Фонд культуры екатерина синий суп

23 марта – 18 июня 2017 года

Возрастное ограничение: 6+

Организаторы выставки: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», XL Projects

Генеральный спонсор: Группа компаний «Стройтэкс»

Ретроспективная выставка «Синего супа» охватывала все двадцать лет существования группы, работающей в сфере видеоарта и компьютерной анимации, и включала все созданные к настоящему моменту произведения, в том числе ставшие ключевыми для группы «Выход» (2005), который экспонировался на 1-й Московской биеннале современного искусства, «Эшелон» (2006), впервые показанный в фонде «Современный город», «Озеро» (2007), «Оборона» (2007), «Муть» (2014) и «Каскад» (2016), впервые представленные в XL Галерее. Работа «Озеро» получила премию Всероссийского конкурса в области современного искусства «ИННОВАЦИЯ-2007» в номинации «Произведение визуального искусства», «Каскад» вошел в шорт-лист Х премии Кандинского.

Группа «Синий суп» была создана в 1996 году выпускниками МАРХИ Даниилом Лебедевым, Алексеем Добровым и Валерием Патконеном, в 2002 году к ним присоединился Александр Лобанов, с 2010 художники опять работают втроем, уже без Патконена. Понимание и описание метода и особенностей феномена «Синий суп» – одна из интереснейших задач для критики. Поэтому выставка не только включает в себя произведения группы – важнейшим элементом экспозиции являются интерпретации, которым выделено специальное пространство. Иными словами, выставка строится на пересечении двух по-своему герметичных составляющих: визуального материала и вариантов его критического осмысления, что, в свою очередь, означает, что участниками выставки можно считать и интерпретаторов – Валентина Дьяконова, Елену Ищенко, Карину Караеву, Ирину Кулик и Евгению Кикодзе.

Существует стереотип: творчество «Синего супа» трудно поддается интерпретации. С этим нельзя не согласиться. Любое тщательно сконструированное произведение группы – одновременно простой и многомерный визуальный объект, затягивающий внутрь, но не дающий возможности зрителю вступить в тактильный контакт с этой псевдокомпьютерной игрой, о чем говорят практически все интерпретаторы. Группа работает со смоделированной реальностью, не имеющей ничего общего с реальной фото- или видеосъемкой, и любое их созданное на компьютере произведение можно только созерцать, без всякой возможности продвинуться внутрь, на «новый уровень», что противоречит самой сути компьютерной игры, но позволяет говорить об инструментарии, методе создания произведения.

Язык компьютерной анимации использовался «Синим супом» с самого начала. Уже ранние короткие видеофильмы не имеют ничего общего с реальностью за окном, но представляют собой этюды по вычленению из этой реальности скрытых смыслов и коннотаций. Собственно, предъявление этих скрытых смыслов можно считать одной из базовых «сверхзадач» группы.

Феномен «Синего супа» и созданные группой произведения – всегда ускользает от точных формулировок, но невозможность однозначных определений дает право их множить, что собственно и хотелось бы предложить зрителю: простые, но многомерные видео; короткие, но интереснейшие тексты, будем надеяться – соединятся в воображаемой точке и дадут возможность – если не понять группу «Синий суп», то попытаться это сделать.

Сергей Шахиджанян

В Фонде культуры «Екатерина» открылась ретроспективная выставка группы художников под непонятным названием «Синий суп». Группа работает в сфере видеоарта и компьютерной анимации 20 лет. Выпускники Московского архитектурного института Даниил Лебедев, Алексей Добров и Александр Лобанов представили публике свои работы – но, чтобы понять их, надо запастись терпением и волей. На трех этажах Фонда культуры «Екатерина» в каждом зале стоит одинокая скамейка, и зритель в полутьме должен смотреть на проекцию видео со звуком.


– Чтобы понять наше творчество, надо идти на выставку с определенным багажом, культурным. Например, наша работа «Черная река» (огромная панорамная фотография берегов черной реки, помещенная в подсвечиваемый изнутри короб-лайтбокс. В правом углу стоит легендарная «девятка» с открытым багажником). Для кого-то это река Стикс, для кого-то – Рубикон, тут все зависит от воспитания. К нашим работам надо присматриваться, – сказал Даниил Лебедев.

При входе на выставку организаторы повесили большой текст (он занимает целую комнату) о чем, собственно выставка, читать его практически бесполезно. Лучше сидеть и смотреть. Названия могут помочь разобраться, но не сильно – видео «Муть» надо смотреть в 3D-очках и зритель видит прямо перед собой настоящую муть – неведомые переливающиеся горы, которые так и хочется потрогать. Видеоролик «Каскад» вообще навевает жуть – на зрителя сверху вниз по громадной лестнице устремляется потом и, кажется, сейчас затопит все вокруг. Чтобы проникнуться этими видео-этюдами, надо вслушиваться в высококачественный звук, и чтобы никто не мелькал между зрителем и экраном. «Каскад» действительно завораживает – но надо сидеть. Если перед другими видеоработами стоит лишь сиротливая табуретка на трех-четырех человек, то перед «Каскадом» щедро выстроен целый зрительный зал на 25 человек.


Над некоторыми видео можно серьезно призадуматься. 11-серийное видео под названием «Выход» рассказывает о жизни одной комнаты – белом кресле, двери, ковровой дорожки и стенах. В каждой серии поначалу не происходит ничего, но затем появляется сюрприз – то комната внезапно превращается в аварийный выход или посылает сигнал ядерной атаки, то вдруг кресло начинает дымиться и загорается. Апофеоз – ковровая дорожка начинает работать как траволатор и с громким шумом начинает ехать. Но, конечно, это надо видеть.

– Ну а почему наша группа, называется «Синий суп»? Когда-то мы сидели, что-то пытались рисовать и вдруг добавили в тарелку воду из баночки, где мыли кисточку от синей краски – баночка оказалась маловата, взяли тарелку. Получился такой синий суп – аллюзия понравилась, потому так и решили назвать группу.


Группа «Синий суп» не раз награждалась премиями и была отмечена наградами и призами – со своими видеоартом, художники объездили более 76 стран – от Лос-Анжелеса до Южной Кореи, еще в 2007 году группа получила престижную российскую премию «Инновация».

До 18.06.2017 в Фонде культуры ЕКАТЕРИНА.

Ретроспективная выставка «Синего супа» охватывает все двадцать лет существования группы, работающей в сфере видеоарта и компьютерной анимации, и включает все созданные к настоящему моменту произведения.

В том числе ставшие ключевыми для группы «Выход» (2005), который экспонировался на 1-й Московской биеннале современного искусства, «Эшелон» (2006), впервые показанный в фонде «Современный город», «Озеро» (2007), «Оборона» (2007), «Муть» (2014) и «Каскад» (2016), впервые представленные в XL Галерее.

Работа «Озеро» получила премию Всероссийского конкурса в области современного искусства «ИННОВАЦИЯ-2007» в номинации «Произведение визуального искусства», «Каскад» вошел в шорт-лист Х премии Кандинского.

Группа «Синий суп» была создана в 1996 году выпускниками МАРХИ Даниилом Лебедевым, Алексеем Добровым и Валерием Патконеном, в 2002 году к ним присоединился Александр Лобанов, с 2010 художники опять работают втроем, уже без Патконена.

Понимание и описание метода и особенностей феномена «Синий суп» – одна из интереснейших задач для критики. Поэтому выставка не только включает в себя произведения группы – важнейшим элементом экспозиции являются интерпретации, которым выделено специальное пространство.

Иными словами, выставка строится на пересечении двух по-своему герметичных составляющих: визуального материала и вариантов его критического осмысления, что, в свою очередь, означает, что участниками выставки можно считать и интерпретаторов – Валентина Дьяконова, Елену Ищенко, Карину Караеву, Ирину Кулик и Евгению Кикодзе.

Существует стереотип: творчество «Синего супа» трудно поддается интерпретации.

С этим нельзя не согласиться. Любое тщательно сконструированное произведение группы – одновременно простой и многомерный визуальный объект, затягивающий внутрь, но не дающий возможности зрителю вступить в тактильный контакт с этой псевдокомпьютерной игрой, о чем говорят практически все интерпретаторы.

Группа работает со смоделированной реальностью, не имеющей ничего общего с реальной фото- или видеосъемкой, и любое их созданное на компьютере произведение можно только созерцать, без всякой возможности продвинуться внутрь, на «новый уровень», что противоречит самой сути компьютерной игры, но позволяет говорить об инструментарии, методе создания произведения.

Язык компьютерной анимации использовался «Синим супом» с самого начала. Уже ранние короткие видеофильмы не имеют ничего общего с реальностью за окном, но представляют собой этюды по вычленению из этой реальности скрытых смыслов и коннотаций.

Собственно, предъявление этих скрытых смыслов можно считать одной из базовых «сверхзадач» группы.

Феномен «Синего супа» и созданные группой произведения – всегда ускользает от точных формулировок, но невозможность однозначных определений дает право их множить, что собственно и хотелось бы предложить зрителю.

Простые, но многомерные видео; короткие, но интереснейшие тексты, будем надеяться – соединятся в воображаемой точке и дадут возможность – если не понять группу «Синий суп», то попытаться это сделать.

В фонде культуры «Екатерина» открылась ретроспективная выставка арт-группы «Синий суп».

Группа 20 лет работает в сфере видео-арта и компьютерной анимации. В 1996 г. творческий союз был закреплён между Алексеем Добровым, Даниилом Лебедевым и Валерием Подконеном. В 2002 г. в состав группы вошёл Александр Лобанов. С 2010 г. художники работают втроём: Алексей Добров, Даниил Лебедев и Александр Лобанов.

С развитием технологий арт-группа выходит к приёмам метафизического сюрреализма. Произведения – скорее инсталляции, погружающие, даже проглатывающие в пространство для размышлений. Смыслы предстоит найти зрителю самостоятельно. Чаще, напрашиваются выводы о бессмысленности и пустоте бытия.


«Синий суп» феноменален. На это есть несколько причин. Первая – название и стиль арт-группы. Вторая — представление для размышлений и споров критикам и кураторам о том, что же является основой произведений этой группы. Некоторые сравнивают их видеоинсталляции с работами Тарковского и Звягинцева, другие называют арт-группу последователями традиционной живописи Айвазовского. Не зря для открытия выставки знаменитого художника в Третьяковской галерее использовали инсталляцию моря «Синего супа». Сами участники арт-группировки с удовольствием наблюдают за спорами и размышлениями критиков со стороны.


Третья причина в том, что группа выходит на арену традиционного искусства с технологиями, присущими индустрии развлечений. Короткие видео – это, как правило, 3D-анимация – плоскость, фигура, движение. Но эта анимация, в отличие от развлекательной, призывает к размышлениям.

Между тем, со своим видеоартом художники объездили более 76 стран – от Лос-Анжелеса до Южной Кореи. Группа явилась лауреатом премии современного искусства «Инновация» в 2007 году, была номинирована на премию Кандинского в 2016 (работа «Каскад» вошла в шорт-лист).


Их работы показывались и в Третьяковской галерее (на выставке «Гиперреализм»), и в ГМИИ им. А.С.Пушкина «Пространства российского видеоарта».

Вот вам инсталляции, вот 3D, вот очки – идите и смотрите. Фонд «Екатерина».

  • ЭКСКЛЮЗИВ
  • Общество
  • Изобразительное искусство
  • Литература
  • Пресс-релизы телеканала
  • Конкурс "Щелкунчик"
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Театр
  • Приглашаем на съемки
  • Наука

Представлена первая ретроспективная выставка группы "Синий суп"

Фонд «Екатерина» представляет первую ретроспективную выставку группы «Синий суп». Художники, которые входят в неё, вот уже 20 лет работают в жанре видео-арта и компьютерной анимации. За это время они создали несколько десятков оригинальных произведений, которые с успехом демонстрируются в разных странах и получают на родине престижные награды. О группе «Синий суп» говорят: их работы нужно не только видеть, но и переживать как уникальный опыт, погружаться и растворяться в них. Каждый зритель, попавший в это виртуальное пространство, задаётся вопросом: каково его собственное место в этом мире? Репортаж Станислава Дорэ.

«Виртуальные метафизики», «цифровые буддисты», «трансцендентальные хакеры» - как только не называют этих авторов. Их работы завораживают, погружают в транс, вырывают из реальности, останавливают беспрерывный поток мыслей. Впрочем, кому-то проекты художников кажутся тревожными, бессмысленными, странными. Непонимание вызывает и название группы - «Синий суп», впрочем, объяснения авторов не прибавляют ясности.

«Случайная игра слов, но на самом деле в процессе игры словесной это был некий универсальный субстрат различной степени разведения, который бы подходил под различные нужды», - объясняет участник группы «Синий суп» Алексей Добров.

Разгадать головоломку под названием «Медиаискусство «Синего супа» пытаются многие - почва благодатная. Одни считают, что их творчество – это что-то вроде компьютерной игры, в которой принять участие невозможно. Другие сравнивают их видео-арт с кинематографом, находя параллели с киноязыком Тарковского, Германа-старшего, Звягинцева. Сами художники с интересом следят за попытками искусствоведов понять и объяснить их искусство.

«Следим, иногда соглашаемся, иногда нет. Иногда делаем какие-то новые открытия в чужих текстах и интерпретациях и понимаем, что это, скорее всего, так, но более серьезно прокомментировать невозможно, так как мы сами иногда не понимаем, что в принципе получается», - рассказал художник, участник группы «Синий суп» Даниил Лебедев.

На создание каждой работы уходит примерно год - смоделированное виртуальное пространство художники взяли за правило доводить до совершенства и предъявлять публике идеальные, с точки зрения композиции и цвета, «ожившие» полотна. Критики, обожающие проводить аналогии, называют «Синий суп» последователями Рене Магритта и Джорджо де Кирико в «цифре».

Творчество группы «Синий суп» открыто для трактовок, каждый искусствовед видит что-то своё, и для интерпретаций специалистов выделили целых два зала. Впрочем, те, кто не очень любит забивать голову чужими концепциями, могут просто помедитировать и раствориться в этом виртуальном дзене.



Впрочем, ретроспектива предполагает некое подведение итогов. Выставка же "Синий суп XXI" больше похожа на головоломку (или детектив), к которой предлагается некий набор ключей (то бишь интерпретаций, предложенных пятью критиками), но лишь зритель может решить, какой из ключей, на его взгляд, способен открыть ларчик с "Синим супом". С таким же успехом зрителя можно высадить на неизвестную планету, внешне похожую на Землю, снабдить земным GPS-навигатором и предложить поискать выход. Иначе говоря, выставка фактически воспроизводит герметичную структуру видеоработ "Синего супа", где зрителя сразу погружают в эпицентр событий то ли триллера, то детектива, то ли фантастического фильма в духе "Соляриса". И это очень сильный кураторский ход.



Надо заметить, что сравнение с фильмами работ "Синего супа" сильно хромает. Не только потому, что киноцитаты, на которые вроде бы так щедры художники "Синего супа", оказываются фейковыми. Как Синди Шерман перевоплощается в героинь, словно виденных в старых фильмах, так "Синий суп" предлагает образы пространств, словно заимствованных из жанровых фильмов.

Два детектива, пережидающих дождь в автомобиле с включенными "дворниками", ("Mute" 2008), будто явились из фильмов нуара… "Лада" с открытым багажником у вечерней реки ("Черная река", 2004) отсылает то ли к гангстерской саге, то ли к роуд-муви… Поезд, грузовики, самолеты, везущие закрытый груз ("Эшелон", 2006), похожи на общее место старых военных фильмов… А белесый туман, в котором тонет поле и перелесок, где звучат выстрелы, то удалясь, то приближаясь, - неизвестно в кого и непонятно откуда, ("Оборона", 2008), - мог бы идеально вписаться в фильм "Последний поезд" (2003) Алексея Германа-младшего.

Правда, в отличие от Синди Шерман художники "Синего супа" работают не с фотографией, а с цифровой анимацией, имитирующей реальность кинокадра (причем в ряде последних работ - уже со стереоэффектами). Кроме того, их спецэффекты - двойного назначения, если так можно выразиться. Создание модели реальности, столь же убедительной, как сама реальность, - лишь одна сторона дела. Второй "спецэффект" связан с исследованием возможности стирания границы между изображением и, скажем, объектом изображения. Так, "дворники" в работе "Mute" стирают не только капли дождя со стекла автомобиля, но в конце концов - и изображение сидящих за стеклом сыщиков. Образ "дворников" становится метафорой то ли времени, то ли воли автора, решающего судьбу "персонажей", в роли которых предстают сами художники. И как раз эта смысловая петля, в которой дистанция между реальностью и изображением подчеркивается, удваивается и стирается одновременно, - одна из опорных для спецэффектов "Синего супа".

То, что авторы "Синего супа" по образованию архитекторы, многое объясняет. В одних случаях, как в знаменитой работе "Выход" (2005), они моделируют пространство интерьера, проигрывая поочередно все варианты извлечения из скучноватого "присутственного места" саспенса, присущего кафкианскому триллеру. Резкий звук, вспышки света или бегущая ковровая дорожка за приоткрытой дверью, которая полностью никогда не открывается, на первый взгляд, выглядят систематизированным репертуарным набором жанрового кино. Но, в сущности, все эти знаки "ужасного" существуют лишь для того, чтобы акцентировать наличие границы, обозначенной дверью. Таинственный мир за крепкой, основательной дверью официального кабинета выглядит абсолютно непознаваемым, иррациональным. Это такой "черный ящик", откуда наружу доносятся странные сигналы, но полноценная коммуникация с окружающим миром не предполагается.

В других случаях моделируется пейзаж, где акцентируется странность, например, морской равнины, в которой посреди волн пролегает четкая линия, не размываемая течением ничем ("Море").



Вообще, понятие "границы" и как следствие - разрыв коммуникации (или невозможность естественного объяснения) весьма существенны для тех моделей пространства, с которым работает "Синий суп". Любопытно, что примерно с теми же моделями работает фильм Дени Вильнева "Прибытие" (2016), заработавший несколько "Оскаров". Там герои, лингвист и физик, ищут код для коммуникации с пришельцами из космоса. Закольцованность времени в фильме дарит шанс героям и… человечеству. В отличие от Дени Вильнева работы "Синего супа", похоже, не столь оптимистичны. Зато во всех их работах язык тех сигнальных систем, которые они используют, говорит зрителю много больше о его носителях, чем "темный" смысл самого послания. В этом смысле они близки не только голливудским блокбастерам, но и московским концептуалистам.

Любопытно, что языки, которые "изобретают" художники "Синего супа", не развиваются. Ключик к их коду каждый раз нужно искать заново. Можно сказать, что "Синий суп" ищет способы выражения иррационального - в сфере социальной или природной. Но в любом случае их работы воспитывают "стоицизм" зрителя. Так, в "Каскаде" (2016) наблюдатель, стоящий в замкнутом кессоне перед каскадом бегущей сверху воды, заведомо обречен. Зритель же оказывается в позиции героя, который если не перешел границу жизни и смерти, то очень близок к ней. При этом потенциальная трагедия эстетизируется.

Фактически "Синий суп" работает с категорией возвышенного. Почти, как Пиранези… Только вместо фантастических темниц и древних руин у них - модели цифровой эпохи, обкатывающей "руины" астероидов, озер, похожих на забытые реакторы и прочие техногенные чудеса…

Группа "Синий суп" - лауреаты премии современного искусства "Инновация" в 2007 году, номинанты на премию Кандинского в 2016 (работа "Каскад" вошла в шорт-лист). Их работы показывались и в Третьяковской галерее (на выставке "Гиперреализм"), и в ГМИИ им. А.С.Пушкина ("Пространства российского видеоарта"). А также участвовали в международных проектах в Париже, Токио, Вене, Нью-Йорке, Венеции, Лондоне…

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Ретроспективная выставка «Синего супа» охватывает все двадцать лет существования группы, работающей в сфере видеоарта и компьютерной анимации, и включает все созданные к настоящему моменту произведения, в том числе ставшие ключевыми для группы «Выход» (2005), «Эшелон» (2006), «Озеро» (2007), «Оборона» (2007), «Муть» (2014) и «Каскад» (2016), впервые представленные в XL Галерее.

Работа «Озеро» получила премию Всероссийского конкурса в области современного искусства «ИННОВАЦИЯ-2007» в номинации «Произведение визуального искусства», «Каскад» вошел в шорт-лист Х премии Кандинского.

Группа «Синий суп» была создана в 1996 году выпускниками МАРХИ Даниилом Лебедевым, Алексеем Добровым и Валерием Патконеном, в 2002 году к ним присоединился Александр Лобанов, с 2010 художники опять работают втроем, уже без Патконена. Понимание и описание метода и особенностей феномена «Синий суп» — одна из интереснейших задач для критики. Поэтому выставка не только включает в себя произведения группы — важнейшим элементом экспозиции являются интерпретации, которым выделено специальное пространство. Иными словами, выставка строится на пересечении двух по-своему герметичных составляющих: визуального материала и вариантов его критического осмысления, что, в свою очередь, означает, что участниками выставки можно считать и интерпретаторов — Валентина Дьяконова, Елену Ищенко, Карину Караеву, Ирину Кулик и Евгению Кикодзе.

Существует стереотип: творчество «Синего супа» трудно поддается интерпретации. С этим нельзя не согласиться. Любое тщательно сконструированное произведение группы — одновременно простой и многомерный визуальный объект, затягивающий внутрь, но не дающий возможности зрителю вступить в тактильный контакт с этой псевдокомпьютерной игрой, о чем говорят практически все интерпретаторы. Группа работает со смоделированной реальностью, не имеющей ничего общего с реальной фото- или видеосъемкой, и любое их созданное на компьютере произведение можно только созерцать, без всякой возможности продвинуться внутрь, на «новый уровень», что противоречит самой сути компьютерной игры, но позволяет говорить об инструментарии, методе создания произведения.


Язык компьютерной анимации использовался «Синим супом» с самого начала. Уже ранние короткие видеофильмы не имеют ничего общего с реальностью за окном, но представляют собой этюды по вычленению из этой реальности скрытых смыслов и коннотаций. Собственно, предъявление этих скрытых смыслов можно считать одной из базовых «сверхзадач» группы.

Феномен «Синего супа» и созданные группой произведения — всегда ускользает от точных формулировок, но невозможность однозначных определений дает право их множить, что собственно и хотелось бы предложить зрителю: простые, но многомерные видео; короткие, но интереснейшие тексты, будем надеяться — соединятся в воображаемой точке и дадут возможность — если не понять группу «Синий суп», то попытаться это сделать.

Проект Волго-Вятского филиала ГЦСИ «Жизнь других» в Москве на Зоологической, персональная выставка российского иллюстратора Уно Моралеза, работающего в стилистике комиксов, в галерее «Триумф» и арт-группа «Синий суп» в фонде «Екатерина»


Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), Москва. До 7 мая

Выставка «Жизнь живых» — первый из региональных проектов Государственного центра современного искусства, которые отныне будут регулярно показывать в Москве. Посвященный Нижнему Новгороду, его истории, настоящему и будущему и уже с успехом прошедший в нижегородском Арсенале (Волго-Вятский филиал ГЦСИ) в рамках 5-й Московской биеннале молодого искусства, он объединил более 30 произведений: живопись, скульптуру, фотографию, инсталляции, видео, артефакты городской среды. В музейной части экспозиции собраны работы классиков из коллекции ГЦСИ: Стефана Балкенхола, Эрвина Вурма, Янниса Кунеллиса, Александра Родченко, Михаила Рогинского, Игоря Шелковского, Гюнтера Юккера. Выбраны они с таким прицелом, чтобы резонировать с главными темами города как такового: история, городская среда, экология. Вторая часть выставки включает в себя произведения, так или иначе связанные с городской темой, молодых нижегородских художников новой волны (Андрей Дружаев, Антон Мороков, команда «Той» и другие) и результаты работы специально приглашенных в местные арт-резиденции авторов (Алексей Булдаков, Илья Долгов, Владислав Ефимов и Лера Лернен). Кстати, в экспозицию включена и ранняя работа Ефимова «Живой уголок» (2013): на выпиленных фрагментах идущих под снос нижегородских деревянных домов стоят лайтбоксы с фотографиями исторического центра. Собственно, с ее показа в Арсенале и возникла идея сделать выставку, посвященную городу.

Галерея «Триумф», Москва. До 16 апреля

Художники, работающие в стилистике комиксов, не частые гости художественных галерей. Персональная выставка Уно Моралеза (Uno Moralez) в галерее «Триумф» — первая в его творческой биографии, хотя художник еще в начале 2000-х успел поработать иллюстратором для разных столичных периодических изданий. Но затем бросил это дело и стал придумывать пиксельные истории в стилистике японской анимации 1970–1990-х. Истории эти основаны исключительно на личном опыте, детстве и юности в позднесоветские и постперестроечные годы, проведенные в Уфе. Оттуда, из этого времени, и герои Моралеза: милиционеры, секс-работницы, бандиты, школьницы с начесами. «Я часто использую сюжеты, связанные с советскими реалиями. Они возникают в моей голове из воспоминаний о прошлом и каких-то впечатлений», — признается художник. Сюжет последней новеллы Уно Моралеза, «Синие зубы», премьерой которой в виде интерактивной книги из 100 панелей и стала выставка в «Триумфе», тоже из советского прошлого. В ее основе — популярная когда-то страшилка о человеке с синими зубами, услышанная художником еще школьником в пионерском лагере. Речь в ней шла о девушке, которая отправляется на дискотеку и, несмотря на предостережение бабушки, знакомится с загадочным синезубым мужчиной и пропадает навсегда. Получилось романтично, таинственно и немного жутковато, как и полагается в таких «комиксных» историях.

Фонд культуры «Екатерина», Москва. До 28 мая

«Вначале это было дуракаваляние, которое постепенно стало наполняться какими-то истинами», — сказал как-то в интервью один из основателей арт- группы «Синий суп» Алексей Добров. Он и еще два выпускника МАРХИ, Даниил Лебедев и Валерий Патконен, создали свое объединение в 1996 году. Ретроспективная выставка в фонде «Екатерина» охватывает все 20 лет существования группы, которая работает в жанре видеоарта и компьютерной анимации. Одна из самых известных работ группы, видеоинсталляция «Озеро» (2007) получила премию Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». Из других ключевых для их творчества произведений на выставке представлены «Эшелон» (2006), «Оборона» (2007), «Муть» (2014) и «Каскад» (2016). Отдельного упоминания заслуживает и концепция самой выставки. Поскольку понимание и описание метода работы группы «Синий суп» — занятие не менее интересное, чем ее творчество, выставку было решено разделить на две части: в одной — сами работы, а в другой — их интерпретация известными российскими критиками.

22 марта в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» открылась выставка «Синий суп «XXL». За 20 лет своего существования арт-группа «Синий суп» заняла собственную нишу в современном российском искусстве и полюбилась зрителям за свои такие простые и одновременно такие сложные произведения.

В просторных залах Фонда расположились все работы, созданные группой до сегодняшнего. Масштаб впечатляет – переходя из зала в зал, ты будто бы углубляешься в сумеречный лабиринт из видеоарта и компьютерной анимации. Здесь и работа «Выход», которая была показана на 1ой Московской биеннале современного искусства, и «Озеро», получившая премию «Инновация» в 2007 году, и «Каскад», вошедший в шорт-лист X премии Кандинского.

Произведения выглядят довольно просто: здесь нет ни продуманных сюжетов, ни быстрой смены кадров, но это только на первый взгляд. Зрители долго могут разглядывать каждое видео. Дело в том, что во время просмотра появляется необъяснимое ожидание какого-то события. Это напряженное ожидание – suspense – порождает множество ассоциаций и размышлений.

Понять и описать метод работы «Синего супа» практически невозможно – арт-критики давно уже пытаются разгадать эту загадку. В экспозицию включены так же тексты известных российских искусствоведов, которые по-своему интерпретируют произведения и художественную реальность, которая простирается перед нами. Эти тексты можно по праву назвать полноценными участниками выставки - они создают интереснейшее диалоговое пространство.

Творчество «Синего супа» существует в вечно ускользающей виртуальной реальности, за которой можно только подглядывать. Этот непознанный мир дает возможность застыть и постараться ухватить суть каждого из произведений. Однако, будьте осторожны: каждый раз, когда вам кажется, что вы разгадали эту загадку «супа», вы все глубже погружаетесь в сумеречный лабиринт.

Новые выставки, которые стоит посетить уже сейчас: "Арт-группа "Синий суп". ХХI" в Фонде культуры Екатерина, "Вымирающие виды" Энди Уорхола в Дарвиновском музее и "Остановка "ДК ЗИП" в ММОМА на Ермолаевском.


Энди Уорхол "Зебра греви", 1983

Остановка "ДК ЗИП"

Одна из главных (наряду с Recycle) краснодарских арт-групп ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины) заняла все пространство ММОМА одним большим арт-проектом. Такой прием, когда зритель попадает внутрь художественного проекта, в "страну чудес", и должен подчиняться ее законам, называется тотальной инсталляцией. Тотальная инсталляция ЗИПов получила название "Остановка "ДК ЗИП" – так некогда называлась автобусная и трамвайная остановка возле Краснодарского завода измерительных приборов, который стал для художников первой мастерской и выставочной площадкой.

В экспозиции разворачивается вся история проекта ЗИП и все те художественные, социальные и политический аспекты искусства, которые затрагивают участники арт-группировки: от создания КИСИ (Краснодарский институт современного искусства) и самодельной вендинговой машины "Родина", работающей на чистом доверии, до фантазий об утопических островах, где прекрасно сосуществуют люди и дельфины (последние здесь выступают в роли помощников и убирают мусор).


Фото предоставлено организаторами выставки

Где: ММОМА (Ермолаевский переулок, 17)

Энди Уорхол. Вымирающие виды

Дарвиновский музей представляет выставку серии шелкографий короля поп-арта Энди Уорхола "Вымирающие виды" из десяти портретов редких животных: амурского тигра, африканского слона, орангутана, черного носорога, зебры Греви, гигантской панды, белоголового орлана, снежного барана, древесной лягушки из семейства квакш. Работы впервые выставляются в России, а сам проект приурочен к Году экологии.

Эта серия была заказана Уорхолу его друзьями коллекционерами и зоозащитниками Рональдом и Фрейдой Фельдман. Наряду с серией "Десять знаменитых евреев XX века" графическая серия "Вымирающие виды" считается одной из лучших в творчестве художника.


Энди Уорхол "Черный носорог", 1983

Где: Дарвиновский музей, ул. Вавилова, 57

Когда: до 28 мая

Арт-группа "Синий суп". ХХI

Фонд культуры "Екатерина" представляет ретроспективную выставку пионеров отечественного видеоарта – группы "Синий суп", существующей уже более 20 лет. Экспозиция включает все существующие работы художников, в частности, "Выход", которая была представлена на самой первой Московской биеннале современного искусства в 2005 году, а также проекты "Озеро", "Панорама" и "Каскад". Именно эти работы задали узнаваемый стиль компьютерной графики и анимации "Синего супа".

Группа "Синий суп" была создана в 1996 году выпускниками МАРХИ Даниилом Лебедевым, Алексеем Добровым и Валерием Патконеном, в 2002 году к ним присоединился Александр Лобанов.


Синий суп. Панорама

Где: Кузнецкий Мост, 21/5, Фонд культуры "Екатерина"

Читайте также: