Суп линча дэвид линч и его апокрифические акты или линчеонавтика








  • Currently 0.00/5

Рейтинг: 0.0/5 (Всего голосов: 0)

  • Предыдущий
  • Играть
  • Пауза
  • Следующий
  • Стоп
  • Выключить звук
  • Включить звук
  • Максимальная громкость
  • Повторять
  • Отключить повтор

Дэвид Линч решает покинуть
США после того, как правительство страны
приняло закон, призванный оказать
унизительное давление на американских
кинематографистов. Именитый режиссер
отправляется в Россию в надежде снять
третий сезон своего легендарного
сериала, а также ближе познакомиться с
творчеством Федора Михайловича
Достоевского. В России Линча ждет
невероятное открытие. Оказывается, роман "Братья Карамазовы" - это лишь вступление к грандиозному
проекту, который автор так и не написал.
Чтобы узнать, о чем хотел рассказать
Достоевский, Линч отправляется в
загробный мир, чтобы побеседовать с
великим писателем.

  • play
  • pause
  • previous
  • next
  • mute
  • mute

Дэвид Линч решает покинуть США после того, как правительство страны приняло закон, призванный оказать унизительное давление на американских кинематографистов. Именитый режиссер отправляется в Россию в надежде снять третий сезон своего легендарного сериала, а также ближе познакомиться с творчеством Федора Михайловича Достоевского. В России Линча ждет невероятное открытие. Оказывается, роман Братья Карамазовы - это лишь вступление к грандиозному проекту, который автор так и не написал. Чтобы узнать, о чем хотел рассказать Достоевский, Линч отправляется в загробный мир, чтобы побеседовать с великим писателем. Аудиокнигу Суп Линча Дэвид Линч и его апокрифические акты, или Линчеонавтика вы можете слушать онлайн или скачать бесплатно прямо на сайте.


«Линчеонавтика» была задумана в 2011 г. как сборник абсурдистских анекдотов про Дэвида Линча, но в процессе написания обрела более солидную форму, сюжет и смысл, а также мрачный апокалиптический финал. История начинается с того, что в 2011 г. Дэвид Линч подумывает уехать из США после принятия нового закона, подвергшего американских кинематографистов унизительному давлению в очень неожиданной форме. В это время Путин (тогдашний премьер-министр РФ) обращается к деятелям Голливуда с предложением поработать на «Мосфильме» – «в зоне творческой свободы», – и Линч едет в Россию. Знакомясь с русской культурой, он сильно расстраивается, узнав, что роман Достоевского «Братья Карамазовы» остался недописанным, что это, в сущности, лишь вступление к грандиозной эпопее, которую Достоевский задумал, но написать не успел. Одержимый идеей узнать продолжение сюжетных линий «Братьев Карамазовых», Линч погружается в медитацию и отправляется в загробный мир на поиски умершего Достоевского. И так начинаются приключения Линча в лабиринтах потустороннего бытия, где ему встречаются просто странные и совсем уж безумные покойники, демоны, чудовища, загадочные организации, кармическая полиция, наконец, страшные хозяева загробного мира… Впрочем, события «Линчеонавтики» не настолько скучны и унылы, как может показаться из данной аннотации; на самом деле, там всё гораздо сложнее и интереснее. Есть главы ироничные, есть главы иронично-мрачные, а есть просто жуткие. К двадцати шести главам «Линчеонавтики» прилагаются три приложения.

Первое приложение – это статья Линча с доказательствами того, что Джон Леннон был, на самом деле, убит Борисом Гребенщиковым (несмотря на всю свою параноичность, доказательства Линча, имеющие чисто филологический характер, т.е. построенные на анализе поэтических текстов Гребенщикова, звучат необыкновенно убедительно).

Второе приложение – рассказ о роковом спиритическом сеансе, на котором студенты ВГИКа, в присутствии Линча, решили вызвать дух легендарного Мрзовольского, создателя спецэффектов для первого, уничтоженного варианта фильма Тарковского «Сталкер».

Третье приложение – рассказ о приезде Дэйла Купера, агента ФБР из сериала «Твин Пикс», в Симферополь после аннексии Крыма; крымская администрация нанимает Купера для проникновения в мистический Лиловый Вигвам, вход в который обнаружен на дне крымской акватории.

Кто же такой Дэвид Линч и чем он знаменит?

Что такого уникального в его работах?

Чем необычен подход режиссёра к съёмкам?

Какие работы Дэвида Линча нужно смотреть в первую очередь?

Что ещё посмотреть, если все фильмы Линча уже знакомы?

Действительно ли для Дэвида Линча так важна музыка в фильмах?

Музыка в жизни Линча ограничивается только фильмами?

Что ещё можно узнать о режиссёре?


Совсем недавно завершился третий сезон легендарного сериала «Твин Пикс». В связи с этим Лайфхакер решил рассказать о творческом стиле режиссёра Дэвида Линча.

Кто же такой Дэвид Линч и чем он знаменит?

Дэвид Линч — один из самых известных представителей независимого кинематографа. Говоря простым языком, Линч всегда делает именно то, что сам хочет, и именно так, как хочет. В его фильмографии есть всего несколько примеров, когда он снимал по заказу студии, например картина «Дюна» по роману Фрэнка Герберта. Но сам режиссёр остался недоволен получившимся результатом и даже убрал своё имя из титров полной версии фильма.


Martin Schoeller / Art + Commerce

В основном же Линч снимает собственные истории по своему сценарию. Чаще всего они наполнены мистицизмом, в них много символизма и скрытых смыслов. Причём нередко фильмы режиссёра заканчиваются очень неоднозначно, не давая конкретных ответов на поставленные вопросы, а позволяя зрителю самому искать смысл.

Авторский подход и совершенно уникальный творческий стиль принесли Дэвиду Линчу неоднократные номинации на «Оскар», призы Каннского фестиваля и другие заслуженные награды.

Что такого уникального в его работах?

Для Линча форма подачи и сама картинка зачастую важнее сюжета. Это вполне логично, учитывая, что он художник по образованию. Режиссёр подаёт свою мысль через символы, далеко не всегда явные. Во многих фильмах можно увидеть занавески (нередко красные) или ставни, как бы отделяющие разные миры, услышать треск электричества. Герои раз за разом могут совершать одно и то же действие или повторять одни и те же фразы, показывая цикличность происходящего. Но при этом Линч не погружается полностью в абстракционизм или формализм. В его картинах есть содержание и герои, причём это настоящие живые люди, которым хочется сопереживать.

В описаниях фильмов Дэвида Линча в разных энциклопедиях нередко можно увидеть раздел «интерпретации», и это неслучайно. Далеко не все его фильмы можно понять однозначно, а сам режиссёр наотрез отказывается объяснять смысл. Его работы любят толковать последователи Фрейда, говоря о вытесненных воспоминаниях или навязчивых повторениях.


Кадр из фильма «Внутренняя империя»

С другой стороны, многие поклонники и вовсе отказываются трактовать картины каким-то определённым образом и просто наслаждаются картинкой и частями сюжета. Произведение Линча может состоять из двух практически несвязанных частей. Или же большая часть фильма может оказаться сном или фантазией. Или часть сюжета — съёмки фильма, а вторая часть — проникновение этого фильма в жизнь. Разобрать, где реальность, а где вымысел возможно далеко не всегда.

Чем необычен подход режиссёра к съёмкам?

Линч очень любит спонтанность и естественность. На прослушивание для съёмок «Малхолланд Драйва» актёр Джастин Теру приехал прямо с самолёта. Поэтому он был весь в чёрном, помят и растрёпан. Именно в таком образе его и показали в фильме. А во время съёмок первого сезона «Твин Пикс» режиссёр запретил менять мерцающую лампу над столом, потому что она создавала более мистический эффект.


Фрэнк Силва в сериале «Твин Пикс»

Но сильнее всего такой подход отражается в подборе актёров. Да, Дэвид Линч, как и многие известные режиссёры (например Кристофер Нолан), нередко работает с одними и теми же людьми. Кайл МакЛахлен, Лора Дерн, Наоми Уоттс и многие другие артисты появляются в нескольких его картинах. Но при этом в кадре можно увидеть совершенно незнакомые лица.

Всё дело в том, что многие из тех, кого снимает Линч, не являются профессиональными актёрами. Фрэнк Силва, сыгравший в сериале «Твин Пикс» злого духа Боба, работал на съёмках декоратором, а Гарри Гоаз, которому досталась роль забавного помощника шерифа Энди, работал водителем и однажды подвозил Дэвида Линча. Та же тенденция прослеживается и в более поздних работах режиссёра. В небольших ролях в фильме «Малхолланд Драйв» снялись координатор трюковой группы, редактор сценария и даже композитор Анджело Бадаламенти.

Какие работы Дэвида Линча нужно смотреть в первую очередь?

За свою многолетнюю карьеру режиссёр снял не так много фильмов, поэтому ознакомиться практически со всем его творчеством большого труда не составит. Но есть несколько отправных точек для начала просмотра картин Дэвида Линча.

Синий бархат

  • Детективный триллер.
  • США, 1986.
  • Длительность: 120 мин.
  • IMDb: 7,8.

Юный Джеффри Бомон находит недалеко от своего дома отрезанное человеческое ухо. Сначала он просто сдаёт находку в полицию, но потом любопытство втягивает его в странную и опасную историю. Джеффри узнаёт о певице Дороти, её семейной трагедии и жестоком наркоторговце Фрэнке.

Твин Пикс

  • Драма, фантастика, ужасы.
  • США, 1990.
  • Длительность: 3 сезона.
  • IMDb: 8,9.

Агент ФБР Дейл Купер прибывает в маленький городок Твин Пикс для расследования загадочного убийства местной старшеклассницы Лоры Палмер. Простой и тихий на первый взгляд город оказывается наполнен тайнами и мистикой, а многие его жители ведут двойную жизнь и скрывают весьма тёмные стороны своей натуры.

Изначально Дэвид Линч задумывал снять только восемь серий, оставив финал открытым. Но высокие рейтинги шоу заставили продюсеров выпустить продолжение. В съёмках второго сезона сам Линч практически не участвовал, зато позже выпустил отдельный фильм-приквел «Твин Пикс: Сквозь огонь».

Именно из-за недовольства сюжетом второго сезона режиссёр долгие годы отказывался от работы над третьим, пока не получил возможность снять именно то, что он сам хочет.

Малхолланд Драйв

  • Психологический детектив, неонуар, драма.
  • США, 2001.
  • Длительность: 147 мин.
  • IMDb: 8,0.

Загадочную девушку пытаются застрелить в машине, но внезапная автомобильная авария мешает планам преступников. Потеряв память, девушка приходит в дом, где поселилась начинающая актриса Бетти. Они сближаются и пытаются разобраться в загадочном прошлом незнакомки. Но история может приобрести настолько неожиданный оборот, что предсказать его невозможно.

Что ещё посмотреть, если все фильмы Линча уже знакомы?

Подобрать аналоги творчеству Дэвида Линча очень трудно, тем он и уникален. Но всё же можно попробовать найти похожие по атмосфере фильмы.

Мертвец

  • Фэнтези, драма, вестерн.
  • США, Германия, Япония, 1995.
  • Длительность: 121 мин.
  • IMDb: 7,7.

Фильм ещё одного яркого представителя независимого кинематографа Джима Джармуша рассказывает историю молодого бухгалтера, отправившегося на Дикий Запад. По воле случая он становится участником перестрелки и получает ранение. Его выхаживает индеец по прозвищу Никто, приняв юношу за его полного тёзку — давно умершего поэта Уильяма Блейка. Вместе Блейк и Никто спасаются от преследователей, желающих получить награду за голову индейца, а бывший бухгалтер вдруг обнаруживает значительные перемены в своей личности.

Донни Дарко

  • Фантастика, триллер, драма.
  • США, 2001.
  • Длительность: 113 мин.
  • IMDb: 8,1.

Однажды ночью юный Донни выходит из дома, подчиняясь телепатическому приказу человека в костюме кролика. И ровно в это время на его комнату падает двигатель от самолёта. С этого момента в жизни Донни начинают происходить странные события: он то ли предвидит будущее, то ли сам его создаёт, то ли оказывается в петле времени. Но неизвестно, к чему приведут его поступки и что за человек в костюме кролика ему регулярно встречается.

Королевство

  • Ужасы, фэнтези, драма.
  • Дания, Италия, Германия, Франция, Норвегия, Швеция, Нидерланды, 1994.
  • Длительность: 2 сезона.
  • IMDb: 8,4.

Сериал Ларса Фон Триера, который иногда называют европейским ответом «Твин Пиксу», рассказывает о персонале нейрохирургического отделения королевского госпиталя Дании. В сюжете присутствует несколько линий, которые в итоге переплетаются самым причудливым образом. Пациентка слышит плач давно умершей девочки. Патологоанатом пытается заполучить печень пациента с саркомой. Хирург скрывает свои ошибки во время операции. Ещё в сериале есть призраки, исчезающая машина скорой помощи и многое другое, обеспечивающее сюрреалистическую составляющую.

Действительно ли для Дэвида Линча так важна музыка в фильмах?

Подход режиссёра к саундтрекам всегда очень тщателен. Ещё при работе над «Синим бархатом» он нашёл постоянного композитора — Анджело Бадаламенти, который писал музыку ко многим фильмам Линча. Наиболее известной можно назвать заглавную тему из сериала «Твин Пикс», знакомую практически каждому.

Кроме фоновой музыки и основных тем, в многих фильмах Дэвида Линча есть отдельные музыкальные вставки и живые выступления коллективов. В реальных клубах, на съёмках или в мистических местах в его картинах играют известные и не очень команды. А название фильма «Синий бархат» и вовсе отсылает к популярной старой песне Blue Velvet.

Не отстаёт от этой тенденции и новый сезон «Твин Пикса». Каждый эпизод заканчивается выступлением какой-то группы или исполнителя. Однажды там появляются даже Nine Inch Nails.

Музыка в жизни Линча ограничивается только фильмами?

Талантливый человек талантлив во всём. Дэвид Линч придумывает сценарии, снимает фильмы, рисует картины и пишет музыку. Он увлечён этим давно. Линч нередко находит малоизвестных исполнителей и помогает им в продвижении, записывая и выпуская их музыку. Так было с певицей Джули Круз, для которой он ещё и писал тексты песен. Примерно та же история произошла и с Кристой Белл, с которой Линч записал саундтрек к фильму «Внутренняя империя», позже выпустил совместный альбом This Train, а сейчас взял на роль агента Тамары Престон в новый сезон «Твин Пикса».

Кроме того, он делал ремиксы на известные композиции. А с начала XXI века Дэвид Линч стал выпускать и собственные альбомы электронной музыки. Он записывается на своей студии и даже поёт, хотя его голос чаще всего сильно искажён.

Что ещё можно узнать о режиссёре?

Долгое время Дэвид Линч был достаточно замкнутым и стеснительным и давал мало интервью, но позже стал весьма неплохим оратором. По словам самого режиссёра, ему помогает трансцендентальная медитация. Он много путешествовал по миру, рассказывая о медитации, и даже выпустил книгу «Поймать большую рыбу».

А если хочется подробнее узнать о детстве и начале карьеры режиссёра, можно посмотреть документальный фильм «Жизнь в искусстве», в котором он сам рассказывает о своей жизни.


  • кино
  • дэвид линч

1. Ничего не бояться

Определенная бытовая смелость нужна при встрече с линчевскими чудаками и монстрами. В черно-белом полнометражном дебюте «Голова-ластик» (1977) пара гротескных любовников производит на свет шестимесячного мутанта — буквально схожую с головастиком неведому зверушку. Протагонист «Человека-слона» (1980) — реальный персонаж Джозеф Меррик (1862−1890), описанный современниками как «самый отвратительный представитель человеческого рода». В «Синем бархате» (1986) и «Диком сердцем» (1990) герои попадают практически в сказочное зазеркалье, населенное опасными психопатами — чего стоит один только маньяк Фрэнк Бут, садист и кислородный наркоман. Жанр «Шоссе в никуда» (1996) и «Малхолланд Драйв» (2001) легко определить как «сюрреалистический триллер» — тоже зрелище не для слабонервных. Но за линчевскими безобразиями прячутся вечные ценности и красота. «Я взялся за историю Человека-слона, — объяснял режиссер, — потому что он, будучи монстром снаружи, внутри оставался нормальным, более того, прекрасным человеком, в которого легко можно влюбиться. Меня привлекают искаженные человеческие состояния. Всматриваясь в них, можно увидеть истину». Линч в чём-то похож на героя «Твин Пикс», агента ФБР Дэйла Купера, выцарапывающего улики из-под ногтей мертвой Лоры Палмер. Он также, не щадя чувствительного зрителя, препарирует реальность, уверенный в том, что «каждый человек — детектив, желающий знать, что происходит». А все границы, разделяющие вещи на уродливые и прекрасные, вкус — на плохой и хороший, изображение физиологии — на допустимое и нет, существуют только в нашей голове. Не нужно бояться нарушить их.

2. Ничего не стесняться

Как сам Дэвид, без смущения транслирующий на экран причудливые и жуткие сны. Многие остерегаются выпускать своих тараканов на свободу — но не Линч. И зрители отвечают ему взаимностью. Так, одна из фанаток однажды прислала в подарок собственную матку: плавающий в формалине орган украсил кабинет Линча. Он и в повседневной жизни также непосредственен, как в кино: коллекционер использованной жвачки — потому что она напоминает головной мозг — и собиратель мертвых мух: «Нет, я не странный. Есть же люди, которые коллекционируют чучела птиц. Мухи — как птицы, только меньше».


3. Избегать шаблонов

«Твин Пикс» подарил миру фразу «Совы не то, чем они кажутся». На первый взгляд абсурдное заявление нелепого Великана стало крылатой фразой — ключом к окружающему нас миру, постоянно подкидывающему головоломки и никогда не оправдывающему ожиданий. Не надо строить схемы заранее — всё, что произойдет на самом деле, окажется даже интереснее, чем можно было предположить. Поэтому Линч любит снимать пилоты для телевидения: «Пилотный выпуск сериала заканчивается открытым финалом. Это очень красиво — как тело без головы». Кстати, глубокое заблуждение считать Линча исключительно певцом зла. Каким потрясением на грани с разочарованием для многих стала его «Простая история» (1999), одиссея фермера, ради встречи с братом проезжающего через несколько штатов на газонокосилке — всё потому, что в этом фильме хорошее соперничало с лучшим, и мир состоял исключительно из добрых людей. Но — чего не сумели заметить противники фильма — оставался всё таким же диковинным и непредсказуемым. Да и свет с тьмой невозможны друг без друга, и внеэкранное продолжение «Простой истории» — лишнее тому подтверждение. 80-летний актер Ричард Фарнсуорт, номинированный за роль у Линча на премию «Оскар», застрелился через год после премьеры фильма: долгие годы Фарнсуорт страдал раковым заболеванием. Боль, которую он мужественно переносил во время съемок «Простой истории», стала нестерпимой.

4. Верить в потустороннее

Упертым рационалистам к Линчу сложно привыкнуть. Можно, конечно, трактовать его работы с психоаналитических позиций — это, безусловно, работает, но и серьезно обедняет. В детстве Линч дружил с индейцем, который однажды показал ему звериную нору и заявил, что это — вход в другой мир. С тех пор Линч старательно воспринимает потусторонние сигналы, переводя их на более-менее доступный язык визуальных образов. Самый простой пример — отрезанное ухо в «Синем бархате», туннель из уютного пригорода в садо-мазохистскую чертовщину. «По дороге домой я думал об ухе посреди поля, — рассказывал Линч. — Почему ухо, а не палец, например? Потому что ухо — открыто, широко, приглашает в него заглянуть и ведет в глубину».

5. Изучить биографию режиссера

«Мое детство было прекрасным. Не ищите объяснения ужасам фильмов на поверхности, они приходят из невидимого, из сути вещей. Я не знаю, откуда», — говорил когда-то Линч. Однако многие фантазмы его картин («девушки и смерть», «гости из другого мира», «города снов») имеют реальную подоплеку. В Филадельфии он вместе с первой женой Пегги Ленц снимал квартиру в самом дешевом районе — с моргом напротив окна, с небом, которое время от времени заволакивал дым из трубы крематория. Квартира пропиталась приторным запахом тления. Растянутые во дворе прозекторской мешки для трупов напоминали улыбку. Новорожденная дочь Дженнифер появилась на свет с деформированными ногами (став взрослой, Дженни поставит фильм «Элена в ящике», где героиня Шерилин Фенн лишится ног вообще). Привязанность к первенцу, вкупе с отвращением к его непрекращающемуся ору превратятся несколько лет спустя в «Голову-ластик», герою которого (его играет Джек Нэнс) Линч придаст портретное сходство с самим собой.


6. Заниматься медитацией

Линч занимается трансцендентальной медитацией по системе Махариши Махеш Йоги с конца 1970-х по сей день. И не просто занимается, но активно проповедует её как терапию травматических стрессов. В последние 17 лет он практически не снимал кино (только «Малхолланд Драйв» 2002-го, выросший из сериального пилота, сделанного еще в 1990-е, да «Внутренняя империя»), зато объездил весь свет (включая Россию) с лекциями, пропагандирующими технику погружения в собственное сознание. Если овладеть ею, всё остальное, включая самые запутанные фильмы, покажется пустяком.

7. Быть внимательным

После завершения телетрансляции «Твин Пикса» 1990-х самые рассерженные зрители напялили футболки с надписью I Want To Kill David Lynch — из-за немыслимого, нарушающего все законы драматургии финала. «Малхолланд Драйв» озадачивал еще сильнее: сюрреалистический коллаж из образов и персон, миллионы тайн и терзаний, десятки гротескных фигур — от карикатурных продюсеров до мохнатых чудовищ в подворотне. Но внимательный зритель получал все необходимые разъяснения в финале. В первой, большей, части фильма страдающая амнезией после автокатастрофы брюнетка Рита встречается с наивной провинциалкой, блондинкой Бетти, приехавшей покорять голливудские холмы. Начинающая актриса и потерявшая память девушка, судя по всему, из высшего общества, на пару ведут расследование, цель которого — установление личности Риты. В финале оказывалось, что предыдущие два часа были ни чем иным, как растянувшейся во времени грезой брюнетки, а реальное, хронологическое начало истории — тот момент, когда Рита находит труп своей бедной любовницы, покончившей жизнь самоубийством. При желании сюжет любого фильма Линча можно изложить довольно внятно.


8. Не ждать ответов на все вопросы

Просто примите как данность, что иногда их просто нет. И не спрашивайте, что, например, значит коробочка, в которую проваливается камера в «Малхолланд Драйв». Разумнее всего включить эту коробочку в сюрреалистическую традицию, восходящую к Луису Бунюэлю: прабабка линчевского бокса фигурировала в «Дневной красавице», и что таилось за ее стенками, не знает никто.

9. Слушать музыку

Саундтреки к фильмам Линча — самостоятельные произведения искусства. Речь не только об оригинальной музыке Анджело Бадаламенти (он сотрудничал с Линчем с «Синего бархата» 1986-го до «Малхоллланд Драйв» 2001-го), но и об авторских линчесвских компиляциях готовых песен. Меломанский разброс максимально велик, от сладчайших ретро-шлягеров до разрывающего барабанные перепонки индастриала. Очевидно, что I’m Deranged Дэвида Боуи и Брайана Ино помогает проникнуть в суть «Шоссе в никуда» лучше любых аналитических текстов. Полезно послушать и музыку самого Линча — кроме многочисленных коллабораций с другими артистами, он выпустил два полноценных студийных сольника, Crazy Clown Time (2011) и The Big Dream (2013).

10. Посмотреть документальный фильм «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве»

Он выходит в российский прокат уже в начале апреля. Хорошая возможность услышать рассказ о тайнах творчества от первого лица.


Суд Линча или линчевание - это бессудная казнь, убийство толпой подозреваемого в преступлении или нарушении обычаев. С юридической точки зрения такой самосуд - безусловное убийство.

В США линчевание чернокожих приобрело массовые масштабы после Гражданской войны - во второй половине XIX и начале XX века. Сегодня суд Линча распространен в странах с высоким уровнем преступности и низким доверием к полиции и судам - в Бразилии, Гватемале, ЮАР и т.п.

Синонимы к выражению «суд Линча»: самосуд, расправа, казнь, убийство.

Откуда пошло выражение «суд Линча»?

Термин пришел из английского языка - Lynch law.

Наиболее убедительная версия связывает слово «линчевать» с именем виргинского плантатора Чарльза Линча (1736-1796). Полковник Линч, участник войны за независимость США, был мировым судьей, членом сената Вирджинии.

Во время войны за независимость он судил в ускоренном порядке лоялистов - предполагаемых сторонников английского короля. Дела Линч рассматривал без участия защиты, приговаривая людей к наказанию плетьми и конфискации имущества.

На сомнительную честь называться «тем самым Линчем» позднее претендовал капитан Уильям Линч (1742-1820), который также жил в Вирджинии. Утверждалось, что Уильям Линч заключил с соседями соглашение о бессудных расправах над преступниками. Американские исследователи, однако, сомневаются в первенстве Уильяма Линча.

Ни Уильям, ни Чарльз Линч не казнили людей. Также они не преследовали чернокожих по расовому признаку.

Еще реже суды Линча связывают с именем Джемса Фицстефена Линча , мэра ирландского города Гальвэ, который в 1493 году якобы повесил своего сына за убийство «в добрый пример» для потомства. Лингвисты, однако, не верят в связь этой легендой с реальным выражением.

Еще одна версия связывает «суд Линча» с устаревшим англосаксонским глаголом linch (бичевать, избивать). Но никаких доказательств связи этого слова с позднейшим выражением не прослеживается.


Culture Club / Getty Images

Суд Линча в Америке

Выражение «суд Линча» стало популярным в США в XIX веке: чаще всего с подозреваемыми расправлялись на рабовладельческом юге и на Диком Западе.

После Гражданской войны и отмены рабства в южных штатах белые регулярно без суда казнили чернокожих - бывших рабов. Казни негров практиковал Ку-Клукс-Клан - расистское тайное общество, организованное бывшими солдатами-южанами. Нередко это делали не в наказание за реальное или мнимое преступление, а для запугивания других чернокожих.

Линчеватели продолжали бесчинствовать и в первой половине XX века. На юге США тогда действовали законы и неписаные правила, которые ущемляли права темнокожих. Жертвами судов Линча становились негры, заподозренные в преступлениях против белых (убийстве, изнасиловании, грабеже) или нарушавшие с егрегацию (разделение между белыми и цветными).


Линчевание в Сан-Франциско. 1861 год. Hulton Archive / Getty Images

Порой в суде Линча участвовали мэри, шерифы и судьи, а толпа имитировала законную процедуру - с предъявлением обвинения и оглашением «приговора». Чаще всего «суд» заканчивался повешением, реже - сожжением. Иногда подозреваемого подвергали пыткам.

Американцем называет себя белый, который даже еврея считает чернокожим, негру не подает руки; увидев негра с белой женщиной, негра револьвером гонит домой; сам безнаказанно насилует негритянских девочек, а негра, приблизившегося к белой женщине, судит судом Линча, т. е. обрывает ему руки, ноги и живого жарит на костре.

В.В. Маяковский. «Мое открытие америки»

Участники расправ не стеснялись позировать на фото рядом с телами убитых. Власти почти не вели борьбы с линчевателями, случаи их наказания были единичными.


Негры, повешенные линчевателями в Джорджии. Май 1892 года. Источник: Wikimedia

Линчеванию могли подвергнуть и белого человека, однако такие случаи были значительно реже.

Всего в США с 1882 по 1968 год зафиксировано линчевание 3446 негров и 1297 белых (источник). Большинство бессудных казней совершено до 1930-х годов. Затем федеральное правительство США начало борьбу с линчеванием. После Второй мировой войны, а также после отмены дискриминационных законов практика судов Линча сошла на нет.

Последний случай линчевания чернокожего, как считается, был зафиксирован в 1981 году в городе Мобил в Алабаме. Тогда два члена Ку-Клукс-Клана похитили и повесили темнокожего Майкла Дональда. Оба преступника были арестованы: один умер в тюрьме, другой был казнен.

Что может быть интереснее, чем темная сторона реальности? Американский кинорежиссер Дэвид Линч (David Lynch) по праву может считаться одним из самых опытных проводников по этой таинственной и притягательной области, волновавшей сердца романтиков и символистов, психоаналитиков и сюрреалистов.

В сумрачных лабиринтах внутреннего и внешнего зла легко потеряться, и он прекрасно знает об этом и обыгрывает это в своих магнетических произведениях.




Провинциальная Америка, этот мир ухоженных домиков и лужаек за аккуратно выкрашенными заборами, с юного возраста глубоко отложилась в сознании Линча. Впоследствии она предстанет в его творчестве как лицевой стороной, выписанной с наблюдательностью человека, который вырос в ней, так и демонической изнанкой, населенной кошмарами, пришедшими опять же из детства — из той поры, когда за оболочками легко обнаруживалась потайная жизнь.

Свой творческий путь Линч начинал как художник. Некоторое время он ходил в Бостонскую школу при Музее искусств, но довольно быстро бросил ее и отправился в Европу, чтобы учиться у Оскара Кокошки. Из этой затеи ничего не вышло. Молодой художник вернулся на родину значительно раньше, чем планировал, и поступил в Пенсильванскую академию искусств.

Именно там он, уловив однажды иллюзорное движение на одной из картин, заинтересовался динамическими формами искусства, что и вдохновило его на первый кинематографический опыт. Короткометражка, которую сделал тогда Линч, называлась «Шестерых тошнит» (Six Men Getting Sick) и уже содержала в себе зачатки тех абсурдистских мотивов, которые будут так важны для будущего режиссера.



Фильм представлял собой схематичное анимированное изображение шести человеческих организмов, внутри которых происходили физиологические процессы, приводившие в конечном счете к акту рвоты. Все это сопровождалось диким воем сирены. Пленка с фильмом при помощи хитроумного устройства, собранного Линчем собственноручно из конструктора, закольцовывалась и проецировалась на экран со скульптурным рельефом.

Один из обеспеченных соучеников Дэвида, придя в восторг от этой оригинальной, почти дадаистской инсталляции, попросил его сделать ему нечто в этом же духе и выделил тысячу долларов. Намучившись с купленной на часть этих денег неисправной кинокамерой, Линч в конце концов снял короткометражку «Алфавит» (The Alphabet) — сюрреалистический кошмар на тему школьного обучения, с которым автор всегда был не в ладах. В фильме ряды нарисованных и вырезанных букв под монотонно звучащую детскую песенку про алфавит отравляют маленькую девочку.



Спустя некоторое время Линч узнал, что Американский киноинститут объявляет конкурс для молодых кинематографистов на получение гранта на съемки фильма. От соискателей требовалось прислать заявку с приложенными к ней предыдущей работой и новым сценарием. Совершенно неожиданно для самого Линча его «Алфавит» и несколько страниц разнородных набросков привлекли внимание устроителей конкурса, и ему было выделено пять тысяч долларов.

Позже, когда в ходе работы деньги закончились, Линч продемонстрировал отснятый материал и получил дополнительную сумму на то, чтобы завершить картину. Фильм получил название «Бабушка» (The Grandmother) и стал гротескным отзвуком атмосферы мрачного криминогенного района Филадельфии, где режиссер жил тогда с женой. Здесь уже был сюжет, правда, весьма странный: третируемый родителями мальчик выращивает себе из таинственного зерна бабушку. В фильме присутствовали элементы анимации, с мрачной иронией изображавшие почти растительную природную сущность персонажей. Также здесь было представлено немало интересных решений в области света, цвета и звука, многие из которых явились следствием ограниченности технического обеспечения.

Следующей работой Линча стала «Голова-ластик» (Eraserhead), фильм, снятый при поддержке Центра углубленного изучения кино. Съемки продолжались пять лет, и проект осуществился исключительно благодаря феноменальному энтузиазму Линча и его ближайших соратников.



Этот фильм рисует картину тесной и сумрачной индустриальной вселенной, в которой движутся смутные тени, при ближайшем рассмотрении оказывающиеся маленькими людьми, среди которых – главный герой по имени Генри. На них на всех и на мир, в котором они живут, действуют непонятные земные и космические силы. Одно из проявлений этих сил — странное слизистое существо, ребенок-мутант, рождающийся у девушки главного героя. Ухаживая за ребенком, Генри погружается в пучину абсурда и призрачных видений. Единственным маяком ему служит лучезарная Женщина Из Радиатора, которая поет песню о том, что «на небе все хорошо».

Потребуется время, чтобы фильм вошел в золотой фонд классики киносюрреализма, однако уже тогда он вызвал восхищение ряда деятелей искусства, в частности, режиссера Стэнли Кубрика. Кроме того, оригинальность авторского видения и стиля заинтересовали представителей кинобизнеса. «Голова-ластик» открыла Линчу двери в большое кино.

Знакомые с детства образы

  • 13 апреля 2017
  • 11564
  • 0



в кино вышел документальный фильм «Дэвид Линч: Жизнь в искусстве», в котором знаменитый на весь мир американский режиссёр предстаёт в не самом привычном амплуа — молодого художника. Из 90 минут монолога мы узнаём о его семье и счастливом детстве и том, как он открыл для себя рисование. О Линче как режиссёре мы слышим только в самом конце — он восторженно делится впечатлениями о работе над своим первым полнометражным фильмом «Голова-ластик», который он снимал ещё будучи студентом киношколы. Рассказываем о повторяющихся мотивах в кинотворчестве Дэвида Линча, часть из которых прослеживаются и в его картинах.



Красные шторы

Первое, что приходит в голову, когда речь заходит о Линче. Тяжёлые красные шторы — повторяющийся символ в работах режиссёра — впервые появились в фильме «Синий бархат».

Линча всегда восхищал момент перед началом киносеанса: ты усаживаешься в кресло, гаснет свет, занавес медленно открывается — на несколько мгновений зритель застывает в предвкушении параллельной реальности.

Бархатные шторы отделяют материальный мир от мира фантазий. В «Твин Пиксе» Красная комната, завешенная алой тканью, — место, где духи останавливались на пути к совершенству. Своего рода чистилище, разделяющее два измерения, где может произойти всё что угодно, а время ведёт себя непредсказуемо.


Поющие женщины

Красные шторы появляются у Линча не только как намёк на что-то мистическое, но и в качестве декоративного элемента — в эпизодах с поющей женщиной. Сам Линч не объясняет, чем его так завораживает

этот образ, но продолжает использовать его из раза в раз. В «Голове-ластике» девушка пела внутри батареи отопления; в «Синем бархате» на сцену, освещённую красно-синими огнями, выходила Изабелла Росселлини. В «Твин Пиксе» появлялась певица Джули Круз — давняя подруга Линча, которая исполнила заглавную песню сериала «Falling». А в «Маллхоланд драйв» Наоми Уоттс и Лаура Херринг на пару плачут, слушая выступление Ребеки Дель Рио.



Дым и огонь

В большинстве ранних фильмов Линч использовал дым как символ безвестности, тьмы и путаницы. Генри Спенсер практически теряется в облаке дыма, которое окутывает его в «Голове-ластике». Неприятное грязное облако следует за Джоном Мерриком по пятам

его несчастной судьбы в «Человеке-слоне». С каждым новым фильмом дым эволюционировал и обрастал все большим количеством коннотаций. Позднее в «Диких сердцем» главные герои подчёркивают, как важно для них курение, даже несмотря на то, что оно погубило их родителей. Дым преподносится как символ самоуничтожения и темноты, разъедающих человека изнутри.

«Играть с огнём» режиссёр начал ещё в «Человеке-слоне». Иногда это символ гнева и враждебности, который ассоциируется с отрицательными героями или абьюзерами — Байтс в «Человеке-слоне», Фрэнк в «Синем бархате» и Мариэтта в «Диких сердцем». В других работах огонь связан со сверхъестественным. Духи в лесу Твин Пикса часто говорили: «В темноте будущего прошлое волшебник жаждет увидеть. Один выкрикивает между двумя мирами “Огонь, иди со мной„». Здесь огонь словно создаёт портал между мирами. В последней серии злой дух Боб забирает душу Уиндома Эрла — она выходит из основания его черепа и исчезает в потоке огня.



В фильме «Твин Пикс: Сквозь огонь» буквы и цифры «IS 432» появляются на автомобильном номере. Это отсылка к тексту пророка Исаии 43:2, где говорится:

Будешь ли переходить через воды,

Они не потопят тебя;

Пойдёшь ли через огонь,

И пламя не опалит тебя.

Кроме того, персонаж Таинственного Человека в «Шоссе в никуда» живёт в пылающей хижине на забытом шоссе. И хотя о его происхождении ничего не ясно, он действительно похож на духа или демона.



Авторы по алфавиту:

16 августа 2020 г.

15 августа 2020 г.

13 августа 2020 г.

6 августа 2020 г.

4 августа 2020 г.

Сайт защищен технологией reCAPTCHA используемой в соответствии с Политикой конфиденциальности и Условиями использования корпорации Google.

Хиты продаж




Все книги автора

  • Электронные и aудиокниги

Похожие авторы

    • О компании
    • Контакты
    • Служба поддержки
    • Возврат
    • © ООО «ЛитРес»
    • Активировать купон
    • Публичная оферта
    • Политика обработки
      персональных данных
    • Согласие на получение рассылки
  • Сотрудничество
    • Издательствам
    • Авторам
    • Библиотекам
    • Партнёрам
    • Вебмастерам
  • Что почитать?
    • Бестселлеры
    • Скоро в продаже
    • Популярные авторы
    • Интервью с авторами
    • ЛитРес: Истории