Сладкие блюда компоты кисели 6 класс


Разберем всё, что Вас волнует.

19 июня 2020г 19:00 (по Москве)

Выберите книгу со скидкой:


ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 205.00 руб.


Русский язык в картинках для современных детей

350 руб. 328.00 руб.


Русский язык. Типовые варианты

350 руб. 188.00 руб.


Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

350 руб. 130.00 руб.


Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

350 руб. 140.00 руб.


ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

350 руб. 120.00 руб.


ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

350 руб. 124.00 руб.


Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

350 руб. 77.00 руб.


Русский язык в схемах и таблицах

350 руб. 143.00 руб.


Русский язык. Тематические тренировочные задания

350 руб. 188.00 руб.


Русский язык в таблицах

350 руб. 126.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Кашенко Ирина ВладимировнаНаписать 820 13.11.2016

Номер материала: ДБ-348065

  • Технология
  • 6 класс
  • Конспекты

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    13.11.2016 632
    13.11.2016 406
    13.11.2016 3831
    13.11.2016 2221
    13.11.2016 3025
    13.11.2016 1046
    13.11.2016 374

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Сладкие блюда и напитки — традиционное дополнение к любому меню. Ими обычно заканчивают прием пищи. Они приятны па вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, способствуют улучшению пищеварения.

Для приготовления сладких блюд и напитков используют фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, молоко, яйца.

Ассортимент сладких блюд и напитков весьма разнообразен. К ним относятся кисели и компоты (рис. 104), желе и муссы, кремы и фруктовые коктейли и др.


Рис. 104. Кисель (а) и компот (6)

Кисели и компоты готовят из свежих, быстрозамороженных, сушеных, консервированных плодов и ягод. Приготовить кисель значительно легче, если вместо ягод и фруктов использовать фруктово-ягодные сиропы и соки. Совсем просто готовить кисель из имеющегося в продаже концентрата сухого киселя.

Для приготовления киселей из свежих плодов и ягод желательно предварительно отжать из них сок или сок с мякотью, а из выжимок сварить отвар. Отжатый сок добавляют в кисель после того, как заварят его желирующим веществом, т. е. в готовый кисель. Это способствует обогащению киселей витаминами, особенно витамином С, сохранению свойственных сырым фруктам и ягодам цвета, вкуса, аромата.

Используя фрукты и ягоды для приготовления компота, надо заботиться о максимальном сохранении витаминов. Для этого вымытые и нарезанные плоды следует немедленно подвергнуть тепловой обработке, поместив их в кипящую воду, слегка подкисленную лимонной кислотой.

Желирующим веществом для киселей является картофельный крахмал, а для молочного киселя — кукурузный. Также можно использовать пшеничный pi рисовый крахмал.

В зависимости от консистенции кисели делятся на густые, средней густоты и жидкие.

Обычно готовят кисель средней густоты. На 4 стакана такого киселя берут 2 ст. ложки картофельного крахмала. Если на этот же объем жидкости количество картофельного крахмала увеличить до 3 ст. ложек, получится густой кисель.

Крахмал разводят во время варки сиропа охлажденным отваром, соком, сиропом, молоком или водой. При этом на одну часть крахмала берут 4-5 частей жидкости. Если развести крахмал заранее, он осядет на дно.

Разведенный картофельный крахмал процеживают сквозь сито и сразу вливают в горячий сироп, быстро размешивают, доводят до кипения и прекращают нагревание. Кисели обычно подают на стол холодными, но кисель средней густоты можно подать и горячим.

Густой кисель разливают в формы и охлаждают. Предварительно форму надо смочить холодной водой, тогда охлажденный кисель легко отделится от нее.

Чтобы на поверхности киселя не образовалась пленка, его посыпают тонким слоем сахарного песка или сахарной пудры.

Приготовление киселя и компота

Приготовь одно из предложенных блюд, используя технологические карты (табл. 39, 40).

Приготовление компота, киселя

Тема: Приготовление третьих блюд. Кисель, компот из свежих ягод.

Образовательные - научить составлять технологическую карту приготовления 3-их блюд, познакомить с правилами приготовления киселя.

Развивающие – развивать восприятие, внимание, память через теоретическую и практическую работу, корригировать недостатки произвольного поведения и самоконтроля через развитие умение свободно общаться друг с другом, терпеливо слушать других.

Воспитательные - расширять социально-бытовые навыки, формировать готовность к самообслуживанию

План урока на доске

3. Практич. работа.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, я рада вас всех видеть на уроке. Проверти свое рабочее место. (Слайд № 2) Сегодня на уроке мы с вами:

Вспомним – Вторые блюда.

Узнаем – Как готовить компот и кисель.

Будем учиться- Готовить сладкие напитки.

Сейчас идет последний месяц осени.

- Какой сезон года наступит потом?

- В какой период года мы с вами чаще простужаемся, температурим?

Отвечаем полными ответами, стоя, оценки фиксируем в таблице.

Ответ учащихся - зима.

- Зима наступит в декабре месяце.

- Мы чаще простужаемся осень- зима.

-В это время года каждый человек испытывает дефицит в витаминах .

Сейчас проверим у кого память лучше.

- Как называлось блюдо, которое изучали на прошлом уроке?

2. Повторение пройденного материала.

Я раздам карточки с заданиями, и проверим, насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. У всех задания разные. Оценивать будете друг друга.

- словарная работа

к…ртофель, м…рковь, г..рнир, пр…хватка.

Составить предложение с одним из слов.

Взаимопроверка. Оценивание

- задание по карточкам.

В - Овощи помыть, почистить.

К- Пожарить помидоры.

О - Выпекать на раскаленной сковороде.

Б- Добавить сахар.

Е - Лук нарезать мелко, овощи натереть на крупной терке.

Н – Все перемешать.

Р – Добавить яйца, муку, соль, перец.

Взаимопроверка. Оценивание

- задание на доске Работа в паре.

Выбрать продукты для приготовления картофельных котлет.

- растительное масло - яйца

Рецепт, какого блюда мы повторили?

Из каких продуктов можно еще приготовить котлеты?

- из мяса – мясные

- из рыбы - рыбные

- из кабачка – овощные

К какому блюду относятся картофельные котлеты?

А какие первые блюда вы уже умеете готовить?

Мы теперь с вами знаем, как приготовить 1-ое, 2-ое блюдо. А какого блюда не хватает?

К третьим блюдам относятся напитки.

Какие напитки вы знаете? (чай, компот, морс…)

Учащиеся берут свои задания

Работа учащихся у доски, с озвучиванием ответа.

- Мы повторили блюдо - картофельные котлеты.

- картофельные котлеты относятся ко вторым блюдам.

- Мы умеем готовить борщ.

3. Изучение новой темы.

Сегодня на 2уроке мы с вами будем готовить компот и кисель. А в конце 1 урока вы сами сможете ответить на вопрос:

-Чем эти напитки отличаются?

Компоты и кисели — сладкие блюда, которые подают к обеду на третье.

- У вас часто варят компоты, кисели мамы?

- А как думаете, а бабушки умеют готовить?

- А мама вашей бабушки?

Сейчас мы закрепим связь с математикой. Я вам дам подсказку, а вы прочитаете, в каком веке появились компоты.( XVIII)

Компоты стали широко распространены в России в XVIII веке. До этого они были тоже известны.

- А мы с вами живем, в каком веке?

- Так сколько лет назад это было?

Конечно, надо иметь в виду, что кисели в те далекие времена были совсем не те, к которым мы привыкли сегодня, и готовили их из овса, ржи, пшеницы, гороха. Чтобы сварить такой кисель, требовалось не несколько минут, а несколько дней. До сих пор в названии московских Кисельных переулков сохранилась память о том, что здесь раньше жили мастера - кисельники.

Фруктовые и ягодные сладкие кисели появились у нас сравнительно недавно, в начале XIX в., благодаря человеку портрет, которого вы видите, на слайде. Слайд № 6

Компоты и кисели можно приготовить из различных фруктов и ягод, свежих, сухих и свежемороженых.

- Поднимите руку у кого есть сад?

- Какие ягоды растут?

- Какие ягоды больше любите вы?

- Где кроме сада еще могут расти ягоды?

- Как называются ягоды, выращенные в саду? В лесу?

Сейчас мы поиграем и отдохнем.

Ход игры: с закрытыми глазами определить по вкусу замороженную ягоду. Кто правильно угадает, будет лучшим знатоком ягод.


Цели: ознакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов; сформировать знания по хранению фруктов и ягод; научить готовить сладкие блюда и напитки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность; развивать исполнительские умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
6.3.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сладкие блюда и напитки.

Цели: ознакомить со значением фруктов и ягод в питании человека, группами фруктов; сформировать знания по хранению фруктов и ягод; научить готовить сладкие блюда и напитки; воспитывать бережное отношение к продуктам питания, аккуратность; развивать исполнительские умения.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, таблицы и плакаты, набор фруктов и других необходимых продуктов, посуды и инвентаря.

  1. Организация урока.

  1. Повторение пройденного материала .

Беседа по вопросам:

  • Какие продукты необходимы для приготовления изделий из жидкого теста?
  • Какие инструменты и приспособления необходимы для приготовления теста?
  • Как правильно приготовить рабочее место?
  • Как правильно хранить муку?
  • Что такое разрыхлители и для чего их применяют?
  • Какое тесто называют жидким?
  • Какие способы приготовления теста вы знаете?

Учитель. Сладкие блюда и напитки – традиционное дополнение любого меню. Их ассортимент весьма разнообразен. Почему уже они так популярны, а главное, еще и полезны? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Учитель . Сладкими блюдами и напитками непременно заканчиваются обеды, они являются украшением праздничного стола. Они приятны на вкус, очень питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.

Для приготовления сладких блюд и напитков используют фрукты, ягоды и продукты их переработки, сахар, шоколад, какао, кофе, чай, сливки, орехи, крахмал и др. высококачественные продукты.

С очень давних времен фрукты и ягоды находятся в рационе питания человека. Употребляя в пищу фрукты и ягоды, человек получает углеводы, органические кислоты, азотистые и дубильные вещества, витамины.

Фрукты и ягоды обладают многими лечебными свойствами: черника и груши оказывают закрепляющее , а сливы послабляющее действие на кишечник, малина используется для лечения простудных заболеваний, жимолость – для лечения артериального давления.

Фрукты делятся на следующие группы : ягоды, субтропические и тропические плоды, орехоплодные растения

Семечковые плоды образуются с участием плодоножки и состоят из кожицы, плодовой мякоти и пятигнездной камеры с семенами. Это яблоки, груши, айва.

Косточковые плоды – обладают высокими вкусовыми свойствами, содержат ценные питательные вещества, разнообразен химический состав этих плодов. К ним относятся: слива, вишня, абрикосы, персики.

Ягоды делятся на три группы:

К субтропическим и тропическим плодам относятся : цитрусовые – лимоны, апельсины, мандарины, а также гранаты, инжир, хурма, бананы, ананасы и др.

Орехоплодные растения состоят из ядра, заключенного в сухую деревянистую скорлупу. В них содержится много жиров и белков. Это самые калорийные из продуктов растительного происхождения. К ним относятся: дикие и культурные орехи, грецкие орехи, миндаль, фисташки, арахис.

Фрукты и ягоды быстро портятся и не могут длительное время храниться свежими. Поэтому их сушат, замораживают, замачивают, засаливают, засахаривают.

Ассортимент сладких блюд и напитков разнообразен. Это кисели, компот, желе, муссы, кремы, фруктовые коктейли, мороженое и др.

Перед приготовлением сладких блюд фрукты и ягоды подвергают первичной обработке. Их перебирают, промывают, очищают, нарезают.

Для сохранения витаминов, содержащихся в ягодах и фруктах, при приготовлении сладких блюд надо соблюдать следующие условия:

  • Инструменты и приспособления для первичной обработки ягод и фруктов и приготовления из них сока должны быть из неокисляющихся материалов (нержавеющей стали, пластмассы)
  • Для приготовления и хранения блюд из фруктов и ягод надо использовать эмалированную, стеклянную или керамическую посуду.
  • При тепловой обработке ягоды и фрукты следует закладывать в кипящую воду (или сироп)
  • Приготавливая желированные сладкие блюда, надо предварительно отжать из свежих фруктов или ягод сок, заварить его и по окончании варки влить в кисель или мусс.

К качеству сладких блюд предъявляются требования:

  • Сладкие блюда должны иметь вкус, цвет и запах тех продуктов, из которых они приготовлены.
  • Кисель должен быть однородным, без комков, определенной густоты. Ягодный или фруктовый кисель должен быть прозрачным.
  • Желе и мусс должны быть однородными, без комков, иметь форму той посуды, в которой их готовили, консистенция – слегка упругая. Желе должно быть прозрачным.
  • У готового компота – сироп прозрачный, фрукты и ягоды целые, неразваренные.

5 . Практическая работа.

  1. Итог урока.
  • Дегустация блюд, приготовленных учащимися, их самооценка.
  • Замечания учителя по практической работе.
  • Заключительное слово учителя.

Нехитрое блюдо - кисель. Но посмотрите, как интересно вы сумели оформить это блюдо. Чуть побольше крахмала – и кисель стал густым. Сливки, фрукты и немного фантазии превратили известный многим напиток в изысканный десерт.

Как видите, хозяйка должна быть не только хорошим кулинаром, но и художником- оформителем. Творите, выдумывайте, фантазируйте, экспериментируйте – и ваши блюда будут неповторимы.

7. Домашнее задание : п. 27 (учебник, с. 150-153) , ответить на вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал, предложенный в работе, подобран специально к разделам кулинарии 5-7 классов. Неоднократно использовался и адаптирован. Он также будет интересен и всем любителям готовить.

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода.

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода.

СЛАДКИЕ БЛЮДА Сладкие блюда подразделяют на следующие виды: свежие и быстрозамороженные плоды и ягоды, компоты, кисели, желе, муссы, самбуки, кремы, суфле, пудинги и др. По температуре пода.

Значение изделий из теста в питании человека.

Бинарный интегрированный урок (английский язык + технология).

Рекомендации для выполнения самостоятельных внеаудиторных работПрофессия 19.01.17 Повар, кондитер разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионального модуля П.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОксана Пелевина

Презентация на тему: " Приготовление компотов, киселей. Вспомним- Вторые блюда Узнаем- Как готовить компот и кисель Будем учиться- Готовить сладкие напитки." — Транскрипт:

1 Приготовление компотов, киселей

2 Вспомним- Вторые блюда Узнаем- Как готовить компот и кисель Будем учиться- Готовить сладкие напитки.

3 Тема урока: Приготовление третьих блюд. Кисель и компот из ягод.

4 Повесть временных лет Компоты стали широко распространены в России в XVIII веке. Кисель на Руси славится издавна, овсяный кисель спас в X веке город Белгород от печенегов.

6 Фруктовые и ягодные сладкие кисели появились у нас сравнительно недавно, в начале XIX в., вслед за распространением картофеля и началом производства крахмала.

7 Игра- Угадай Вот малинка сладенькая, Вот черника гладенькая, Вот брусника кисленькая, Вот ежевика синенькая, Желтенькая морошка, И голубики немножко. Угадай ты их дружок, лишь положишь их в роток.

8 Игра- Соберем ягоду.

9 Клюква – 250 г Сахар – 8 ст.л.Вода – 7 стаканов Крахмал – 3 ст.л. Состав продуктов КОМПОТ КИСЕЛЬ Сахар - 8 ст.л. Клюква – 250 г Вода 7 стаканов Мука- 2 ст.л. Сода- 1 ст.л.

10 Составление технологической карты Решить примеры. В соответствии с ответом примера выбрать карточку. Поставить в нужном порядке.

11 Техника безопасности При работе с горячей посудой и жидкостью 1. Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливая до края. 2. Когда жидкость закипит уменьшите нагрев. 3. Снимать горячую посуду с плиты прихватками. При работе с электроплитой. Включать и выключать электроприбор сухими руками. Перед включением проверь шнур.

Даже самый вкусный обед с тщательно продуманным меню будет неполным без сладкого. Сладким блюдом или десертом обычно завершается прием пищи.

Самыми распространенными из множества сладких блюд являются компоты, кисели, пудинги, желе, муссы, свежие и быстрозамороженные фрукты и ягоды (рис. 14). Для их приготовления используют свежие фрукты и ягоды, фруктово-ягодные соки, сиропы, фруктовые пюре, варенье и др.


Рис. 14. Сладкие блюда: а — слоеное желе; б— мусс; в — суфле с замороженными фруктами и ягодами

При обработке фрукты сначала моют, удаляют сердцевину с семенами или косточками, затем нарезают дольками или кубиками. Мандарины и апельсины очищают от кожуры и разделяют на дольки. Ягоды тщательно перебирают и моют в холодной воде.

Чтобы в процессе тепловой обработки во фруктах и ягодах сохранилось большее количество витаминов, их нельзя переваривать.

Как готовить кисели и компоты, вы узнали в 6 классе.

Желе готовят из свежих или свежезамороженных ягод и фруктов, фруктово-ягодных соков и сиропов с добавлением желатина. Желатин — клейкое белковое вещество животного происхождения, прозрачный студенистый раствор которого используют в кулинарии для приготовления заливных, студней, желе и др. Для быстрого и равномерного растворения желатин предварительно на 30 мин замачивают в холодной кипяченой воде (1 часть желатина на 10 частей воды), чтобы он набухал. Набухший желатин вводят в горячий сахарный сироп и перемешивают до полного растворения. Следует учесть, что при набухании масса желатина увеличивается в 6-8 раз.

После введения желатина сироп настаивают 20-30 мин в закрытой посуде, потом процеживают и соединяют с плодовым соком.

Готовое желе разливают в специальные лотки или формочки и охлаждают. Перед подачей к столу формочки на 1-2 с погружают в горячую воду или держат над паром, а затем выкладывают желе в креманки или десертные тарелки.

Муссы (взбитое в пену желе) готовят также из фруктов и ягод.

Основное различие между желе и муссом в том, что желе прозрачное и плотной консистенции. Мусс же должен быть легким и пышным. Для этого охлажденный мусс взбивают миксером или венчиком до густой пенообразной консистенции. Перед взбиванием следует учесть, что объем смеси увеличится в 2-3 раза.

Мусс подают к столу так же, как и желе.

Самбук. Для его приготовления используют фруктовые пюре с добавлением сахара. Обязательным компонентом этого сладкого блюда являются сырые яичные белки, которые вводят в фруктово-ягодное желе перед взбиванием.

Желатин для самбука подготовляют так же, как и для желе, но вводят его только после взбивания. Взбивают самбук, как и мусс, в пышную пену.

Приготовленный самбук охлаждают, раскладывают по формочкам, дают застыть и перекладывают на порционные тарелки, в креманки или вазочки.

Суфле (воздушный пирог). Для его приготовления используют молоко, фруктово-ягодное пюре, ароматические вещества.

Необходимый компонент любого суфле — взбитые яичные белки. Перед взбиванием белки следует охладить. Взбивать лучше миксером, постепенно увеличивая скорость. Объем белков в результате взбивания должен увеличиться в 4-6 раз. Взбитые белки необходимо использовать сразу, иначе они осядут.

Готовые (взбитые) белки заваривают приготовленным пюре, при этом массу необходимо все время взбивать для лучшего и равномерного смешивания. Заваренную массу выкладывают в смазанные маслом формы и выпекают в духовом шкафу при температуре 180-200 °С в течение 10-15 мин. Заполняя формы, следует учитывать, что при выпечке объем суфле увеличится в 2-2,5 раза. При подаче к столу суфле можно посыпать сахарной пудрой, украсить фруктами и ягодами.

Крем — сладкое десертное блюдо, а также полуфабрикат, называемый кондитерским кремом, который используют для начинки и украшения кондитерских изделий. Для приготовления десертных кремов используют в основном густые сливки и сметану, а также молоко, яйца, сахар, желатин, плодово-ягодное пюре, ароматические вещества, шоколад, какао и другие продукты.

Крем из сливок готовят так. Сливки перед взбиванием охлаждают. Для этого емкость со сливками ставят в холодную воду или на лед. Взбивают сливки до образования густой пены (пена должна держаться на венчике). Во взбитые сливки, все время помешивая, постепенно вводят сахарную пудру, немного ванилина и, не переставая мешать, тонкой струйкой вливают растворенный желатин (см. выше). Взбитую смесь разливают в порционную посуду и охлаждают. Готовый крем можно подавать в креманках или вазочках.

Практическая работа № 5

Посуда и инвентарь: миксер или венчик для взбивания, кастрюля из нержавеющей стали, сито, стакан, столовая ложка, разделочная доска, нож, формочки, емкость для взбивания.

Норма продуктов: яблоки — 5 шт.; сахарный песок — 3/4 стакана; желатин — 2 ст. ложки (заранее замочить на 30 мин); вода — 3 стакана.

Приготовьте мусс по предложенной схеме (рис. 15).


Рис. 15. Схема технологического процесса приготовления яблочного мусса

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий урок, закрепление изученного учебного материала, формирование специальных умений и навыков по предмету.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная задача:

  • расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида деятельности, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности;
  • расширить понятийную базу за счёт включения в неё новых элементов;

а) специальные: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов;
б) общеучебные: владение приемами кулинарных работ, различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки, умение коллективно работать;

  • навыки: умения выполнять кулинарные работы.

Воспитательная задача:

  • продолжить формирование трудолюбия, само- и взаимоконтроля;
  • нравственные и эстетические воспитание, соблюдение норм поведения;
  • ценностная ориентация, формирование знаний о потребности личности, о влиянии человека на окружающую среду.

Развивающая задача:

  • развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
  • развитие эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;
  • умственная деятельность - способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, строить план работы.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

  • Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран, наглядные образцы, муляжи, презентация “Сладкие блюда”.
  • Дидактическое обеспечение: учебник, технологические карты, инструкционные карты, сборник рецептур блюд, журналы.
  • Сладкие блюда в ассортименте, приготовленные учащимися: пирожки, печенье, домашний торт, сладкий пирог, фруктовый салат.
  • Презентация.
  • Технологическая карта урока Приложение №2.

В стеклянном сосуде,
посыпанный крошкой,
Как в сказочном блюде,
как на обложке,
вкусный лежит десерт.
Сенькевич Андрей

1.Организационный момент

  1. Взаимное приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.
  3. Наличие спец. одежды.
  4. Получение сведений об отсутствующих учащихся.
  5. Наличие конспектов.
  6. Проверка домашнего задания (принести цветные карандаши, тетрадь, учебник, карандаш, ручку, домашнюю выпечку).

- Вы уже поняли, что сегодня наш урок посвящен теме “Сладкие блюда и напитки”. Мы познакомимся с ассортиментом сладких блюд, способами их потребления, условиями и сроками их хранения, овладеем навыками самостоятельной работы при приготовлении напитков.

Запишите, пожалуйста, в тетради сегодняшнее число и тему урока: “Сладкие блюда и напитки”.

3. Актуализация опорных знаний.

3.1. Вводное слово учителя.

- Что нужно сделать перед началом работы на кухне?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Мы должны вымыть руки, надеть чистый фартук и косынку.

- Что нам необходимо для организации потребления пищи? (Приложение №1)

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Стол, посуда, столовые приборы, чашки.

- Как можно охарактеризовать этот процесс?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Сервировка стола.

- Сервировка (фр. servir - обслуживать) – это подготовка стола к завтраку, обеду, ужину, праздничному застолью, банкету- фуршету, банкету-коктейлю, чайной церемонии. Сервировка стола включает в себя расстановку в определенном порядке всех необходимых для организации трапезы (приема пищи) предметов: скатертей, посуды, приборов, стекла, салфеток и т. д. Цель сервировки – создать удобства гостям в процессе приема пищи, способствовать установлению хорошего настроения, выразить свое внимание и доброжелательность.

- Как вы думаете, чему должны соответствовать предметы сервировки стола?

- соответствовать составленному меню: закускам, блюдам, десертам, напиткам;

- эстетично гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками, интерьером помещения;

- подбираться по форме, цветовой гамме и фактуре;

- отображать тематическую направленность мероприятия (Новогодний стол, юбилей, свадьба и т.д.).

3.2, Повторение изученного материала

Постановка проблемных вопросов:

- Мы закончили тему “Кулинария”. Наш сегодняшний урок повторительно-обобщающий, поэтому давайте подумаем и ответим на следующие вопросы:

Вопрос 1: Из чего можно приготовить сладкое блюдо?

Вопрос 2: Какие виды теста вы знаете?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: дрожжевое, бездрожжевое, слоеное, песочное, бисквит.

Вопрос 3: Что можно приготовить из жидкого теста?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: блины, блинчики.

Вопрос 4: Какое из этих блюд можно отнести к сладким?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: блинчики .

Вопрос 5: Что вы можете сказать о значении фруктов и ягод в питании человека?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: они богаты витаминами, клетчаткой, в них содержатся минеральные вещества, сахара. Некоторые плоды имеют лечебное значение. Например, в яблоках содержатся дубильные вещества, дезинфицирующие слизистую оболочку кишечника и оказывающие противовоспалительное действие.

Вопрос 6: Что означает понятие “сроки хранения продуктов”?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Срок хранения-это тот срок, который товар хранится, имеет заявленные характеристики ( цвет, консистенция и т.п.) и та дата, на которую продукт желательно употребить.

Срок годности-эта та дата, после которой употреблять продукт нельзя! Он может быть не только не вкусным ( если речь идет о еде), но и опасен. Поэтому срок хранения всегда меньше или равен сроку годности.

Вопрос 7: Что происходит с сахарами в процессе тепловой обработки?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: карамелизация.

- Прошу минуточку внимания. Рекламная пауза: реклама здоровья и хорошего самочувствия.

ФИЗМИНУТКА (проводит ученица класса)

Я прошу подняться вас – это “раз”,
Повернулась голова - это “два”,
Руки вбок, вперед смотри это “три”.
На “четыре” – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это “пять”.
Всем ребятам тихо сесть - это “шесть”.

4. Объяснение нового материала.

- Как мы с вами уже знаем, предмет Технология имеет отличительную специфику от всех других предметов, изучаемых в школе. Раздел “Кулинария”, в частности, требует повышенного соблюдения правил техники безопасности и использования специальной одежды. Но главное - что в процессе приготовления пищи нет мелочей. Изучив материалы сегодняшнего занятия, вы в этом убедитесь. Тема нашего урока звучит так: “Сладкие блюда и напитки”.

Сладкие блюда обычно готовят из фруктов, ягод, теста с повышенным содержанием сахара. Как вы считаете: какова цель нашего урока?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: ознакомить обучающихся с ассортиментом сладких блюд и напитков, довести до их сведения теоретические сведения о сладких блюдах и напитках. ознакомиться с особенностями приготовления сладких блюд, с этикой потребления пищи, воспитывать бережное отношение к продуктам.

- Скажите, пожалуйста, что такое десерт?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Десемрт — сладкое блюдо, подаваемое после основного (и не являющееся основным), в конце трапезы. Термин заимствован из фр. dessert, от фр. desservir, что переводится как “расчищать стол”.

- Сладкие блюда подают в конце обеда на десерт, поэтому их еще называют десертными, или третьими блюдами. Их можно использовать во время завтрака, ужина, полдника.

Как правило, десерт является сладким (например, пирожное или мороженое), но бывают и несладкие десерты из фруктов и/или орехов без добавления сахара/мёда.

Кроме того, не все сладкие блюда являются десертами, например в китайской кухне имеются сладкие мясные блюда (пример — свинина с ананасами), не являющиеся десертами. В Китае также встречаются конфеты с перцем и имбирём вместо сахара. Коренные американцы до прихода европейцев делали шоколад с перцем и пряностями вместо сахара. Десерт может состоять из сыров, пирожков и т. п. Даже в русской кухне встречаются несладкие десерты — например, чёрная икра. Классическим французским десертом считается сыр.

- В магазинах мы приобретаем продовольственные товары – продукты для личного потребления. Скажите, какие виды продовольственных товаров относятся к десертам?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: Десертом является выпечка: торты, печенья, вафли, кексы, пироги; различные виды конфет, пастила, блюда из взбитых сливок; сладкие фруктово-ягодные смеси (так называемые фруктовые салаты); соки, содовые воды, компоты, кисели; сладкие молочные, шоколадные и фруктово-ягодные муссы, кремы, желе; мороженое и десерты из мороженого; десертом может быть чай, какао, кофе, кофе с мороженым (cafe glace).

- Как вы думаете, что добавляют в сладкие блюда, чтобы улучшить их вкус?

ЭТАЛОН ОТВЕТА: например: ванилин.

- Улучшить вкусовые качества сладких блюд и придать им аромат помогают входящие в их состав изюм, орехи, какао, ванилин, лимонная кислота, желирующие продукты и др. (учебник стр. 150)

- По температуре подачи сладкие блюда делят на холодные (10–14 °C) и горячие (65–70 °C).

Холодные сладкие блюда:

свежие фрукты и ягоды, натуральные или свежезамороженные;

- компоты из свежих, сухих и консервированных фруктов и ягод;

- желированные блюда — кисель, желе, мусс, самбук, крем;

- замороженные блюда —мороженое, пломбир, парфе.

Температура подачи этих замороженных блюд не менее минус 4–6 °C.

- Мы познакомились только с холодными сладкими блюдами. Интересно узнать, какие же блюда, всем нам известные, можно отнести к горячим сладким блюдам?

Горячие сладкие блюда:

- яблоки в тесте; яблочная бабка, печеные яблоки, шарлотка;

- блинчики из бездрожжевого теста.

Эти блюда обладают большой калорийностью, так как содержат продукты, богатые углеводами и жирами.

- Существует блюдо, сравнительно недавно вошедшее в наш рацион – это изысканный дуэт холодных и горячих сладких блюд – фондю. Сочетание горячего шоколада и свежих ягод, растопленного сыра и гренок. Это блюдо – фантазия. Можно придумывать все новые и новые сочетания.

- Десерты подаются обычно в специальных десертных тарелках, едят десертной ложкой — промежуточной по размеру между суповой ложкой и чайной. Десертный стол также сервируется десертным ножом и десертной вилкой.

Некоторые десерты — кисели, компоты, мороженое, желе — подают в креманках, которые ставят на десертную или пирожковую тарелку.

Сладкие пудинги подают нарезанными на порции в десертной тарелке вместе с соусом. Для пудинга кладут десертный прибор.

Для приготовления гурьевской каши используется сковорода, в которой она готовилась. К каше отдельно подают абрикосовый или фруктовый соус.

Для подачи суфле стол сервируют глубокой десертной тарелкой. В тарелку сначала наливают молоко или сливки, затем кладут кусочек суфле.

Пирожные, торты лучше подавать на тортнице или плоском блюде, покрытом резной бумажной салфеткой. Для раскладывания пирожных используют щипцы или лопатку.

После сладких блюд подают горячие напитки.

Традиционно в нагретом виде употребляют следующие напитки:

  • горячий шоколад (какао)
  • чай
  • каркаде
  • кофе
  • мате
  • глинтвейн
  • сбитень
  • горячие отвары.

5. Самостоятельная работа.

- Мы с вами рассмотрели вопросы по теме “Сладкие блюда напитки”. Вам предлагается разгадать кроссворд по теме урока. Отгадавший получает “медаль победителя” из шоколада.

- Перед тем, как начать разгадывать кроссворд, предлагаю небольшую разминку:

Обучающиеся самостоятельно разгадывают кроссворд (Приложение №1)

По итогам отгадывания кроссворда учитель дает пояснения с элементами демонстрации ответов.

- В завершение нашего урока будут продемонстрированы и продегустированы десерты, которые вы приготовили дома.

Учащиеся сервируют чайный стол тортом, пирожками, печеньем, кексами, которые были приготовлены ими дома.

Фруктовый салат украшают карвингом из яблока.

6. Анализ и оценка урока.

Подведение итогов. Закрепление материала:

1. При анализе урока с учащимися проводится беседа:

1) Что нового узнали на уроке?

2) Что научились делать на уроке?

3) Какими бывают сладкие блюда по температуре подачи?

4) Что добавляют в желе для придания ему густоты?

5) Зачем надо соблюдать сроки и условия хранения продуктов?

6) Какова была цель урока?

7) Выполнили ли поставленную задачу?

8) Как вы оцените свою работу?

2. Необходимые замечания по уроку и выполнению заданий.

3. Оценки за работу и устные ответы.

7. Домашнее задание.

  • знать основные понятия по теме “Сладкие блюда и напитки”, сервировка стола;
  • составить отчет по теме “Сладкие блюда и напитки” в виде таблицы;
  • оформить работу картинками, фотографиями, распечатками, зарисовками и т.п.

Читайте также: