Суп надо проверять согласную

Ответ или решение 1


Проверять не нужно слова, на конце которых стоят непарные согласные: пар, день, лен, соль,дом, бор, сон, рубль, дар, май.

Остальные слова содержат парную согласную на конце слова, требующую проверки:

Суп - супы (проверочное слово для согласной "п").

Хлеб - хлеба (проверочное слово для согласной "б").

Шарф - шарфы (проверочное слово для согласной "ф").

Лес - леса (проверочное слово для согласной "а").

Дуб - дубы (проверочное слово для согласной "б").

Зуб - зубы (проверочное слово для согласной "б").

Шкаф - шкафы (проверочное слово для согласной "ф").


Боковая колонка


Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

Книжная полка


Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.


Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Ответы к стр. 52 – 55

1. Прочитай. Выдели в словах каждой группы корень слова.

ду б / — дуб/ы — ду б /ки — дуб/овый
су п / — суп/ы — су п /чик — суп/овóй

• В каких словах выделенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки, надо проверять? Подчеркни эти буквы.

• Подчеркни проверочные слова для слов с подчёркнутыми орфограммами.

2. Прочитай. Выпиши пары слов по данным признакам:

Морж — моржи́, берёза — берёзка, шубка — шуба, шарф — шáрфы, морковь — морковный, клюв — клю́вы, круг — круги́, дубы́ — дубки́.

формы одного слова однокоренные слова

х х
мор ж — моржи́ берёза — берё з ка
х х
шар ф — шáрфы шу б ка — шуба
х х
клю в — клю́вы морко в ь — морковный
х х
кру г — круги́ дубы́ — ду б ки́.

• Подчеркни в корне проверяемых слов букву парного согласного, написание которой надо проверять.

• Найди в каждой паре слов проверочное, поставь над ним знак х .

3 ∗ . Прочитай. Укажи цифрами последовательность действий при обозначении буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова.

[3] Подбираю проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово так, чтобы парный по глухости-звонкости согласный стоял перед гласным или перед звонким согласным [н].

[4] Пишу в проверяемом слове ту же букву, которой обозначается парный согласный звук в проверочном слове.

[2] Определяю, что в корне на конце слова или перед согласным есть парный по глухости-звонкости согласный звук.

[1] Читаю слово и выясняю его лексическое значение.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Если встретится хоть ра з
На д о роге дикобра з ,
По к о лючкам сразу
Узнаешь дикобрáза .

• Подчеркни слово, которое будет проверочным для выделенного слова.

5 ∗ . Прочитай. Подчеркни слова из скобок, которые будут проверочными для выделенной орфограммы.

Сказка ( сказочка , сказочник , присказка).
Сладкий ( слáденький , слáдко, слáдость ).
Крепкий (крéпко, скрéпка, креп и́ ть , закреп и́ ть ).
Лёгкий ( лёгонький , лёгкость, легкó, легóнько ).

• Укажи количество звуков [к] в данном предложении: 4 . Подчеркни буквы, которыми обозначен этот звук.

6 ∗ . Прочитай. Запиши, заменяя в каждом слове выделенный звук буквой или буквами.

бро[ф’] бро вь штра[ф] штра ф
фла[к] фла г уро[к] уро к
ёр[ш] ёр ш ё[ш] ё ж
ука[с]ка ука з ка кра[с]ка кра с ка
кро[т] кро т наро[т] наро д
кно[п]ка кно п ка ры[п]ка ры б ка

• Выпиши любые два записанных слова, а рядом с каждым словом запиши проверочное.

флаг — флаги, народ — народы

7. Выпиши из орфографического словаря учебника (часть 2, с. 134—135) любые четыре слова с парным согласным на конце слова. Рядом с каждым словом запиши проверочное.

город — города, рисунок — рисунки, обед — обедать, ученик — ученики

8. Рассмотри рисунки. Запиши название каждого предмета. Подчеркни в словах изученные орфограммы.

утю г ча ш ка ло ж ка ю б ка

• Составь и запиши предложение с любым словом.

Мама держала в руках красивую чашку.

9 ∗ . Прочитай. Расположи предложения так, чтобы получился текст. Укажи цифрами (1, 2, 3, 4) последовательность предложений в тексте.

Гололёд

[2] Ночью грянул мороз.
[1] Днём была оттепель, и снег на земле стал рыхлым.
[4] Птицам не достать из-под неё пищу.
[3] На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

• Подготовься объяснить написание выделенных в словах букв.

мороз — морозный, снег — снега, крепкая — крепенький

• Выпиши из составленного текста предложение, которое будет ответом на вопрос: “Почему птицам нельзя было достать пищу?”

На снегу образовалась крепкая ледяная корка.

10 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь текст. Запиши заголовок перед текстом.

Зимний день

Хоро ш зимний д е нёк. На з е мле лежит мя г кий сне г . Летят лё г кие снеж и нки. На катке гла д кий лё д . Мальчикам вес е ло. Быстр о скол ь зят к о ньки по л ь ду. Дев о чки идут по доро ж ке к берё з ке. На ветках с и дели синички. Дети полож и ли в корму ш ку хле б и пш е но. Птицы были рады.

• Подчеркни слова, написание которых вызвало у тебя затруднение.

Отметьте в этом стихотворении:

  • все слова, где встречается звук [й];
  • все слова с проверяемой согласной на конце слова;
  • все слова, в которых все согласные — глухие;
  • все слова, в которых все согласные — твёрдые;
  • все слова, в которых звуков больше, чем букв;
  • два слова, которые являются проверочными для двух других слов из текста.

  • Слова, где встречается звук [й]: ёж, ёлки, скорей, домой, грибной. Подробнее тут.
  • Слова с проверяемой согласной на конце слова: еж, гриб, понёс, суп.
  • Слова, в которых все согласные глухие: суп.
  • Слова, в которых все согласные твердые: нашёл, на, наколол, дома, суп.
  • Слова, в которых звуков больше чем букв: ёж, ёлки.
  • Два слова, которые являются проверочными для двух других слов из текста: дома, грибной.

Для объяснения выбранных выше ответов, приведем фонетических разбор слов из стихотворения.

Фонетический разбор слов

В слове ёж тоже все согласные твёрдые. И почему грибной является проверочным словом? Для какой буквы?

В слове «ёж», буква «ё» распадается на 2 звука: [й] — мягкий согласный (!) и [о]. Поэтому в слове «ёж» не все согласные твердые.

Слово « грибной » является проверочным к парному согласному «б», в слове «гриб». Вспоминаем.

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

В слове «грибной» после парного согласного «б» — стоит сонорный «н», соответственно оно является проверочным словом к слову «гриб».

Употребление первых блюд — это наука, которой необходимо владеть, чтобы не опозориться на деловой встрече или званом обеде. Знание того, как правильно есть суп по этикету ложкой в зависимости от его вида, позволит вести себя уверенно за столом.


История блюда

Суп в современном понимании возник около 4-5 столетий назад, когда человек научился создавать прочную посуду и столовые приборы. В Южной Европе блюдо появилось в XV-XVI вв., а массовую популярность суп приобрел в XVII-XVIII вв. Но рецепты приготовления зародились гораздо раньше.

В русской кухне изначально присутствовали жидкие блюда — похлебки. Понятие «суп» возникло в период правления Петра I и долгое время было применимо к чужеземным жидким блюдам. Позднее появились и русские супы.

Наибольшее распространение в России получили:

  • щи;
  • рассольник;
  • солянка;
  • уха;
  • куриная лапша;
  • борщ;
  • окрошка.

Сегодня известно около 150 видов супов, которые имеют множество разновидностей и вариаций. По версии Вильяма Васильевича Похлебкина, российского историка, исследователя и популяризатора кулинарии, существует 18 видов ухи и 24 типа щей.

Первое блюдо принято подавать не только на семейных обедах, но и на торжествах.

Нормы поведения за столом

Столовый этикет обязывает:

  1. Держать осанку и не наклоняться близко к тарелке.
  2. Не тянуться к ложке корпусом или губами. Ее следует аккуратно поднести по рту.
  3. Не дуть в ложку и не перешивать активно суп.
  4. Не выбирать любимые компоненты и не отодвигать ложкой те продукты, которые не нравятся. Этими действиями гость проявляет неуважение к хозяйке и портит аппетит другим участникам обеда.


Как правильно подавать

Блюдо подается в супнице с половником и разливается порционно за столом. Супницу располагают в центре стола.

Возле нее ставят подходящие закуски и добавки:

  • лаваш;
  • хлеб;
  • пирожки;
  • сметану;
  • горчицу;
  • соус и др.

В каждой посуде с соусами должна присутствовать общая ложка.

Каждый гость получает 2 тарелки (плоскую и глубокую, первую ставят под вторую) и большую ложку.

Супом наполняют 2/3 порционной посуды, чтобы было удобно есть. В процессе обеда еду можно добавлять.


Как нужно есть суп ложкой по этикету

  1. Держать ложку так, чтобы большой палец находился на ручке.
  2. Зачерпывать суп на 2/3 ложки, направляя ее от себя.
  3. Если блюдо жидкое, подносить ложку ко рту боковым краем; если густое — передним краем.
  4. Не наклонять тарелку к себе или от себя, чтобы все съесть.
  5. Не издавать хлюпающих и чавкающих звуков.
  6. Не класть ложку на стол. После окончания еды столовый прибор оставить в посуде.
  7. Закончив трапезу на официальном приеме или званом обеде, не отодвигать посуду от себя.


Виды супов, и как их есть по правилам этикета

Жидкий суп может быть прозрачным и заправочным.

Прозрачный — это бульон или рыбный, овощной, мясной отвар, в котором могут присутствовать добавки. Такая еда подается в бульонной чашке и приправляется измельченной зеленью.

Если прозрачным бульоном заливаются яйцо, гренки или мелкая лапша, то такое блюдо принято есть ложкой. Бульон, в котором отсутствуют добавки, необходимо пить из чашки. Молочные первые блюда с крупой, клецками или лапшой едят ложкой.

К заправочным супам относятся: солянка, борщ, рассольник. Для их приготовления используют крупы и овощи. К таким блюдам подается ложка.

Горячие

Температура такого блюда при подаче составляет не менее 75°C. Перед употреблением следует подождать, пока еда остынет. Блюдо подается в глубоких суповых мисках.

Заправочное блюдо разливают в глубокие тарелки. Соусы, гренки, зелень подают в отдельной посуде. Гости их добавляют по вкусу.

Щи, рассольники, борщи принято подавать с расстегаями, пирогами, пампушками. Их располагают на пирожковой посуде слева от общей посуды. Гости берут предложенные добавки по своему желанию и едят их руками.

Первые горячие блюда в горшочках подают на подставке или на мелкой посуде. Если далее следует порционная раздача, то официант должен сначала разложить гущу, а затем залить ее жидкостью.


Холодные

Холодные первые блюда из овощей принято готовить весной и летом для обогащения организма питательными веществами, спасения от жары.

При употреблении таких блюд следует учитывать правила этикета:

  1. Холодная уха подается на блюдце в бульонной чашке. Порционные кусочки вареной рыбы подают отдельно. Рыбные косточки располагают на подставке.
  2. Вместе с летними овощными супами может быть предложен пищевой лед для охлаждения блюда. Его накладывают в еду с помощью щипцов.


Буйабес (попурри)

Этот суп из морепродуктов предполагает использование разных столовых приборов:

  • суповой ложки;
  • щипцов для улиток;
  • вилки для устриц и мидий;
  • ножа.

Вместе с попурри подается посуда, в которую складывают раковины от морепродуктов.


Бульоны и пюре

Бульоны подаются в бульонных чашках. Если предусмотрено использование ложки, то чашку располагают ручкой влево. Прозрачный бульон без добавок аккуратно отпивают из чашки, как чай, если ручка повернута вправо.

Если в блюде присутствует кусок мяса, то трапезу начинают с жидкости, после чего приступают к мясу, пользуясь ножом и вилкой. При подаче бульон должен быть горячим, пюре допускается подавать в холодном виде.

Бульон или пюре, которые подаются в суповой миске, едят десертной ложкой.


Французский луковый

Сверху такое блюдо покрыто слоем сыра. Чтобы добраться до супа, следует опустить в него ложку и немного прокрутить. После того как на приборе образуется небольшой сырный ком, ложку прижимают к краю тарелки.

Еще один вариант — делают надрез на сырной корке с помощью ножа и вилки. В первую очередь съедают сыр, а затем уже наслаждаются вкусом лукового супа.


С крутонами (крекерами)

Если крутоны поданы на пирожковых блюдцах порционно, то их необходимо есть вприкуску вместо хлеба или добавить в первое блюдо по вкусу.

Подача крекеров на общем блюде предполагает, что гости будут брать их с помощью общей ложки и класть на пирожковый или подставочный прибор.

Следует учитывать размер крекеров. Если они мелкие, то их располагают на нижней тарелке и добавляют в суп по необходимости. Гренки и крупные крутоны кладут на пирожковую посуду и едят руками, как хлеб, или крошат в суп.


Суп в хлебе

Это блюдо относится к национальной кухне Чехии. В ресторанах суп едят, стараясь соскребать ложкой хлебный мякиш со стенок. Хлеб, который используется в качестве посуды, не едят. Но в семейном кругу такое блюдо допускается съедать целиком.


Как следует есть хлеб

Хлеб, который подается к супу, нельзя резать за столом и откусывать от ломтика, держа его на весу. Хлеб кладут на пирожковое блюдце, отламывают на нем небольшие кусочки и руками подносят ко рту.

Грубейшие ошибки

Следующие действия считаются грубыми нарушениями столового этикета:

  1. Набирать полную ложку.
  2. Дуть на горячий суп, чтобы его остудить.
  3. Полностью засовывать ложку в рот.
  4. Склоняться низко над посудой, тянуться корпусом к ложке.
  5. Наклонять или поднимать тарелку, чтобы доесть блюдо до конца.
  6. Чавкать, хлебать, хлюпать.
  7. Во время еды держать ложку в одной руке, а хлеб — в другой.
  8. Оставлять ложку на столе после окончания обеда.

Употреблять супы, придерживаясь правил этикета, несложно. Если на обеде предложено незнакомое блюдо, то перед его употреблением следует обратиться за помощью к официанту.


Не подчеркну конечно их тебе , но выпишу.

Дождь , приказ , обед , пирог.

( проверять их надо , потому что парные согласные , и при произношении этих слов слышится их парный звук )



Я подошла к окну.За окном было тихо.Как на экране ,кружились снежинки.Казалось,что снежинки танцуют.Танец снежинок был медленным.Ну вот подул ветер,и снежинки закружились еще быстрее.
Жалко что танец снежинок быстро кончился .Но зато вместо кружащих снежинок в воздухе на земле появился белый пушистый ковер.А сзади,охраняя тишину,темнели деревья.А уже утром снег казался сиренивым, и иний на березках был таким же цветом.Я не удивилась ,бы если бы из-за снегов выплыл в небо солничный шар.А как красив одинокий лес.Обрядила зимушка сосны и ели в тяжолые и снеговые шубы,до самых бровей нахлобучила белоснежный шапочки,пуховые варежки на ветки налипила.


цветок - аленький цветочек

золотая рыбка - сказка о золотой рыбке

золотое яйцо - курочка ряба

иголка - спящая красавица (укололась иголкой)

сапоги скороходы - мальчик с пальчик

зеркало - сказка о мертвой царевне и семи богатырях


Эпиграф оформляется на правой стороне листа без кавычек. Фамилия и инициалы автора в скобки не заключаются, точка после них не ставится.

Фев 17


Упражнение 29, с. 18

29. Прочитайте.

су п - зу б кру г - зву к
го д - ро т рука в - шка ф

гара ж - шала ш
моро з - вопро с
изморо з ь - изморо с ь

  • Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.

Cуп - зуб[п], год - рот [т], круг - звук [к], рукав - шкаф [ф], гараж - шалаш [ш], мороз - вопрос [с], изморозь - изморось [с’].

  • Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов?

Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова на слух определить нельзя, его надо проверять.

Суп (супы), зуб (зуб), круг (круги), звук (звуки), год (года), рот (ротик), рукав (рукава), шкаф (шкафы), гараж (гаражи), шалаш (шалаши), мороз (морозы), вопрос (вопросы), изморозь (морóзить), изморось (мороси́т).

руб[л], шка[ф], да[р], ма[й].



хлеба-хлеб, супы-суп, шарфы-шарф, дубы-дуб, зубы-зуб, шкафы-шкаф

Другие вопросы из категории

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

В словах небесами ,лежит, чернеет,зеленеет блестит нужно объяснить написание этих слов?

су[п], хле[п], па[р], де[н], шар[ф], ле[с], ле[н], со[л], до[м], ду[п],
бо[р], со[н], зу[п], руб[л], шка[ф], да[р], ма[й].
Выпиши слова с орфограмамми. Пиши сначала проверочные слова.

суп,хлеб,пар,день,шарф,лес,лень,соль,дом,дуб,бор,сон,зуб,рубль ,шкаф,дар,майь. 2)запиши слова.а потом проверяемое слова. торт,труд,гриб,суп,нош,карандаш,утюг,знак,мороз,нос,шкаф,рукав,пруд.

слова,рядом напиши проверочные,обозначь орфограмму.Найди и выпиши слово с жи.ПОЖАЛУЙСТА

(ребенка за руку), увядший (цветок), увязший ( в сугробе), изморось (за окном), изморозь ( на ветках деревьев). Из слов, данных в скобках, выпиши слова с орфограммой-проверяемой согласной в корне.

ом проверочные слова. 2.Выпиши слова с непроизносимыми согласными.рядом проверочные слова.

29. Прочитайте.

суп — зуб
круг — звук
год — рот
рукав — шкаф
гараж — шалаш
мороз — вопрос
изморозь — изморось

  • Какой звук обозначен выделенными буквами в каждой паре слов? Произнесите.
  • Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова? А какое слово будет проверочным для каждого из данных слов?
  • Спишите пары слов. Подчеркните буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов.

30. Прочитайте. Докажите, что слова в каждой группе - родственные (однокоренные).


  • Спишите. Произнесите звук, который обозначает каждая выделенная буква. Укажите эти звуки над словами в квадратных скобках.
  • Когда звучание парного по глухости-звонкости согласного звука в слове не совпадает с его обозначением буквой?
  • Выделите в словах корень. Подчеркните те выделенные буквы, написание которых надо проверять.

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

31. Прочитайте. В какой строке записаны формы одного и того же слова, а в какой - родственные (однокоренные) слова?

  1. Берёза, (много) берёз, (к) берёзам, (у) берёзы.
  2. Берёза, берёзка, берёзонька, березняк.
  • Произнесите звук, обозначенный в каждом слове выделенной буквой.
  • В каких словах звучание парного согласного не совпадает с его обозначением буквой, а в каких - совпадает: перед гласным звуком? перед непарным звонким согласным звуком [н]? перед другим парным согласным? на конце слова?
  • Одинаковой ли буквой обозначается парный по глухости-звонкости согласный звук в корне одноко-ренных слов и форм одного и того же слова?
  • Спишите только те слова, в которых написание выделенной буквы надо проверять.

32. Прочитайте.

Береги нос в большой мороз.
Снег глубок — год хорош.
Зимой шубка не шутка.

  • Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
  • Запишите любую пословицу по памяти.
  • Проверяемое слово - это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным согласным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.

    33. Прочитайте. В каких словах написание выделенных букв надо проверять? Найдите для каждого проверяемого слова проверочное.

    Ниточка, сказка, морковь, рыбка, морковный, рыбы, лодочка, ноготь, сказочка, ногти, нитка, лодка.

    • Запишите по образцу сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
    • Подчеркните в корнях однокоренных слов одинаковые буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

    Образец. Морковный — морковь.

    морко́вь

    34. Рассмотрите рисунки. Произнесите слова-назва ния предметов.


    • Запишите эти слова, пропуская в них букву, обозначающую парный по глухости-звон кости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным.
    • Объясните, как подобрать проверочное слово для каждого из данных слов. Впишите в слова пропущенные буквы.

    35. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости-звонкости согласный звук.


    , луга — . пауки — . поезда — . торты — . стрижи — . острова — . дубы — . снопы — . шарфы — . голоса — . арбузы — . .

    • Запишите пары слов. Соедините дугой букву, обозначающую парный согласный звук на конце слова, и эту же букву в проверочном слове.

    36. Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв и значения выделенных слов.

    Поб..жала к..за в огоро.
    Ей навстреч.. попался наро.. .
    Как не стыдно тебе, егоза?
    И к..за опустила гл..за.
    А когда разошёлся наро.
    Поб..жала опять в огоро.. .
    (Н. Рубцов)

  • Придумайте к стихотворению заголовок. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • наро́д

    37. Прочитайте. Устно составьте с каждым словом предложение.

    Луг — лук, плод — плот, пруд — прут.

    • Какие звуки обозначаются выделенными буквами? Подберите к каждому слову проверочное.

    38. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. Запишите два предложения.

    1. Морж, на, себе, добывает, дне, пищу, морском.
    2. Леопард, на, хранит, часто, ветвях, добычу, деревьев.
    3. Утконос, под, пищу, водой, находит.
    4. Жираф, листья, ветвей, с, срывает, дерева, с, языка, длинного, помощью, и, губы, верхней.
    • Кого так называют: жираф, утконос, леопард, морж? Почему утконоса так назвали?
    • Объясните написание выделенных букв.
    • Подчеркните в любом предложении главные члены.

    39. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце стоял парный по глухости-звонкости согласный звук.


    1. , хороший — . молодой — . слабый . свежий . строгий — . ленивый — . грубый — . .

    2. , принесёт — . замёрзнет — . стерегла — . .
    • Запишите пары слов. Соедините дугой одинаковые буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки в проверяемом и проверочном словах.

    40. Прочитайте. Спишите.

    1. Осенью то мороз, то дождь, то вдруг снег, как зимой, то опять тепло. 2. Осенний мороз не выдавит слёз, а зимние морозы — из глаз слёзы.

    • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
    • Найдите в предложениях синоним к слову неожиданно.

    вдру́г

    41.. Прочитайте.

    Русский (н..роды), красный (к..р..ндаши), тракторный (з..воды), ученическая (т..тради), бурый (м..дведи), древний (гор..да), второй (кла..ы), немецкий (..зыки), сильный (м..розы).

    • Спишите, изменяя формы слов из скобок и вставляя пропущенные буквы.
    • В чём различие в значениях слова завод в данных сочетаниях слов?

    Тракторный завод, завод у часов.

    42. Прочитайте потешку.

    Вот вори(ж, ш)ка нажал на задви(ж, ш)ку,
    Вот Полкан зарычал на вори(ж, ш)ку
    И немедленно в бу(д, т)ке исче(з, с),
    Чтоб вори(ж, ш)ка в неё не зале(з, с).
    (В. Орлов)

  • Спишите, выбирая нужную букву из скобок. Объясните свой выбор.
  • 43. Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы в нём парный по глухости-звонкости согласный звук оказался перед согласным звуком.

    Сладок — сладкий, низок — . крепок — . ловок — . робок — . мягок — . дерзок — . редок — . меток — . .

    • Запишите пары слов. Подчеркните в корнях слов орфограммы, написание которых надо проверять.

    44. Прочитайте. Назовите сказки.

    1. Вот и книжка воротилась, воротилася тетрадь. 2. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки, а сапожки не простые — в них застёжки золотые. 3. Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.

    (К. Чуковский)

    • Выпишите слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед другим согласным. Подчеркните буквы, обозначающие эти согласные звуки.
    • Устно подберите к каждому записанному слову проверочное по образцу.

    Образец. Книжка — книжечка.

    сапо́г

    45. Прочитайте. Объясните, как вы будете выбирать букву для каждого слова.


    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    46. Прочитайте. Спишите, изменяя форму каждого слова из скобок.

    Много мест, . (гнёзда, коровы, рыбы, косы, шубы, шляпы, сапоги, крыши, лыжи).

    • Докажите, что вы верно выполнили задание.

    47. Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.

    1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) — всему голова.

    • Спишите, выбирая нужную букву из скобок.
    • Прочитайте первую пословицу. Определите её тему. Придумайте рассказ, который можно было бы озаглавить этой пословицей.

    48. Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?

    герб — гербы
    часы — час
    плод — плоды
    стриж — стрижи
    мороз — морозы
    карандаш — карандаши

  • Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
  • Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?
  • 49. Прочитайте.

    Волшебная ска..ка, много берё. вкусный йогур. сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе. тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и апельсино.. .

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
    • Докажите, что слова с пропущенными буквами вы написали правильно.

    50. Прочитайте.

    Был сильный мороз. На льду речки у проруби весело пела птичка. Это водяной воробей — оляпка. Вот оляпка нырнула в прорубь. Она искала пищу. На дне под камушком оляпка нашла водяного жучка. Через минуту птичка выскочила на лёд и запела весёлую песенку. Оляпке не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира.


    • Найдите в тексте слова с изученными орфограммами. Объясните их написание.
    • Определите тему текста. Озаглавьте текст. Напишите заголовок и ответы на вопросы к тексту:
      1. Когда и где пела птичка?
      2. Как называется птичка?
      3. Куда нырнула оляпка?
      4. Что она там делала?
      5. Почему оляпке зимой не холодно?

    Проверь себя

    1. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Мороз. Снег укрыл дорожки и тропинки. Пушистые шубки на берёзках и осинках. Пруд давно замёрз. Там ребята катаются на коньках. Мальчики построили ледяную горку. Быстро летят с горы салазки! Девочки слепили снеговика. Глазки сделали из льдинок. Рот и нос — из морковки. В руках метла. Как весело зимой!

    • Подготовьтесь писать текст под диктовку (см. Памятку 2).
    • В каком из выделенных слов все согласные звуки - парные глухие? Подчеркните это слово.
    • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Парные по глухости-звон кости согласные в корне слова». Напишите к ним проверочные слова.
    • Выпишите из текста два слова с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». Рядом напишите к каждому слову проверочное.
    • Найдите в тексте словарные слова. Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

    2. Прочитайте. Назовите слова из скобок, которые будут проверочными для данных слов.

    Свистеть (свистулька, свист, свисток, свистнуть).

    Трубка (труба, трубчатый, трубач, трубный).

    3. Сделайте письменный звуко-буквенный разбор слова зимой, (см. Памятку 1).

    Цель урока: закрепить, обобщить знания и проверить умения и навыки учащихся по теме «Парные согласные на конце слова».

    Задачи урока:

    • развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки;
    • развивать умение обосновывать выбор правописания парных согласных на конце слова
    • формировать интерес к русскому языку:
    • формировать коммуникативные умения.

    Оборудование:

    • карточки со словарными словами;
    • «веер» букв парных согласных;
    • предметные картинки с изображением животных;
    • раздаточный материал – рифмы
    • тест для проверки знаний
    • картина «Зимние забавы»
    • аудиозапись «Вместе весело шагать» (слова М. Маустовского, музыка В. Шаинского)

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Начинается урок.
    Он пойдёт нам точно впрок.
    Будем знания получать,
    Будем грамотно писать.

    II. Сообщение темы и цели урока

    -Я буду читать слова парами, а вы записывайте первые буквы слов:

    на первой строке – букву первого слова,

    на второй строке – букву второго слова.

    бочка волос горка дом жил зуб
    почка фокус корка том шил суп

    - С каких букв начинаются слова? (Вопрос задаётся после каждой пары слов).

    На доске и в тетрадях запись:

    -Прочитайте получившуюся запись.

    - Как называются звуки, которые мы на письме обозначаем этими буквами? (Парные согласные).

    - А теперь сформулируйте по этим подсказкам тему урока.

    - Чему мы будем учиться на уроке?

    III. Словарная работа

    На доске запись:

    [арт ист], [т итрат ], [раскас], [маркоф]

    - Прочитайте слова. Вспомните, как они пишутся. Запишите их.

    Самопроверка: на доске карточки со словарными словами.

    - Подчеркните орфограммы. Назовите их.

    - Почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная.

    - Разберите слово по составу.

    - Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Парная согласная на конце слова)

    - Назовите проверочные слова.

    IV. Закрепление изученного.

    1. Устный опрос.

    - Расскажите правило, как проверить парную согласную на конце слова.

    - Назовите способы проверки парной согласной. (Изменить форму слова, подобрать однокоренное слово).

    - Почему парные согласные на конце слова надо проверять? (Звонкие согласные оглушаются, возникает проблема выбора написания буквы).

    - Какие ещё согласные вы знаете? (Непарные звонкие и глухие согласные).

    - Надо ли проверять непарные согласные на конце слова? (Нет, так как непарные звонкие согласные не оглушаются).

    2. Работа по учебнику (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 2 класс).

    Упр. 245, стр. 156.

    -Ученики на уроке придумывали слова с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Вот что получилось у Вовы Колесникова.

    -Прочитайте эти слова вслух.

    -Во всех ли словах есть нужная орфограмма?

    -Прочитайте только слова с орфограммой, подберите к ним проверочные слова.

    3. Упражнение в подборе проверочных слов.

    Запись учащимися на доске и в тетрадях.

    - Подумайте, как назвать одним словом. Запишите слова в столбик, впереди - проверочное слово. Обозначьте орфограмму.

    • а) инструмент для резания (нож);
    • б) гора снега (сугроб);
    • в) самая крупная ягода (арбуз);
    • г) предмет одежды, надеваемый на шею (шарф);
    • д) участок земли, засаженный плодовыми деревьями (сад)

    4. Игра «Доскажи словечко».

    Работа с «веером» букв.

    На доске предметные картинки (ёж, лев, медведь, уж, волк, крот). Открываются после ответа учащихся.

    -Во многих названиях животных встречается парная согласная на конце слова.

    Ваша задача: досказать словечко – название животного. Показать букву на конце слова сигнальной карточкой. Назвать проверочное слово.

    Колючий как … (ёж).

    Храбрый как …(лев).

    Неуклюжий как … (медведь).

    Слепой как … (крот).

    Изворотливый как … (уж).

    Голодный как … (волк).

    5. Выборочный диктант.

    - На уроках во время диктанта вам приходится находить слова с орфограммами на слух.

    Послушайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

    а) В зимний холод каждый молод.

    б) Береги нос в сильный мороз.

    в) На языке мёд, а под языком лёд.

    - Запишите только слова с орфограммой – согласной буквой на конце слова. Обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочные слова.

    Музыкальная физкультминутка

    6. Телеграмма от Незнайки

    - Ребята, догадайтесь, о ком идёт речь в загадке.

    Он, конечно, самый главный
    Озорник-шалун забавный.
    Он в огромной синей шляпе
    Неумеха и растяпа.
    (Незнайка)

    - Как называются произведения про Незнайку? Кто автор этих произведений?

    - Я вижу, что все вы хорошие друзья Незнайки. Сегодня нам в класс прислали телеграмму от Незнайки. Прочитайте её.

    Текст написан на доске.

    Иди прямо через зелёный лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются.

    - Почему текст вызвал у вас недоумение?

    - Найдите и исправьте ошибки. Обоснуйте свой ответ.

    7. Творческая работа.

    Работа в парах. (У каждой пары по одному двустишию).

    - Свойство оглушения согласных на конце слова используют поэты для создания рифм в стихах. Однажды Незнайка пытался сочинять стихи, но у него ничего не получилось. А хотелось бы вам на мгновение превратиться в поэтов и проверить свои способности?

    - Задание: вставьте буквы и подберите слова в рифму.

    №1. Папа нам купил …
    Замечательный на вку_

    №2. Лаял наш пёс и на скрип, и на …,
    Хлеба не брал у прохожих из ру_

    №3. Я не буду кушать су_,
    Потому что болит …

    №4. По весне начнёт реветь,
    Чуть проснувшийся …

    №5. - Под корягой не найдёшь!-
    Рыбаку пробулькал …

    №6. Кто мяукал во весь …
    Наш пушистый, добрый ко_

    №7. Целый килограмм конфе_
    Съела Нюрка на …

    -Прочитайте получившиеся двустишия. Докажите правильность написания орфограммы – согласной на конце слова.

    8. Тест.

    Вариант №1 Вариант №2
    1. Произношение какого согласного 1. Произношение какого согласного
    может расходиться с его может расходиться с его
    обозначением на письме обозначением на письме
    1) з 1) р
    2) м 2) г
    3) н 3) л
    2. Прочитайте однокоренные слова. 2. Прочитайте однокоренные слова.
    Укажите слово, в корне которого Укажите слово, в корне которого
    парный согласный надо проверять парный согласный надо проверять
    1) зубик 1) дуб
    2) зуб 2) дубок
    3) зубастый 3) дубовый
    3. Ученик подбирал проверочные 3. Ученик подбирал проверочные
    слова. Укажите его ошибку. слова. Укажите его ошибку.
    1) лес - леса 1) город – города
    2) хлеб – хлебец 2) глаз – глазки
    3) сторож – сторожка 3) голос – голоса

    V. Итог урока.

    -Какое задание было интересно выполнять? Были трудности при выполнении заданий?

    VI. Задание на дом.

    На доске картина «Зимние забавы». Назовите слова с парной согласной на конце слова.

    Дома придумайте и напишите 3 -4 предложения с этими словами.

    Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?
    герб — гербы
    часы — час
    плод — плоды
    стриж — стрижи
    мороз — морозы
    карандаш — карандаши
    • Спишите. Подчеркните в словах орфограммы.
    • Какие способы проверки правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости−звонкости согласным звуком в корнях будут общими? А какие различными?

    Решение

    г е рб − г е рбы́

    ч а сы́ − ч а с
    плод − пл о ды́

    стри ж − стриж и́
    м о роз − м о рóзы

    карандá ш − карандаш и́
    Чтобы правильно написать данные слова, надо знать правила о безударных гласных в корне слова, о правописании слов с парным по глухости−звонкости согласным на конце слова, о сочетаниях ча−ща, жи−ши.

    Общие способы проверки: чтобы проверить правописание слов с безударным гласным звуком и парным по глухости−звонкости согласным звуком в корнях, надо изменить слово или подобрать однокоренное.
    Различие в способах проверки: проверочным словом для правописания слов с безударным гласным звуком станет слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. Проверочным словом для парного по глухости−звонкости согласного звука станет слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [ н ].

    Читайте также: