ароматом ветчины и сыра.

Консистенция оболочки -рыхлая без комков , при разломе пополам, расплавленный сыр образует между половинками длинные нити

Сроки реализации - реализуют в течение 3 часов

Крокеты подают на порционных блюдах или тарелке ( предварительно прогретых) по 2 -3 штуки на порцию украсив зеленью петрушки или укропа.

Отдельно подают соус сметанный или сметану.

Безопасные условия труда :

  • перед началом работы правильно надеть полагающую сан.спец одежду
  • волосы убрать под головной убор, рукава подвернуть до локтя или застегнуть у кисти рук
  • осмотреть инвентарь, посуду, оборудование, убедиться в его исправности
  • соблюдать правила эксплуатации эл.плиты
  • Соблюдать правила безопасности при работе с ножом
  • Выполнять только порученную работу и находиться на своем рабочем месте
  • Не загромождать проходы
  • Пол должен быть чистым, обезжиренным

Вопросы для проверки усвоения нового материала:

1.Из какой каши готовят (по консистенции) крокеты

2.Как готовят массу для крокет

3.Из каких операций состоит формование крокет

4.Показать формовку крокет (практически)

5.Какие правила необходимо соблюдать при жарке во фритюре:

-кастрюлю с кипящей жидкостью необходимо открывать на себя

-крокеты опускать в кипящий жир осторожно не допуская брызг

5.Какие правила личной гигиены необходимо соблюдать повару

6.Требования качества к полуфабрикату

7.Определить ( практически) качество полуфабриката

8.Определение качества сырья (крупа, яйца,)

Задание для составления отчета

1.Рассчитайте сырье и заполните технологическую карту на 20 порций крокет

2.Определить время варки каши и время жарки крокет

3.Установить изменения массы крокет после жарки

  1. Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование – 5 час.

1-й обход – проверяю организацию рабочего места, соблюдение правил личной гигиены.

2-й обход – проверяю соблюдение технологического процесса, соблюдение правил санитарии при приготовлении (при необходимости провести индивидуальное или коллективное инструктирование)

3-й обход – проверяю соблюдение правил техники безопасности (при необходимости провести индивидуальное или коллективное инструктирование)

4-й обход – проверяю качество выполненной работы (бракераж готового блюда), уборку рабочего места.

Оценка качества дается по ниже приведенной форме

Читайте также: