Григорий пирогов кто это

Обновлено: 01.05.2024

Немногие сегодня знают о жизни и творчестве братьев Пироговых, чьи голоса, талант, вошли в золотой фонд отечественной оперы.

Братья Пироговы: Плывут над Окой голоса.

Где еще в мире есть подобное — пятерым родным братьям природа подарила мощные, неповторимые голоса.

Кто бывал на Оке, навряд ли позабудет ее причудливые петли, бесчисленные острова, сочные заливные луга и прибрежные покосы. Эту великую русскую ширь, теплую, золотую синеву. Именно здесь, неподалеку от есенинского Константинова, в селе Новоселки, и жила семья Пироговых.

Пять сыновей и пять дочерей было у Степана Ивановича и Марфы Нефедьевны. Природа щедро наградила всех братьев могучими, чистыми голосами:

  • Григория,
  • Ивана,
  • Михаила,
  • Алексея
  • и Александра.

Четверо из них стали профессиональными певцами. Причем трое: Григорий, Александр и Алексей — солистами Большого театра.

Основатель династии, Григорий к восемнадцати годам обладал довольно сильным басом. После переезда семьи в Рязань его пригласили петь в церковный хор, который и стал первой музыкальной школой будущего оперного певца. Затем он поступает в музыкально-драматическое училище, после окончания которого, осенью 1909 года, заключает контракт с Императорским Мариинским театром. Уже через год — Григорий — на сцене Большого театра. После блестящего дебюта его принимают в основной состав труппы и доверяют петь ответственные басовые партии.

Григорию повезло: работая на одной сцене с великим Шаляпиным, он тем не менее не затерялся, сумел приобрести всероссийскую известность. Это объясняется,

  • во-первых, репертуаром Григория Степановича, отличным от шаляпинского,
  • во-вторых, у певцов был разный подход в создании образов: если Шаляпин делал упор на актерской игре, то Пирогов предпочитал игру голосом – менял характер звучания, тембровую окраску звука.

После эмиграции Ф.И. Шаляпина Григорий Пирогов по праву считался в России басом номер 1.

Во многом благодаря ему стали певцами Михаил, Алексей и Александр. Михаил, обладавший в семье лучшим голосом, был больше известен как знаменитый рязанский протодьякон. По настоянию старшего брата Григория в 1918 году Михаил решает стать оперным певцом. Но так как по церковным канонам выступать на сцене посвященному в церковный сан возбранялось, он идет на аудиенцию к Святейшему Патриарху Тихону, который, рассмотрев его прошение, накладывает резолюцию: “Пой, но без приплясу”.

Михаил становится солистом “Свободной оперы” С.И. Зимина. Но будучи от природы человеком очень скромным, стеснительным, дальше исполнения второстепенных ролей он не пошел. При этом продолжал служить протодьяконом в Богоявленском соборе.У Алексея Степановича Пирогова тоже был очень сильный, красивый голос. Под вилянием “поющих” братьев Алексей идет работать в Большой театр, где и выступает с 1931 по 1948 год.

По свидетельству многих очевидцев, он наряду с Батуриным и Рейзеном, считался одним из лучших исполнителей партии Досифея в опере Мусоргского “Хованщина”. Пел партию Митьки Коршунова в опере Дзержинского “Тихий дон”. Самый младший, Александр Пирогов, также выдвигается в ряд ведущих оперных исполнителей — на сцене Большого театра исполняет ведущие басовые партии — Бориса Годунова, Мефистофеля, Ивана Сусанина.

Не забывает и о русской народной песне — сыну рязанского крестьянина она особенно дорога. Как-то на концерте Александра Степановича присутствовал Буденный, в знак благодарности за изумительное исполнение он подарил певцу. лошадь. Александр передарил эту лошадь на свою родину — местному совхозу. Одним из первых он стал народным артистом СССР, получил Сталинскую премию.

Только побывав на Оке, начинаешь понимать, почему Пироговы стали петь: здесь какая-то особенная синь.

Да, щедра земля русская на таланты. Тем и велика, непобедима! Какие бы жестокие ветры ни обрушивались на нас, какие бы невзгоды ни выпадали, стоит Русь, подпирает синеву, одаривает весь мир и светом, и песней. Стоит и будет стоять – главное не растерять, не забыть: кто мы, откуда взялись, где исконные начала нашей крови, нашего духа.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Немногие сегодня знают о жизни и творчестве братьев Пироговых, чьи голоса, талант, вошли в золотой фонд отечественной оперы.

Братья Пироговы: Плывут над Окой голоса.

Где еще в мире есть подобное — пятерым родным братьям природа подарила мощные, неповторимые голоса.

Кто бывал на Оке, навряд ли позабудет ее причудливые петли, бесчисленные острова, сочные заливные луга и прибрежные покосы. Эту великую русскую ширь, теплую, золотую синеву. Именно здесь, неподалеку от есенинского Константинова, в селе Новоселки, и жила семья Пироговых.

Пять сыновей и пять дочерей было у Степана Ивановича и Марфы Нефедьевны. Природа щедро наградила всех братьев могучими, чистыми голосами:

  • Григория,
  • Ивана,
  • Михаила,
  • Алексея
  • и Александра.

Четверо из них стали профессиональными певцами. Причем трое: Григорий, Александр и Алексей — солистами Большого театра.

Основатель династии, Григорий к восемнадцати годам обладал довольно сильным басом. После переезда семьи в Рязань его пригласили петь в церковный хор, который и стал первой музыкальной школой будущего оперного певца. Затем он поступает в музыкально-драматическое училище, после окончания которого, осенью 1909 года, заключает контракт с Императорским Мариинским театром. Уже через год — Григорий — на сцене Большого театра. После блестящего дебюта его принимают в основной состав труппы и доверяют петь ответственные басовые партии.

Григорию повезло: работая на одной сцене с великим Шаляпиным, он тем не менее не затерялся, сумел приобрести всероссийскую известность. Это объясняется,

  • во-первых, репертуаром Григория Степановича, отличным от шаляпинского,
  • во-вторых, у певцов был разный подход в создании образов: если Шаляпин делал упор на актерской игре, то Пирогов предпочитал игру голосом – менял характер звучания, тембровую окраску звука.

После эмиграции Ф.И. Шаляпина Григорий Пирогов по праву считался в России басом номер 1.

Во многом благодаря ему стали певцами Михаил, Алексей и Александр. Михаил, обладавший в семье лучшим голосом, был больше известен как знаменитый рязанский протодьякон. По настоянию старшего брата Григория в 1918 году Михаил решает стать оперным певцом. Но так как по церковным канонам выступать на сцене посвященному в церковный сан возбранялось, он идет на аудиенцию к Святейшему Патриарху Тихону, который, рассмотрев его прошение, накладывает резолюцию: “Пой, но без приплясу”.

Михаил становится солистом “Свободной оперы” С.И. Зимина. Но будучи от природы человеком очень скромным, стеснительным, дальше исполнения второстепенных ролей он не пошел. При этом продолжал служить протодьяконом в Богоявленском соборе.У Алексея Степановича Пирогова тоже был очень сильный, красивый голос. Под вилянием “поющих” братьев Алексей идет работать в Большой театр, где и выступает с 1931 по 1948 год.

По свидетельству многих очевидцев, он наряду с Батуриным и Рейзеном, считался одним из лучших исполнителей партии Досифея в опере Мусоргского “Хованщина”. Пел партию Митьки Коршунова в опере Дзержинского “Тихий дон”. Самый младший, Александр Пирогов, также выдвигается в ряд ведущих оперных исполнителей — на сцене Большого театра исполняет ведущие басовые партии — Бориса Годунова, Мефистофеля, Ивана Сусанина.

Не забывает и о русской народной песне — сыну рязанского крестьянина она особенно дорога. Как-то на концерте Александра Степановича присутствовал Буденный, в знак благодарности за изумительное исполнение он подарил певцу. лошадь. Александр передарил эту лошадь на свою родину — местному совхозу. Одним из первых он стал народным артистом СССР, получил Сталинскую премию.

Только побывав на Оке, начинаешь понимать, почему Пироговы стали петь: здесь какая-то особенная синь.

Да, щедра земля русская на таланты. Тем и велика, непобедима! Какие бы жестокие ветры ни обрушивались на нас, какие бы невзгоды ни выпадали, стоит Русь, подпирает синеву, одаривает весь мир и светом, и песней. Стоит и будет стоять – главное не растерять, не забыть: кто мы, откуда взялись, где исконные начала нашей крови, нашего духа.

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

ПИРОГОВ Григорий Степанович (1885–1931)

Артист оперы (бас-кантанте) и камерный певец. Родился 12(24).1.1885 в селе Новосёлки, ныне Рязанской области, в крестьянской семье. Брат певцов Алексея и Михаила Пироговых, народного артиста СССР Александра Пирогова . В 1898 переехал с родителями в Рязань, где работал в плотницкой артели. С 16 лет пел в церковном хоре, где под руководством регента Климова изучал нотную грамоту. В 1903—08 обучался пению в Московском музыкально-драматическом училище у М. Медведева, затем у Л. Донского, Одновременно работал в чаеразвесочной купца В. Перлова и пел в содержащемся на его средства церковном хоре под руководством Ф. Иванова. После окончания обучения работал в Ростове-на-Дону в антрепризе Г.Шумского, в Мариинском театре в Питербурге. В 1910—15 и 1917—21 солист Большого театра. В сезоне 1915/16 пел в Одесском оперном театре, в 1916/17 — в петроградском Народном доме (антреприза А. Аксарина). В начале 1920-х выступал в «Свободной опере С. Зимина». В 1930 пел в московском Втором государственном академическом театре оперы и балета. Выступал как камерный певец. Давал сольные концерты и много гастролировал по стране (Киев, Тамбов, Рязань, Нижний Новгород, Казань, Тверь, Тифлис) и за рубежом (Будапешт, Берлин, Бухарест, Прага, Копенгаген), участвовал в благотворительных концертах. Обладал сильным, полнозвучным и ровным во всех регистрах голосом мягкого «виолончельного» тембра и широкого диапазона (свыше 2-х октав). За 22 года сценической деятельности исполнилл более 50-и разнохарактерных партий, в том числе: Вотан («Валькирия» Р. Вагнера), Гунтер («Гибель богов» Р. Вагнера), Царь Салтан («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова), Руслан («Руслан и Людмила» М. Глинки), Владимир Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Борис Годунов («Борис Годунов» М. Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), граф Томский («Пиковая дама» П. Чайковского), Додон («Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова). Камерный репертуар включал произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, Н. Римского-Корсакова, М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, А. Спендиарова, С. Василенко. С большим мастерством исполнял русские народные песни «Дубинушка», «Эй, ухнем», «Вот мчится тройка почтовая», «Ты взойди, солнце красное». Скончался 20.2.1931 в Ленинграде.

ПИРОГОВ Леонид Григорьевич (1910–1968)

Актёр. Родился в 1910 в семье оперного певца Григория Пирогова. Окончил театральную студию под руководством Ю. Завадского. Был артистом Ростовского театра драмы, Театра им. Моссовета, Театра-студии киноактёра. Снялся более чем в 40 фильмах, в том числе: «Первая Конная» (1941), «Здравствуй, Москва!» (1945), «Миклухо-Маклай» (1947), «Падение Берлина» (1949), «Композитор Глинка» (1952), «Вихри враждебные» (1953), «Судьба барабанщика» (1955), «К Чёрному морю» (1957), «Дуэль» (1961), «Служили два товарища» (1968). Принимал участие в озвучивании мультфильмов, в том числе: «Дядя Стёпа» (1935), «Мойдодыр» (1939), «Сказка о царе Салтане» (1943), «Конёк-горбунок» (1947), «Снегурочка» (1954), «Кошкин дом» (1958), «Сказка о Золотом Петушке» (1967). Работал на радио. Скончался 15.4.1968 в Москве.

ПИРОГОВА Людмила Леонидовна (1939–2010)

Актриса. Заслуженная актриса РСФСР (11.2.1991). Родилась 21.7.1939 в Москве. В 1960 году окончила Театральное училище имени М.С. Щепкина (курс В. И. Цыганкова). С 1960 — актриса Малого театра. Сыграла более чем в 30 спектаклях, в том числе: Саша («Село Степанчиково и его обитатели» Ф. Достоевского), Голубева («Коллеги» В. Аксёнова), Лизанька («Горе от ума» А. Грибоедова), Соня («Дачники» М. Горького), Аксюша («Лес» А. Островского), Варя («Вишнёвый сад» А. Чехова), Фиби («Человек, который смеётся» В. Гюго). Снималась в кино. Награждена медалями «За освоение целины» (1966), «Ветеран труда» (1988), «В память 850-летия Москвы» (1997), российской медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (1999). Скончалась 19.1.2010 в Москве.

Вместе с Г.С., Л.Г. и Л.Л. Пироговыми похоронены:
Петрова Евдокия Петровна (1868–1935), домовладелица;
Пирогова Александра Ивановна (1888–1981), дочь Е.Петровой, жена Г.Пирогова;
Пирогова Ирина Григорьевна (1921–2002);
Пирогов Григорий Григорьевич (1928–2008), политолог, доктор политических наук, кандидат экономических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН.

Нет изображения

Григо́рий Степа́нович Пирого́в (12 [24] января 1885 [2] , село Новосёлки — 20 февраля 1931 года, Ленинград) — русский певец (бас), певцами стали все его братья — Александр, Алексей, Михаил.

Содержание

Биография и творчество

Из крестьянской семьи. В 1898 году переехал с родителями в Рязань, работал в плотницкой артели. С 16 лет пел в церковном хоре. В 1903 поступил в Московское музыкально-драматическое училище, обучался пению у М. Е. Медведева и Л. Д. Донского [3] до 1908 года, параллельно работая на чаеразвесочной фабрике купца В.Перлова и выступая в содержавшемся на его средства церковном хоре. Пытался поступить в Большой театр, был принят в Мариинский театр, дебютировал в 1909 в партии Нилаканты (опера Делиба Лакме). В 1910—1915, 1917—1921 — солист Большого театра, выступал также в Одесском оперном театре, петроградском Народном доме. С 1921 пел в операх и давал сольные концерты в Сибири, на Урале, на Украине, в Закавказье и Узбекистане. Гастролировал в Будапеште (1914), Риге (1923), Берлине (конец 1923 — начало 1924), Бухаресте, Праге и Копенгагене (лето 1924).

25 ноября 1930 в Большом зале Московской консерватории состоялся последний концерт певца.

Творческая характеристика

Обладал голосом широкого диапазона (свыше двух октав), что позволяло ему исполнять басовые и баритоновые партии. Выступления певца отличались огромной эмоциональной силой. За 22 года на сцене Г.Пирогов исполнил 52 разнохарактерные партии, из них 28 — в русском репертуаре. Особенно он прославился исполнением партий Руслана (Руслан и Людмила Глинки), Бориса Годунова, Досифея (Борис Годунов, Хованщина Мусоргского), Мельника («Русалка» Даргомыжского), Мефистофеля (Фауст Гуно), Вотана (Валькирия Вагнера). С успехом исполнял также русские народные песни.

Признание



В 1932 по ходатайству работников Московско-Окского речного пароходства один из лучших окских пароходов был назван именем певца. В 1966 имя братьев Григория и Александра Пироговых присвоено Рязанскому музыкальному училищу.

Литература

  • Ремезов И. Г. С. Пирогов. - М.; Л., 1951.

Примечания

  1. ↑ Ныне — Рыбновский район Рязанской области.
  2. ↑Большая биографическая энциклопедия
  3. ↑ Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Том 4. Окунев — Симович. 976 с ил. М.: Советская энциклопедия, 1978 год

Ссылки

  • Биография Григория Пирогова на Биография.ру
  • Теплоход, названный в честь Григория Пирогова
  • История Рязанского края: «Дебют Григория Пирогова»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Сухобезводное
  • Сарксский диалект

Смотреть что такое "Пирогов, Григорий Степанович" в других словарях:

Пирогов Григорий Степанович — Пирогов, Григорий Степанович Эта статья содержит заготовку карточки музыкального деятеля. Помогите проекту, заполнив её. Григорий Степанович Пирогов (12 (24) января 1885(18850124), село Новосёлки Рязанской губернии 20 февраля 1931, Ленинград) … … Википедия

ПИРОГОВ Григорий Степанович — (1885 1931) российский певец (бас). Брат А. С. Пирогова. В 1910 1921 в Большом театре … Большой Энциклопедический словарь

Пирогов, Григорий Степанович — [12(24).1. 1885, с. Новоселки Рязан. губ., ныне Рязан. обл. 20.2.1931, Ленинград, похоронен в Москве] арт. оперы (бас кантанте) и камерный певец. Брат певцов Александра, Алексея и Михаила Пироговых. Род. в крестьянской семье. В 1898 переехал с… … Большая биографическая энциклопедия

Пирогов Григорий Степанович — (1885 1931), певец (бас). Брат А. С. Пирогова. В 1910 21 (с перерывом) в Большом театре. Прославился как камерный певец (в том числе за рубежом). * * * ПИРОГОВ Григорий Степанович ПИРОГОВ Григорий Степанович (1885 1931), российский певец (бас).… … Энциклопедический словарь

Пирогов Григорий Степанович — (1885, село Новосёлки Рязанской губернии — 1931, Ленинград), певец (бас). Из крестьянской семьи, брат . В 1903—08 обучался пению в музыкально драматическом училище Московского филармонического общества (у М.Е. Медведева и Л.Д. Донского) … Москва (энциклопедия)

Пирогов, Александр Степанович — Александр Степанович Пирогов Основная информация Дата рождения 22 июля (4 августа) 1899(1899 08 04) Место рож … Википедия

Григорий Степанович Пирогов — Пирогов, Григорий Степанович Эта статья содержит заготовку карточки музыкального деятеля. Помогите проекту, заполнив её. Григорий Степанович Пирогов (12 (24) января 1885(18850124), село Новосёлки Рязанской губернии 20 февраля 1931, Ленинград) … … Википедия

Пирогов, Григорий — Степанович Эта статья содержит заготовку карточки музыкального деятеля. Помогите проекту, заполнив её. Григорий Степанович Пирогов (12 (24) января 1885(18850124), село Новосёлки Рязанской губернии 20 февраля 1931, Ленинград) русский певец (бас) … Википедия

Григорий Пирогов — Пирогов, Григорий Степанович Эта статья содержит заготовку карточки музыкального деятеля. Помогите проекту, заполнив её. Григорий Степанович Пирогов (12 (24) января 1885(18850124), село Новосёлки Рязанской губернии 20 февраля 1931, Ленинград) … … Википедия

Пирогов (фамилия) — Пирогов фамилия. Известные носители Пирогов, Николай Иванович (1810 1881) русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, член корреспондент РАН. Пирогов, Александр Степанович (1899 1964) советский оперный певец (бас),… … Википедия

«Песнопевец Господень».

Певческая плеяда братьев Пироговых происходила из села Новоселки Рязанской губернии. Все пятеро — Григорий, Михаил, Иван, Алексей и Александр — обладали мощнейшими басами. Еще их деда — ямщика Ивана — за голос прозвали в округе «колоколом Ивана Великого». Отец, столяр Степан Иванович, в артели которого сыновья работали, тоже любил попеть, правда, на пение он смотрел как на забаву, рассчитывая, что отпрыски пойдут по его стопам. Однако вскоре старший, Григорий, ослушавшись воли родителя, убежал в Москву учиться и в конце концов оказался на театральной сцене. За ним потянулись остальные, также ставшие, кроме умершего молодым Ивана, профессиональными оперными певцами.

Считается, что известность фамилии Пироговых принесли в основном Григорий и Александр. Уникальный диапазон голоса Григория Пирогова позволял ему исполнять как басовые, так и баритоновые партии. Современник Шаляпина, он был, пожалуй, единственным его достойным соперником в исполнении роли Бориса Годунова, а когда тот уехал за рубеж, остался басом номер один в России. После смерти Григория эстафету подхватил Александр Пирогов (в 1999 году отмечалось 100 лет со дня его рождения). В 1940-1950 годах он занимал положение одного из ведущих отечественных оперных исполнителей. Знатоки помнят и Алексея Степановича Пирогова, моего деда, солиста Большого театра, хотя и обладавшего более скромными вокальными данными, но прекрасного актера. Его устные рассказы использованы в данной публикации.
А вот о Михаиле Пирогове (1887-1933) меломаны почти ничего не знают. Он упоминается только в связи с братьями. Известно, что в 1913-1914 годах он учился в музыкальном училище Московского филармонического общества, выступал на концертах вместе с Александром и Григорием, в 1922-1923 годах работал солистом Свободной оперы Зимина. Между тем, по единодушному признанию тех же братьев, у Михаила был лучший голос в семье. Он «легко брал любую ноту от до большой октавы до ля первой октавы, крайние ноты звучали естественно и полно»1. Только посвятил свой дар Михаил Степанович не искусству, а Богу.
Многие знаменитые оперные певцы первой половины ХХ столетия пришли на сцену из церкви. Именно в православных храмах они получали первые уроки нотной грамоты, учились стройному хоровому пению, обретали чистоту голосовых интонаций (здесь можно назвать народных артистов СССР Максима Михайлова и Алексея Иванова). Церковный хор стал первой вокальной школой и для братьев Пироговых. Однако не все таланты искали славы на сценических подмостках. Конец XIX века — время расцвета церковного пения, имевшего своих выдающихся представителей. Духовные певцы пользовались славой не меньшей, чем светские, — например, архидиакон Константин Розов, протодиаконы Михаил Холмогоров и Сергий Туриков. На службы с их участием сходились не только прихожане, но и любители церковного пения со всей Москвы.
В числе «песнопевцев господних» остался и Михаил Степанович Пирогов. Это был здоровенный, но застенчивый юноша с мягким характером и доброй душою. В дружеском кругу он чаще молчал, боясь своим раскатистым басом оглушить собеседников. Его старшая сестра Пелагея вспоминала, что Михаил с детства отличался чистосердечной любовью к Богу: любил посещать церковь, всегда исправно читал утреннее и вечернее молитвенное правило. Видимо, поэтому, отучившись в музыкальном училище Московского филармонического общества, он вернулся в родную Рязань и начал петь в соборе, где в скором времени был рукоположен в диаконы.
Протодиакон Михаил сразу же привлек к себе всеобщее внимание — не только полнозвучным басом, но и двухметровым ростом, богатырским телосложением, красивым спокойным лицом, обрамленным волнистыми русыми волосами. Вот как описывает службу с его участием выдающийся русский баритон Алексей Иванов: «В праздники, если к тому же служил Михаил Пирогов, народу в соборе собиралось столько, что, как говорится, яблоку было негде упасть. Особенно сильно звучали у Михаила Евангелие и многолетие, когда он демонстрировал во всей полноте диапазон и мощь своего оригинального баса. Начиная читать Писание с самых низких басовых нот, он полутонами повышал речитатив и в верхнем регистре наконец поражал собравшихся громовой силой своего голоса, раскатисто гудевшего под куполом храма. Знатоки, затаив дыхание, слушали его, определяя камертоном, с какой ноты Михаил начал чтение и на какой закончил»2.
После Рязани очевидцами его «богослужебного искусства» стали жители Риги. Назначенный сюда бывший ректор Рязанской духовной семинарии епископ Иоанн пригласил Михаила служить в православном рижском кафедральном соборе. Постепенно имя протодиакона становится все более известным. Ему доводилось служить в московском Богоявленском соборе и в храме Христа Спасителя.
После смерти Михаила Пирогова в его семье какое-то время хранилась фотография, на которой он был запечатлен вместе с императорской семьей (на снимке наследник цесаревич Алексей, высоко задрав голову, смотрит на двухметрового гиганта в парадном диаконском облачении), и золотые часы фирмы Павла Буре с дарственной надписью от самого Государя Николая Александровича. Реликвии не сберегли, не удалось и точно установить, когда и при каких обстоятельствах протодиакон удостоился столь высокой чести. По семейному преданию, это произошло в Риге, где августейшая семья присутствовала на службе с его участием. Тогда же Император, вероятно, пригласил Михаила Пирогова служить в соборе Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Существуют воспоминания некоего Гаврилина: «Поехал я после праздника работать в Рязани у Степана Ивановича Пирогова, отца артистов Григория и Александра. Тогда, весной 1909 года, Григорий был уже артистом, Александр еще подростком, а их брат Михаил протодиаконом. И так как у меня был голос отличный, тенор, часто мы с Михаилом певали на два голоса «тройку почтовую». Голос у Михаила был редкостный, Шаляпин в сравнении с ним был мелочь, но славы Михаил не получил, потому что стал дворцовым протодиаконом. А попал туда во время Бородинского юбилея, когда провозгласил многолетие Николаю Второму. Царь, как услышал голос, сразу забрал его к себе»3.
Впрочем, Михаилу Пирогову приходилось выступать и на оперной сцене — сказалось влияние знаменитых братьев. До революции петь в опере посвященному в сан возбранялось. При советской власти запрет утратил силу, однако, оставаясь глубоко верующим, Михаил Степанович обратился с прошением к Патриарху Тихону, который наложил резолюцию: «Петь разрешаю, но без припляса»4. В 1922 году Михаил становится солистом Свободной оперы Зимина, где в «Демоне» А.Г.Рубинштейна играл роль старого слуги (Григорий — Демона, Александр — Гудала), а в «Хованщине» М.П.Мусоргского исполнял партию Ивана Хованского. Знатоки были разочарованы: певец вел себя неуверенно, явно не дотягивал в смысле музыкально-сценической выразительности, выбивался из ритма, голос его на сцене терял красоту тембра, звучал слабо. Одним словом, не лежала у Михаила Степановича душа к лицедейству. Эпизодически выступая во второстепенных ролях, он вплоть до своей смерти в 1933 году продолжал служить в Богоявленском соборе в Москве — тут было его истинное поприще.

Есенинское село Константиново и пироговское Новоселки — соседи. Меня всегда интересовало, сталкивался ли в жизни с поэтом кто-нибудь из братьев Пироговых? Рязанский краевед Д.А.Коновалов предположил, что с ним мог быть знаком только старший брат — Григорий5. Но в 1995 году отыскалось неоспоримое доказательство существования тесной дружбы между Есениным и Михаилом Пироговым — в заметке профессора Духовной академии А.Георгиевского: «В это время я увидел сидящим за столом Сергея Есенина, окруженного мужчинами и женщинами. Подошел ближе, поздоровался с ним (мы были знакомы, я приглашал его на литературные вечера в ГИС) и увидел рядом с ним знаменитого протодиакона Михаила Пирогова, брата великого артиста Григория и народного артиста СССР Александра Пироговых. С Михаилом Пироговым мы были друзьями, он часто по праздникам служил в моем родном Ильинском храме в Черкизове, где мы встречались и подружились. Он очень был рад, что я пришел и что знаком с Есениным, и сказал, что мы сейчас воспоем Сергею Александровичу «Многая лета», и просил меня продирижировать — вторить ему многолетие с многочисленными находившимися тогда посетителями. Однако, когда Михаил Пирогов своим дивным бархатным басом произнес: «Моему другу, земляку, рязанцу Сергею Есенину — многая лета», Сергей Александрович неожиданно остановил его и сказал: «Миша, я знаю любовь твою ко мне, но многолетие произнеси по правилу: «Рабу Божию Сергию…»6
Да, оперная карьера Михаилу Пирогову не удалась. Как мы видели, он о ней не очень-то и заботился. Приведем здесь выдержку из книги Людмилы Розовой, дочери великого архидиакона Константина Розова: «Значение диаконского служения в Русской Церкви, да и в Российской истории невозможно переоценить. Ведь именно дьяки трубным голосом возвещали народные радости и беды, начало и конец войны, рождение и кончину царствующих особ. Диаконское чтение на Руси, между прочим, сказалось и на становлении светской высокой речи: на него в XVIII-XIX вв. ориентировались великие актеры, создавшие русскую сценическую декламацию…»7
С этой точки зрения вклад Михаила Степановича Пирогова в музыкальную духовную культуру России неоспорим.

1. Театральная энциклопедия. М., 1963. С.361.
2. Иванов А. Чудо на Оке. М., 1984. С.26-27.
3. Арбатова М. Мне 40 лет. М., 1998. С.140.
4. Жилин Ю. Пироговы — слава и гордость России // Голос Родины. 1991. ? 49; Каргашин С. Певческое племя //Советская Россия. 1997, 19 июня. ? 70; Кирсанова В. Таланты и характеры // Русский вестник. 1991. ? 22-24.
5. Коновалов Д.А. Несостоявшаяся встреча // Рязанский комсомолец. 1980, 4 октября. ? 98.
6. Георгиевский А. Рабу Божию Сергию //Образ. 1995. ? 3.
7. Розова Л.К. Великий архидиакон. М., 1998.

Читайте также: