Государственное регулирование и розничная продажа алкогольных напитков

  • СТОПКОРОНАВИРУС.РФ
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ПРИЕМА ОБРАЩЕНИЙ
  • ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
  • ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК
  • ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • РЕЕСТРЫ
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
  • РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ
  • БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
  • ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ



По вопросу возможности розничной продажи пива в розлив в полимерную тару продавца объемом более 1500 миллилитров.

Согласно статье 2 ТР ТС 005/2011 потребительская упаковка – упаковка, предназначенная для продажи или первичной упаковки продукции, реализуемой конечному потребителю.

Следовательно, полимерная тара, в которую будет налито разливное пиво для реализации конечному потребителю, будет являться потребительской.

Таким образом, розничная продажа пива, в том числе в розлив, в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров запрещена.

По вопросу необходимости предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода при розничной продаже алкогольной продукции в случае ее осуществления без применения контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Пунктом 10 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Правила применения контрольно-кассовой техники определяются нормами Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

При этом, розничная продажа алкогольной продукции не допускается без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ (подпункт 13 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, обязанность предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода установлена независимо от применения контрольно-кассовой техники.

По вопросу возможности изготовления настоек, алкогольных коктейлей организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Положения данного пункта распространяются, в том числе на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) при оказании услуг общественного питания.

В соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Закона № 171-ФЗ не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.

Таким образом, организации при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции могут осуществлять изготовление коктейлей и других напитков в процессе обслуживания потребителя при оказании услуг общественного питания с использованием алкогольной продукции, находящейся в легальном обороте, в том числе маркированной в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ.

10 марта 2017 г.

По вопросу возможности использования алкогольной продукции, закупленной у организации, осуществляющей ее розничную продажу, для производства неспиртосодержащей продукции в предпринимательских целях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу осуществляется на основании договора розничной купли-продажи, согласно которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, под розничной продажей алкогольной продукции следует понимать деятельность по передаче покупателю алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Следовательно, использование алкогольной продукции, приобретенной по договору розничной купли-продажи, при производстве неспиртосодержащих продуктов питания для их последующей продажи не соответствует целям, предусмотренным статьей 492 ГК РФ.

10 марта 2017 г.

По вопросу необходимости фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

Указанное требование не распространяется на учет объема закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (подпункт 4 пункта 2.1 статьи 8 Закона № 171-ФЗ).

Таким образом, Законом № 171-ФЗ не предусмотрена обязанность организации фиксировать в ЕГАИС сведения о закупке алкогольной продукции в целях её использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции.

Нормативно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции

  • оптовая торговля алкоголем;
  • складское хранение алкогольной продукции;
  • перевозка спиртного;
  • розничная продажа алкоголя.

Таким образом, правила регулирующие оборот алкогольной продукции, распространяются на организации, осуществляющие названные выше виды деятельности.

Первым делом лицензия на алкоголь

Первым делом, предпринимателю, желающему заняться оборотом алкогольной продукции, необходимо получить алкогольную лицензию. Следует отметить, что на каждый вид деятельности требуется отдельная лицензия. При этом, за лицензиями на оптовую торговлю, складское хранение или перевозку алкоголя необходимо обращаться в Росалкогольрегулирование, а за лицензией на розничную продажу алкоголя в уполномоченный орган субъекта РФ. В каждом регионе лицензирующий орган называется по разному. Например, в столице им является Департамент торговли и услуг, а в Московской области — Министерство потребительского рынка и услуг.

На сегодняшний день в Росалкогольрегулировании и каждом уполномоченном органе субъекта РФ лицензия на алкоголь предоставляется в соответствии с положениями Административного регламента, в котором поэтапно указывается порядок действий предпринимателя, желающего получить лицензию на оборот алкогольной продукции.

Административные регламенты для получения лицензии на оборот алкогольной продукции не только указывают сроки и порядок проведения процедур, но и перечень документов, которые необходимо подготовить при получении алкогольной лицензии.

Госпошлина за лицензию на алкоголь

В завершении данного раздела следует отметить, что оплата госпошлины за лицензию на алкоголь не дает 100% гарантии ее получения. В случае, если проверяющие в ходе обследования организации установят нарушения, то неминуем отказ в выдаче лицензии на алкоголь. Тогда, деньги, оплаченные за лицензию на алкоголь, возвращены не будут.

Ежеквартальная декларация по алкоголю

Согласно пункту 15 Правил, декларация по алкоголю предоставляется ежеквартально в срок до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Алкогольная декларация предоставляется в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи. Обязательным условием является визирование декларации по алкоголю усиленной квалифицированной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан аккредитованным удостоверяющим центром.

В зависимости от вида деятельности отличается орган, куда предоставляется декларация по алкоголю. Так, организации осуществляющие оптовую торговлю, складское хранение и перевозку алкогольной продукции предоставляют декларации только в Росалкогольрегулирование. В свою очередь организации, продающие алкоголь в розницу, сдают отчетность в уполномоченный орган субъекта и дублируют информацию в Росалкогольрегулирование.

Запрет на продажу алкоголя


1 марта истекает срок исполнения правительством РФ поручения президента РФ Дмитрия Медведева о рассмотрении вопроса о последствиях введения госмонополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.

В России первые попытки жесткого госконтроля над производством и продажей крепкого спиртного начались еще в конце XV века при Иване III. Как правило, это был запрет на продажу спиртного вне "царевых кабаков", и легальную водку можно было купить лишь у официальных целовальников, плативших солидные налоги казне. В то же время, несмотря на строгие кары, которые грозили тем, кто продает алкоголь "из-под полы", в России всегда существовало незаконное самогоноварение.

Наиболее последовательная попытка установить госмонополию произошла в XIX – XX веках. Введение монополии разрабатывали серьезно, и она была задумана не как одноразовая указная акция, а как глубокая реформа, проводимая по этапам, на протяжении восьми лет. В 1894 – 1902 гг. она проходила последовательно по регионам России – вначале в столицах, а затем на окраинах, сперва в европейской части страны, затем в азиатской. В 1902 г. государственная водочная монополия вступила в силу по всей стране.

В 1904 – 1905 гг., в период русско-японской войны, был введен запрет на торговлю водкой в ряде регионов страны. Ограничения на водочное производство и торговлю сохранялись и в годы первой русской революции (1905 – 1907).

В 1906 – 1913 гг. в России существовала полная водочная монополия, которая дала ряд положительных результатов по сокращению, по крайней мере, внешних проявлений пьянства.

2 августа 1914 г. правительство России издало постановление о прекращении продажи водки на период войны и о сосредоточении всего производства этилового спирта для технических нужд фронта и медицинских целей.

В декабре 1917 г. советское правительство продлило запрет на торговлю водкой на время войны и революции, а затем в июле 1918 г. еще раз приняло постановление о запрете производства самогона и торговли водкой на период гражданской войны и иностранной интервенции.

26 августа 1923 г. ЦИК СССР и СНК СССР издали совместное постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР. При этом государство осуществляло полный контроль за выпуском винно-водочной продукции.

Во времена СССР правительство неоднократно вводило запреты или ограничения на продажу алкоголя. Так в 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС и Советского правительства "Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками". Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха.

16 мая 1972 г. было опубликовано постановление "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". Предполагалось сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков.

В 1985 г. в СССР была начата крупная антиалкогольная кампания, которая продолжалась в течение двух лет. 7 мая 1985 г. были приняты постановления ЦК КПСС "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма" и Постановление Совмина СССР "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения", которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причем предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. 16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения", который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями.

В 1987 г. советское руководство приняло решение свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя.

В 1992 г. Указом президента России Бориса Ельцина была отменена государственная монополия на водку (т.е. на ее производство, ввоз, продажу, ее объемы и цены). 11 июня 1993 г. был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции. Правительству России было поручено за три месяца сформировать Государственную инспекцию по обеспечению монополии. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 г. была упразднена.

В новейшей истории России разговоры о введении госмонополии на водку возникали неоднократно, но закон о госмонополии на алкоголь так и не был принят. В начале 2005 г. министр сельского хозяйства Российской Федерации Гордеев предложил создать так называемую государственную акционерную компанию (ГАК). Предполагалось, что ГАК на монопольных основаниях будет закупать спирт у предприятий-производителей (спиртзаводов) и продавать его потребителям (производителям водки либо спиртосодержащей продукции). В июле 2005 г. к обсуждению темы подключился президент РФ Владимир Путин, отметивший, что существующая система контроля алкогольной продукции не работает, так как слишком коррумпирована.

К середине 2006 г. споры о введении госмонополии усилились. Так, спикер нижней палаты российского парламента Борис Грызлов предложил в октябре 2006 г. ввести монополию не только на оборот спирта, но и монополию на розничную продажу алкогольной продукции. Мэр Москвы Юрий Лужков говорил о необходимости монополии на производство алкогольной продукции и спирта.

В конце 2007 г. в Госдуму был внесен законопроект о создании госмонополий на алкоголь в регионах, разрешающий региональным властям создавать компании с исключительным правом продажи алкогольной продукции, который так и не был принят.

В апреле 2008 г. Госдума РФ отклонила законопроект "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", мотивировав это тем, что предлагаемые нормы ударят по обычным гражданам РФ.

C 2009 г. в рамках нацпроекта "Здоровье" в России реализуется новое направление – формирование здорового образа жизни. Одна из его задач – борьба с табакокурением и алкоголизмом.

В рамках нацпроекта соответствующими ведомствами был рассмотрен проект национальной концепции по борьбе с алкоголизмом и ростом потребления алкогольной продукции в стране, подготовленный Роспотребнадзором еще в 2008 г.

В сентябре 2009 г. президент РФ Дмитрий Медведев дал правительству целый ряд поручений по упорядочению алкогольного рынка, в частности, потребовал проанализировать последствия возможного введения госмонополии, разработать порядок установления минимальной цены на водку и продавать слабый алкоголь в таре не более 330 мл.

13 января 2010 г. премьер-министр Владимир Путин утвердил антиалкогольную концепцию, в рамках которой государство рассчитывает за десять лет более чем вдвое снизить потребление алкогольной продукции в стране и добиться полного исчезновения нелегального алкогольного рынка.

Снижения потребления алкоголя на душу населения на 55% к 2020 г. планируется достичь за счет реализации пакета мер, включающего среди прочего введение уголовной ответственности за неоднократные нарушения в сфере производства и оборота алкоголя, а также резкое ограничение рекламы алкогольной продукции и внедрение политики ценообразования, предполагающей зависимость розничной цены алкогольной продукции от содержания этилового спирта в напитке.

Сокращение потребления алкоголя, по расчетам государства, на первом этапе будет достигнуто в том числе за счет установления минимальных розничных цен на алкогольную продукцию.

Россия в целях борьбы с нелегальным оборотом алкоголя с 1 января 2010 г. уже ввела минимальную цену за бутылку водки объемом 0,5 литра в размере 89 рублей. Если бутылка другого объема ‑ минимальная цена рассчитывается пропорционально емкости.

На первом этапе также предусматривается разработка специальных мер по профилактике злоупотребления алкогольной продукцией, а также внедрение программ и проектов, направленных на популяризацию здорового образа жизни.

В регионах появятся программы, направленные на профилактику злоупотребления алкогольной продукцией "с учетом специфики каждого региона (доли сельского населения, обычаев и традиций)".

На втором этапе (2013 – 2020 гг.) государство намерено запустить программы по формированию традиции здорового образа жизни, развитию спорта и физической культуры и принять меры по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Роспотребнадзор


  • Преобразовать Правила продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива в DOC

  • Преобразовать Правила продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива в PDF

Правила продажи алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива

2. Закон запрещает продажу алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи, осуществляемой при оказании услуг общественного питания и в магазинах беспошлинной торговли.

Запрет вступает в силу с момента опубликования закона и касается алкогольной продукции с содержанием этилового спирта как более 15%, так и менее. Запрет также распространяется на ночную продажу пива с содержан6ием этилового спирта более 5% , а с 1 января 2013 года - на все пиво и пивные напитки ( независимо от процентов этилового спирта, содержащихся в данной продукции).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Изменение вступило в силу с 22.07.2011года.

3. Установлены запреты на розничную продажу алкогольной продукции и пива не только в детских, образовательных, медицинских организациях и объектах спорта, но и на прилегающих к указанным объектам территориях. Исключение составляют организации культуры при оказании услуг общественного питания.

Границы прилегающих территорий к объектам, на которые не разрешается розничная продажа алкогольной продукции, определяется решением органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К прилегающим территориям относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решением органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

4. С момента вступления в силу запрещена продажа алкогольной продукции и пива на остановках общественного транспорта и автозаправочных станциях, а также в нестационарных объектах. Ранее данное требование не распространялось на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15%, а также в отношении объектов, расположенных в сельских поселениях. Теперь все вино, другую спиртосодержащую продукцию, пиво и пивные напитки с содержанием этилового спирта более 5 % из ларьков и павильонов необходимо убрать.

В отношении розничной продажи пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов, норма закона более лояльна. Только с 1 января 2013г. при продаже пива и пивных напитков с содержанием этилового спирта менее 5% необходимо наличие стационарного объекта. Налагаемые ограничения не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 16.5 %, а также пива и пивных напитков при оказании хозяйствующими субъектами услуг общественного питания в нестационарных помещениях.

5. В соответствии с новыми требованиями не допускается потребление ( распитие) алкогольной продукции в общественных местах, в том числе дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения ( в границах жилых территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, спорта). Исключение составляют места, в которых оказываются услуги общественного питания.

6. С 1 июля 2012 года все организации , осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции ( за исключением пива и пивных напитков) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок который определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно -кассовую технику.

В сельской местности- не менее 25 квадратных метров. В прежних нормах закона в отношении сельских поселений требование по стационарности и по наличию площадей не предъявлялось.

Также новым законом определено, что с 1 января 2013 г. все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты или складские помещения, а также контрольно- кассовую технику.

7. Законом устанавливается порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции.

8. В перечень оснований приостановления действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции включен оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке в единой государственной автоматизированной информационной системе.

Изменение вступило в силу с 22.07.2011г..

9. К основаниям аннулирования лицензии добавлено :

1) розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти:

2) нарушение требований розничной продажи алкогольной продукции, предъявляемым:

- к местам, в которых розничная продажа алкогольной продукции не допускается

- ко времени , в котором розничная продажа алкогольной продукции не допускается.

Изменение вступает в силу с 01.07.2012г.

10. Внеплановые выездные проверки по заявлениям о выдаче, переоформлении или продлении лицензии проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Изменение вступило в силу с 22. 07.2011г.

11. Основаниями для проведения внеплановой проверки лицензиата являются:

1) истечение срока исполнения лицензиатом выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требования;

2) поступление лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований;

3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с пунктом 1 ст.20 настоящего ФЗ;

4) выявление фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе, других информационных системах, анализа деклараций об объеме производства, оборота и ( или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции5) наличие приказа( распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента РФ, Правительства РФ или на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы материалам и обращениям.

Изменение вступило в силу с 22.07.2011г.

С 21.10.2011г. прекращается выдача санэпид.заключений на розничную реализацию алкогольных напитков.

Внесены поправки в ст. 14.16. КоАП РФ об административных правонарушениях . За розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции установлена административная ответственность в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от 3000 руб. до 5000 руб.; на должностных лиц- от 10000 до 20000 рублей, на юридических лиц от 80000 до 100000 рублей.

В данной статье анализируется право субъектов РФ вводить запрет на розничную продажу некоторых видов алкогольной продукции.

Органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на ее розничную продажу.

Приведем несколько примеров. Законом Московской области от 27.04.2012 № 40/2012-ОЗ установлено, что на ее территории не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 21.00 до 11.00 следующего дня, за исключением розничной продажи алкогольной продукции организациями и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи индивидуальными предпринимателями при оказании такими организациями и ИП услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли.

Несколько мягче законодательство в Ленинградской (Областной закон Ленинградской области от 10.11.2011 № 88-оз) и в Нижегородской (Закон Нижегородской области от 29.06.2012 № 74-З) областях: там запрещено торговать алкоголем с 22.00 до 09.00 и с 22.00 до 08.00 соответственно.

А вправе ли в регионах устанавливать полный запрет на продажу отдельных видов алкогольной продукции? Об этом и пойдет речь в статье. Предметом для анализа будет Постановление ФАС МО от 26.09.2013 по делу № А40-130927/12-130-1267.

Что предшествовало судебному спору?

Действия Архангельского областного Собрания депутатов были признаны ФАС нарушающими требования антимонопольного законодательства. В частности, по мнению антимонопольщиков, введенный запрет привел к ограничению прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров,

к ограничению продажи отдельных видов товаров и к ограничению конкуренции на рынке розничной продажи алкогольных напитков на территории Архангельской области.

Из материалов дела…

Однако правительство Архангельской области, Архангельское областное Собрание депутатов обратились в суд для признания решения ФАС неправомерным. Дело рассматривалось в нескольких инстанциях, в которых судьи единодушно поддерживали бизнесменов, делая вывод, что необоснованный запрет розничной продажи отдельных видов разрешенной к обороту алкогольной продукции противоречит российскому законодательству.

Особое мнение

От Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступил отзыв, согласно которому она поддержала позицию местных властей. В частности, по мнению Роспотребнадзора, из-за тенденции роста числа потребителей алкогольных напитков и снижения возраста начала потребления алкоголя введение ограничений по продаже отдельных видов алкогольной продукции обоснованно. Это ведомство полагает, что Федеральная антимонопольная служба, предвзято трактуя действующее законодательство и основываясь лишь на юридико-технических особенностях, блокирует законное решение законодательного органа власти субъекта РФ по реализации конституционного права граждан на защиту здоровья.

Не известно, будут ли правительство Архангельской области, Архангельское областное Собрание депутатов далее отстаивать свою позицию (в частности, обратятся в ВАС), но вступившее в силу постановление гласит, что для ряда хозяйствующих субъектов созданы препятствия в связи с незаконным запретом розничной продажи отдельных видов разрешенной к обороту алкогольной продукции, приводящим к ограничению конкуренции в результате создания преимущественного положения для продавцов алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 9%.

  • Skip to content

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в РФ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в РФ

О.Р. Тегетаева,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова

В статье рассмотрены административные и косвенные методы и инструменты, посредством которых государство воздействует на рынок алкогольной продукции с целью создания благоприятных условий развития отрасли и практическое их применение

Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, административные и экономические методы государственного регулирования, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, акцизная политика

The article describes the administrative and indirect methods and tools by which the State affect market alcoholic products in order to create favorable conditions for development of the industry and their practical application

Keywords: alcoholic products market, administrative and economic methods of state regulation, the Federal Service for Alcohol Market Regulation, excise policy

Рынок алкогольной продукции - один из динамично развивающихся сфер экономики, который вследствие своих объемов производства и потребления продукции вызывает интерес как отечественных, так и иностранных производителей и инвесторов. Однако проблемы функционирования алкогольного рынка и государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции определяют важность создания новых путей для совершенствования стратегии развития ликероводочной промышленности и рынка алкогольной продукции, которая должна предусматривать использование методологического и методического инструментария в целях развития алкогольной промышленности.

Существует ряд факторов, обусловливающих обязательность вмешательства государства в процесс формирования предложения и цен на алкогольную продукцию и в процесс распределения и перераспределения доходов от ее производства и реализации. Для Российской Федерации задача государственного регулирования рынка алкогольной продукции имеет особое значение. Первая причину, которую необходимо отметить, – это социальная проблема алкоголизации населения (потребляется 15- 17 литров чистого спирта на человека в год, в то время как в иностранных государствах этот показатель не превышает 3-4 литра в год), высокий показатель смертности от алкоголизма (более 30 тысяч человек в год) [5]. Среди экономических причин главной является это недопоступление акцизов в бюджет государства, что является следствием высокого уровня производства и оборота нелегальной алкогольной продукции (по оценкам различных аналитиков этот показатель составляет 40-­50%). Государство также должно вмешиваться в механизмы функционирования алкогольного рынка в связи с такой проблемой как высокий уровень простаивающих, неиспользуемых мощностей - это результат отсутствия целостной, ориентированной на рост объемов производства государственной стратегии развития данного сегмента экономики. Усугубляет эту проблему несовершенство и нестабильность нормативно-правовой базы государственного регулирования рынка алкогольной продукции. Таким образом, не вызывает сомнений необходимость государственного регулирования данного сегмента: вопрос стоит в степени вмешательства в рыночные процессы.

Объектами государственного регулирования являются предприятия-производители этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприятия оптовой и розничной торговли данным видом продукции независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности.

Алкогольный рынок имеет свою специфику: он тесно связан с различными отраслями (рис. 1).



Рисунок 1. Организационно - технологический процесс производства и реализации алкогольной продукции

В этой технологической цепочке наблюдается и сезонность заготовления сырья и неэластичные спрос и цена на продукцию, поэтому государство использует как прямые, так и косвенные методы и инструменты регулирования деятельности субъектов рынка (схема 1).



Схема 1. Методы и инструменты государственного регулирования алкогольного рынка

  • организации, осуществляющие производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и использующие в указанных целях основное технологическое оборудование, изготовленное как на территории Российской Федерации, так и за пределами ее территории, обязаны иметь на указанное оборудование сертификат соответствия или декларацию о соответствии (п.1 ст.8 Закона);

· технологическое оборудование должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (п.2 ст.8 Закона);

  • оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии документов, предусмотренных ст.10.2 Закона, удостоверяющих легальность их производства и оборота;
  • запрет на оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия и специальной маркировки (ст.12 Закона);

Несмотря на большую значимость решения социальных вопросов, на наш взгляд, государственное регулирование в сфере производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции носит преимущественно фискальный характер. Деятельность осуществляется в двух направлениях: ведение тщательного контроля за деятельность (лицензирование) и увеличение бюджетных поступлений (посредством налоговых платежей).

Лицензирование - это мероприятия, связанные с выдачей лицензии, с приостановлением и аннулированием, а также надзором лицензирующих органов за соблюдением соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Лицензии необходимы на осуществление следующих видов деятельности:

  • Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) выдает следующие виды лицензий:

1) Лицензия на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

2) Лицензия на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

3) Лицензия на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

4) Лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

5) Лицензия на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

6) Лицензия на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции [1].

  • Лицензирующие органы исполнительных органов власти субъектов РФ выдают:
  1. Лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.
    Срок действия лицензий - 5 лет. Территория действия - на всей территория РФ (лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории субъекта РФ или нескольких если есть соглашения между субъектами РФ).

Стоимость за предоставление лицензий предусмотрена Налоговым кодексом РФ (п. 94 ст. 333.31 НК РФ в ред. ФЗ от 18.07.2011 N 218-ФЗ) (таблица 1).

На наш взгляд, применение государственной пошлины за предоставление лицензий является инструментом косвенного воздействия на алкогольный рынок, однако размер ее остается спорным моментом, так как в данном случае применение этого сбора носит не стимулирующий, а фискальный характер.

Таблица 1. Размеры государственной пошлины за выдачу лицензий в сфере спиртового и алкогольного производства


Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина [7], в данном случае платеж производится в пользу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Этот принцип не соблюдается в практической деятельности : размер пошлины должен быть экономически обоснован и торждественен целям, ради которых сбор установлен, т.е. стоимость услуги должна быть ровна расходам, понесенным учреждением при оказании услуги. Возникает вопрос: почему одна и та же услуга по выдаче лицензий (например, предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) и предоставление лицензии на производство, хранение и поставки произведенного вина, фруктового вина, игристого вина (шампанского), винных напитков, изготавливаемых без добавления этилового спирта) имеет различную стоимость (стоимость первой услуги 6000000 руб., второй – 500000 руб., т.е.в 12 раз меньше), если лицензию выдает один и тот же государственный орган и процедура рассмотрения дела практически одинакова? В этом наблюдается нарушение пошлинного принципа - платеж установлен не ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа.

Еще одним аргументом в пользу нашей точки зрения является конституционный принцип о возможности реализации своих прав гражданами: размер пошлины не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей [7].

Инструментами государственного регулирования также являются маркировка и регистрация наименований продукции, которые производятся в целях предотвращения производства фальсифицированной и нелегальной продукции, а также контроля за соответствием готовой продукции государственным стандартам и техническим условиям на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащий продукции. Однако получение специальных марок, выдача которых также относится в компетенции Росалкогольрегулирования, на практике усложнилось, в связи с чем даже те предприятия, которые имеют действующие лицензии, загружены не в полную мощность (например, в РСО-Алания этот показатель составляет 6,1%).

В связи с вступлением России в ВТО важное значение имеет регулирование экспорта/импорта продукции алкогольного рынка, сырья и оборудования для производства данной продукции.

В поддержку деятельности отечественных производителей спирта в 1999 году был принят временный запрет импорта этилового спирта, который действовал до 2002 года. Это дало возможность российским предприятиям, производящим спирт, сформировать сырьевую базу и рынок сбыта. Такой же эффект произвел запрет Роспотребнадзора импорта молдавских и грузинских вин. После вступления РФ в ВТО такие радикальные меры становятся невозможными. Сегодня, на наш взгляд, необходимо создание благоприятных, льготных условий импорта высокотехнологичного оборудования с целью увеличения объемов производства и улучшения качества алкогольной продукции, что в последствие приведет к увеличению экспорта российской продукции на мировой рынок. Одновременно необходимо создавать бренд, проводить рекламные и PR - кампании, продвигать торговые марки. Данные мероприятия необходимо проводить совместно Росалкогольрегулированию с Торгово-промышленной палатой, с производителями продукции ( в основном это будут производители водки - уникального товара среди крепких алкогольных напитков на мировом рынке), которым необходимо объединиться в ассоциации (союзы) производителей и дистрибьюторов с целью продвижения на мировом рынке своей продукции в благоприятных для экспорта условиях.

На наш взгляд, для гармоничного развития алкогольного рынка необходимо разработать государственную концепцию регулирования производства и оборота этилогово спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, на основе которой должны строится федеральная и региональная нормативно-правовая базы, федеральные и региональные органы государственного контроля отраслевого рынка, политика по отношению государственных (муниципальных) и коммерческих предприятий, работающих в рассматриваемой сфере. Основополагающими моментами должны быть:

1. Обеспечение здоровья населения: увеличение контроля за качеством алкогольной продукции, прапоганда в пользу слабоалкогольных напитков, ужесточения ответствености за нарушение законодательства, несоблюдения стандартов и норм

Читайте также: