Какой напиток обещали умершему фараону в загробной жизни

10 жестоких испытаний египтян на пути к загробной жизни, о которых мало кто знает

Для древних египтян смерть была связана не только с мумиями и пирамидами. У египтян были кошмарные представления о том, что их ждало после смерти, их души не просто переходили в вечность – им приходилось ещё и побороться за это.

После смерти душе предстояло путешествие через 12 земель ада. Она должна были пройти сквозь огненные кольца, прокрасться мимо богов и спрятаться от змей и крокодилов, которые попытаются душу сожрать. Это было жестокое и ужасное путешествие, и оно было намного более интересным, чем рассказы учителя истории.

1. Тяжёлый путь через 12 земель ада

Хотя Дуат был адом, по мнению египтян, он располагался в небе над ними. Это был огромный, мистический мир, где можно было найти леса из бирюзовых деревьев, озёрные огни и железные стены. Египтяне создали целый план загробного мира, причём буквально. У них были карты Дуата, на которых изображалась земля, разделённая пополам пылающим огнём, поглощавшим души проклятых.

Однако самую большую угрозу представляли существа, которые его населяли. Это были боги, демоны и монстры, большинство из которых уничтожало любую вечную душу, которая пыталась пройти через их владения. Пока мёртвые пересекали Дуат, их преследовали змеи и крокодилы, которые также пытались поглотить их души. Чтобы обрести вечную жизнь, следовало пройти мимо них всех. Если душа не справлялась с этим, её ожидало вечное забвение.

2. Мёртвые должны были это сделать до того, как их тела истлеют

Египтяне мумифицировали своих покойников по определённой причине. По их мнению, душам мёртвых для прохождения через Дуат нужны были их тела. Гниющее тело было как тикающие часы. Душа могла бы опоздать, если бы тело истлело раньше, чем она достигнет рая.

В течение дня Ба летает по миру. Однако вечером ей нужно вернуться в своё тело, чтобы зарядиться энергией, и это должно быть тело, которое Ба сможет узнать. Если бы тело превратилось в скелет, Ба не смогла бы с ним соединиться и была бы обречена летать, пока не закончится её энергия.

Делая мумии, фараоны продлевали отпущенное им время, в течение которого их души сумеют распознать свои тела. Они надеялись, что захоронение в мелкой могиле в пустыне с сухим воздухом настолько замедлит распад их тел, что они успеют проскочить через все 12 земель Дуата.

3. Мёртвым тоже нужно было есть

Даже после смерти душа египтянина всё ещё нуждалась в еде. Её нужно было снабжать продуктами во время долгого путешествия через Дуат и нужна была уверенность, что душа сможет съесть эти продукты, а это означало, что её должен был кто-то кормить.

Это был не просто ритуал: речь шла о вечной жизни и смерти. Если у вас не было человека, который позаботился бы о вас и запихивал говядину статуе в рот, ваши надежды на вечную жизнь были обречены. Душе пришлось бы голодать в Дуате, её глаза были бы закрыты, и у неё не было бы шансов пройти мимо 12 врат ада.

4. Путешествие в космос внутри пирамиды

Любой душе нужно было найти дорогу в потусторонний мир. Дуат, как полагали древние египтяне, находился на небе – и если вас не хоронили в огромной пирамиде, попасть туда не представлялось возможным.

Предполагают, что на заре египетской цивилизации пирамиды строили для переноса души в космос. Египтяне считали, что маленькое тёмное пятно в ночном небе, вокруг которого вращались звезды, было воротами в Дуат. Они строили туннели в своих пирамидах, ориентированные прямо на это небольшое пятно, и их задачей было направить душу мёртвого фараона в область богов.

Этот вариант не годился для тех людей, которые не были фараонами, и вероятно, что это делалось специально. Египтяне строили пирамиды только в ранние дни империи, и в то время людям говорили, что единственным человеком, которому разрешается загробная жизнь, был фараон. Позднее загробная жизнь была открыта для всех, но во времена строительства пирамид считалось, что это единственный способ для человека получить вторую жизнь. По мнению египтян, всем остальным на Земле было суждено просто прекратить своё существование.

5. Слуг убивали вместе с фараоном

Фараон не просто так отправлялся в загробную жизнь. Он брал с собой людей, убивая их.

Умерший фараон должен был наслаждаться всеми удобствами и в загробной жизни. Это означало, что его слуги, музыканты и все, кто ему дорог, должны были быть рядом с ним. Их приводили к могиле фараона в день его смерти и там давали им яд. Иногда это касалось и животных. Один фараон даже был похоронен вместе с семью львами, которые должны были сопровождать его на пути в загробную жизнь.

Некоторые из них заходили довольно далеко с этой идеей. Наиболее отличился фараон по имени Джер, который отравил 569 человек, чтобы прихватить их с собой.

Другой фараон, по имени Аха, взял с собой всего несколько десятков человек, но одним из них был его пятилетний сын. По приказу фараона мальчик был отравлен и похоронен прежде, чем у него появился шанс повзрослеть.

6. Чтобы попасть в рай, египтяне угрожали божественному Перевозчику

Египтяне полагали, что небо от Земли отделяет огромное озеро. Чтобы попасть в Дуат, его следовало пересечь, и единственным способом для этого было суметь убедить Перевозчика, чтобы он взял вас с собой.

Эта идея о загробной жизни далеко не уникальна, но египтяне обрабатывали своего Перевозчика немного иначе, чем греки. Они ничего ему не платили и относились к нему без того почтения, которое следовало бы проявить по отношению к существу, от которого зависит судьба вашей бессмертной души. Они его просто запугивали.

7. Прохождение через 12 ворот

Пройти через Дуат было непросто. Прежде чем душа египтянина могла пробиться в рай Иалу, ей пришлось бы пройти через 12 ворот. У каждых ворот был свой хранитель, и каждого хранителя следовало как-то уговорить. Однако это было нелегко – и если это не удавалось, душа уничтожалась навсегда.

Каждый из хранителей ворот имел свои жестокие способы уничтожения душ. Поэтому, например, перед тем как пройти через ворота, ведущие к пустынной земле под управлением бога Секера, душа должна была принять образ бога, который правил над ним. В противном случае она уничтожалась.

8. Запечатанное место

Совершающая путешествие через Дуат душа должна была противостоять одному страшному искушению. Египтяне знали, что в конце путешествия они предстанут перед судом богов. Только достойному было позволено дойти до рая, но если вы не были достойны, то существовал ещё один способ стать бессмертным.

Египтяне верили, что на границе небес находится земля под названием Ростау. В этой земле было похоронено тело бога Осириса. Полагали, что тот, кто сумеет достичь этой земли, обретёт вечную жизнь.

9. Поедание богов

Каким бы страшным не был Дуат для простого человека, многих фараонов он не слишком пугал. Они чувствовали, что имеют право на вечную жизнь. Они полагали, что они сами стали богами. Они не боялись других богов. Фактически, некоторые фараоны даже угрожали богам перед смертью.

Первые фараоны полагали, что поедание богов позволит им поглотить их магические силы. Некоторые из них были уверены, что способны на это, и больше всех был в этом уверен Унис. Гробница Униса исписана предупреждениями богам, что если они не хотят быть съеденными, им придётся приводить своих друзей и помогать их разделывать.

10. Взвешивание сердца

Если душа умудрялась пройти через Дуат и не сгореть при этом в огне, она получала свой шанс на доступ в рай. Душа встречалась лицом к лицу с Осирисом, всемогущим властелином загробного мира. Египтяне должны были поклясться перед своим богом, что они не нарушали божественные законы. Затем их сердца взвешивали – на одну чашу весов клали сердце, а на другую – перо богини истины Маат.

Если душа была невиновна, ей разрешали пройти к райским полям Иалы. Слугам фараона отныне дозволялось жить вечно в мире изобилия, а самому фараону могли позволить стать богом.

Даже окончание долгого и опасного путешествия через Дуат ещё ничего не гарантировало. Независимо от того, насколько старательно душа преодолевала все препятствия, вполне могло оказаться, что всё это было напрасно.

В Фивах и расположенных в окрестностях города священных территориях (Карнак, Луксор) Александр увидел многочисленные храмы и святыни Амона, которые поражают воображение даже сегодня – несмотря на то что уже сотни лет стоят полуразрушенными и пустыми. Все они были построены в основном фараонами Двенадцатой Династии, одним из которых, по всей видимости, был Sesonchusis, за 1500 лет до Александра пустившийся на поиски Источника Бессмертия. Один из самых больших храмов был сооружен при царице Хатшепсут, которая также считалась дочерью бога Амона.

Подобные легенды о божественном происхождении царей встречаются довольно часто. Притязания фараонов на божественный статус, основанием которых служил сам факт, что они занимали престол Осириса, иногда подкреплялись заявлениями, что правитель приходится сыном или братом того или иного бога или богини. Ученые видят в этих утверждениях лишь символический смысл, но некоторые египетские фараоны – например, три правителя Пятой Династии – настаивали на том, что они в прямом смысле приходятся сыновьями богу Ра и рождены ему женой верховного жреца его храма.

Другие фараоны доказывали свое родство с Ра более сложным путем. Заявлялось, что Ра воплощается в правящем фараоне, получая таким образом возможность соединяться с царицей. Поэтому наследник престола с полным правом может называться прямым потомком Ра. Помимо этих конкретных утверждений о божественном происхождении правителя, каждый фараон считался воплощением Гора – а значит, сыном Осириса. Следовательно, фараону, как и Осирису, была дарована вечная жизнь – он воскресал после смерти и поселялся в загробном мире.

Именно в этот круг богов и богоподобных фараонов и стремился войти Александр Великий.

Поделись своей пищей с царем Пепи,Своей пищей вечной жизни, Своим напитком бессмертия.

Уносится к Великому Озеру, у которого сияют Великие боги. Великие на Вечной Звезде дают Пепи Траву Жизни, которая делает их бессмертными, чтобы он тоже мог жить вечно.


На египетских рисунках умерший фараон (иногда вместе с супругой) изображался в этом небесном раю; он пил Воду Жизни, орошавшую древо жизни с плодами, похожими на финики (рис. 9).

Похоже, фараона совсем не беспокоил парадокс: чтобы достичь бессмертия, ему нужно умереть. Как верховный правитель Верхнего и Нижнего Египта, он наслаждался всеми радостями земной жизни, но еще более привлекательной перспективой было воскресение среди богов. Кроме того, забальзамируют и положат в гробницу только земную оболочку фараона. Египтяне верили, что каждый человек обладает душой, или Ба, которая после смерти улетает на небо, подобно птице, а также второй оболочкой, которая называлась Ка – нечто вроде энергетического двойника или личности – и которая после смерти фараона перемещалась в загробную жизнь. Сэмюэл Мерсер в своем введении к Текстам пирамид сделал вывод, что Ка представляла собой смертную персонификацию богов. Другими словами, это понятие предполагало наличие в человеке божественного элемента, небесного двойника, который может воскреснуть в загробной жизни.

Однако если загробная жизнь и существовала, обрести ее было не так‑то просто. Умерший фараон должен был преодолеть трудный и опасный путь и пройти сложную ритуальную подготовку, прежде чем отправиться в путешествие.

Переход фараона в божественное состояние начинался с очищения и включал в себя бальзамирование, чтобы его тело напоминало тело Осириса, части которого были скреплены бинтами. Затем погребальная процессия с телом фараона направлялась к венчавшемуся пирамидой сооружению, перед которым была установлена овальная колонна (рис. 10).


Земная (а значит, временная) гробница фараона – согласно древним текстам, подтвержденным археологическими раскопками, – имела в восточной части ложную дверь. То есть кладка стены была сплошной, но имитировала дверной проем. Считалось, что после обряда очищения и отверзания уст спеленатый фараон поднимался в воздух и выходил через ложную дверь. Согласно Текстам пирамид, в которых описываются все этапы воскрешения фараона, он не мог самостоятельно пройти сквозь камень. Посланник богов брал фараона за руку и помогал преодолеть эту непреодолимую для смертных преграду.


или просто звезда внутри крута


, что указывало на небесные или божественные ассоциации.

Люди падают –

У них нет Имени.

Возьми твоего царя Тети за руки,

Возьми твоего царя Тети на небо,

Чтобы он не умер на земле среди людей.

Врата Неба открыты тебе;

Двери свода небесного распахнуты перед тобой.

Ты найдешь там Ра, ждущего тебя.

Он возьмет тебя за руку,

Он поведет тебя к двойной Святыне Небес;

Он посадит тебя на трон Осириса…

Тебя возьмут под руки и облачат, как бога…

Среди бессмертных, на Вечной звезде…

Тексты и более поздние рисунки описывают путешествие в некое царство. Путь начинается на земле, ведет под землю, а заканчивается дверью в небо, через которую боги‑и подражавшие им фараоны – возносились на небеса (рис. 12). Это отражено и в иероглифах, которыми записывается название царства – сочетание подземного мира и небесной функции.


Может быть, фараоны в процессе путешествия из гробницы в загробный мир действительно поднимались по лестнице в небеса – даже несмотря на утверждение древних египтян, что путешествует не мумифицированное тело, а Ка (двойник) умершего? С другой стороны, они описывали реальное путешествие этого двойника.

А что, если в текстах отражен реально существовавший мир? Может быть, путь фараона к бессмертию, даже являясь эмуляцией, в точности повторял настоящие путешествия, совершавшиеся в доисторические времена?

Попробуем последовать его примеру и пройти весь Путь богов.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ЛЕСТНИЦА В НЕБО

Первым препятствием на пути фараона становится Камышовое озеро – протяженное заболоченное пространство воды, состоящее из цепочки соединяющихся друг с другом озер. Символически фараон получает благословение своего божественного проводника, и воды озера расступаются перед ним (рис. 13); реально же пересечение озера становится возможным благодаря божественному паромщику, который перевозит богов в своей лодке, изготовленной ремесленником богов Хнумом. Однако паромщик находился на дальнем берегу озера, и фараону стоит больших трудов убедить его, что он имеет право занять место в лодке.



В конечном итоге стражи владений Сета пропускают фараона к горному перевалу. Поручители фараона хотят убедиться, что он осознает важность этого момента:

Теперь ты на дороге к горам

На земле Сета.

На земле Сета

Ты взойдешь на гору,

На высокое Древо Восточных Небес,

Где сидят боги.

Фараон прибывает в Дуат.

Дуат разделен на двенадцать областей, которые описывались как поля, равнины, обнесенные стеной круги, пещеры или залы, начинающиеся на поверхности и продолжающиеся под землей. Для путешествия по этому волшебному и внушающему ужас царству фараону требовалось двенадцать часов. Сделать это он мог благодаря тому, что Ра предоставил в его распоряжение свою волшебную барку; в ней и путешествовал фараон, пользуясь покровительством и защитой других богов.


Пусть мое имя будет дано мне в Великом Доме,

и пусть я помню мое имя в Доме Огня,

в ночь, когда там подсчитываются годы

и объявляется число месяцев. Я обитаю с Божественным,

и я занимаю свое место

с восточной стороны неба. Если какой‑нибудь бог придет после меня,

я смогу объявить его имя немедля.

Он достиг ЛЕСТНИЦЫ В НЕБО.



Целью фараона была Небесная Лестница, или приспособление, которое могло поднять его в небо. Но для того, чтобы добраться до нее в Доме Огня, он должен был войти в Амен‑Та, Тайную Землю Сокара, бога Пустыни.

Эта область описывается как окруженный стенами круг. Это подземное Царство Тьмы, попасть в которое можно через отверстие в горе – спустившись по спиралевидным коридорам с потайными дверями. Это четвертая область Дуата, в которую должен теперь войти фараон. Однако вход в нее защищен двумя стенами, между которыми бушует пламя, которые охраняются богами.

Тебе не отказано в разрешении

У врат Дуата.

Створки ворот Горы Света

Откроются пред тобой.

Ты пройдешь в Зал Двух Истин,

И сидящий там бог будет приветствовать тебя.

Услышав верный пароль, бог по имени Са отдает распоряжение, и по его команде пламя гаснет, стражи исчезают, а ворота автоматически открываются, впуская фараона в подземный мир.

Древние тексты и рисунки позволяют предположить, что фараон попадал в лабиринтный подземный комплекс, внутри которого просторный туннель в виде спирали сначала опускался вниз, а затем поднимался вверх. На рисунках, имеющих вид поперечного сечения подземного мира, изображен наклонный туннель примерно сорок футов высотой с гладким потолком и полом, которые сделаны из какого‑то твердого материала толщиной до трех футов. Туннель разделен на три уровня, и фараон перемещается по среднему уровню, или коридору. Верхний и нижний уровни занимают боги, змеи и сооружения самого разного назначения.


Открытия в Саккаре изменили все: впервые раскопаны и детально задокументированы археологические свидетельства обширной похоронной индустрии в Древнем Египте.

Неожиданное открытие


После того как археологи удалили почти 42 тонны песка и камней, члены команды наконец добрались до самого дна шахты, глубина которой составляла 12 метров. Внизу археологи обнаружили просторное помещение с высокими потолками, похожее на гробницу. Оно было завалено огромным количеством песка и каменными глыбами, которые необходимо было убрать. Среди обломков лежали тысячи осколков керамики, каждый из которых тщательно осмотрели и сохранили. Кропотливые раскопки заняли не один месяц.

Когда наконец археологи полностью очистили помещение от песка и других преград, команда Хусейна обнаружила, что это вовсе не гробница. В этой просторной комнате было приподнятое место, чем-то напоминающее стол. В одном углу стояла большая чаша, заполненная углём, пеплом и тёмным песком. Также в помещении заметили небольшие отверстия и каналы, которые были аккуратно вырезаны в скальной породе вдоль основания одной из стен. Древний туннель, входящий в систему подземных проходов под Саккарой, в котором находилось это загадочное помещение, пропускал через эти отверстия прохладный воздух.


Команда Хусейна предположила, что эта комната была помещением для мумификации, оснащённым большой курильницей (сосудом для сжигания благовоний), дренажной системой для сливания крови, а также естественной вентиляцией.

За последние несколько лет специалисты по керамике смогли собрать воедино керамические черепки, воссоздав сотни маленьких кувшинов, на каждом из которых была надпись с некой меткой.

Священные обряды, суровая реальность

Это открытие стало находкой для специалистов, изучающих древнеегипетские погребальные практики, раскрыв новые подробности священных ритуалов и суровой реальности мумификации.


Древние источники содержат достаточно информации с описанием процесса мумификации. Некоторые специалисты даже находили художественные изображения на стенах египетских гробниц, но и это не помогало археологам изучить данную тему до конца.


Для древних египтян процесс бальзамирования был сочетанием священного обряда и медицинской процедуры. Они верили, что тело должно оставаться нетленным, чтобы душа человека смогла отправиться в загробный мир. Процесс бальзамирования представлял собой тщательно продуманный и организованный ритуал с особыми обрядами и молитвами, которые проводили 70 дней подряд. Этого времени хватало, чтобы тело человека превратилось в мумию.

В начале процедуры бальзамировщики удаляли внутренние органы и помещали их в специальные контейнеры, которые археологи называют канопами (канопа – ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы — прим. ред.). После этого тело высушивали с помощью специальных солей, например, окиси натрия. Затем тело обмазывали душистыми маслами и заворачивали в льняную ткань. Обереги, талисманы и написанные на папирусе заклинания прятали между складок ткани. Наконец, мумию помещали в гробницу, где находились все необходимые предметы для загробной жизни.


Но приключения мумии не заканчиваются бальзамированием и погребением, приносящими доход бальзамировщикам. В дополнение к своей основной работе древнеегипетские жрецы торговали недвижимостью — местами, где предстояло покоиться умершим.

Вечная забота за ваши деньги

В то время как фараоны и египетская элита были мумифицированы и захоронены в искусно украшенных саркофагах и просторных гробницах, доверху заполненных погребальными артефактами, исследования Хусейна показывают, что древнеегипетские гробовщики предлагали своего рода скидки не таким богатым заказчикам, чтобы угодить каждому. Говоря деловым языком, они были вертикально интегрированы в индустрию, обеспечивая заказчикам все этапы от вскрытия тела и его захоронения в гробницу до дальнейшего ухода за мумией и содержания души умершего. Всё это, безусловно, производилось за определённую плату.

Всего в нескольких шагах от помещения для мумификации в Саккаре археологи обнаружили второе подземелье-шахту, ведущее к комплексу из шести гробниц, где покоились более 50 мумий.


На дне шахты глубиной почти в 30 метров были расположены более дорогие помещения, так как они находились ближе к подземному миру. Захоронения там были особенно сложными, поэтому такие обряды стоили очень дорого и были предназначены в основном для египетской элиты. Среди захоронений на такой глубине археологи обнаружили женщину, которая покоилась в известняковом саркофаге весом около семи или восьми тонн. Рядом находилась ещё одна женщина, чьё лицо было закрыто деревянной маской, покрытой золотом и серебром. Это была редчайшая находка, так как до этих раскопок в Египте не было найдено ни одной похожей маски на протяжении полувека.

Однако в том же погребальном комплексе находились и мумии египтян среднего и рабочего классов: они были похоронены в непримечательных деревянных гробах или просто завёрнуты в льняную ткань и помещёны в песчаные ямы, что сбивало археологов с толку.

Используя 3D-сканирование, Хуссейну удалось воссоздать общую картину того, как было устроено захоронение. Его данные подтверждают папирусные документы, найденные более ста лет назад в Саккаре. В документах говорилось о том, как предприимчивые жрецы-бальзамировщики набивали битком погребальные помещения мумиями египтян среднего и рабочего классов, после чего собирали плату или принимали земельные участки взамен на духовное содержание и уход за мумией.


В обществе Древнего Египта был целый класс жрецов, которые посвящали всю свою жизнь заботе и уходу за душами умерших. Основные обязанности таких жрецов – содержать гробницы и молиться за усопших. Некоторые из них владели десятками гробниц, в каждой из которых находились сотни мумий.

Впервые археологические улики подтверждают то, о чём до недавнего времени можно было только догадываться, опираясь на древние письмена и тысячелетние папирусные документы. Подобные прозрения делают раскопки в Саккаре особенными. Это большой прорыв в египтологии – теперь исследователи и учёные уделяют внимание деталям жизни обычных египтян, а не зацикливаются на одних роскошных гробницах.


Это означает, что будущее может содержать ещё больше таких невероятных открытий, если найдутся достаточно целеустремлённые и терпеливые археологи, которые справятся с такой нелёгкой задачей. Изучая старые отчёты о раскопках в Саккаре, Хусейн понял, что шахта, прямиком ведущая в помещение для мумификации, была расположена всего лишь в метре от того места, где французские и египетские археологи прекратили свои поиски в 1899 году. Загадочное помещение и его содержимое было полностью скрыто песком, который они поспешно сгребли в сторону.

У нас есть классный канал в Телеграме – присоединяйтесь!

Арктика: как туда попасть, кого там можно встретить и как там вообще выжить

Возможно, самая милая викторина в истории нашего сайта

Елисейские поля и преисподняя в Египте

Когда физическое тело усопшего опускали в могилу, его духовное тело саху входило в потусторонний мир Дуат, по которому странствовало, побеждая различных чудовищ, пока не достигало царства Осириса. Считалось, что путешествие в царство Осириса длилось всю ночь после смерти, а царства блаженных умерший достигал на следующее утро, с восходом солнца.

Согласно некоторым текстам, царство мертвых располагалось на севере, согласно другим — над или под землей. Древнейшая традиция помещала загробный мир над землей, причем небо на западе представляло собой огромную плоскую или сводчатую поверхность, образующую как бы настил, пол, в царстве мертвых. Этот пол поддерживался снизу четырьмя колоннами, по одной на каждую сторону света. Однако еще более древним считается представление о том, что потусторонний мир находится на западе: в мифах в стране мертвых, протягивая к ним руки, умерших встречает Аментет — богиня запада.

В более поздние времена возникло верование, что царство мертвых располагается к западу или северо-западу от Египта и души умерших проходили туда через проход между горами на западном берегу Нила около Абидоса. Еще позже возникло представление, что место обитания умерших — это узкая гористая долина реки, которая брала начало на востоке и текла на север, а затем, сделав петлю, возвращалась на восток. В этой долине обитали всевозможные монстры, и именно здесь плыло в ладье солнце в течение двенадцати ночных часов.

Представление о плавании умершего царя по небу сливалось с представлением о ежедневном плавании по небу, с востока на запад, солнечного бога Ра. Фараон с веслом сопровождает бога в его барке. На небе фараон представляется то великим богом, то приближенным Ра, его секретарем и писцом, гребцом в его барке, то одной из ночных звезд — Орионом (небесное воплощение души Осириса) или Сириусом (душа Исиды). Фараон Пепи I говорит:

Существенно, что умерший отождествляется также с Ра и Гором. Ра дает свет, насладиться которым стремился умерший, когда его душа ба выходит днем из гробницы. Ра также одержал победу над змеем тьмы Апопом. Гор стал царем, будучи оправдан на суде богов, победив своего врага Сета.

Заупокойные магические тексты обнаруживают две тенденции: с одной стороны, покойнику гарантируется спокойное существование в гробнице, с другой — его душе ба и двойнику ка предоставляется возможность покинуть гробницу и пребывать с великими богами в потустороннем мире.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПУТЕШЕСТВИЕ ФАРАОНА В ЗАГРОБНЫЙ МИР

В приключениях Александра Македонского и его попытках разыскать бессмертных предков было все то, что пережили они, — пещеры, ангелы, подземное пламя, огненные кони и колесницы. Несомненно одно: в дохристианскую эпоху считалось (в этом был убежден сам Александр или его историки), что если человек желает стать бессмертным, он должен следовать примеру египетских фараонов.

Древние легенды евреев, греков и других народов рассказывают об отдельных личностях, которые по воле богов смогли избежать судьбы простых смертных, но лишь египтяне превратили эту привилегию в право. Это право не являлось всеобщим и не предоставлялось отдельным праведникам; оно принадлежало египетскому фараону просто потому, что он занимал египетский трон. Причина этой традиции заключалась в том, что первыми правителями Египта были не люди, а боги.

Египтяне верили, что затем Птах ушел на юг, где он мог регулировать уровень воды в Ниле при помощи шлюзов, установленных в тайной пещере в районе первых порогов Нила (там, где сегодня построена Асуанская плотина). Однако прежде, чем покинуть Египет, он основал первый священный город и назвал его АН — в честь бога Небес (это библейский Ун, который греки называли Гелиополем). Здесь он посадил на престол первого египетского правителя, своего собственного сына РА (названного в честь Небесного Шара).

Со временем Ра поделил царство между богами ОСИРИСОМ и СЕТОМ. Однако это не помогло погасить вражду двух божественных братьев. Сет стремился свергнуть и убить Осириса. Это потребовало значительных усилий, но в конце концов ему удалось хитростью заставить Осириса забраться в сундук, который затем был запечатан и утоплен. Однако сестра и супруга Осириса Исида смогла найти сундук, который выплыл на берег — на территории современного Ливана. Спрятав тело Осириса, Исида обратилась за помощью к богам, которые могли воскресить ее супруга, но Сет нашел тело брата, разрубил его на части и разбросал по всей земле. С помощью своей сестры Нефтиды Исида собрала все останки (за исключением фаллоса), соединила их, а затем воскресила Осириса.


После воскрешения Осирис жил в Другом Мире среди других Небесных богов. Священные тексты так говорят о НЄМ:

Он вошел в Тайные Врата,

Слава Владык вечности

Сопутствует ему, сияющему над горизонтом,


Восшествие Гора на престол объединенных Двух Земель (Верхнего и Нижнего Египта) на протяжении всей истории Египта считалось моментом установления божественного характера царской власти — считалось, что каждый фараон является наследником Гора и восходит на трон Осириса.

Когда Менее, первый фараон Египта, основал объединенное царство, в качестве столицы страны он выбрал место в среднем течении Нила, к югу от Гелиополя. Подражая Птаху, он построил Мемфис на искусственном холме, возвышающемся над водами Нила, и посвятил все его храмы Птаху. Мемфис оставался политико-религиозным центром Египта на протяжении целого тысячелетия.

Однако примерно в 2200 году до нашей эры Египет потрясли широкомасштабные волнения, причина которых неизвестна ученым. Одни историки считают, что в страну вторглись захватчики из Азии, угонявшие жителей в рабство и разрушавшие древние святыни. Относительную независимость сохранил лишь Верхний Египет, то есть труднодоступные южные районы страны. Приблизительно через 150 лет порядок был восстановлен, но центром политической и религиозной власти — обязательные атрибуты царства — стали Фивы, древний величественный город Верхнего Египта, расположенный на берегу Нила.

В Фивах и расположенных в окрестностях города священных территориях (Карнак, Луксор) Александр увидел многочисленные храмы и святыни Амона, которые поражают воображение даже сегодня — несмотря на то что уже сотни лет стоят полуразрушенными и пустыми. Все они были построены в основном фараонами Двенадцатой Династии, одним из которых, по всей видимости, был Sesonchusis, за 1500 лет до Александра пустившийся на поиски Источника Бессмертия. Один из самых больших храмов был сооружен при царице Хатшепсут, которая также считалась дочерью бога Амона.

Подобные легенды о божественном происхождении царей встречаются довольно часто. Притязания фараонов на божественный статус, основанием которых служил сам факт, что они занимали престол Осириса, иногда подкреплялись заявлениями, что правитель приходится сыном или братом того или иного бога или богини. Ученые видят в этих утверждениях лишь символический смысл, но некоторые египетские фараоны — например, три правителя Пятой Династии — настаивали на том, что они в прямом смысле приходятся сыновьями богу Ра и рождены ему женой верховного жреца его храма.

Другие фараоны доказывали свое родство с Ра более сложным путем. Заявлялось, что Ра воплощается в правящем фараоне, получая таким образом возможность соединяться с царицей. Поэтому наследник престола с полным правом может называться прямым потомком Ра. Помимо этих конкретных утверждений о божественном происхождении правителя, каждый фараон считался воплощением Гора — а значит, сыном Осириса. Следовательно, фараону, как и Осирису, была дарована вечная жизнь — он воскресал после смерти и поселялся в загробном мире.

Именно в этот круг богов и богоподобных фараонов и стремился войти Александр Великий.

Поделись своей пищей с царем Пепи,Своей пищей вечной жизни, Своим напитком бессмертия.

Уносится к Великому Озеру, у которого сияют Великие боги. Великие на Вечной Звезде дают Пепи Траву Жизни, которая делает их бессмертными, чтобы он тоже мог жить вечно.


На египетских рисунках умерший фараон (иногда вместе с супругой) изображался в этом небесном раю; он пил Воду Жизни, орошавшую древо жизни с плодами, похожими на финики (рис. 9).

Похоже, фараона совсем не беспокоил парадокс: чтобы достичь бессмертия, ему нужно умереть. Как верховный правитель Верхнего и Нижнего Египта, он наслаждался всеми радостями земной жизни, но еще более привлекательной перспективой было воскресение среди богов. Кроме того, забальзамируют и положат в гробницу только земную оболочку фараона. Египтяне верили, что каждый человек обладает душой, или Ба, которая после смерти улетает на небо, подобно птице, а также второй оболочкой, которая называлась Ка — нечто вроде энергетического двойника или личности — и которая после смерти фараона перемещалась в загробную жизнь. Сэмюэл Мерсер в своем введении к Текстам пирамид сделал вывод, что Ка представляла собой смертную персонификацию богов. Другими словами, это понятие предполагало наличие в человеке божественного элемента, небесного двойника, который может воскреснуть в загробной жизни.

Однако если загробная жизнь и существовала, обрести ее было не так-то просто. Умерший фараон должен был преодолеть трудный и опасный путь и пройти сложную ритуальную подготовку, прежде чем отправиться в путешествие.

Переход фараона в божественное состояние начинался с очищения и включал в себя бальзамирование, чтобы его тело напоминало тело Осириса, части которого были скреплены бинтами. Затем погребальная процессия с телом фараона направлялась к венчавшемуся пирамидой сооружению, перед которым была установлена овальная колонна (рис. 10).


Земная (а значит, временная) гробница фараона — согласно древним текстам, подтвержденным археологическими раскопками, — имела в восточной части ложную дверь. То есть кладка стены была сплошной, но имитировала дверной проем. Считалось, что после обряда очищения и отверзания уст спеленатый фараон поднимался в воздух и выходил через ложную дверь. Согласно Текстам пирамид, в которых описываются все этапы воскрешения фараона, он не мог самостоятельно пройти сквозь камень. Посланник богов брал фараона за руку и помогал преодолеть эту непреодолимую для смертных преграду.


или просто звезда внутри крута


, что указывало на небесные или божественные ассоциации.

Люди падают —

У них нет Имени.

Возьми твоего царя Тети за руки,

Возьми твоего царя Тети на небо,

Чтобы он не умер на земле среди людей.

Врата Неба открыты тебе;

Двери свода небесного распахнуты перед тобой.

Ты найдешь там Ра, ждущего тебя.

Он возьмет тебя за руку,

Он поведет тебя к двойной Святыне Небес;

Он посадит тебя на трон Осириса…

Тебя возьмут под руки и облачат, как бога…

Среди бессмертных, на Вечной звезде…

Тексты и более поздние рисунки описывают путешествие в некое царство. Путь начинается на земле, ведет под землю, а заканчивается дверью в небо, через которую боги-и подражавшие им фараоны — возносились на небеса (рис. 12). Это отражено и в иероглифах, которыми записывается название царства — сочетание подземного мира и небесной функции.


Может быть, фараоны в процессе путешествия из гробницы в загробный мир действительно поднимались по лестнице в небеса — даже несмотря на утверждение древних египтян, что путешествует не мумифицированное тело, а Ка (двойник) умершего? С другой стороны, они описывали реальное путешествие этого двойника.

А что, если в текстах отражен реально существовавший мир? Может быть, путь фараона к бессмертию, даже являясь эмуляцией, в точности повторял настоящие путешествия, совершавшиеся в доисторические времена?

Попробуем последовать его примеру и пройти весь Путь богов.

Читайте также: